специальный выпуск
По нашему мнению, в идеале, после создания программы и ее апробации, сертификации программисты больше не нужны. Они совсем не обязаны подписывать каждое заключение экспертизы, выполненное с применением разработанной ими программы. На наш взгляд, здесь уместна аналогия с методикой исследования вещественных доказательств. Ведь разработчик методики после ее утвер-жения не подписывает заключений. Компьютерная программа создается на базе конкретной методики, по сути она является той же методикой, но только формализованной, адаптированной к компьютеру. Здесь компьютер выступает в качестве технического средства, рабочего инструмента эксперта. Все, что раньше делал эксперт вручную, теперь за него выполняет компьютер, но только быстрее, надежнее и эффективнее. Компьютер ничего не создает сам, он только выполняет те команды, которые заложил в нее человек-программист.
Решение же проблемы, связанной с адекватностью алгоритмов обработки изображений, видится нам в создании соответствующих отраслевых стандартов и сертификации определенной линейки программных продуктов, а также фоторегистриру-юших устройств на предмет допустимости их использования в соответствии с основными принципами судопроизводства в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессах13.
1 Зинин А.М. Руководство по портретной экспертизе: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2006. С.44
2 Ростовцев А.В. Преодоление противодействия расследованию, совершённого путём внесения изменений в цифровые дан-
ные // Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: Сб. матер. 51-х криминалистических чтений. М.: Академия управления МВД России, 2010. Ч.1. С. 196.
3 Ароцкер Л.Е. Организационные и процессуальные вопросы использования ЭВМ в экспертной практике. В кн.: Криминалистика и судебная экспертиза. Киев. 1969. Вып.6. С. 189.
4 Ароцкер Л.Е. Организационные и процессуальные вопросы использования ЭВМ в экспертной практике. В кн.: Криминалистика и судебная экспертиза. Киев. 1969. Вып. 6. С. 189.
5 Белкин Р.С., Лифшиц Е.М. Правовое регулирование применения математических методов и ЭВМ в судебной экспертизе: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ МЮ СССР. М., 1987. С. 95.
6 Полевой Н.С. Криминалистическая кибернетика. М., 1989. С. 279.
7 information technology - информационные технологии
8 Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М., 1988. С. 19.
9 Зинин А.М., Подволоцкий И.Н., Юхин С.Н. Использование программы Adobe Photoshop при проведении портретных экспертиз и исследований: Учебно-методическое пособие. М.: Московский университет МВД России, 2002. С.4.
10 Белкин Р. С., Лифшиц Е. М. Правовое регулирование применения математических методов и ЭВМ в судебной экспертизе // Проблемы автоматизации, создания информационно-поисковых систем и применения математических методов в судебной экспертизе: Сб. науч. тр. М., 1987. С. 98.
11 Корухов Ю.Г. Теоретический, методический и процессуальный аспекты комплексных экспертиз и комплексных исследований // Проблемы организации и производства комплексных экспертных исследований: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ МЮ СССР. М.,1985. С. 3.
12 Арсеньев В.Д. Процессуальные проблемы комплексной судебной экспертизы // Теоретические вопросы судебной экспертизы: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ МЮ СССР. М., 1981. Вып. 48.С. 14.
13 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации / Российская газета. № 220, 20.11.2002; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации / Российская газета. № 137, 27.07.2002; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Российская газета. № 256,31.12.2001; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации / Российская газета. № 249, 22.12.2001.
РОЗЫСК БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (по материалам УМВД России по Брянской области)
В.В. Абрамочкин,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Московского областного филиала Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализ статистических данных позволяет говорить о стабилизации оперативной обстановки по розыску без вести пропавших малолетних детей. В то же время количество возбужденных уголовных дел по фактам исчезновений неизменно растет. Обобщение передового опыта по обнаружению
специальный выпуск
без вести пропавших малолетних детей на примере Брянской области позволило определить эффективный алгоритм действий при исчезновении.
Ключевые слова: розыск без вести пропавших малолетних детей, организационные действия на начальном этапе розыска, выдвижение версий, сбор сведений о маршруте движения
SEARCH FOR MISSING MINORS (Based on materials of the Ministry of Internal Affairs
of the Bryansk region)
V.V. Abramochkin,
PhD, Associate professor of criminolistic department of the Moscow regional branchf of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Annotation.The statistical data allow to speak of stabilization of the operative situation on search lost child. However, increases amount of the criminal deals. Generalization of the experience on example Bryanskoy area has allowed to work out efficient list an action.
Keywords: search missing child, organizing actions on initial stage of the search, determination version, collection of the information about route of the motion
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-Ф3 «О полиции» розыск лиц является одним из основных направлений деятельности полиции. При этом на полицию возлагаются обязанности по осуществлению розыска различных категорий объектов, среди которых особо значимы без вести пропавшие. Помимо названного нормативно-правового акта, профильным в плане осуществления непосредственно оперативно-разыскной деятельности является Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», статья 2 которого включает розыск без вести пропавших лиц в число задач ОРД.
Детально розыск без вести пропавших регламентирован на ведомственном уровне. Поскольку решение задач разыскной работы возможно лишь посредством комплексного подхода, в ряде межведомственных инструкций закреплены организационные и тактические особенности рассматриваемой деятельности.
Из всех категорий розыска наиболее резонансной и значимой являются без вести пропавшие малолетние дети (несовершеннолетние, не достигшие 14-летнего возраста).
Проанализировав статистические данные за период с 2008 по 2012 год, в масштабах страны, центрального федерального округа (далее - ЦФО) и Брянской области, по розыску без вести пропавших малолетних, автором были выявлены следующие тенденции:
1. Количество разыскиваемых малолетних. В период с 2008 по 2012 годы прослеживается явное уменьшение количества разыскиваемых с 5561 до 3999 (вся Россия). В 2012 году данный показатель имеет наименьшее значение по сравнению с дру-
гими годами анализируемого периода, что в целом говорит о стабилизации оперативной обстановки по данному направлению.
2. Розыск малолетних прекращен. Количество разысканных на протяжении последних 4 лет (с 2009 г.) сокращалось. В то же время, это обусловлено не отрицательными результатами работы оперативных подразделений, а общим снижением количества лиц, объявленных в розыск.
3. Стали жертвами преступлений. С 2008 г. по 2012 количество малолетних, ставших жертвами преступлений, в целом по России сократилось с 21 до 11. При этом, данный показатель крайне не стабилен, например в ЦФО в 2008 году - 0, а в 2011 - 7, в целом по России в 2009 году - 20, а в 2010 - 7. Следует учитывать и некоторую неточность данного показателя, например, при невозможности определить причину смерти пропавшего, исследуемый показатель не изменяется.
4. Остаток разыскиваемых малолетних. Остаток разыскиваемых как наиболее важный показатель, определяемый таковым ведомственной нормативной базой, на протяжении последних 4 лет (с 2009 г.) в целом по России имеет позитивные тенденции к снижению. В то же время в ЦФО и ряде субъектов, включая Брянскую область, он находится на одном уровне, либо незначительно увеличивается / уменьшается.
5. Количество возбужденных уголовных дел по фактам исчезновения малолетних. В рассматриваемом периоде в целом по России данный показатель неизменно увеличивался. Так, в 2008 году было возбуждено 249 уголовных дел, в 2012 - 288, а за 3 месяца 2013 - 302. В ЦФО и Брянской области количество возбужденных уголовных дел изменялось незначительно (ЦФО от 61 в 2008 г. до 63 в 2012 г.).
специальный выпуск
Исчезновение несовершеннолетнего само по себе является криминальным обстоятельством, а значит допускает возможность возбуждения уголовного дела по ст. 105 или ст. 126 УК РФ, в зависимости от установленных обстоятельств1. Если исчезает малолетний, то уголовное дело возбуждается по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, содержащему квалифицирующий признак в лице малолетнего, или п. «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ.
Следует отметить, что действительно криминальным является не более 0,5% процентов случаев исчезновений, при том что работа по каждому заявлению о пропаже ребенка отнимает громадное количество всевозможных ресурсов. Вследствие чего у ряда практических работников складывается стойкое убеждение в бесполезности такой работы (если большая часть пропавших возвращается домой самостоятельно, независимо от деятельности полиции). Подобное убеждение безосновательно, поскольку и результат, и сам процесс розыска, точнее его активность, напрямую отражаются на уровне доверия населения к органам внутренних дел.
Последнее время информация, представляемая в средствах массовой информации, прочно связывает Брянскую область с пропажей детей. Это исчезновения:
• 11.01.2012 г. Бораборкиной А.С. 2004 г.р. и Маркеловой О.И. 2004 г.р.,
• 11.03.2012 г. Шкапцовой А.А. 2011 г.р.,
• 28.09.2012 г. Устименко В.В. 2001 г.р.,
• 20.04.2013 г. Федорова С.В. 2001 г.р. и Зайцевой М.А. 2001 г.р.
Положительный опыт, наработанный и приобретенный в ходе обнаружения пропавших и (или) раскрытия данных преступлений, обобщен в УМВД по Брянской области и используется в практической деятельности. Некоторые направления такой деятельности заслуживают особого внимания.
1. Организационные действия на начальном этапе розыска
1) Ввиду чрезвычайной значимости жизни каждого ребенка на место происшествия незамедлительно выезжала следственно-оперативная группа в полном составе во главе с начальником УМВД России по Брянской области. Участие руководителя областного УМВД в первоначальных мероприятиях не только улучшало взаимодействие между органами и подразделениями, но и позволяло более эффективно реализовывать на практике принципы своевременности и наступательности при проведении и планировании ОРМ. Приказом начальника УМВД России по Брянской области на месте создавался временный оперативный штаб.
2) Личный состав нескольких территориальных отделов и областного управления поднимался по тревоге. Информация (в необходимых пределах) передавалась в администрацию района и МЧС. Позитивной особенностью такой работы являлось незамедлительное привлечение общественности.
Довольно актуальной такая помощь становилась при исчезновении ребенка в лесных массивах. При розыске В.В. Устименко в соответствии с инструкцией об организации комплексных мер по розыску детей и других лиц, находящихся в беспомощном состоянии (Указание ДепУР МВД России от 02.12.2010 года № 6/11066) были организованы поисковые мероприятия совместно с представителями общественности и сотрудниками МЧС. К сожалению, в последующем труп пропавшей был обнаружен именно на том участке, где поисковые мероприятия осуществлялись МЧС.
3) Ориентирование личного состава на розыск детей не ограничивалось сотрудниками Брянского гарнизона полиции и соседних субъектов, а было расширено на сотрудников других учреждений (пограничного управления УФСБ, УФСКН, УФСИН, таможенного управления, частных охранных организаций, учреждений здравоохранения и детских социальных приютов, операторов такси), кроме этого, ориентировались наши коллеги из Республики Украина и Республики Беларусь.
4) Незамедлительно информация о розыске размещалась в региональных средствах массовой информации. Следует учесть, что подобная информация не оставляет равнодушным большую часть населения, что дает органам внутренних дел дополнительные возможности по получению оперативно значимой информации.
2. Выдвижение версий
Для оптимизации деятельности по установлению местонахождения пропавшего она должна быть структурирована и проводиться на основе плана. Планирование разыскной работы осуществляется на основе разыскных версий2. Общими версиями, в том числе при розыске малолетних, выступают следующие:
а) пропавший стал жертвой преступления;
б) пропавший умер, погиб, испытал обострение болезни, которое лишило его памяти;
в) пропавший по каким-либо причинам не считает нужным сообщать о своем местонахождении, либо умышленно скрывает его.
Помимо общих версий необходимо выдвижение частных, типичных и конкретных версий, для которых требуется анализ оперативно-розыскных характеристик личности вероятного преступника,
специальный выпуск
особенностей личности и поведения потерпевшего, особенностей противодействия вероятного пре-ступника3.
Например, по факту исчезновения А.А. Шкап-цовой 03.06.2011 г.р. выдвигались следующие версии:
1) Похищение малолетней осуществлено лицами, ранее судимыми за совершение аналогичных преступлений против личности, психически больные люди, склонные к совершению указанных преступлений, а также лица цыганской национальности.
2) Похищение малолетней осуществлено лицами, не имеющими физиологической возможности родить собственных детей, для последующего удочерения.
3) Инсценировка похищения малолетней ее матерью, родственниками и знакомыми с целью сокрытия неосторожного причинения смерти или убийства последней.
4) Инсценировка похищения малолетней с целью ее последующей продажи, либо изъятия органов или тканей для трансплантации.
По большинству других фактов исчезновения малолетних выдвигались следующие версии:
1) Преступление совершено лицами из круга общения пропавших или лицами, обучающимися с ними в одном учебном учреждении.
2) Преступление совершено родственниками.
3) Преступление совершено лицами, склонными к совершению насильственных преступлений, в том числе сексуального характера, в отношении малолетних.
4) Пропавшие стали жертвой несчастного случая.
5) Пропавшие самовольно покинули место своего проживания и не желают сообщать сведения о своем местонахождении.
С учетом дефицита первичной информации при формулировании версий на первое место выходят данные о личности пропавшего, включая психоэмоциональное состояние и круг его связей (родственные, по месту жительства, по месту учебы, если пропавший переезжал, связи с предыдущих мест). Следует учесть, что на необходимость детального изучения связей разыскиваемого, начиная с 1980-х годов, указывали в своих трудах В.А. Лукашов, В.М. Атмажитов и другие исследователи4.
Ввиду большой информативности справки о личности, целесообразно прилагать к ней схему связей5. В целях активизации работы в данном направлении еще в 2005 году в УВД по Брянской об-
ласти были разработаны методические указания по составлению схем связей. В ОВД области были направлены информационные письма, обязывающие составлять схемы связей в соответствии с разработанными образцами и помещать их в дела оперативного учета.
3. Особенности сбора сведений о возможном маршруте движения пропавшего
Сбор сведений о возможном маршруте движения пропавшего в интересующем районе следует вести одновременно по нескольким направлениям:
1) работники всех организаций,
2) жители многоквартирных и частных домов,
3) дачники (дачный массив),
4) лица, использовавшие сотовый телефон в определенном месте (маршруте),
5) водители и пассажиры транспортных средств, предположительно находившиеся в определенном месте (маршруте), в том числе оборудованных видеорегистраторами.
Завершая краткое рассмотрение исследуемой проблематики, автор приходит к выводу о том, что для повышения эффективности розыска без вести пропавших малолетних требуется проведение комплекса различных по характеру действий. Действия, описанные в настоящей работе, являются лишь частью такого комплекса. При этом их проведение изначально минимизирует возможные недочеты в работе и повышает шансы на скорейшее обнаружение ребенка.
1 Приказ Генпрокуратуры РФ № 70, МВД РФ № 122 от 27.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан» // Законность. № 5. 2010.
2 Букейханов П.Е. Аспекты стратегии и тактики розыска пропавших без вести. Методы поиска совершеннолетних лиц, пропавших без вести при некриминальных обстоятельствах. М.: Московский университет МВД России, 2005. С.11.
3 См., например: Буряков Е.В. Оперативно-розыскное учение о розыске: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2011. С. 96.
4 См., например: Лукашов В.А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Раздел 5. Организация и тактика розыскной работы органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Олейника П.А. М.: Академия МВД СССР, 1980. С.101.
5 Абрамочкин В.В. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и уклонившихся от исполнения уголовного наказания: Монография. Брянск: Брянский филиал МосУ МВД России, 2008. С.187-193.