Научная статья на тему 'Рождение кальвинистской историографии в Германии: Даниэль Парей и его «История Палатината»'

Рождение кальвинистской историографии в Германии: Даниэль Парей и его «История Палатината» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д. ПАРЕЙ / "ИСТОРИЯ ПАЛАТИНАТА" / РАННЯЯ КАЛЬВИНИСТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ВЕРНОСТЬ РЕФОРМАТСКОЙ ДОКТРИНЕ / КУРФЮРСТ ФРИДРИХ III / D. PAREI / "HISTORY OF PALATINATE" / THE EARLY HISTORIOGRAPHY OF CALVINISM / FIDELITY TO REFORMED DOGMA / ELECTOR FRIEDRICH III

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бережная Наталья Александровна

В статье автор анализирует раннюю кальвинистскую историографию Германии на примере трактата Даниэля Парея «История Палатината» (1633). От момента появления пфальцского княжеского дома Парей описывает внутреннее развитие властителей, которым «Божьим промыслом» было уготовано принять истинную веру. Суть провиденцианалистской концепции истории Парей определяет следующим образом: от верности императору пфальцские курфюрсты приходят к верности Богу и реформатской доктрине. Центральной фигурой «Истории Палатината» становится фигура отца кальвинистской Реформации, курфюрста Фридриха III. Парей делает акцент на духовном стоицизме основателей реформатской церкви в Пфальце и успехе, сопутствовавшем их начинаниям. Кальвинистская историография не предстала в труде Парея принципиально отличной от средневековой традиции, но эта традиция была преобразована, отягощена религиозной дидактикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Launching Calvinist Historiography in Germany: Daniel Parei and History of Palatinate (Historia Palatina)

In the present article the author analyzes the early historiography of Calvinism on the example of treatise History of Palatinate by Daniel Parei (1633). From the moment of appearance of the Elector's House of Wittelsbach Parei describes the internal development of sovereigns that were destined to accept the true faith. The essence of Parei's providential conception of history can be determined in the following way: from the fidelity to the Emperor Electors come to fidelity to God and reformed dogma. Friedrich III, who is regarded as the father of Calvinist Reformation, appears to be the central figure in Parei's History. Parei concentrates his attention on spiritual stoicism of the founders of the reformed Church in Palatinate and on the success of their activities. In Parei's treatise Calvinist historiography didn't prove to be different from the medieval historiography but it was reformed and overburdened with religious admonitions.

Текст научной работы на тему «Рождение кальвинистской историографии в Германии: Даниэль Парей и его «История Палатината»»

Н. А. Бережная

РОЖДЕНИЕ КАЛЬВИНИСТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ В ГЕРМАНИИ: ДАНИЭЛЬ ПАРЕЙ И ЕГО «ИСТОРИЯ ПАЛАТИНАТА»

Рождение кальвинистской историографии в Германии было тесно связано с историей рейнского Пфальца — первого курфюршества, где стараниями князей Зиммернского Дома пфальцских Виттельсбахов во второй половине XVI в. утвердилось реформатское вероучение. Интерес к кальвинизму в Пфальце, вспыхнувший в первой половине XVII в., был спровоцирован тяжкими перипетиями Тридцатилетней войны. Катастрофа Пфальца в борьбе за чешскую корону, оккупация наследственных земель и эмиграция курфюрста Фридриха V, его опала и передача курфюршеского достоинства младшей ветви Виттельсбахов в лице Максимилиана Баварского вызвали настоящую волну полемической литературы. Пфальцские кальвинисты стремились доказать не только легитимность статуса своего патрона, но и легитимность его конфессии. Одной из первых работ, рассматривающих правление пфальцских курфюрстов под кальвинистским углом зрения, стала «История Палатината» (1633) Даниэля Парея. Даниэль Парей1 (1605-1635), внук знаменитого теолога Давида Парея, был известным в Пфальце историком и филологом. Свое сочинение Парей посвящает изгнанному курфюрсту Фридриху V. Сам год издания примечателен. Фридрих V был обнадежен вторжением в Германию шведского короля Густава Адольфа; он надеялся на реставрацию своих курфюршеских прав, но умер в 1632 г., так и не дождавшись полного освобождения своих земель. Парей, видимо, спешил закончить работу, надеясь прославить своего князя, по «милости Божьей» возвратившего свое достояние. Как же отражена история Пфальца под пером автора, каковы характерные моменты — вот те вопросы, которые мы хотели бы осветить в предлагаемой статье.

«История Палатината» открывается описанием географического положения: автор явно намекает на богоизбранность пфальцских земель как объекта наследственных прав самих курфюрстов2. Последующим экскурсом в эпоху Каролингов и Салиев историк стремился подчеркнуть особую важность пфальцской территории, изначально входящей в вассально-ленные структуры Империи. Собственно историю Пфальца Парей излагает по княжеским правлениям, начиная с Отто Славного и заканчивая Фридрихом V Стойким. Таким образом, субъекты «Истории Пфальца» — его властители. Биографии распадаются на следующие сюжеты: о происхождении курфюрста и наследовании курфюршеских регалий (от отца, дяди или брата); о семейном положении (до начала XVI в. этот сюжет дается в конце биографии, и только с Фридриха II о браках курфюрстов мы узнаем по ходу рассказа). Кроме того, содержится описание смерти и похорон, особенно в биографиях курфюрстов-реформатов, кончина которых — достойное завершение земного подвига. С начала XVI в. к этим сюжетам добавляется описание детства и юности курфюрста (впервые — в биографии Фридриха II). Парея прежде всего интересует, какие предметы изучал будущий властитель и при каких дворах продолжал обучение в юности. Фридрих III, в зрелом возрасте ставший кальвинистом, воспитывался в стерильно католической обстановке, поэтому Парей сравнивает годы его обучения с пребыванием

© Н. А. Бережная , 2009

Моисея в Египте. «Действительно, — отмечает он, — обучался (пфальцграф. — Н. Б.) у ожесточенных врагов евангелической религии, сначала в Лотарингии, затем у Эрхарда, епископа Льежского, и, конечно, у императора Карла V.. .»3

Наконец, общим местом выступает рассказ о собственно правлении пфальцских государей в комбинации имперских, региональных и церковных обстоятельств, а также перечень добродетелей самих князей. В целом, имперские проблемы занимают ведущее место в описании деятельности курфюрстов вплоть до середины XVI в. Как Людвиг II (1253-1294), так и Рупрехт III (1398-1410) предстают у Парея, прежде всего, игроками общеимперской сцены, за которыми не видно их наследственных земель. В биографии Фридриха II (1544-1556) Парей отражает и имперские, и внутренние аспекты политики князя, но первые являются доминирующими. Биография же Фридриха I (1449-1476), где внимание обращено на региональные обстоятельства, является скорее исключением, которое, по нашему мнению, было обусловлено тем, что в середине XV в. в Германии не было открытой борьбы за императорскую корону, и внешняя угроза на время затихла.

Основные акценты Парей ставит на проблеме императорских выборов, что показывает своеобразный имперский центризм его работы: Пфальц — не только часть Империи, но и влиятельная сила короны по своим курфюршеским правам. Обращается внимание и на внешние войны Империи, в которых особо выделяется противостояние с турками. Конфликты с Францией, напротив, отмечены блекло и лишь общими словами4. Причина очевидна: борьба с Османской империей была борьбой с наследственным врагом христианского мира, и в этом смысле имела значение религиозного подвига как для католиков, так и для протестантов, особенно под углом зрения непосредственного участия пфальцских государей (Фридрих II5, Фридрих III6). Второе место в биографиях курфюрстов занимают региональные аспекты. Здесь особенно выделяются распри с соседями, особенно с архиепископами Майнца — главного соперника на северных рубежах. Наиболее ярко Парей описывает войны Фридриха I. «На протяжении трехсот лет, — с гордостью констатирует он, — в Германии не было князя более воинственного»7. В свете заботы о благе подданных можно рассматривать учреждение в 1387 г. Гейдельбергского университета. Ни одна биография больше не обходится без описания покровительства курфюрстов университету. Парей то и дело подчеркивает щедрость курфюрстов, их заботы о привилегиях «академии».

Каталог княжеских добродетелей претерпел значительные изменения с XIII до середины XVI вв. Первым трем курфюрстам Парей дает только прозвища, личностная характеристика впервые возникает в биографии Адольфа Прямодушного8. Впрочем, до Людвига Кроткого этот каталог весьма невелик. Пфальцские князья XIV — середины XV вв. «славные, спокойные, прямодушные, миролюбивые, справедливые, добросердечные, учтивые». Разумеется, стандартный набор добродетелей присутствовал и у единственного короля из линии старших Виттельсбахов — Рупрехта III9 (1400-1410). На рубеже XV-XVI вв. на первый план выходят «могущество» и «влияние». Филиппа Прямодушного (1476-1508) Парей описывает как князя, «правление которого было отмечено могуществом, влиянием и достоинством»10.

Об отношениях пфальцских курфюрстов с католической церковью Парей пишет крайне скупо. В основном, церковь в «Истории Палатината» выступает как внешнеполитическая сила, вмешивающаяся в выборы императоров и их низложения.

Мы выделили общие места биографий Парея. В целом можно сказать, что комбинация сюжетных составляющих со временем меняется, утрачивает четкую структуру — с середины XVI в. ее вытесняет простая хронология правления. Подробнее становится рассказ

о княжеской семье (с начала XVI в.), появляются описания детства и юности курфюрстов (с начала XVI в.), расширяется каталог княжеских добродетелей, причем Парей не только обозначает характер князя: к концу XV в. появляется и активная составляющая («усердие к наукам»). По сути добродетели пфальцских князей XIII — начала XVI в. были добродетелями мирских государей. Кажется, что благочестию в портретах дореформационных курфюрстов не уделяется большого внимания. Тем примечательней сдвиг, возникающий после прихода лютеранской, а затем и кальвинистской Реформации.

Для Парея как кальвиниста переломным моментом в истории Пфальца является правление отца кальвинистской реформации курфюрста Фридриха III. «Бог предназначил ему, — пишет историк, — счастье возвысить истинную веру в самой Империи, и Церковь стала процветать и распространяться»11. Как мы можем видеть, этот перелом мыслился как обретение истинной (реформатской) веры. Каковы же были предтечи религиозной Реформы в представлении Парея? Первые попытки переустройства пфальцской церкви в соответствии с принципами евангелического вероучения Парей относит ко времени правления курфюрста Фридриха II, который, впрочем, сделал лишь первые шаги навстречу Реформации. В отличие от своего дяди, курфюрст Отто Генрих (1556-1559) под пером Парея предстает более последовательным в защите евангелического вероучения. Историк пишет: «.прославленный князь Отто Генрих. <...> .В месяце марте отменил мессу и папистские обряды богослужения, опубликовал Церковное Уложение. и старое учение святого Евангелия распорядился обнародовать и проповедовать в своих землях»12. Парей утверждает также, что «идолы» (т. е. статуи святых) были уда -лены из храмов по распоряжению Отто Генриха13. Но разрушение статуй святых было не характерно для евангелической традиции, и в действительности совершилось только в правление курфюрста Фридриха III. Так, Парей пытается представить Фридриха III последователем «церковной политики» Отто Генриха, а самого Отто Генриха — реформатским князем. «Вследствие того, что жизненный путь курфюрста скоропостижно оборвался, — считает историк, — он не смог завершить эту благополучно начавшуюся реформацию Церкви Палатината, которую он очистил от многих католических суеверий. <.> Поэтому окончательное устройство церковных дел было предназначено курфюрсту Фридриху III Благочестивому»14. В этом утверждении Парея прослеживается не только провиденционалистский мотив, но и легитимация кальвинистской реформы Фридриха III. Втянутый в религиозный конфликт в Гейдельберге, курфюрст выказал все «благоразумие и справедливость»15. Под этим Парей понимает готовность Фридриха III, не полагаясь на собственный разум, в делах совести следовать признанному авторитету — курфюрст обращается к лидеру немецких протестантов Филиппу Меланхтону. Историк не говорит о советах Меланхтона относительно догматических проблем пфальц-ской Церкви — очевидно, не желая обозначать резкую грань между группировками орто-доксов-лютеран и «филиппистов», ведь Пфальц во второй половине XVI в. претендовал на роль лидера в протестантских анклавах Империи, и противопоставлять его остальному евангелическому сообществу было не в интересах Парея. В том, что не удалось добиться соглашения по спорным вопросам, историк обвиняет флациан — «обуреваемых страстями теологов»16. Как утверждает Парей, именно для пресечения «вымыслов» флациан курфюрст «повелел своим теологам написать (новый. — Н. Б.) катехизис, чтобы гармония и единообразие святого учения были бы восстановлены»17. В современной немецкой историографии издание Гейдельбергского катехизиса, содержавшего реформатскую трактовку догматических вопросов, считается официальной датой обращения курфюрста

в кальвинизм. Для Парея катехизис не является качественно новым этапом в религиозном развитии Пфальца. В концепции Парея обращение Фридриха III в кальвинизм однозначно оценивается как завершение религиозных исканий середины XVI в.

Меняются и внутренние акценты. С середины XVI в. доминируют социальные вопросы, тесно связанные с религиозными задачами, стоявшими перед курфюрстами. Под пером Парея рождается картина всеобщего и мирного принятия реформатского учения. Историк подчеркивает готовность курфюрста к диалогу с князьями и императором, чтобы «прийти к христианскому согласию»18. Но под «диалогом» Парей подразумевает апологию кальвинистского вероучения, а под «согласием» — убеждение противоположной стороны в своей правоте. Антагонистами благочестивых начинаний курфюрста были, в представлении Парея, католические духовные и светские князья (но не император!); ни один из лютеранских князей не назван противником пфальцской Реформации напрямую. Все это свидетельствует о том, что Парей так хотел представить ситуацию, будто бы пфальцский кальвинизм был изначально благожелательно принят как евангелическими князьями, так и подданными Пфальца. Поэтому и реставрацию лютеранства в правление Людвига VI, сына Фридриха III, Парей рассматривает как недоразумение, случайность. «Это несчастье длилось семь лет. <.. .> Но Бог по своей милости пожелал, чтобы светильник веры сохранился в Иоганне Казимире, мужественнейшем князе, наследнике отцовских добродетелей и религии»19. По мнению Парея, именно пфальцграф Иоганн Казимир, регент в 1583-1592 гг., способствовал окончательной победе реформатского вероучения20.

Каталог добродетелей пфальцских государей претерпевает значительные изменения во второй половине XVI в. Если в биографии Отто Генриха мы можем видеть определенный синтез дореформационной мудрости и добродетелей государя-конфессора, то в биографиях последующих курфюрстов (Фридриха III, Иоганна Казимира, Фридриха IV и Фридриха V) религиозные добродетели: благочестие, стойкость, искренняя преданность вере — полностью вытесняют мирские. В этом смысле Парей созвучен другим протестантским хронистам. Для него Реформация не только обретение новой надежды на Спасение, но и путь рождения нового христианина, очищенного от невежеств папизма. Для Парея идеальным государем был, конечно же, его патрон Фридрих V, обладающий «добродетельным нравом и безупречными достоинствами»21. «Он правил Пфальцем самым благоразумным образом, благочестивейше защищал Церковь»22, — пишет историк. Идеальные черты Парей распространяет на всех курфюрстов Зиммернского Дома. В ряду добродетелей Фридриха IV он выделяет: «преклонение перед Богом. неусыпную заботу о мире и благополучии всех придерживающихся евангелического вероучения»23. С течением времени в фигуре князя все четче проступают пастырские черты, желание заботиться о благочестии подданных. Вся социальная политика гейдельбергских князей была не чем иным, как реализацией на практике этих религиозных задач. Огромное внимание Парей уделяет строительству церквей, школ, преподаванию «истинного учения». О Фридрихе III историк пишет: «в 1565 г. он открыл три гимназии: одну в Гейдельберге. другую в Ной-хусе... третью в городе Амберге». Курфюрст постановил, «чтобы мальчики и. юноши в этих школах впитывали благочестие из чистого источника. чтобы они изучали основы латинского и греческого языков, наконец им должны были внушать дисциплину и прививать философские навыки»24. Пфальцграф Иоганн Казимир в 1578 г. учредил в Нойштад-те-на-Хартаме академию, которая была названа его именем. И т. к. во владения Иоганна Казимира — Пфальц-Лаутерн — бежали все известные кальвинистские теологи, изгнанные из Нижнего Пфальца лютеранином Людвигом VI, то в «Казимириане» преподавали

такие «выдающиеся мужи», как Захарий Урсин, Даниэль Тоссан, Франциск Юний25, и в т. ч. отец самого Даниэля Парея — Филипп Парей.

Об отношениях кальвинистского Пфальца с Империей Парей пишет осторожно, однако его лояльность Г абсбургам исчезает по мере приближения к биографии «зимнего короля». Историк называет недолгое правление Фердинанда Штирийского в Богемии тираническим, пишет о свирепствовании «ненависти, убийств и грабежей по отношению к протестантам»26. Поэтому Парей считает, что Фридрих V был законно избран королем Богемии. Так пфальцские курфюрсты от лояльности Габсбургам приходят к конфронтации с ними.

С началом реформационного периода ведущее место в описании деятельности курфюрстов занимают уже не имперские, а внутренние проблемы, среди которых на первый план выходит социальная политика, тесно привязанная к Реформации. Круг культурных интересов пфальцских курфюрстов сужается. В годы Реформации добродетели светских государей предшествующих веков соединяются с добродетелями государя-конфессора, являя идеальную и с религиозной, и с мирской точки зрения фигуру князя — защитника веры, оберегающего религиозный выбор своих подданных. От момента появления пфальцского княжеского Дома Парей описывает внутреннее развитие властителей, коим Божьим промыслом было уготовано принять истинную веру. Под таким углом зрения тяжелое положение Фридриха V — это испытание свыше; победа все равно будет на стороне пфальцских курфюрстов. В этом и заключается провиденционалистская концепция истории у Парея. От верности императору пфальцские курфюрсты приходят к верности Богу и реформатской доктрине, которые и становятся доминирующими. Религиозная дидактика в «Истории Палатината» еще доминирует, но в описании Фридриха V уже заметна барочная эмблематика, ощущаются нотки династического триумфа, столь характерного для текстов придворных историков эпохи барокко. «История Палатината» — не просто панегирик властителям Пфальца, но именно манифест, написанный для ободрения сердец. Парей подчеркивает духовный стоицизм основателей реформатской церкви в Пфальце, их неколебимость в избранном пути и успех, сопутствовавший их начинаниям.

Кальвинистская историография не предстала в труде Парея принципиально отличной от средневековой традиции, но эта традиция была преобразована, отягощена религиозной дидактикой и связанной с нею некоторой антропоцентрикой: в центре внимания оказались исполненные добродетели благочестивые государи, обреченные стать триумфаторами.

1 О Д. Парее см.: HocheH. Pareus Daniel // Allgemeine deutsche biographie: 56 bd. Leipzig, 1887. Bd. 25. S. 167.

2 Parei D. Historia Palatina. Palatinatus Rheni descriptio. Ex Atlante, sive Cosmographicis Meditationib. Gerardi Mer-catoris. (пагинация отсутствует). Francofurti, 1633.

3 “Nam In acerrimorum hostium Religionis Evangelicae, tum In Lotharingia, tum In Erhardi Leodiensis Episcopi, nec non In Imperatoris Caroli V... educatus fuerat...” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1633. P. 285).

4 Например, в биографии Фридриха II Парей пишет: “In bello Veneto. Caesari auxiliares copias adduxit” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1633. P. 268).

5 “Tanti certe eum Imp. Carolus V fecit, ut bis exercitui, qui Imperii Romani nomine Turcae Austriam devastanti oppone-batur, praefecit, magno Reip. et Ecclesiae Christianae emolumento. Fridericus. non tantum periclanti Viennae opem tulit, exertitumque Solimanni, Turcarum Imp. avulsit” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1633. P. 269-270).

6 “Juvenis adhuc In bello contra Turcas Signiferum Imperii egit, et laudem non Vulgarem In Illa aetate adeptus est” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1633. P. 285).

7 “...Intra trecentos annos Germaniam bellicosiorem principem non habuisse” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1633. P. 228).

8 “.cum natura tranquillitatis esset amantior” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1633. P. 176).

9 “.. .Vulgo nuncupatus clemens, a naturae bonitate et morum comitate”; “Justus rex” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 182, 185).

1Q “Princeps opibus, potentia, amplitudineque ditionum florentissimus.” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 243).

11 “Deus. eique felicitatem hanc reservavit, ut sub Ipsius Imperio pura religio caput altius efferret, et Ecclesia effloresceret, ac propagaretur” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 284).

12 “.Inclytus Princeps Otho Henricus. mense Martio Missam et Papisticos ritus abolevit, Ordinationem Ecclesiasticam publicavit. et Veterem Illam sancti Evangelii doctrinam In suis provinciis promulgari et praedicari curavit” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 28Q).

13 “.idola e templis exturbavit.” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 28Q).

14 “Sed propter citius abrumptum Vitae cursum, hanc feliciter Inchoatam Ecclesiarum Palatinarum Reformationem, quas a plerisque superstitionibus Pontificiis repurgaverat, absolvere non potuit. <.> Ita plenior rerum Ecclesiasticarum constitutio Friderico III. Pio Electori reservabatur” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 28Q-281).

15 “prudentiam et aequitatem” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 28б).

16 “theologum tarbulentum” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 293).

17 “.ut ad harmoniam et uniformem hypotyposin sacrae doctrinae revocaret, a Theologis Catechessin. conscribi Iussit” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 291).

18 “inire concordiam Christianam” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 292).

19 “Calamitas ea totos septem annos duravit... Verum Deus pro sua clementia lucernam conservare Voluit In Iohanne Casimiro, paternae Virtutis et religionis haerede, principe fortissimo“(Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 323).

2Q “Sic Deus servavit Ecclesiam: et Illustrissimus princeps Iohannes Casimirus mansueta sua constantia, constantique sinceritate omnes adversariorum conatus fregit” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 353).

21 “morum honestatem, et Virtutis omnem elegantiam” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 372).

22 “Habenas Palatinas gubernavit prudentissime, Ecclesiam defendit pientissime” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 373).

23 “.Dei notitia. pro pace et Incolumitate Evangelicorum Vigilantia.” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 3б7).

24 “.tria Gymnasia Anno 15б5. aperuit: Unum Heidelbergae. alterum Neuhusii. tertium In Ambergae...”; “In his Scholis pueros et adolescentes pietatis limpidos fontes... Imbibere; tum elementis Latinae et Graecae linguae... disciplinis denique et Philosophiae progymnasmatis Imbui... ” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 288-289).

25 “Viri praestantissimi. Zacharius Ursinus, Daniel Tossanus, Franciscus Junius.. Philippus Pareus ...” (Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1б33. P. 347).

26 “.hostili odio In Bohemos Evangelicos saevire caepit, et caedibus ac rapinis.” (Parei D. Historia Palatina. Fran-cofurti, 1б33. P. 375).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.