Научная статья на тему 'Британия и Пфальц в первой половине XVII В. : династический союз и его последствия'

Британия и Пфальц в первой половине XVII В. : династический союз и его последствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
династия / Тридцатилетняя война / дипломатия / конфессия / dynasty / the Thirty Years’ War / diplomacy / confession

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивонина Людмила Ивановна

Статья посвящена анализу династического союза Британии и Пфальца в первой половине XVII в. и его итогов. Как правило, исследователи акцентируют внимание на событиях Тридцатилет ней войны и Великого мятежа в Англии, вследствие чего упускают значение этого акта или придают ему второстепенный окрас. Автор показывает, что результаты династического союза Британии и Пфальца были исключительно значимы. Проблема Пфальца втянула Британию в Тридцатилетнюю войну, ставшую катализатором политических потрясений середины сто летия, а потомки этого союза дали возможность Ганноверской династии впоследствии утвердиться на английском престоле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRITAIN AND THE PALATINATE IN THE FIRST HALF OF THE 17TH CENTURY: THE DYNASTIC UNION AND ITS CONSEQUENCES

The author performed analysis of the dynastic union of Britain and the Palatinate dated to the first half of the 17th century. Generally, historians focus their research on the events of the Thirty Years’ War or on the Great Rebellion in Britain, neglecting significance of the Palatine wedding of 1613 or viewing it as of a lesser importance. The author proved that the consequences of the union were crucial. The problem of the Palatinate drew Britain into the Thirty Years' War, which became the catalyst for the political upheavals in the middle of the 17th century, and the descendants of this union provided the House of Hanover with a chance to establish themselves on the British throne.

Текст научной работы на тему «Британия и Пфальц в первой половине XVII В. : династический союз и его последствия»

УДК 94(100)

БРИТАНИЯ И ПФАЛЬЦ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.: ДИНАСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Л.И. Ивонина

Смоленский государственный университет Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4 e-mail: ivonins@rambler.ru SPIN-код: 8019-3667

Авторское резюме

Статья посвящена анализу династического союза Британии и Пфальца в первой половине XVII в. и его итогов. Как правило, исследователи акцентируют внимание на событиях Тридцатилет -ней войны и Великого мятежа в Англии, вследствие чего упускают значение этого акта или придают ему второстепенный окрас. Автор показывает, что результаты династического союза Британии и Пфальца были исключительно значимы. Проблема Пфальца втянула Британию в Тридцатилетнюю войну, ставшую катализатором политических потрясений середины столетия, а потомки этого союза дали возможность Ганноверской династии впоследствии утвердиться на английском престоле.

Ключевые слова: династия, Тридцатилетняя война, дипломатия, конфессия.

BRITAIN AND THE PALATINATE IN THE FIRST HALF OF THE 17th CENTURY: THE DYNASTIC UNION AND ITS CONSEQUENCES

Lyudmila Ivonina

Smolensk State University 4 Przhevalsky Street, Smolensk, 214000, Russia e-mail: ivonins@rambler.ru

Abstract

The author performed analysis of the dynastic union of Britain and the Palatinate dated to the first half of the 17th century. Generally, historians focus their research on the events of the Thirty Years' War or on the Great Rebellion in Britain, neglecting significance of the Palatine wedding of 1613 or viewing it as of a lesser importance. The author proved that the consequences of the union were crucial. The problem of the Palatinate drew Britain into the Thirty Years' War, which became the catalyst for the political upheavals in the middle of the 17th century, and the descendants of this union provided the House of Hanover with a chance to establish themselves on the British throne.

Keywords: dynasty, the Thirty Years' War, diplomacy, confession.

* * *

Династические союзы и их воздействие на внешнюю и внутреннюю политику государств приобретут особое звучание в Европе «дворов и альянсов» со второй половины XVII в. Тем не менее, еще в первой половине столетия Барокко огромную значимость как в рамках английской внешней и внутренней политики, так и в целом Тридцатилетней войны (1618-1648) играл династический союз Британии и Пфальца. Концентрируясь на событиях европейской крупномасштабной войны и Великого мятежа, историки упускают значение этого акта или придают ему второстепенный окрас. Попытаемся разобраться, какие последствия для истории Британии и Пфальца имела брачная церемония в Лондоне 1612 г.

В историографии Якова I Стюарта нередко называют предшественником экуменического движения ХХ в. Ключ к стабильному и мирному христианству в век конфессиональных распрей король видел в религиозном примирении между христианами различных направлений. Он обращался с мирными предложениями к монархам и римским папам, установил близкие отношения с французскими и голландскими протестантами и руководителями православной церкви, поощрял миротворческие усилия западноевропейских интеллектуалов -таких, как Жак-Огюст де Ту, Жан Отман и Гуго Гроций (Patterson 2006: 363-364). Но проповедуемый Яковом I метод решения конфессиональных проблем накануне Тридцатилетней войны был нереалистичным. Французский король Генрих IV назовет «Шотландского Соломона» «самым ученым дураком христианского мира». По другим источникам эта любопытная оценка принадлежала герцогу Сюлли. Она вряд ли справедлива, если не указывает на то, что лавирование и миролюбие тоже нельзя возводить в абсолют.

Яков любил подчеркивать свою роль миротворца, но его мир был, прежде всего, избеганием противоборства и не нес в себе идей вселенской реформы и поддержки европейского протестантизма. Этим несоответствием в значительной мере была вызвана идеологическая нечеткость его правления. И в Британии, и за ее пределами Яков считался наследником Елизаветы I. Поначалу, казалось, он пошел по пути великой королевы, выступая за религиозную реформу и дружбу с протестантскими государями. Вместе с тем, он старался не обострять отношений с Испанией и Священной Римской империей.

В начале XVII в. борьба между двумя религиозными лагерями в Священной Римской империи обострилась. Католическая церковь вновь утвердилась в ряде немецких княжеств. На имперском рейхстаге 1608 г. протестанты тщетно требовали прекратить нарушения Аугсбургского религиозного мира 1555 г. В результате оба враждующих лагеря создали в 1608-1609 гг. религиозно-политические союзы - Евангелическую Унию, главой которой стал курфюрст Пфальца Фридрих V, и Католическую лигу, руководил которой баварский герцог Максимилиан. Усиление Габсбургов в Империи подвигло Лондон к переговорам с Парижем о союзе.

Прирейнские области Германии были стратегически важны для французского короля, и поэтому в феврале 1610 г. он заключил союз против Империи с курфюрстами Пфальца и Бранденбурга (Lee 1970: 161, 167; Corps 1728. T. V. Pt. II: 135-137, 92-94). В Париже было принято решение атаковать 19 мая 1610 г. границы Империи и Испании на Рейне и со стороны Наварры одновременно. Наступление французской армии пресек кинжал фанатика-католика Равальяка, оборвавший жизнь Генриха IV 14 мая того же года. Европейская война начнется только спустя восемь лет. После убийства французского короля отношения между Лондоном и Мадридом улучшились. Этому в значительной мере способствовало заключение в 1609 г. перемирия в войне Нидерландов за независимость против Испании.

Избранная Яковом I дипломатическая концепция соответствовала его религиозной политике. Король стремился примирить Евангелическую Унию, или Протестантский союз, с Габсбургами, сыграв роль миротворца в европейской политике. Средством к достижению цели должны были стать династические союзы Британии с Испанией и Пфальцем. Переговоры об испанском браке (сначала наследника престола Генри, а затем после его смерти принца Карла и испанской инфанты) начались еще в 1605 г. Но его заключение противоречило английским обязательствам перед протестантами Европы, не зря Генрих IV вплоть до своей гибели мешал ему всеми возможными дипломатическими средствами.

В 1612 г. английский король выдал свою дочь Елизавету за пфальцского курфюрста Фридриха V. К 16-летней красавице сватался и шведский король Густав II Адольф, который спустя полтора десятилетия потрясет своим военным искусством Европу, посеяв восторг среди протестантов и ужас среди католиков. Но сейчас предпочтительнее среди протестантских государей выглядел глава Протестантского Союза. Свадьба состоялась в Англии в королевской часовне во дворце Уайтхолл и стала чрезвычайно популярным в народе событием, а церемония заключения брака описана современниками как «чудо торжества и великолепия даже для этого экстравагантного века». Историки пишут о непреходящей любви Елизаветы и Фридриха, который создал для нее в своем Гейдельбергском замке английское крыло, зверинец, обезьяний дом и сад в стиле итальянского Ренессанса. Дочь Якова любил и талантливый английский поэт Генри Уоттон, писавший в духе Возрождения. Одно из его немногих сохранившихся стихотворений называется «Елизавета Богемская». Вот строки из него:

Когда же госпожа моя Красой ума всех озарит, Чиста, супруга короля, Она сама свой дивный вид Сиять заставит иль затмит?

Свадьба дочери выявила еще одно возможное интеллектуальное и политическое увлечение английского короля. Правда, оно так и не реализовалось. В содержании представленной на празднике бракосочетания пьесы Шекспира «Буря» английский историк Ренессанса Фрэнсис А. Йейтс увидела настоящий розенкрейцерский Манифест. Легендарным основателем теологического и тайного мистического общества - Ордена Розенкрейцеров, или «Розы и Креста» -являлся немец Христиан Розенкрейц. Его учение построено «на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства - розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой цели всестороннего улучшения Церкви и достижения всеобщего благоденствия. Их деятельность связывали с протестантизмом, она оказала влияние и на развитие масонства в Шотландии. В 1607-1617 гг. появились два манифеста Розенкрейцеров, призывавшие преобразовать искусство, науку, религию, интеллектуальную жизнь и вызвавшие волнения во всей Европе.

Эти призывы не могли не затронуть Англию. Ряд исследователей, нередко допуская авантюрные умозаключения, полагают, что идеи Розенкрейцеров оказали влияние на творчество Шекспира и труды Бекона, в частности, «Новую Атлантиду». В 1612 г. немецкий алхимик и личный доктор императора Рудольфа II Михаэль Майер после смерти своего господина посетил Англию. Он общался с известным английским герметиком Робертом Фладдом, чтобы получить от него знания, ведущие к пониманию тайны и гармонии Великого Архитектора. Майер послал Якову I написанные на пергаменте рождественские пожелания с главным символом Розенкрейцеров посередине. Между лепестками розы было написано: «Поздравляю Якова. Пусть будет долго королем... Под его защитой пусть наша роза радостно цветет». Это обращение показывало распространение движения Розенкрейцеров в Англии и интерес к нему со стороны короля. Но вряд ли этот интерес был серьезным. По мнению Ф. Йейтс, это движение могло возникнуть ради торжества протестантизма во всей Европе. Фридрих Пфальцкий должен сокрушить Габсбургов, и затем наступит всеобщая Реформация в области науки, искусства и общественной жизни. Тем не менее, это представление о Розенкрейцерстве не учитывает вечные цели и мечты Братства (Йейтс 1999). Не соответствовало оно и реальной политике английского короля.

Яков не оставил надежд на испанский брак, который мог «уравновесить» протестантскую свадьбу. Переговоры о браке между Лондоном и Мадридом стали одним из пунктов дискуссий между Яковом и палатой общин во время сессий «Гнилого парламента» 1614 г. (Parker 2013: 33).

Как известно, чешское восстание 1618 г. против Габсбургов послужило импульсом для начала войны, которая охватит весь континент. В тот момент масштабы будущего противостояния сложно было предугадать. «Король-

миротворец» Яков I не желал участвовать в разгорающемся в Центральной Европе конфликте и предостерегал от военных инициатив зятя. Но тот поступил иначе.

После смерти в марте 1619 г. императора Священной Римской империи Матиаса его престол предстояло занять Фердинанду II, что объединило против Габсбургов земли чешской короны. Чтобы получить помощь европейских государств, чешское протестантское дворянство 28 августа 1619 г. вместо Фердинанда II избрало своим королем Фридриха V Пфальцского. Глава Протестантского Союза известил об этом Якова I и в конце октября, несмотря на предостережения тестя, прибыл с супругой в Прагу, а в ноябре короновался в соборе Святого Витта. Тогда же папа Павел V, польский король Сигизмунд Ваза, эрцгерцог Австрийский Альберт, испанская армия генерала Спинолы и армия Католической лиги объявили «крестовый поход» против «узурпатора» и шедшего ему на помощь с армией трансильванского князя Бетлена Габора (Corps 1728. T. V. Pt. 11: 332-333; Pt. 14: 37).

Яков I не вступился за Фридриха, полагая, что открытая поддержка зятя превратит его, поборника идей божественного происхождения и абсолютной полноты королевской власти, в защитника права подданных свергать своих государей. Как видно, в начале конфликта он не подозревал, какую роль во внешней политике Англии будет играть «дело Пфальца» впоследствии. Британию и Пфальц связывали не только династические узы. Защита целостности Пфальца означала для Лондона защиту всего Протестантского союза и своих стратегических позиций на континенте. Ныне же политика короны базировалась на двух постулатах: 1. континентальные конфликты - это «локальные ссоры», а не часть европейской войны; 2. испанский король сможет сохранить нейтралитет в войне между Фридрихом V и императором. Собственно, тогда в Европе мало кто задумывался, во что может вылиться чешское восстание. А в самом Евангелическом союзе с завистью смотрели на восходящую звезду Фридриха V. Яков, воображая себя арбитром Европы, твердо держался избранной дипломатической стратегии. Брак принцессы Елизаветы с пфальцским курфюрстом обязательно должен быть уравновешен браком наследника престола Карла и испанской инфанты Марии (Adams 1978: 149; Wedgwood 1980: 17-21; Cogswell 1989: III).

Вместе с тем, в окружении короля было немало тех, кто радовался, что Фридрих и Елизавета получили королевское достоинство, а протестантизм в Чехии укрепился назло Габсбургам. Яков просчитался в своей дипломатии. Его внешняя политика столкнулась с двумя противоречиями: конфликтом между короной и подданными, с одной стороны, и с религиозно-политической борьбой в Европе со времен Реформации, с другой. Понятно, что в голову королю не могла прийти мысль о том, что обострение внутренних проблем в Британии разрешится событием, которое современники назовут «Великим мятежом» или

даже «революцией». И на это обострение повлияют события в Империи. Большинство англичан и протестантская партия видели в чешском восстании «Священную революцию», «борьбу между Богом и папскими антихристами», и приветствовали принятие короны Чехии Фридрихом V. Общественное мнение требовало защиты Пфальца и Чехии. Англиканские епископы и некоторые аристократы организовали в Лондоне сборы на «чешское дело». По мнению многих современников, нейтралитет английского короля вел к поражению Евангелического союза. Британия бездействовала, а Габсбурги объединяли силы, чтобы захватить Прагу.

Главная задача Фердинанда II заключалась в изоляции Евангелического союза от Чехии. Триумфом католической дипломатии стало заключение с протестантами договора в Ульме 3 июля 1620 г. На беду протестантам посредником на переговорах являлась Франция, мечтавшая о мире на своих восточных границах из-за обострения отношений с гугенотами. Интересы Пфальца были принесены в жертву католикам в обмен на формальное согласие главы Католической Лиги Максимилиана Баварского не вступать в военные столкновения с Евангелическим союзом в пределах Империи. В соглашении не было упомянуто вторжение испанцев в Пфальц.

8 ноября близ Белой Горы чехи были разбиты. Усугубила катастрофу паника, охватившая протестантские полки еще вначале сражения. Бегство «зимнего короля» Фридриха V с супругой из Праги было столь спешным, что они не успели увезти секретную часть своей корреспонденции. Впоследствии она была опубликована торжествующими католиками под названием «Ангальтская канцелярия» (Polisensky 1971: 111-112).

Общественное мнение в Британии бурлило, а испанского посла Гондомара считали злым гением короля, оскорбляли на улицах Лондона. В декабре 1620 г. даже пришлось приставить 400 солдат для охраны испанского посольства: с началом борьбы за Пфальц Мадрид активизировал давление на Лондон. «(Гондомар - Л.И.) теперь уже не посол, а первый государственный советник; он день и ночь проводит у короля в Уайтхолле; он в курсе всех тайн...», - с досадой писал француз Левенер де Тилльер (Soriano 1976: 185-199).

В начале 1621 г. фаворит Якова герцог Бекингем и принц Карл превратились в лидеров партии, выступавшей за войну. Шли переговоры с германским кондотьером графом Мансфельдом о найме солдат для военной помощи Фридриху V. На короткой зимней сессии Парламента 1621 г. шли бурные прения о внешней и конфессиональной политике короля. Яков созвал Парламент, чтобы получить деньги для военной экспедиции в поддержку зятя. Палата общин согласилась предоставить субсидии, но выдвинула условия: взять в руки меч против испанского короля, усилить антикатолическое законодательство и женить принца Карла на протестантской принцессе. В целом внешнеполитическая программа оппозиции заключалась в открытой войне против

Габсбургов, основу которой должен составить союз с Голландией и Данией (Calendar 1858-1882: 220; Russel 1979: 2). Король категорически отверг вмешательство в область его прерогативы и заявил, что парламентарии рискуют потерей своих прав, включая свободу слова. Парламент был распущен.

Как видно, Яков не собирался менять курс своей дипломатии и даже предложил новому папе римскому Григорию XV выработать европейское соглашение в целях достижения перемирия. Более того, он уговорил своего зятя не принимать помощи Мансфельда и Кристиана Брауншвейгского, будто бы их участие в судьбе Фридриха мешало заключению почетного мира с Католической Лигой. Войска Испании и Лиги теперь без спешки могли покончить со всеми пфальцскими крепостями (Letters 1984: 384-385).

Тем временем британский посол в Вене Джон Дигби добивался компромисса в пфальцском вопросе: лишить Фридриха V чешской короны, но оставить ему статус курфюрста. Но Фердинанд II, связанный обещанием баварскому герцогу, 24 февраля 1623 г. торжественно передал эти регалии Максимилиану. Новый курфюрст пожелал полюбовно договориться с Фридрихом V о компенсации и попытался укрепить свои позиции вне Империи, отправив в 1623-1624 гг. секретные миссии в Париж и Лондон. Но Фридрих не шел на компромисс. В конце 1622 - начале 1623 гг. он организовал в Гааге, где обосновался с семьей, правительство в изгнании, и посвятил остаток своей жизни восстановлению Пфальца. Путями достижения этой цели были как личное участие в антигабсбургской коалиции, так и дипломатия. По иронии судьбы, да и следуя совету тестя, одним из дипломатических методов он тоже считал испанский брак. Одна и та же панацея оказалась роковой и для Якова, и для Фридриха.

17 января 1629 г. «зимний король» пережил личную трагедию. Он ехал в Амстердам, чтобы просмотреть сокровища испанского флота, захваченные голландской Вест-Индской компанией. Во время пересечения водоема рядом с Хаарлемом его лодка перевернулась. Фридриху удалось спастись, но его старший 15-летний сын Фридрих Генрих утонул. До этой трагедии шли переговоры о браке Фридриха Генриха и испанской инфанты, который, как надеялись Яков I, Фридрих и Елизавета, могли вернуть семье Пфальц обратно. Безвременная кончина сына разрушила эти надежды. Фридрих был физически и морально надломлен, и восстановился только через 15 месяцев. Но, как оказалось, не полностью. В феврале 1632 г. Фридрих прибыл во Франкфурт к победоносному Густаву II Адольфу, при помощи которого собирался отвоевать Пфальц. Своего последнего 13-го ребенка, мальчика, родившегося в том же году, он назвал в честь шведского короля. Гибель Густава Адольфа в битве при Лютцене 16 ноября того же года стала для него тяжелым ударом. Возвращение потерянных владений затянулось. Фридрих Пфальцский умер в Майнце спустя несколько дней после получения печальной вести.

«Зимняя королева» Елизавета Стюарт продолжала жить в Нидерландах даже после того, как ее сын Карл Людвиг вернул Пфальц и курфюршеское достоинство по Вестфальскому миру 1648 г. После реставрации Стюартов на английском престоле в 1660 г. она отправилась в Лондон посетить своего племянника короля Карла II и там скончалась.

Яков мог бы гордиться своими внуками от этой неудачливой в политике супружеской четы. Младшая дочь Елизаветы и Фридриха София в 1658 г. вышла замуж за Эрнеста Августа, будущего курфюрста Ганноверского и стала по стечению обстоятельств и Акту об Устроении 1701 г. ближайшей наследницей английской и шотландской корон. Еще она была другом великого немецкого ученого, философа и политика Готфрида Вильгельма Лейбница. В 1714 г. сын Софии стал английским королем Георгом I. История распорядилась так, что последующие монархи Великобритании являются потомками внучки первого Стюарта на английском троне.

Все дети «Зимней королевы» получили прекрасное образование - изучали древние и современные языки, различные науки, и многие впоследствии ярко проявили себя на разных поприщах. Принц Руперт, отважный полководец, прославился в качестве сторонника Карла I во время «Великого мятежа» в Англии, а также был отличным гравером. Принцесса Луиза Голландская стала хорошей художницей-портретисткой, а принц Карл Людвиг готов был оказать покровительство голландскому философу Спинозе. Но самой большой интеллектуалкой стала принцесса Елизавета, носившая имя матери. Она больше всех интересовалась философией, знала шесть языков, включая латынь, и за свою ученость получила в семье прозвище «Гречанка». Она была столь привлекательна, сколь и горда. В 1633 г. польский король Владислав IV попросил руки Елизаветы, но от нее потребовали перейти в католичество. Елизавета отказалась и осталась при дворе матери в Гааге, где познакомилась со знаменитым философом Рене Декартом. Затем она жила при дворе брата в Гейдельберге и общалась с учеными в философских диспутах. Она первая посеяла семена картезианской философии в Гейдельберге и в Берлине, и, несмотря на то, что, в конце концов, стала аббатисой Герфордского монастыря, являлась одной из самых известных и самых ярких женских фигур в европейской философии и культуре XVII в. (Spencer 2008: 6; Трофимова 2008: 25-30).

С 1623 г. восстановление Пфальца и дружба с Испанией стали для большинства подданных Якова I несовместимыми понятиями. В стране на каждом шагу чувствовался широкий интерес к европейской войне и энтузиазм вступить в нее, а Парламент так обозначил свое отношение к Испании: «ни брака, ни мира» (Notes 1929: 3). Принц Карл и герцог Бекингем возглавили получившую популярность партию «патриотов», но нежные чувства наследника престола к инфанте расходились с его пониманием ситуации и воинственным настроем. С благословения отца он и Бекингем отправились в Мадрид для решения двух

задач - жениться на инфанте и определить судьбу Фридриха V. Многие современники описывали этот вояж как «романтическую эскападу, не носившую конкретных политических целей». В Мадриде узы дружбы между герцогом и принцем окрепли, что повлияло на дальнейшую политику Карла и формирование его личности (Sharpe 1996: 4-5; Дюшен 2007: 120-121).

Переговоры длились всю весну и лето 1623 г., принц и Бекингем соглашались на самые неприемлемые условия, включавшие отмену антикатолического законодательства Парламентом. Яков I был недоволен, что заметно по его письмам в Мадрид. Рушилась система мира, которую он создавал в течение многих лет. Уже тогда король намеревался вступить в войну в Европе, о чем писал Фридриху Пфальцскому.

Принимая тяжелые условия, английская сторона в Мадриде лелеяла слабые надежды, что Испания пойдет на восстановление Пфальца. Договор был подписан, но не ратифицирован в Англии (Calendar 1858-1882. 1624: 525, 576; Letters 1984: 386, 392, 401-403, 434). К огромной радости англичан принц и герцог в октябре вернулись в Лондон без инфанты. В феврале 1624 г. на заседании Парламента Карл сделал детальный отчет о поездке в Мадрид и использовал Парламент как инструмент для давления на отца и членов Тайного Совета, выступавших против войны. Настроения палаты общин были поддержаны при дворе, где контроль над политикой уже перешел от Якова к его сыну и Бекингему. Парламент единодушно высказался за войну с Испанией и вотировал субсидии в размере 300 000 ф. ст. (Sharpe 1996: 5-6).

В результате, события в Европе накануне и в начале Тридцатилетней войны послужили толчком к нарушению относительного внутреннего равновесия в Англии, достигнутого при Тюдорах. По сути, Яков I просчитался в своей дипломатии, столкнувшись с двумя фундаментальными противоречиями начала столетия Барокко - назреванием конфликта между короной и Парламентом и с религиозно-политической борьбой в Европе. А его сын Карл неудачно вступил в Тридцатилетнюю войну, потерпев поражение одновременно от двух держав -Испании и Франции. Внешние фиаско усугубили внутриполитический кризис в Англии, кульминацией которого была «Петиция о праве» 1628 г., роспуск Парламента и выход из войны.

Хотя многие современники видели в Британии во время персонального правления Карла I (1629-1640) остров благополучия, изолироваться от европейской войны было невозможно. На политику восстановления Пфальца требовались большие расходы: Карл желал видеть свою сестру Елизавету и ее семью реставрированной на троне, но не на узурпированном престоле в Праге, а в замке Гейдельберга, и не путем военных действий, а ценой покупки благоволения страны, которая может и обещает сделать это. Поэтому в первой половине 30-х гг. Англия поддерживала тесные отношения с испанской короной, во многом являвшиеся следствием секретных статей мира с Мадридом 1630 г. На фоне

переговоров с Испанией и угрозы эфемерной франко-голландской блокады Фландрии, сбор корабельных денег с 1634 г. был призван усилить флот для патрулирования вдоль английских берегов (Loomie 1987: 4).

Перевес Габсбургов и Католической лиги в конце третьего этапа Тридцатилетней войны, объявление Парижем войны Испании 19 мая 1635 г., безрезультатные англо-испанские переговоры заставили Карла I задуматься о вступлении в европейскую войну и восстановлении Пфальца вооруженным путем. Такой поворот позволил бы, как полагал он и его советники, несколько отвлечь поднимавшую голову оппозицию, связывавшую дружественные отношения с Испанией и политику Лода и Страффорда воедино. Но в 1638 г. короля испугал перелом в европейской войне, благоприятный для Франции и антигабсбургской коалиции. Французский флот одержал победы в Средиземном море и в Атлантическом океане, а успех находившегося на французской службе Бернгарда Саксен-Веймарского при Рейнфельдене и взятие им Брейзаха в конце года перерезали испанские коммуникации через Эльзас. И когда в конце этого года сыновья Фридриха V Карл-Людвиг и Руперт были пленены и заключены в главном городе Верхней Австрии Линце, первое, что сделал Карл - обратился за помощью к Мадриду, за которую готов был предоставить корабли для военных действий (Calendar 1858-1882. 1639: 77; Meyer 1985: 377).

В условиях финансового кризиса короны попытки Карла I получить из Испании финансирование и поддержку его пфальцских родственников привели к публичному конфузу в битве при Доуне 21 октября 1639 г., когда голландцы адмирала Тромпа уничтожили груженый слитками испанский флот в поле зрения побережья Кента и английского флота. Тем временем в Мадриде при посредничестве венецианца Вергилия Мальвеззи между Англией и Испанией шли переговоры о предоставлении помощи против Ковенанта. Испанский министр Оливарес обещал послать 8 000 солдат в Шотландию, за что Лондон должен был выставить флот против Франции и Соединенных Провинций. Но португальское и каталонское восстания в Испании тормозили переговоры. А во время наступления французов в феврале 1640 г. курфюрст Пфальцский Карл-Людвиг был освобожден из заключения в Линце. Он встретился с Людовиком XIII и Ришелье, обещавшими послать армию герцога де Лонгвиля в Пфальц, а затем отправился в Лондон просить совета и поддержки дяди, чтобы не оказаться в полной зависимости от Франции (Calendar 1858-1882. 1640: 103, 208, 583; Sharpe 1996: 953). Но Карл I уже сам находился в зависимости от внутренней ситуации.

Во время гражданской войны между королем и Парламентом 1642-1647 гг. помощь роялистам от немецких государств заключалась преимущественно в присутствии единичных наемников либо представителей княжеских домов на службе английского короля. Более того, Карл-Людвиг Пфальцский и многие представители протестантских княжеств сочувствовали Парламенту. В январе 1642 г. пфальцский курфюрст давал такой совет английскому королю: «Правда

заключается в том, чтобы иметь волю найти выход из положения, уметь говорить со своими подданными и вступать с ними в переговоры» (Archives 1859: 8).

Его брат принц Руперт, напротив, поддержал Карла и был назначен командующим роялистской армией на севере Англии. Именно Руперт после битвы при Марстон-Муре в 1644 г. назвал Кромвеля «железнобоким», а затем это прозвище распространилось и на его солдат (Loades 1974: 423). Впрочем, помощь Руперта роялистам оказалась бесполезной. Кто же в первую очередь виноват в поражении роялистов - Карл, Руперт или полководческий талант Кромвеля? Думается, все примерно в равной степени. Прославленный Руперт на деле оказался отличным тактиком, но неважным стратегом, к тому же его постоянные дискуссии с Карлом нарушали единоначалие у роялистов. Карл Стюарт был побежден и в 1649 г., как известно, сложил голову на плахе.

В дальнейшем династическая связь между Британией и Пфальцем стала неактуальной. Хотя по Вестфальскому миру 1648 г. Пфальц и был сохранен, прежнего значения он никогда больше не достигал. Карл Людвиг получил в правление обратно Нижний Пфальц, стал новым, восьмым курфюрстом, однако теперь пфальцское курфюршество было по достоинству ниже других семи. Верхний Пфальц и прежнее курфюршеское достоинство остались за Баварией. В политике Карл-Людвиг предпочитал, в зависимости от ситуации в Европе, ориентироваться либо на Францию Людовика XIV, либо на Священную Римскую империю. Тем не менее, результаты династического союза были исключительно значимы. Проблема Пфальца втянула Британию в Тридцатилетнюю войну, ставшую катализатором политических потрясений середины столетия, а потомки этого союза дали возможность Ганноверской династии впоследствии утвердиться на английском престоле.

ЛИТЕРАТУРА

Дюшен 2007 - Дюшен М. Герцог Бекингем. М.: Молодая гвардия, 2007. 361 c.

Йейтс 1999 - Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. М.: Алетейа, Энигма, 1999. 496 c.

Трофимова 2008 - Трофимова В.С. Женский голос в картезианстве XVII века: Елизавета Богемская // Вестник истории и философии КГУ. Серия «Философия». 2008. № 2. С. 25-30.

Adams 1978 - Adams S. Foreign policy and the Parliaments of 1621 and 1624 // Faction and Parliament. Essays on Early Stuart History / Ed. by K. Sharpe. Oxford, 1978. Р. 131-177.

Archives 1859 - Archives ou correspóndanse inédite de la Maison d'Orange -Nassau / Par Mr.G. Groen van Prinsterer. 2-me Série. T. IV. Utrecht, 1859.

Calendar 1858-1882 - Calendar of State Papers / Ed. by G. Bruce and P. Hamilton. 1619-1623. London, 1858-1882.

Chevallier 1979 - Chevallier P. Louis XIII. Paris: Fayard, 1979. 683 p.

Cogswell 1989 - Cogswell T. England and the Spanish Match // Conflict in Early Stuart England. 1603-1642 / Ed. by R. Gust and A. Hughes. London, 1989. P. I-VIII.

Corps 1728 - Corps Universelle diplomatique / Par J. Du Mont. Vol. V-VII. Amsterdam, 1728.

Lee 1970 - Lee M. James I and Henry IV. An essay in english foreign policy. 1603-1610. Urbana; Chicago; London, 1970.

Letters 1984 - Letters of King James VI & I / Ed. by Akrigg G.P.V. Berkeley & Los Angeles: University of California, 1984. 301 p.

Loades 1974 - Loades D.M. Politics and the Nation. London, 1974. 484 p.

Loomie 1987 - Loomie A. Ceremonies of Charles I: The Note Books of John Finet. Master of ceremonies. 1628-1641. New York: Fordham University Press, 1987. 330 p.

Methiviér 1971 - Methiviér H. Le siècle de Louis XIII. Paris: Fayard, 1971. 128 p. Meyer 1985 - Meyer J. La France moderne de 1515 a 1789. Paris: Fayard, 1985. 536 p. Notes 1929 - Notes of the debates in the House of Lords. 1621, 1624, 1625, 1628 / Ed. by F. Relf. London, 1929.

Parker 2013 - Parker G. Global Crisis: War, Climate Change and Catastrophe in the Seventeenth Century. New Haven: Yale University Press, 2013. 871 p.

Patterson 2006 - Patterson W. King James VI and I. Toronto: University of Toronto Press, 2006.

260 p.

Polisensky 1971 - Polisensky J. The Thirty Years War. London, 1971. 305 p. Russel 1979 - Kussel C. Parliament and English politics (1621-1629). Oxford, 1979. 234 p. Sharpe 1996 - Sharpe K. The personal rule of Charles I. New Haven; London: Yale University Press, 1996. 378 p.

Soriano 1976 - Soriano K.-M. Rason de Estado y dogmatismo religiose en la España del XVII. Negociationes hispano-inglesas de 1623. Barcelona, 1976. 204 p.

Spencer 2008 - Spencer Ch. Prince Rupert: the Last Cavalier. London: Weidenfeld & Nicolson, 2008. 448 p.

Wedgwood 1980 - Wedgwood G. The Thirty Years War. New York: New York Review Book Classics, 1980. 181 p.

REFERENCES

Adams 1978 - Adams S. Foreign policy and the Parliaments of 1621 and 1624, in: Faction and Parliament. Essays on Early Stuart History / Ed. by K. Sharpe, Oxford, 1978, pp. 131-177 [in English].

Archives 1859 - Archives ou correspondanse inédite de la Maison d'Orange-Nassau / Par Mr.G. Groen van Prinsterer. 2-me Série. T. IV [Archives or unpublished correspondence of the House of Orange-Nassau / Editor Mr.G. Groen van Prinsterer. Series two. Volume IV], Utrecht, 1859 [in French].

Calendar 1858-1882 - Calendar of State Papers / Ed. by G. Bruce and P. Hamilton. 1619-1623, London, 1858-1882 [in English].

Chevallier 1979 - Chevallier P. Louis XIII [Ludovic XIII], Paris, Fayard Publ., 1979, 683 p. [in

French].

Cogswell 1989 - Cogswell T. England and the Spanish Match, in: Conflict in Early Stuart England. 1603-1642 / Ed. by R. Gust and A. Hughes, London, 1989, pp. I-VIII [in English].

Corps 1728 - Corps Universelle diplomatique / Par J. Du Mont. Vol. V-VII [Collection of diplomatic documents / Editor J. Du Mont. Volumes V-VII], Amsterdam, 1728 [in French].

Djushen 2007 - Djushen M. Gercog Bekingem [Duke of Buckingham], Moscow, Molodaja gvardija Publ., 2007, 361 p. [in Russian].

Jejts 1999 - Jejts F. Rozenkrejcerskoe prosveshhenie [Rosicrucianism education], Moscow, Aleteja Publ., Jenigma Publ., 1999, 496 p. [in Russian].

Lee 1970 - Lee M. James I and Henry IV. An essay in english foreign policy. 1603-1610, Urbana; Chicago; London, 1970 [in English].

Letters 1984 - Letters of King James VI & I / Ed. by Akrigg G.P.V. Berkeley & Los Angeles, University of California Publ., 1984, 301 p. [in English].

Loades 1974 - Loades D.M. Politics and the Nation, London, 1974, 484 p. [in English].

Loomie 1987 - Loomie A. Ceremonies of Charles I: The Note Books of John Finet. Master of ceremonies. 1628-1641, New York, Fordham University Press Publ., 1987, 330 p. [in English].

Methiviér 1971 - Methiviér H. Le siècle de Louis XIII [Era of Ludovic XIII], Paris, Fayard Publ., 1971, 128 p. [in French].

Meyer 1985 - Meyer J. La France moderne de 1515 a 1789 [France from 1515 to 1789], Paris, Fayard Publ., 1985, 536 p. [in French].

Notes 1929 - Notes of the debates in the House of Lords. 1621, 1624, 1625, 1628 / Ed. by F. Relf, London, 1929 [in English].

Parker 2013 - Parker G. Global Crisis: War, Climate Change and Catastrophe in the Seventeenth Century, New Haven, Yale University Press Publ., 2013, 871 p. [in English].

Patterson 2006 - Patterson W. King James VI and I, Toronto, University of Toronto Press Publ., 2006, 260 p. [in English].

Polisensky 1971 - Polisensky J. The Thirty Years War, London, 1971, 305 p. [in English].

Russel 1979 - Russel C. Parliament and English politics (1621-1629), Oxford, 1979, 234 p. [in English].

Sharpe 1996 - Sharpe K. The personal rule of Charles I, New Haven; London, Yale University Press Publ., 1996, 378 p. [in English].

Soriano 1976 - Soriano R.-M. Rason de Estado y dogmatismo religiose en la España del XVII. Negociationes hispano-inglesas de 1623 [State and religion in Spain in the 17th century. Trade of England and Spain in 1623], Barcelona, 1976, 204 p. [in Spanish].

Spencer 2008 - Spencer Ch. Prince Rupert: the Last Cavalier, London, Weidenfeld & Nicolson Publ., 2008, 448 p. [in English].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Trofimova 2008 - Trofimova V.S. Zhenskij golos v kartezianstve XVII veka: Elizaveta Bogemskaja [Female voice in a Cartesianism of the 17th century: Elisabeth of Bohemia], in: Vestnik istorii i filosofii KGU. Serija «Filosofija» [Messenger of history and philosophy of KGU. Philosophy series], 2008, № 2, pp. 25-30 [in Russian].

Wedgwood 1980 - Wedgwood G. The Thirty Years War, New York, New York Review Book Classics Publ., 1980, 181 p. [in English].

Ивонина Людмила Ивановна - Доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории факультета истории и права Смоленского государственного университета (Смоленск, Россия). Lyudmila Ivonina - Doctor of historical sciences, Professor of Department of General history of Faculty of History and Right of the Smolensk State University (Smolensk, Russia). E-mail: ivonins@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.