Научная статья на тему 'Розувастатин в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний'

Розувастатин в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
526
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розувастатин / профилактика / атеросклероз. / rosuvastatin / prevention / atherosclerosis.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Г.Г. Бедельбаева, Ж.М. Нурмаханова, А.Н. Аскарбаева

Розувастатин эффективен как при первичной профилактике у людей с факторами риска, так и при вторичной профилактике, т.е. у больных с манифестированными заболеваниями атеросклеротического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Г.Г. Бедельбаева, Ж.М. Нурмаханова, А.Н. Аскарбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROSUVASTATIN IN THE PREVENTION OF CARDIOVASCULAR DISEASE

Rosuvastatin is effective as primary prevention in people with risk factors and secondary prevention, ie in patients with manifest atherosclerotic disease character.

Текст научной работы на тему «Розувастатин в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний»

УДК: 615.225.3-615.03

Г.Г. БЕДЕЕЛЬБАЕВА, Ж.М. НУРМАХАНОВА, А.Н. АСКАРБАЕВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Кафедра терапии Института последипломного образования

РОЗУВАСТАТИН В ПРОФИЛАКТИКЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Розувастатин эффективен как при первичной профилактике у людей с факторами риска, так и при вторичной профилактике, т.е. у больных с манифестированными заболеваниями атеросклеротического характера. Ключевые слова: розувастатин, профилактика, атеросклероз.

Сердечно сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной преждевременной смерти и инвалидности в большинстве популяций, что приводит к увеличению затрат на медицинскую помощь.

Опыт развитых стран, добившихся значительного снижения смертности от ССЗ, указывает на необходимость активно

- артериальная гипертония - 40% населения;

- гиперхолестеринемия - 56%;

- курение - 15,5% - женщин и 60% - мужчин;

- дефицит фруктов и овощей в рационе - 12,9%;

- избыточная масса тела - 12,1%;

- психоэмоциональное напряжения в виде депрессии легкой степени составляет 24%, средней тяжести 16%, тяжелой 5-6% [1].

заниматься вопросами профилактики ССЗ, основанной на концепции кардиологических факторов риска [1]. По данным Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины распространенность факторов риска в популяции составляет:

Наибольшую распространенность среди факторов развития ССЗ, как видно больше половины составляет гиперхолестеринемия. В первую очередь, необходимо выявление атерогенной дислипопротеинемии как минимум на уровне обнаружения гиперхолестеринемии (отклонение концентрации ХС в крови в сторону увеличения по сравнению с нормой).

Доказано, что при содержании ХС в сыворотке крови от 5,05,2 ммоль/л риск смерти от ССЗ невелик. При дальнейшем повышении исходного уровня ХС число случаев смерти от ССЗ в течение ближайшего года постепенно возрастает: от 5 случаев на 1000 мужчин при уровне ХС в крови 5,2 ммоль/л до 9 случаев при уровне ХС в крови 6,2-6,5 ммоль/л и до 17 случаев на 1000 мужчин при уровне ХС в крови 7,8 ммоль/л. Мнение о повышении границы допустимого уровня ХС в крови у взрослых с увеличением возраста как нормальном явлении оказалось несостоятельным [2]. В настоящее время основным классом липидоснижающих препаратов, использующихся в лечении ИБС, являются статины, имеющие существенную доказательную базу. Терапия статинами позволяет снизить уровень ХС ЛПНП на 20-60%, ТГ - на 8-15%, повысить уровень ХС ЛПВП на 515%. Длительное применение статинов (не менее 5 лет) снижает частоту смертельных исходов от ИБС и других ССЗ на 25-40%. Это было убедительно продемонстрировано в многоцентровых международных рандомизированных клинических исследованиях, таких как 4S, WOSCOPS, CARE, LIPID, AF/Tex CAPS, HPS [3].

Препарат последнего поколения (IV

генерации) розувастатин является селективным и конкурентным ингибитором ГМГ-КоА-редуктазы, превращающей 3-гидрокси-3-метилглутарил кофермент А в мевалоновую кислоту - предшественник стеролов, включая ХС.

Розувастатин увеличивает количество печеночных рецепторов ХС ЛПНП на поверхности клеток, захват и катаболизм ХС ЛПНП и угнетает синтез ХС ЛПОНП в печени, поэтому уменьшает общее количество частиц ХС ЛПОНП и ХС ЛПНП, повышает содержание ХС ЛПВП, уменьшает размеры атеросклеротической бляшки и увеличивает просвет сосудов, снижает уровень С-реактивного белка. Ингибирование активности ГМГ-КоА-редуктазы приводит к серии последовательных реакций, в результате которых снижается внутриклеточное содержание ХС и происходит

компенсаторное повышение активности ЛПНП-рецепторов и соответственно ускорение катаболизма ХС ЛПНП. Гиполипидемический эффект статинов связан со снижением уровня общего ХС за счет ХС ЛПНП. Снижение уровня ЛПНП является дозозависимым и имеет не линейный, а экспоненциальный характер [4].

Особенностью статинов нового поколения (розувастатин) является то, что они способны снижать уровень ХС у больных с резистентностью к другим гиполипидемическим средствам. Розувастатин оказывает более выраженный гиполипидемический эффект по сравнению с таковым других статинов. Кроме того,

эффективность розувастатина связывают с тем, что он значительно снижает уровень ТГ и лучше повышает уровень ЛПВП.

Розувастатин обладает выраженным гиполипидемическим действием. Проводился ряд рандомизированных клинических исследований, подтвердивших этот факт [5]. В 24-месячном рандомизированном двойном слепом исследовании ORION (Outcome of Rosuvastatin Treatment on Carotid Artery Atheroma: a Magnetic Resonance Imaging Observation) при лечении розувастатином в дозах 5 и 40 мг/сут изучались размер и качественное состояние атером в сонных артериях с помощью УЗИ и магнитно-ядерного резонанса у пациентов с повышенным уровнем ХС и бессимптомным течением болезни. Количество «опасных» (богатых липидами) атеросклеротических бляшек в сонных артериях уменьшилось более чем на 40% [6]. Исследование ASTEROID (A Study to Evaluate the Effect of Rosuvastatin on Intravascular Ultrasound-Derived Coronary Atheroma Burgen) показало свойство розувастатина вызывать регрессию коронарного атеросклероза. В этом открытом несравнительном исследовании установлено, что значительное уменьшение содержания ХС ЛПНП (в среднем до 1,6 ммоль/л) с помощью розувастатина в дозе 40 мг в течение 2 лет вызывало статистически значимую регрессию атеросклеротической бляшки.

В данном исследовании в качестве контроля применялся метод внутрикоронарного УЗИ высокого разрешения. У 507 больных из 53 центров США, Канады, Европы и Австралии исследования проводились с интервалом в 24 мес. Было отмечено снижение уровня ХС ЛПНП со 130,4 до 60,8 мг/дл (снижение на 53,2%, p<0,001), значительно выросло содержание ХС ЛПВП (на 14,7%, p<0,001). Относительный

объем атероматозных бляшек в оцениваемом сегменте коронарной артерии через 24 мес. у 349 пациентов в среднем уменьшился на 0,79% (медиана) (р<0,001). В месте наибольшего сужения артерии объем бляшки уменьшился на 6,1 мм3 (p<0,001), а средний нормализованный общий объем атеромы снизился на 6,8% (медиана) (p<0,001) [7]. При изучении эффективности снижения ХС с использованием розувастатина (MERCURI - Measuring Effective Réductions in Cholesterol Using Rosuvastatin Therapy) в двух (MERCURI I и MERCURI II) сравнительных открытых рандомизированных 16-недельных исследованиях с перекрестным дизайном у пациентов высокого риска было показано преимущество розувастатина в дозе 10-20 мг/сут по сравнению с эквивалентными дозами аторвастатина, симвастатина и правастатина в достижении целевого уровня ХС ЛПНП [8].

В ряде сравнительных исследований розувастатин превзошел другие статины по своей гиполипидемической активности. Так, в 6-недельном открытом рандомизированном исследовании STELLAR (Statin Therapies for Elevated Lipid Levels compared Across Doses to Rosuvastatin) изучалась гиполипидемическая

эффективность розувастатина в дозах 10, 20, 40 или 80 мг/сут по сравнению с эффективностью аторвастатина 10, 20, 40 или 80 мг/сут, симвастатина 10, 20, 40 или 80 мг/сут и правастатина 10, 20 или 40 мг/сут у пациентов с гиперхолестеринемией.

Розувастатин в дозе 40 мг снижал уровень ХС ЛПНП на 55%, аторвастатин в дозе 80 мг - на 50%, симвастатин в дозе 40 мг - на 47% и правастатин в дозе 40 мг - на 29%. В среднем снижение ХС ЛПНП при приеме розувастатина составляло 52-63% для доз 10-40 мг соответственно. В дозе 40 мг розувастатин снижал содержание ТГ на 34% и повышал уровень ХС ЛПВП на 10%, т.е. превосходил по этим показателям все другие статины [9].

Розувастатин также хорошо изучен в международной программе клинических исследований «Галактика» [18-23]. В сравнительных исследованиях с «суррогатными» конечными точками - COMETS, DISCOVERY, URANUS -розувастатин (в эквивалентных дозах) превосходил аторвастатин как по снижению уровня ХС ЛПНП, так и по частоте (%) достижения целевых уровней ХС ЛПНП у больных с дислипидемиями (исследования STELLAR, DISCOVERY), с метаболическим синдромом (COMETS), СД (ANDROMEDA).

В исследовании LUNAR (Limiting Undertreatment of Lipids in Acute Coronary Syndrome with Rosuvastatin) лечению розувастатином в дозах 20 и 40 мг и аторвастатином в дозе

80 мг/сут подвергались в общей сложности 825 больных в 169 центрах на протяжении 4 лет. Показано, что применение розувастатина так же эффективно для снижения концентрации ХС, как использование аторвастатина при сходной безопасности терапии. Это позволяет предположить возможность приема розувастатина в качестве альтернативной терапии у больных с ОКС. Розувастатин в суточной дозе 40 мг предпочтителен у тех пациентов с ОКС и высоким риском развития неблагоприятного исхода, у которых на фоне применения других статинов целевой уровень ХС ЛПНП <1,8 ммоль/л (съезд РКО, октябрь 2012) или не достигается, или его достижение маловероятно вследствие изначально высоких показателей ХС ЛПНП [10].

Целью исследования СТРЕЛА (Влияние розуваСТатина на показатели микРоциркуляции и функцию эндотЕлия сосудов у пациентов с АГ высокого риска и дисЛипидемией в сравнении с Аторвастатином) явилось изучение показателей микроциркуляции и СПВ у пациентов с АГ высокого риска (SШRE>5%), дислипидемией и влияния на эти показатели розувастатина в сравнении с аторвастатином. В исследование включали пациентов старше 35 лет с АГ высокого риска (SCORE>5%), дислипидемией, без строгих показаний к терапии статинами. Участниками исследования были 82 пациента, 39 пациентов получали аторвастатин 10-20 мг/сут, остальные - розувастатин 5-10 мг/сут. На фоне терапии розувастатином или аторвастатином отмечается улучшение эндотелиальной функции у пациентов с АГ, дислипидемией и высоким риском развития сердечно-сосудистых катастроф. При применении в дополнение к стандартной терапии АГ розувастатина или аторвастатина происходит снижение показателей жесткости сосудистой стенки и центрального пульсового АД. Более выраженные изменения наблюдались в группе розувастатина. На фоне терапии аторвастатином и розувастатином при оценке эндотелиальной функции выявлен прирост амплитуды ПВ. Более выражен этот показатель в группе розувастатина. Помимо этого, на фоне терапии Мертенилом отмечались лучшие показатели липидного профиля по сравнению с таковыми при применении аторвастатина [11]. Антиатерогенное действие розувастатина, установленное в указанных выше исследованиях, приводит к достоверному снижению смертности от ССЗ. Причем статин эффективен как при первичной профилактике у людей с факторами риска, так и при вторичной профилактике, т.е. у больных с манифестированными заболеваниями

атеросклеротического характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Рекомендации Комитета экспертов Всероссийского научного общества кардиологов и Нацинального научного общества «Кардиоваскулярная профилактика и реабилитация». Кардиоваскулярная профилактика // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2012. - 10 (6). - С. 18-25.

2 Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я., Колтунов И.Е., Калинина А.М. Необходимые условия для профилактики сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний в Российской Федерации // Кардиоваск. терапия и профилактика. - 2010. - Т. 9. - № 6. - С. 4-9.

3 Дроботя Н.В. Терапия статинами: реальная польза и мифическая угроза / / РМЖ. - 2012. - № 28. - С. 45-48.

4 Лупанов В.П. Применение розувастатина у больных ИБС для коррекции нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза // РМЖ. -2011. - № 5. - С. 22-26.

5 Гиляревский С.Р., Орлов В.А., Кузьмина И.М., Батурина О.В. Гиполипидемические эффекты применения интенсивных режимов приема статинов при лечении больных с острым коронарным синдромом: подходы к выбору препарата и его дозы // Kardiol. serdecno-sosud. Hir. -2012. - № 4. 36. - С. 36-41.

6 Диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза. 5-й пересм. М., 2012.

7 Stalenhoef1 A., Ballantyne C., Sarti C. et al. A Comparative study with rosuvastatin in subjects with METabolic Syndrome: results of the COMETS study // Eur. Heart J. - 2005. - Vol. 26. - Р. 2664-2672.

8 Ballantyne C., Raichlen J., Cain V. Statin Therapy Alters the RelationshipBetween Apolipoprotein B and Low-Density Lipoprotein Cholesterol. and Non-High-Density Lipoprotein Cholesterol. Targets in High-Risk PatientsThe MERCURY II (Measuring EffectiveReductions in Cholesterol Using Rosuvastatin therapY II) // Trial. J. Am. Coll. Cardiol. - 2008. - Vol. 52. - Р. 626-632.

9 Задионченко В.С., Шахрай Н.Б., Шехян Г.Г. и др. Особенности фармакологических и клинических свойств розувастатина // Рус. мед. журн. - 2011. - № 12. - С. 772-778.

10 Гиляревский С.Р., Орлов В.А., Кузьмина И.М. и др. Гиполипидемические эффекты интенсивных режимов применения статинов при лечении больных с острым коронарным синдромом: подходы к выбору препарата и его дозы // Кардиол. и сердечно-сосуд. хир. - 2012. - № 5 (4). - С. 36-41.

Г.Г. БЕДЕЛЬБАЕВА, Ж.М. НУРМАХАНОВА, А.Н. АСКАРБАЕВА

ЖYРЕК КАНТАМЫР АУРУЛАРЫН АЛДЫН АЛУДА РОЗУВАСТАТИН

tywh: Розувастатин алгаш;ы алдын алуда бас адамдардыц тэуекелдщ факторларымен, олай жэне кейiн ауруга шалдыгудыц алдын алуда тиiмдi, бас аурулардыц атеросклероз мiнездiц манифест ауруга шалдыгуларымен. ТYЙiндi свздер: розувастатин, алдын алуда, атеросклероз.

G.G. BEDELBAEVA, ZH.M. NURMAHANOVA, A.N. ASKARBAEVA

Kazakh National Medical University im. SD Asfendiyarov Department of Therapy, Institute of Postgraduate Education

ROSUVASTATIN IN THE PREVENTION OF CARDIOVASCULAR DISEASE

Resume: Rosuvastatin is effective as primary prevention in people with risk factors and secondary prevention, ie in patients with manifest

atherosclerotic disease character.

Keywords: rosuvastatin, prevention, atherosclerosis.

UDC 611.02

T.M. DOSAEV, A. MAIDAN, D.BAKTYBAEV

Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov

LOCALIZATION OF DIFFERENT LYMPHOCYTE'S POPULATION IN THE SPLEEN, WHICH WERE DETECTED

BY MONOCLONAL ANTIBODIES

The detailed studies of immunoarchitektonity and cytoarchitecture of the immune system normally necessary in connection with the development and creation of new immunomodulators and new generations of antibiotics for preclinical testing which necessarily requires the morphological and immunohistochemical analysis of structural and functional changes in the lymphoid organs of laboratory animals. Keywords:immunohistochemistry, spleen.

Nowadays there are two basic methods of leucocytes' subunit's immunophenotyping - flow cytometry and immunohistochemistry (IHC)

The advantage of IHC over flow cytometry is the fact, that objects of investigation can be analyzed retrospectively, because the material which was fixed in formalin and filled with paraffin can be used after finishing of some parts of investigations. It is very important because earlier IHC investigations were making only on frizzed cryostat section, were the safety of antigenic epitopes suffered noticeably. (K.J. Randall, G. Pearse, 2008). The investigation's purpose - to detect the cytoarchitectonity features of white pulp's T- and B- cellular compartments in the rat's spleen.

Material and methods. The investigation was made at the six sexually mature rats. The serial paraffin slicesofthe spleen,fixed in formalin, with the width 5 mcm were colored by immunohistochemical monoclonal antibodies agains CD1a, CD3, CD4, CD8, CD 20, CD23, and also by myeloperoxidase for detecting neutrophils and eosonophils.

The unmasking was in the buffer with pH 9.0 in the apparat PT LINK DAKO, during 20 minutes . The reaction's setting was in Autostainer Link 48 DAKO with using systems of visualization En Vision Flex+Mouse (Link). The tint- En Vision flex hematoxylin.

Dehydration was in three changes of ethanol and the enlightenment in the O-xilol .

The conclusion was in the integumentary environment MOUNT-QUICK . The slices were colored by hematoxylin and eosin for control.

Results: The white pulp of the mammalian spleen is divided into lymphoid periarterialclutch, lymphoid nodules and marginal zone.

As distinct from spleen of human and mammals, for rats spleen characteristically clearly distinguished, when stained with hematoxylin and eosin and Giemsa or hematoxylin-II-eosin sections of white pulp - B- and T- dependent zone mantle zone (crown) and also marginal sinus and marginal zone. On sections CD1a positive cells with intense antigen-antibody reaction, and localized in the membranes in the cytoplasm, revealed in the subcapsular zone of the periphery of the body of the spleen. They were presented with large cells round, oval or polygonal shape with eccentrically arranged nuclei, and with many branched processes on the membrane ("dendrite cells") The vast majority of cells forming periarterial lymphoid clutch displayed a positive response to CD3, high density of that cells observed along inner margin of PALM closer to wall of central artery.

Identification of CD4+ cells using antibodies MoAb (SP35) showed that all of the T-helper expressed with the antigen-antibody reaction on the membranes located at the outer edge of the marginal zone at the interface with red pulp . CD8+ (T-NK marker), detected using an antibody MoAb (SP16) observed in the form of individual clusters in the red pulp. Antigen-antibody reaction, localized in the membranes as well as in the cytoplasm, revealed a high staining intensity from brown to black. Particularly high intensity of the reaction of CD8+ cells was observed along the venous sinuses of the red pulp forming cruciform plexus, the so-called "crisscross vessels".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.