Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В РОССИЙСКОМ РИТЕЙЛЕ КАК ОТВЕТ НА ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В РОССИЙСКОМ РИТЕЙЛЕ КАК ОТВЕТ НА ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
розничная торговля / формат магазинов / бизнес-модель ритейлера / поведение потребителей / стратегия розничной торговли / розничные торговые сети. / retail trade / retail stores format / business model of retailer / consumer behavior / retail strategy / retail chains / development trends

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексина Светлана Борисовна

Изменение трендов потребительского поведения определяет вектор трансформации бизнес-моделей, применяемых в российском сетевом ритейле. Одним из проявлений данного процесса является смена приоритетных форматов развития розничной торговли. Целью статьи является поиск экономических причин происходящих в бизнес-моделях ритейлеров изменений на примере анализа операционных показателей крупнейших в России розничных торговых сетей. Гипотеза исследования состоит в том, что происходящая трансформация бизнес-моделей в российском ритейле носит объективно обусловленный характер, что можно отследить через анализ динамики ключевых индикаторов эффективности развития бизнес-формата. В качестве таковых автор рассматривает показатели плотности продаж на 1 магазин и 1 кв.м торговой площади магазинов торговой сети, сгруппированных по их форматам. Анализ динамики данных показателей в разрезе отдельных форматов позволяет сделать вывод об экономических причинах происходящих в настоящее время на рынке ритейла процессах смены концептуальной модели развития FMCG-торговли в пользу формата мягких и жестких дискаунтеров, органично дополняющихся цифровым онлайнбизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Business Models of Russian Retail as a Response on Consumer Behavior Changes

The changes in consumer behavior trends have a direct impact on the prevailing vector of transformation of business models used in Russian chain retail. have a direct impact on the prevailing vector of transformation of business models used in Russian chain retail. One of the manifestations of this process is the change of priority formats for the development of retail trade. The purpose of the article is to find the economic reasons for the changes in the business models of retailers by analyzing the operational indicators of the largest retail chains in Russia. The hypothesis of the study is that the ongoing transformation of business models in Russian retail is objectively conditioned, which can be traced through an analysis of the dynamics of key indicators of the effectiveness of business format development. As such, the author considers the indicators of sales density per 1 store and 1 sq.m of retail space of retail chain stores, grouped by their formats. An analysis of the dynamics of these indicators in the context of individual formats allows us to conclude about the economic reasons for the processes currently taking place in the retail market of changing the conceptual model of FMCG trade development in favor of the format of soft and hard discounters, organically complemented by digital online business.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В РОССИЙСКОМ РИТЕЙЛЕ КАК ОТВЕТ НА ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»

УДК 339.3

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-1319-65-72

ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В РОССИЙСКОМ РИТЕЙЛЕ КАК ОТВЕТ НА ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

ЩЛ £ Алексина Светлана Борисовна,

ife . jft старший преподаватель Базовой кафедры торговой политики. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; г. Москва, Россия, Стремянный переулок, д.36 Aleksina.SB@rea.ru

■ https://orcid.org/0000-0002-4289-2233

Изменение трендов потребительского поведения определяет вектор трансформации бизнес-моделей, применяемых в российском сетевом ритейле. Одним из проявлений данного процесса является смена приоритетных форматов развития розничной торговли. Целью статьи является поиск экономических причин происходящих в бизнес-моделях ритейлеров изменений на примере анализа операционных показателей крупнейших в России розничных торговых сетей. Гипотеза исследования состоит в том, что происходящая трансформация бизнес-моделей в российском ритейле носит объективно обусловленный характер, что можно отследить через анализ динамики ключевых индикаторов эффективности развития бизнес-формата. В качестве таковых автор рассматривает показатели плотности продаж на 1 магазин и 1 кв.м торговой площади магазинов торговой сети, сгруппированных по их форматам. Анализ динамики данных показателей в разрезе отдельных форматов позволяет сделать вывод об экономических причинах происходящих в настоящее время на рынке ритейла процессах смены концептуальной модели развития FMCG-торговли в пользу формата мягких и жестких дискаунтеров, органично дополняющихся цифровым онлайн-бизнесом.

Ключевые слова: розничная торговля; формат магазинов; бизнес-модель ритейлера; поведение потребителей; стратегия розничной торговли; розничные торговые сети.

Введение (Introduction)

Современные тренды покупательского поведения в последние годы претерпевают значительные структурные изменения. Так, в систематическом обзоре, проведенном Aregu Asmare & Shimelis Zewdie в 2022 году [1], показано, что технологические достижения и продолжающаяся цифровизация торговой отрасли оказывают мощное влияние на поведение потребителей, применяемые бизнес-модели торговли, а главное — само взаимодействие бизнеса и потребителей, что обуславливает переход к преимущественно омниканальной стратегии развития ритейла.

Огромное влияние на динамику потребительского поведения во всем мире оказала эпидемия Covid-19, которая только усилила начавшуюся ранее трансформацию модели взаимодействия потребителей и представителей торгового бизнеса. В работе группы авторов [2] показано, что глубокие изменения, происходящие на

глобальном уровне, не только способствовали росту электронной коммерции, но и изменили восприятие и поведение потребителей до такой степени, что они не могли не оставить свой след и после окончания пандемии.

Кроме вышеперечисленных факторов, на экономический ландшафт РФ за последние 10 лет значительное влияние оказал целый ряд внешнеполитических событий и последующие за ними беспрецедентные экономические санкции. За период с 2014 года экономика страны пережила целый ряд дестабилизирующих экономических кризисов, оказавших прямое и косвенное влияние на поведение потребителей.

Падение доходов населения приводит к тому, что ежегодно все большее число покупателей снижает качество своей потребительской корзины в угоду экономии. Так, по оценкам исследовательской компании NielseniQ, в период кризиса

все большее количество покупателей делает выбор в пользу магазинов с низкими ценами, а 40% российских покупателей готовы поменять место совершения покупки, если в другом магазине будут более выгодные цены или акции по стимулированию продаж*.

Данная тенденция была замечена и проанализирована многими российскими учеными-исследователя-ми. Так, в статье Бондаренко В. А. [3], анализируются основные тенденции и закономерности в покупательском поведении россиян в сопоставлении с общемировыми. Автор делает вывод, что отчетливо выраженный тренд на рационализацию потребления у наших соотечественников довольно парадоксально сочетается с интересом к поиску положительных эмоций через совершение импульсных покупок, которые таким образом выступают фактором борьбы с негативной информационной повесткой и хроническим

* https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/pokupatel-v-krizis-kak-menyayutsya-strategii-fmcg-shopinga/.

стрессом.

В другой работе группы авторов [4, 5] были выявлены основные тенденции и конкретизированы отличия поведения потребителей в России под влиянием санкций 2014 и 2022 годов, а также пандемии COVID-19. По мнению авторов, происходящие изменения в модели поведения российского потребителя необходимо своевременно учитывать, как компани-ям-производителям, так и розничным сетям, работающим в РФ.

В научной публикации Леоновой Ю. Г. [6] отмечается, что демонстрируемая в последние годы российскими покупателями модель бережливого потребления на фоне антиковидных ограничений приобрела дополнительные характеристики и, в тоже время, обозначила новые актуальные точки роста для ритейлеров. Авторами другой научной работы [7] показано, что осуществление инновационной деятельности в условиях глобализации рынков, развития цифровой экономики и промышленной революции 4.0 является необходимым условием для успешного функционирования компаний в сфере торговли.

Безусловно, происходящие изменения потребительского спроса и самого паттерна поведения российского покупателя оказали самое непосредственное влияние на явления трансформации бизнес-моделей в российском сетевом ритейле. Это находит отражение в самых различных аспектах функционирования торговых компаний, начиная с выбора конкретной стратегии развития торговой сети и заканчивая особенностями построения системы лояльности покупателей. И одним из ключевых факторов, определяющих всю последующую стратегию развития розничной торговой компании, является экономически обо-

снованный выбор того или иного формата магазина. В данном аспекте развития бизнес-моделей в последнее время также происходят довольно значительные структурные сдвиги. Так, по данным исследовательской компании INFOLine, за последнее время существенно изменилась структура распределения оборота розничной торговли продовольственными товарами по различным форматам.

Как видно из анализа данных рисунка 1, за 2020—2022 годы существенно сократилась доля продаж, приходящаяся на форматы гипер- и супермаркетов, стабилизировалась на уровне около 30% доля продаж в магазинах у дома и стабильно росла доля продаж через формат жесткого дискаунтера, а также доля E-Grocery (онлайн торговли продовольственными товарами).

Предметом нашего научного исследования выступает процесс трансформация бизнес-моделей в российском ритейле, вообще, и смена приоритетных форматов развития бизнеса, в частности. Задачей исследования является поиск экономических причин происходящих изменений в бизнесмоделях ритейлеров на примере анализа операционных показателей двух крупнейших розничных

Другие форматы (гипермаркеты, традиционные магазины)

Специализированные магазины Продовольственная онлайн-розница Жесткие дискаунтеры

■ 2022год Супермаркеты

2021 год Магазины у дома

■ 2020 год

торговых сетей Х5 Group и группы компаний «Магнит», реализующих FMCG (Fast-Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса) на российском рынке. Выбор данных объектов исследования объяснялся следующими причинами. По данным аналитического агентства NielsenIQ покупка FMCG — главная статья бюджета в структуре расходов российского потребителя, на которую приходится более четверти месячного бюджета (26%). Поэтому на фоне ускоренного роста цен на продовольственные товары именно в области FMCG-ритейла наиболее актуальны и востребованы рынком тренды, связанные с экономией и поиском новых путей оптимизации бюджета. Как ответ на данный запрос общества в российском ритейле происходит постепенный отказ от развития форматов гипермаркетов и супермаркетов в пользу развития форматов магазинов у дома и особенно — форматов «мягких» и «жестких» дискаунтеров.

Наша рабочая гипотеза состоит в том, что происходящая трансформация бизнес-моделей в российском ритейле носитэкономический объективно обусловленный характер, что должно найти отражение в таких экономических показате-

29,4

^■ 33,2 28,9

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Доля оборота розничной торговли продтоварами в магазинах формата,%

Рис.1. Доля оборота розничной торговли продовольственными товарами по отдельным форматам магазинов в РФ за 2020-2022 гг., % Fig.1. The share of retail turnover of food products by individual store formats in the Russian Federation for 2020-2022, %

лях, отражающих мощность торговой сети, как количество магазинов того или иного формата, размер их торговой площади, плотность продаж на 1 магазин и 1 квадратный метр торговой площади магазина и ряде других. Анализ динамики данных показателей в разрезе отдельных форматов по годам должен позволить сделать выводы об экономических причинах: происходящих в настоящее время на рынке ритейла процессов смены концептуальной модели развития торгового бизнеса, — а также стать основой построения прогнозов его дальнейшего роста.

Методы (Materials and Methods)

Статья подготовлена на основе анализа данных исключительно открытых источников информации, а именно данных Федеральной службы государственной статистики; официальных данных и прогнозах Министерства экономического развития РФ;Министерства промышленности и торговли РФ, данных исследовательских агентств NieiseniQ , Data Insight, InfoLine, а также данных официальных сайтов крупнейших в России розничных торговых сетей, реализующих FMCG — Х5 Group и группы компаний «Магнит».

В качестве общелогических методов исследования были использованы методы анализа и синтеза предмета анализа с целью его более глубокого детального изучения и последующего упорядочивания в единую систему; методы дедукции и индукции с целью выявления объективных причин и последствий изучаемых явлений; метод обобщения, выявивший общие свойства исследуемых объектов и их взаимосвязи для формирования последующих выводов и прогнозов развития. В качестве специальных методов исследова-

ния применялись количественные методы экономического анализа — методы расчета относительных показателей, метод группировки, а также графический метод анализа данных.

В качестве экономических индикаторов, отражающих эффективность операционной деятельности анализируемых торговых сетей, автором были выбраны показатели плотности продаж в расчете на 1 магазин и на 1 кв. м. торговой площади в разрезе отдельных форматов магазинов. Анализ операционных показателей исследуемых розничных торговых сетей был проведен как в фактических, так и в сопоставимых ценах. Во всех расчетах за базу сравнения были взяты цены конца декабря 2019 года, перерасчет стоимостных показателей проводился по индексу потребительских цен на продовольственные товары за соответствующие годы (декабрь к декабрю) по данным Росстата. Цифровые бизнесы исследуемых компаний за период 2019—2022 гг. не выделены в отдельную статистическую единицу и были объединены в общую сумму продаж через данную торговую сеть (офлайн и онлайн вместе). По методо-

логии, принятой в группе компаний «Магнит», данные по магазинам формата мягкого дискаунтера «Моя цена» в годовой отчетности компании объединены в одну группу с магазинами у дома «Магнит». С целью повышения наглядности и упрощения представления аналитических данных — сведения по магазинам, торгующим на рынке под маркой «Дикси» и «Магнит», — объединены в соответствии с применяемым ими форматом.

Результаты (Results)

В результате проведенного исследования была выявлена следующая динамика основных операционных показателей развития ведущих розничных торговых сетей РФ в сегменте FMCG (Х5 Group и Магнит) за 2019—2022 гг. в разрезе применяемых данными торговыми операторами форматов магазинов (рис. 2—9).

Приведенные на рисунках данные в целом подтвердили выдвинутую рабочую гипотезу о том, что происходящая в настоящее время смена приоритетных форматов в российском ритейле носит строго экономически обусловленный объективный характер.

Обсуждение (Discussion)

1 400,00

1 1 200,00 1 000,00

2

800,00 то 600,00

х

400.00

о

200.00

о

Q-

0,00

О 1- 2019 2020 2021 2022

В среднем по сети 106,42 111,71 115,31 122,18

■ гипермаркеты 956,04 993,96 961,88 1 250,00

■супермаркеты 320,42 343,47 368,89 397,01

■ магазин у дома 89,03 95,58 99,80 110,78

■дискаунтер 0,00 12,50 40,83 69,42

Рис.2. Плотность продаж на 1 магазин Х5 Group за 2019-2022 гг. в разрезе их форматов (в фактических ценах), млн руб.

Fig.2. Sales density per 1 X5 Group store for 2019-2022 in terms of their formats (in actual prices), million rubles.

Как видно из анализа данных рисунка 2, плотность продаж на 1 магазин в сети Х5 Group в фактических ценах за исследуемый период стабильно росла за исключением незначительного снижения анализируемого показателя в гипермаркетах сети в 2021 году. Но в целом из данных рисунка 2 очевидно, что объемы продаж одного гипермаркета «Карусель» значительно превосходили средние показатели всей торговой сети Х5, а также продажи в супермаркетах «Перекресток» и магазинах у дома «Пятерочка». Однако анализ плотности продаж на 1 магазин разных форматов в Х5 в сопоставимых ценах (см. рис.3) показывает другую картину. Заметна как общая устойчивая тенденция на снижение данного показателя по всей торговой сети, так и особенно сильное падение данного показателя в гипермаркетах «Карусель». Так, с 2019 по 2021 год плотность продаж в расчете на 1 гипермаркет в сопоставимых ценах снизилась на 15%. При этом наблюдаемый на рисунке 3 довольно значительный рост объема продаж (в сопоставимых ценах) на 1 гипермаркет в 2022 году объясняется серьезным сокращением числа магазинов сети, работающих в данном формате. Руководство торговой сети Х5 еще в 2019 году приняло стратегическое решение на постепенное закрытие или переформатирование (в супермаркеты или дарксторы) всех гипермаркетов «Карусель». За период 2019— 2022 год число гипермаркетов сократилось на 87%, а весной 2023 года были закрыты все оставшиеся магазины данного формата.

Ответ на вопрос об экономических причинах принятия данного стратегического решения, определяющего перспективную бизнесмодель развития крупнейшей в стране торговой компании Х5,

дает анализ данных диаграмм на рисунках 4 и 5. Так, по показателю плотности продаж на 1 кв.м торговой площади магазинов сети (в фактических ценах) неизменным лидером в 2019—2022 гг. выступает формат супермаркетов «Перекресток», а наибольшие темпы роста этого показателя продемонстрировал формат жестких дискаунтеров «Чижик», который торговая сеть Х5 активно развивает, начиная с 2020 года. Формат магазина у дома, ведущий свою операционную деятельность на рынке под брендом «Пятерочка», наиболее широко представлен

в торговой сети Х5. В 2022 году на него приходилось 89,9% всех торговых точек сети Х5, и он генерировал 81,5% всей выручки. В то же время по показателю плотность продаж на 1 кв.м торговой площади данный формат несколько отстает от средних для всей торговой сети показателей.

Анализ динамики плотности продаж на 1 кв.м. торговой площади за 2019 — 2022 гг., проведенный в сопоставимых ценах (см. рис. 5), показывает следующую картину. В целом по всей торговой сети Х5 произошло небольшое падение данного показателя, и на-

1 200,00 | 1 000,00

1 800,00

п

600,00

(О ’

400.00

200.00

Jill ни.

0,00 В среднем по сети гипермаркеты супермаркеты магазин у дома дискаунтер

2019 106,42 956,04 320,42 89,03 0,00

2020 104,70 931,64 321,93 89,58 11,72

2021 97,70 815,01 312,56 84,56 34,60

2022 94,81 970,00 308,08 85,97 53,87

Рис.3. Динамика плотности продаж на 1 магазин разных форматов в Х5 Group за 2019-2022 гг. (в сопоставимых, ценах), млн руб. Fig.3. Dynamics of sales density per 1 store of different formats in X5 Group for 2019-2022 (in comparable prices), million rubles.

0,0 2019 2020 2021 2022

В среднем по сети 239,6 252,3 262,2 286,1

гипермаркеты 239,0 250,7 248,0 306,1

супермаркеты 310,6 316,0 332,3 355,3

магазин у дома 228,8 244,1 254,5 283,2

дискаунтер 0,0 50,0 147,0 236,1

Рис. 4. Плотность продаж на 1 кв.м торговой площади Х5 Group за 2019-2022 гг. в магазинах разных форматов (в фактических ценах), тыс. руб.

Fig.4. Sales density per 1 sq.m of X5 Group retail space for 2019-2022 in stores of different formats (in actual prices), thousand rubles

400,0

300,0

200,0

100,0

иболее заметно оно в формате супермаркет и гипермаркет. Формат магазина у дома демонстрирует слабоотрицательный тренд динамики показателя плотности продаж в сопоставимых ценах на 1 кв. м, который в 2022 году даже показал слабый рост. По темпам роста плотности продаж на 1 кв. м торговой площади в сопоставимых ценах безусловным лидером выступает формат жестких дискаунтеров «Чижик», что объясняется налаживанием эффективной низкозатратной операционной модели и грамотной работой руководства сети с ассортиментной матрицей. Ассортимент данного формата не только весьма ограничен (он насчитывает порядка 750 товарных позиций), но и сфокусирован на продаже уникальных качественных товаров под собственной торговой маркой сети (СТМ) и по ценам ниже рыночных на 20— 30% [8]. Именно формат жестких дискаунтеров является драйвером ускоренного роста компании в ближайшем будущем. На конец 2023 года количество магазинов данного формата выросло в три раза (до 1 500 единиц), а его доля в общей выручке компании Х5 увеличилась до 4%. Важным индикатором перспектив роста этого сегмента рынка является тот факт, что средний чек в «Чижике» (580,7 руб.) по итогам 2023 года был выше, чем в «Пятерочке» (461,8 руб.)

Таким образом, проведенный анализ динамики экономических индикаторов эффективности торговых форматов на примере компании Х5 Group показал, что принятое руководством компании решение о постепенной трансформации бизнес-модели развития сети, отказе от развития малоперспективного формата гипермаркетов в пользу ускоренного роста сети жестких дискаунтеров было

стратегически верным и носило экономически обусловленный характер.

С целью проверки рабочей гипотезы в нашем исследовании был также выполнен анализ экономических индикаторов эффективности операционной деятельности второй по масштабам бизнеса розничной торговой сети России — группы компаний «Магнит» (рис. 6—9). Анализ данных рисунка 7 показал, что в 2020 и 2022 годах происходил заметный рост плотности продаж на 1 магазин в фактических ценах, но в 2021 году наблюдалось небольшое снижение данного показателя. Расчеты, проведенные в сопоста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вимых ценах, показали серьезное снижение плотности продаж на 1 супермаркет, которые в рамках компании «Магнит» выступают в качестве крупноформатных объектов — площадью свыше 1,5 тыс. кв. м.

По показателю плотности продаж на 1 кв.м торговой площади (в фактических ценах) в 2019 году лидером выступал формат супермаркета, но начиная с 2020 года по данному показателю лидирует формат магазина у дома.

Пересчет плотности продаж на 1 кв.м торговой площади «Магнит» за 2019—2022 гг. в сопоставимые цены показал стагнацию данного показателя на одном уровне

400

300

200

100

.. . III!

В среднем по сети гипермаркеты супермаркеты магазин у дома дискаунтер

2019 г. 239,5837823 239,010989 310,5802048 228,7866109 0

2020 г. 236,4788028 235,0077137 296,2175619 228,8077135 46,86474834

2021 г. 222,1363225 210,1197853 281,562309 215,6357345 124,5546557

2022 г. 221,9886817 237,5499502 275,7112003 219,7466424 183,2372798

Рис. 5. Динамика плотности продаж на 1 кв.м торговой площади в магазинах разных форматов Х5 Group за 2019-2022 гг.

(в сопоставимых ценах), тыс.руб.

Fig.5. Dynamics of sales density per 1 sq.m of retail space in stores of various formats X5 Group for 2019-2022 (in comparable prices),

thousand rubles.

300.0

250.0

200.0

150.0

100.0 50,0

2019 2020 2021 2022

В среднем по сети 189,1 207,3 200,9 242,8

супермаркеты 211,1 214,7 212,4 245,4

магазин у дома 206,0 235,2 225,1 273,5

■дрогери 84,3 97,9 95,3 124,7

Рис.6. Плотность продаж на 1 магазин «Магнит» за 2019-2022 гг.

в разрезе их форматов (в фактических ценах), млн руб.

Fig.6. The density of sales per 1 Magnit store for 2019-2022 in terms of their formats (in actual prices), million rubles

100,0

d 'О

■III llll

u,и В среднем по сети супермаркеты магазин у дома дрогери

2019 189,1 211,1 206,0 84,3

2020 194,3 201,2 220,5 91,8

2021 170,2 180,0 190,8 80,7

2022 188,4 190,4 212,3 96,8

Рис.7. Динамика плотности продаж на 1 магазин разных форматов «Магнит» за 2019-2022 гг. (в сопоставимых, ценах), млн руб. Fig.7. Dynamics of sales density per 1 store of different Magnit formats for 2019-2022. (in comparable prices), million rubles

600,00

400.00

200.00

2019 2020 2021 2022

В среднем по сети 66,04 72,05 69,32 83,92

супермаркеты 423,04 429,77 422,37 489,80

магазин у дома 69,79 80,30 76,89 94,51

■дрогери 19,48 22,62 23,33 27,92

Рис.8. Плотность продаж на 1 кв.м торговых площадей Х5 Group за 2019-2022 гг. в магазинах разных форматов (в фактических ценах),

тыс. руб.

Fig.8. Sales density per 1 sq.m of X5 Group retail space for 2019-2022 in stores of different formats (in actual prices), thousand rubles

600,00 ----------------------------------------------------

200,00

В среднем по сети супермаркеты магазин у дома дрогери

2019 66,04 423,04 69,79 19,48

2020 67,5 402,8 75,3 21,2

2021 58,7 357,9 65,1 19,8

2022 65,1 380,1 73,3 21,7

Рис.9. Динамика плотности продаж на 1 кв.м торговой площади в магазинах разных форматов «Магнит» за 2019-2022 гг.

(в сопоставимых, ценах), тыс.руб.

Fig.9. Dynamics of sales density per 1 sq.m of retail space in stores of various Magnit formats for 2019-2022. (in comparable prices), thousand rubles

300,0

200,0

- 400,00

в среднем по всей сети с существенным западением показателя по итогам 2021 года. Однако с учетом разбивки этого же показателя по отдельным форматам мы видим значительное снижение плотности продаж на 1 кв. м в формате супермаркет и слабый, но неустойчивый рост в форматах магазина у дома и дрогери.

Как можно заметить, на примере анализа данных компании «Магнит» также подтверждается гипотеза о приоритетном в ближайшем будущем развитии магазинов малого формата. Надо отметить, что в 2023 году торговая сеть «Магнит» также сделала значительные усилия по развитию нового для себя формата жестких дискаунтеров «Первый выбор (В1)».

Проведенное нами исследование содержит несколько ограничений, на которые необходимо указать. Во-первых, индикаторы эффективности форматов (показатели плотности продаж на 1 магазин и 1 кв. м торговой площади) были проанализированы автором по объему продаж за год без учета вновь открытых или закрытых торговых точек (LfL). Во-вторых, в продолжение настоящего исследования было бы целесообразно расширить спектр индикаторов эффективности формата, например, включив туда показатели покупательского трафика и среднего чека.

Подтверждают сделанные в нашем исследовании выводы также данные о росте розничных продаж в различных каналах за 9 месяцев 2023 года, представленные на конференции NieiseniQ 2023** (рис.10 и 11).

Как видно из анализа данных ри-сунка10, большинство каналов продаж в ритейле за период ян-

варь-сентябрь 2023 года продемонстрировали рост натуральных и стоимостных объемов продаж.

Исключение составили отрицательные темпы прироста натуральных продаж в формате гипермаркета,

** По данным Конференции NielsenlQ 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nielseniq.com/global/ru/insights/mulHmedia/ 2023/konferenciya-nielseniq-2023/ (дата обращения: 05.01.2024).

непродовольственного специализированного магазина, винного специалиста и зоомагазина. И только в форматах гипермаркета и зоомагазина за 9 месяцев 2023 года наблюдалось падение продаж не только в натуральном, но и денежном выражении. А вот анализ темпов прироста сопоставимых продаж Like-for-iike (без учета открытия новых торговых точек) в различных каналах в январе-сентябре 2023 года показал, что только дискаунтеры продемонстрировали LfL-прирост как денежных, так и натуральных продаж. Все это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о высокой эффективности данного канала продаж по сравнению с конкурентными.

Полученные нами результаты исследования экономически обосновывают перспективный вектор развития российской розничной торговли FMCG^ ближайшее будущее в качестве мультиформатной модели, делающей основной упор на развитие относительно малых и высокоэкономичных форматов. И этот вывод подтверждается данными исследователей из других европейских стран. Так, в работе итальянских ученых [9] проведено углубленное изучение влияния трех факторов(цены,ассортимента и продвижения) на переход от форматов гипермаркет и супермаркет к дискаунтерам. На основе проведенного панельного анализа данных о реальных потребительских продажах на рынке розничной торговли продуктами питания в Италии, в статье показано, что рыночная доля дискаунтеров увеличивается в ущерб двум конкурирующим форматам мага-

зинов, когда ценовой разрыв увеличивается, а ассортиментный — сужается.

Заключение (Conclusion)

Проведенный анализ динамики индикаторов эффективности функционирования форматов на примере двух крупнейших торговых сетей подтвердил, что происходящая сейчас трансформация бизнес-моделей в российском ритейле носит объективный и эконо-

мически обусловленный характер. В ближайшем будущем преобладающим станет вектор на развитие относительно малых офлайнформатов (магазинов у дома и дискаунтеров), а также опережающие темпы развития цифровых бизнесов. Ведущие игроки рынка будут применять стратегию омниканальной розничной торговли, которая объединит все точки соприкосновения с покупателями в единый целостный опыт.

100 ---------

80 --------

60 --------

40 --------

20 —9 11 0 ■ ■

-2°

14

5 -1 4

25

93

53

10

-3 -4

А**

х>>

У*

-3

Изменение натуральных продаж (уп.),%

Изменение денежных продаж,%

16

7

6

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-1

Рис. 10 Темпы прироста продаж в различных каналах продаж за январь-сентябрь 2023 г.

Fig. 10. Sales growth rates in various sales channels for January-September 2023

6

4

2

0

-2

-4

-6

-8

---5

I .

Дискаунтеры Минимаркеты Супермаркеты Гипермар

>i Непрод. спец..

магазины

2

0

3

-4

6

-7

-7

■ Изменение натуральных продаж (уп.)иц% Изменение денежных продаж LfL,%

Рис. 11. Темпы прироста сопоставимых, продаж Like-for-like в различных каналах в январе-сентябре 2023 г.

(без учета открытия новых торговых точек)

Fig. 11. The growth rate of comparable Like-for-like sales in various channels in January-September 2023 (excluding the opening of new outlets).

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Aregu Asmare, Shimelis Zewdie(2022) Omnichannel retailing strategy: a systematic review // The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, 32:1, 59—79.

2. Pantano E.; Pizzi, G.; Scarpi, D.; Dennis, Ch. (2020) Competing during a pandemic? Retailers’ ups and downs during the COVID-19 outbreak // Journal of Business Research, Volume 116, August 2020, Pages 209—213 — https://doi.org/ 10.1016/j.jbusres.2020.05.036

3. Бондаренко, В. А Основные тенденции покупательского поведения: закономерности и противоречия, общие тренды и российские особенности / В. А. Бондаренко // Практический маркетинг. — 2023. — № 10 (316). — С. 16—22. — EDN ZCMHCY.

4. Чернышева, А. М. Изменение модели потребительского поведения в контексте санкций / А. М. Чернышева, Е. А. Дег-терева, А. М. Зобов // Практический маркетинг. — 2023. — № 12 (318). — С. 58—63. — EDN AGUOHQ.

5. Сурдина, А. В. Цифровые технологии и их влияние на развитие торговой деятельности в современных условиях / А. В. Сурдина, А. Ф. Никишин // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 4 (129). — С. 671—674. — EDN LESUIN.

6. Леонова, Ю. Г. Тренды розничного торгового бизнеса в контексте новой парадигмы покупательского поведения / Ю. Г. Леонова // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 3 (128). — С. 778—782. — EDN MSTUVP.

7. Study of innovative activity of the distributive industries of the Russian Federation in the context of the world economy digitalization and globalization / I. A. Ramazanov, S. V. Panasenko, V. P. Cheglov [et al.] // Nexo Revista Cientifica. — 2021. - Vol. 34, No. 2. - P. 926-941. - EDN DKJRON.

8. Красильникова, Е. А. Собственные торговые марки розничных торговых сетей как устойчивая тенденция развития торговли / Е. А. Красильникова, Н. С. Липатов // Лизинг. - 2023. - № 1. - С. 25-31. - EDN EWTVJM.

9. Fornari, E.; Grandi, S.; Menegatti, M.; Fornari, D. (2020) Discounters versus Supermarkets and Hypermarkets: what drives store-switching? // The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, 30:5, 555-574. -DOI: 10.1080/09593969.2020.1773896.

UDC 339.3

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-1319-65-72

Transformation of Business Models of Russian Retail as a Response on Consumer Behavior Changes Aleksina Svetlana Borisovna,

Senior lecturer of Base Department of Trade Policy, Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane; Moscow,

Russia (Aleksina.SB@rea.ru)

https://orcid.org/0000-0002-4289-2233

The changes in consumer behavior trends have a direct impact on the prevailing vector of transformation of business models used in Russian chain retail. have a direct impact on the prevailing vector of transformation of business models used in Russian chain retail. One of the manifestations of this process is the change of priority formats for the development of retail trade. The purpose of the article is to find the economic reasons for the changes in the business models of retailers by analyzing the operational indicators of the largest retail chains in Russia. The hypothesis of the study is that the ongoing transformation of business models in Russian retail is objectively conditioned, which can be traced through an analysis of the dynamics of key indicators of the effectiveness of business format development. As such, the author considers the indicators of sales density per 1 store and 1 sq.m of retail space of retail chain stores, grouped by their formats. An analysis of the dynamics of these indicators in the context of individual formats allows us to conclude about the economic reasons for the processes currently taking place in the retail market of changing the conceptual model of FMCG trade development in favor of the format of soft and hard discounters, organically complemented by digital online business.

Keywords: retail trade; retail stores format; business model of retailer; consumer behavior; retail strategy; retail chains; development trends.

REFERENCES

1. Aregu Asmare & Shimelis Zewdie (2022) Omnichannel retailing strategy: a systematic review. The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, 32:1, 59-79.

2. Eleonora Pantano, Gabriele Pizzi, Daniele Scarpi, Charles Dennis (2020) Competing during a pandemic? Retailers’ ups and downs during the COVID-19 outbreak. Journal of Business Research, Volume 116, August 2020, Pages 209-213 https:/ /doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.036.

3. Bondarenko, V. A. (2023) Main Trends in Purchasing Behavior: Regularities and Contradictions, General Trends and Russian Specifics. Practical Marketing, 2023, No. 10, pp. 16-22. - EDN ZCMHCY.

4. Chernysheva, A. M.; Degtereva, E. A.; Zobov, A. M. (2023) Consumer Behavior Change in the Context of Sanctions. Practical Marketing, 2023, No. 12, pp. 58-63. - EDN AGUOHQ.

5. Surdina, A. V.; Nikishin, A. F. (2021) Digital Technologies and their Impact on the Trade Development under Modern Conditions. Ekonomikaipredprinimatel’stvo, 2021, No. 4, pp. 671-674. - EDN LESUIN.

6. Leonova, Yu. G. (2021) Retail business trends in the context of the new paradigm of consumer behavior. Ekonomika i predprinimatel’stvo, 2021, No. 3, pp. 778-782. - EDN MSTUVP.

7. Study of innovative activity of the distributive industries of the Russian Federation in the context of the world economy digitalization and globalization / I. A. Ramazanov, S. V. Panasenko, V. P. Cheglov [et al.] Nexo Revista Cientifica, 2021, Vol. 34, no. 2, pp. 926-941. - EDN DKJRON.

8. Krasilnikova, E. A.; Lipatov, N. S. (2023) Private Labels of Retail Chains as a Sustainable Trade Development Trend. Leasing, 2022, No. 1, pp. 25-31. - EDN EWTVJM.

9. Edoardo Fornari, Sebastiano Grandi, Mario Menegatti & Daniele Fornari (2020) Discounters versus Supermarkets and Hypermarkets: what drives store-switching? The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, 30:5, 555-574, DOI: 10.1080/09593969.2020.1773896.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.