Научная статья на тему 'Рожденная сотрудничать: к 50-летию юнеско'

Рожденная сотрудничать: к 50-летию юнеско Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
283
217
Поделиться

Текст научной работы на тему «Рожденная сотрудничать: к 50-летию юнеско»

А. Д. Жуков, Н. М. Канаев РОЖДЕННАЯ СОТРУДНИЧАТЬ: К 50-ЛЕТИЮ ЮНЕСКО

«Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»

(Из преамбулы Устава ЮНЕСКО)

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, более известная в мире под названием ЮНЕСКО, - одно из спецучреждений ООН. Это крупнейший в мире межгосударственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. На октябрь 1995г. членами ЮНЕСКО состоят 183 государства и три (Аруба, Нидерландские Антильские острова и Британские Виргинские острова) имеют статус членов-сотрудников. Штаб-квартира расположена в Париже. СССР вступил в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 г. С 1991 г. членом ЮНЕСКО является Россия в качестве государства-продолжателя СССР.

Бюджет ЮНЕСКО на 1994-1995 гг., складывающийся из взносов государств-членов, 455,4 млн. долл., в проекте на 1996-1997 гг. - 518,4 млн.долл.

ЮНЕСКО была утверждена на состоявшейся в Лондоне конференции министров образования 44 стран, разработавшей и принявшей 16 ноября 1945 г. Устав этой Организации, который стал политической и правовой основой ее деятельности. После его ратификации 20госу-дарствами 4 ноября 1946 г. Устав вступил в силу, и этот день стал официальной датой основания Организации.

Мероприятия, посвященные 50-летию ЮНЕСКО, решено проводить в течение года: с 16 ноября 1995. - годовщины принятия Устава по 4 ноября 1996 г., когда исполнится 50 лет до дня его вступления в силу.

В юбилейный год политические и общественные деятели, работники образования, ученые, деятели культуры, средств массовой информации, творческая интеллигенция различных государств подводят итоги работы этой организации, размышляют о ее будущем.

Что же представляет Совет ЮНЕСКО сегодня, какова его потенциальная роль в будущем?

Устав ЮНЕСКО.

Цели и задачи Организации

ЮНЕСКО создана сразу после второй мировой войны как составная часть механизма ООН по поддержанию мира и безопасности. Образование ЮНЕСКО, как и ООН, явилось следствием великой победы прогрессивных демократических сил над фашизмом и милитаризмом, в том числе и над обеспечивавшей их идеологией, проявлением желания стран-победительниц не допустить развязывания третьей мировой войны, наладить долгосрочную и прочную систему всестороннего международного сотрудничества. Если ООН решает эти вопросы в сфере политики, то ЮНЕСКО - в области образования и воспитания социальных и естественных наук, культуры и информации, т. е. в духовной сфере.

«Мысли о войне, - записано в первых строках Устава ЮНЕСКО, - возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». Это центральная идея, которая проходит через весь Устав, последующие решения и отражается в повседневной практической деятельности Организации. ЮНЕСКО создана, говорится в Уставе, «с целью постепенного достижения путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества...». А статья 1 Устава, не измененная ни в одной букве за последние 50 лет, гласит: ЮНЕСКО «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религии».

Становление и развитие Организации проходило в непростых условиях. Сказывались результаты опустошительной войны. Многие сотни миллионов людей находились в казавшихся незыблемыми ,путах колониализма. До 1954г. СССР и ряд других социалистических стран не участвовали в деятельности ЮНЕСКО и, следовательно, не оказывали на ее работу никакого влияния. Их вступление в 1954 г. сделало Организацию более универсальной. Для многих же ученых, деятелей образования и культуры нашей страны в условиях жестких ограничений контактов того времени появилась реальная возможность общения со своими иностранными коллегами.

В начале 1960-х годов в ЮНЕСКО влилось несколько десятков стран, освободившихся от колониальной зависимости, и это обстоятельство внесло новую струю в политику и деятельность Организации.

Трудности и сложности ЮНЕСКО усугублялись и тем фактом, что интеллектуальная сфера ее деятельности особенно чувствительна к разного рода поворотам и изменениям в международной жизни, в политике отдельных государств (например, выход США и Великобритании), к событиям в регионах (в Восточной Европе, арабско-израильский конфликт и т.д.). На сферу деятельности ЮНЕСКО огромное влияние оказывают общецивилизационные процессы, развитие общественной мысли, научно-технические свершения.

Сегодня есть все основания утверждать, что государства-члены, определяющие политику в этой Организации, и Секретариат ЮНЕСКО не только следовали указанным выше благородным принципам, но и постоянно творчески развивали их с учетом новых явлений в международной жизни и перспектив развития, внесли серьезный вклад в развитие интеллектуального общения между государствами и народами. Практика подтвердила, что ЮНЕСКО необходима человечеству.

Именно в этом, на мой взгляд, главная причина того, что несмотря на имевшие место трудности и даже кризисы, ЮНЕСКО к своему пятидесятилетию приходит окрепшей, пользующейся большим и , заслуженным авторитетом признанного мирового центра интеллектуального сотрудничества.

Ее рост не приостановил даже выход из ЮНЕСКО в 1984-1985 гг. двух крупнейших го-

сударств-основателей Организации: США и Великобритании, а также Сингапура. Об этом свидетельствуют следующие цифры: если в 1946 г. членами ЮНЕСКО состояло 20 государств, то в 1980 г. - 153, в 1985 г. - 160, в 1990 г. - 171, в 1995 г. - 183.

В США и Великобритании среди научной и культурной общественности возрастает тенденция к возобновлению членства в Организации. Выступая на международной конференции «Образование и глобализация» в Бостоне (США) 31 марта 1995 г. представитель Питтсбургского университета США С.Сполдинг сообщил, что у президента Б.Клинтона уже лежал на подписи подготовленный документ о возобновлении членства США в ЮНЕСКО, однако победа республиканцев б Конгрессе, занявших жесткую позицию по отношению к спецучреждениям ООН, вынудила его отложить подписание. Что касается Великобритании, то, по сообщению журнала «Суре ЮНЕСКО» от апреля 1995 г., даже лорд Хью - один из организаторов выхода Великобритании из ЮНЕСКО в 1984 г. в бытность секретарем по иностранным делам, в своем выступлении 22 марта 1995 г. в Палате лордов, отметил, что «никогда этот вопрос (о выходе) не рассматривался как решение навсегда» и высказался за возвращение Великобритании в ЮНЕСКО к пятидесятилетию Организации. Однако сегодняшняя ситуация, когда в ЮНЕСКО состоят практически все страны мира, и лишь три государства (США, Великобритания и Сингапур) находятся вне ее стен, может еще продлиться на некоторое, надеюсь, не на очень длительное время. Следует отметить и то, что несмотря на выход, США и Великобритания продолжают иметь своих сотрудников в Секретариате ЮНЕСКО, участвуют в работе Межправительственной океанографической Комиссии, в Международной Комиссии по образованию для XX! в., в мероприятиях по авторскому праву, в ряде других программ, их авторы публикуются в изданиях ЮНЕСКО.

В 1995 г. членство в ЮНЕСКО возобновила ЮАР, вставшая на путь демократических перемен. Это явилось заметным событием не только для региона Африки, где существовавшая ранее напряженность между ЮАР и многими африканскими странами переходит в фазу конструктивного сотрудничества, но и для многих стран мира, поскольку позволит им строить от-

ношения с ЮАР на принципиально новой основе, а также позволит самой ЮАР включиться в систему многостороннего интеллектуального сотрудничества.

Структура ЮНЕСКО и взаимоотношения между ее основными органами.

ЮНЕСКО имеет три основных органа: Генеральную конференцию, Исполнительный совет и Секретариат.

Генеральная конференция является высшим и наиболее представительным органом ЮНЕСКО. Она состоит из полномочных делегаций всех государств-членов и членов-сотрудников Организации, каждое государство-член имеет в ней один голос.

Генеральная конференция собирается на очередные сессии раз в два года. Она определяет политику и общие направления деятельности ЮНЕСКО, утверждает двухгодичную программу работы и бюджет, а также Среднесрочные (шестилетние) планы, принимает государства в Организацию, избирает членов Исполнительного совета и других руководящих органов ЮНЕСКО, назначает по представлению Исполнительного совета Генерального директора ЮНЕСКО, принимает международные правовые акты (конвенции, межправительственные рекомендации, декларации), решает другие вопросы, требующие одобрения государств-членов.

Делегации на сессиях Генеральной конференции возглавляются в большинстве своем министрами образования и председателями Комиссии стран-членов по делам ЮНЕСКО. Делегации, как правило, состоят из ведущих ученых, известных и авторитетных деятелей образования, культуры и информации. В период сессий Генеральная конференция, по существу, превращается в крупнейшую международный форму (с участием порядка 1,5-2 тыс. человек), причем имеющий реальную возможность административного, юридического и финансового влияния на решение важнейших проблем многостороннего научного и культурного сотрудничества.

Важной особенностью Генеральной конференции последних лет является то, что при всех огромных политических, экономических, идеологических, религиозных и других различиях между государствами и представляющими их делегатами практически все решения (даже

крайне сложные, когда речь идет о балансе интересов между государствами) принимаются на основе консенсуса.

В период между сессиями Генеральной конференции основным руководящим органом ЮНЕСКО является Исполнительный совет. За последние годы он численно вырос и изменился качественно - если ранее его члены представляли себя как известные деятели, а также свои государства, то в настоящее время он состоит из представителей 51 государства-члена, что повышает ответственность государств за ведение дел в Организации, да и самого Исполнительного совета за свои решения.

Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат, расположенный в здании на одной из центральных площадей Парижа, которое само стало достопримечательностью города. Здесь нередки посещения руководителей государств, Министров, выдающиеся ученые; в залах ЮНЕСКО ежедневно проходят 2-3 международные конференции, организуются многочисленные, порой уникальные, выставки государств-членов, отражающие историю, традиции, духовную жизнь этих стран. Общая численность сотрудников составляет около 2000 человек (численные изменения происходят практически ежедневно) из более 100 государств, в том числе России.

С 1987 г. Генеральным директором ЮНЕСКО является гражданин Испании Федерико Майор Сарагоса, переизбранный в 1993 г. на очередной шестилетний срок.

Однако ЮНЕСКО сегодня - это далеко не только штаб-квартира в Париже. За последние десятилетия с учетом интересов государств-членов в ее деятельности постоянно усиливается процесс децентрализации. Государства ставят вопрос о создании и укреплении региональных механизмов сотрудничества, которые бы на базе целей и задач ЮНЕСКО и при ее финансовой и технической поддержке полнее отражали интересы стран, входящих в те или иные регионы. И речь идет не только о развивающихся странах; Европа - с учетом СБСЕ - также активно вовлечена в этот процесс. Так, в Европейском регионе (включающем в себя США, Канаду и Израиль), кроме собственной штаб-квартиры в Париже, действует Европейский центр ЮНЕСКО по высшему образованию (Бухарест), Региональное бюро по науке и технике для Европы

(Венеции, Бюро возглавляется, кстати, российским ученым); здесь же расположены подразделения ЮНЕСКО, имеющие международный характер: Международное бюро просвещения (Женева), Международный институт планирования образования (Париж), Институт ЮНЕСКО по образованию (Гамбург). В 1989 г. учреждено Бюро ЮНЕСКО в Москве.

СССР, а затем Россия, официально единодушным решением Генеральной конференции признана государством, входящим как в регион Европы, так и в Азиатско-Тихоокеанский регион с правом полноправного участия во всех мероприятиях ЮНЕСКО в регионах. Россия активно участвует во всех перечисленных выше подразделениях в Европе, во всех важнейших мероприятиях в АТР; региональных конференциях министров образования, науки, культуры и информации, в совещаниях национальных комиссий по делам ЮНЕСКО, в деятельности Основного регионального бюро ЮНЕСКО, для стран АТР в Бангкоке, Регионального бюро ЮНЕСКО по науке и технике для Южной и Центральной Азии (Дели), в экспертных совещаниях.

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в каждой стране создаются национальные (общегосударственные) комиссии по делам ЮНЕСКО. Их задача - координировать внутри страны деятельность организаций и учреждений, имеющих отношение к компетенции ЮНЕСКО и желающих участвовать в той или иной степени в выполнении ее программ. Комиссия осуществляет связь с ЮНЕСКО и национальными комиссиями других государств по делам ЮНЕСКО. Фактически интерфейс - единственный признанный канал.

Со времени вступления СССР в Организацию в 1954 г. эти функции исполняла Комиссия СССР по делам ЮНЕСКО; в настоящее время Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Она состоит из представителей министерств и ведомств, заинтересованных в сотрудничестве с ЮНЕСКО (Госкомвуз РФ, Минобразование РФ, Минкультуры РФ и др.), в нее входят выдающиеся деятели образования, науки, культуры и информации.

ЮНЕСКО в действии

Практика ЮНЕСКО подтверждает целесообразность и необходимость сочетания краткосрочного и среднесрочного планирования. Длительное время (десятилетиями) работа осуществля-

лась лишь на основе двухгодичных программ. Однако недостатки этой системы заключались в нарушении преемственности и стабильности в ее работе, особенно когда последующая двухлетняя программа в основном под влиянием новой расстановки политических сил и объективных приоритетов, потребностей, значительно отличалась от предыдущей даже по направлениям. В результате в 1976 г. было принято решение о разработке среднесрочных (стратегических) шестилетних планов без финансовых последствий и о подготовке на их основе программ и бюджетов на два года с четкими, расписанными по деталям, мероприятиями, бюджетными ассигнованиями. Таким образом, двухлетняя программа явилась как был конкретным воплощением целей и задач, поставленных в шестилетнем плане. Важная особенность программ и планов ЮНЕСКО состоит в том, что после утверждения и в течение срока своего действия они практически, за исключением несущественных деталей, не подвергаются изменениям, а их исполнение находится под контролем всех государств-членов. Эта система, к чести ее создателей, создает необходимую преемственность и стабильность в работе и, как представляется, полностью себя оправдывает.

Сами планы и программы - не плод фантазии сотрудников Секретариата ЮНЕСКО. Это итог огромной и длительной работы министерств образования, культуры, информации, научно-исследовательских учреждений, практических работников подавляющего большинства стран мира, результат многочисленных и порой нелегких согласований между ними. К их разработке широко привлекаются сотни международных неправительственных организаций, сотрудничающих с ЮНЕСКО, ведущие ученые и специалисты различных стран мира, политики, философы, экономисты, юристы, творческие работники. Программа, как ныне действующая, так и предыдущие, естественно, не может отражать предложения и пожелания всех государств, даже только в силу вынужденных бюджетных ограничений В целом она несомненно концентрирует наиболее актуальные мысли и подходы к мировому взаимодействию в областях образования и подготовки кадров, общественных и естественных наук, культуры и коммуникации. Россия - один из наиболее активных участников разработки этих программ,

многие предложения заинтересованных российских министерств и отдельных ученых включены в действующую программу, и Россия наряду с другими государствами несет ответственность за ее выполнение.

Меняется время, меняются задачи, стоящие перед ЮНЕСКО. Если в самом начале ее главной задачей было укрепление мира в сознании людей, то в период «холодной войны» при содействии ЮНЕСКО было немало сделано для установления контактов в областях своей компетенции между странами, как тогда говорилось, «Востока и Запада», даже в такой деликатной и политизированной сфере, как социальные и гуманитарные науки. В постконфронтационный период на первый план выдвинулись новые задачи, связанные с необходимостью решения новых проблем, вставших перед человечеством, таких как экологическая опасность, напряженность между «богатыми» и «бедными» странами, необходимость борьбы с проявлениями неонационализма и др. ЮНЕСКО выступила инициатором концепции «культура мира», выдвинутой (на международном конгрессе «Мир в умах людей», Ямуссукро, 1990 г.) и «культура демократии», гуманитарных аспектов устойчивого развития и ряд других. Эти идеи буквально пронизывают все программы и все аспекты деятельности ЮНЕСКО - образование, общественные и естественные науки, культуру, коммуникации. Итак, как они претворяются в конкретных направлениях работы Организации?

В соответствии с ныне действующей программой (на 1994-1995 гг.) работа ЮНЕСКО ведется по пяти главным направлениям, получившим название Основных программных областей.

1. Образование и будущее (в 1996-1997 гг. «На пути к непрерывному образованию для всех»).

2. Наука в интересах прогресса и окружающей Среды (в 1996-1997 гг. «Наука на службе развития»).

3. Культура: прошлое, настоящее и будущее (в 1996-1997 гг. «Культурное развитие: наследие и творчество»).

4. Коммуникация, информация и информатика на службе человека (в 1996-1997 гг. «Коммуникация и информация»).

5. Социальные и гуманитарные науки; вклад в развитие, мир, права человека и демократию (в 1996-1997 гг. эта проблематика будет включена в раздел 2 «Наука...»).

Образование - главная сфера деятельности ЮНЕСКО

В отличии от России и бывшего СССР, где образование рассматривалось и рассматривается в основном как обучение в школе и вузе, концепция, принятая в ЮНЕСКО и действующая со времени создания Организации, носит расширительный характер и понимается как весь процесс формирования человеческой личности от рождения человека до конца его жизни. Она включает, кроме дошкольных учреждений, школ и вузов, системы внешкольной, вневузовской и послевузовской подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации, систему воспитания и непрерывного образования, сильную концентрацию научных исследований. Аргумент государств, выступающих за приоритет образования заключается в следующем: в центре развития и цивилизации должен быть человек, его воспитание и формирование, все остальное важно, но относительно второстепенно.

Поэтому не случайно в течение 50 лет существования ЮНЕСКО сфера образования была, остается и на ближайшую обозримую перспективу будет оставаться центральным направлением ее работы.

В действующей программе на сектор образования выделено 38,1% бюджетных средств (94,2 млн долл.), на естественные науки -22,5 %, на культуру - 17,2%, на информацию -

11,2% и на социальные и гуманитарные науки -9,3 %. Сектор образования является и самым многочисленным по количеству персонала, в нем, как и в других секторах, работают специалисты из России.

ЮНЕСКО синтезирует мировой опыт теории и практики сферы образования и подготовки кадров, анализирует его и содействует обмену и распространению наиболее положительных результатов. Располагая фактическими данными по всем странам мира, а также сведениями о политике и тенденциях развития образования и подготовки кадров, ЮНЕСКО позволяет государствам взглянуть на себя как бы со стороны, проанализировать согласованность своей политики с общими тенденциями развития образования в мире и особенно в ведущих странах, чтобы не «прозевать» какие-либо важнейшие направления, как это случилось, например, с компьютеризацией. Все больший морально-политический вес для всех государств приобрета-

ют и решения Генеральной конференции, Исполнительного совета, других межправительственных конференций ЮНЕСКО.

Одна из важнейших задач, стоящих перед ЮНЕСКО - содействие борьбе с неграмотностью. По данным ЮНЕСКО на 1990г., в мире насчитывалось 905,4 млн., неграмотных взрослых в возрасте от 15 до 65 лет; к этому следует добавить многие миллионы детей, которым не суждено переступить порог школы. Парадокс, но факт, при нынешнем, казалось бы, взлете человеческой цивилизации мир начнет отсчет !!! тысячелетия, так и не реализовав важнейшего права человека на образование - для 869,4 млн. взрослых, которые при нынешних темпах обучения останутся неграмотными к 2000 г. Нет смысла перечислять огромное множество мероприятий, проводимых ЮНЕСКО - здесь и моральное воздействие на правительства и убеждение в экономической и социальной целесообразности, здесь и проведение многочисленных встреч по обмену опытом, организация разного рода курсов, использование новейших средств обучения, ежегодное присуждение международных премий и дипломов ЮНЕСКО, а также институтом ЮНЕСКО по образованию в Гамбурге. Особое внимание обращается на детей беженцев, детей, принадлежащих к культурным меньшинствам, проживающим в городских трущобах; одновременно ведется просветительская борьба со СПИДом, злоупотреблением наркотиками.

Было бы ошибочно думать, что эта работа не касается России. Благодаря деятельности ЮНЕСКО выявилось, что критерии грамотности сегодня совсем не те, что использовала ранее наша статистика. Кроме умения читать и писать, требуется умение понимать прочитанное (например, законы), а это сразу увеличивает статистические показатели количества неграмотных, правда, не полностью, а функционально. Более того, нельзя не видеть, что наряду с самыми передовыми научными достижениями в стране все чаще проявляются факты вопиющей неграмотности, которые превращаются в фактор риска и нередко приводят к катастрофическим последствиям. Кстати, ЮНЕСКО проводит совещания по распространению грамотности и в промышленно развитых странах. Автор, участник одной из конференций, наблюдал, с каким живейшим интересом крупнейшие экс-

перты Германии, Бельгии, Франции, США, Южной Кореи и ряда других стран обмениваются опытом в этой области. И это происходило совсем недавно в Гамбурге в 1992 г.

Учитывая быстрое устаревание научно-технических знаний, усилено внимание к техническому и профессиональному образованию, к повышению научной и технической грамотности взрослого населения на постоянной основе. Проводится работа по борьбе с дискриминацией в области образования, по защите прав учителей, по разработке Международной стандартной классификации образования.

Россия принимает активное участие в принятом ЮНЕСКО в 1989 г. Плане действий по усилению межвузовского сотрудничества академической мобильности. В рамках Плана осуществляется весь комплекс мероприятий, интересующих вузы (обмен информацией, профессорско-преподавательским и студенческим персоналом). В России создано 9 международных кафедр ЮНЕСКО, проект дистанционного образования, в котором Россия - пионер связи с МИПО.

В последнее время утвердилась практика проведения международных конференций ЮНЕСКО или под эгидой Организации в России (только в 1995 г. состоялась Европейская конференция по преподаванию иностранных языков (29-31 мая 1995 г., Москва); 12-14 сентября в Москве состоится конференция стран СНГ по статистике образования; 4-9 сентября с. г. - в Новосибирске - международный конгресс «Образование и наука на пороге III тысячелетия». Идет подготовка к проведению 1-5 июля 1996 г. в Москве на базе МГУ им. М. В. Ломоносова II международного конгресса ЮНЕСКО «Информатика и образование» с числом участников до 1000 человек). ЮНЕСКО регулярно публикует Всемирный доклад о развитии образования в мире, Международный ежегодник по образованию, научные публикации по актуальным проблемам образования, издает периодический журнал «Перспективы».

Одной из основных трудностей мобильности профессорско-преподавательского и студенческого персонала является «неконвертируемость» аттестатов зрелости, дипломов и ученых степеней. Около 30 лет кропотливого труда ЮНЕСКО привели к разработке шести региональных конвенций по вопросам признания аттестатов зрелости, дипломов и ученых степе-

ней (Европа, АТР, Африка, арабские страны, Средиземноморский бассейн, Латинская Америка), ратифицированных практически всеми странами регионов. Подготовлена межправительственная Рекомендация о взаимном признании документов об окончании средних учебных заведений, дипломов и ученых степеней. Это своего рода политические документы, цель которых - способствовать расширению академической мобильности, существенно облегчить заключение двусторонних договоров между вузами. Наше участие в ЮНЕСКО способствует реформированию российской системы образования, совершенствованию законодательства с учетом сложившихся мировых стандартов.

И, наконец, взгляд в будущее. Какие кадры в этическом и профессиональном плане потребуются для цивилизации XXI в.? Свои соображения по этому вопросу готовит созданная ЮНЕСКО Международная комиссия по образованию для XXI в., возглавляемая Жаком Делором. В своей работе она опирается на научный и интеллектуальный потенциал 183 государств-членов ЮНЕСКО, национальные и международные общественные организации, труды выдающихся деятелей образования и науки. Ее выводы и рекомендации будут представлены 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре-ноябре 1995 г.

Международное научное сотрудничество

Это одно из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО, в котором крайне заинтересованы все государства-члены ЮНЕСКО. Его основными компонентами являются сотрудничество в области фундаментальных и инженерных наук, .управление окружающей средой и природными ресурсами (координация действий и сотрудничество в выполнении решении конференции ООН по окружающей среде и развитию), сотрудничество в области наук о Земле, земные экосистемы: сохранение их ресурсов и управление ими («Человек и биосфера» - МАБ, Межправительственная океанографическая комиссия), а также вопросы, связанные с морскими науками, гидрологией и рациональным использованием водных ресурсов (Международная гидрологическая программа - МГП).

ЮНЕСКО сегодня - единственная Организация системы ООН, имеющая полномочия в области фундаментальных (математика, физика,

химия и биология), а также инженерных наук. В течение 1994-1995 гг. осуществлялось 8 проектов преподавания математики, физики, химии и биологии.

ЮНЕСКО активно подключилась к выполнению решений конференции в Рио-де-Жанейро и особенно ее положений, касающихся введения устойчивого развития на планете в XXI в.

Продолжается успешное осуществление Международной программы геологической корреляции, которая направлена на совершенствование знании о геологических процессах», на использование новейшей техники обработки данных, проведение научных исследований, составление тектонических и других карт.

Повышенный интерес проявляют государства к программе «Человек и биосфера», в рамках которой проводятся работы по освоению пустынь, влажных тропических зон, горных и городских систем, создается и расширяется международная сеть биосферных заповедников, в том числе в России, на Украине, в Беларуси, в Болгарии, в Польше, в Чехии, Словакии и других государствах. Всего в мире в 1994 г. насчитывалось 324 заповедника в 82 странах, и их количество постоянно возрастает. Со стороны ЮНЕСКО оказывается содействие в ликвидации последствий Чернобыля.

В рамках Международной океанографической комиссии проводится мониторинг океана, морских ресурсов, осуществляется Всемирная система наблюдения за океаном. Большая и важная работа приводится ЮНЕСКО в рамках Международной гидрологической программы по комплексу вопросов гидрологии и управления водными ресурсами.

В области естественных наук был выполнен важный для России контракт РАН-ЮНЕСКО «Российские фундаментальные науки». ЮНЕСКО оказала поддержку в проведении ряда международных конференций, в частности «Региональная информатика-94», конференции в Москве по инженерным наукам, конгресса женщин-математиков, мероприятий в связи со столетием П. Л. Капицы и 100-летней годовщиной создания радио. С помощью специалистов ЮНЕСКО осуществлялась экспертиза проектов российского законодательства в сфере науки и техники. Многие российские ученые получили премии ЮНЕСКО за распространение научнотехнических знаний.

В изданиях ЮНЕСКО аккумулируются лучшие научные достижения; они пользуются высоким и заслуженным авторитетом среди ученых. Только в текущем двухлетии были изданы: Доклад о положении дел в области науки в мире, шесть публикаций по теме «Человек и биосфера», «Черное мире: наука и управление окружающей средой», «Оценка водных ресурсов», «Мировой атлас полезных ископаемых», геологическая карта Европы, гидрологическая карта Ближнего Востока и прилегающих регионов.

ЮНЕСКО и международное

культурное сотрудничество

ЮНЕСКО у многих ассоциируется, прежде всего, с развитием международного культурного сотрудничества. Действительно, в этом ЮНЕСКО снискала высокий авторитет. Общеизвестен ее вклад в сохранение культурного наследия, развитие национальных культур, в разработку политики в области культуры, распространение знаний о культуре.

Еще в 1966 г. на 14-й сессии Генеральной конференции во время празднования 20-летнего юбилея ЮНЕСКО была принята «Декларация о принципах международного культурного сотрудничества», сохранившая свою актуальность и поныне. В 1976 г. она была дополнена Рекомендацией о вкладе народных масс в культурную жизнь, рядом других актов о культурном и научном сотрудничестве как факторе мира и взаимопонимания.

Важным этапом в разработке политики в области культуры явилась первая межправительственная конференция министров культуры, состоявшаяся в Венеции в 1970 г. Принятые на ней рекомендации конкретизировались впоследствии в решениях созванных ЮНЕСКО региональных конференций министров культуры в Европе, АТР, в Латинской Америке, в арабских странах. В августе 1932 г. в Мехико состоялась Всемирная конференция министров культуры с участием 129 государств-членов, решения которой явились основой долгосрочного планирования деятельности ЮНЕСКО в сфере культуры.

В 1988 г. ЮНЕСКО и ООН выступили с совместной инициативой проведения Всемирного десятилетия развития культуры (ВДРК). ЮНЕСКО взяла на себя основную часть реализации обширной программы ВДРК, одобренной практически всеми государствами мира и

ставшей основным направлением деятельности ЮНЕСКО в области культуры.

В соответствии с программой ВДРК ЮНЕСКО проводит большую работу со всеми странами мира по сбору и распространению данных о состоянии и перспективах развития культуры, создает международную систему информации о развитии культуры. По инициативе ЮНЕСКО 21 мая отмечается как Всемирный день развития культуры; каждый год посвящается одной из тем Десятилетия: например, 1994 г. посвящен теме: «Культура и развитие», 1995 г. - теме: «Культура и сельское хозяйство».

В рамках Десятилетия осуществляется ряд широкомасштабных проектов, в том числе «Голубой Дунай», имеющий целью укрепление культурного сотрудничества между странами-участницами, проект в Азии «Экологически безопасный и устойчивый образ жизни», проект о ключевой роли женщин в передаче культурных ценностей и ряд других, а также проекты России.

В соответствии сретениями ООН и ЮНЕСКО в 1992 г. создана и приступила к работе Всемирная комиссия по культуре и развитию, возглавляемая бывшим Генеральным секретарем ООН Пересом де Куэльяром. Комиссия готовит Всемирный доклад о культуре и развитии, в котором будет проанализировано состояние культуры в мире и тенденции ее развития и который вместе с соответствующими рекомендациями будет представлен. 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 1995 г. В июле с.г. в Москве состоялась конференция «Культура и развитие».

В последние годы ЮНЕСКО активизировала работу по выполнению Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия и Конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, она мобилизует мировую общественность на поддержку мероприятий по охране достопримечательных мест, памятников и культурных ценностей, ведет борьбу с незаконным оборотом культурных ценностей.

Успешно развивалось сотрудничество с Россией по программам ВДРК и сохранению культурного и природного наследия. При активной поддержке ЮНЕСКО оказывается помощь в реконструкции и модернизации Большого театра, Эрмитажа, Российской государственной библио-

теки, по переносу на магнитные носители картотеки русского языка. Немалое содействие оказывается также в исследованиях и развитии славянских культур, в сохранении культурного многообразия на территории России, в подготовке музейных и библиотечных работников, специалистов авторского права и др.

Государствами-членами и ЮНЕСКО высоко оценивается вклад России в “Шелковый путь -путь диалога”, особенно в той его части, которая осуществлялась от Черного моря до Китая. Подводятся итоги и будут распространяться исследования, проведенные в рамках проекта; появились проекты «Железный путь» (по Африке), «Невольничий путь», «Мир барокко» и др.

Большую известность в мире получили фундаментальные многотомные труды, изданные или продолжающие издаваться ЮНЕСКО с привлечением крупнейших ученых мира, в том числе нашей страны, по таким темам как «История научного и культурного развития человечества», «Всеобщая история Африки» и «Всеобщая история Карибского бассейна» и также ряд других. Без всяких преувеличений можно утверждать, что без этих работ сегодня вряд ли можно считать полной любую академическую библиотеку.

ЮНЕСКО разработала и приняла большое количество конвенций и рекомендаций по вопросам международных норм охраны культурного достояния, по охране прав творческих работников и других обладателей авторских и смежных прав. Известны заслуги ЮНЕСКО в спасении памятников древнего Египта, храма Боробудур, афинского Акрополя и многих других.

В список всемирного наследия включены Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и дворцовые комплексы его окрестностей, Кижский погост, культурный комплекс Соловецкого монастыря, исторические памятники Новгорода, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, церковь Вознесения в Коломенском.

Много делается Организацией для пропаганды и распространения книги. Замечательна ее «Кол лекция репрезентативных произведений». В рамках этой программы ЮНЕСКО осуществляет перевод и распространение лучших художественных произведений мира, в том числе А.С.Пушки-на, ряда других авторов.

ЮНЕСКО повышает роль культуры в современном обществе, вносит большой и неоспоримый вклад в развитие и обогащение международного культурного сотрудничества.

Социальные и гуманитарные науки: вклад в

развитие, мир, права человека и демократию

Некогда это крайне политизированное направление работы поставлено в настоящее время на службу мира, социально-экономического развития, защиты прав человека, разработки и практического осуществления культуры демократии.

Постконфронтационный период снял с повестки дня угрозу ядерной войны и международную напряженность, создал благоприятные условия для всестороннего взаимодействия между государствами и народами. Однако, как показывает реальность наших дней, он не устранил опасности локальных и региональных конфликтов, нетерпимости, дискриминации, породил даже в некоторых регионах волну неонационализма. Поэтому основная уставная задача - «укоренять идеи мира в сознании людей» не потеряла своей актуальности. С учетом происходящих изменений в мире эта работа, в том, что касается ЮНЕСКО, наполняется новым содержанием, приобретает новые очертания и идеи в направлении разработки современной концепции «культуры мира», концепции «культуры демократии», содействующей реальной демократизации обществ. ЮНЕСКО в сотрудничестве с научными центрами по урегулированию конфликтов создает международную сеть по распространению культуры мира, объединяющую молодежные, женские, религиозные и другие организации, средства массовой информации.

В Монографическом издании «ЮНЕСКО -исследования проблем мира и конфликтов» содержится анализ источников конфликтов и насилия - этнических, культурных, социальных и др. В 1994--1995 гг. особое внимание уделяется предупреждению конфликтов и методам быстрого реагирования. В 1994-1995 гг. опубликованы монографии «Невоенные аспекты международной безопасности», «Международная книга мира», «Всемирный справочник учреждении, занимающихся научными исследованиями подготовкой специалистов по проблемам мира». Совместно с Организацией американских государств и Межамериканским колледжем обороны ЮНЕСКО организовала симпозиум

«Безопасность в интересах мира» (Вашингтон, апрель 1995 г.) с участием высокопоставленных военных, а также гражданских лиц. ЮНЕСКО в рамках своей компетенции участвует в ряде мероприятий ООН в «горячих точках», Проводятся исследования общих угроз современным обществам (терроризм, организованная преступность, торговля наркотиками, коррупция и разного рода дискриминация). Публикуются учебные материалы по вопросам мира, взаимопонимания, прав человека, демократии. Готовится к изданию монография «Философия и демократия в мире»

В апреле 1995 г. при содействии ЮНЕСКО в Москве состоялось международное совещание по теме «Практика процесса укрепления демократии в странах Центральной и Восточной Европы», в МГИМО создана международная кафедра ЮНЕСКО по .правам человека и демократии. Приступил к работе международный консультативный комитет ЮНЕСКО по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии. В задачи комитета входит разработка рекомендаций в отношении национальных и международных программ по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии, оценка мероприятий ЮНЕСКО.

Продолжает работу Комитет по конвенциям и рекомендациям Исполнительного совета ЮНЕСКО, на котором в соответствии с установленной процедурой рассматриваются жалобы на нарушение прав человека в областях образования, науки, культуры и информации. Могу сказать как бывший член этого комитета, что, несмотря на некоторое несовершенство процедуры, в его активе - реальная защита многих людей из самых различных стран мира.

Осуществляется комплексный план действий ЮНЕСКО по воспитанию в духе мира, международного взаимопонимания, уважения прав человека. Ежегодно присуждаются престижные премии ЮНЕСКО: за воспитание в духе мира и премия за преподавание прав человека. Все более важную роль в воспитании в духе мира играет созданная ЮНЕСКО систем ассоциированных школ, в которой активное участие принимают и российские школы.

Огромное значение придается ЮНЕСКО проблемам экономического развития, прежде всего его социальным и гуманитарным аспектам; развитию человеческих ресурсов; лучшему образо-

ванию и подготовке, защите прав человека, рациональному использованию человеческого потенциала, ликвидации дискриминации женщин и молодежи, обоснованию и применению теории устойчивого развития.

В 1994 г. ЮНЕСКО создала международную программу исследований в области социальных наук «Управление социальными преобразованиями» (МОСТ). В ее задачу входят три приоритетных направления: управление развитием многокультурных обществ; города как средоточия ускоренных социальных преобразований и управление экономическими, технологическими и природоохранительными преобразованиями. В программе активно участвует Россия.

Огромная работа проводится ЮНЕСКО по распространению достижений обществоведческой мысли. Издаются монографии, публикуется «Международный журнал социальных наук» (с 1994 г. стал выходить на русском языке), создан компьютерный банк данных ДАРЕ по социальным наукам, который рассчитан на 25 миллионов пользователей из 150 стран через систему Интернет.

В переходный для России период программа и мероприятия ЮНЕСКО в области социальных и гуманитарных наук позволяют глубже изучать и использовать лучшие мировые наработки для создания и функционирования гражданского общества, демократических институтов правового государства, разрешения межнациональных и межрегиональных проблем, совершенствования качества преподавания социальных и гуманитарных наук.

Нормативная деятельность ЮНЕСКО

ЮНЕСКО на сегодня является единственной организацией в мире, имеющей полномочия разрабатывать международно-правовые акты глобального характере (конвенции, межправительственные рекомендации, декларации) в сфере образования, науки, культуры и информации.

К своему пятидесятилетию ЮНЕСКО приходит, имея в активе более семидесяти международно-правовых актов в областях своей компетенции. Большой и заслуженный авторитет ей снискали такие акты, как Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, способствовавшая корректировке законодательства во многих странах, региональные концепции о признании документов об окончании средних

учебных заведений, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в странах Европы (включая США, Канаду и Израиль), АТР, государствах Латинской Америки и Карибского региона, в арабских странах, в Африке, в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря, а также международная Рекомендация по этому вопросу. Принятие этих документов облегчило заключение двусторонних соглашений и расширило возможности обмена профессорско-преподавательским и студенческим персоналом.

Рекомендация ЮНЕСКО о положении (статусе) учителей явилась первым международноправовым актом, направленным на защиту прав учителей - самого многочисленного отряда интеллигенции мира. Кстати, помнится, как, выступая в Париже в 1986 г. на юбилее в честь 20-летия принятия Рекомендации, Вильям Карр (США), один из основателей ООН и ЮНЕСКО, бывший председатель американского профсоюза учителей, назвал эту рекомендацию «второй Всеобщей декларацией прав человека», одним из разработчиков которой он также являлся.

Важное значение имеют и такие акты, как Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод. Декларация о расе и расовых предрассудках, конвенции о защите культурных ценностей, об авторском праве, рекомендации о стандартизации международной статистики в областях образования науки и техники, культуры радио и телевидения, библиотек, выпуска и распространения книг, газет и периодических изданий и др.

Все эти документы изданы в сборнике Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО «Международные нормативные акты ЮНЕСКО» (Москва, 1993 г.) и предназначены для интеллектуальных кругов общественности, депутатского корпуса, специалистов юридических служб, научных и практических работников в области права и международных отношений, образования и науки, культуры информации.

При этом важно отметить, что в ЮНЕСКО создан и действенный механизм контроля за выполнением принятых документов. Прежде всего государства-члены в соответствии с Уставом обязаны периодически представлять письменные доклады о выполнении тех или иных актов Генеральной конференции. В ряде случаев могут быть приняты дополнительные меры, например, после принятия Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования был принят Протокол об учреждении Комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий между государствами-членами. Попытки некоторых государств в своих докладах скрыть истинное положение учителей привели к созданию Объединенного комитета независимых экспертов ЮНЕСКО-МОТ о проверке докладов; присылаемых государствами.

Не имея возможности анализировать роль и значение всех принятых и действующих международно-правовых документов ЮНЕСКО, отметим, что каждый из них заслуживает отдельного и глубокого рассмотрения. Несомненно одно. Своей нормативной деятельностью ЮНЕСКО культивирует правовое создание, утверждает правовые и нравственные основы на международной арене и на национальном уровне.

Нельзя не отметить вместе с тем, что многие конвенции и рекомендации ЮНЕСКО, принятые 10-20 и более лет назад и сыгравшие большую положительную роль, ныне нуждаются в корректировке; есть необходимость и в разработке новых международно-правовых документов, которые способствовали бы дальнейшему расширению и углублению международного сотрудничества, созданию новой этики в международных отношениях, формированию цивилизации XXI в. * * *

Приведенные выше факты и соображения наглядно свидетельствуют о том, что к своему пятидесятилетию ЮНЕСКО приходит в расцвете сил, что она нужна человечеству. Нет сомнений и в том, что в постконфронтационном мире за ЮНЕСКО большое будущее.