Научная статья на тему 'Исторические этапы эволюции систем обеспечения и контроля качества лекарственных средств'

Исторические этапы эволюции систем обеспечения и контроля качества лекарственных средств Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
3509
609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КАЧЕСТВА / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАКТИКИ НАДЛЕЖАЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ GXP / QUALITY ASSURANCE / DEVELOPMENT OF QUALITY SYSTEMS / DRUGS / GLOBAL PRACTICE OF GXP

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Чукреева Н. В.

Разработку теории обеспечения качества лекарственных средств, сформулированной во второй половине ХХ в. в международный практиках надлежащей деятельности GxP, объясняют назревшей потребностью в новом подходе к выбору методов гарантирования неизменности качественных характеристик на всех этапах жизненного цикла лекарственного препарата и, следовательно, ожидаемого проявления его медицинских свойств, эффективности и безопасности, заявленный разработчиком в процессе государственной регистрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Чукреева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical stages in the evolution of drug quality assurance and quality control

The development of the drug quality assurance theory, which was formulated in the second half of the twentieth century in the global GxP, is explained by the urgent need for a new approach to the choice of methods to ensure the permanence of quality at all stages of the drug life cycle, and therefore the expected manifestation of its pharmacological properties, efficacy and safety claimed by the manufacturer in the process of state registration.

Текст научной работы на тему «Исторические этапы эволюции систем обеспечения и контроля качества лекарственных средств»

Н.В. ЧУКРЕЕВА, ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России 10.21518/1561-5936-2016-6-44-50

Исторические этапы эволюции

СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Разработку теории обеспечения качества лекарственных средств, сформулированной во второй половине XX в. в международный практиках надлежащей деятельности СхР, объясняют назревшей потребностью в новом подходе к выбору методов гарантирования неизменности качественных характеристик на всех этапах жизненного цикла лекарственного препарата и, следовательно, ожидаемого проявления его медицинских свойств, эффективности и безопасности, заявленный разработчиком в процессе государственной регистрации.

Контент-анализ литературных источников подтверждает зависимость между функциями сферы обращения лекарственных средств, объемом производственных процессов, сложностью и изученностью влияния молекул фармацевтических субстанций, состава лекарственной формы на организм человека и методами гарантирования качества лекарственного препарата для пациента. Сравнительный анализ развития систем качества в сфере обращения лекарственных средств позволяет нам выделить и охарактеризовать несколько исторических этапов. Контроль качества в том или ином виде существует издавна. Основные этапы отечественной и международной истории гарантирования качества лекарственных средств различаются состоянием макроэкономики, а также социальным и политическим отношением к проблеме качества лекарств (табл. 1).

А) Первый исторический этап характеризуется становлением государственной системы контроля качества лекарственных препаратов.

Продолжительность данного этапа мы ограничиваем началом XX в. Отличительной особенностью первого исторического этапа является «эксклюзивное» право государства на определение видов контроля. Контроль качества всегда обращен в прошлое, т. к. контролю подвергается объект, являющийся результатом уже выполненных процессов. Подробно об этапе становления системы

Ключевые слова:

контроль качества, развитие систем качества, лекарственные средства, международные практики надлежащей деятельности GxP

лекарственного контроля в России сказано в статье Е.В. Шерстневой, опубликованной в журнале «Ремедиум» в 2014 г. [1]. Отметим лишь, что в примитивном виде лекарственный контроль существовал еще во времена Ивана Грозного. К XIX в. организационная система контроля приобрела вполне определенные черты: управление гражданским медико-фармацевтическим делом и высший

Keywords: quality assurance, development of quality systems, drugs, global practice of GxP

The development of the drug quality assurance theory, which was formulated in the second half of the twentieth century in the global GxP, is explained by the urgent need for a new approach to the choice of methods to ensure the permanence of quality at all stages of the drug life cycle, and therefore the expected manifestation of its pharmacological properties, efficacy and safety claimed by the manufacturer in the process of state registration. N.V. CHUKREEVA, First Moscow State Medical University named after I. M. Sechenov, Russia's Ministry of Health. HISTORICAL STAGES IN THE EVOLUTION OF DRUG QUALITY ASSURANCE AND QUALITY CONTROL.

фармацевтический надзор с начала века находились в ведении Медицинского департамента и Медицинского совета Министерства внутренних дел. За последним была закреплена обязанность экспертизы лекарств, закупаемых казной. Местный контроль деятельности аптек осуществляли губернские врачебные управы. Однако существовавший уровень государственного контроля не мог обеспечить надзор за всем экстем-поральным объемом, и аптеки все чаще становились местом изготовления некачественных лекарств и фальсификатов. В конце XIX — начале XX столетия проблема контроля качества стала еще более значимой в связи с ввозом из-за рубежа готовых лекарственных препаратов, усовершенствованием способов фальсификации, ростом числа аптек. Экспертиза лекарств сводилась к оценке соответствия требованиям фармакопеи. Однако не существовало никаких формализованных требований, которым вещество должно было соответствовать для разрешения его применения в качестве лекарства. Независимой экспертизы соотношения ожидаемой пользы к потенциальному риску от применения лекарственных средств, проверки соответствия промышленных условий производства еще не существовало. К началу XX в. система контроля лекарственных средств в России состояла из высших государственных органов — Медицинского совета и Управления главного врачебного инспектора, местных администраций в виде губернских врачебных правлений, муниципальных аналитических лабораторий, самих аптек. Использовались правительственные печатные издания для информирования заинтересованных лиц о состоянии лекарственного рынка. Однако эффективность контроля была недостаточной, о чем свидетельствовал рост некачественной и фальсифицированной продукции. Основными недостатками

его организации являлись бюрократизм, устаревшее законодательство и мягкость предусмотренных наказаний за выпуск недоброкачественных лекарств. Исправить ситуацию надеялись, разработав в 1912 г. проект нового Фармацевтического устава, ужесточавшего условия допуска лекарственных препаратов в оборот и меры наказания за производство и продажу некачественной продукции, но начавшаяся вскоре Первая мировая война, а потом и Февральская революция 1917 г. остановили работу в этом направлении.

Б) Второй исторический этап -переходный период от исключительно контроля качества к становлению концепции обеспечения качества посредством формирования собственной доказательной базы надлежащей производственной деятельности организаций отрасли. Данный этап мы определяем периодом от начала XX в. до начала 1980-х гг. Он характеризуется опережающим развитием промышленного производства и впервые наметившимся преобладанием готовых лекарственных продуктов над экстемпоральной рецептурой. Федеральный закон США о продуктах питания, лекарственных и косметиче-

ских средствах 1938 г. ввел в действие требование к производителям подтверждать безопасность выпускаемых лекарственных препаратов до их медицинского применения [2]. Впервые появился инспекционный государственный контроль производственных предприятий [3]. По окончании Второй мировой войны в Западной Европе, странах Северной Америки и Японии начался период, который принято называть научно-технической революцией. В этот период многие химические концерны начали развивать фармацевтические подразделения, инвестируя средства в поиск новых действующих веществ — фармацевтических субстанций, производство и вывод на рынок новых лекарств. Вместе с тем предыдущий опыт работы с химическими веществами (красителями, продуктами для агрохимии) на таких промышленных предприятиях не способствовал пониманию необходимости работать точно, чисто и аккуратно в соответствии с правилами фармацевтического порядка («как в аптеке»). Недостаточно внимания уделялось общему санитарному состоянию, мало учитывались риски случайного и перекрестного загрязнения/контаминации выпускаемой продукции, перепутывания и пере-

сортицы исходных материалов, полупродуктов и готовых продуктов. Иная ситуация наблюдалась на предприятиях, выросших из бывших аптек, к которым относятся отдельные современные компании Франции и США. На таких предприятиях поддерживались аптечные традиции выполнять все операции lege artis (принятый в аптечной среде принцип «согласно правилам искусства»), в частности благодаря тому, что в руководстве производством большую роль играли фармацевтические работники. Вместе с тем компании этой категории могли отставать от подразделений мощных химических концернов в части инновационных производственных и контрольно-аналитических технологий. В 60-е гг. прошлого столетия появился новый вид предприятий — производителей воспроизведенных препаратов (дженери-ков). Новые участники фармацевтического обращения не располагали необходимым фармацевтическим опытом и финансовыми возможностями инновационных компаний. Основным оружием их борьбы за рынок стала ценовая конкуренция, основанная на принципе «экономии на всем». Появилась опасность попыток экономии на качестве, что создавало риски для пациентов,

таблица Основные этапы развития контроля, обеспечения качества, управления качеством обращения лекарственных средств

I этап II исторический этап Этап становления государственной системы контроля качества Контроль качества. «Эксклюзивные» права государства на определение видов контроля Период — конец XVI в. (Аптекарский приказ) — начало ХХ в.

II этап II исторический этап Переход от контроля качества к концепции обеспечения качества. Формирование собственной доказательной базы надлежащей производственной деятельности организаций отрасли Период — от начала ХХ в. до начала 1980-х гг.

III этап III исторический этап Становление концепции обеспечения качества. Качество стало трактоваться как использование по назначению. Разработаны практики надлежащей деятельности всех этапов жизненного цикла лекарственног препарата Период — от начала 1980-х гг. до 2000-х гг.

IV этап IV исторический этап Становление концепции управления качеством, основанной на знаниях. Взаимное сближение документов ICH, элементов стандартов ИСО и практик надлежащей деятельности Период — от начала 2000-х гг. до настоящего времени

связанные с применением ненадлежащих лекарственных препаратов. Данные контент-анализа литературных источников легли в основу утверждения о том, что становление концепции обеспечения качества в фармацевтической отрасли началось с появления первых правил надлежащего производства GMP, выпущенных в США в 1963 г. Этот документ содержал требования фармацевтического порядка. Причинами его появления считают два фактора: ф понимание ограниченных возможностей фармакопейных стандартов, необходимость их дополнения принципами обеспечения качества и + действием так называемой «спирали Шарпа» по сглаживанию различий между разными предприятиями в части подходов к обеспечению качества. Применение спирали описано британским специалистом Дж. Шарпом. В соответствии с этим принципом национальный контрольно-надзорный орган обязывает отстающие предприятия подтягиваться до уровня передовых в части обеспечения качества. Функционирует он следующим образом: + предприятие-лидер отрасли вводит в свои процессы усовершенствование в части системы качества с целью получения конкурентного преимущества посредством удовлетворения имеющихся и потенциальных запросов потребителей, а также с намерением снизить затраты, связанные с несоответствующим качеством, выражающимся во внутризаводском браке, ущербе от санкций надзорных органов, отзыве серий или изъятии лекарственных препаратов из обращения, гражданских исках в связи с подозрениями на причинение ущерба здоровью пациентам; ф инспекторы контрольно-надзорного органа в ходе инспекций предприятий отмечают нововведение как новый элемент «надлежащей практики»; ф при посещении иных производителей инспекторы настоятельно рекомендуют последовать выявленным примерам и внедрить новый элемент надлежащей практики; + другие производители начинают повторять усовершенствование. Оценка нововведения осуществляется, как правило, на трех уровнях: инспектирующим контрольно-надзорным ор-

ганом; профессиональной общественностью на практических семинарах, конференциях через специализированные печатные средства; производителями в процессе практического освоения. После того как часть производителей добровольно улучшают производство введением нового усовершен-стованного элемента, он становится обязательным для всех и внедряется уже в принудительном порядке. Данный цикл повторяется многократно, что приводит к росту обязательных требований, преобразуя «ожидания инспектора» в «добровольно-принудительные требования». Правила GMP предназначались для использования в качестве принудительной передачи методологии обеспечения качества предприятиям, отстающим в этой сфере. Непосредственным триггером к их разработке послужила талидомидовая трагедия 1958—1961 гг., а правовой базой явились принятые в 1962 г. в США поправки к Закону о лекарственных, пищевых и косметических средствах от 1938 г. В этом документе лекарственные препараты, произведенные не в условиях GMP, определялись как «некачественные», не подлежащие реализации. Текст правил был подготовлен инспекторами Администрации по пищевым и лекарственным продуктам США на основе обобщенного опыта производителей оригинальных лекарственных средств с использованием изданных в 1957 г. органами здравоохранения Канады методических рекомендаций и опыта крупнейших европейских фармацевтических производителей [2, 4—6]. Наряду с этим, были учтены межотраслевые управленческие методы, такие как системный анализ и исследование операций, используемые в оборонной и иных отраслях промышленности и основанные на работах классиков концепции управления качеством: В. Шу-харта, Э. Деминга, К. Исикавы, Й. Джура-на и др.

Проект международных правил GMP был разработан Секретариатом ВОЗ в 1967—1968 гг. с учетом существовавшего текста правил США и привлечением международных специалистов. В 1971 г. на симпозиуме, организованном совместно ВОЗ и Международной федерацией ассоциаций фармацевтической про-

мышленности (IFPMA), в ходе обсуждения выяснилось, что уже в течение 10— 15 лет ведущие международные фармацевтические компании работали в соответствии с принципами, заложенными в правила GMP [5, 6]. Контроль качества лекарственных средств в Советском Союзе осуществлялся контрольно-аналитическими лабораториями (КАЛ) на нескольких уровнях: общесоюзном в виде предварительного и последующего контроля лекарственных препаратов, выпускаемых производственными предприятиями; региональном — на транзитных базах; территориальном, а именно: на республиканском, краевом, областном (на аптечных складах) и на уровне аптечных учреждений. Следует отметить, что посерийный контроль лекарственных препаратов промышленного производства был введен в 1951 г. Ведомственная система в условиях функционирования только государственных промышленных предприятий, аптечных и лечебно-профилактических учреждений, а также централизованного распределения предусматривала контроль качества на всех этапах обеспечения населения лекарственными средствами и выполняла свое предназначение с достаточной степенью надежности [7]. С середины 60-х гг. ХХ в. на международном уровне одновременно с ростом объемов производства готовых лекарственных продуктов и расширением их номенклатуры стали учащаться потенциально опасные для пациентов случаи перекрестного и случайного загрязнения, или контаминации, пересортицы упаковочных и маркировочных материалов и иных нарушений [5, 6]. Анализ мирового опыта формирования систем качества показывает, что в данный период в фармацевтической отрасли начался переход от контроля качества объектов контроля (исходных материалов, промежуточных продуктов и готовой продукции) к профилактическому комплексному подходу обеспечения качества самих процессов, при котором положительный результат достигается посредством корректировки выявленных отклонений и применения мер профилактики ошибок при выполнении операций для предотвращения вариаций процессов.

В) Третий исторический этап характеризуется становлением концепции обеспечения качества.

С начала 1980-х до 2000-х гг. в фармацевтической отрасли на международном уровне полностью сформировалась концепция обеспечения качества. Понятие качества стало трактоваться широко: не только как соответствие фармакопейным стандартам, а прежде всего как пригодность к использованию по назначению. Посерийная оценка лечебных, профилактических, реабилитационных или диагностических свойств лекарственных препаратов при их выпуске в обращение производителем невозможна. Пригодность каждого лекарственного препарата к использованию по назначению определяется на этапе процедуры государственной регистрации. Все изученные доклинические, клинические свойства лекарственного продукта отражаются в регистрационном досье. Процессы предрегистрационных исследований и испытаний осуществляются в соответствии с законами диалектики: посредством доклинических и клинических исследований анализируются токсикологические и фармакологические характеристики потенциального лекарственного средства и собственно процесс производства продукции, придающего ему такие свойства. Затем происходит масштабирование установленного производственного процесса, основанного на управлении рисками, для получения на воспроизводимой основе промышленных серий фармацевтической субстанции и лекарственных препаратов, обладающих однородными характеристиками. Наличие этих характеристик обеспечивает безопасность и эффективность лекарственных средств, которые доказаны в доклинических и клинических исследованиях. В дальнейшем посерийная оценка пригодности осуществляется путем сопоставления результатов всех видов производственного контроля (исходных веществ, промежуточных продуктов и готовых лекарственных препаратов, а также условий производства каждой серии) с соответствующими положениями регистрационного досье, выступающими в качестве стандартов,

которым должна отвечать каждая произведенная серия.

Концепция обеспечения качества представляет собой совокупность практик надлежащей деятельности, обеспечивающих единство принципов выполнения процессов на всех этапах жизненного цикла лекарственного средства.

Необходимые потребительские свойства лекарственных средств, такие как эффективность и безопасность, должны быть «встроены» в продукт и создаваться в ходе его разработки и испытаний на стадии доклинических и клинических исследований. С целью надлежащего проведения этих исследований были разработаны правила GLP (Good Laboratory Practice — Надлежащей практики доклинических исследований) и GCP (Good Clinical Practice — Надлежащей клинической практики). Первый документ GLP был подготовлен FDA (Администрацией по пищевым и лекарственным продуктам, США) в 1979 г. В 1981 г. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) сформулировала принципы GLP, которые были включены в нормативную базу Евросоюза и в 1987 г. стали обязательными для всех стран — членов ЕС. Первый кодекс GCP был выпущен ВОЗ в 1995 г. Качественные характеристики лекарственных препаратов сохраняются в сети распределения благодаря следованию правилам GDP (Good Distribution Practice — Надлежащей практики дист-рибьюции), принятой в Европейском сообществе в 1994 г., GSP (Good Storage Practice — Надлежащей практики хранения), изданной ВОЗ в 2003 г., и GPP (Good Pharmacy Practice — Правилам надлежащей фармацевтической практики), которые впервые были разработаны в 1991 г. и приняты FIP в 1993 г. [10—16]. На международном уровне в этот исторический период сформировалась концепция обеспечения качества, заключающаяся в выполнении процессов всех этапов жизненного цикла лекарственного препарата на основе соответствующих практик надлежащей деятельности, которые в общем виде принято обозначать GxP: доклинические исследования GLP ^ клинические исследования GCP ^ произ-

водство лекарственных препаратов в исследовательских целях GMP ^ процедура регистрации ^ серийное промышленное производство GMP ^ распределение в оптовом звене товародвижения GDP ^ аптечная деятельность GPP.

Цель практик надлежащей деятельности заключается в организации каждого этапа жизненного цикла таким образом, чтобы обеспечить максимальное снижение рисков для пациентов, связанных с ошибками и отклонениями в выполнении процессов, способными негативно повлиять на качество готовых продуктов. Для достижения этой цели используется система разнообразных мер, которые можно подразделить на:

— организационные, такие как управление персоналом; управление обучением; управление рисками; управление деятельностью аутсорсинговых организаций; управление документацией; оценка поставщиков, заказчиков (получателей); валидация процессов и управление технологическими процессами, которые прямо или косвенно могут оказать влияние на качество продукции, все виды контроля и выпуска продукции и

— инженерные, такие как здания, сооружения, помещения, оборудование, приборы, их квалификация для подтверждения получения заданного результата, все виды контроля технологической среды [5].

Каждую конкретную меру следует рассматривать в единстве и в совокупности со всеми остальными, т. к. в противном случае возникает риск нарушения системного подхода и отсутствует заранее установленный результат выполнения процессов. В случае допущенных ошибок соблюдение правил призвано содействовать их выявлению и устранению на возможно более ранних стадиях. В этот исторический период на международном уровне широко обсуждался вопрос о полезности привнесения элементов стандартов ИСО в практики надлежащей деятельности фармацевтической отрасли. Среди обсуждаемых тем был один из основополагающих принципов ИСО — постоянное улучшение качества. Для лекарственного

препарата одним из критериев качества является строгое соответствие результатов проводимого контроля установленным стандартам, постоянство условий регистрации препаратов и лицензирования деятельности. В связи с этим принцип постоянного улучшения качества вызывал серьезные дискуссии экспертов в области фармации. В СССР в 80-е гг. прошлого века в рамках проводимого государственного курса либерализации экономики перед промышленными предприятиями фармацевтической отрасли возникла перспектива сохранения за собой части валютной выручки при экспорте лекарственных препаратов. Минмед-пром СССР принял решение о разработке правил GMP, без соблюдения которых экспорт на рынки стран с высоким уровнем развития фармации не представлялся возможным. В 1991 г. к моменту готовности документа сначала произошла самоликвидация министерства и далее перестала существовать страна СССР. В целях гармонизации требований к качеству лекарственных средств с международной практикой была продолжена деятельность по разработке правил GMP и приданию им статуса нормативно-правового акта. Стандарт отрасли «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств ^МР)» ОСТ 42-510-98 был введен в действие совместным приказом МЗ РФ и Минэкономики РФ от 03 декабря 1999 г. № 432/512. Необходимо отметить сделанный в этот же период существенный шаг вперед в понимании отечественными специалистами фармацевтической отрасли значения сети товародвижения для обеспечения качества лекарственных препаратов и законодательного включения оптовой торговли лекарственными средствами в понятие фармацевтической деятельности, что было утверждено Федеральным законом РФ № 86-ФЗ от 1998 г. [5, 8, 9].

Г) Четвертый, исторический этап характеризуется становлением концепции управления качеством, основанной на знаниях.

Этот этап охватывает период с начала 2000-х г. до настоящего времени. Он

характеризуется формированием концепции управления качеством при взаимном сближении и проникновении практик надлежащей деятельности GxP, стандартов серии ИСО и документов ICH. На протяжении двух последних десятилетий в странах, входящих в ICH (США, Евросоюз, Япония, Канада, Швейцария), осуществляется переход к принципиально новому типу развития фармацевтической отрасли — экономики, основанной на знаниях. С конца 1990-х г. международное научное и экспертное сообщество перешло к активному продвижению концепции управления качеством на каждом этапе жизненного цикла лекарственного средства. В декабре 1997 г. APIC (Комитет по активным фармацевтическим ингредиентам) выпустил документ под названием «Система управления качеством для производителей фармацевтических субстанций», в котором впервые в фармацевтической отрасли произошло интегрирование GMP в ИСО. В этом документе зафиксирован факт внедрения в 1996 г. GMP в практику производителей фармацевтических субстанций и внедрения в 1994 г. ИСО 9001 Системы качества — модели управления качеством на этапах создания, развития, производства, внедрения и функционирования. С целью объединения традиционных для производства лекарственных средств требований GMP с потенциальными преимуществами, открываемыми положениями ИСО 9001, было разработано удобное для использования руководство, интегрировавшее GMP в положения ИСО 9001 [17]. В период с 2010 по 2013 г. в Евросоюзе была обновлена практика надлежащей деятельности по дистрибьюции лекарственных препаратов GDP. Обновленная практика включила в себя раздел 1.2. «Система качества», основанный на ICH Q10, раздел 1.5 «Управление рисками», подготовленный на базе методики ICH Q9; раздел 3.3.2 «Квалификация и валидация», базирующийся на GMP EU [19]. Практика надлежащей производственной деятельности Евросоюза имеет тенденцию к непрерывному обновлению и совершенствованию. Внесение изменений в GMP EC, вступивших в силу 31.01.2013,

было вызвано необходимостью приведения в соответствие концепции и терминологии ICH Q9 управления рисками, ICH Q10 фармацевтической системы качества и практики GMP [18]. Произошедшая в России в 1990-х гг. децентрализация системы лекарственного обеспечения привела к изменению форм и способов закупок, поставок, механизмов управления, форм собственности организаций, что обусловило необходимость разработки соответствующего нормативно-правового регулирования всех этапов жизненного цикла лекарственных средств. Переход от централизованной системы к рыночной экономике обусловил рост числа субъектов и объектов фармацевтического обращения. По состоянию на ноябрь 2015 г. Государственный реестр лекарственных средств насчитывает 30 043 реестровые записи [20]. Количество национальных и иностранных производителей, выпускающих лекарственные препараты в фармацевтический оборот нашей страны, составило 1 578 [21]. По данным Росздравнадзора, в 2015 г. в РФ насчитывалось 1 985 организаций оптовой торговли (2 159 объектов), 25 613 организаций розничного сегмента реализации, составляющих 74 057 объектов: 25 043 аптеки, 26 895 аптечных пунктов, 260 аптечных киосков, 960 индивидуальных предпринимателей, 19 989 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), амбулаторий и кабинетов общей практики [22]. Трансформационные изменения фармацевтического обращения в современных социально-экономических и политических условиях обосновывают необходимость формирования парадигмы управления бизнес-процессами.

Текущий исторический этап характеризуется развитием государственной фармацевтической политики через внедрение в жизнь Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ «Фарма-2020» и Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ «Фарма-2025», а также активной разработкой наднациональных стандартов GLP, GCP, GMP и GDP для стран — членов ЕАЭС (Армении, Республики Беларусь, Республики Казах-

стан, Кыргызской Республики и Российской Федерации) и внедрением российских национальных практик надлежащей деятельности. Приказ № 916 Минпромторга РФ, имеющий в отрасли название «российские GMP», является обязательным для исполнения с 01.01.2014. Становление концепции управления качеством соответствует переходу к когнитивной стадии развития экономики, основанной на управлении знаниями, и сбалансированность научной и коммерческой составляющих в фармацевтической деятельности стала одной из наиболее значимых «точек роста». Как утверждает М. Башам, исполнительный директор Британского института стандартов ^^ EMEA по европейскому региону, включая Россию, Ближнему Востоку и африканским странам, в настоящее время основным трендом, охватывающим все рынки, ввиду всеобщей взаимозависимости, является управление цепями поставок. В последние годы растет понимание того, что управление качеством в сети товародвижения достигается не посредством введения точечных улучшений в отдельных организациях, а в результате одновременных изменений во всех смежных областях, за которые несут ответственность взаимодействующие партнеры [23].

Управление качеством в производстве принято трактовать как всеобъемлющее понятие, охватывающее все вопросы, которые по отдельности или в целом влияют на качество продукции, оно представляет собой совокупность организационных мер, направленных на обеспечение соответствия качества лекарственных средств их предназначению [24]. Проект Правил надлежащей дистрибьютерской практики РФ определяет управление качеством как методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству и направленные на управление процессом, устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах жизненного цикла лекарственных препаратов для медицинского применения [25]. Анализ показал, что концепция управле-

ния качеством совершенствуется посредством обогащения принципов, заложенных в практиках надлежащей деятельности GxP, положениями документов ICH и стандартов ИСО, формируя потребность непрерывного улучшения деятельности. Максимальный эффект управления качеством соответствующих бизнес-процессов всей цепи отраслевого взаимодействия достигается с помощью определенного проводника, которым являются профессиональные работники, настраивающие критерии качества посредством установления внутрикорпоративных стандартов. Управление качеством с целью соответствия нормам практик надлежащей деятельности становится при этом объединяющим императивом на этапах разработки, исследований, производства, товародвижения и отпуска пациентам лекарственных препаратов. Практическим воплощением установленных нормативов является научное и практическое подтверждение (или свидетельства, согласно терминологии обновленного стандарта ИСО 9001-2015) результатов выполнения процессов и способности достигать установленных целей [26]. Основной чертой, отличающей концепцию качественного управления процессами обращения лекарственных средств, является комплексный синтез элементов предшествующих систем качества и имеющихся передовых разработок универсального характера. Происходящая трансформация предшествующих систем качества в концепцию качественного управления бизнес-процессами, обеспечивающую достижение заранее заданного результата деятельности, является основой нашего уточнения понятия управления качеством, которое следует понимать как совокупность методов и видов деятельности организационного и оперативного характера, используемых для планирования, управления, улучшения качества и устранения причин неудовлетворительного функционирования процессов на соответствующих этапах обращения лекарственных средств.

?

кроме того...

Новый препарат для лечения вирусного клещевого энцефалита

Сотрудники Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН разработали препарат на основе моноклональных антител для лечения клещевого энцефалита. По мнению разработчиков, препарат Эн-цемаб может стать более эффективной и безопасной альтернативой сыворотке иммуноглобулина, используемой в настоящее время для экстренной профилактики и лечения этого инфекционного заболевания. В ходе доклинических исследований экспериментальное лекарство защитило 100% мышей от летальной дозы вируса клещевого энцефалита. На основании данных исследований токсичности препарата, проведенных в филиале Института биоорганической химии РАН в Пущино, было сделано заключение об отсутствии у Энцемаба острой и хронической токсичности. Это позволяет надеяться на применение препарата для лечения заболевания, вызванного вирусом клещевого энцефалита.

Cтраховой фонд

для борьбы с эпидемиями

Всемирный банк объявил о создании страхового фонда для финансирования экстренных мер на случай начала масштабных эпидемий в развивающихся странах. Запланированный объем фонда составляет 500 млн долл. В его формировании участвует Всемирная организация здравоохранения, а также перестраховочные компании Swiss Re и Munich Re. Первоначальный взнос в фонд в размере 50 млн долл. сделает правительство Японии, последующие пополнения планируется обеспечить за счет выпуска т. н. катастрофических облигаций — ценных бумаг с высокой доходностью, номинал которых может быть обнулен при наступлении страхового случая, т. е. эпидемии инфекционного заболевания, угрожающей стабильности в мире и требующей международного вмешательства. Инициатива Всемирного банка — первая попытка создания рынка страхования рисков, связанных с эпидемиями и пандемиями. Решение о необходимости такой меры было принято в результате анализа реакции мирового сообщества на эпидемию лихорадки Эбола в Африке.

ИСТОЧНИКИ

1. Шерстнева Е.В. Из истории организации контроля качества лекарственных препаратов в Российской империи (конец XIX — начало XX веков). Ремедиум, 2014, 9(211): 58-60.

2. FD&C Act Chapter V: Drugs and Devices. U.S. Food and Drug Administration. [Electronic version]. URL.: http://wwwfda/gov/ Regulatorylnformation/Legislation/FederalFood/DrugandCosmet icActFDCAct/FDCActChapterVDrugsandDevices/default.htm Обращение 21.12.2014.

3. Meadows M. Promoting safe and effective drugs for 100 years [Electronic version] FDA Consumer Magazine, 2006, The Centennial Edition: January-February. URL.:http://www.fda.gov/AboutFDA/

WhatWeDo/History/CentennialofFDA/CentennialEdionofFDACo nsumer/ucm093787.htm Обращение 23.12.2014.

4. Kelsey FO. Thalidomide update: regulatory aspects. Teratology, 1998, 38: 221-226.

5. Мешковский, А.П., Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В., Са-пожникова Э.А, Пичугин В.В. К 50-летию GMP: из истории правил GMP (сообщение первое). Ремедиум, 2013, 2(192): 32-39.

6. Мешковский А.П., Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В., Ива-шечкова Н.С., Шабалина М.М. К 50-летию GMP: изменение подходов к регулированию лекарственного рынка (продолжение). Ремедиум, 2013, 3(193): 24-26.

7. Косова И.В., Лоскутова Е.Е., Лагуткина Т.П., Дорофеева В.В., Максимкина Е.А., Теодорович А.А. Управление и экономика фармации. Учебник. В 4 томах. Т. 1. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. 2-е изд., перераб и доп.— под ред. Е.Е. Лоскутовой. М.: Академия, 2008: 400.

8. О лекарственных средствах: [Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ, ред. от 30.12.2008]. Документ предоставлен КонсультантПлюс. 17 с. Обращение 09.06.2015.

9. ОСТ 42-510-98. Стандарт отрасли. Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP) [утв. Минздравом РФ 25 февраля1998 г, по состоянию на 25 ноября 2001]. Документ предоставлен Консультант Плюс. 29 с. Обращение 13.07.2015.

10. Чукреева Н.В., Максимкина Е.А. Построение модели развития систем качества в фармацевтической отрасли. Фармация, 2006, №2: 13-16.

11. Good pharmacy practice (GPP) in community and hospital pharmacy settings. Geneva. WHO, 1996 (WHO/PHARM/ DAP/96.1): 8.

12. Good pharmacy practice in Europe. Pharmaceutical Group of the European Union PGEU. Community pharmacists.1998: 9.

13. Guidance for Industry E6 Good Clinical Practice: Consolidated Guidance. ICH, April 1996: 63.

14. Guide to good storage practices for pharmaceuticals. WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations совместно c International Pharmaceutical Federation (FIP). WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-Fourth Report. Geneva.

World Health Organization, (WHO Technical Report Series N 908): 2003, Annex 9: 10.

15. Guidelines on good distribution practice of medicinal products for human use (94/C 63/03). The Rules Governing Medicinal Products in the European Union, Volume I. Luxembourg, Office for Officinal Publications of the European Communities, 1995: 133-137/.

16. OECD Principles of Good Laboratory Practice Directive 87/18/EEC, Directive 88/320/EEC: 14.

17. APIC Active Pharmaceutical Ingredients Committee. Quality Management System for Active pharmaceutical ingredients manufacturers. Integrating GMP into ISO 9001. December 1997: 78.

18. EudraLex. The Rules Governing Medicinal Products in the European Union. Volume 4. EU Guidelines to Good manufacturing practice Medicinal Products for Human and Veterinary Use. European Commission. Health and Consumers Directorate — General. Public Health and Risk Assessment. Pharmaceuticals. [Electronic version]. URL.:http://ec.europa.eu/health/ documents/eudralex/vol-4/index_en.htm Обращение 26.08.2015.

19. European Commission Guidelines of 5 November 2013 on Good Distribution Practice of medicinal products for human use (Text with EEA relevance) (2013/C 343/01). Official Journal of the European Union: 343/1-343/14.

20. [Электронный ресурс]. www.Grls.rosminzdrav.ru Обращение 11.03.2015, 29.03.2015, 16.11.2015.

21. Электронный ре-

сурс].www.vademec.ru/news/detail69889.html Обращение 17.11.2015

22. [Электронный ресурс]. http://www.roszdravnadzor.ru/i/ upload/ images/2015/9/3/1441273466.09441-1-26406.pdf Обращение 23.09.2015.

23. Башам М. Нужно иметь здоровый аппетит к жизни. [Электронный ресурс]. Business Excellences, 2015. №8. Режим доступа: http://be-

mag.ru/articles/2015/persona/persona_be_08_2015.php Обращение 27.08.2015.

24. Об утверждении Правил надлежащей производственной практики [приказ Министерства промышленности и торговли от 14.06.2013 №916, зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2013. Регистрационный №29938]. Документ предоставлен Консультант Плюс. 167 с. Обращение 01.03.2016.

25. Об утверждении правил надлежащей дистрибьютерской практики лекарственных препаратов для медицинского применения РФ [проект приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ ID проекта 00/03-22565/01-15/9-9-5] [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// regulation.gov.ru/projects#npa=25553 Обращение 10.12.2015.

26. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. ISO 9000:2015. Quality management systems — Fundamentals and vocabulary (IDT). Дата введения в действие 21 cентября 2015. Издание официальное. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. М.: Стандартинформ, 2015: 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.