Научная статья на тему 'РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
розничная торговля / электронная торговля / розничный товарооборот / сеть магазинов / интернет-магазин / структура розничного товарооборота / пользователи Интернета.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климченя Людмила Сергеевна

Розничная торговля является важной составляющей национальной экономики. Автор представил результаты исследования ряда показателей, характеризующих состояние розничной торговли Беларуси: розничный товарооборот и его структура, количество торговых объектов и интернет-магазинов, доля электронной торговли в товарообороте. Цифровизация обусловила следующие тенденции развития розничной торговли: рост розничного товарооборота и электронных продаж, развитие сети интернет-магазинов, сокращение сети реальных магазинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климченя Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Климченя Людмила Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент Белорусский государственный экономический университет https://doi.org/10.5281/zenodo.11036251

Аннотация. Розничная торговля является важной составляющей национальной экономики. Автор представил результаты исследования ряда показателей, характеризующих состояние розничной торговли Беларуси: розничный товарооборот и его структура, количество торговых объектов и интернет-магазинов, доля электронной торговли в товарообороте. Цифровизация обусловила следующие тенденции развития розничной торговли: рост розничного товарооборота и электронных продаж, развитие сети интернет-магазинов, сокращение сети реальных магазинов.

Ключевые слова: розничная торговля, электронная торговля, розничный товарооборот, сеть магазинов, интернет-магазин, структура розничного товарооборота, пользователи Интернета.

BELARUS RETAIL TRADE IN THE CONTEXT OF ECONOMY

DIGITALIZATION

Klimchenia Liudmila

PhD in Economics, Associate Professor Belarus State Economic University

Abstract. Retail trade is an important component of the national economy. The author presented the results of a study of a number of indicators characterizing the state of retail trade in Belarus: retail turnover and its structure, the number of retail facilities and online stores, the share of electronic commerce in turnover. Digitalization has led to the following trends in the development of retail trade: the growth of retail turnover and electronic sales, the development of online stores, and the reduction of the network of real stores.

Keywords: retail trade, e-commerce, retail turnover, store chains, online store, retail turnover structure, Internet users.

Розничная торговля на протяжении своего присутствия на товарном рынке как посредника способствовала развитию национальной экономики, обладая экономической полезностью как вид экономической деятельности и безусловной целесообразностью. Отметим, что на протяжении достаточно длительного исторического периода торговля проходила свое развитие, что находило отражение в формах, качестве торгового обслуживания. Так, до средних веков доминировала на рынке разносная форма торговли. Развитие городов, переход к оседлому образу жизни внесли изменения в формы осуществления торговли: появились первые стационарные торговые объекты - магазины. Дальнейшее ее развитие связано с совершенствованием торгового обслуживания путем появления новых торговых объектов как универмаги, супермаркеты, гипермаркеты. В конце ХХ века и начале XXI розничная торговля под влиянием экзогенных факторов, в первую очередь, технического прогресса, предложила покупателям новую форму

осуществления торговых операций - электронную торговлю. При этом торговое обслуживание сегодня осуществляется как в реальных торговых объектах, так и в виртуальных. Актуальными становятся вопросы исследования тенденций, которые характерны для розничной торговли страны в условиях цифровизации национальной экономики, которым автор посвятил ряд работ [1 - 3].

Исследование развития розничной торговли в Беларуси в современных условиях включало два этапа: 1) выявление общих тенденций ее развития; 2) оценка развития электронной торговли. В качестве методологической базы исследования применялись методы сравнения, индукции, дедукции, системного и статистического анализов.

Индикатором развития розничной торговли и экономической активности населения на потребительском рынке выступает розничный товарооборот. Учитывая, что с цифровизацией связана Четвертая промышленная революция [4, с. 12; 5], период исследования охватил 2010-2023 гг. В исследуемом периоде для розничного товарооборота характерен рост в сопоставимых ценах (таблица 1).

Таблица 1 - Розничный товарооборот Беларуси в сопоставимых ценах, % к

предыдущему году

Показатель 2010 2015 2019 2020 2021 2022 2023

Розничный товарооборот 115,7 98,7 104,5 102,1 101,9 96,3 108,5

Источник: составлено автором [6, 7]

По данным таблицы 1, только два года характеризуются снижением розничного товарооборота (2015 и 2022), что объясняется негативным влиянием внешних факторов (экономический кризис 2014-2015 гг. и СВО). Наиболее высокий показатель роста товарооборота в сопоставимых ценах обеспечен в 2023 г. (108,5 %), что позволяет сделать вывод о наличии стабильного покупательского спроса на потребительском рынке республики.

Стабильность развития розничной торговли определяется и соотношением продовольственных и непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота. В соответствии с полученным результатом, при неблагоприятном воздействии факторов внешней среды, увеличивается доля продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота. В кризисные годы (2015 и 2022 гг.) доля продовольственных товаров в товарообороте страны составляла 50,2 % и 49,5 % соответственно. Следовательно, в эти годы на первое место население ставит продовольственную безопасность, увеличивая расходы на продукты питания. В 2023 г. по сравнению с 2022 г. доля продовольственных товаров снизилась на 0,7 %, параллельно увеличилась доля непродовольственных товаров (рис.1).

2023 2022 48,8

■ 50,5

49,5

2021

2020 48,9

47

51,4

50,2

48 49 50 51

■ Непродовольственные товары □ Продовольственные товары

52

Рис.1 - Макроструктура розничного товарооборота Беларуси, %.

Источник: составлено автором [6, 7]

Стабильное развитие розничной торговли обеспечивается и за счет увеличения доли отечественных товаров в розничном товарообороте. Производство и потребление товаров отечественного производства выступает важным критерием независимости потребительского рынка от импорта товаров, а по продовольственным товарам - гарантом продовольственной безопасности страны. Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года среди главных критериев достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности предусматривает снижение доли продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке до 14 процентов к 2030 году [8]. Согласно статистическим данным в 2023 г. Беларусь достигла доли товаров отечественного производства в общей структуре товарооборота 60,8 %, а по продовольственным товарам - 77,5 % (рис.2). Увеличение доли отечественных товаров в розничном товарообороте Беларуси началось с 2021 г., но исторического максимума 2015 г. (80,9 %) пока не достигнуто. По отдельным товарам обеспечена практически на 100 % реализация товаров отечественного производства: яйца - 100,0%, масло сливочное - 99,9%, мясо и мясные продукты - 99,4%, сахар и сахарозаменители - 98,3%.

Таким образом, цифровизация экономики обусловлена во многом и цифровизацией ее отраслей. Применительно к розничной торговле Беларуси выделены следующие тенденции ее развития: рост товарооборота в сопоставимых ценах, обеспечивающий стабильное развитие потребительского рынка; увеличение доли товаров отечественного производства в структуре товарооборота, в первую очередь доли продовольственных товаров, выступающей критерием национальной продовольственной безопасности; развитие электронной торговли, обуславливающее увеличение ее доли в товарообороте и развитием сети интернет-магазинов; сокращение сети реальных магазинов и повышение мобильности участников розничного рынка.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

80,9 78,1 77,4 76,6 76,9 77,5

69,1 в * м • ( • я ^^^т • ш • т

61 59,8 59,2 -60,3 60,8

4* —• — — •

2015

2019

2020

2021

2022

2023

«Доля отечественных товаров а общем товарообороте ^ Доля продовольственных товаров отечественного производства

Рис.2 - Доля товаров отечественного производства в розничном товарообороте

Беларуси, %.

Источник: составлено автором [7]

Параллельно с увеличением доли отечественных товаров отмечается и увеличение доли электронной торговли в товарообороте. Это мировая тенденция, присутствующая на потребительском рынке многих стран. За исследуемый период доля электронных продаж в структуре розничного товарооборота Беларуси увеличилась более чем в 7 раз. Однако, по этому показателю Беларусь отстает от ряда стран, в которых на электронные продажи приходится и более 25 % товарооборота (Китай, Великобритания, США). По итогам 2022 г. электронная торговля превысила показатель 10 % розничного товарооборота Беларуси. Среди факторов, способствующих развитию электронной торговли и росту ее доли в розничном товарообороте Беларуси, важно отметить увеличение пользователей Интернета. На начало 2024 г. 66,2 % населения планеты пользовалось интернетом. В Беларуси этот показатель существенно выше. Согласно данным аналитического отчета Global Digital Reports 2024 в стране на начало текущего года Интернетом пользовалось 8,48 млн человек или 89,5 % населения, т.е. республиканский показатель превышает среднемировой на 23 %.

Следует отметить, что популярность покупок в Интернете оказывает влияние на развитие сети реальных торговых объектов белорусского потребительского рынка.

Таблица 2 - Динамика изменения сети реальных магазинов и интернет-магазинов

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022

Торговая площадь, тыс. м2 5782,6 6013,2 6368,7 6439,8 6385,9

Количество магазинов, ед. 58474 59406 60411 60876 60275

Торговая площадь 1 магазина, м2 99 101 105 106 106

Количество интернет-магазинов, ед. 16175 19412 22552 24765 27954

Согласно данным таблицы 2, сеть реальных магазинов за 2018-2022 гг. приросла на 1801 объект (или 103 %), а сеть интернет-магазинов на 11779 единиц (или 172,9 %). Следовательно, развитие сети интернет-магазинов идет более высокими темпами, чем сети реальных магазинов.

Отметим, что под влиянием развития электронной торговли в Беларуси с 2022 г. сокращается сеть реальных магазинов (на 0,9 % за 2022 г.) и соответственно торговая площадь (на 0,8 % за 2022 г.). Следовательно, традиционный сегмент розничной торговли достаточно чувствителен к развитию электронной торговли, т.к. субъекты торговли оптимизируют расходы на реализацию товаров путем уменьшения количества реальных торговых объектов.

Литература

1. Климченя, Л.С. Цифровая трансформация экономики как результат цифровой трансформации бизнес-процессов / Л.С. Климченя // Научные труды РИВШ. - Минск: РИВШ, 2021. - С. 178-185.

2. Климченя, Л.С. Электронная торговля в контексте трансформации торговых процессов. / Л.С. Климченя // Научные труды РИВШ. - Минск: РИВШ, 2022. - C. 57-64.

3. Климченя, Л.С., Давидовская, И.А. Развитие розничной электронной торговли Республики Беларусь как фактор формирования электронной экономики / Л.С. Климченя, И.А. Давидовская // Научные труды БГЭУ. - 2014 - Вып.7. - С.211-217.

4. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / Под ред. академика РАН С. Ю. Глазьева и профессора В. В. Харитонова. - М.: «Тровант», 2009. - 304 с.

5. Мальцев, А. А. От третьей промышленной революции - к четвертой (сравнительный обзор концепций) / А. А. Мальцев // AlterEconomics. - 2022. - Т. 19. - № 1. - С. 131 -146.

6. Беларусь и России. 2022: Стат.сб./ Росстат, Белстат. - М.: Росстат, 2022. - С.142.

7. Внутренняя торговля и общественное питание Республики Беларусь, 2023: Стат.буклет - Минск: Белстат, 2023. - URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public brochures/index_77212/

8. О Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года: Пост. Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2017 г. № 962 -URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21700962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.