Научная статья на тему 'Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля'

Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Московский Кремль / Архангельский собор.древнерусское искусство / монументальная живопись / русское искусство XVII в. / русские святые / Ростов Великий / Moscow KremLin / Cathedral· of Archangel / Russian Medieval art / Russian wall paintings / Russian Art of 17th century / Russian saints / Rostov the Great

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бузыкина Юлия Николаевна

В статье речь идет об изображениях ростовских святых, святителей и преподобного, в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля. Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора утверждают древность русской церкви как института и роль светской власти как инструмента распространения христианства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saints of Rostov the Great in the WaLL Paintings ofthe Moscow KremLin Archangel· Cathedral

The paper deals with depictions ofthe holy bishops and monks of Rostovthe Great in the system ofthe wall paintings in the cathedral ofthe Archangel of Moscow KremLin. The saints of this city, which is one ofthe oldest Russian cathedrae, establish the ancientness ofthe Russian church as an institution and the role of secular authorities in the expansion ofthe Orthodox Christian Faith in Russian and Tatar Lands.

Текст научной работы на тему «Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля»

Ю.Н. Бу зыкина

Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля

© 2021

УДК 27-526.52(470-25) ББК 85.14

Поступила в редакцию 14.04.2021

Объект данного исследования — изображения ростовских святых в росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг., повторяющей иконографию декора середины XVI в. Иконография ростовских святых получила освещение в трудах В. И. Вахриной и А.Г. Мельника [Вахрина, 2006; Мельник, 1998], но не все изображения, о которых пойдет речь ниже, были им известны, кроме того, в задачи авторов не входил анализ контекста, в который они помещены в кремлевском соборе. Роль и место ростовских святых в русской монументальной живописи ранее специально никто не рассматривал, и наше исследование должно заполнить эту лакуну. Задача настоящей статьи — определить их место и роль в системе росписи собора.

Стенописи Архангельского собора изучались как система в целом (труды Ю.Н.Дмитриева и Т.Е.Самойловой), и с точки зрения отдельных тематических циклов в рамках этой системы (Е.С.Сизов, Т.Е.Самойлова, Ю.Н. Бузыкина). Описания росписи собора с перечислением сюжетов, составленные протоиереями Лебедевым и Извековым в конце XIX — начале XX столетия, легли в основу ее изучения. Многое для понимания этого великолепного памятника живописи XVI-XVII столетий дала реставрация, которая прошла в начале 1950-х гг., перед тем как Кремль открылся для посетителей. Первое искусствоведческое описание системы декорации Архангельского собора принадлежит Ю.Н.Дмитриеву [Дмитриев, 1964. С. 138-159].

Изображения ростовских святых присутствуют в росписях алтарей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502), Спасо-Преображенского собора в Ярославле (1563-1564), Благовещенского (1547-1551) и Успенского (1643, повторяют систему росписи 1515 г.) соборов Московского Кремля. Казалось бы, появление в росписях Ферапонтова и Ярославля, входивших в Ростовскую епархию [Бочаров, Выголов, 1979], образов ростовских святых в качестве местночтимых вполне естественно. Однако топография — размещение в алтарной части — говорит об их особом статусе.

Новый этап осмысления не только фресок, но и архитектурного устройства собора связан с именем Е.С.Сизова. Ему принадлежат до сих пор никем не оспоренная гипотеза о дате первоначальной росписи собора — 1564-1565 гг. [Сизов, 1964. С. 160-174], а также ряд публикаций, посвященных рассмотрению места княжеских портретов в системе росписи собора [Он же, 1966. С. 160174; Он же, 1969; Он же, 1976. С. 62-97]. В этом направлении продолжила работу Т.Е.Самойлова [Самойлова, 2004], в монографии которой программа росписи собора была осмыслена в контексте назначения храма — усыпальницы династии великих князей, а также в неразрывной связи с культурой, литературой и политикой середины XVI столетия. Т.Е.Самойлова показывает, что одной из важнейших идей, лежавших в основе этой программы, была идея богоизбранного народа и царства1.

Ростовская епархия, с 1390 г. архиепископия, а с 1589 митрополия — одна из древнейших на Русской земле. Она была учреждена в качестве епархии киевской митрополии уже в начале 990-х гг., а в 992 г. в Ростов был поставлен особый епископ. Под его юрисдикцией уже в домонгольское время возникли монастыри, втом числе Авраамиев Ростовский и Никитский Переяславский. Преподобный Серий Радонежский, один из важнейших для московской культуры святых, имевший огромное влияние на Дмитрия Донского, был по отцу ростовским боярином [Житие Сергия Радонежского, 1999. (о переселении родителей святого)]. Ростовский владыка Вассиан (Рыло) был духовником великого князя Ивана III и в решающий для утверждения Московского государства момент в 1480 г. написал князю знаменитое послание на Угру; он же в следующем году заказал Дионисию, попу Тимофею, Ярцу и Коне иконостас для Успенского собора Московского Кремля [Лурье, 1988; Вахрина, 2004. С. 260-262]. Среди русских святых, включенных в программу росписи Архангельского собора Московского Кремля (исполненной в 1652-1666 гг. взамен обветшавшего декора XVI в.), изображения ростовских святых представляют наиболее многочисленную группу.

В архивольте арки алтарной апсиды представлены в медальонах: Леонтий Ростовский, Феодор Ростовский, Никон Радонежский; Исайя Ростовский, Иаков Ростовский и Прокопий Декаполит[ил- 1]. Их образы сопоставлены с ростовыми фигурами вселенских святителей в простенках между окнами апсиды (Кирилл Александрийский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, Иаков брат Божий),

1 В отдельных статьях того же автора об Архангельском соборе, которые легли в основу монографии [Самойлова, 1999. С. 150-180] и находящегося в печати каталога стено-писей, основное внимание уделяется также княжеским циклам [Она же, 2000. С. 4-28; Она же, 2002/1. С. 201-219] и проблематике реставрации [Она же, 2002/2. С. 230-239], а также изображениям других венценосных особ [Она же, 2004. С. 128-135]. Изучение различных групп святых в соборе представляется весьма перспективным. Нами был предпринят ряд публикаций, посвященных изображениям святых в откосах окон, на столпах и подпружныхарках собора [Бузыкина, 2018. С. 11-24; Она же, 2019/1. С. 8-35; Она же, 2019/2. С. 385-427].

ил.1 Схема росписи центральной части алтаря Архангельского собора. Приложение к отчету о реставрации собора. 1962. ОРПГФ Музеев Московского Кремля

fig. 1 Scheme ofthe painting ofthe central altar part ofthe Archangel Cathedral. Appendix to the restoration report ofthe cathedral. 1962. Department of manuscripts, type and graphic funds ofthe Moscow Kremlin Museums

а также с погрудными изображениями в медальонах под окнами, где представлены русские и вселенские преподобные (преподобный Сергий Радонежский, преподобный Симеон (Иерусалимский?), святители Иона, Петр, Алексий2 и Филипп, Московские митрополиты, Василий Парийский и преподобный Иоанн (Молчальник?).

Святитель Леонтий Ростовский (память 23 мая по ст. ст., общерусское почитание — со второй половины XV в.)1ил- 2] изображен в своем традиционном иконографическом типе [Вахрина, 2006. Кат. 10. С. 82]. В русской монументальной живописи образ Леонтия Ростовского впервые появляется в алтарной части Рождественского собора Ферапонтова монастыря в 1502 г. (восточная стена восточного поперечного нефа) [Нерсесян, 2006. Табл. 13. № 17]3.

Согласно именующей надписи, следующий святитель — это Феодор Ростовский^- 3], живший в XIV в. (| 28 ноября 1395 г., пам. 20 августа (переложение мощей), 28 ноября). Согласно Житию преподобного Сергия Радонежского, Феодор, в миру Иоанн, приходился ему племянником. Он основал Симонов монастырь, а после Куликовской битвы стал духовником Дмитрия Донского. В 1388 г. возведен в Константинополе на Ростовскую кафедру [Житие Сергия

2 И Петр, и Алексий имели титул митрополитов Киевских и всея Руси, но фактическим местом пребывания русских митрополитов с 1325 г. была Москва. В богослужебных текстах оба именуются митрополитами Московскими. Мы будем использовать исторически сложившееся определение «Московские митрополиты».

3 В Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551) он представлен вярусе медальонов с изображениями русских святых над «службой святых отцов»: Василий Блаженный, преподобный Авраамий Ростовский, Никита Новгородский (?), Игнатий Ростовский.Леонтий Ростовский, Исайя Ростовский.Сергий Радонежский, Никон Радонежский, Максим Блаженный. Надписи XIX в. содержат ошибки, сохранность красочного слоя неровная, но иконографический тип Леонтия легко угадывается. Ростовое изображение св. Леонтия написано на юго-восточном столпе Спасо-Преображенского собора княжеского Спасского монастыря в Ярославле (1563-64) [Анкудинова, Мельник, 2002. Табл. 9], а в Успенском соборе Московского Кремля (1643) он помещен в аркаде между главным алтарем и жертвенником. Василий Московский канонизирован только при патриархе Иове. Ростовое изображение св.Леонтия написано на юго-восточном столпе Спасо-Преображенского собора княжеского Спасского монастыря в Ярославле (1563-64) [Анкудинова, Мельник, 2002. Табл. 9], а в Успенском соборе Московского Кремля (1643) он помещен в аркаде между главным алтарем и жертвенником. Василий Московский канонизирован только при патриархе Иове.

В Описи Сафонова этот безбородый святой и в шапке назван митрополитом Ионой. Мощи Никиты были открыты в 1550 г. Принятая датировка росписи 1547-1551 гг., значит, его теоретически могли успеть включить в программу, заменив им кого-то. Шапка является характерным, но необязательным атрибутом Никиты, который был погребен в шапке, также у него нет бороды (что является обязательным атрибутом Никиты), либо она совсем маленькая. Есть вероятность, что это Иаков Ростовский, он тоже изображается в шапке, — Ю.Б.

ил. 2-5 Росписи арки алтарной апсиды Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666: Леонтий Ростовский (ил. 2); Феодор Ростовский (ил. 3); Исайя Ростовский (ил. 4); Иаков Ростовский (ил. 5)

fig. 2-5 Frescoes of the altar apse of the Moscow Kremlin Archangel Cathedral, 1652-1666: Leonty of Rostov (fig. 2); Theodore of Rostov (fig. 3); Isaiah of Rostov (fig. 4); Jacob of Rostov (fig. 5)

Радонежского, 1999; Дробленкова, 1989]. Возможно, не случайно ниже изображен Никон Радонежский, другой ученик преподобного Сергия4.

Иконографический тип святого неустойчив: в Подлиннике иконописном (под 30 ноября) указано: «...подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст» [Дробленкова, 1989], что не противоречит настенному образу в Архангельском соборе. На иконе второй половины XVII в. из Рождественского монастыря в Ростове (собрание музея-заповедника «Ростовский Кремль») у него короткая округлая борода, то есть «аки Златоуст» [Вахрина, 2006. Кат. 83. С. 292-295].

Учитывая относительную редкость изображения этого святого и нетипичность его иконографии, оставляем за собой право усомниться в верности именующей надписи. Иконографический тип святого совпадает со святителем Игнатием Ростовским, которого почему-то нет в цикле ростовских святителей Архангельского собора, хотя обычно Леонтий, Исайя и Игнатий изображаются вместе (следующим изображен именно Исайя), а Иаков и Феодор встречаются значительно реже и дополняют их. В частности, в Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551) они изображены втроем во фризе с русскими святыми над «службой святых отец» в алтарной части собора. В Успенском соборе Московского Кремля (1643), в аркаде между алтарем и жертвенником представлены в рост Леонтий, Игнатий и Исайя. Однако стоит отметить, что эта замена произошла не позднее реставрации живописи в соборе при Екатерине II. В Описи, составленной курировавшим роспись Крутицким митрополитом Самуилом (1772 г.), он уже назван Федором Ростовским [Об исправлении соборов в Москве: Благовещенского, Успенского и Архангельского (РГАДА. Ф. 18. 1770-1775. Оп. 1. Д. 251. Л. 85 об.-86. № 206-207)].

Святитель Исайя Ростовский (жил в XI в.)[ил- 4] — преемник убитого местными жителями за проповедь христианства Леонтия, постриженник Киево-Печерского монастыря. Общецерковное празднование памяти Исайи вместе с отсутствующим здесь Игнатием установил ростовский владыка Вассиан Рыло (1468-1481) в 1474 г. Тогда же было написано Житие [Каган, 1987; Вахрина,

4 Если изображенный святой — действительно Феодор Ростовский, то такой акцент на теме Сергия Радонежского (он изображен в поясе медальонов под окнами центральной апсиды с московскими святителями и преподобными) и его учеников позволяет предположить, что программа росписи алтаря собора очень ранняя и может восходить не просто к середине XVI столетия, а к предыдущему Архангельскому собору, на что намекает сходство с программой росписи алтаря Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, исполненной в 1635 г., восходящей к более древней. Феодор Ростовский представлен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (1635) в третьем регистре росписи прохода из центральной апсиды в жертвенник. По соседству с ним изображены Игнатий и Иаков Ростовские, регистром выше — .Леонтий. Кроме того, святитель Феодор Ростовский вместе с Иаковом изображен в церкви Николы Надеина в Ярославле (1640-1641), в третьем регистре росписи алтаря [Денисов, 2015. С. 66]. В росписях1670-1680-х гг. встречается только один раз в Ростове, в церкви Воскресения (1670), в откосе северного окна наоса [Никитина, 2015. С. 241, 313].

ил. 6 Схема росписи южной стены Архангельского собора. Разрез по центральному нефу

Вид на юг. Приложение к отчету о реставрации собора. 1983. ОРПГФ Музеев Московского Кремля

fig. 6 Scheme of painting on the southern wall of the Archangel Cathedral. Central nave section View ofthe south. Appendixtothe restoration reportofthecathedral. 1983. Department of manuscripts, type and graphic funds ofthe Moscow Kremlin Museums

2004. С. 260-262]. Иконографический тип святого традиционен [Вахрина, 2006. С. 82-85]5.

Иаков Ростовский — основатель Спасо-Яковлевского монастыря[ил- 5]. Прославлен в лике святых в 1549 г. на Макарьевских соборах. Память Иакова — 27 ноября и 23 мая в соборе Ростово-Ярославских святых. Его первое изображение в монументальной живописи находится на северо-восточном (алтарном) столпе Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (1563-1564) [Анкудинова, Мельник, 2002. С. 95, 100. Табл. 9; Вахрина, Э.П.Р., 2009], другие примеры — в церкви Николы Надеина в Ростове (1640-1641) и в Троицком соборе Костромского Ипатьевского монастыря (1685). Иконографический тип — стабильный, как и на публикуемой фреске: короткая треугольная борода, коротко стриженые русые волосы, на голове архиерейская шапка, облачен в омофор и фелонь, в руке держит закрытое Евангелие [Вахрина, Э.П.Р., 2009. С. 455-460, см. там же другие варианты описания внешности]6.

Учитывая иконографические параллели в системе росписи Архангельского собора и Спасо-Преображенского собора в Ярославле (1563-1564), расписанного при участии московских мастеров всего за годдо Архангельского (1564/1565), можно предположить, что изначальный состав ростовских святителей был все же таким: Исайя, Иаков, Леонтий, Игнатий. Последнего могли заменить на Феодора при поновлении в 1652-1666 гг. — в эпоху царя Алексея Михайловича, тем более что в это время этого святого нередко изображали в монументальных росписях, а примеров XVI в. мы не знаем.

5 Изображение Исайи Ростовского есть в Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551), в алтаре, в ярусе медальонов с русскими святыми над «Службой святых отец». Вместесдругими ростовскими святителями Исайя представлен вжертвеннике Рождественского собора в Суздале, 1635-1636 гг., под изображением Богоматери Воплощение: свтт. Исайя, Леонтий Ростовские, прп. Никита столпник, свт. Игнатий Ростовский, прп. Авраамий Ростовский, прп. Петр, царевич Ростовский (Ордынский, — Ю.Б.), блж. Исидор Ростовский, свт. Иаков Ростовский [Денисов, 2015. С. 61]. Он представлен также в Успенском соборе Московского Кремля (1643) в аркаде между главным алтарем и жертвенником, в Успенском соборе Княгинина монастыря 1647-1648 гг. — в правой части композиции «Служба святых отцов» с Леонтием, Игнатием и Иаковом Ростовскими [Там же. С. 79], а также в Троицком соборе Калязина монастыря (1654) на алтарном столпе, вместе сЛеонтием Ростовским [Там же. С. 84].

6 Известны случаи изображения святого в алтарных пространствах: в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (1635) он изображен во втором регистре росписи прохода из центральной апсиды жертвенник по соседству с другими ростовскими святителями [Денисов, 2015. С. 60]. Подобным образом он представлен вжертвеннике Рождественского собора в Суздале, 1635-1636 гг., с Исайей и Леонтием Ростовскими, прп. Никитой столпником, свт. Игнатием Ростовским, прп. Авраамием Ростовским, прп. Петром, царевичем Ростовским, блж. Исидором Ростовским [Там же. С. 61]. Святые Иаков и Феодор Ростовские представлены в церкви Николы Надеина в Ярославле (1640-1641), в третьем регистре росписи алтаря [Там же. С. 66].

В Успенском соборе Княгинина монастыря 1647-48 гг. свт. Иаков представлен в составе композиции «Служба святых отцов» справа от центральной композиции «Богоматерь с Младенцем на престоле» вместе с Леонтием, Исайей и Игнатием [Там же. С. 79].

Апостолы Петр и Павел дают царевичу Петру мешки с золотом и серебром (ил. 8)

fig. 7, 8 Frescoesofthesouthern wall of the Archangel Cathedral. 1652-1666: The appearance of the apostles Peterand Paulto Peterthe Prince of Horde (fig. 7); Apostles Peter and Paul give Tsarevich Peter bags of gold and silver (fig. 8)

В восточном откосе окна второго света в восточном прясле южной стены Архангельского собора представлены преподобный Авраамий[ил- 6] и Анастасия Римлянка. Святых объединяет один день празднования (11 ноября или 29 октября по ст. ст.), причем, изображение это можно принять как за изображение Авраамия Ростовского, так и за палестинского святого Авраамия Затворника. День их памяти также совпадает. Окно с фигурой святого находится совсем близко от иконостаса, отделяющего наос от дьяконника, где помещается усыпальница Ивана Грозного. Авраамия Ростовского царь почитал особо и специально посетил Богоявленский Авраамиев монастырь перед походом на Казань [Пуцко, 1995. С. 96-104; Вахрина, 1995. С. 113-128; Третьякова, 1997. С. 153-163; Баталов, 2000. С. 163-165]. Изображения этого святого есть и в Благовещенском (1547-1551, в поясе русских святых над «Службой святых отец»), и в Успенском (1643, алтарь, северная стена, восточнее прохода в жертвенник, на стене апсиды) соборах Московского Кремля, в алтарной части, в медальонах, причем в обоих случаях (по поздним описям) преподобный идентифицирован как Авраамий Ростовский. В описи Самуила он упомянут как просто Авраамий, согласно существующей надписи: «под тою штукою окно, в окне серафим да два преподобныя Авраамий да Анастасия...» [Об исправлении соборов в Москве: Благовещенского, Успенского и Архангельского (РГАДА. Ф. 18. 1770-1775. Оп. 1. Д. 251. Л. 77, № 21)].

Явление апостолов Петра и Павла ордынскому царевичу Петру изображено в двух эпизодах[ил- 7 8]: сначала они являются спящему Петру и повелевают построить церковь, а потом передают ему два мешка с золотыми и серебряными монетами для покупки в Ростове икон. Надпись при первой сцене не имеет ничего общего с текстом написанной в конце XV в. «Повести о Петре царевиче Ордынском» [Повесть о Петре, царевиче Ордынском, 1989. С. 257-258], тогда как вторая практически воспроизводитжитийный текст (в текстдобавляется название города — Ростов):

1. СТИИ АПЛИ ПЕТРЪ I ПАВЕ(Л) ЯВИСТАСЯ СТОМУ ПЕТРУ ЦРЕВИЧЮ ВО ГРАДЕ РОСТОВЕ//ПОВЕЛЕВАЮТ ЕМУ ДО ПОСТАВИТ ЦРКОВЬ НАТОМЪ МЪСТЕ ВО ИМЯ СТЫХЪ АПСТЛЪ // ПЕТРА И ПАВЛА.

2. СТИ АПСЛИ ВОЗДАСТА ДВА МЕ(Ш)ЦА I ГЛАСТА ЕМОУ ВОЗМИ СИЯ МЕ(Ш)ЦА ВО ЕДИНО(М) ЗЛАТО//А В ДРУЗЕМ(Ъ) СРЕБРО УТРО ДА ИДЕШИ ВО ГРАДЪ РОСТОВ(Ъ) ВЬМЕНИ ТРИ ИКОНЫ ИКОНУ// ПРСТЫЯ БДЦЫ СО МЛАДЕНЦЕМ ИКОНУ СТАГО ЧЮДОТВОРЦА НИКОЛЫ ТРЕТЮ ИКОНУ СТАГО МЧНКА//ХРТВА ДИМИТР1А И ВДАСИ ШНИЖЕ ПРОСЯТЪ.

Обращает на себя внимание акцент на городе Ростове (даже там, где царевич спит на берегу озера, написано, что действие происходит в Ростове). Текст Повести акцентирует внимание читателя на праведности татарского царевича, уважении к ростовскому владыке, в отличие от князей, которые предстаютжадноватыми и недалекими.

На северной стене поблизости от алтаря в череде княжеских портретов изображен казанский царевич Кудайкул, в крещении Петр [Об иконографии и почитании см.: Самойлова, 1995. С. 133-137; Мельник, 2002. С. 95-97; Он же, 2003. Т. 53.

С. 626-627; Он же, 2007. С. 104-115; Он же, 2012. С. 100-125]. Сведения о нем приводит в своей монографии «Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века»Т.Е.Самойлова. Он жил долгое время в Ростове, принял христианство с именем Петра в честь апостола, стал названным братом великого князя Василия III, женившего его на княжне Евдокии — своей сестре. Кудайкула-Петра, как отпрыска царского рода, рассматривали как возможного наследника для Василия III, который долго оставался бездетным [Зимин, 1972. С. 298, 316, 405-423]. Царевич был погребен в Архангельском соборе у юго-западного столпа. Сведения источников о Кудайкуле как бы рифмуются с житием ордынского царевича Петра. Он тоже искренне возлюбил христианство, отправился в Ростов и стал названным братом князя. Можно думать, что эти сцены призваны обратить внимание на преемственность, заявленную таким же именем в крещении. Т.Е.Самойлова объясняет акцент на образе крещеного казанского царевича и уподобление тезке тем, что это позволяло представить Казанское взятие как войну за наследие, а не захват чужого [Самойлова, 2004. С. 164, 167, 199, 224. Примеч. 98, 100]. Кроме того, татарские царевичи, став членами великокняжеской семьи, повышали ее статус до царского еще до венчания Ивана Васильевича.

Наконец, в позднем окне в жертвеннике собора изображен Димитрий Ростовский. Это изображение могло появиться при поновлении росписи под руководством митрополита Крутицкого Самуила. Димитрий был вполне достоин такой чести, к тому же он, как и Самуил, был воспитанником Киево-Могилянской академии: «во втором окне херувим, по сторонам Иоанн Милостивый и Дмитрий митрополит Ростовский» [Об исправлении соборов... Л. 88, № 252].

Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора формируют и утверждают концепцию древности русской церкви, преемственность ее иерархии от вселенской (древние ростовские святители были греками). Хотя в росписях лоджии собора отдается должное теме Крещения Руси, в качестве древних иерархов, стоящих в одном ряду со вселенскими, и потому не случайно иконографически похожих на Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, фигурируют именно ростовские святители. Изображены они отдельно от московских митрополитов, чьи фигуры раскрывают иной аспект русской святости. Они утверждают идею ее независимости и автокефальности, указывают на новый этап в ее истории. Это разделение было впервые намечено уже в Ферапонтове, где митрополиты Петр и Алексий изображены на гранях восточных столпов, причем Петр сопоставляется с Иаковом Братом Господним (на внутренних гранях алтарных столпов), а Леонтий Ростовский написан на восточной стене восточного поперечного нефа, между жертвенником и основным пространством алтаря, напротив фигуры Алексия (на восточной грани северного алтарного столпа) [Нерсесян, 2006. С. 53]. Но все они изображены в полный рост, и единственным различием является то, что Леонтий изображен ближе всех к святая святых, непосредственно в алтарной части.

В Спасо-Преображенском соборе в Ярославле сопоставление ростовских и московских святителей получило развитие, но трактовано ровно наобо-

рот, и статус святых различается в пользу московских митрополитов: Петр и Алексий были помещены в левой части «службы святых отец», а ростовские святители занимали алтарные столпы (как и в Успенском соборе Московского Кремля, первая версия росписи которого относится к 1515 г.), в то время как на арке русских святых представляют Иона митрополит Московский и святитель Никита Новгородский [Анкудинова, Мельник, 2002. Табл. 2. № 10, 13]. Таким образом, утверждается масштабность и значимость московских святителей, при сохранении высокого статуса других русских святых7. В Архангельском соборе мы наблюдаем схожую ситуацию. Московские митрополиты (к ним при поновлении росписей в 1652-1666 гг. был добавлен митрополит Филипп) представлены в центральной апсиде по сторонам от горнего места под вселенскими святителями вместе с некоторыми общехристианскими святыми, а ростовские в алтарной арке, тоже вместе с другими русскими и вселенскими святыми. Те и другие написаны в медальонах, без противопоставления масштабов. Реальные служащие архиереи оказывались на одном уровне с московскими святителями и святым престолом, а ростовские располагались над ними, но чуть дальше от алтаря. При этом статус тех и других ненавязчиво уравнивается со святыми вселенской церкви, поскольку они входят в оба цикла. В храмовых росписях XVII в. это противопоставление исчезает, московские и ростовские святители часто попадали уже в один ряд, имея одинаковый статус.

Авраамий Ростовский и Петр, царевич Ордынский, развивают тему древней ростовской кафедры, в деятельности которой была ярко выраженная миссионерская составляющая, соединяя ее с одной из важнейших идей росписи собора — темой казанского взятия и стяжания царственного статуса московским государем. Обращает на себя полнота состава ростовских святых в Архангельском соборе, сравнимая только с Успенским, где в алтарной части представлены все ростовские святители и Авраамий Ростовский.

Ростовские чудотворцы, наряду с московскими митрополитами, могут считаться покровителями московской церкви и государственности. Не случайно ростовский владыка Вассиан закончил послание князю Ивану III на Угру словами: «...с сими же всеми да будет милость великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, молитвами Пречистые Его матери и святых великих чудотворец, Леонтия и Исайи и Игнатия Ростовских и всех святых» [Послание на Угру, 1999].

7 В Благовещенском соборе ростовские и новгородские святые (святители, преподобные и юродивые) изображены в поясе медальонов над«Службой святых отец» в центральной апсиде, а московские митрополиты — в рост, также в центральной апсиде. Алексий — на южной стене алтарной апсиды (слева от арки прохода в диаконник), Петр — в арке прохода в жертвенник, на западной грани северной стены центральной апсиды.

Литература

Анкудинова Е.А., МельникА.Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М.: Северный паломник, 2002.

Баталов А.Л. Авраамиев Ростовский в честь Богоявления мужской монастырь// Православная энциклопедия. Т.1. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 163-165.

Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. 354 с.

Бузыкина Ю.Н. Изображения святых в откосах окон Архангельского собора Московского Кремля. Состав и программа росписи//Материалы и исследования. Вып.29. М„ 2019. С. 8-35.

Бузыкина Ю.Н. Малоизученные циклы в росписи Архангельского собора// Московский Кремль XVII столетия. Древние святыни и исторические памятники. В 2 кн. М.: БуксМАрт, 2019. Кн.1. С. 385-427.

Бузыкина Ю.Н. Святые на столпах Архангельского собора Московского Кремля: к вопросу о программе росписи середины 1560-х годов//ХХ1 научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2018. С.11-24.

ВахринаА.П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1995. Вып.8. С. 113-128.

Вахрина В.И. Вассиан 1//Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. Т.7. С.260-262.

Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006. 448 с.

Вахрина В.И.,Э.П.Р. Иаков//Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т.20. С.455-460.

ДенисовД.В. Система росписи алтарной зоны русскиххрамов второй четверти XVII в. (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Факультет церков-ныххудожеств. Кафедра истории и теории христианского искусства. Направление 035400.68 История искусств. (История и теория христианского искусства). Выпускная квалификационная работа магистра. Рукопись). М.,2015. 85 с.

Дмитриев Ю.Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля//Древнерус-ское искусство. XVII век. Т.2. М.: Наука, 1964. С.138-159.

Дробленкова Н.Ф. Феодор, игумен Симоновский//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2 (вторая половина XIV - XVI в.). 4.2: Л-Я/АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д.С.Лихачев. Л.: Наука, 1989. 528 с. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=4675

Житие Сергия Радонежского//Библиотекалитературы Древней Руси/РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С.Лихачева, Л.А.Дмитриева, А.А.Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1999. Т. 6: XIV - середина XV века. 583 с. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=4989

Зимин A.A. Россия на пороге Нового времени. М.: Мысль, 1972. 455 с.

Каган М.Д. Житие Исайи, епископа Ростовского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1 (XI - первая половина XIV в.)/АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д.С.Лихачев. Л.: Наука, 1987. 493 с. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=10102

ЛурьеЯ.С. Вассиан Рыло//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2 (вторая половина XIV-XVI в.). 4.1: А-К/АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред.Д.С.Лихачев. Л.: Наука, 1988. 516 с. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3760

МельникА.Г. Иконография ростовскихсвятых. Каталог выставки. Ростов,1998.

МельникА.Г. Иконография ростовскогосвятого Петра царевича//История и культура Ростовской земли. 2011. Ростов, 2012. С. 100-125.

МельникА.Г. К вопросу о времени возникновения «Повести о Петре, царевиче ордын-ском»//Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 53. С. 626-627.

МельникА.Г. К истории почитания ростовского святого Петра царевича в XV — середине XVIII вв.//1ХЗолотаревские чтения. Материалы научной конференции. Рыбинск, 2002. С. 95-97.

МельникА.Г. Надгробная икона ростовского святого Петра царевича в житии конца XVII в.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики.2007. №1(27). С.104-115.

НерсесянЛ.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М.: Северный паломник, 2006.168 с.

Никитина Т.Л. Русские церковные стенные росписи 1670-1680-х годов. М.: Индрик, 2015.464 с.

Повесть о Петре, царевиче Ордынском//Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С.Лихачева, Л.А.Дмитриева, А.А.Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 2000. Т.9: КонецХ1У - первая половина XVI века. 566 с. URL: http://lib. pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5082

Послание на Угру Вассиана Рыло//Библиотека литературы Древней Руси/РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С.Лихачева, Л.А.Дмитриева, А.А.Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1999. Т.7: Вторая половина XV века. 581 с. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=5070

Пуцко В.Г. Крест прп. Авраамия Ростовского//История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С.96-104.

Самойлова Т.Е. Ведущие аспекту росписи Архангельского собора// Искусство средневековой Руси/Отв. ред.Л.А. Щенникова (Материалы и исследования. Государственный историко-культурный музей-заповедник«Московский Кремль»; 12). М.,1999. С. 150-180.

Самойлова Т.Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 268 с.

Самойлова Т.Е. Княжеские портреты в системе росписи Архангельского собора (иконографическая программа времени Ивана IV Грозного)//Проблемы изучения памятни-ковдуховной и материальной культуры. М., 2000. С.4-28.

Самойлова Т.Е. Кто из византийских императоров изображен на фреске Архангельского собора?//Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. М.: Индрик, 2004. С.128-135.

Самойлова Т.Е. Реставрация росписи Архангельского собора//Сокровищница России: страницы исторической биографии Музеев Московского Кремля/Отв. ред. Н.С.Владимирская ([Материалы и исследования. Федеральное государственное учреждение «Государственный историко-культурный музей-заповедник«Московский Кремль»; вып.14). М., 2002. С.230-239.

Самойлова Т.Е. Святые русские князья в росписи Архангельского собора/УАрхангель-ский собор Московского Кремля. М.: Красная площадь, 2002. С.201-219.

Самойлова Т.Е. Сюжет о Петре, царевиче Ордынском, в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля. Смысл и значение//История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 133-137.

Сизов Е.С. «Воображены подобия князей...» Стенопись Архангельского собора Московского Кремля. Л.: Аврора, 1969. [40] с.

Сизов Е.С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля

и историческая основа некоторыхеесюжетов//Древнерусское искусство. XVII век (т.2). М.: Наука, 1964. С. 160-174.

Сизов Е.С. Катрибуции княжеского цикла в росписяхАрхангельского собора//Матери-алы и исследования. ГММК. М„ 1976. Вып.2. С.62-97.

Сизов Е.С. Русские исторические деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI В.//ТОДРЛ. М.; Л.,1966. Т.22. С. 160-174.

Третьякова А. КрестАвраамия Ростовского//Пластические искусства: Исслед. молодых: Сб. ст. М„ 1997. С. 153-163.

Название статьи

Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля Сведения об авторе

Бузыкина Юлия Николаевна — кандидат искусствоведения, научный сотрудник Музеев Московского Кремля. 103132, Российская Федерация, Москва, Кремль. [email protected]

Аннотация

В статье речь идет об изображениях ростовских святых, святителей и преподобного, в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля. Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора утверждают древность русской церкви как института и роль светской власти как инструмента распространения христианства.

Ключевые слова

Московский Кремль, Архангельский собор.древнерусское искусство, монументальная живопись, русское искусство XVII в., русские святые, Ростов Великий.

Title

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Saints of Rostov the Great in the Wall Paintings ofthe Moscow Kremlin Archangel Cathedral Authors

Buzykina, Iulia Nikolaevna — PHD, researcher, Moscow Kremlin Museums, 103132, Moscow, Russian Federation, Kremlin, [email protected]

Abstract

The paper deals with depictions ofthe holy bishops and monks of Rostovthe Great in the system ofthe wall paintings in the cathedral ofthe Archangel of Moscow Kremlin. The saints of this city, which is one ofthe oldest Russian cathedrae, establish the ancientness ofthe Russian church as an institution and the role of secular authorities in the expansion ofthe Orthodox Christian Faith in Russian and Tatar lands.

Keywords

Moscow Kremlin, Cathedral of Archangel, Russian Medieval art, Russian wall paintings, Russian Art of 17th century, Russian saints, Rostov the Great.

References

Ankudinova E.A., Melnik A.G.Spaso-Preobrazhenskiisoborv Yaroslavle (Transfiguration Cathedral in Yaroslavl). Moscow, Severnyj palomnik Publ., 2002 (in Russian).

Batalov A.L. Avraamiev Rostovskii Monastery of Epiphany. Pravoslavnala entsiklopediia (The Orthodox Encyclopedia). Moscow, Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaia entsiklopediia" Publ., 2000. Vol.1, pp. 163-165 (in Russian).

Buzykina Ju.N. Depictions ofthe Saints in the Window Reveals in the Archangel Michael Cathedral ofthe Moscow Kremlin. The Program ofthe Murals. Materialy i issledovanija (Materials and Research of Moscow Kremlin Museums). Vol.29. Moscow, 2019, pp. 8-35 (in Russian).

Buzykina Ju.N. Little-Studied Cycles in the Wall Paintings ofthe Archangel Michael Cathe-dralofthe Moscow Kremlin. MoskovskiiKreml'17stoletiia. Drevniesvjatyniiistoricheskie pamiatniki (The Moscow Kremlin of the 17th Century. Ancient Relics and Historical Monuments). 2 vols. Moscow, BuksMArt Publ., 2019, vol.1, pp.385-427 (in Russian).

Buzykina Ju.N. Saints on the Pillars ofthe Archangel Michael Cathedral ofthe Moscow Kremlin: on the Painting Program of 1560s. XXI nauchnye chtenija pamjati Iriny Petrovny Bolotcevoj [1944-1995]: Sb. Statej (Collected Papers of 21st Scientific Conference in Memory oflrina Petrovna Bolotseva [1944-1995]). Yaroslavl', 2018, pp.11-24 (in Russian).

Denisov D.V. The System of Altar Wall Paintings in Russian Churches ofthe Second Quarter of 20th Century. Pravoslavnyi Svyato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet. Fakultet tserkovnykh khudozhestv. Kafedra Istorii i Teorii Khristianskogo Iskusstva. Napravlenie 035400.68 Istoriya iskusstv. (Istoriya i teoriya khristianskogo iskusstva). Vypusknaya kvali-fikacionnaya rabota magistra. Rukopis. (Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities. Faculty of Church Arts, Department of Christian Art Theory and History. Graduation Thesis. Manuscript). Moscow, 2015. 85 p. (in Russian).

Dmitriev Ju.N. Wall Paintings ofthe Archangel Michael Cathedral of Moscow Kremlin. Drevnerusskoe iskusstvo. XVII vek (Old Russian Art. 17th century), vol. 2. Moscow, Nauka Publ., 1964, pp.138-159 (in Russian).

Droblenkova N.F. Theodor, igumen Simonovskii (Theodor, AbbotofSimonov Monastery). Slovar knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi (Lexicon of Scholars and Book-Learning of Medieval Russia). Vol. 2: Second half of the 14th-16th centuries. Part 2: L-Ya. USSR Academy of Sciences, Institute of Russian Literature. Leningrad, Nauka Publ., 1989. 528 p. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4675 (in Russian).

Kagan M.D. Life of Isaiah, Bishop of Rostov. Slovar knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi (Lexicon of Scholars and Book-Learning of Medieval Russia). Vol. 1: Uth-lst half ofl4th century. USSR Academy ofSciences, Instituteof Russian Literature; Leningrad, Nauka Publ., 1987. 493 p. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10102 (in Russian).

Likhachev D.S. (ed.) Poslanie na Ugru Vassiana Rylo (Epistle to Ugra of Vassian Rylo). Bib-lioteka Uteratury Drevnei Rusi (Library of Russian Medieval Literature). Saint Petersburg, Nauka Publ., 1999. Vol. 7: Second halfofl5th century. 581 p. URL: http://lib.pushkinskij-dom.ru/Default.aspx?tabid=5070 (in Russian).

Likhachev D.S. (ed.) Povest o Petre tareviche Ordynskom ('Story of Peter, Tzarevich from the Horde'). Biblioteka Uteratury Drevnei Rusi (Library of Russian Medieval Literature). Saint Petersburg, Nauka Publ., 2000. Vol. 9: Late 14th - first half of 16th century. 566 p. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5082 (in Russian).

Likhachev D.S. (ed.) Life of St Sergius of Radonezh. Biblioteka Uteratury Drevnei Rusi (Library of Russian Medieval Literature). Saint Petersburg, Nauka Publ., 1999. Vol. 6:14th -mid-15th centuries. 583 p. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989 (in Russian).

Lurie Ya.S. Vassian Rylo. Slovar knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi (Lexicon of Scholars and Book-Learning ofMedieval Russia). Vol. 2: Second half 14th - 16th centuries. Part 1: A-K/USSR Academy ofSciences, Instituteof Russian Literature; Leningrad, Nauka Publ., 1988. 516 p. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3760 (in Russian).

Melnik A.G. Ikonografiia rostovskikh sviatikh (Iconography of Rostov Saints). Exhibition catalogue. Rostov,1998 (in Russian).

Melnik A.G. Ikonografiia rostovskogo sviatogo Petra tsarevicha (Iconography of Rostov Saint Peter Tsarevich). Istoriya i kultura Rostovskoj zemli (History and Culture of Rostov Land). 2011. Rostov, 2012, pp.100-125 (in Russian).

Melnik A.G. K istorii pochitaniya rostovskogo sviatogo Petra tsarevicha v XV — seredine XVIII v. (Revisiting the History of Veneration of Rostov Saint Pyotr Tsarevich in 15th — mid-18th Centuries). IXZolotarevskie chteniya. Materialy nauchnoj konferencii (9th Zolo-tarevScientific Conference). Rybinsk, 2002, pp.95-97 (in Russian).

Melnik A.G. Revisiting the Time of Appearing of 'Story of Peter, Tzarevich from the Horde'. Trudy Otdela drevnerusskoi Uteratury (Works of the Department for Russian Medieval Literature). Saint Petersburg, Dmitrij Bulanin Publ., 2003, vol.53, pp.626-627 (in Russian).

Melnik A.G. Tomb Icon of Saint Pyotr Tzarevich with Life ofthe Late 17th Century. Drev-niaya Rus. Voprosy medievistiki (Medieval Russia. Problems of Medieval Studies). 2007, No. 1(27), pp. 104-115 (in Russian).

Nersesyan L. V. Dionisii ikonnik ifreski Ferapontova monastyrya (Dionysius the Icon Painter and Wall Paintings ofFerapontovo Monastery). Moscow, Severnyi palomnik Publ., 2006. 168 p. (in Russian).

Nikitina T.L. Russkie tserkovnie stennie rospisi 1670-1680-kh godov (Russian Church Wall Paintings ofl670s-1680s). Moscow, Indrik Publ., 2015. 646 p. (in Russian).

Putsko V.G. The Cross of St Avraamij's of Rostov. Istoriya i kultura Rostovskoi zemli (History and Culture ofRostov Land), 1994. Rostov, 1995, pp. 96-104 (in Russian).

Samoilova T.E. Conservation Works in Archangel Michael cathedral ofthe Moscow Kremlin. Sokrovishhnitsa Rossii: stranitsy istoricheskoi biografii Muzeev Moskovskogo Kremlia. Materialy i issledovaniia. Federal'noe gosudarstvennoe uchrezhdenie "Gosudarstvennyi istoriko-kul'turnyi muzei-zapovednik "Moskovskii Kremi", 1.14 (Treasures of Russia: Pages of Historical Biography of the Moscow Kremlin Museums. Materials and Researches of the Moscow Kremlin Museums; vol 14). Moscow, 2002, pp.230-239 (in Russian).

Samoilova T.E. Kniazheskie portrety v rospisi Arkhangel'skogo sobora Moskovskogo Kremlia. Ikonograficheskaia programma XVI veka (Portraits of the Princes in the Archangel Michael Cathedral of the Moscow Kremlin. Iconographical Program of 16th Century). Moscow, 2004. 264 p. (in Russian).

Samoilova T.E. Leading Aspects in the Wall Paintings of Archangel Michael Cathedral ofthe Moscow Kremlin. Iskusstvo srednevekovoi Rusi.Materialy i issledovanija. Gosudarstvennyj istoriko-kul'turnyj muzej-zapovednik "Moskovskij Kremi", 1.12 (Art of Medieval Russia. Materials and Researches of Moscow Kremlin Museums, vol. 12). Moscow, 1999, pp. 150180 (in Russian).

Samoilova T.E. Portraits ofthe Princes in the System of Wall Paintings of Archangel Michael Cathedral of the Moscow Kremlin. Problemy izucheniia pamiatnikov duhovnoi i material'nij kul'tury (Problems of Researching the Monuments of Material and Spiritual Culture). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2000, pp.4-28 (in Russian).

Samoilova T.E. Saint Russian Princes in the Wall Painting of Archangel Michael Cathedral of the Moscow Kremlin. Arhangel'skii sobor Moskovskogo Kremlia (Archangel Michael CathedraloftheMoscowKremlin). Moscow, Krasnaja ploshhad' Publ.,2002, pp. 201-219 (in Russian).

Samoilova T.E. The Story of Peter, Tzarevich from the Horde in the System of Wall Paintings of the Moscow Kremlin Cathedral of the Archangel. Istoriya i kultura Rostovskoi zemli (History and culture of Rostov land), 1994. Rostov, 1995, pp.133-137 (in Russian).

Samoilova T.E. Which Byzantine Emperor is Depicted on the Wall Painting in Archangel Michael Cathedral ofthe Moscow Kremlin. Rossiia i Hristianskii Vostok. (Russia and Christian East). Vol.2-3. Moscow, Indrik Publ., 2004, pp. 128-135 (in Russian).

Sizov E.S. "Voobrazhenypodobiia kniazei..." Stenopis' Arkhangel'skogosobora Moskovskogo Kremlia ("Portraits of Princes are Depicted..." Wall Paintings of Archangel Michael Cathedralofthe MoscowKremlin). Leningrad, Avrora Publ.,1969. [40] p. (in Russian).

Sizov E.S. Attributing the Princes' Cycle in the Wall Paintings of Archangel Michael Cathedral ofthe Moscow Kremlin. Materialy i issledovaniia (Materials and Researches of Moscow Kremlin Museums). Moscow, 1976, vol.2, pp62-97 (in Russian).

Sizov E.S. Date ofthe Wall Painting of Archangel Michael Cathedral ofthe Moscow Kremlin and Historical Background ofsome of its Subjects. Drevnerusskoe iskusstvo. XVII vek (Old Russian Art. 17th Century) [vol.2]. Moscow, Nauka Publ., 1964, pp.160-174 (in Russian).

Sizov E.S. Russian Historical Figures in the Wall Paintings of Archangel Michael Cathedral of the Moscow Kremlin in the 16th Century Literature. Trudy otdela drevnerusskoi literatury Rossiiskoj Akademii nauk (Researches of the Department of Old Russian Literature of Russian AcademyofSciences). Moscow, Leningrad, Nauka Publ., 1966, vol.22, pp. 160-174. (in Russian).

Tretiakova A. The Cross of St Avraamij's of Rostov. Plasticheskie iskusstva: Issled. molodyh: Sb.st. (Plastic Arts. Collected Works of the Young Scholars). Moscow, 1997, pp. 153-163 (in Russian).

Vakhrina A. P. Avraamij Rostosskij's Tomb Veil. Soobsheniya Rostovskogo muzeia (Bulletin of

RostovMuseum). Rostov, 1995, No.8, pp. 113-128 (in Russian). Vakhrina V.I. Ikony Rostova Velikogo (Rostov Icons). Moscow, Severnyi palomnik Publ., 2006. 448 p. (in Russian).

Vakhrina V.I. Vassian 1st. Pravoslavnaia entsiklopediia (The Orthodox Encyclopedia). Moscow, Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaia entsiklopediia" Publ., 2004, vol.7, pp.260-262 (in Russian). Vakhrina V.I., E.P.R. lakov. Pravoslavnaia entsiklopediia (The Orthodox Encyclopedia). Moscow, Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaia entsiklopediia" Publ., 2009, vol.20, pp.455-460 (in Russian). Zimin A. A. Rossiya na poroge Novogo vremeni (Russia on the Cusp of the Modern Period). Moscow, Mysl Publ., 1972. 455 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.