Научная статья на тему 'РОЗНИЧНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

РОЗНИЧНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
120
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аптека / исследования / деятельность / проблема / лекарственные средства.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Пирмухаметова Румина Хасымовна

в статье анализируются проблемы розничного фармацевтического рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Пирмухаметова Румина Хасымовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЗНИЧНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

РОЗНИЧНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Пирмухаметова Р.Х.

Пирмухаметова Румина Хасымовна- студент, фармацевтический факультет, Северо - Кавказский Федеральный Университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются проблемы розничного фармацевтического рынка Ключевые слова: аптека, исследования, деятельность, проблема, лекарственные средства.

В статье обозначены основные проблемы розничного фармрынка, среди которых: дефицит профессиональных, квалифицированных кадров; доступность аптечных организаций для населения; деятельность больничных аптек; рецептурный отпуск лекарственных препаратов; деятельность производственных аптек; контроль за деятельностью аптек; работа профессионального аптечного сообщества. Предложены пути решения проблем.

Первая проблема: дефицит квалифицированных кадров

Значительные изменения в здравоохранении и ускорение научно-технического прогресса (персонифицированная медицина, всеобщее старение населения, фармакогеномика, трансляционная медицина, нанотехнологии, генная и клеточная терапия и др.) оказывают существенное влияние на формирование фармацевтических кадров в России.

В настоящее время в отрасли ощущается острая нехватка кадров. К сожалению, серьезная статистика по кадровому обеспечению фармотрасли практически отсутствует. По некоторым данным, в РФ трудятся примерно 380 тыс. фармацевтических работников. При этом ежегодно пул специалистов с фармацевтическим образованием пополняется на 7,5 тыс. человек, однако, по оценкам кадровых агентств и проведенному нами анализу, спрос на специалистов с фармацевтическим образованием остается неудовлетворенным.

В результате этого снижается качество оказываемых услуг, посетители теряют доверие к аптеке. По данным исследований, проведенных в Москве и Московской области, работниками аптек при отпуске лекарственных препаратов совершаются следующие ошибки:

- ошибки, связанные с названием (номенклатурой) препарата - 34,4%;

- случайный отпуск неправильного лекарственного средства - 22,1%;

- отпуск лекарственного средства для детей взрослому пациенту и наоборот-15,3%.

Чтобы утолить существующий кадровый голод в этой сфере, государству и бизнесу надо выработать комплексный подход к организации системы обучения, повышения квалификации и мотивации фармацевтического работника, а также принять программу по реформированию системы подготовки фармацевтических кадров, включив туда следующие пункты:

- сохранение возможности получения заочного образования для лиц, имеющих среднее медицинское и фармацевтическое образование;

- создание работодателем комфортных мотивационных программ для сотрудников, включая заработную плату и условия для повышения квалификации;

- адаптация имеющихся международных профессиональных стандартов для фармацевтических работников к требованиям российских работодателей (эта работа может быть скоординирована с профессиональными ассоциациями);

- внесение изменений в Единый квалификационный справочник и соответствующие стандарты с одновременной подготовкой проектов приказов Минздрава России;

- реформирование системы подготовки фармацевтических кадров;

- организация пересмотра действующих Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального и высшего профессионального образования для обеспечения преемственности образования (изменение входных критериев для поступления в высшее учебное заведение);

- создание условий для получения дополнительных квалификаций в процессе обучения в одном вузе (например, в области управления или обеспечения качества);

- разработка и утверждение ФГОС на ординатуру и/или магистратуру для фармацевтических работников (например, фармацевтическая химия, судебная химическая экспертиза, промышленная фармация, организация фармации, клиническая фармакология).

Вторая проблема: доступность лекарственных средств для населения

В настоящее время в России сложилась ситуация, с одной стороны, ограниченного, с другой чрезмерного доступа населения к аптечным организациям.

По данным реестра лицензий Росздравнадзора, в РФ насчитывается более 77 тыс. аптечных организаций с учетом ФАПов, имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность. Много это или мало? По мнению Минздрава России, это слишком много и приводит не к улучшению, а к ухудшению качества обслуживания, создает неравные условия деятельности для единичных аптек. Казалось бы, большое количество аптек должно привести к здоровой конкуренции, улучшению обслуживания, увеличению оказываемых услуг, снижению цен на лекарственные препараты. Однако этого не происходит. Напротив, наблюдаются недобросовестная

конкуренция, снижение качества оказываемых услуг, сокращение социальных функций с одновременным увеличением торговой направленности. При этом одна аптечная организация обслуживает в среднем около 2 000 человек. В 1990-х гг. по нормативу на аптеку приходилось 9 000 человек, а расстояние межу аптеками должно было составлять не менее 500 метров (в Великобритании, например, на одну аптеку приходится 4 800 человек). На сегодня таких нормативов нет. Кроме того, большая часть аптек сосредоточена в городе, и, значит, сельские жители испытывают ограниченный доступ к лекарствам. К сожалению, несмотря на разрешение отпуска ЛС, ФАПы проблему доступности лекарств для сельского населения так и не решили.

Считаю, что государство должно регулировать количество аптечных организаций: ввести квоты на открытие аптек в городах и, наоборот, стимулировать открытие аптек и ФАПов в сельской местности; способствовать увеличению товарного ассортимента в ФАПах и мотивировать их специалистов на работу по реализации лекарственных препаратов.

Третья проблема: деятельность больничных аптек

В настоящее время в России, по данным Росздравнадзора, насчитывается 3 408 больничных аптек, и их количество неуклонно сокращается. Для больничных аптек характерны:

- более выраженный кадровый дефицит, чем в розничном секторе рынка,

- низкая заработная плата,

- невысокое качество производимых стерильных растворов,

- устаревшая нормативная правовая база, регулирующая деятельность аптек лечебных учреждений.

Для повышения эффективности работы больничных аптек с учетом изложенных проблем считаю необходимым осуществление следующих мероприятий:

- повышение мотивации к работе у сотрудников больничных аптек;

- создание межбольничных аптек;

- внесение в действующее законодательство определения понятия «аптека медицинской организации»;

- разработка положения об аптеке медицинской организации;

- разработка отраслевого стандарта «Порядок работы аптеки медицинской организации»;

- разработка квалификационных требований к персоналу аптек медицинских организаций;

- утверждение норматива штатной численности специалистов больничных аптек;

- повышение заработной платы специалистов больничных аптек параллельно повышению оплаты труда медицинских работников;

- разработка положения о провизоре аптеки учреждения здравоохранения;

- координация программ подготовки специалистов в области больничной фармации и клинических фармакологов;

Четвертая проблема: нарушение порядка отпуска лекарственных средств в аптеке

В РФ зарегистрировано более 20 895 торговых наименований лекарственных препаратов и 2 699 субстанций.

По сложившейся практике врачи сегодня не выписывают рецепты, в лучшем случае записывают название препарата на клочке бумаги, объясняя это отсутствием рецептурных бланков, нехваткой времени и т. д. При этом фармацевтический работник не может не отпустить лекарства и оставить пациента без лечения. В результате процветает самолечение, полипрагмазия, вследствие неправильного употребления лекарств развивается устойчивость к антибиотикам и т. д.

Лицензирующими органами, территориальными органами Росздравнадзора проводится большое количество проверок деятельности аптечных организаций, однако положение меняется крайне медленно. Для того чтобы навести порядок в отпуске ЛС и исключить нарушения, нужны совместные усилия органов исполнительной власти, врачебного сообщества и аптечных работников. Кроме того, современное состояние информатизации здравоохранения, наличие компьютера практически на каждом рабочем месте врача вполне позволяет разработать и внедрить программу по выписке рецептов. Государство в лице органов управления здравоохранением должно стимулировать врачей к корректной выписке лекарственных препаратов, а бизнес - внедрять стандарты этики. Для этого необходимо:

- постоянно повышать уровень знаний врачей и ответственности за назначение лекарственных препаратов;

- производить отпуск всех препаратов в рамках надлежащей аптечной практики;

- исключить коммерческие альянсы аптек с ЛПУ.

Пятая проблема: сокращение производственных аптек

Количество аптек, имеющих производственные отделы, неуклонно сокращается и на сегодняшний день составляет всего лишь 4% от числа аптек готовых форм. В некоторых субъектах функционирует по одной аптеке, имеющей производственный отдел, где можно приготовить лекарства по индивидуальным рецептам. В то же время ряд лекарственных препаратов ввиду их особенностей невозможно перевести на заводское производство. К примеру, раствор йодида калия 0,5% заводского аналога не имеет, а включение стабилизатора в данный раствор недопустимо, т. к. препарат применяется для новорожденных. К этому можно добавить 1% раствор аскорбиновой кислоты, 1% раствор глютаминовой и хлористоводородной кислоты, 1% раствор кофеина бензоата натрия и др. Еще одна группа ЛС, которая может быть приготовлена только в аптеках - это растворы для лекарственного электрофореза. Препаратов для электрофореза промышленного производства не существует и не может быть в принципе, поскольку они представляют собой водные растворы, а

применение при их изготовлении консервантов, которые под действием электрического тока способны проникать через кожу и оказывать токсическое воздействие на пациента, недопустимо.

Значительное сокращение числа производственных аптек влечет за собой проблему сохранения экстемпорального производства как такового. Аптеки, изготавливающие лекарственные препараты по экстемпоральной рецептуре, сталкиваются в своей работе со значительными трудностями, среди которых:

- отсутствие субстанций для экстемпорального производства, их высокая цена, крупная фасовка;

- отсутствие вспомогательных материалов;

- убыточность производства, что связано с увеличением цены аренды, коммунальных платежей и других расходов;

- дефицит грамотных специалистов, технологов, аналитиков и др.

Чтобы сохранить свою жизнеспособность, аптеки должны разработать внутренние программы по снижению издержек в организации, а также обратиться к органам исполнительной власти субъектов РФ о дотировании деятельности аптек с социальным обременением, некоторые регионы уже дотируют работу аптек, осуществляющих оборот наркотических средств. Шестая проблема: контроль за деятельностью аптек

В настоящее время контроль за работой аптек передан на уровень субъектов РФ. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сроки проведения проверки необходимо согласовывать с прокуратурой, а о самой проверке проверяемую организацию предупреждать заранее. Количество проверок аптечных организаций, проводимых Росздравнадзором и лицензирующими органами субъектов РФ, достаточно велико, более 17,5 тыс. в год. При этом необходимо отметить, что правила контроля, а также огромное количество виртуальных интернет-аптек, деятельность которых проверить невозможно, в большинстве случаев создают иллюзию контроля. Маркетинговые контракты аптек с фармацевтическими производителями также остаются вне зоны досягаемости контролирующих органов. Перечислю проблемы, которые, к сожалению, пока не удается решить способами государственного контроля:

- неуправляемая ассортиментная политика (обязательный ассортимент сведен до минимума, отсутствуют элементарные лекарственные препараты, невыгодные аптеке);

- интернет-торговля ЛС;

- ассортиментная политика заменяется маркетинговыми контрактами с производителями, и доход аптека получает не за свою основную деятельность, а за продвижение выгодных лекарственных препаратов, за их соответствующее размещение (мероприятия по мерчендайзингу).

Для решения перечисленных проблем следует наладить действенный контроль за ценообразованием и дефектурой, т.е. ассортиментной политикой в аптеке, разработать и внедрить способы государственного регулирования интернет-торговли лекарствами, прописать правила работы аптек с маркетинговыми контрактами.

Таким образом, мы видим, что решение многих проблем розничного сегмента фармацевтического рынка лежит в плоскости активного взаимодействия государства и гражданского общества, в совершенствовании нормативной базы, в восстановлении вертикали управления деятельностью аптечных организаций, в усилении контроля за работой аптек, мотивации работы специалистов аптек и др.

Список литературы/References

1. Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В., Береговых В.В., Беляев В.В. Система профессионального образования в области промышленной фармации — зарубежный опыт. Ремедиум, 2012, 12: С. 39-43.

2. Аладышева Ж.И., Береговых В.В., Пятигорская Н.В., Самылина И.А. Актуальные вопросы современного фармацевтического образования в Российской Федерации. Фармация, 2013, С. 1.

3. Береговых В.В., Свистунов А.А., Пятигорская Н.В., Аладышева Ж.И., Мешковский А.П. О дополнительном профессиональном образовании по направлению «Промышленная фармация» в Российской Федерации. Фармацевтическая промышленность, 2012, 12: С. 80-83.

4. ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1935 от 25.01.2012 «Зачем, куда и на кого учиться. Мнение учеников, студентов и родителей».

5. Умаров С.З. Престиж профессии фармацевта и новые медицинские технологии. Московские аптеки, 2014, март.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.