Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ ЕГО РОСТА ПО ДАННЫМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УНЫШ»'

АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ ЕГО РОСТА ПО ДАННЫМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УНЫШ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРООБОРОТ / АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ФАКТОРЫ РОСТА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова А.И., Сафонова Е.В., Федорова А.В.

В статье раскрывается понятие оборота розничной торговли. Рассматривается значение анализа товарооборота для предприятий розничной торговли. Проведен анализ динамики состава и структуры товарооборота на основе данных ООО «Уныш», а также факторный анализ прибыли от продаж. По результатам анализа были выделены наиболее реализуемые товары предприятия и предложены рекомендации по дальнейшему развитию розничного товарооборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RETAIL TRADE TURNOVER AND FACTORS OF ITS GROWTH ACCORDING TO THE DATA OF THE TRADING ORGANIZATION OF THE UNYSH LIMITED LIABILITY COMPANY

The article reveals the concept of retail trade turnover. The importance of the analysis of turnover for retail enterprises is considered. The analysis of the dynamics of the composition and structure of turnover based on the data of LLC "Unysh", as well as factor analysis of profit from sales. According to the results of the analysis, the most sold goods of the enterprise were identified and recommendations for the further development of retail turnover were proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ ЕГО РОСТА ПО ДАННЫМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УНЫШ»»

АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ ЕГО РОСТА ПО ДАННЫМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УНЫШ»

А.И. Галимова, студент Е.В. Сафонова, студент А.В. Федорова, студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Уфимский

филиал)

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-4-81-84

Аннотация. В статье раскрывается понятие оборота розничной торговли. Рассматривается значение анализа товарооборота для предприятий розничной торговли. Проведен анализ динамики состава и структуры товарооборота на основе данных ООО «Уныш», а также факторный анализ прибыли от продаж. По результатам анализа были выделены наиболее реализуемые товары предприятия и предложены рекомендации по дальнейшему развитию розничного товарооборота.

Ключевые слова: товарооборот, анализ товарооборота, розничная торговля, факторы роста, прогнозирование на перспективу.

Оборот розничной торговли выступает важнейшим условием для получения максимальной прибыли. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму доходов с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда [1].

Розничная торговля - это совокупность видов предпринимательской деятельности, которые связаны с продажей товаров и услуг конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования [2].

Основным показателем деятельности розничного магазина для оперативного анализа служит товарооборот за торговый день. Его величину находят путем расчета разницы по данным контрольно-кассовой техники на конец предыдущего рабочего дня и конец текущего. Данный товарооборот может рассчитываться и определяться по всему магазину, сменам кассиров и отделам. В случае если в организации используется автоматизированная система касс, подключенная к программному продукту в бухгалтерии все показатели автоматически определяются, и суммируется

итог товарооборота за день по всей торговой сети или магазину [3].

Экономический анализ товарооборота, как одна из наиболее важных составляющих эффективного управления, подразумевает исследование данного показателя в части динамики его объемов, структуры и выявления изменений на предмет зависимости от влияния различных групп факторов. На основе трудов отечественных ученых-экономистов была составлена типовая методика анализа товарооборота, специфика которой заключается в том, что она учитывает особенности различных методик анализа одновременно для оптовой и розничной торговли. Данная методика является инструментом для принятия управленческих решений на основе полученных результатов анализа товарооборота с учетом входящей информации по статьям и элементам затрат (с разделением на условно-переменные и условно-постоянные затраты), а также объему товарооборота [4].

Общество с ограниченной ответственностью «Уныш» является юридическим лицом. Целью создания данной организации, как и у многих организаций является получение прибыли и оснащение жителей деревни товарами первой необходимости. Так как ближайший магазин находится за 20 километров, что создает трудности для местных жителей.

Таблица 1. Анализ динамики состава и структуры товарооборота ООО «Уныш» за

2019-2021 гг.

Наименование товара 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

тыс.руб. в % к итогу тыс.руб. в % к итогу тыс.руб. в % к итогу 2020 г. к 2019 г. 2021 г. к 2019 г.

Алкоголь 874 908,00 16,44 2 308 922,00 29,44 2 816 169,00 33,57 263,90 321,88

Сигареты 1 015 511,00 19,08 699 004,00 8,91 559 058,00 6,66 68,83 55,05

Кондитерские изделия 693 092,00 13,02 926 213,00 11,81 1 067 902,00 12,73 133,63 154,08

Хлебобулочные 539 570,00 10,14 577 572,00 7,36 589 245,00 7,02 107,04 109,21

Полуфабрикаты 620 923,00 11,67 856 355,00 10,92 921 925,00 10,99 137,92 148,48

Консервы (соки и воды) 332 638,00 6,25 502 115,00 6,40 567 955,00 6,77 150,95 170,74

Хозтовары 190 371,00 3,58 282 209,00 3,60 274 606,00 3,27 148,24 144,25

Молочная продукция (майонез, сыры) 330 322,00 6,21 421 450,00 5,37 467 149,00 5,57 127,59 141,42

Чипсы, сухарики, куку-рузки, семечки 185 289,00 3,48 245 428,00 3,13 277 756,00 3,31 132,46 149,90

Бакалея (крупы, сахар, мука, подсол. масло и макаронные изделия) 147 120,00 2,76 335 922,00 4,28 258 707,00 3,08 228,33 175,85

Чай и кофе 166 571,00 3,13 218 663,00 2,79 194 342,00 2,32 131,27 116,67

Шоколад, жев.резинки, мармелады детские 125 912,00 2,37 157 356,00 2,01 152 211,00 1,81 124,97 120,89

Фрукты и сухофрукты 70 033,00 1,32 268 391,00 3,42 204 375,00 2,44 383,24 291,83

Специи (дрожжи) 29 962,00 0,56 44 360,00 0,57 36 715,00 0,44 148,05 122,54

Итого 5 322 222,00 100,00 7 843 960,00 100,00 8 388 115,00 100,00 x x

Исходя из проведенного анализа в таблице 1, видно, что группа товаров алкоголь занимает наибольший удельный вес в общей доле товарооборота: 2020 г. -29,44%, 2021 г. - 33,57%. В 2020 г. и 2021 г. по сравнению с 2019 годом произошло значительное увеличение, так как в 2019 году лицензия на алкоголь не продлевалась и, в связи с этим, предприятие не имело возможности реализовывать алкоголь в течение 4 месяцев.

По кондитерским изделиям в 2021 г. продажи увеличились и, следовательно, удельный вес, который составил 12,73%. Произошло это за счет нахождения новых поставщиков и тщательного анализа прохождения каждого вида кондитерских изделий каждые 2 недели.

Продажи товарной группы сигарет уменьшилась в два раза. В 2020 г. и 2021 г. сократили ассортимент, так как на продаже табачных изделий не достигается желаемая прибыль, так как их доходность маленькая.

Благодаря собственному производству хлебобулочных изделий в 2021 году про-

дажи увеличились на 49 675 тысяч по сравнению с 2019 г. Аналогичная ситуация видна и по полуфабрикатам вследствие расширения ассортимента, привлечения новых контрагентов-поставщиков и налаживания системы по возврату браков поставщикам.

По консервам, сокам, водам, молочным продуктам, фруктам и сухофруктам продажи увеличились, магазин начал в большей степени сам себя снабжать данными видами номенклатур по более низким ценам, чем у поставщиков.

По чипсам, по детским товарам: шоколада, мармелада и по чаю и кофе изменения произошли незначительные.

Доля хозяйственных товаров в общей номенклатуре товаров составляет 3,27%, что некритично меньше показателя 2020 г. на 0,33%.

Показатели по бакалеи по сравнению с 2019 г. значительно выросли в 2021 г., т.к. магазин начал реализовывать муку собственного производства, которая пользовалась спросом у покупателей, если срав-

нивать 2021 г. и 2020 г. было уменьшение на 77 215 рублей.

Товарная группа специи занимают менее 1% от общего товарооборота предприятия.

Исходя из анализа, видно, что товарные группы алкоголь, кондитерские изделия полуфабрикаты и хлебобулочные изделия приносят наибольшую прибыль, а по группе специй необходимо проанализиро-

Вывод: за 2021 г. по сравнению с 2019 и 2020 году выручка увеличилась, себестоимость, следовательно, и валовая прибыль. Данные изменения произошли за счет увеличения ассортимента товаров, проведения тщательного анализа по видам номенклатур.

Себестоимость продаж значительно возросла, так как реализация товара увеличилась и из-за значительного увеличения цен.

Прибыль от продаж с каждым годом увеличивается, что говорит о положительной динамике

На основе проведенного анализа в ходе работы можно сделать следующие выводы:

1. Розничный товарооборот организации значительно увеличился, темпы роста отдельных групп товаров увеличились больше чем на 100%.

2. Увеличение произошли из-за грамотной организации работы подготовки документов для получения лицензии на алкоголь, самого проходимого товара на данной точке, налаживания системы расчетов с поставщиками детального контроля кре-

вать и пересмотреть ассортимент и определить в чем заключена проблема низкого спроса.

Для анализа объема проданных товаров, финансового результата и в целом узнать выгодно ли вести организацию необходимо провести факторный анализ прибыли от продаж и выявить слабые стороны товарных групп для своевременного принятия необходимых решений [4].

диторской задолженности с целью недопущения просрочек в оплате и отсутствия товаров на прилавках. А также проведения внеплановых инвентаризаций всех товаров и выборочно по видам номенклатур, с целью контроля продавцов.

3. Насущной проблемой предприятия остается отсутствие квалифицированных продавцов (в частности знание программы 1С: «Розница»).

Предложения по дальнейшему развитию розничного товарооборота ООО «Уныш» следующие:

1. Для увеличения товарооборота, расширить ассортимент продукции, проводить опросы среди покупателей насчет товаров.

2. Повысить квалификацию торговых работников для эффективной деятельности. К примеру: мотивация работников путем дополнительных вознаграждений, проводить обучения для повышения квалификации.

3. Улучшить торговую точку в плане косметического ремонта.

Таким образом, роль розничной торговли очень велика в экономике. Именно че-

Таблица 2. Факторный анализ ^ продаж ООО «Уныш» за 2019-2021 гг.

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Абсолютное изменение Темп роста

2020/2019 2021/2020 2020//2019 2021/2020

Выручка от реализации продукции, тыс.руб. 5 322,00 7 909,00 8 388,00 2 587,00 479,00 148,61 106,06

Себестоимость продаж 4 357,00 6 240,00 7 443,00 1 883,00 1 203,00 143,22 119,28

Себестоимость в процентах к выручке 82 79 89 -3 9,84 96,37 112,47

Валовая прибыль, тыс.руб. 965,00 1 669,00 945,00 704,00 -724,00 172,95 56,62

Коммерческие расходы, гыс.руб. 870,00 1 019,00 149,00 -1 019,00 117,13 0,00

Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. 95,00 650,00 945,00 555,00 295,00 684,21 145,38

Уровень рентабельности, % 22,15 26,75 12,70 4,60 -14,05 120,76 47,47

рез торговые точки удовлетворяются по- страны, возрастает уровень жизни населе-требноси людей. При увеличении рознич- ния. ного товарооборота в масштабах регионов,

Библиографический список

1. Калиберова Л.А., Ершова Т.Б. Анализ товарооборота предприятия на примере ООО «ВЕГАС» / Экономическое и социальное развитие Хабаровского края: материалы конкурса выпускных квалификационных работ студентов направлений «Экономика» и «Педагогическое образование (с двумя профилями)» профили «Технология» и «Экономика» (Комсомольск-на-Амуре, 28 мая 2019 года). - Комсомольск-на-Амуре, 2019. - 145 с.

2. Бакирова Р.Р. Внешние риски предпринимательской деятельности хлебопекарной промышленности / Р.Р. Бакирова, Э.Ф. Сагадеева, В.О. Скорнякова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2022. - №1 (135). - С. 52-59.

3. Бакирова Р.Р. Динамический анализ распределения регионов Российской Федерации по уровню потребления в контексте обеспечения продовольственной безопасности // Статистические методы в гуманитарных и экономических науках: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 января 2016 года. -Санкт-Петербург: Издательство Нестор-История, 2016. - С. 41-43.

4. Бакирова Р.Р. Оценка дебиторской задолженности организаций потребительской кооперации региона (статистический подход) / Р.Р. Бакирова, А.М. Фархутдинова // Основные направления развития кооперации: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений, Москва, 10 ноября 2017 года. - М.: Изд-во «Канцлер», 2017. - С. 337-341.

5. Бакирова Р.Р. Статистические методы оценки структурных сдвигов в динамике // Кооперация в науке и инновациях: Материалы Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников, докторантов и аспирантов вузов по итогам работы за 2014 год, Ярославль-Москва, 19 февраля 2015 года / Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Российский университет кооперации». - Ярославль-Москва: Изд-во «Канцлер», 2015. - С. 52-56.

ANALYSIS OF THE RETAIL TRADE TURNOVER AND FACTORS OF ITS GROWTH ACCORDING TO THE DATA OF THE TRADING ORGANIZATION OF THE UNYSH

LIMITED LIABILITY COMPANY

A.I. Galimova, Student E.V. Safonova, Student A.V. Fedorova, Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Ufa branch) (Russia, Ufa)

Abstract. The article reveals the concept of retail trade turnover. The importance of the analysis of turnover for retail enterprises is considered. The analysis of the dynamics of the composition and structure of turnover based on the data of LLC "Unysh", as well as factor analysis of profit from sales. According to the results of the analysis, the most sold goods of the enterprise were identified and recommendations for the further development of retail turnover were proposed.

Keywords: trade turnover, trade turnover analysis, retail trade, growth factors, forecasting for the future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.