Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Московцева Лариса Владимировна, Пахомова Наталья Георгиевна, Хрючкина Елена Алексеевна, Макаров Иван Николаевич, Назаренко Владислав Сергеевич

В статье анализируется динамика розничной торговли в России, рассматривается влияние пандемии COVID-19 на розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами. Исследуется изменение структуры формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам и положение розничных торговых сетей. Также в статье затронут рост интернет-торговли и рассматриваются прогнозы развития розничной торговли и интернет-торговли в среднесрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Московцева Лариса Владимировна, Пахомова Наталья Георгиевна, Хрючкина Елена Алексеевна, Макаров Иван Николаевич, Назаренко Владислав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND PROSPECTS OF TRADE DEVELOPMENT AMID PANDEMIC

The article analyzes the dynamics of retail trade in Russia. The impact of the COVID-19 pandemic on the retail trade of food and non-food products is examined. The authors of the article discuss the change in the structure of retail trade turnover by economic entities and the position of retail trade networks. The article also touches on the growth of e-commerce and discusses the forecasts for the development of retail trade and e-commerce in the medium term.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 7 • Июль 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

Анализ динамики и перспектив развития торговли в условиях пандемии

МосковцеваЛ.В.1, Пахомова Н.Г.1, Хрючкина Е.А.2, Макаров И.Н.3, Назаренко В.С.34

1 Липецкий государственный технический университет, Липецк, Россия

2 Елецкий филиал Российского нового университета, Елец, Россия

3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Липецк, Россия

4 Администрация Липецкой области, Липецк, Россия

аннотация:_

В статье анализируется динамика розничной торговли в России, рассматривается влияние пандемии COVID-19 на розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами. Исследуется изменение структуры формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам и положение розничных торговых сетей. Также в статье затронут рост интернет-торговли и рассматриваются прогнозы развития розничной торговли и интернет-торговли в среднесрочном периоде.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: COVID-19, розничная торговля, продовольственные товары, непродовольственные товары, торговые сети, интернет-торговля.

Analysis of the dynamics and prospects of trade development amid pandemic

Moskovtseva L.V. 1, Pakhomova N.G. 1, Khryuchkina E.A. 2, MakarovI.N. 3, Nazarenko V.S. 3 4

1 Lipetsk State Technical University, Russia

2 Yelets Branch of the Russian New University, Russia

3 Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk Branch, Russia

4 Administration of the Lipetsk region, Russia

введение

Распространение коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения оказали значительное воздействие на экономику всех стран без исключения.

Влиянию пандемии COVID-19 на экономику посвящены публикации ряда авторов [1-6, 8] (Borkova, Doronin, Mazin, 2021; Bukhvald, 2020; Drobot, 2020; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020; Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko et al., 2020; Zimovets, Khanina, 2021; Podolskaya, Singkh, Shkel, 1959), которые оценивают первые итоги борьбы с коронавирусом, влияние на реальный сектор, на рынок труда, положение малого бизнеса, проблемы обеспечения конкурентоспособности в это неустойчивое время.

В числе наиболее пострадавших отраслей присутствует и торговля. Цель нашего исследования - оценить изменения в розничной торговле, произошедшие под влиянием пандемии, и рассмотреть возможные перспективы.

В качестве эмпирической базы исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, аналитических и исследовательских агентств.

По прошествии более года с начала пандемии СОУГО-19 и после преодоления нескольких волн распространения вируса можно подвести некоторые итоги влияния пандемии на отечественную экономику.

Следует отметить, что публикуемые официальные данные позволяют сделать осторожное предположение, что ситуация в экономике развивалась намного лучше, чем предполагалось в начале распространения коронавируса и введения ограничительных мер.

Так, снижение ВВП за 2020 год составило 3,0%, тогда как по различным прогнозам, сделанным во втором квартале 2020 г., ожидалось снижение в среднем порядка 5,4% [4] (БтоЬо^ Макатоу, Магатвпко, Мапавуап, 2020). Сентябрьские оценки Минэкономразвития этого же года ожидали снижения ВВП по итогам года на 3,9% [15].

В целом можно отметить, что сложившееся положение дел лучше, чем предполагалось, во многом связано с теми мерами поддержки, которые были разработаны и осуществлены правительством.

В частности, в правительственный перечень отраслей, пострадавших от СОУГО-19, вошла и розничная торговля непродовольственными товарами.

abstract:_

The article analyzes the dynamics of retail trade in Russia. The impact of the COVID-19 pandemic on the retail trade of food and non-food products is examined. The authors of the article discuss the change in the structure of retail trade turnover by economic entities and the position of retail trade networks. The article also touches on the growth of e-commerce and discusses the forecasts for the development of retail trade and e-commerce in the medium term.

keywords: COVID-19, retail trade, food products, non-food products, retail chains, online trade JEL Classification: L81, E21, E27 Received: 03.05.2021 / Published: 31.07.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Makarov I.N. (excellennzz0gmail.com)

citation:_

Moskovtseva L.V., Pakhomova N.G., Khryuchkina E.A., Makarov I.N., Nazarenko V.S. (2021) Analiz din-amiki i perspektiv razvitiya torgovli v usloviyakh pandemii [Analysis of the dynamics and prospects of trade development amid pandemic]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (7). - 1675-1688. doi: 10.18334/epp.1 1.7.1 12095

Торговля в целом является значимой отраслью, ее вклад в ВВП составляет 13,4% по итогам 2020 г., а доля занятых в торговле достигла 15,4% занятого населения [14].

В 2020 г. вклад торговли в налоговые поступления бюджетов всех уровней составил порядка 10%, а доля торговли в обороте малого бизнеса - 57% [14].

Рассмотрим динамику розничной торговли в период пандемии более подробно. На первый взгляд, несмотря на неблагоприятный фон, оборот розничной торговли сохранил положительную динамику и составил 33 873 млрд руб. (рис. 1). Темпы прироста значительно сократились: 0,7% в 2020 году против 6,5% в 2019 году (рис. 2).

Положительный прирост сохранился благодаря торговле продовольственными товарами, оборот которой увеличился на 2,9% и достиг 16 587 млрд руб. Торговля же непродовольственными товарами сократилась на 217 млрд руб., или на 1,2%.

Рассмотрим месячные данные по обороту розничной торговли за 2020 год (рис. 3). Начало активного распространения коронавирусной инфекции, ограничительные меры, а значит, и пик снижения оборотов торговли приходятся на апрель 2020 года -2 144,4 млрд руб. против 2 953,1 млрд руб. в марте того же года (-27,4%).

Продовольственная торговля отреагировала в меньшей степени, чем непродовольственная. Так, на апрель пришлось снижение оборота на 14,1% до 1 229,4 млрд руб. (рис. 4). Однако на уровень марта 2020-го (1 430 млрд руб.) продовольственная торговля вышла только в октябре 2020 года (1 432,6 млрд руб.).

Торговля непродовольственными товарами в апреле 2020 г. сократилась на 39,9%, достигнув 914,9 млрд руб., но быстрее вернулась к мартовским значениям уже в июле-августе (рис. 5).

Теперь рассмотрим месячную динамику торговли продовольственными и непродовольственными товарами относительно показателей 2019 года (рис. 6). Согласно представленным данным, падение объемов торговли в апреле 2020 года составило к 2019 году: всего по розничной торговле - 19,3%, по продовольственным товарам -4,6%, по непродовольственным товарам - 33,1%. Причем начиная с июня - для продовольственной и с июля - для непродовольственной торговли отмечается выход на положительные темпы роста относительно 2019 года.

об авторах:_

Московцева Лариса Владимировна, д.э.н., профессор кафедры государственного, муниципального управления и бизнес-технологий

Пахомова Наталья Георгиевна, к.э.н., доцент кафедры государственного, муниципального управления и бизнес-технологий

Хрючкина Елена Алексеевна, к.э.н., директор

Макаров Иван Николаевич, профессор; доктор экономических наук, доцент (exce11ennzz0gmai1.com) Назаренко Владислав Сергеевич, консультант Управления экономического развития Липецкой области

цитировать статью:_

Московцева Л.В., Пахомова Н.Г, Хрючкина Е.А., Макаров И.Н., Назаренко В.С. Анализ динамики и перспектив развития торговли в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. -Том 11. - № 7. - С. 1675-1688. doi: 10.18334/epp.1 1.7.1 12095

35 30 25

■ Розничная торговля, всего

20

Продлвольственные товары 15

■ Непродовольственные товары ^

И=И

11

И

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Розничная торговля, всего 27,о 28,о 29,8 31,6 33,6 33,9

Продовольственные товары 13,4 13,7 14,4 15,1 16,1 16,6

Непродовольственные товары 14,1 14,6 15,4 16,5 17,5 о 7,3

Рисунок 1. Оборот розничной торговли, трлн руб. Источник: составлено авторами но данным Росстата [10].

■ Розничная торговля, всего

■ Продовольственные товары

■ Непродовольственные товары

Рисунок 2в Темшл прироста оборота розничной торговли, % г/г Источник: составлено авторами но данным Росстата [10].

4003000,0 3503000,0 3000000,0 2502000,0 2000000,0

1500000,0 1000000,0

500000,0 0,0

115,8 119,2

99,6_____ 107,6 -1°8,8 103 3 ,0,9 103,3 98 4 102,9 99,4/

г -- — —

| |

■ | |

| | |

| | |

| | |

140 120 100 80 60 40

20 0

■ Розничная торговля, всего МИН Темп роста, м/м

Рисунок 3. Оборот розничной торговли но месяцам (левая шкала, млн руб.) и темны роста, месяц

к прошлому месяцу (шравая шк ала, %) Источник: составлено авторами но данным Росстата [10].

140 120 100 80 60 40 20 0

■ Продовольственные товары

-Темп роста, м/м

Рисунок 4. Оборот розничной торговли продовольственными товарами по месяцам (левая шкала, млн руб.) и темпыл роста, месяц к прошлому месяцу (правая шкала, %) Источник: составленс авторами по данным Росстата [10].

140 120 100 80 60 40 420 200

■ Непродовольственные товары

«Г

Темп роста, м/м

Рисунок ¡5. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами по месяцам (левая шкала, млн руб.) и темпы роста, месяц к прошлому месяцу (правая шкала, %) Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

В то же время не стоит забывать о том, что представленные выше данные приведены в текущих ценах. На рисунке 7 дается динамика индекса физического объема оборота розничной торговли в% к 2020 году. Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что за 2020 год ИФО розничной торговли сократился на 15,8 п.п., продовольственных товаров - на 3,5 п.п., непродовольственных товаров - на 9,1 п.п.

Изменения, произошедшие в розничной торговле, сказались и на структуре хозяйствующих субъектов (рис. 8). В сложившейся ситуации в лучших условиях, естественно, оказались крупные игроки. Малый бизнес, столкнувшись с серьезными ограничениями и не имея существенных резервов, пострадал значительно сильнее.

■ Розничная торговля, а

■ Продовольственные товары

■ Непродовольственные товары

110,0 105,0 100,0 95,0 90,0 85,0 80,0 75,0 70,0

январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Розничная торговля, всего 105,4 107,3 109,8 80,7 85,3 97,5 103,5 103,6 103,4 104,6 1 03,0 103,7

Продовольственные товары 104,9 106,8 109,1 95,4 95,9 101,1 104,2 102,6 102,8 104,3 103,1 104,4

Непродовольственные товары 105,9 107,7 110,4 66,9 75,3 94,1 102,9 104,4 103,9 104,9 103,0 103,0

Рисунок 6. Темпы роста розничной торговли, %месяц к месяцу прошлого года Источник: составлено авторами но данным Росстата [10].

Рисунок 7. Индексы физического объема оборота розничной торговли, в % к 2000 г.

Источник: составлено авторами но данным Росстата [10].

В результате в структуре товарооборота выросла доля субъектов, которые не относятся к МСП (доля с 49,2% возросла до 53,5%). Увеличение нроизошло за счет сокращения доли средних преднриятий на 0,3 ib.ii., малых предприятий - на 0,7 пл., микро-шредшриятий - на 0,0 п.п., ИП - на 2,4 п.п.г продаж:]/! на рынках и ярмарках -а на 0,7 п.п.

Доля оборота торговых сетей достигла 38,5% в общем обороте (рис. 9). Темпы роста доли сетей стали максимальными за последние пять лет - 12,6%. В розничной торговле пищевыми продуктами доля сетей достигла 44,2%. Темп роста доли составил 10,5% (рис. 10).

Соответствующие изменения, связанные с усилением позиций крупных игроков, иллюстрируют и данные, представленные в таблице 1. Снижение отмечается по всем

□ Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках

□ Организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства

□ Субъекты среднего предпринимательства

□ Малые предприятия

□ Микропредприятия

□ ИП, осуществляющие розничную торговлю вне рынка

Рисунок 8. Структура формирования обор отв розн ичной торговли по хозяйствующим субъектам в январе - сентябре 2020 (внешнее кольцо) и в янвнре - нентябре 2019 (внутреннее кольцо), в % к итогу Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

32,7 34,2

30,7

2016

2017

2018

2019

2020

120 110 100

90 80 70 60 50

I 1Доля оборота розничной торговли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли Темп роста, % г/г

Рисунок 9. Динамдиа доли оборота торговых сетей в розничн ой торговле Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

111,6

показателям, начиная от численности субъектов, осуществляющих розничную торговлю, и заканчивая числом торговых мест на рынках.

При этом на фоне роста сокращения точек физического присутствия в 2020 г. произошел взрывной рост интернет-торговли в России. Так, согласно данным исследовательского агентства Data Insight, данный рынок в ковидном 2020 г. вырос на 58%, а его объем достиг 2,7 трлн руб. [9].

Темпы роста интернет-торговли являются одними из самых внушительных (рис. 11). В то же время, несмотря на солидные показатели, отечественный рынок имеет значительный потенциал для дальнейшего роста.

50,0 45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

108,8

33,4

2016

111,1

37,1

38,7

40,0

2017 2018 2019

110,5

44,2

2020

120 110 100 90 80 70 60 50

Доля оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями Темп роста, % г/г

Рисунок 10. Динамика доли оборота торговых сетей в розничной торговле пищевыми

продуктами

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Таблица 1

Число хозяйствующих субъектов розничной торговли, на конец года11

20055 2010 2015 201 6 2017 2018 2019 2020

Организации, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклам и), тыс. единиц21 366,1 373,4 380,5 352,3 327,2 290,3 254,5 223,5

Индивидуальн ые предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), тыс. единиц21 1448,3 1769,0 1418,7 1384,7 1294,3 1258,2 1191,4 1060,1

Розничные рынки, единиц31 5831 3427 1308 1158 1091 1002 967 911

Число торговых мест н а рын -ках, тыс. мест31 1214 961 352,4 311,0 282,2 261,8 251,5 236,1

1) Данные за 2014 г. приводятся с учетом сведений по Крымскому федеральному округу. 2) По данным государственной регистрации. До 2017 г. - включая ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования. 3) По дарным сплошного обследования розничных рынков.

Источник: данные Росстата [10].

187 >33 -2.

50 44

70 60 50 40 30 20 10 0

лО

Объем, млрд долл. И Прирост, % г/г

Рисунок 11. Объем рынка интернет-торговли и темпы его роста в 2020 г.

Источник: [9].

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

■ Прогноз до 2024 (2019 г.)

31579 33617 34819 36845 39389 41998 44844

I Прогноз 2021-2023 (2020 г.)

33624 33313 36329 38850 41551

I Сценарные условия и основные параметры прогноза 2022-2024 (2021 г.)

33555 37241 39739 42445 45379

Рисунок 12. Прогноз номинального объема розничной торговли, млрд руб.

Источник: составлено авторами по данным Минэкономразвития [11 -13].

Для оценки перспектив дальнейшего развития розничной торговли рассмотрим данные среднесроч ных про гнозов социально-экономического развития, разраб аты-ваемых Министерством экономического развития.

На рисунке 12 представлены данные прогнозов номинального объема рсзничной торговли в базовом варианте прогнозов до 2024 года (выполнен в 2019 г.), на период 2021-2023 гг. (выполнен в 2020 г.) и данные основных параметров прогноза на период

106,0

105,1

94,0 92,0 90,0

1019 95,8 105 1 102 9 102 8 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

I Прогноз до 2024 (2019 г.)

I Прогноз 20212023 (2020 г.)

I Сценарные условия и основные параметры прогноза 20222024 (2021 г.)

Рисунок 13. Темп роста розничной торговли г/г в сопоставимых ценах Источник: составлено авторами по данным Минэкономразвития [11-13].

2022-2024 гг. (представлены в апреле 2021 г.). Следует отметить, что для каждого ряда первое значение является фактическим, второе - оценкой, а последующие - прогнозными значениями показателя.

Можно заметить, что в 2020 г. ситуация сложилась лучше, чем то было заложено в прогноз на 2021-2023 гг. Согласно данным прогноза на 2022-2024 гг., объем розничной торговли превышает даже прогноз доковидного развития! торговли: 45 379 млрд руб. против 44 844 млрд руб. к 2024 году.

В то же время следует отметить, что речь идет о номинальном объеме, а в новый прогноз заложена инфляция, превышающая в определенный период таргет Банка России.

При анализе темпов роста в сопоставимых ценах (рис. 13) можно отметить, что темпы роста превышают прогноз, сделанный в 2019 г., однако это связано с эффектом низкой базы и восстановительным ростом после падения 2020 г.

К основным рискам восстановительного роста следует отнести возможные последующие волны коронавируса, связанные с новыми мутациями и недостаточными темпами вакцинации. Также определенные сложности могут быть связаны с неравномерностью введения и снятия ограничительных мер в различных странах, что может создавать временные разрывы в цепочках поставок. В то же время сохранение ограничений будет способствовать дальнейшему стремительному росту интернет-торговли.

заключение

Итак, какие же выводы можно сделать по итогам нашего обзора. Прежде всего, необходимо отметить, что существенное снижение оборота «классических» предприятий розничной торговли, очевидно, негативно повлияет на большинство жителей малых городов нашей страны, где не столь развита сеть интернет-магазинов и служб доставки. Это качественным образом снизит возможности жителей данных городов приобрести ряд товаров. В целом же индекс физического объема оборота розничной торговли в% к 2019 году за 2020 год розничной торговли сократился на 15,8 п.п., продовольственных товаров - на 3,5 п.п., непродовольственных товаров - на 9,1 п.п. Это не выглядит столь катастрофично, как могло бы быть при продлении жестких карантинных мер, но тем не менее несколько усиливает существующие негативные тренды отечественной экономики.

Однако имеющиеся тенденции дают возможность развития новых форм торговли с использованием цифровых технологий и новых форм доставки на всей территории страны.

ИСТОЧНИКИ:

1. Боркова Е.А., Доронин М.В., Мазин А.С/ Экономические последствия коронави-русной инфекции для малого бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 5. - с. 1181-1194. - аок 10.18334/ерр.11.5.112085.

2. Бухвальд Е.М. Переживет ли цмалый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 5. - с. 1319-1336. - аок 10.18334/ ерр.10.5.110134.

3. Дробот Е.В. Влияние пандемии СОУШ-19 на рынок труда США // Экономика труда. - 2020. - № 7. - с. 577-588. - аок 10.18334^.7.7.110715.

4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии СОУГО-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 8. - с. 2135-2150. - аок 10.18334/ерр.10.8.110790.

5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. -

2020. - № 10. - с. 2413-2430. - аок 10.18334/се.14.10.110897.

6. Зимовец А.В., Ханина А.В. Один год борьбы с коронавирусной пандемией СОУГО-19: анализ результатов // Экономика, предпринимательство и право. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021. - № 5. - с. 1035-1046. - аок 10.18334/ерр.11.5.112114.

7. Корабейников И.Н., Борисюк Н.К., Смотрина О.С. Инклюзивное развитие экономики в «коронавирусный» период пандемии // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 1. - с. 11-26. - аок 10.18334/ерр.11.1.111431.

8. Подольская Т.В., Сингх М.А., Шкель Ф.Е. Проблемы обеспечения глобальной конкурентоспособности и устойчивого экономического развития в условиях пандемии

COVID-19 (опыт Китая) // Экономические отношения. - 1959. - № 2. - c. 265-280. -doi: 10.18334/eo.11.2.111959.

9. Итоги E-commerce за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.primikartu.

ru/about/news/itogi-e-commerce-za-2020-god.html (дата обращения: 27.07.2021).

10. Розничная торговля. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1 (дата обращения: 27.07.2021).

11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_ period_do_2024_goda_.html (дата обращения: 27.07.2021).

12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2021_god_i_na_planovyy_period_2022_i_2023_ godov.html (дата обращения: 27.07.2021).

13. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_ socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/scenarnye_usloviya_osnovnye_parametry_ prognoza_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2022_god_i_na_planovyy_ period_2023_i_2024_godov.html (дата обращения: 27.07.2021)

14. Торговля. Официальный сайт Минпромторга России. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/trade/ (дата обращения: 27.07.2021).

15. Экономические обзоры. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ makroec/ekonomicheskie_obzory/ (дата обращения: 27.07.2021).

I REFERENCES:

Borkova E.A., Doronin M.V., Mazin A.S/ (2021). Ekonomicheskie posledstviya koronavirusnoy infektsii dlya malogo biznesa [Economic consequences of coronavirus infection for small businesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1181-1194. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.5.112085.

Bukhvald E.M. (2020). Perezhivet li malyy biznes Rossii shok 2020 goda? [Will Russia's small business survive the shock of 2020?]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1319-1336. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.5.110134.

Drobot E.V. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na rynok truda SShA [The impact of the pandemic COVID-19 on the US labour market]. Russian Journal of Labor Economics. (7). 577-588. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.7.110715.

Drobot E.V., Makarov I.N., Manasyan S.M., Nazarenko V.S. i dr. (2020). Malyy i sredniy biznes v Rossii: kak zhit vo vremya i posle krizisa? [Small and medium-sized businesses in Russia: how to live during and after the crisis?]. Creative economy. (10). 2413-2430. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.10.110897.

Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Manasyan S.M. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na realnyy sektor ekonomiki [Impact of the COVID-19 pandemic on the real economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (8). 2135-2150. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.8.110790.

Korabeynikov I.N., Borisyuk N.K., Smotrina O.S. (2021). Inklyuzivnoe razvitie ekonomiki v «koronavirusnyy» period pandemii [Inclusive economic development in the coronavirus period of the pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). 11-26. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.1.111431.

Podolskaya T.V., Singkh M.A., Shkel F.E. (1959). Problemy obespecheniya globalnoy konkurentosposobnosti i ustoychivogo ekonomicheskogo razvitiya v usloviyakh pandemii COVID-19 (opyt Kitaya) [Challenges of ensuring global competitiveness and sustainable economic development in the context of the COVID-19 pandemic (China's experience)]. Journal of International Economic Affairs. (2). 265-280. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.2.111959.

Zimovets A.V., Khanina A.V. (2021). Odin god borby s koronavirusnoy pandemiey COVID-19: analiz rezultatov [One year of fighting the COVID-19 coronavirus pandemic: results analysis]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1035-1046. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.5.112114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.