Научная статья на тему 'Рождаемость среди горных марийцев Козьмодемьянского уезда в XIX веке'

Рождаемость среди горных марийцев Козьмодемьянского уезда в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ / PEASANT FAMILY / ГОРНЫЕ МАРИЙЦЫ / HILL MARI / КОЗЬМОДЕМЬЯНСКИЙ УЕЗД / KOZMODEMYANSK СOUNTY / РОЖДАЕМОСТЬ / BIRTH RATE / МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ / REGISTERS OF BIRTHS / MARRIAGES AND DEATHS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васканова Надежда Александровна

Проблема изучения российской семьи является одним из актуальных направлений в отечественной исторической науке. Это обусловлено тем, что с внутрисемейными установками тесно взаимосвязано воспроизводство населения. Данная статья посвящена вопросу относительно рождаемости среди горных марийцев Козьмодемьянского уезда в XIX в. Исследование основано на комплексном анализе материалов церковной статистики, а именно метрических книг Чермышевского прихода Большеюнгинской волости Козьмодемьянского уезда в 1800-1899 гг. В ходе исследования автор обращает внимание на такие аспекты, как численность населения и количество дворов в Чермышевском приходе, уровень рождаемости, количественное соотношение законнорожденных и внебрачных детей, сезонность рождаемости, крещение и др. Сделан вывод о том, что в целом в рассматриваемое время наблюдалась положительная динамика рождаемости. Несмотря на высокую смертность, особенно в младенческом и детском возрасте, численность населения Чермышевского прихода к середине XIX в. значительно возросла, что в последующем привело к разукрупнению прихода. На изменение динамики рождаемости и численности населения влияли многие факторы, в том числе природно-климатические, социально-экономические и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIRTH RATE AMONG THE HILL MARY IN KOZMODEMYANSK COUNTY IN THE XIX CENTURY

The problem of studying the Russian family is one of the topical directions in the national historical science. This is explained by the fact that reproduction of the population is closely connected with interfamilial attitudes. The present article is devoted to the issue of birth rate among the hill Mari of Kozmodemyansk county in the XIX century. The research is based on comprehensive analysis of church statistics, namely, registers of births, marriages and deaths of Chermyshevo's parish in Bolsheyunginsky parish of Kozmodemyansk county in 1800-1899. In this research the author draws attention to such aspects as the population size and the number of households in Chermyshevo parish, the birth rate, the quantitative relationship of legitimate and illegitimate children, seasonality of giving birth, christening etc. It is concluded that, in general, positive dynamics in birth rate was observed during the time under consideration. Despite high mortality, especially in infancy and childhood, the population of Chermyshevo parish increased significantly by the middle of the XIX century, which later led to splitting of the parish. Many factors, including natural-climatic, socio-economic etc., influenced the change in dynamics of birth rate and population size.

Текст научной работы на тему «Рождаемость среди горных марийцев Козьмодемьянского уезда в XIX веке»

УДК 314.32 ББК 60.7

Н.А. ВАСКАНОВА

РОЖДАЕМОСТЬ СРЕДИ ГОРНЫХ МАРИЙЦЕВ КОЗЬМОДЕМЬЯНСКОГО УЕЗДА В XIX ВЕКЕ

Ключевые слова: крестьянская семья, горные марийцы, Козьмодемьянский уезд, рождаемость, метрические книги.

Проблема изучения российской семьи является одним из актуальных направлений в отечественной исторической науке. Это обусловлено тем, что с внутрисемейными установками тесно взаимосвязано воспроизводство населения. Данная статья посвящена вопросу относительно рождаемости среди горных марийцев Козьмо-демьянского уезда в XIX в. Исследование основано на комплексном анализе материалов церковной статистики, а именно метрических книг Чермышевского прихода Большеюнгинской волости Козьмодемьянского уезда в 1800-1899 гг. В ходе исследования автор обращает внимание на такие аспекты, как численность населения и количество дворов в Чермышевском приходе, уровень рождаемости, количественное соотношение законнорожденных и внебрачных детей, сезонность рождаемости, крещение и др. Сделан вывод о том, что в целом в рассматриваемое время наблюдалась положительная динамика рождаемости. Несмотря на высокую смертность, особенно в младенческом и детском возрасте, численность населения Чермышевского прихода к середине XIX в. значительно возросла, что в последующем привело к разукрупнению прихода. На изменение динамики рождаемости и численности населения влияли многие факторы, в том числе природно-климатические, социально-экономические и др.

Изучение проблемы крестьянской семьи остается одним из актуальных направлений в отечественной истории. Важным показателем при составлении ее количественной характеристики является анализ рождаемости. В этом большую ценность представляют метрические книги, материалы которых позволяют комплексно изучить демографические процессы, происходившие в горномарийских поселениях. Источниковую базу данного исследования составили 14 метрических книг Христорождественской церкви села Чермышево Большеюнгинской волости Козьмодемьянского уезда 1800-1899 гг. [2-9, 11-16].

Первое упоминание о горномарийской деревне Чермышево относится к 1654 г. В середине XVIII в., в период массовой христианизации горных марийцев, деревня стала центром обширного церковного прихода и была переведена в разряд села. Здесь была построена деревянная церковь в честь Рождества Христова. Новокрещенское село получило название «Христорож-дественское, Чермышево тож» [18. С. 179].

Согласно источникам, в конце XVIII в. село Чермышево являлось одним из крупных поселений. В 1795 г. в нем с выселками насчитывалось 106 дворов с населением 626 человек (299 лиц мужского пола и 327 лиц женского пола), в том числе в селе Чермышево - 40 дворов, в выселках Нуженал -19 дворов, Писирьял - 30 дворов, Пиндуков - 11 дворов, Симулкин - 6 дворов [18. С. 179]. Материалы Генерального межевания показывают, что поселения более 100 дворов встречались крайне редко. В основном горномарийские поселения состояли менее чем из 20 дворов, около трети - из 30-50 дворов. Поселения из 60-70 дворов также встречались редко [17. С. 369].

По данным клировой ведомости за 1823 г., в приход храма входили 9 населенных пунктов: село Чермышево, деревни Большая Шудермара, Большая

Юль Шудермара, Другая Юль Шудермара, Кого Шудермара, Чертаково, Юль Шудермара, Юль Кушерга, Юнга Кушерга. Число прихожан составляло 1611 человек обоего пола [2. Л. 2].

В 1827 г. в связи с обветшанием деревянного здания церкви Чермышев-ского прихода новое каменное здание было построено в деревне Еласы, находящейся в 3 верстах от села Чермышево. Новый центр церковного прихода получил название «село Чермышево (Еласы)» [17. С. 369]. На тот момент в приходе насчитывалось 203 двора с населением 1933 человека (950 лиц мужского пола, 983 лица женского пола) [2. Л. 8].

К середине XIX в. количество дворов в приходе увеличилось почти в три раза и составило 603 двора с населением 4794 человека (2263 лица мужского пола, 2531 лицо женского пола) [2. Л. 8об.]. Несмотря на увеличение количества дворов, численность населения увеличилась лишь на 148%. Возможно, это было связано с дроблением больших неразделенных семей, причиной которого являлось стремление молодого поколения сельских жителей к самостоятельному ведению хозяйства [21. С. 21].

Обратная тенденция наблюдалась в конце XIX в. В это время были зафиксированы сокращение количества дворов в приходе и уменьшение численности прихожан на 44,4% (507 дворов с населением 2667 человек (1274 лица мужского пола, 1393 лица женского пола) [2. Л. 8об.]. Одной из основных причин, приведших к этому, послужило строительство новых церквей, в результате которого часть деревень Чермышевского прихода отошла к новым приходским центрам. Так, в 1871 г. на средства прихожан из числа горных марийцев деревень Емелево, Большой Шудермары и Кого Шудерма-ры была построена церковь в деревне Емелево, которая соответственно была переведена в разряд села [10. Л. 16об.].

В 1881 г. была построена церковь в деревне Картуково, находящейся в 4 верстах от села Чермышево. В новый приход вошли село Картуково, деревни Чертаково, Куликалы и часть Горной Кушерги. В итоге в составе Чермышевского прихода остались 4 населенных пункта: село Чермышево, Юнга Кушерга, Юль Кушерга и Юль Шудермара. Следует отметить, что во второй половине XIX -начале ХХ вв. шло активное строительство новых церквей на всей территории Козьмодемьянского уезда и крупные приходские центры распадались на более мелкие приходы. Это было связано с усилением роли православной церкви и увеличением числа прихожан. В качестве подтверждения уместно привести высказывание священника Христорождественской церкви из приходской летописи 1867-1872 гг.: «Прихожане все православного вероисповедания. Черемисы оставили язычество и сделались приверженцами святой церкви. Во дни Воскресные и праздничные посещают богослужение усердно» [10. Л. 7].

Анализ метрических книг позволил выявить следующие результаты. Всего за 100 лет с 1800 г. по 1899 г. в метрических книгах было зарегистрировано 13 299 рождений (6853 мальчика (51,5%) и 6446 девочек (48,5%)). Если в первой половине XIX в. было зафиксировано 5330 рождений (2847 мальчиков (53,4%)) и 2483 девочки (46,6%), то во второй половине столетия количество рождений составило 7969 (4006 мальчиков (50,3%) и 3963 девочки (49,7%)). При этом следует отметить, что во второй половине XIX в. рождаемость по сравнению с предыдущим пятидесятилетием увеличилась на 49,5%. На изменение динамики рождаемости могли повлиять социально-экономические, природно-климатические и другие факторы [1. С. 32].

Ценность метрических книг заключается в том, что благодаря подробнейшим записям можно определить количественное соотношение законнорожденных и внебрачных детей.

Согласно материалам метрических книг, в первой половине XIX в. было зарегистрировано 44 ребенка, родившихся вне брака (0,8%). Во второй половине столетия количество незаконнорожденных детей уменьшилось и составило 30 внебрачных детей (0,4%). Всего с 1800 г. по 1899 г. в церковном приходе села Чермышево было зарегистрировано 74 незаконнорожденных ребенка (0,6%). Чаще они рождались либо у вдов, либо у незамужних девиц. При этом случаи развода в рассматриваемое время не зарегистрированы.

Необходимо отметить, что в метрических книгах в числе родившихся указывались и мертворожденные дети. В церковном приходе села Чермышево их показатели были незначительны и были зафиксированы только во второй половине XIX в. (0,3%).

Важным результатом исследования стало определение высоких и низких показателей рождаемости. В первой половине XIX в. наибольшее количество рождений было зарегистрировано в 1848 г. - 188 детей (3,5%), из них количество новорожденных мужского пола составило 89 (47,3%), количество новорожденных женского пола - 99 (52,7%). Наименьшее количество рождений наблюдалось в1804 г. - всего 37 детей (0,7%), из них количество новорожденных мужского пола составило 22 (59,5%), количество новорожденных женского пола - 15 (40,5%). В среднем в год в рассматриваемое время рождалось 107 детей.

Следует заметить, что во второй половине XIX в. самые высокие показатели рождаемости были зафиксированы до перехода части горномарийских поселений в состав новых церковных приходов сел Емелево и Картуково - в 1866 и 1870 гг. В 1866 г. родилось 239 детей (2,9%), из них количество новорожденных мужского пола составило 126 (52,7%), количество новорожденных женского пола - 113 (47,3%). В 1870 г. родилось 125 мальчиков и 114 девочек. Наименьшее количество новорожденных пришлось на 1883 г. - всего 87 детей (1,1%), из них 43 мальчика, 44 девочки. Одной из причин низких показателей рождаемости в 1883 г. стало разукрупнение церковного прихода, в результате которого численность прихожан существенно сократилась. Нельзя не отрицать, что уменьшение количества рождений могло быть связано со сложными социально-экономическими процессами, происходящими в указанное время. В среднем в год в приходе рождалось 160 детей.

Изученные материалы дали возможность выявить определенную закономерность в сезонности рождений. В течение всего XIX в. разница между показателями рождаемости в различные времена года оставалась незначительной. К примеру, за 1800-1849 г. наибольшее количество новорожденных детей было зарегистрировано зимой - 1538 (28,9%). Количество родившихся детей осенью составило 1420 (26,6%). Весной родилось 1258 новорожденных (23,6%). Наименьшее количество родившихся детей пришлось на летнее время - 1114 (20,9%). Практически равномерное распределение рождений в течение года свидетельствуют о том, что марийские женщины рожали много, несмотря на высокую детскую смертность.

Эта закономерность сохранялась в течение второй половины XIX в. Зимой было зарегистрировано 2290 новорожденного (28,7%). Количество родившихся детей осенью составило 2061 (25,9%). Летом родилось 1864 новорожденных (23,4%). Наименьшее количество родившихся детей пришлось на

весеннее время - 1754 (22%). Тем не менее, по наблюдениям врачей и священников, самыми здоровыми считались дети осеннего рождения. Менее благоприятными были рождения, которые приходились на лето - страдное время и изобилие инфекции, что могло способствовать большой смертности и рожениц, и их детей. В физическом отношении оказывались наиболее слабыми дети, зачатые весной и рожденные зимой. Весенние роды также были малоблагоприятны для детей [21. С. 170].

У марийского народа существовали различные приметы, по которым пытались определить судьбу новорожденного. Например, родители наблюдали за тем, как отсыхает пуповина новорожденного. Если она отсыхает в течение 5-6 дней, то ребенок будет жить долго; если в течение 3-4 дней - то ребенок не выживет [20. С. 86].

Записи метрических книг свидетельствуют о том, что вскоре после рождения ребенка проводился обряд крещения. В основном в марийских семьях оно совершалось в течение недели после рождения, чаще на 2-4-й день [20. С. 88]. Главной причиной скорейшего проведения таинства крещения, по всей видимости, была боязнь, что младенец может умереть некрещеным. Эти опасения были небезосновательны, если принять во внимание высокий уровень младенческой смертности в рассматриваемое время. Церковь также наказывала родителей за смерть младенца некрещеным: отлучала от причастия на три года.

Младенца нарекали именем по христианскому имениннику. К примеру, 24 января 1841 г. в церкви села Чермышево окрестили сразу трех новорожденных девочек под одним именем - Ксения. Все они были рождены 15 января 1841 г. (первая - в семье крестьянина Якима Ефимова из села Чермышево, вторая - в семье крестьянина Ивана Степанова из села Чермышево, третья - в семье крестьянина Матвея Васильева из деревни Большая Шудерма-ра) [6. Л. 4]. По церковному календарю ближайшим днем ангела Ксении является 31 января. Следующий пример также подтверждает тот факт, что родители при наречении имени особое внимание обращали на православный календарь. Так, в августе 1841 г. шестерых новорожденных девочек окрестили под именем Наталия. По православному церковному календарю ближайший день ангела Наталии отмечается 8 сентября [6. Л. 25об.].

Необходимо отметить, что зачастую священнослужители за один день крестили сразу нескольких новорожденных детей. К примеру, 30 октября 1855 г. таинство крещения было совершено для родившегося 26 октября 1855 г. сына в семье крестьянина Самсона Яковлева и его жены Наталии Сидоровой из деревни Большая Шудермара околодка Изикина [8. Л. 116], для родившейся 26 октября 1855 г. дочери в семье крестьянина Данила Матвеева и его жены Варвары Ивановой из деревни Большая Шудермара околодка Пертюково [8. Л. 117], для родившегося 15 октября 1855 г. сына в семье крестьянина Ивана Филиппова и его жены Екатерины Димитриевой из деревни Большая Юль Шудермара околодка Куликалы [8. Л. 117], для родившегося 23 октября 1855 г. сына в семье крестьянина Павла Григорьева и его жены Марфы Матвеевой из деревни Чертаково околодка Пепкино [8. Л. 117], для родившейся 26 октября 1855 г. дочери в семье крестьянина Егора Гаврилова и его жены Марфы Феодоровой из деревни Большая Юль Шудермара околодка Куликалы [8. Л. 117].

Исходя из исследования видно, что во время крещения обязательно должны были присутствовать восприемники (крестные родители). Согласно материа-

лам метрических книг, нередко в качестве восприемника выступали либо церковнослужители, либо члены их семей. К примеру, 25 августа 1857 г. при крещении сына крестьянина Ивана Алексеева и его жены Лукерьи Ивановой из деревни Кого Шудермары околодка Варашангер крестным отцом стал сын священника села Чермышево Михаила Кроковского Михаил Михайлов [8. Л. 256]. 1 января 1855 г. при крещении сына крестьянина Василия Федотова и его жены Феклы Максимовой из деревни Кого Шудермары восприемником был пономарь села Чермышево Матвей Смирнов [8. Л. 86]. 13 февраля 1855 г. при крещении дочери крестьянина Гавриила Алексеева и его жены Евфимии Павловой из деревни Чертаково околодка Цаломкино восприемницей стала дочь дьячка села Чермышево Григория Лебедева [8. Л. 91]. Можно полагать, что служители церкви сами были заинтересованы в этом. Кумовьев уважали и всегда уделяли им большое внимание.

Таким образом, изученные материалы прихода села Чермышево Козь-модемьянского уезда позволяют сделать вывод о том, что в целом в течение XIX столетия в крестьянских семьях горных марийцев сохранялась высокая рождаемость, несмотря на большую смертность в младенческом возрасте. При этом следует заметить, что в разные периоды рассматриваемого времени численность населения и уровень рождаемости существенно отличались. Стремительное увеличение численности прихожан к середине XIX в. привело к разукрупнению церковного прихода села Чермышево в 1870-1880 гг. В связи со строительством двух новых церквей недалеко от села Чермышево и переходом части горномарийских поселений в состав их приходов произошло резкое сокращение количества дворов и населения, что сказалось на уменьшении рождаемости в конце XIX в. Нельзя не отрицать, что на изменение динамики естественного движения населения могли повлиять различные социально-экономические, природно-климатические и другие факторы.

Литература

1. Васканова Н.А., Иванов А.Г. Природно-географические условия жизнедеятельности крестьянской семьи горных марийцев Козьмодемьянского уезда в XIX - начале XX веков // Вестник Чувашского университета. 2016. № 4. С. 31-36.

2. Государственный архив Республики Марий Эл (далее - ГАРМЭ). Ф. 23. Оп. 1. Д. 1. Л. 335.

3. ГАРМЭ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 2. Л. 296.

4. ГАРМЭ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 3. Л. 332.

5. ГАРМЭ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 4. Л. 348.

6. ГАРМЭ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 5. Л. 552.

7. ГАРМЭ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 6. Л. 414.

8. ГАРМЭ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 7. Л. 310.

9. ГАРМЭ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 8. Л. 707.

10. ГАРМЭ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 8а. Л. 19.

11. ГАРМЭ. Ф. 305. Оп. 1. Д. 308. Л. 482.

12. ГАРМЭ. Ф. 305. Оп. 1. Д. 309. Л. 423.

13. ГАРМЭ. Ф. 305. Оп. 1. Д. 310 Л. 369.

14. ГАРМЭ. Ф. 305. Оп. 1. Д. 311. Л. 289 .

15. ГАРМЭ. Ф. 305. Оп. 1. Д. 312. Л. 492.

16. ГАРМЭ. Ф. 305. Оп. 1. Д. 313. Л. 416.

17. Иванов А.Г. Традиционная семья горных марийцев в источниках начала XVIII века. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. ун-та, 2017. 416 с.

18. История сел и деревень Республики Марий Эл. Горномарийский район: сборник документальных очерков / авт.-сост. А.Г. Иванов; Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, Администрация муниципального образования «Горномарийский район». Йошкар-Ола, 2006. 648 с.

19. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 549 с.

20. Молотова Т.Л. Родильные обряды марийцев // Полевые материалы Марийской этнографической экспедиции 80-х годов / Марийский научно-исследовательский институт. Йошкар-Ола, 1993. С. 85-94.

21. Николаев Г.А. Волжское крестьянство во второй половине XIX - начале ХХ века: этюды по истории и этнологии / ЧГИГН. Чебоксары, 2016. 312 с.

ВАСКАНОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (koroleka22@mail.ru).

N. VASKANOVA

BIRTH RATE AMONG THE HILL MARY IN KOZMODEMYANSK COUNTY IN THE XIX CENTURY Key words: peasant family, the hill Mari, Kozmodemyansk county, birth rate, registers of births, marriages and deaths.

The problem of studying the Russian family is one of the topical directions in the national historical science. This is explained by the fact that reproduction of the population is closely connected with interfamilial attitudes. The present article is devoted to the issue of birth rate among the hill Mari of Kozmodemyansk county in the XIX century. The research is based on comprehensive analysis of church statistics, namely, registers of births, marriages and deaths of Chermyshevo's parish in Bolsheyunginsky parish of Kozmodemyansk county in 1800-1899. In this research the author draws attention to such aspects as the population size and the number of households in Chermyshevo parish, the birth rate, the quantitative relationship of legitimate and illegitimate children, seasonality of giving birth, christening etc. It is concluded that, in general, positive dynamics in birth rate was observed during the time under consideration. Despite high mortality, especially in infancy and childhood, the population of Chermyshevo parish increased significantly by the middle of the XIX century, which later led to splitting of the parish. Many factors, including natural-climatic, socio-economic etc., influenced the change in dynamics of birth rate and population size.

References

1. Vaskanova N.A., Ivanov A.G. Prirodno-geograficheskie usloviya zhiznedeyatel'nosti krest'yanskoi sem'i gornykh mariitsev Koz'modem'yanskogo uezda v XIX - nachale XX vekov [The natural and geographical conditions of the rural family of the hill mari in Kozmodemyansk county in the XIX century - the beginning of the XX century]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2016, no. 4. pp. 31-36.

2. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 23. Opis' 1. Delo 1. List 335 [State Archives of Republic Marii El. Archive 23. Anagraph 1. Document 1. P. 335].

3. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 23. Opis' 1. Delo. 2. List 296 [State Archives of Republic Marii El. Archive 23. Anagraph 1. Document 2. P. 296].

4. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 23. Opis' 1. Delo 3. List 332 [State Archives of Republic Marii El. Archive 23. Anagraph 1. Document 3. P. 332].

5. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 23. Opis' 1. Delo 4. List 348 [State Archives of Republic Marii El. Archive 23. Anagraph 1. Document 4. P. 348].

6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 23. Opis' 1. Delo 5. List 552 [State Archives of Republic Marii El. Archive 23. Anagraph 1. Document 5. P. 552].

7. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 23. Opis' 1. Delo 6. List 414 [State Archives of Republic Marii El. Archive 23. Anagraph 1. Document 6. P. 414].

8. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 23. Opis' 1. Delo 7. List 310 [State Archives of Republic Marii El. Archive 23. Anagraph 1. Document 7. P. 310].

9. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 23. Opis' 1. Delo 8. List 707 [State Archives of Republic Marii El. Archive 23. Anagraph 1. Document 8. P. 707].

10. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 23. Opis' 1. Delo 8a. List 19 [State Archives of Republic Marii El. Archive 23. Anagraph 1. Document 8a. P. 19].

11. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 305. Opis' 1. Delo 308. List 482 [State Archives of Republic Marii El. Archive 305. Anagraph 1. Document 308. P. 482].

12. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 305. Opis' 1. Delo 309. List 423 [State Archives of Republic Marii El. Archive 305. Anagraph 1. Document 309. P. 423].

13. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 305. Opis' 1. Delo 310 List 369 [State Archives of Republic Marii El. Archive 305. Anagraph 1. Document 310. P. 369].

14. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 305. Opis' 1. Delo 311. List 289 [State Archives of Republic Marii El. Archive 305. Anagraph 1. Document 311. P. 289].

15. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 305. Opis' 1. Delo 312. List 492 [State Archives of Republic Marii El. Archive 305. Anagraph 1. Document 312. P. 492].

16. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond. 305. Opis' 1. Delo 313. List 416 [State Archives of Republic Marii El. Archive 305. Anagraph 1. Document 313. P. 416].

17. Ivanov A.G. Traditsionnaya sem'ya gornykh mariitsev v istochnikakh nachala XVIII veka [The traditional family hill Mari in the sources of the beginning of eighteenth century]. Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2017, 416 p.

18. Istoriya sel i dereven' Respubliki Marii El. Gornomariiskii raion: Sbornik dokumental'nykh ocherkov [History of villages of the Republic of Marii El. Gornomarii region: a Collection of documentary essays]. Yoshkar-Ola, 2006, 648 p.

19. Mironov B.N. Sotsial'naya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII - nachalo XX v.) [Social history of the Russian Empire (XVIII - beginning of XX century)]. St. Peterburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2000, 549 p.

20. Molotova T.L. Rodil'nye obryady mariitsev [Maternity rites of the Mari]. Polevye materialy Mariiskoi etnograficheskoi ekspeditsii 80-kh godov [Field materials of the Mari ethnographic expedition of 80 years]. Yoshkar-Ola, 1993, pp. 85-94.

21. Nikolaev G.A. Volzhskoe krest'yanstvo vo vtoroi polovine XIX - nachale KhKh veka: etyudy po istorii i etnologii [The Volga peasantry in the second half of XIX - beginning of XX century: essays on the history and ethnology]. Cheboksary, 2016, 312 p.

VASKANOVA NADEZHDA - Post-Graduate Student of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola (koroleka22@mail.ru).

Формат цитирования: Васканова Н.А. Рождаемость среди горных марийцев Козьмодемьянского уезда в XIX веке // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 2. - С. 40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.