3. СЗРИ. Т. 13. Устав Общественного призрения. Издание 1892 г. Статья 480.
4. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 47. Л. 18.
5. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 47. Л. 37.
6. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 47. Л. 51.
7. Отчет Уфимского попечительного о бедных комитета за 1897 год. - Челябинск: Паровая типография А.Б. Бреслина, 1898.
8. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 416. Л. 5.
9. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 416. Л. 1-6.
10. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 416. Л. 16.
11. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 416. Л. 25.
12. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 416. Л. 10.
13. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 416. Л. 30.
14. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 416. Л. 3.
15. Отчет Уфимского попечительного о бедных комитета за 68 год его существования, с 1-го января 1888 по 1-е января 1889 года. - Уфа: Губернская типография, 1889.
16. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 416. Л. 12.
17. РГИА. Ф. 768. Оп. 2. Д. 416. Л. 62.
List of literature: 1. The memorial book of Ufa province to 1891 consists of 4 sections: 1. Calendar. 2. Statistics. 3. Reference. 4. Address of the calendar. Composed of members of the
Standing Committee at Statistics Committee. Issued Ufa Statistical Committee, ed. member of ID Secretary N.A. Gurvich. - Ufa: Provincial printing, 1891.
2. Historical Review Board of the Imperial Philanthropic Society and its subordinate charities. Made on behalf of the Trustee, the Company's Chief Assistant clerk of the Board of the Office of the B. Trinity. - SPB., 1898.
3. NWRI. T. 13 Charter Public Charity. Edition 1892 Article 480.
4. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 47. L. 18.
5. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 47. L. 37.
6. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 47. L. 51.
7. Report ofthe Ufa trustees for the poor committee for 1897. - Chelyabinsk: Steam Printing House, A.B. Breslin, 1898.
8. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 416. L. 5.
9. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 416. L. 1-6.
10. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 416. L. 16.
11. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 416. L. 25.
12. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 416. L. 10.
13. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 416. L. 30.
14. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 416. L. 3.
15. Report of the Ufa of trustees for the poor committee for '68 of its existence, from 1 January 1888 to 1st January 1889. - Ufa: Provincial printing 1889.
16. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 416. L. 12.
17. RSHA. F. 768. Inv. 2. D. 416. L. 62.
Захарова Ж.Ж. Иванова Н.С.
старший преподаватель, ФГБОУ ВПО «Российский студентка 3-го курса ФГБОУ ВПО «Российский
экономический университет им. Г.В. Плеханова», экономический университет им. Г.В. Плеханова»,
Омский институт (филиал), Омский институт (филиал),
Россия, г. Омск Россия, г. Омск
УДК 658.87
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
В условиях стремительного развития розничной торговли и изменений в ее системе на протяжении нескольких лет следует отметить проблемы, касающиеся замедления темпов роста, потерь лидирующих позиций, а также несовершенство в практике применения законодательства в этой области. В статье рассматри-
ваются экономические показатели, характеризующие розничную торговлю как сектор экономики на данный момент и на перспективу. Даются рекомендации по повышению эффективности ведения бизнеса российских сетей в условиях непростой конкуренции с иностранными компаниями.
Ключевые слова: розничная торговля, рынок, розничная сеть, оборот, ритейл, инвестиции, отрасль, конкуренция, производитель, потребитель, экономика.
RETAIL TRADE IN RUSSIA: PROBLEMS AND DEVELOPMENT TENDENCIES
In the conditions of prompt development of retail trade and change in its system for several years, it should be noted the problems concerning delay of growth rates, losses of leading positions, and as not perfection in practice of legislation application in this area. In article the economic indicators characterizing retail trade as sector of economy, as at present, and on prospect are considered. Recommendations about increase of efficiency of business of the Russian networks in the conditions of not the simple competition to the foreign companies are made.
Key words: retail trade, market, retail network, turn, retail, investments, branch, competition, producer, consumer, economy.
За последние несколько десятилетий произошли существенные изменения в развитии системы мировой розничной торговли.
С ростом уровня проникновения сетей в регионы и усилением консолидации российского рынка новым игрокам становится все труднее выйти на него. По мнению некоторых аналитиков, российский рынок практически закрыт для новых участников. Сети, уже закрепившиеся на рынке, имеют достаточно прочные позиции и не намерены пускать новые компании на свою территорию. Кроме того, цена выхода на рынок путем приобретения других сетей существенно выросла. При этом темпы роста замедляются, и в целом привлекательность российского розничного рынка снижается. Так, по оценке A.T. Kearney, Россия опустилась на 14-е место (со второго в 2009 году) в ежегодном рейтинге стран, наиболее привлекательных для осуществления инвестиций в секторе розничной торговли [2].
Наиболее существенным показателем, из-за которого Россия утратила лидирующие позиции в рейтинге, стал индикатор темпов развития рынка розничной торговли, учитывающий рост продаж, а также количество и качество торговых площадей (так называемый «временной фактор»). С ростом насыщенности рынка снизился и соответствующий показатель (с 51 в 2009 году до 31 в 2010 году), учитываемый при составлении рейтинга. Вероятность выхода новых игроков на российский рынок также снизилась. Не добавляет России привлекательности в глазах инвесторов и высокий уровень коррупции. В рейтинге «Индекс восприятия коррупции», составляемом международной неправительственной организацией Transparency International, Россия находится на 127-м месте среди 177 стран, что соответствует очень высокому уровню коррупции [5].
В I квартале 2013 года объем оборота розничной торговли в России составил в текущих ценах
5 238,9 млрд. рублей. В расчете в сопоставимых ценах рост по сравнению с аналогичным периодом составил 104,0 %, что ниже показателя прошлого года (в I квартале 2012 г. рост по отношению к I кварталу 2011 г. составил 107,1 %). Это стало продолжением тенденции, наблюдавшейся на протяжении всего прошлого года и длящейся до сих пор. Так, в январе - мае 2013 года розничный товарооборот вырос на 3,8 % по сравнению с январем - маем 2012 года. Тем не менее розничная торговля остается наиболее динамично развивающимся сектором экономики России [3].
На сегодняшний день перед отраслью стоит немало актуальных проблем.
Во-первых, очень высока непрозрачность отрасли. Теневой сектор российской экономики составляет примерно 15-20% от ВВП РФ. Такую оценку привел министр финансов Антон Силуанов.
«Если теневой сектор у нас где-то 15-20 % от экономики, а ВВП у нас где-то 60 трлн. руб., то 15 % - это 9 трлн.», - сказал он, отвечая на вопрос о размере недополученных налогов в бюджет. Совокупная налоговая нагрузка на экономику России, по словам министра, составляет 35 %. Таким образом, бюджет РФ недобирает около 3 трлн. руб. налогов из-за ухода бизнеса в тень. При этом по НДФЛ, который поступает не в федеральный, а в региональные бюджеты, недобор оценивается министром примерно в 2 трлн. руб.
Еще одна проблема - отсутствие достоверной и надежной статистики как по отдельным секторам, так и в целом по отрасли торговли. Это также связано с теневой экономикой. По оценкам экспертов, сегодня в России обращается $120 млрд. наличными в качестве неофициального платежного средства, что почти в два раза больше всей рублевой массы.
В стране отсутствует единый документ прямого действия, определяющий формы и методы государственного регулирования потребительского рынка.
Общие основы правового статуса предпринимателей в этой сфере заложены в целом ряде законов. Кроме того, еще свыше 600 подзаконных актов Российской Федерации регулируют отдельные вопросы в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, зачастую дублируя друг друга. И, тем не менее, они содержат серьезные пробелы (вопросы мелкорозничной торговли, рынки, крупные торговые объекты, контрафактная продукция и несанкционированная торговля и т. д.). В связи с этим остро встает вопрос о необходимости принять закон о торговле в России. Он должен быть создан только совместными усилиями органов власти различных уровней при постоянных консультациях с деловым сообществом, в том числе и с системой торговых палат России.
Серьезную тревогу вызывает и намерение правительства устраниться от элементарного контроля за качеством продукции и услуг в сфере торговли, общепита, бытового и коммунального обслуживания, где все должно теперь регулироваться регламентами, которые предстоит разработать и утвердить. В принятом Федеральном законе «О техническом регулировании» должно быть разработано около 600 технических регламентов, которые заменят 30 тысяч различных ГОСТов, действовавших прежде.
С 1 января 2005 года из полномочий субъектов РФ исключены полномочия по организации государственного контроля (надзора) на своей территории. Так что теперь контроль над качеством реализуемой продукции, соблюдением правил торговли, технологии продаж, предоставлением услуг предприятиями питания, бытового обслуживания выпадает из сферы действия властей любого уровня. Это тоже проблема.
Болевых точек, мешающих общему развитию, немало. Еще одна общая для всех проблема - нехватка квалифицированного персонала, то есть кадровый вопрос.
Торгово-промышленная палата России готова активно включиться в процесс разработки проекта федерального закона о внутренней торговле. В рамках Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка совместно с Департаментом по законодательству ТПП РФ уже создана соответствующая рабочая группа. Особенно большие надежды по поддержке предпринимательства в сфере потребительского рынка внушает также создание при Парламенте России Общественной палаты, в которую включены представители от Торгово-промышленной палаты России. Согласно сообщению Росстата, оборот розничной торговли в РФ в январе - октябре 2013 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,8 % и составил 19,029 триллиона рублей [6].
В октябре 2013 года, по данным ведомства, оборот розничной торговли в РФ составил 2,083 трил-
лиона рублей, что в сопоставимых ценах на 3,5 % больше показателя октября 2012 года.
Оборот розничной торговли на 90,5 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 9,5 %. В октябре 2012 года эти показатели были на уровне 89,5 % и 10,5 % соответственно.
В структуре оборота розничной торговли в октябре 2013 года удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,6 %, непродовольственных товаров - 53,4 % (в 2012 году показатели были на уровне 46,1 % и 53,9 % соответственно).
Происходит бурный рост федеральных и региональных розничных сетей. Увеличивается приток российских и западных инвестиций в этот сектор экономики. Ритейл в России стремительно набирает обороты, а крупные сети обеспечивают одновременно и концентрацию покупателей и выгоду поставщикам. Сегодня существует определенный диктат розничных сетей по отношению к поставщикам. Проведенные исследования показывают, что поставщики розничных сетей часто не согласны с политикой ритейлеров:
- покупатель (то есть розничная сеть) требует от поставщика компенсаций, связанных с воровством в его торговых помещениях;
- при проведении поставщиком промоакций в торговых сетях последние требуют от поставщика проводить определенное число акций в течение года;
- у ритейлера есть право одностороннего расторжения договора с поставщиком.
Во всех подобных случаях отношения становятся для поставщиков обременительными, да и конечная сумма расходов для них не всегда оказывается ясной и понятной [1].
Безусловно, напряжение в отношениях между поставщиками и ритейлерами в конечном итоге приведет к формированию соответствующих защитных мер и нового законодательства в этой сфере.
Л. Хасис, главный исполнительный директор Х5 Retail Group, отмечает, что российская экономика полностью ориентирована на производителя, что российский рынок сегодня является самым быстрорастущим в Европе, и через пять лет он станет самым большим в Европе. Л. Хасис дал прогноз в развитии рынка ритейла в России. По его мнению, сегодня на 10 крупнейших игроков приходится около 11 % розничного рынка, к 2015 году пять крупнейших игроков в совокупности будут иметь 30-35 % рынка. Из них как минимум трое будут иностранцами. Будет большой удачей, если в пятерке останутся две российские сети [4].
Исходя из статистических данных о розничной торговли следует, что в августе 2010 года сохраня-
ется устойчивый рост оборота розничной торговли. Мы полагаем, что уже сейчас многие российские розничные сети занимают достаточно прочные позиции в некоторых сегментах розничной торговли. Это, прежде всего, ритейлеры бытовой техники и электроники, а также фармацевтика, где иностранные компании представлены весьма слабо.
Прежде всего нашим компаниям необходимо повысить качество управления розничными сетями и эффективность ведения бизнеса. Немаловажно, что знание местного рынка является потенциальным преимуществом российских сетей, которое им необходимо реализовать. Не случайно западные компании приобретают дорогостоящие исследования потребительских предпочтений россиян. Отечественным сетям надо использовать имеющиеся знания для дальнейшей дифференциации в борьбе за клиента. Это касается дополнительных услуг, ассортиментной, ценовой политики, расположения магазинов, каналов сбыта и т. д.
В настоящее время пока трудно спрогнозировать, что произойдет с российским рынком ритей-ла в ближайшее время. Поэтому уже сейчас российским сетям следует принять все необходимые меры, чтобы противостоять конкуренции со стороны иностранцев.
Список литературы:
1. Хасис Л.А. Розничные торговые сети в современной экономике. - Едиториал УРСС. - 2004. - 80 с.
2. Васюков Г. Ритейл // Рекрутинг news - 2012. - № 4. - C. 8-10.
3. Розничная торговля: драйверы роста 2013 //Аналитический обзор. - 2013. - № 7. - C. 19-21.
4. Доржиева И. Как будет развиваться сетевая розница? // Финанс. - 2009. - № 12. - C. 32-36.
5. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.transparency.org. ru/indeks-vospriiatiiakorruptcii/zastriali (Дата обращения 20.04.2014).
6. Росстат: Оборот розничной торговли РФ в январе 2014 г. вырос на 2,4 % - до 1,841 трлн. руб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://quote.rbc. ru/news/fond/2014/02/19/34119127.html (Дата обращения 20.04.2014).
List of literature:
1. Hasis L.A. Retail distribution networks in modern economy. - Editorial URSS. - 2004. - 80 p.
2. Vasyukov G. Retail // Recruiting of news - 2012 - № 4. - P. 8-10.
3. Retail trade: drivers of growth 2013 // The Analytical review. - 2013. - № 7. - P. 19-21.
4. Dorzhiyeva I. Kak will develop network retail? // Finance. - 2009. - № 12. - P. 32-36.
5. Index of perception of corruption [Electronic resource]. - URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiiakorruptcii/zastriali (Date of the address 20.04.2014).
6. Rosstat: The turn of retail trade of the Russian Federation in January, 2014 grew by 2,4 % - to 1,841 trillion rub [Electronic resource]. - URL: http://quote.rbc.ru/ news/fond/2014/02/19/34119127.html (Date of the address 20.04.2014).
Косолапова И.В.
магистрант 2-го курса ФГБОУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва
УДК 336.7
МЕТОДЫ МИНИМИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКОВ
Создание единого механизма регулирования доходности кредитных операций и рисков подразумевает интеграцию различных методик, подходов и регламентов кредитования в единую финансовую аналитическую модель, которая позволяет осуществлять прогнозирование, а также производить оптимальный выбор соотношения «риск - доходность» как для всего кредитного портфеля, так и для отдельной кредитной операции.