Научная статья на тему 'Тенденции роста и основные пути увеличения розничного товарооборота'

Тенденции роста и основные пути увеличения розничного товарооборота Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7962
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ / ВЕЛИЧИНА И СОСТАВ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ТОВАРООБОРОТА / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА / RETAIL GOODS CIRCULATION / MAGNITUDE AND COMPOSITION OF RETAIL GOODS CIRCULATION / FOOD AND NON-FOOD COMMODITY STUFFS / SPECIFIC WEIGHT OF GOODS CIRCULATION / COMMODITY STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Негматова Шохида Гуфроновна

Статья посвящена одной из актуальных проблем: росту розничного товарооборота, который связан с уровнем жизни населения РТ. Дано нынешнее состояние розничного товарооборота и тенденции его роста в условиях Согдийской области. Предложен ряд мероприятий и стратегий, которые благоприятствуют успешной деятельности розничных торговых предприятий и росту товарооборота в условиях РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of Growth and Basic Ways for Increase of Retail Goods Circulation

The article dwells on one of the actual problems concerned with a growth of goods drculation being associated with RT population's living standard. Today's state of retail goods circulation and the tendencies of the latter's growth in Sughd viloyat are presented in the article. The author moves a proposal on a number of measures and those strategies which are favorable for successful activities of retail trade enterprises and goods circulation growth in RT.

Текст научной работы на тему «Тенденции роста и основные пути увеличения розничного товарооборота»

Негматова Шохида Гуфроновна,

ассистент кафедры менеджмента ТГУПБП

ТЕНДЕНЦИИ РОСТА И ОСНОВНЫЕ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО

ТОВАРООБОРОТА

Целью каждого развитого государства является обеспечение благосостояния населения, которое оценивается уровнем жизни. По классификации ООН, одним из показателей, относящихся к уровню жизни населения, является розничный товарооборот.

Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров в порядке мелкого опта различным учреждениям (больницы, детские сады, дома отдыха и санатории и т.д.) для обслуживаемых ими контингентов [1, 62].

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей экономического развития страны. В нем проявляются основные народнохозяйственные пропорции, структура валового внутреннего продукта, распределение национального дохода и т.д. Объем розничной продажи товаров оказывает большое влияние на денежное обращение в стране, так как выручка торговых организаций составляет важную часть налично-денежного обращения. В результате продажи товаров населению возмещаются произведенные затраты и реализуется вновь созданная стоимость, что дает возможность для дальнейшего роста производства [7, 203].

Розничный товарооборот - это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т.е. с ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота - с объемом реализации в денежном исчислении.

Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли - продажи и в экономических отношениях, связанных с этим обменом [4, 81].

Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина - это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объем мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.

Оборот розничной торговли можно классифицировать:

• по формам собственности (оборот частной торговли, в том числе тор-

говли потребительской кооперации; оборот государственной и муниципальной торговли и др.);

• по видам продаж (оборот розничной торговой сети; оборот предприятий

питания; оборот по реализации сельхозпродуктов и др.)

• по группам товаров (оборот по продовольственным товарам, оборот по

непродовольственным товарам);

• по отражению в статистической отчетности (оборот организованного

рынка, оборот неорганизованного рынка).

Оборот розничной торговли отражает как денежную выручку предприятий торговли, так и сумму расходов населения на покупку товаров. Как обобщающий показатель, оборот розничной торговли во многом характеризует состояние экономики страны (развитие промышленности и сельского хозяйства, инфляционные процессы, уровень жизни населения, емкость рынка). Этот показатель имеет важное социально-экономическое значение, что проявляется в следующем:

• посредством оборота происходит смена формы стоимости (с товарной

на денежную);

• возмещаются затраты производителей товаров;

• выявляется потребительская стоимость товаров;

• денежные доходы населения обмениваются на необходимые предметы

потребления, удовлетворяется платежеспособный спрос населения;

• обеспечивается расширенное воспроизводство (часть прибыли, полу-

чаемой предприятиями в результате реализации товаров, поступает в виде налогов в бюджет).

В оборот розничной торговли включается:

• стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный

расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков;

• стоимость товаров, проданных в кредит;

• стоимость товаров, проданных по почте с оплатой по безналичному

расчету;

• стоимость товаров, проданных через Интернет;

• стоимость товаров, проданных в порядке комиссионной торговли в раз-

мере полной стоимости по моменту продажи;

• стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования;

• полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям граждан

со скидкой;

• стоимость проданных по подписке печатных изданий;

• стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стои-

мость товара;

• стоимость проданной порожней тары [3, 54].

Товарная структура непродовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп: хозяйственное мыло и моющие средства; туалетное мыло и парфюмерия; галантерея и нитки; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; трикотажные и чулочно-носочные изделия; одежда, белье, головные уборы и меха; ткани; обувь; другие непродовольственные товары.

Структура продовольственных товаров, к примеру, состоит из следующих ассортиментных групп: хлеб и хлебобулочные товары; мука, крупа, макаронные изделия и пищевые концентраты; картофель, овощи, плоды, грибы; мясо и мясные товары; рыба и рыбные товары; молоко и молочные товары; яйца куриные и пищевые жиры; сахар и кондитерские изделия; соль; вкусовые товары; другие продовольственные товары.

Структура и объем розничного товарооборота характеризуют уровень потребления товаров населением, рост или снижение благосостояния народа. Посредством розничной продажи оказывается постоянное воздействие на развитие объема и структуры производства товаров народного потребления: увеличение производства недостающих товаров или сокращение производства тех товаров, которые не пользуются спросом у покупателей.

Рост продажи товаров розничной торговлей может быть обусловлен, с одной стороны, непрерывным ростом производства товаров народного потребления и, с другой - повышением покупательской способности населения. Ее развитию присущи закономерности, в которых отражаются происходящие в стране экономические и социальные процессы, которые взаимосвязаны. Так, снижение инвестиций в реальный сектор экономики приводит к разрушению научно-производственного потенциала страны, утрате основных производственных фондов и источников их воспроизводства, сокращению оборотного капитала и к уменьшению объема производства, что отражается на размерах розничного товарооборота. Рост денежной массы в стране, национальные валюты, инфляция, сокращение покупательской способности населения приводит к негативным изменениям в объеме и структуре розничного товарооборота.

Таким образом, розничный товарооборот - важнейший показатель деятельности не только отдельного торгового предприятия, но и всей страны, что показывает важность его изучения. Объем товарооборота, особенно розничной торговли в Таджикистане приобрел тенденцию к увеличению. По данным Агентства по статистике республики, за одиннадцать месяцев 2011 года оборот розничной торговли увеличился на 9,1%, или более чем на 1,3 млрд. сомони ($276,7 млн.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем розничного товарооборота рынков и других коммерческих структур составил более 6,7 млрд. сомони (более $1,4 млрд.). Из них на продовольственных, вещевых и смешанных рынках реализовано товаров на сумму более 3,8 млрд. сомони, или 56,7% от общего объема розничного товарооборота. Животных реализовано на сумму 691,6 млн. сомони, грузовых и легковых автомобилей - на 215,4 млн. сомони, нефтепродуктов реализовано на сумму 669,3 млн. сомони.

Удельный вес товарооборота негосударственного сектора торговли за указанный период составил 98,7% от общего объема. Удельный вес продовольст-

венных товаров в общем объеме оборота товаров составил 47,3%, или более 3,1 млрд. сомони, непродовольственных товаров - 52,7%, или более 3,5 млрд. сомони.

В общем объеме продаж продовольственных товаров преобладают мясо и колбасные изделия (22,1%), сахар и кондитерские изделия (9,6%), мука и хлеб (9,6%), овощи (5,4%), растительное масло (4,6%).

Из непродовольственных товаров наибольший удельный вес приходится на нефтепродукты, ткани, автомобили и запасные части к ним, строительные материалы, обувь, телерадиотовары.

Объем розничного товарооборота за январь-ноябрь 2011 года на одного жителя республики в среднем составил 881,8 сомони. За указанный период объемы услуг, оказанные гостиницами и ресторанами, составили 451,6 млн. сомони, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3%. [8]

В целях обеспечения эффективности предприятий торговли в РТ следует проводить следующие мероприятия:

1) совершенствовать товароснабжение предприятий и повышать эффективность использования товарных ресурсов: с этой целью коммерческой службе предприятий производить закупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками;

2) добиться роста эффективности труда торговых работников: с этой целью привлекать на работу лиц на неполный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, электронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованых товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам;

3) улучшить использование материально-технической базы предприятий: с этой целью установить оптимальный режим работы предприятий, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок;

4) экономической службе предприятий разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов: это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия;

5) совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятий (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от реализации товаров и др.); осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятиях торговли.

Кроме того, розничным торговым предприятиям следует разрабатывать собственную стратегию маркетинговых услуг, установить цены товаров ниже, чем цены конкурентов, предлагать более качественный товар, постоянно вводить новшества в работе, обеспечивать удобные условия для покупателей, продавать товары по Интернету, компьютеру и телефону, увеличивать виды рекламы, стимулировать постоянных покупателей, внедрять чековую систему в обслуживании, применять скидки, увеличивать продолжительность срока работы (24 ч. суточ. времени), внедрять постоянные карты торгового предприятия, дающие возможность для снижения цены товара, предлагать подарки в случае большой покупки товаров покупателем и т.д.

Положительное влияние на развитие оборота оказывают качество торгового обслуживания и различного рода дополнительные услуги потребителям, организация парковок автомобилей, доставка наиболее тяжёлых товаров прямо к автотранспорту покупателей, бесплатная доставка габаритных товаров на дом, удобный для покупателей график работы предприятий и т.д.

Применение вышеназванных форм, методов, видов работ и услуг в условиях предприятий сферы торговли Республики Таджикистан заметно влияет на рост товарооборота, улучшение жизненного уровня и благосостояния населения.

Список использованной литературы:

1. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2001.

2. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения. - М.: Инфра М, 2001.

3. Комарова Г.Б., Аминов И.А. Экономика торговли. ТГУК. - Худжанд: ООО «МТХ-Даврон», 2010.

4. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания. /-М.: КНОРУС, 2008.

5. Елисеева И.И. Статистика.- М.: Кнорус, 2006.

6. Таджикистан в цифрах. - Душанбе, 2010.

7. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле:. - 6-е изд., пере-раб. - М.: Новое издание, 2007. - 526 с.

8. http://www.stat.tj, 20.08.2012.

Ш. Г. Негматова

Тенденции роста и основные пути увеличения розничного товарооборота Ключевые слова: розничный товарооборот, величина и состав розничного товарооборота, продовольственные и непродовольственные товары, удельный вес товарооборота, товарная структура Статья посвящена одной из актуальных проблем: росту розничного товарооборота, который связан с уровнем жизни населения РТ. Дано нынешнее состояние розничного товарооборота и тенденции его роста в условиях Согдийской области. Предложен ряд мероприятий и стратегий, которые благоприятствуют успешной деятельности

розничных торговых предприятий и росту товарооборота в условиях РТ.

Sh. G. Negmatova

Tendencies of Growth and Basic Ways for Increase of Retail Goods Circulation

Key words: retail goods circulation, magnitude and composition of retail goods circulation, food and non-food commodity stuffs, specific weight of goods circulation, commodity structure

The article dwells on one of the actual problems concerned with a growth of goods drculation being associated with RT population's living standard. Today's state of retail goods circulation and the tendencies of the latter's growth in Sughd viloyat are presented in the article.

The author moves a proposal on a number of measures and those strategies which are favorable for successful activities of retail trade enterprises and goods circulation growth in RT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.