Научная статья на тему 'Иоганн Бергиус — видный деятель бранденбургской Реформации'

Иоганн Бергиус — видный деятель бранденбургской Реформации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАНДЕНБУРГ / КАЛЬВИНИСТЫ / РЕФОРМАТЫ / ЛЮТЕРАНЕ / ПРОПОВЕДНИК / ЦЕРКОВЬ / BRANDENBURG / CALVINISTS / REFORMED / LUTHERAN / PREACHER / CHURCH / REFORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляев Михаил Петрович

Вторая Реформация в Бранденбурге серьезно отличалась от преобразований в других субъектах Империи. Политика Гогенцоллернов демонстрировала веротерпимость и толерантность. Статья рассматривает деятельность Иоганна Бергиуса, видного идеолога кальвинизма и ведущего придворного проповедника бранденбургских курфюрстов. Он получил хорошее образование за рубежом, являлся автором многих работ по богословию и был приверженцем иренизма. Молодой теолог принимает участие в борьбе с лютеранскими богословами и становится ближайшим советником курфюрстов порелигиозным делам. Он отстаивал идеи общности протестантского вероучения, выступал против распрей между лютеранами и реформатами перед угрозой контрреформации. Бранденбургский проповедник разрабатывал «конституционную теорию сопротивления», которая обосновывала противодействие наступлению императора и Католической лиги на религиозные свободы в Империи. Особое внимание уделено деятельности Бергиуса в переговорах в Лейпциге с лютеранами, разработке им новой структуры управления бранденбургской церкви и коллоквиуме в Торне, которые составили вместе с Confessio Sigismundi официальную позицию реформатской церкви Бранденбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOHN BERGIUS, A PROMINENT FIGURE OF THE BRANDENBURG REFORMATION

The Second Reformation in Brandenburg seriously differed from similar transformations in the other subjects of the Empire. The subjects of the Elector, John Sigismund, being Lutherans, were not compelled to switch to Calvinism, because Hohenzollern led tolerant policy. The article studies the role of John Bergius, who was a prominent ideologue of Calvinism and the leading court preacher of the Brandenburg Electors. Having received good education abroad, he laterly wrote many works on theology as an adherent of Irenism. The young theologian took part in the struggle against the Lutheran theologians and become the closest adviser of the Electors on religious matters. He defended the ideas of common root of Protestan theology and was for coorepation between the Lutherans and the Evangelists before the face of the Counter-reformation. The Brandenburg preacher developed the «constitutional theory of resistance», which justified the Emperor’s action in cooperation with the Catholic League as unleagel. The author shows that in these circumstances Lutheran theologians agreed to meet with Calvinist colleagues in Leipzig, during the Protestant princes convention. At this colloquium, thanks to the position of Bergius, it become possible to reach agreement on the most of issues. His late activity is also of high interest, because in 1630s he participated in the development of a new structure for the Brandenburg Church. Since 1640 Bergius being an adviser of th Elector Frederick William and participates in the colloquium in Thorne. He also was one of the authors of the final documents of the conferences in Leipzig and Thorne, which together with Confessio Sigismundi formed the official position of the Reformed Church of Brandenburg.

Текст научной работы на тему «Иоганн Бергиус — видный деятель бранденбургской Реформации»

с

и Михаил Петрович Беляев удк 291 64

и к. и. н., доцент, юридический факультет,

§ Российский университет кооперации

^ (ул. Веры Волошиной, д. 12/30, Мытищи, Россия, 141014)

^ [email protected]

К

^ Ноганн Бергиус —

К

ч видный деятель бралдеибургской Реф ормации

н

Вторая Реформация в Бранденбурге серьезно отличалась от преобразований в других субъектах Империи. Политика Гогенцол-лернов демонстрировала веротерпимость и толерантность. Статья рассматривает деятельность Иоганна Бергиуса, видного идеолога кальвинизма и ведущего придворного проповедника бранденбургских курфюрстов. Он получил хорошее образование за рубежом, являлся автором многих работ по богословию и был приверженцем иренизма. Молодой теолог принимает участие в борьбе с лютеранскими богословами и становится ближайшим советником курфюрстов поре-лигиозным делам. Он отстаивал идеи общности протестантского вероучения, выступал против распрей между лютеранами и реформатами перед угрозой контрреформации. Бранденбургский проповедник разрабатывал «конституционную теорию сопротивления», которая обосновывала противодействие наступлению императора и Католической лиги на религиозные свободы в Империи. Особое внимание уделено деятельности Бергиуса в переговорах в Лейпциге с лютеранами, разработке им новой структуры управления бран-денбургской церкви и коллоквиуме в Торне, которые составили вместе с Confessio Sigismundi официальную позицию реформатской церкви Бранденбурга.

Ключевые слова: Бранденбург, кальвинисты, реформаты, лютеране, проповедник, церковь

Volume VI

¡a

w i

i

o

Mlhkail Petrovich Beliaev .

h

PhD in history, assistant professor, u

Russian University of cooperation, Faculry of Law (ulitsa Very Voloshinoy, 12/30, Mytishchi, Russia, 141014)

[email protected]

cn

o o

John Bergius, a prominent figure of the Brandenburg Reformation

M H ►C

The Second Reformation in Brandenburg seriously differed from similar transformations in the other subjects of the Empire. The subjects of the Elector, John Sigismund, being Lutherans, were not compelled to switch to Calvinism, because Hohenzollern led tolerant policy. The article studies the role of John Bergius, who was a prominent ideologue of Calvinism and the leading court preacher of the Brandenburg Electors. Having received good education abroad, he laterly wrote many works on theology as an adherent of Iren-ism. The young theologian took part in the struggle against the Lutheran theologians and become the closest adviser of the Electors on religious matters. He defended the ideas of common root of Protestan theology and was for coorepation between the Lutherans and the Evangelists before the face of the Counter-reformation. The Brandenburg preacher developed the «constitutional theory of resistance», which justified the Emperor's action in cooperation with the Catholic League as unleagel. The author shows that in these circumstances Lutheran theologians agreed to meet with Calvinist colleagues in Leipzig, during the Protestant princes convention. At this colloquium, thanks to the position of Bergius, it become possible to reach agreement on the most of issues. His late activity is also of high interest, because in 1630s he participated in the development of a new structure for the Brandenburg Church. Since 1640 Bergius being an adviser of th Elector Frederick William and participates in the colloquium in Thorne. He also was one of the authors of the final documents of the conferences in Leipzig and Thorne, which together with Confessio Sigismundi formed the official position of the Reformed Church of Brandenburg.

Key words: Brandenburg, Calvinists, Reformed, Lutheran, Preacher, Church, Reformation

л

н

я

о

« Когда Иоганн Сигизмунд Бранденбургскии в 1613 г. пере-

^ шел в кальвинизм, он стал вторым курфюрстом наряду с курИ фюрстом Пфальца, которыИ отказался от лютеранства в поль-О зу этоИ религии. В отличие от Фридриха Пфальцского и других ^ немецких князеИ, которые выбрали кальвинизм, Гогенцол-° лерны решили не заставлять своих подданных переходить в новую веру. Иоганн Сигизмунд установил декретом, что две протестантских церкви должны сосуществовать вместе в мире § и гармонии в его владениях. Введение кальвинизма оказало я влияние на политическое развитие бранденбургско-прусского и государства. Одним из видных советников курфюрстов Бран-денбурга в этот период был Иоганн Петер (Йоханнес) Бергиус (1587-1658). Он служил Гогенцоллернам в качестве ведущего придворного проповедника в течение почти полстолетия. Его карьера совпала с тяжелыми событиями ТридцатилетнеИ воИны, что отразилось на его мировоззрении1.

Иоганн Бергиус родился в Штеттине (Померания) 24 февраля 1587 г. Его отец, лютеранскиИ проповедник Конрад Бер-гиус, филолог и богослов, был директором гимназии и пастором в Соборе св. Марии. Бергиус-старшиИ, как и много других ученых в центральноИ Европе в это время, был увлечен голландским гуманизмом. Он все более и более разочаровывался в узости и догматизме ортодоксального лютеранства, ставшего особенно закоснелым после принятия Формулы Согласия. ГолландскиИ гуманизм тесно переплетен с кальвинизмом. Из-за своего тяготения к реформатскоИ конфессии Бергиус-старшиИ подвергался разнообразному давлению. В конечном счете семья Бергиуса, как многие другие в Штеттине, перешла в реформатскую веру2.

Конрад умер, когда Иоганну было только пять лет. Воспитанием мальчика занималась мать Гертруда. Она проследила, чтобы сын получил начальное образование. Иоганн был способным учеником. В возрасте 15 лет он был в состоянии

1 Nischan B. Calvinism, the Thirty Years' War, and the beginning of Absolutism in Brandenburg: The political thought of John Bergius // Central European History. 1982. N 3. P. 203, 204, 206.

2 Nischan B. Calvinism... P. 207-208; Schwarze R. Bergius, Johann // Allgemeine Deutsche Biographie. Bd 2. Leipzig, 1875. S. 385.

преподавать основы греческого и латинского языков своему ^ младшему брату Конраду. В 1602 г. Адриан фон Борк, крестный о отец Иоганна, помощник судьи имперского камерального суда в Шпейере, взял на себя ответственность за образование молодо-

го человека. Борк, у которого были связи в Рейнланде и в Нидер- р ландах, послал Иоганна сначала в реформатский Пфальц учиться

в прославленной гимназии в Нейхаузене около Вормса, а затем в университете Гейдельберга, где Иоганн получил степень бакалавра в 1604 г.3

В Гейдельберге, центре немецкого кальвинизма, Бергиус посещал лекции реформатских богословов Квиринуса Рей-

власть правителя над церковью и государством. На образование Иоганна, полученное в Пфальце, большое влияние оказало миротворческое богословие и понимание политической власти астусом4.

Летом 1605 г. Бергиус уехал в Страсбург. Он позже сожалел об этом шаге. Здесь царила лютеранская ортодоксальность

s

у

о

тера и Давида Пареуса. Он слушал проповеди придворных д священников курфюрста Бартоломью Питискуса и Абрахама я Скултетуса. Преуменьшая роль лютеранских и реформатских и

различий, эти гейдельбергские теологи признавали высшую »

w

к

Эрастусом4. у

и антикальвинистская полемика. В 1607 г. Иоганн снова в север- »

р

ной Германии. По призыву философа Бартоля и Кекерманна он приехал в реформатскую школу Данцига. Под руководством О способного ректора Якоба Фабрициуса эта академия приоб- М рела славу, которая простиралась далеко за границы Данцига. Ц В школе Бергиус по сещал лекции эклектичного логика Бартоло - и мью Кекерманна, уроженца Штеттина и выпускника Гейдель-берга. Кекерманн пользовался в свое время уважением как компилятор большого количества систематических философских трактатов, в которых он стремился объединить несоизмеримые принципы Луллия, Рамуса и Аристотеля. Данциг на рубеже веков был очень космополитическим, но внутренне разделенным городом. Наблюдения Бергиуса в этом балтийском портовом городе способствовали формированию его политических

3 Schwarze R. Bergius, Johann. S. 385.

4 Nischan B. Calvinism... P. 208-209.

^ 17

га и религиозных взглядов. У него проснулось желание посетить и зарубежные страны5.

tj Летом 1608 г. он приехал в Лондон, откуда отправился

q в Кембриджский университет, в Колледж св. Троицы, где много внимания уделялось изучению законов. В 1609 г. о Бергиус получил здесь степень магистра. После Кембриджа л он провел несколько недель в Оксфордском университете, ^ а в 1610 г. отправился во Францию. В начале мая Бергиус при-« был в Париж за несколько дней до убийства короля Генриха IV. ^ Гибель этого монарха, недавно завершившего религиозные ч войны и восстановившего мир во Франции, ужаснула моло-pl, дого Бергиуса и показала ему важность политической стабильности в государстве. Во время своего двухлетнего пребывания во французской столице он работал домашним учителем, обучая двух молодых дворян-кальвинистов, которые позже служили при дворе короля Людовика XIII. Иоганн посетил знаменитую реформатскую академию в Сомюре и имел частые контакты с гугенотскими лидерами в большой церкви Шарантон, недалеко от Парижа. Среди них были пасторы Самюэль Дерент и Пьер дю Мулен. Особенно большое впечатление на Иоганна оказал Мулен. Этот гугенот был сторонником абсолютизма. Его миротворческое богословие и политические взгляды были созвучны идеям, которые сам Бергиус выскажет позже6.

Из Парижа Иоганн поехал в Лейден, где находился известный кальвинистский университет, основанный в ознаменование голландской победы над испанцами. Студенты со всей Европы, особенно из протестантской Германии, стекались в Лейден в начале XVII в., чтобы изучать богословие и философию Юстуса Липсиуса. Неостоицизм Липсиуса сформировался в период войны за независимость против Испании. Иоганн оказался в затруднительном положении, и голландцы оказали ему помощь. Пребывание в Нидерландах пробудило интерес Бергиуса к этому народу, его языку и культуре. Много лет спустя он призывал бранденбуржцев: «Возьмите в качестве примера храбрых голландцев, которые выдворили римлян

5 Nischan B. Calvinism... P. 209-210; Schwarze R. Bergius, Johann. S. 385.

6 Nischan B. Calvinism. P. 210-211.

[испанских Габсбургов] обратно и являются покровителями сво- ^ боды». Его пребывание в Голландии омрачила ожесточенная о

борьба арминиан и гомаристов. В этой ситуации Бергиус сочув- н ствовал более умеренной фракции. Голландский опыт привел

его к мысли о насущной необходимости религиозного мира. е Нехватка средств, к сожалению, позволила Иоганну оставаться о в Голландии только несколько месяцев. В июле 1612 г. он уехал у

из Лейдена. Возвратившись в северную Германию, Иоганн наде- —

ялся изучать богословие в университете Франкфурта-на-Одере7. в

к

Благодаря своим занятиям и путешествиям Бергиус позна- д комился с международным кальвинизмом. Посетив многие Ы из ведущих университетов Европы, он изучил политические

и религиозные проблемы накануне Тридцатилетней войны. я

Его мировоззрение сформировалось под влиянием кальви- е

низма и ценностей северного гуманизма. Еще до поступле- ь ния на службу бранденбургским курфюрстам Бергиус стал и

а

приверженцем миротворческого богословия и сторонником абсолютизма. Он прибыл в Бранденбург незадолго до того, е как курфюрст Иоганн Сигизмунд объявил о своем переходе я в кальвинизм. Доктрина веры молодой реформатской церкви и Марки была определена Confessio Sigismundi, которую кур- С фюрст издал весной 1614 г. Этот документ характеризовался § умеренностью и терпимостью. Введение кальвинизма в Бран- р денбурге именовалось не новой реформацией, а продолжением и и завершением более ранней лютеранской реформации. Раз- о личия в лютеранском и реформатском учении признавались, 2 но не подчеркивались. Священное писание, символы веры, ц Аугсбургское вероисповедание и высказывания Лютера были к процитированы как авторитеты. Бергиус полностью разделял эти положения. Как реформатский иренист, он был убежден, что лютеранство и кальвинизм имели гораздо больше общего. По его мнению, «это фактически не две различные религии, несмотря на то, что они находятся в разногласии в нескольких относящихся к доктрине пунктах. Обе выступают против папистов и соглашаются в том, что все, что необходимо для спасения, ясно преподается в Священном Писании». Существующие различия в причастии и предопределении были преувеличены

7 №8еЬап В. СаЫ^ш... Р. 211-212.

га и не должны разделять эти две церкви. Начиная с коллоквиума и в Монпельяре в 1586 г., доктрина предопределения стала главной ^ проблемой, делящей лютеран и кальвинистов. Многие рефор-0 маты, включая Бергиуса, стремились преуменьшить роль этого

л различия, поддерживая более умеренное «универсалистское»

га

о представление предопределения, которое напоминало позиции л лютеран и арминиан. Христос соответственно умер не только ^ за избранных, онумер за всех8.

« Эта теологическая ориентация, несомненно, имела значе-

^ ние в назначении Бергиуса адъюнкт-профессором богословия ч Франкфуртского университета в 1614 г. Здесь он становится докл тором наук. Университет с конца XVI в. сочувственно относился к кальвинизму и в 1616 г. официально стал реформатской школой. В том же самом году Бергиус был назначен ординарным профессором9. Вместе с миролюбивым коллегой Кристофом Пелар-гусом, оставшимся лютеранским священником и генеральным суперинтендентом Марки, они противостояли атакам ортодоксальных лютеран: Крамера из Штеттина, Шлюссельбурга из Штральзунда и Гоэ фон Гоэнегга из Дрездена10. Бергиус пишет против Крамера памфлет. В свою очередь, против него и Пелар-гуса Шлюссельбург, самый бесцеремонный из всех лютеранских агрессивных публицистов, не стеснявшийся в выражениях, пишет «Христианское, основательное, постоянное заявление и необходимый ответ на кальвинистские поношенные карты...»11.

Авторитет Бергиуса рос. Курфюрст начал замечать нового профессора и уже в 1618 г. пригласил его вместе с Пеларгу-сом на Дордрехтский синод. Там оба теолога должны были

8 Nischan B. Calvinism. P. 212-213; Confessio Marchica; sive Confessio fidei Johannis Sigismunde Electoris Brandenburgici // Corpus librorum sym-bolicorum qui in ecclesia reformatorum auctoritatem publicam obtinuerunt. Elberfeld, 1827. S. 371-385; Nischan B. John Bergius: Irenicism and the beginning of official religious toleration in Brandenburg-Prussia // Church History. 1982. N 4. P. 398.

9 Nischan B. Calvinism. P. 213; Schwarze R. Bergius, Johann. S. 385.

10 Подробнее о Гоэ фон Гоэнегге см.: Прокопьев А. Ю. Иоганн Георг I, курфюрст Саксонии (1585-1656). Власть и элита в конфессиональной Германии. СПб., 2011. С. 442-448.

11 Kniebe R. Der Schriftenstreit über die Reformation des Kurfürsten Johann Sigismund von Brandenburg seit 1613: Inaugural-Dissertation... Friedrichs-Universität Halle-Wittenberg. Halle, 1902. S. 46-47.

автора, которому претила перебранка. С 1618 г. Бергиус регулярно сопровождал Иоганна Сигизмунда в его поездках в Пруссию. Здесь франкфуртский профессор активно поддержал реформатского проповедника Кроциуса12.

Обязанности Бергиуса значительно выросли при курфюрсте Георге Вильгельме: он становится ведущим проповедником при дворе курфюрста и его главным советником в религиозных делах. Иоганн Бергиус стал представителем «династии

12 Nischan B. Calvinism... P. 213; Schwarze R. Bergius, Johann. S. 385; Nischan B. John Bergius. P. 398; Kniebe R. Der Schriftenstreit. S. 88-89.

13 Nischan B. Calvinism. P. 213; Rudersdorf M., Schindling A. Kurbrandenburg // Die Territorien des Reichs im Zeitalter der Reformation und Kon-fessionalisierung. Land und Konfession 1500-1650. Bd 2. Münster, 1990. S. 57.

оказывать влияние на проводимые в строго кальвинистском ^

смысле переговоры. Курфюрст пожелал находиться как бы о

в стороне от этого события. Бергиус отказался посетить Н Дордрехтский синод. Он боялся, что осуждение арминиан

ортодоксальными кальвинистами повредит его отношениям и

с бранденбургскими лютеранами. Без реформатского пропо- и

ведника курфюрст не мог ехать в Кенигсберг, поэтому он при- с

гласил Йоханнеса Бергиуса. Профессор неохотно принял это —

приглашение. В отличие от других авторов памфлетов, сочине- »

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния Бергиуса были свободны от язвительной полемики. Все его н

произведения свидетельствовали о мирном образе мыслей их ы

Ее я

У

придворных проповедников», зятем Мартина Фюсселя, кото- р

рый помогал еще курфюрсту Иоганну Сигизмунду проводить к

реформационный курс. Реформатские теологи составляли о

твердую поддержку суверену в его нерешенном конфликте р

е

с сословной лютеранской оппозицией. Во время Тридцатилет- ф

ней войны еще больше усилились позиции Бергиуса в поли- р

тической и религиозной иерархии. Он уже тайный советник а

и член совета консистории13. и

Бергиус сопровождал Георга Вильгельма в его поездке в качестве придворного проповедника в Пруссию, где двор пребывал два года, до тех пор пока не произошло наделение леном курфюрста со стороны короны Польши. В Кенигсберге он активно участвовал в дискуссиях с руководителями лютеранской партии. Дополнительные обязанности привели к тому,

га что Бергиус был вынужден оставить свой университетский пост и и переехать в 1624 г. в Берлин. Он сохранял свое положение более tj трех десятилетий, в том числе 18 лет служил Великому курфюр-Q сту Фридриху Вильгельму. Бергиус вместе с другими реформатскими теологами занимался религиозным образованием тогда о еще юного курпринца. Они попеременно ездили к нему по вос-л кресеньям в Кюстрин. Изучение реформатской догматики ока-^ зало большое влияние на Фридриха Вильгельма14.

« Благодаря своему широкому образованию и большому

s ^

^ опыту службы при дворе Гогенцоллернов Бергиус участвовал ч в решении государственных дел. Он никогда не писал полити-л ческих трактатов, но часто выражал свои взгляды в проповедях, брошюрах, заметках, в теологических работах и дебатах. Бергиус называл проимперского советника Георга Вильгельма католика Шварценберга «злым Ахитофелем» и считал его причиной многих бед, постигших Бранденбург. Даже «дети на улицах говорят, что он хочет передать страну в руки католиков». Политически и идеологически Бергиус объединился со своими друзьями в тайном совете Кнезебеком и Гёцем против Шварценберга. Эта группа выступала за сотрудничество лютеран и реформатов и за союз со Швецией. Бергиус был сторонником брака курпринца со шведской принцессой Кристиной, несмотря на то, что он вел к переходу Фридриха Вильгельма в лютеранство. Для Бергиуса главным было единство протестантского мира15.

Важнейшим политическим событием, которое нашло частое отражение в его письмах, была Тридцатилетняя война. Как и многие кальвинисты, Бергиус интерпретировал этот конфликт, особенно на его ранних стадиях, как проявление общей борьбы между конкурирующими религиями, которая уже привела к гражданской войне во Франции, восстанию в Нидерландах и международной конфронтации между католической Испанией и северными протестантскими странами. Он считал, что эта война угрожала основным правам всех протестантских

14 Schwarze R. Bergius, Johann. S. 385; Nischan B. Calvinism... P. 213; Opgenoorth E. Friedrich Wilhelm, der Große Kurfürst von Brandenburg. Bd 1. Göttingen, 1971. S. 24.

15 Nischan B. Calvinism. P. 214; Riches D. Protestant cosmopolitanism and diplomatic culture. Brandenburg-Swedish relations in the Seventeenth century. Leiden; Boston, 2013. P. 109, 112, 178, 221.

князей. Католики были для него «римско-испанскими хищны- ^

ми птицами», целью которых было низвести протестантизм о

в Германии до «египетского рабства». Они, предупреждал Н

Бергиус, «всюду хотят ввести папскую мессу силой и отме- я

нить религиозный мир» 1555 г. «Их единственная цель состоит и

в том, чтобы разорить все евангелистские земли и истребить °

наши церкви». Эта угроза, чувствовал Бергиус, была только у

усилена существующими раздорами между реформатскими —

и лютеранскими князьями Германии. Несмотря на вспыхнув- в

к

шую Тридцатилетнюю войну, лютеранские теологи находили д

время писать критические письма своим кальвинистским колле- Ы

о

д

фюрста Маттиас Гоэ фон Гоэнегг отклонял саму возможность я

соглашения с кальвинистами16. т

и

Как профессор Франкфуртского университета и священ- ь ник Георга Вильгельма, Бергиус был вовлечен в развернув- р шуюся полемику с лютеранами Пруссии и должен был защи- > щать реформатскую веру от критических нападок. Одна из его и

гам. Влиятельный придворный проповедник саксонского кур-

н

первых изданных работ была в защиту умеренного лютеран- б ского суперинтенданта Пеларгуса, которого многие ортодок- р сальные лютеране обвиняли в слабости к кальвинизму, потому С что он публично не осудил реформацию Иоганна Сигизмун- § да. В Пруссии Бергиус часто скрещивал мечи с лютеранином р Иоганном Бемом из Кенигсбергского университета, который и выбрал себе девиз: «Я верю, поэтому я говорю; но я чувствую р себя очень обеспокоенным». Действительно, этот Бем достав- 2 лял большое беспокойство. Он называл Бергиуса «совой, ц вечерним призраком и гиеной» и обвинял его, что тот про- к поведовал восстание против польского короля, от которого Гогенцоллерны держали Пруссию как феодальное владение. Бем призывал лютеранские сословия страны обращаться непосредственно к их польскому сюзерену и действовать против проповедников курфюрста. Прусские юнкеры не нуждались в такой поддержке, но они также расценивали кальвинистов как «нарушителей мира» и «предателей» и требовали, чтобы курфюрст гарантировал лютеранам права и соблюдал

16 №8сЬап В. СаЫш8ш... Р. 214-215; КшеЬе И. Бег БсЬпЛешйек... Б. 101, 103.

га их интересы. Бергиус попытался защититься против таких и обвинений, объяснял основы своей веры, защищал права кур-tj фюрста и отрицал, что когда-либо проповедовал восстание. О Впоследствии он написал несколько миротворческих тракта-л тов, из которых самым важным было «Апостольское Правило»,

CQ

о которое он издал в 1641 г. и посвятил прусским сословиям17. g Бергиус сожалел о раздорах среди протестантов. «В эти

^ грустные времена я думаю. самая большая глупость, что бого-2 словы, особенно те, кто называет себя евангелистами, все еще. ^ полемизируют и борются.» Он обратился непосредствен-ч но к князьям, убеждая их остановить конфессиональные ^ и политические ссоры и стоять вместе против их общего католического врага18.

Миротворческие идеи Бергиуса прошли проверку и нашли успешное применение на Лейпцигском конвенте весной 1631 г. В его рамках была проведена конференция лютеранских и реформатских богословов. Конвент состоялся в разгар Тридцатилетней войны, во время наивысшего триумфа сил контрреформации, когда казалось, что никто не может их остановить. Во время переговоров князей и их светских советников Бергиус предложил лютеранским богословам в Лейпциге провести конфиденциальную встречу представителей двух церквей, чтобы обсудить свои взгляды и определить точки соприкосновения. Поскольку лютеране теперь, как и реформаты, чувствовали угрозу со стороны католиков, предложение Бергиуса было принято. Даже Гоэ, который в минувшие годы отличился крикливой антикальвинистской полемикой, считал такую встречу хорошей идеей. Реституционный эдикт вынудил саксонского проповедника для «спасения курфюр-шеского высочества» пойти на соглашение с «неприятным кальвинизмом». Протестантские князья надеялись, что это обсуждение обеспечит идеологическое основание для большего лютеранско-реформатского политического сотрудничества19.

17 Nischan B. Calvinism. P. . 215-216.

18 Nischan B. Calvinism. P. 216.

19 Nischan B. John Bergius. P. 399; Kniebe R. Der Schriftenstreit. S. 103-104.

20 Nischan B. John Bergius. P. 399-400; Colloquium Lipsiacum Anno 1631. Da die anwesende Reformirte und Lutherische Theologi eine Liquidation angestellet, wie weit sie einig und nicht einig seyn // Corpus librorum sym-bolicorum qui in ecclesia reformatorum auctoritatem publicam obtinuerunt. Elberfeld, 1827. S. 386-410.

В марте 1631 г. Гоэ и два его лютеранских коллеги из Лейп- ^

цига встретились с Бергиусом и двумя кальвинистами из о

Гессен-Касселя. Реформаты предлагали использовать ори- Н

гинальное Аугсбургское исповедание 1530 г. как основание я

для обсуждения. Это само по себе было уступкой, поскольку и

в прошлом немецкие кальвинисты предпочитали использо- и

К

вать исправленное издание Меланхтона 1540 г. До того ни разу с не встречавшиеся с глазу на глаз, эти шесть богословов про- — вели следующие три недели, рассматривая статью за статьей »

К

исповедания 1530 г. Они легко согласились с 26 статьями из 28. е

Я

Противоречия возникли с доктринами Христа и причастия. £

Ее я

Как было заявлено двумя сторонами, они приняли эти статьи, но интерпретировали их по-разному. Было достигнуто соглашение рассмотреть эти пункты на другой встрече. В конце переговоров кратко была обсуждена доктрина предопределения. Она не была определенно упомянута в Аугсбургском исповедании и вызывала большие трения. Стороны оказались неспособны разрешить эти противоречия. Позднее Бергиус выразил мнение, что их разногласия были по существу смысловыми и, вероятно, могли быть преодолены. Поскольку он, как и многие немецкие кальвинисты, пришел к пониманию предопределения, похожему на лютеранское, его оптимизм о не был совершенно необоснованным. Несмотря на различия, р две стороны обещали «показать друг другу христианскую ф любовь в будущем». Встреча, таким образом, закончилась р в атмосфере дружелюбия. За день до окончания коллоквиума, > 22 марта, университет Лейпцига выразил свою признатель- ^ ность Бергиусу, присвоив ему почетную степень доктора20. ®

Лютеранские и реформатские князья также договорились о том, чтобы создать оборонительный союз против дальнейшей католической и иностранной агрессии. Это объединение в значительной степени появилось благодаря инициативе реформатских членов тайного совета Бранденбурга, которые

га разделяли подходы Бергиуса. В своих проповедях последний

и расценил его как специальное обязательство князей в риско-

^ ванные времена. Он радовался, что лютеране и кальвинисты

О «наконец съехались мирно вместе как братья». «У какого

л немца, — задавался Бергиус вопросом, — не болит сердце, ю

о когда он видит и слышит, как наша родина разграблена и разо-^ рена иностранными варварами хуже, чем турками и татара-^ ми?». Вслед за патриотическим гуманистом Конрадом Сил-2 тисом, он убеждал «нашу дорогую Германию» проснуться ^ и отряхнуться от террора и страха всем народом, от того, что ч угрожает ее свободам. Его главная мысль состояла в том, что ^ даже больше чем кровью, немецкие протестанты объединены «духовным братством». Князья должны признать это единство и соединить силы против «греховного братства» — Святой или католической Лиги. «Какую католическую святость такие лиги... произвели, наш горький опыт теперь сполна преподал нам. Бог поддерживает только тех, кто сохраняет еванге-листский свет и свободы, поскольку другие [то есть католики] поощряют тьму антихриста и неволю». Ничто не предотвратит, говорил Бергиус в другой проповеди, крах «ветшающего римского престола» больше, чем отсутствие единства евангелистов. «Хитрость и мудрость всех кардиналов, софистика всех монахов и иезуитов, и даже Лига [вооруженные силы] не защитят их, если евангелисты не сделают это своими постоянными ссорами». Обязанность князей — положить конец этим раздорам. «Наши правители должны искать и поддерживать не только светский мир, но и, прежде всего, должны бороться за духовное единство в доктрине и вероисповедании»21.

К сожалению, сотрудничество лютеран и кальвинистов было недолгим. Отношения между ними вновь ухудшились. В 1634 г. вместе с померанским теологом Кракевицем в Вольгасте Бергиус принял участие в церемонии прощания с погибшим шведским королем Густавом Адольфом. Но померанский коллега отказался идти с Бергиусом и даже пить с ним из одного стакана22.

21 Nischan B. Calvinism... P. P. 216-217.

22 Nischan B. Calvinism. P. 217; Acta pacis Westphalicae. Serie III. Abt. A. Bd 3. T. 2. Münster, 1998. S. 161.

После публикации протоколов лейпцигской встречи Гоэ

учения, что доказывали и его проповеди, например о яблоке

Чем дольше продолжалась война, тем больше Берги-

К

представил все обсуждение на ней как поверхностное, при- о

>

помнив и «частный» характер конференции. Придворный проповедник Георга Вильгельма, будучи миролюбивой

личностью, давал сдержанную интерпретацию позиции и

Гоэ. Но все же он подвергся критике профессора Химмеля °

из Йены. Бергиус дал ответ в своих сочинениях «Основа- у

тельная ответственность» и «Различие и сравнение еванге- —

лических учений и церемоний» (1635). В последнем он пред- в

ставлял свои умеренные воззрения. Бергиус был убежден д

в принципиальном единстве лютеранского и реформатского Ы

о

д

раздора, причастии. Бергиусу приписывается составление «Подробного описания vaгiata», в котором он доказывал, что и кальвинисты принадлежали к родственной Аугсбургской ь конфессии23. и

а

ус укреплялся в мысли о необходимости достижения мира е

и

и стабильности, в которых страна крайне нуждалась. Он и продолжал обращаться к курфюрсту с такими предложе- ур ниями. Определенное влияние на размышления Бергиуса с об обязанностях правителя оказал неостоицизм. Он был § знаком со многими идеями неостоика Липсиуса. В своих р работах Бергиус часто цитировал классических историков ф Плутарха, Саллюстия и особенно Тацита. Следуя за Липси- р усом, он считал Тацита «самым большим из всех ученых». 2 Бергиус подчеркивал снова и снова, что обязанность князя ц состоит в поддержании хорошего состояния и гармонии. к Чтобы достигнуть этих целей, правитель должен обладать «терпением, твердостью и настойчивостью». «Терпение, — размышлял Бергиус в 1622 г., — сильная якорная цепь, которая связывает наше судно [государство] с якорем надежды». Так же как Липсиус и другие гуманисты, Бергиус обращался к прошлому, к истории Римской империи. Среди римских правителей он особенно ценил Константина и Теодозиуса: «Эти ранние христианские императоры... когда сталкивались с расколами и сектами в их время, чувствовали за собой

23 КшеЬе Я. Бег ЗсЬпЙеш^ек... Б. 104-106.

га первую обязанность восстановить единство церкви не огнем

о и мечом, а христианским согласием»24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tj «В то время как язычники часто рассматривают пост пра-

О вителя как самый трудный и несчастный на земле, христиа-

л не расценивают это как божественный подарок и благосло-

га

о вение», — говорил Бергиус. Он считал, что платоническое g понятие философа-князя — самое близкое к определению ^ идеального правителя. Чтобы изучить, как ведет себя дей-2 ствительно мудрый правитель, нужно изучить не только ^ языческих, но также и христианских классиков. Обязан-ч ности правителя, настаивал Бергиус, были в значительной ^ степени определены тем фактом, что он назначен не человеком, а Богом. Князья — «регенты Бога» и «помазанники»; они «представляют Бога на земле и выполняют функции его священников, чтобы благословить пользу и наказать злых деятелей». Они, таким образом, выполняют положительную функцию. Бергиус определял обязанности правителя на основе как стоических, так и христианских принципов. Князь должен защищать церковь и свободу евангелия, назначать ответственных и добросовестных чиновников, хранить закон и правосудие на земле, наказывать несправедливость и злых деятелей, продвигать торговлю, пути сообщения и поддерживать обороноспособность страны. Но, прежде всего, он должен вдохновлять других выполнять свои обязанности25.

Но как быть, если правитель не исполняет своих обязанностей? «Что делать в отношении тиранов, которые неправильно используют меч. чтобы подавить богоугодное?» Этим вопросом задавался Бергиус при обсуждении темы подчинения власти и права подданных на сопротивление. Как Лютер и Кальвин, он настаивал на повиновении даже правителю-тирану. «Они также получают свою. власть от Бога. Тираническое неправильное употребление этой

24 Nischan B. Calvinism. P. 217-218; Johannes Bergius. Unterscheidt und Vergleichung Der Evangelischen / In Lehr und Ceremonien. Franckfurt an der Oder, 1666. Vorrede. [S.] 15-16.

25 Nischan B. Calvinism. P. 218-219; Johannes Bergius. 39 Predigten über unterschiedliche schwere Sprüche Pauli ... Franckfurt an der Oder, 1666. S. 1185.

власти не от Бога. происходит от их собственной грехов- ^

ности и от Сатаны». «Кто повинуется им [то есть тиранам], о

повинуется Богу непосредственно; кто выступает против н

них, выступает против Бога. Худшая тирания всегда лучше, я чем государство без суверена вообще». Но Бергиус ограничил и

это повиновение начальникам: «Если суверен приказывает, ° чтобы мы сделали несправедливую вещь, мы ни в коем случае у

не должны повиноваться. чтобы наше одобрение не сделало — нас сообщниками этой несправедливости»26. Это ограничение в

не позволяло выступать против безбожного правителя, однако д

разрешало пассивное сопротивление. Ы

Однако для Бергиуса существовала одна лазейка, посредством чего могло быть оправданно и вооруженное сопро- я тивление. «В то время как простой христианин, возможно, и не выступает активно против зла. светские судьи получили ь свои мечи и скипетры от Бога. чтобы защитить своих людей р против силы и несправедливости». Бергиус интерпретиро- >

к

вал события Тридцатилетней войны так, что евангелистские е

и

князья имели не только право, но обязанность защитить поли- и тические свободы и протестантскую веру от императора Фер- р динанда II. Бранденбургский проповедник предупреждал пра- С вителей, что их подданные и Господь никогда не простили бы § им, если бы они оставались безучастными свидетелями, в то р время как имперские католические армии опустошали страну ф и подавляли истинную веру. В своих дебатах с прусскими сосло- р виями, однако, Бергиус тщательно ограничивал это право так, 2 чтобы оно в свою очередь не ослабило власть территориальных ц князей. Он не признавал подобного права на сопротивление к для прусских юнкеров и собственных чиновников курфюрста. Это была по существу «конституционная теория сопротивления», которую разработали немецкие лютеране в первой половине XVI в., чтобы оправдать вооруженную оппозицию императору Карлу V. Эта теория утверждала, что курфюрсты и князья были ответственны за имперскую конституцию, но ограничивала права земельных сословий, в частности прусских юнкеров27.

26 1оЬаппе8 Бе^ш. 39 Рге^еп... Б. 1184, 1197, 1215, 1224.

27 №8сЬап Б. СаМ^ш... Р. 219-220.

га Непосредственно с вопросом власти суверена над поди данными были связаны отношения правителя с церковью. ^ Князь нес ответственность за поддержание истинной веры О и доктрины. Это было особенно чувствительным вопросом

л в Бранденбурге-Пруссии, где Гогенцоллерны только недавно

ю

о перешли в кальвинизм и большинство населения оставалось ^ лютеранским. Даже если большинство подданных не согла-^ шалось, правитель, согласно Бергиусу, был обязан реформи-2 ровать церковь в своих землях, если он чувствует, что прав. ^ Курфюрст Иоганн Сигизмунд перешел в кальвинизм в 1613 ч г., чтобы покончить с папскими церемониями и учениями, ^ которые пережили в XVI в. лютеранскую реформацию. Безусловно, как иренист, Бергиус не расценивал эти «католические остатки» как главное препятствие большему лютеранскому и реформатскому сотрудничеству, однако он действительно рассматривал их как потенциальный яд, который в конечном счете мог отравить всю евангелистскую веру. Сторонники Формулы Согласия настаивали на том, что это лютеранское «теологическое мнение» было «фундаментальной христианской доктриной». Тем самым они, по мнению Бергиуса, отрицали общее евангелистское наследие с реформатами и подвергали опасности сущность христианской веры28.

В отличие от большинства протестантов и католиков в то время, Бергиус не считал, что правитель должен навязывать свою религию своим подданным. Люди никогда не могут быть принуждены к истинной вере. Было ошибкой испанцев в Америке навязывать христианство силой. Правитель, который хочет обратить подданных в свою веру, должен действовать медленно, убеждая их христианской любовью и логикой своих аргументов, а не насилием. Прежде всего, он должен быть терпимым к тем, кто не видит своих заблуждений, чтобы не оскорблять их совесть и, таким образом, не вызывать дополнительных расколов, «которые часто хуже, чем заблуждения, которые он намеревался исправить». Терпимость Бергиуса, однако, распространялась только на лютеран и кальвинистов. На секты и церкви, которые нарушали мир или угрожали безопасности

28 №8еЬап В. СаЫшэт... Р. 220-221.

государства, она не распространяется. Бергиус также осудил ^ вооруженное насилие и бунты, которые часто сопровождали о

введение кальвинизма в других землях

29 >

к

Поскольку правитель должен проявлять терпимость я

к своим подданным, они должны уважать и его свободу сове- и

сти. Бергиус жаловался, что раньше все тосковали по большей о

духовной свободе от римского папы и императора. Теперь же у

подданные пытаются диктовать религию своему правителю. —

Вместо того, чтобы быть лояльными князю, они нападают в

на него и оскорбляют величество, обращаясь к иностранным д

правителям, таким как король Польши. Бергиус полагал, что Ы

я

«никто не может отказаться от повиновения законному суве- я

рену под предлогом религии»30. и

Бергиус был готов принести существенные личные жерт- ль

такое поведение было полностью необоснованным, поскольку

к

бургской церкви оставался миролюбивый Пеларгус, который е

н

и

наладить отношения с реформатским меньшинством в стране. р

о

вы ради укрепления гармоничных отношений с лютеранами. Длительное время генеральным суперинтендентом бранден-

потерял доверие у своих лютеранских единоверцев, стремясь

После его смерти в 1633 г. курфюрст Георг Вильгельм предложил этот пост Бергиусу. Эта должность дала бы ему большую административную власть и над лютеранами, и над реформатами в Бранденбурге. В прошлом генеральный суперинтен- ф дант всегда был лютеранином. Курфюрст считал, что его при- р дворный проповедник, известный своей справедливостью, 2 идеально подходил для этого поста. Но Бергиус понял, что ц его назначение будет непопулярно и может только привести к к новым спорам, которые будут вредить лютеранско-рефор-матским отношениям, поэтому он отклонил предложение Георга Вильгельма. В 1637 г. курфюрст еще раз предложил эту должность Бергиусу, и он снова отказался принять ее, направив совместно с профессором Франкфуртского университета Грегором Франком меморандум Георгу Вильгельму. Оба теолога полагали, что управление духовной сферой не может осуществляться представителем только одной конфессии,

29 №8сЬап Б. СаЫшзш... Р. 221.

30 |оЬаппе8 Бе^ш. 39 Pгedigten... Б. 1185.

га и рекомендовали создать совет (консисторию) для управления и лютеранской и реформатской церквями на паритетной основе. ^ Георгу Вильгельму понравилось это предложение. Вскоре после 0 этого он назначил Бергиуса реформатским членом консистории. л Декана Церкви св. Петра в Берлине Иоганна Кока по рекомен-о дации Бергиуса назначили лютеранским членом совета. Должен ность генерального суперинтенданта была упразднена31. ^ Новым поводом для спора между лютеранами и каль-

« винистами в Пруссии стала церемония похорон умершего ^ в Кенигсберге в 1640 г. Георга Вильгельма. Новый курфюрст ч определил Бергиуса для надгробной проповеди. Это вызвало л негодование лютеранского духовенства. Чтобы вызвать недовольство в народе, распространялся слух, что якобы курфюрст Фридрих Вильгельм планировал провести реформацию в герцогстве. Современные церковные историки объясняют, что «целью мероприятий курфюрста, было достижение равенства между вероисповеданиями» и «попытка. покровительствовать реформатству в Пруссии». Прусское духовенство отказывало со всей решительностью в доступе Бергиуса к лютеранской кафедре. От польского короля как сюзерена пришло предложение: Бергиус должен был читать проповедь не с кафедры, а рядом с гробом. Сверх того, король Владислав побуждал Бема произнести вторую надгробную проповедь. Вопреки всем возражениям и при поддержке курфюрста надгробная проповедь была произнесена Бергиусом 11 марта 1642 г. с кафедры лютеранской церкви в Кенигсберге. Борьба между лютеранами и кальвинистами не прекращалась, и скоро для этого представился повод32.

11 декабря 1644 г. польский король Владислав IV выступил с заявлением созвать коллоквиум 28 августа (7 сентября) 1645 г. на срок в три месяца в Торне (Торунь) между священнослужителями трех вероисповеданий, чтобы найти между ними точки соприкосновения и для урегулирования религиозных

31 Nischan B. John Bergius. P. 398-399; Rudersdorf M., Schindling A. Kurbrandenburg. S. 59.

32 Landwehr H. Die Kirchenpolitik Friedrich Wilhelms, des grossen Kurfürsten. Berlin, 1894. S. 150-153; Schilling H. Nochmals «Zweite Reformation» in Deutschland // Zeitschrift für Historische Forschung. 1996. N 4. S. 510; Opgenoorth E. Friedrich Wilhelm. Bd 1. S. 110-111.

Один из видных польских протестантов Горайский писал Фридриху Вильгельму, прося отправить своих теологов на коллоквиум, особенно доктора Иоганна Бергиуса. Польские кальвинистские богословы стремились пригласить на коллок-

33 Orlich L. Friedrich Wilhelm, der Große Kurfürst. Berlin, 1836. S. 65; Landwehr H. Die Kirchenpolitik Friedrich Wilhelms. S. 153-155.

34 Gmiterek H. Oboz roznowierczy w Polsce wobec idei colloquium chari-tativum za Wladyslawa IV // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska. 1980/1981. Sectio F. V. N 35/36. P. 75, 85.

противоречий. Приглашение для участия в этом коллоквиуме _

было направлено также Фридриху Вильгельму, являвшемуся о

прусским герцогом и польским вассалом. Курфюрст принял н

это приглашение, хотя и видел опасность противостоять като- я

лическим священнослужителям. Он просил у своего веду- и

щего проповедника высказать свое мнение. Бергиус выразил и

сомнения в согласованных действиях представителей еванге- с

лических церквей в Торне и также полагал, что под добрыми —

намерениям короля Владислава скрывались папские интри- » ги. Поэтому участие в таком мероприятии было сопряжено

я

с определенными опасностями. Бергиус сомневался и в успехе своих миролюбивых стремлений. Католики хотели вести д переговоры только о том, «что лучше в истолковании святого я письма и надежнее для собственного разума и всех церквей, и

чтобы следовать друг за другом в единстве»33. ь

и

У

виум своих ведущих иностранных коллег. Однако лейденские, р

женевские и базельские теологи приехать не согласились. к

Горайский вновь пишет письмо курфюрсту и просит его при- о

слать Бергиуса и профессора Франка34. р

В результате бранденбургское духовенство представляли ф

Бергиус и франкфуртский профессор Фридрих Райхель, прус- р

ское — профессора Поухениус, Бем и Дрейер. Бергиус также >

пригласил доктора Каликста из Хельмштедта. Бранденбург- ^ ские участники Торнского диспута должны были собраться 27 июля в Берлине. Кроме теологов на коллоквиум направлялись также светские деятели обеих религий. Участникам диспута были выделены деньги и лошади для проезда до Торна. Двести дукатов для теологов на поездку в Торн дали доктору Бергиусу. Не все посланцы могли выехать в назначенное время. Каликст

га через канцлера Мекленбурга дал свое согласие и 22 июля выехал

н

а из Хельмштедта, а затем отправился в путь с Бергиусом. Послед-tj ний просил курфюрста инструкции и рекомендации. После q короткой задержки в Мариенвердере бранденбургские и прусские советники и теологи прибыли в Торн35, о Эта конференция получила название colloquium

л charitativum. Переговоры велись таким образом: первона-^ чально представитель каждой из трех конфессий давал крася ткое изложение своего учения. Естественно, католики так же ^ твердо придерживались решений Тридентского собора, как ч и лютеране Confessio Augustana. К сожалению, не только каторг лики, но и лютеране нападали на реформатов. Это делали даже кенигсбергские священнослужители, несмотря на запрет курфюрста. Только двое лютеран, Пауль Орлиц и Иоганн Хипе-рикус, отказались от этой кампании. Осторожную линию вел Бергиус, имеющий от Фридриха Вильгельма соответствующие инструкции. Переговоры проходили на латинском языке. Бергиус много выступал, говорил многочасовые речи. Единственным позитивным итогом этого коллоквиума было принятие кальвинистскими теологами Торнской декларации. 21 ноября 1645 г. конференция завершилась. В апреле следующего года появившиеся протоколы заседаний показали безрезультатность этой встречи. Бергиус писал после окончания переговоров: «На этом коллоквиуме. мы остались разделенными»36. Все произошло, как он и предсказывал.

Йоханнес Бергиус сыграл ведущую, если не главную, роль в уточнении, определении и применении идей бранденбург-ских кальвинистов, прежде всего религиозной терпимости. Он помог сформулировать основные положения заключительных документов Лейпцигского и Торнского коллоквиумов, которые составили вместе с Confessio Sigismundi официальную позицию реформатской церкви Бранденбурга37.

35 Landwehr H. Die Kirchenpolitik Friedrich Wilhelms. S. 155; Protokolle und Relationen des brandenburgischen geheimen Rates aus der Zeit des Kurfürsten Friedrich Wilhelm. Bd 3. Leipzig, 1893. S. 148, 149, 165, 167, 183, 195, 210.

36 Landwehr H. Die Kirchenpolitik Friedrich Wilhelms. S. 155-157; Orlich L. Friedrich Wilhelm. S. 66.

37 Nischan B. John Bergius. P. 404.

Список источников и ЛИТЕРАТУРА

Взгляд Бергиуса на государственно-церковные отношения ^

содержал элементы, которые были новыми для своего вре- о

мени. Вместе с реформаторами XVI в. он подчеркивал ответ- К

ственность правителя за поддержание и защиту истинной ®

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

веры. В отличие от своих предшественников и большинства и

современников, Бергиус признавал, что «фундаментальные и

статьи» истинной веры могли содержаться в разных док- с

тринах. Поэтому ради мира и стабильности правитель мог —

терпеть различные церкви в своей стране, например такие »

близко связанные между собой, как лютеранская и реформат- &

ская. Иренизм Бергиуса позволил ему находить общие черты, £

а не различия между двумя протестантскими конфессиями. д

Политические взгляды Бергиуса оказали влияние на форми- я

рование идеологии абсолютизма в Бранденбурге в XVII в.38 е

л

к

1. Прокопьев А. Ю. Иоганн Георг I, курфюрст Саксонии и (1585-1656). Власть и элита в конфессиональной Германии. — к СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. — 820 с. У

2. Acta pacis Westphalicae. Serie III. Abt. A. Bd 3. Teil 2. — Mün- 0 ster: Aschendorf, 1998. — 612 s. к

3. Colloquium Lipsiacum Anno 1631. Da die anwesende Refor- й mirte und Lutherische Theologi eine Liquidation angestellet, wie weit p sie einig und nicht einig seyn // Corpus librorum symbolicorum qui ф in ecclesia reformatorum auctoritatem publicam obtinuerunt. Elberfeld: о Bueschler, 1827. S. 386-410. M

4. Confessio Marchica; sive Confessio fidei Johannis Sigismunde Ц Electoris Brandenburgici // Corpus librorum symbolicorum qui in eccle- и sia reformatorum auctoritatem publicam obtinuerunt. Elberfeld: Bue-schler, 1827. S. 369-385.

5. Gmiterek H. Oboz roznowierczy w Polsce wobec idei colloquium charitativum za Wladyslawa IV // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska. 1980/1981. Sectio F. V. N 35/36. P. 69-89.

6. Johann Bergius. 39 Predigten über unterschiedliche schwere Sprüche Pauli... — Franckfurt an der Oder: S. n., 1666. — 1272 s.

7. Johann Bergius. Unterscheidt und Vergleichung Der Evangelischen / In Lehr und Ceremonien. Franckfurt an der Oder: Becman, 1666. — 357 s.

38 Nischan B. Calvinism... P. 206, 221-222.

8. Kniebe R. Der Schriftenstreit über die Reformation des Kurfürsten Johann Sigismund von Brandenburg seit 1613: Inaugural-Dissertation... Friedrichs-Universität Halle-Wittenberg. — Halle: M. Niemeyer, 1902. — 161 s.

9. Landwehr H. Die Kirchenpolitik Friedrich Wilhelms, des grossen Kurfürsten. — Berlin: E. Hofmann, 1894. — 385 s.

10. Nischan B. Calvinism, the Thirty Years' War, and the beginning of Absolutism in Brandenburg: The political thought of John Bergius // Central European History. 1982. N 3. P. 203-223.

11. Nischan B. John Bergius: Irenicism and the beginning of official religious toleration in Brandenburg-Prussia // Church History. 1982. N 4. P. 389-404.

12. Opgenoorth E. Friedrich Wilhelm, der Große Kurfürst von Brandenburg. Bd 1. — Göttingen: Musterschmidt, 1971. — 443 s.

13. Orlich L. Friedrich Wilhelm, der Große Kurfürst. — Berlin: E. S. Mittler, 1836. — 200 s.

14. Protokolle und Relationen des brandenburgischen geheimen Rates aus der Zeit des Kurfürsten Friedrich Wilhelm. Bd 3. — Leipzig: Hirzel, 1893. — 841 s.

15. Riches D. Protestant cosmopolitanism and diplomatic culture. Brandenburg-Swedish relations in the Seventeenth century. — Leiden; Boston: Brill, 2013. — 332 p.

16. Rudersdorf M., Schindling A. Kurbrandenburg // Die Territorien des Reichs im Zeitalter der Reformation und Konfessionalisierung. Land und Konfession 1500-1650. Bd 2. Münster: Aschendorff, 1990. S. 35-66.

17. Schilling H. Nochmals «Zweite Reformation» in Deutschland // Zeitschrift für Historische Forschung. 1996. N 4. S. 501-524.

18. Schwarze R. Bergius, Johann // Allgemeine Deutsche Biographie. Bd 2. Leipzig: Duncker & Humblot, 1875. S. 385-388.

References

1. Bueschler (1827) Colloquium Lipsiacum Anno 1631. Da die anwesende Reformirte und Lutherische Theologi eine Liquidation angestellet, wie weit sie einig und nicht einig seyn, Corpus librorum symbolicorum qui in ecclesia reformatorum auctoritatem publicam obtinuerunt, Elberfeld: Bueschler, pp. 386-410.

2. Bueschler (1827) Confessio Marchica; sive Confessio fidei Johannis Sigismunde Electoris Brandenburgici, Corpus librorum symbolicorum qui in ecclesia reformatorum auctoritatem publicam obtinuerunt, Elberfeld: Bueschler, pp. 369-385.

3. Gmiterek H. (1980/1981) Oboz roznowierczy w Polsce wobec idei colloquium charitativum za Wladyslawa IV [Camp in Poland against

О rn

H

с

H ^

и О

л я О

к

л

н

Я «

S

Рч

S ч н л

M. n.BE^HEB

s

the idea of colloquium charitativum for Ladislaus IV], Annales Uni-

versitatis Mariae Curie-Sklodowska, Sectio F. V, n. 35/36, pp. 69-89. °

(in Polish) >

4. Hirzel (1893) Protokolle und Relationen des brandenburgi- H sehen geheimen Rates aus der Zeit des Kurfürsten Friedrich Wilhelm, b vol. 3, Leipzig: Hirzel, 841 p. p

5. Johann Bergius (1666) 39 Predigten über unterschiedliche schwe- § re Sprüche Pauli..., Franckfurt an der Oder: S. n., 1272 p. C

6. Johann Bergius (1666) Unterscheidt und VergleichungDer Evan- — gelischen / In Lehr und Ceremonien, Franckfurt an der Oder: Becman, w 357 p. *

7. Kniebe R. (1902) Der Schriftenstreit über die Reformation H des Kurfürsten Johann Sigismund von Brandenburg seit 1613: Inaugural- ^ Dissertation... Friedrichs-Universität Halle-Wittenberg, Halle: M. Nie- * meyer, 161 p. ^

8. Landwehr H. (1894) Die Kirchenpolitik Friedrich Wilhelms, e des grossen Kurfürsten, Berlin: E. Hofmann, 385 p. ^

9. Nischan B. (1982) Calvinism, the Thirty Years' War, a and the beginning of Absolutism in Brandenburg: The political thought a of John Bergius, Central European History, n. 3, pp. 203-223. *

10. Nischan B. (1982) John Bergius: Irenicism and the beginning e of official religious toleration in Brandenburg-Prussia, Church History, « n. 4, pp. 389-404. P

11. Opgenoorth E. (1971) Friedrich Wilhelm, der Große Kurfürst C von Brandenburg, vol. 1, Göttingen: Musterschmidt, 443 p. 0

12. Orlich L. (1836) Friedrich Wilhelm, der Große Kurfürst, Berlin: St E. S. Mittler, 200 p. e

13. Prokopiev A. Yu. (2010) Iogann Georg I (1585-1656), kurfyurst o Saksonii: Vlast' i elita v konfessionalnoy Germanii [Johann Georg I (1585- p

1656), Elector of Saxony: The power and the elite in the confessional Ger- a many], Saint-Petersburg: Izdatel'stvo SPbGU, 820 p. (in Russian) -K

14. Repgen K. (1998) Acta pacis Westphalicae, ser. III, vol. 3/2, § Münster: Aschendorf, 612 p.

15. Riches D. (2013) Protestant cosmopolitanism and diplomatic culture. Brandenburg-Swedish relations in the Seventeenth century, Leiden; Boston: Brill, 332 p.

16. Rudersdorf M., Schindling A. (1990) Kurbrandenburg, Die Territorien des Reichs im Zeitalter der Reformation und Konfessionalisie-rung. Land und Konfession 1500-1650, Münster: Aschendorff, vol. 2, pp. 35-66.

17. Schilling H. (1996) Nochmals «Zweite Reformation» in Deutschland, Zeitschrift für Historische Forschung, n. 4, pp. 501-524.

18. Schwarze R. (1875) Bergius, Johann, Allgemeine Deutsche Biographie, vol. 2, Leipzig: Duncker & Humblot, pp. 385-388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.