Научная статья на тему 'Рой Портер, Жорж Вигарелло. Тело, здоровье и болезни'

Рой Портер, Жорж Вигарелло. Тело, здоровье и болезни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
238
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рой Портер, Жорж Вигарелло. Тело, здоровье и болезни»

Рой Портер, Жорж Вигарелло ТЕЛО, ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ*

На протяжении двух тысячелетий понимание здоровья и болезни среди врачей, образованной элиты и более широких социальных групп определялось представлениями о теле, унаследованными от греческой философии и медицины. В первую очередь, речь идет о теории гуморов (от лат. humor - влага), с которой можно познакомиться в гиппократовских сочинениях (V - начало IV в. до н.э.) и у Галена (II в.).

Телесное существование в целом виделось греческой медицине приблизительно таким же, каким оно позже предстает в народной культуре: для нее важны естественные ритмы развития и изменения, а также содержащиеся под кожей жидкости; этими факторами определяется баланс между болезнью и здоровьем. В классическом варианте в качестве определяющих элементов витальности - гуморов - выступают кровь, желчь (или желтая желчь), флегма и меланхолия (или черная желчь).

Каждый гумор исполняет свою функцию и позволяет поддерживать в теле жизнь. Желчь - желудочный сок, который необходим для питания. Флегма - широкая категория, под которую попадают все бесцветные выделения, - выступает в качестве смазочного материала и охладителя. Четвертый телесный сок, черная желчь, более проблематичен. Его почти никогда не обнаруживают в чистом состоянии; на него возлагается ответственность за замут-нение других жидкостей - как в те моменты, когда кровь, кожа или

* Портер Р., Вигарелло Ж. Тело, здоровье и болезни // История тела: Соч.: В 3 т. - М.: НЛО, 2012. - С. 254-285.

экскременты приобретают темный оттенок. Все эти основополагающие критерии остаются актуальными в медицине ХУ1-ХУП вв.

Нет ничего странного в том, что «состояние» телесных соков служит показателем «состояния» тела. Ведь жизнь тоже «течет», поэтому жидкости и витальность относятся к одному смысловому порядку. Малейшее повреждение или рана приводят к появлению жидкостей, в то время как твердые части остаются скрытыми. Кроме того, можно наблюдать, как жидкие субстанции - пища, питье, снадобья - поступают в тело и покидают его, превратившись в флегму, слюну, пот, мочу и испражнения. А вот твердые части невозможно уловить. Отсюда противопоставления тайного и зримого.

Взаимодействием четырех основных гуморов объяснялись такие осязаемые феномены одушевленного бытия, как температура, цвет и текстура. Кровь делает тело горячим и влажным, желчь дает ощущение холода и сухости. Были установлены и соответствия с основными природными стихиями: горячая и подвижная кровь подобна огню, горячая и сухая желчь - воздуху, холодная и влажная флегма - воде, холодная и сухая меланхолия - земле. Эти аналогии согласовывались с другими аспектами природного мира -влиянием планет и сменой времен года. Кроме того, каждый гумор имел собственный цветовой оттенок: красная кровь, желтая желчь, бледная флегма, темная меланхолия. Эти цветовые характеристики определяли внешний вид тела; с их помощью можно было объяснить, почему у представителей разных рас неодинаковый цвет кожи.

Соотношением гуморов также объяснялись физические характеристики и темпераменты - розовый цвет лица присущ тем, у кого избыток крови; они бодры, энергичны, выносливы. Те, у кого слишком много желчи, раздражительны, имеют холерическую комплекцию. Холодность и бледность свойственны тем, кто страдает от переизбытка флегмы. Меланхоликов, у которых доминирует черная желчь, отличают смуглость, угрюмость и печальный нрав.

Теория гуморов располагала многочисленными объяснениями перехода от здоровья к болезни. Все идет хорошо, пока жизненные соки сосуществуют друг с другом в состоянии равновесия. Болезнь возникает, когда один из гуморов достигает избытка или, наоборот, иссякает.

Тело, здоровье и болезни

Красота гуморальной схемы, примечательной своим долгожительством и объяснительным потенциалом, состоит в том, что она совпадает с повседневным опытом.

Свойственный «сигнатурной медицине» принцип аналогии работает и в народном врачевании: цвет, запах, форма, тепло, влажность - природные стихии связываются с человеческим телом, передавая ему свои благотворные или зловредные качества. К примеру, красная герань или красноватое масло зверобоя используются при лечении кровяных недугов; желтый лютик - при лечении желтухи и т.д.

В рамках народной культуры медицина сливается с магией и религией. Происходит взаимопересечение различных, равно «оправданных» логик: испеченный в Страстную пятницу хлеб никогда не плесневеет; если его сохранить, им можно лечить различные недуги. Таинство конфирмации позволяет избежать болезни. Если больной подержится за покойника, которого ожидают похороны, недуг покинет живое тело и перейдет в мертвое и т. д.

На фоне этих знаний противопоставляя слухам наблюдения, традиции - сбор информации, очень медленно формируется наука, особенно после того как научная революция приводит к очевидным успехам в механике, физике и химии. Настоящий прорыв связан с трудами Везалия. Его значительный вклад состоит в создании определенной атмосферы, способствовавшей обновлению анатомических знаний на основе опытных наблюдений. Хотя в его трудах нет потрясающих открытий, они много сделали для изменения интеллектуальных стратегий. Везалий представил точные описания (сопровождаемые иллюстрациями) скелета, мускулов, внутренних органов, кровеносных сосудов и нервной системы. В конце XVI в. анатомия Везалия стала основным методом анатомического анализа.

Механистическая философия способствовала разработке новых исследовательских программ. На протяжении XVIII столетия продолжается пристальное изучение отдельных органов, подстегиваемое интересом к таким изобретениям, как сильфоны, спринцовки, шланги и клапаны и прочим приспособлениям и механизмам. Анатомы стремились выявить соотношение между формой и функцией, присущее малым структурам, исходя из представлений об организме как системе сосудов, труб и жидкостей.

Однако увлечение ученых телесной механикой не привело их к материализму. По-прежнему оставалось само собой разумеющимся убеждение, что все человеческие существа обладают душой. Некоторые аспекты ньютоновской натурфилософии подталкивали ученых к отказу от слишком механистических представлений о теле, к постановке более широких проблем, касающихся свойств жизни. По мнению сторонников антимеханистических взглядов, человеческие поступки направлены на цели, которые нельзя исчерпывающе объяснить цепью механистических реакций. Целенаправленность человеческих действий предполагает присутствие души, понимаемой как квинтэссенция организма.

«Внутреннее» - анатомическое и психологическое - представление о теле претерпевает изменение, просветительская вера в науку толкает на поиск законов жизни. Постепенно эволюционирует и наблюдение за больным телом, хотя отношения между фундаментальными биологическими знаниями и медицинской практикой остаются неопределенными и большинство научных открытий не оказывает немедленного воздействия на борьбу с недугами. Многие недуги по-прежнему объяснялись личными факторами -дурной наследственностью или конституцией, отсутствием гигиены, чрезмерной распущенностью или вредным образом жизни.

Однако постепенно европейская медицина Нового времени освобождается от представлений о теле, укорененных в народной культуре. Она берет к себе на службу механистическое, физическое и химическое воображение, коренным образом преобразовав репрезентации тела.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.