Научная статья на тему 'К вопросу о сотрудничестве России и ЮНЕСКО'

К вопросу о сотрудничестве России и ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1013
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белекова Айсур Тимановна

Статья посвящена анализу становления и развития отношений между Российской Федерацией и ЮНЕСКО крупнейшим в мире межправительственным форумом по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. Предпринята попытка изучить приоритеты двустороннего взаимодействия России и ЮНЕСКО с точки зрения как внутренних, так и внешнеполитических задач, стоящих перед страной. Сформулированы предложения относительно перспектив взаимодействия России с ЮНЕСКО в контексте современных международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Cooperation between Russia and UNESCO

The article deals with the analysis of the formation and development of the relations between the Russian Federation and UNESCO the largest intergovernmental forum on the cooperation in the intellectual sphere. The author has attempted to examine the priorities of the bilateral coordination between Russia and UNESCO regarding both internal and external political tasks facing our country. The article states suggestions concerning the perspectives of the Russia-UNESCO cooperation in the context of the present international relations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сотрудничестве России и ЮНЕСКО»

А.Т. Белекова

К вопросу о сотрудничестве России и ЮНЕСКО

Как известно, ЮНЕСКО (далее Организация) возникла сразу же после окончания Второй мировой войны. Анализируя деятельность Организации в первые годы ее существования, необходимо отметить, что с самого момента своего создания ЮНЕСКО подчеркивала свой неполитический характер. Важно также помнить, что этот период характеризуется довольно напряженными международными отношениями, когда начиналась холодная война. В силу ряда причин Советский Союз прямого участия при создании институциональной системы ЮНЕСКО не принимал. Официальная мотивировка была связана с якобы нарушением западными странами ряда договоренностей по созданию ЮНЕСКО Организацией Объединенных Наций. Однако учитывая сложную обстановку того времени, а также стратегические установки советского правительства, можно предположить, что причины носили явно идеологический характер.

СССР стал состоять в ЮНЕСКО с 21 апреля 1954 г., а в практической деятельности с 8-й сессии Генеральной конференции в Монтевидео (ноябрь-декабрь 1954 г.).

После распада СССР Россия вошла в полноводный поток разносторонних международных связей, в которых сфера интеллектуального и гуманитарного сотрудничества играет важную роль. Наша страна выступает в международных организациях системы ООН как государство-продолжатель СССР. Современное положение России требует проведения активной многовекторной внешней политики как необходимого условия для осуществления кардинальных внутренних преобразований. В свете происходящих сегодня международных процессов важное значение для России имеет активное участие в обширной деятельности ЮНЕСКО - крупнейшего специализированного учреждения системы ООН, членами которого являются сейчас 193 государства [1, с. 7].

Отход от идеологического противостояния раскрепостил деятельность ЮНЕСКО. Организация вновь обрела универсальный характер и смогла служить интересам «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» [2, с. 8].

Стержнем миссии ЮНЕСКО является этическое начало, которое призвано укоренять в сознании людей идею мира и общечеловеческих ценностей, основываясь на развитии широкого сотрудничества народов в интересах обеспечения уважения справедливости, законности и прав человека [3, с. 8]. Именно такой глобальный курс реализуется практической работой в конкретных областях компетенции, установленных

для ЮНЕСКО, которые охватывают образование, естественные и точные науки, технику, социальные и гуманитарные науки, культуру и искусство, информацию и коммуникацию, авторское право и смежные с ним права, библиотечное, музейное, архивное и издательское дело.

В настоящее время ЮНЕСКО выросла в одну из крупнейших межправительственных организаций, объединяющих мировую интеллектуальную элиту.

Для России это открывает не только по существу неограниченный доступ к новым партнерским связям и источникам научной информации, но и широкие возможности влияния на мировой интеллектуальный климат. Однако и здесь, чтобы реализовать эти возможности, необходима активная дипломатия. Во многом благодаря ей наша страна с момента своего вступления в ЮНЕСКО является неизменным членом Исполнительного совета Организации. Одним из важнейших итогов прошедшей 16 октября -3 ноября 2007 г. 34-й сессии Генеральной конференции Организации стало избрание России во все заявленные страной органы ЮНЕСКО: Исполнительный совет, Международный координационный совет программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера», Межправительственный совет Международной гидрологической программы и Межправительственный комитет по биоэтике. При этом в 4 из 5 случаев Россией было набрано максимальное количество голосов среди всех стран-кандидатов. Особняком в этом ряду стоит результат, полученный на выборах в Исполнительный совет: 165 голосов (95,3% от голосовавших, самый высокий среди всех стран результат). При этом Россия, единственная в электоральной группе, получила право на полный четырехлетний мандат в этом ключевом органе ЮНЕСКО. Данный факт свидетельствует о прочности позиций Российской Федерации в Организации. Без участия России не обходится принятие практически ни одного сколько-нибудь важного решения.

В эпоху глобализации возможности ЮНЕСКО содействовать делу мира и гуманизма посредством образования, развития науки, культуры и коммуникации, естественно, существенно зависят от активного участия и сотрудничества государств-членов Организации. Роль национальных комиссий ЮНЕСКО в этом отношении является ключевой. В соответствии с Уставом Организации органом, обеспечивающим участие государства в деятельности ЮНЕСКО, является национальная комиссия. Статья VII Устава ЮНЕСКО гласит: «В тех странах, где существуют

политология

национальные комиссии или национальные сотрудничающие органы, они выполняют консультативные функции при делегации своей страны на Генеральной конференции и при своем правительстве по всем проблемам, касающимся Организации, и играют роль органа связи по всем интересующим ее вопросам» [1, с. 31].

Согласно Уставу Организации, национальные комиссии, состоящие из членов интеллектуального и научного сообществ в каждой стране, служат важными посредниками между этими сообществами и ЮНЕСКО. Они также считаются привилегированными партнерами ЮНЕСКО, призванными содействовать осуществлению программ Организации, направленных на удовлетворение нужд гражданского общества. Комиссии, являющиеся уникальными в своем роде органами в рамках системы ООН, представляют собой особый ресурс распространения информации и лучших методов поддержки и оценки программ. Они также планируют собственную деятельность и осуществляют ее от имени ЮНЕСКО, а также распространяют информацию о ЮНЕСКО, чаще всего путем публикации книг и документов на национальных языках [4, с. 27].

Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создана постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. В ее состав входят представители министерств и ведомств, региональных властей, неправительственных организаций, гражданского общества, видные российские ученые, деятели культуры и искусства. Председатель Комиссии - министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров. Заместителями председателя являются академик В.Е. Фортов и член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

А.С. Дзасохов.

Как и национальные комиссии других стран-членов ЮНЕСКО, российская Комиссия является органом консультаций и связи, создаваемым в соответствии с Уставом ЮНЕСКО для привлечения основных государственных и общественных учреждений в области образования, науки, культуры и коммуникации к участию в деятельности Организации. Собираясь не реже одного раза в год на общее собрание, Комиссия определяет основные направления политики России в ЮНЕСКО. Деятельность Комиссии опирается на работу Президиума и программных профильных комитетов в области образования, естественных и социальных наук, культуры, коммуникации и информации. В сфере внимания Комиссии находятся все крупные города и регионы России.

Текущая оперативная работа по участию России в ЮНЕСКО (переписка с министерствами и ведомствами, с Постоянным представительством России при ЮНЕСКО в Париже и с Секретариатом ЮНЕСКО, с национальными комиссиями других

стран, организация и координация программной деятельности, представительство на конференциях, издательская деятельность и т.д.) осуществляется Секретариатом Комиссии, который входит в структуру Департамента международных организаций МИД России. Ответственный секретарь Комиссии -Г.Э. Орджоникидзе.

Большинство государств-членов ЮНЕСКО (в том числе Россия) имеют в Париже официальные представительства при Организации, которые осуществляют связь на месте с Секретариатом ЮНЕСКО и друг с другом. Постоянный представитель России при ЮНЕСКО - Чрезвычайный и Полномочный Посол В.А. Каламанов (с июня 2002 г.).

И Комиссия, и ее Секретариат, и Постоянное представительство России при ЮНЕСКО действуют под непосредственным координирующим воздействием МИД России и совместно обеспечивают решение задач российской внешней политики в направлении ЮНЕСКО. Кроме того, взаимодействие с представленными в Комиссии учреждениями, организациями и деятелями имеет значение с точки зрения учета всего спектра мнений при выработке линии России в ЮНЕСКО [5, с. 87]. Взаимодействие нашей страны с этой авторитетной международной организацией, обладающей уникальным мандатом, было и остается важнейшим направлением российской внешней политики.

Традиционная популярность и идеологически нейтральный имидж ЮНЕСКО в нашей стране дают возможность привлекать к участию в реализации ее проектов в России широкие интеллектуальные и общественные силы, объединяя их вокруг благородных идеалов и ценностей Организации. При этом главной задачей является поддержка отечественной науки, образования и культуры в целях социально-экономического развития и процветания России.

Такая задача тем более актуальна в постконфронтационный период мирового развития, когда международный вес и влияние государств во все большей степени определяются не столько размером их территорий или военной мощью, сколько научнотехническим потенциалом, уровнем образования и культуры населения, вкладом в мировую цивилизацию. Именно этими факторами обусловлены традиционный авторитет и влияние России в ЮНЕСКО. Использование международного сотрудничества в интересах российской науки, образования и культуры становится, таким образом, одним из важных направлений работы по укреплению позиций России как мировой державы.

В нашей стране всегда ценили устремленность ЮНЕСКО к высоким гуманистическим идеалам, ее приверженность задачам упрочения мира. Традиционная популярность ЮНЕСКО в России дает нам возможность привлекать к участию в реализации

проектов ЮНЕСКО широкие интеллектуальные и общественные силы, объединяя их вокруг целей Организации. О большом значении, придаваемом сотрудничеству с ЮНЕСКО политическим руководством страны, свидетельствуют регулярные личные контакты Президента РФ Владимира Путина с Генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой [2, с. 6].

Важным фактором укрепления позиций России в ЮНЕСКО является вклад российской дипломатии в совместные усилия по повышению эффективности работы этой Организации в контексте реформирования всей системы ООН и ее развороту к наиболее острым и актуальным проблемам современности. И здесь активная и вместе с тем взвешенная позиция России расширяет круг ее партнеров в Организации, открывает дополнительный простор для отстаивания и проведения в жизнь интересов страны.

По приглашению Президента Российской Федерации В.В. Путина Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура принял участие в работе саммита «Группы восьми», состоявшемся в Санкт-Петербурге 15-17 июля 2006 г. Важно отметить, что впервые в истории представитель ЮНЕСКО был приглашен на встречу столь высокого уровня. К. Мацуура высоко оценил предоставленную ЮНЕСКО возможность поучаствовать в обсуждении неотложных вопросов, касающихся поиска новых источников финансирования образования, борьбы с инфекционными заболеваниями, обеспечения глобальной энергетической безопасности и поддержки развития в Африке.

На этом саммите, проходившем под председательством Российской Федерации, было заявлено о необходимости содействия развитию современных и высокоэффективных систем образования в целях обеспечения условий для лучшего реагирования на вызовы глобальной, основанной на знаниях экономики.

В связи с этим хотелось бы особо отметить одобренный главами государств и правительства стран «Группы восьми» документа «Образование для инновационных обществ в XXI веке», в котором, в частности, подчеркивается роль ЮНЕСКО и ее Глобального плана действий по оказанию помощи странам в достижении целей программы «Образование для всех». В этом документе, весомый вклад в подготовку которого внесла ЮНЕСКО, главы государств не только заявили о своей приверженности делу обеспечения доступного, качественного образования и профессионального обучения для всех, независимо от социально-экономического положения, возраста, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или ограниченных физических возможностей, но и выразили стремление поддерживать те элементы образовательной системы, которые способствуют развитию критического мышления, а также открытый

обмен знаниями, положенный в основу демократических обществ и развитых экономических систем, предоставляющих возможности для всех.

Все четыре сферы деятельности ЮНЕСКО, а именно: образование, наука, культура и коммуникация -получили в России объемное наполнение конкретными крупными проектами. В области образования - это проект «Восстановление образовательной системы в Чеченской Республике», который осуществляется в рамках масштабного программного направления ЮНЕСКО «Образование для всех». В сфере науки -это успешный запуск международной программы по фундаментальным наукам, инициатором которой была Россия, многочисленные проекты в области изучения Мирового океана, геологии, экологии, биологии. Хотелось бы особенно отметить плодотворное сотрудничество нашей страны с ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного и природного наследия в рамках Конвенции 1972 г., в котором задействованы многие российские регионы. Сегодня в списке всемирного наследия насчитывается 23 российских культурных и природных объекта. В числе последних номинаций, фигурирующих в списке, - «Золотые горы Алтая», «Ансамбль Новодевичьего монастыря», «Московский Кремль и Красная площадь», «Озеро Байкал», «Кижский погост». Своей очереди на включение ожидают еще около двадцати объектов. Сознавая важность роли и возможностей сотрудничества с ЮНЕСКО, российская сторона стремилась обеспечить выполнение в полном объеме своих обязательств по взносам в бюджет, в частности, в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (в 2007 г. взнос составил 36783 долл. США).

Большой популярностью в России, являющейся многонациональным государством, пользуются программы сохранения нематериального наследия, нацеленные на поддержание народной культуры и фольклора. При Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создан и успешно работает Комитет по нематериальному культурному наследию. В настоящее время стала одной из самых распространенных в России программа ЮНЕСКО «Информация для всех», конечной целью которой является построение общества знаний. Заметное место в ЮНЕСКО занимает проблематика образования в области прав человека. Хотелось бы в этой связи отметить запуск новой общероссийской программы по созданию сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек, получившей высокую оценку ЮНЕСКО как позитивный опыт в использовании уже имеющейся инфраструктуры в целях формирования информационной культуры общества и построения правового государства.

Участвуя в деятельности ЮНЕСКО, Россия выступает как один из крупных доноров как в интеллектуальном, так и в финансовом плане. Одновременно

политология

наша страна является одним из крупных потребителей мирового интеллектуального опыта, накопленного ЮНЕСКО, и получателем финансовых ресурсов, причем именно для тех сфер, которые наиболее уязвимы в период глубинных трансформаций в обществе, т.е. для образования, культуры и науки. Как заявил

В.В. Путин на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, «Россия является одним из безусловных лидеров мирового культурного процесса. Она вступила в ЮНЕСКО более полувека назад и успешно участвовала в реализации многих международных культурных проектов. Нам есть что предложить миру, есть чем гордиться» [2, с. 4].

В не очень далекие времена ЮНЕСКО была одним из немногих каналов, по которым осуществлялось участие интеллигенции нашей страны в мировом интеллектуальном сотрудничестве. Теперь, помимо прочего, это и один из важных элементов формирования системы взаимодействия государства и гражданского общества в России. Важно, что это сотрудничество, дающее реальную отдачу сегодня, ориентировано на перспективу.

Политическая целесообразность участия России в ЮНЕСКО - одном из основных специализированных учреждений системы ООН -- заключается в возможности использования авторитета и интеллектуального потенциала этой Организации для решения внешнеполитических задач страны средствами международного гуманитарного сотрудничества.

О большом значении, придаваемом сотрудничеству с ЮНЕСКО политическим руководством страны, свидетельствуют регулярные личные контакты Президента России с Г енеральным директором ЮНЕСКО (в течение 2000-2007 гг. состоялось 8 встреч между

В.В. Путиным и К. Мацуурой). 3 октября 2007 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о награждении Генерального директора

ЮНЕСКО К. Мацууры орденом Дружбы «за большой личный вклад в сотрудничество между Российской Федерацией и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры», который был вручен К. Мацууре Председателем Правительства Российской Федерации В. Зубковым 16 ноября 2007 г. [6].

В экономическом плане целесообразность сохранения и укрепления взаимодействия с ЮНЕСКО заключается как в получении прямых финансовых «вливаний» от этой Организации с целью перекрыть взносы России в бюджет ЮНЕСКО (порядка 8 млн долл. в 2006-2007 гг.), но и в использовании интеллектуальной и информационной «отдачи» от участия наших экспертов в деятельности различных специализированных органов ЮНЕСКО, в проводимых ею международных мероприятиях и реализуемых многосторонних программах. В их числе проекты в области океанографии, геологии, энергетики, биологии, фундаментальных наук и др. Так, например, только от участия в деятельности Межправительственной океанографической комиссии (МОК) экономическая выгода для Российской Федерации составляет около 30 млн долл. в год.

Решению задач модернизации национального законодательства и практики в областях образования, науки, культуры и информации способствует возможность использования нормативных материалов, баз данных и практических рекомендаций ЮНЕСКО, созданных с привлечением лучших мировых экспертов.

В сотрудничестве России с ЮНЕСКО заложен огромный потенциал. Политическая неангажированность организации, ее нацеленность на интеллектуальную и нравственную солидарность человечества, ценности демократии, уважение прав человека служат залогом перспективности нашего сотрудничества с ЮНЕСКО. Оно охватывает практически все сферы интеллектуальной деятельности.

Библиографический список

1. Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации / сост. И.Д. Никулин ; Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. - М., 1993.

2. ЮНЕСКО и Россия / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. - М., 2005.

3. Основные документы ЮНЕСКО. - Париж, 2006.

4. Ройтер, В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятель-

ность. Хроника, факты, цифры / В. Ройтер, К. Хюфнер. - М., 2002.

5. Дипломатия и культура : материалы научной конференции. Москва, 4 июня 2002 г. / отв. ред. К.М. Долгов ; Дипломатическая академия МИД России. - М., 2003.

6. ЮНЕСКО: В фокусе - награждение Генерального директора ЮНЕСКО, 16 ноября 2007 г. [Электронный ресурс] // http://typo38.unesco.org/ru/unesco-home.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.