Научная статья на тему 'Меланхолия'

Меланхолия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
385
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меланхолия»

ЛЕКСИКОН КУЛЬТУРОЛОГИИ

В.В. Глебкин МЕЛАНХОЛИЯ

Меланхолия (греч. цеАяухоМа, от цеАяд - черный и хо^ -желчь) - психосоматическое расстройство, характеризующееся состоянием глубокой подавленности, мрачным восприятием мира, а также особое настроение глубокой печали, характерное для эстетики сентиментализма и романтизма. Иногда рассматривается как важный для Нового времени аналог средневековой ацедии.

Изначально меланхолия (цеАяухоМа) - черная желчь, наряду с желтой (красной) желчью, флегмой и кровью составляющая четыре базовые жидкости, определяющие жизнедеятельность организма, а также характер и поведение человека. Воплощая идею о связи микро- и макрокосма, они соотносятся с четырьмя элементами и четырьмя временами года и доминируют в определенное время жизни (кровь соответствует воздуху и весне, доминируя в детстве; желтая желчь - огню и лету, главенствуя в юности; черная желчь -земле и осени, становясь определяющей в зрелости; флегма - воде и зиме, образуя основу в старости). Каждой жидкости соответствуют и определенные характеристики в системе координат: тепло -холод, сухость - влажность. Так, кровь, соответствующая воздуху, считается теплой и влажной; желтая желчь (огонь) - теплой и сухой; черная желчь (земля) - холодной и сухой; флегма (вода) - холодной и влажной. Зачатки такого представления можно найти в ранней греческой философии, например у Эмпедокла, свое развитие они находят в школе Гиппократа и затем у Галена. По Галену, указанные выше оси координат определяют характеристики тела человека: тепло делает человека высоким, холод - низким, влажность - толстым, сухость - тонким. Отмеченные черты предопре-

153

деляют и физические характеристики меланхолика - низкий рост, худоба, черные волосы и смуглая кожа, а также черты его характера - робость, постоянная печаль, болезненное отношение к успехам других и собственным неудачам.

Правильное сочетание четырех жидких сред соответствует здоровому организму, чрезмерное преобладание одной из них ведет к болезни. Черная желчь в данном случае оказывается наиболее болезнетворной субстанцией, порождая болезнь, связанную с ослабленным доступом крови (или желтой желчи). При этом осмысленное разделение меланхолии как темперамента и меланхолии как болезни может быть весьма проблематичным.

Крайне важной для дальнейшей эволюции понятия становится параллель между меланхолией и гениальностью, сформулированная в школе Аристотеля и описанная в одном из системообразующих для последующей истории меланхолии фрагменте РгоЫеша1а XXX, 1 из Псевдо-Аристотеля. Основная идея фрагмента следующая: есть жидкости (вода, мед, молоко), которые, попадая в тело, не изменяют естественного состояния человека, а есть такие (вино, например), которые существенно влияют на сознание. Действие черной желчи на организм аналогично действию вина, только если вино действует определенное время, черная желчь - постоянно. Меланхолик болезненно реагирует на тепло и холод: в тепле он становится чрезмерно «горячим», в холоде - неестественно «холодным». Поскольку реакция на тепло и холод определяет характер человека, меланхолия изначально связана с отклонением от нормы, что сближает ее с гениальностью и дает возможность предположить в гениальной личности меланхолический темперамент, ведущий к особой чувствительности в критических ситуациях. При этом важно осознавать, что гений все время существует «на грани», поскольку чрезмерное количество черной желчи может легко привести его от гениальности к безумию.

В Средние века сюжет меланхолии не представлял особого интереса, а когда возникал, воспроизводил идеи, сформулированные в Античности. Однако в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения популярным становится представление о «меланхолии» как особом настроении, беспричинной грусти, которое начинает метонимически переноситься с человека на внешний мир (оказывается возможным говорить о меланхолическом свете, меланхолическом пейзаже и т.д.). Далее две эти линии («поэтическая 154

меланхолия», меланхолия как настроение и меланхолия как состояние, важная характеристика неординарности, атрибут поэта и художника) сосуществуют параллельно, иногда пересекаясь и усиливая друг друга, как это имело место в итальянском гуманизме и Северной Реформации. В Возрождении возникает и мотив связи Сатурна и Меланхолии, соотносящийся с представлениями о гениальности, выработанными в рамках неоплатонической (Сатурн) и перипатетической (меланхолия) традиций. Продолжая различие естественной меланхолии и меланхолии как болезни, в XVIII в. различают «белую» и «черную» меланхолию. В XVII-XVIII вв. довольно частыми становятся изображения меланхолии, которая представляется женщиной со свинцовым цветом лица, земляной фигурой и бессвязной речью.

Представления раннего Нового времени о меланхолии можно проследить по трактату Роберта Бертона «Анатомия меланхолии» («The Anatomy of Melancholy», первое издание - 1621 г.). Трактат оказался крайне популярным у современников (он выдержал пять прижизненных изданий) и оказал заметное влияние на последующую традицию, что позволяет судить по нему об общем понимании меланхолии в то время. Автор строит свою книгу как своего рода компендиум по проблеме меланхолии, обычно не формулируя явно своей позиции, но демонстрируя свою энциклопедич-ность. Так, он приводит распространенную дефиницию меланхолии, определяющую болезнь как «своего рода умственное расстройство, сопровождающееся всегдашними своими спутниками -страхом и печалью, притом без всякого очевидного повода», но протекающее без лихорадки. Причиной или, у других авторов, симптомом болезни является избыток черной желчи, поражающей саму субстанцию мозга. Основанием заболевания могут быть различные вещи: старость, наследственность, скверное питание, неумеренная еда, скверный воздух, страсти и треволнения ума, гнев, жажда мести, алчность, любовь к азартным играм и т.д. В целом по тексту Бертона создается отчетливое впечатление психосоматического, а не социокультурного характера явления. Это резко отличает культурные смыслы, стоящие за словом «меланхолия», от их аналогов для слова «скука» (ennui, Langeweile, boredom), с которым его часто соотносят.

Важные изменения в культурных смыслах понятия происходят во второй половине XVIII - первой половине XIX в. с оформлени-

155

ем сентиментализма и романтизма. Прежде всего, в Англии (Томпсон, Вордсворд, Шелли, Китс), но также и во Франции (Шатобриан, Ламартин, Гюго, Мюссе), Германии (Новалис, Брентано, ранний Гейне) и некоторых других литературных традициях, развивающих отмеченное выше значение меланхолии как настроения, она все отчетливее обозначает особые состояния природы и человека, характеризующиеся глубокой беспричинной печалью и одиночеством, порождающим особого рода эстетически одухотворенный пессимизм в восприятии мира. В первом приближении этот процесс выглядит следующим образом: наделяясь антропоморфными характеристиками, природа также начинает описываться посредством базовых антропоморфных моделей, и определенные психологические состояния, настроения, характерные для человека, узнаются и в природе, передаваясь характеристиками ландшафта, времени года и др. Эти состояния, в свою очередь, порождают соответствующие настроения в тонко чувствующем природу человеке, служат источником особого романтического вдохновения.

Теряя непосредственную медицинскую привязку, сентимента-листская и романтическая меланхолия носит более выраженные социальные черты, сближаясь с такими категориями, как spleen (понятие, изначально также имевшее медицинскую природу, но связанное с другой медицинской традицией), ennui, Langeweile, и отсылая к близкому этим категориям социокультурному опыту. В частности, В. Лепенис определяет меланхолию как состояние невозможности упорядоченного действия и связывает его с лишением французской аристократии при дворе Людовика XIV, а также отсутствием у немецкой буржуазии во второй половине XVIII -начале XIX в. возможности активного политического действия, с «запретом на действие». При этом автор жестко соотносит меланхолию и скуку (Langeweile), рассматривая первую как внутреннее состояние человека, а вторую - как внешнее его выражение в поведении.

Подобные интерпретации, несмотря на всю произвольность, отражают важные трансформации в культурных смыслах меланхолии: к XVIII в. представление о четырех основных жидкостях перестает быть актуальной психофизиологической теорией и становится фактом истории науки. Это ведет к тому, что физиологический вектор в понимании меланхолии отходит на второй план,

156

уступая место более размытым и менее артикулированным психологическим и социальным контекстам.

Список литературы

1. Бертон Р. Анатомия Меланхолии. - М.: Прогрес-Традиция, 2005.

2. KlibanckyR., PanofskyE., SaxlF. Saturn and Melancholy. - N.Y.: Nelson,

1964.

3. Lepenies W. Melancholie und Gesellschaft. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp Verlag, 1969.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.