РОЗНИЧНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Пирмухаметова Р.Х.
Пирмухаметова Румина Хасымовна- студент, фармацевтический факультет, Северо - Кавказский Федеральный Университет, г. Ставрополь
Аннотация: в статье анализируются проблемы розничного фармацевтического рынка Ключевые слова: аптека, исследования, деятельность, проблема, лекарственные средства.
В статье обозначены основные проблемы розничного фармрынка, среди которых: дефицит профессиональных, квалифицированных кадров; доступность аптечных организаций для населения; деятельность больничных аптек; рецептурный отпуск лекарственных препаратов; деятельность производственных аптек; контроль за деятельностью аптек; работа профессионального аптечного сообщества. Предложены пути решения проблем.
Первая проблема: дефицит квалифицированных кадров
Значительные изменения в здравоохранении и ускорение научно-технического прогресса (персонифицированная медицина, всеобщее старение населения, фармакогеномика, трансляционная медицина, нанотехнологии, генная и клеточная терапия и др.) оказывают существенное влияние на формирование фармацевтических кадров в России.
В настоящее время в отрасли ощущается острая нехватка кадров. К сожалению, серьезная статистика по кадровому обеспечению фармотрасли практически отсутствует. По некоторым данным, в РФ трудятся примерно 380 тыс. фармацевтических работников. При этом ежегодно пул специалистов с фармацевтическим образованием пополняется на 7,5 тыс. человек, однако, по оценкам кадровых агентств и проведенному нами анализу, спрос на специалистов с фармацевтическим образованием остается неудовлетворенным.
В результате этого снижается качество оказываемых услуг, посетители теряют доверие к аптеке. По данным исследований, проведенных в Москве и Московской области, работниками аптек при отпуске лекарственных препаратов совершаются следующие ошибки:
- ошибки, связанные с названием (номенклатурой) препарата - 34,4%;
- случайный отпуск неправильного лекарственного средства - 22,1%;
- отпуск лекарственного средства для детей взрослому пациенту и наоборот-15,3%.
Чтобы утолить существующий кадровый голод в этой сфере, государству и бизнесу надо выработать комплексный подход к организации системы обучения, повышения квалификации и мотивации фармацевтического работника, а также принять программу по реформированию системы подготовки фармацевтических кадров, включив туда следующие пункты:
- сохранение возможности получения заочного образования для лиц, имеющих среднее медицинское и фармацевтическое образование;
- создание работодателем комфортных мотивационных программ для сотрудников, включая заработную плату и условия для повышения квалификации;
- адаптация имеющихся международных профессиональных стандартов для фармацевтических работников к требованиям российских работодателей (эта работа может быть скоординирована с профессиональными ассоциациями);
- внесение изменений в Единый квалификационный справочник и соответствующие стандарты с одновременной подготовкой проектов приказов Минздрава России;
- реформирование системы подготовки фармацевтических кадров;
- организация пересмотра действующих Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального и высшего профессионального образования для обеспечения преемственности образования (изменение входных критериев для поступления в высшее учебное заведение);
- создание условий для получения дополнительных квалификаций в процессе обучения в одном вузе (например, в области управления или обеспечения качества);
- разработка и утверждение ФГОС на ординатуру и/или магистратуру для фармацевтических работников (например, фармацевтическая химия, судебная химическая экспертиза, промышленная фармация, организация фармации, клиническая фармакология).
Вторая проблема: доступность лекарственных средств для населения
В настоящее время в России сложилась ситуация, с одной стороны, ограниченного, с другой чрезмерного доступа населения к аптечным организациям.
По данным реестра лицензий Росздравнадзора, в РФ насчитывается более 77 тыс. аптечных организаций с учетом ФАПов, имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность. Много это или мало? По мнению Минздрава России, это слишком много и приводит не к улучшению, а к ухудшению качества обслуживания, создает неравные условия деятельности для единичных аптек. Казалось бы, большое количество аптек должно привести к здоровой конкуренции, улучшению обслуживания, увеличению оказываемых услуг, снижению цен на лекарственные препараты. Однако этого не происходит. Напротив, наблюдаются недобросовестная
конкуренция, снижение качества оказываемых услуг, сокращение социальных функций с одновременным увеличением торговой направленности. При этом одна аптечная организация обслуживает в среднем около 2 000 человек. В 1990-х гг. по нормативу на аптеку приходилось 9 000 человек, а расстояние межу аптеками должно было составлять не менее 500 метров (в Великобритании, например, на одну аптеку приходится 4 800 человек). На сегодня таких нормативов нет. Кроме того, большая часть аптек сосредоточена в городе, и, значит, сельские жители испытывают ограниченный доступ к лекарствам. К сожалению, несмотря на разрешение отпуска ЛС, ФАПы проблему доступности лекарств для сельского населения так и не решили.
Считаю, что государство должно регулировать количество аптечных организаций: ввести квоты на открытие аптек в городах и, наоборот, стимулировать открытие аптек и ФАПов в сельской местности; способствовать увеличению товарного ассортимента в ФАПах и мотивировать их специалистов на работу по реализации лекарственных препаратов.
Третья проблема: деятельность больничных аптек
В настоящее время в России, по данным Росздравнадзора, насчитывается 3 408 больничных аптек, и их количество неуклонно сокращается. Для больничных аптек характерны:
- более выраженный кадровый дефицит, чем в розничном секторе рынка,
- низкая заработная плата,
- невысокое качество производимых стерильных растворов,
- устаревшая нормативная правовая база, регулирующая деятельность аптек лечебных учреждений.
Для повышения эффективности работы больничных аптек с учетом изложенных проблем считаю необходимым осуществление следующих мероприятий:
- повышение мотивации к работе у сотрудников больничных аптек;
- создание межбольничных аптек;
- внесение в действующее законодательство определения понятия «аптека медицинской организации»;
- разработка положения об аптеке медицинской организации;
- разработка отраслевого стандарта «Порядок работы аптеки медицинской организации»;
- разработка квалификационных требований к персоналу аптек медицинских организаций;
- утверждение норматива штатной численности специалистов больничных аптек;
- повышение заработной платы специалистов больничных аптек параллельно повышению оплаты труда медицинских работников;
- разработка положения о провизоре аптеки учреждения здравоохранения;
- координация программ подготовки специалистов в области больничной фармации и клинических фармакологов;
Четвертая проблема: нарушение порядка отпуска лекарственных средств в аптеке
В РФ зарегистрировано более 20 895 торговых наименований лекарственных препаратов и 2 699 субстанций.
По сложившейся практике врачи сегодня не выписывают рецепты, в лучшем случае записывают название препарата на клочке бумаги, объясняя это отсутствием рецептурных бланков, нехваткой времени и т. д. При этом фармацевтический работник не может не отпустить лекарства и оставить пациента без лечения. В результате процветает самолечение, полипрагмазия, вследствие неправильного употребления лекарств развивается устойчивость к антибиотикам и т. д.
Лицензирующими органами, территориальными органами Росздравнадзора проводится большое количество проверок деятельности аптечных организаций, однако положение меняется крайне медленно. Для того чтобы навести порядок в отпуске ЛС и исключить нарушения, нужны совместные усилия органов исполнительной власти, врачебного сообщества и аптечных работников. Кроме того, современное состояние информатизации здравоохранения, наличие компьютера практически на каждом рабочем месте врача вполне позволяет разработать и внедрить программу по выписке рецептов. Государство в лице органов управления здравоохранением должно стимулировать врачей к корректной выписке лекарственных препаратов, а бизнес - внедрять стандарты этики. Для этого необходимо:
- постоянно повышать уровень знаний врачей и ответственности за назначение лекарственных препаратов;
- производить отпуск всех препаратов в рамках надлежащей аптечной практики;
- исключить коммерческие альянсы аптек с ЛПУ.
Пятая проблема: сокращение производственных аптек
Количество аптек, имеющих производственные отделы, неуклонно сокращается и на сегодняшний день составляет всего лишь 4% от числа аптек готовых форм. В некоторых субъектах функционирует по одной аптеке, имеющей производственный отдел, где можно приготовить лекарства по индивидуальным рецептам. В то же время ряд лекарственных препаратов ввиду их особенностей невозможно перевести на заводское производство. К примеру, раствор йодида калия 0,5% заводского аналога не имеет, а включение стабилизатора в данный раствор недопустимо, т. к. препарат применяется для новорожденных. К этому можно добавить 1% раствор аскорбиновой кислоты, 1% раствор глютаминовой и хлористоводородной кислоты, 1% раствор кофеина бензоата натрия и др. Еще одна группа ЛС, которая может быть приготовлена только в аптеках - это растворы для лекарственного электрофореза. Препаратов для электрофореза промышленного производства не существует и не может быть в принципе, поскольку они представляют собой водные растворы, а
применение при их изготовлении консервантов, которые под действием электрического тока способны проникать через кожу и оказывать токсическое воздействие на пациента, недопустимо.
Значительное сокращение числа производственных аптек влечет за собой проблему сохранения экстемпорального производства как такового. Аптеки, изготавливающие лекарственные препараты по экстемпоральной рецептуре, сталкиваются в своей работе со значительными трудностями, среди которых:
- отсутствие субстанций для экстемпорального производства, их высокая цена, крупная фасовка;
- отсутствие вспомогательных материалов;
- убыточность производства, что связано с увеличением цены аренды, коммунальных платежей и других расходов;
- дефицит грамотных специалистов, технологов, аналитиков и др.
Чтобы сохранить свою жизнеспособность, аптеки должны разработать внутренние программы по снижению издержек в организации, а также обратиться к органам исполнительной власти субъектов РФ о дотировании деятельности аптек с социальным обременением, некоторые регионы уже дотируют работу аптек, осуществляющих оборот наркотических средств. Шестая проблема: контроль за деятельностью аптек
В настоящее время контроль за работой аптек передан на уровень субъектов РФ. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сроки проведения проверки необходимо согласовывать с прокуратурой, а о самой проверке проверяемую организацию предупреждать заранее. Количество проверок аптечных организаций, проводимых Росздравнадзором и лицензирующими органами субъектов РФ, достаточно велико, более 17,5 тыс. в год. При этом необходимо отметить, что правила контроля, а также огромное количество виртуальных интернет-аптек, деятельность которых проверить невозможно, в большинстве случаев создают иллюзию контроля. Маркетинговые контракты аптек с фармацевтическими производителями также остаются вне зоны досягаемости контролирующих органов. Перечислю проблемы, которые, к сожалению, пока не удается решить способами государственного контроля:
- неуправляемая ассортиментная политика (обязательный ассортимент сведен до минимума, отсутствуют элементарные лекарственные препараты, невыгодные аптеке);
- интернет-торговля ЛС;
- ассортиментная политика заменяется маркетинговыми контрактами с производителями, и доход аптека получает не за свою основную деятельность, а за продвижение выгодных лекарственных препаратов, за их соответствующее размещение (мероприятия по мерчендайзингу).
Для решения перечисленных проблем следует наладить действенный контроль за ценообразованием и дефектурой, т.е. ассортиментной политикой в аптеке, разработать и внедрить способы государственного регулирования интернет-торговли лекарствами, прописать правила работы аптек с маркетинговыми контрактами.
Таким образом, мы видим, что решение многих проблем розничного сегмента фармацевтического рынка лежит в плоскости активного взаимодействия государства и гражданского общества, в совершенствовании нормативной базы, в восстановлении вертикали управления деятельностью аптечных организаций, в усилении контроля за работой аптек, мотивации работы специалистов аптек и др.
Список литературы/References
1. Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В., Береговых В.В., Беляев В.В. Система профессионального образования в области промышленной фармации — зарубежный опыт. Ремедиум, 2012, 12: С. 39-43.
2. Аладышева Ж.И., Береговых В.В., Пятигорская Н.В., Самылина И.А. Актуальные вопросы современного фармацевтического образования в Российской Федерации. Фармация, 2013, С. 1.
3. Береговых В.В., Свистунов А.А., Пятигорская Н.В., Аладышева Ж.И., Мешковский А.П. О дополнительном профессиональном образовании по направлению «Промышленная фармация» в Российской Федерации. Фармацевтическая промышленность, 2012, 12: С. 80-83.
4. ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1935 от 25.01.2012 «Зачем, куда и на кого учиться. Мнение учеников, студентов и родителей».
5. Умаров С.З. Престиж профессии фармацевта и новые медицинские технологии. Московские аптеки, 2014, март.