Научная статья на тему 'В каком году умер казанский царевич Петр Ибрагимович - Худайкул Б. Ибрахим?'

В каком году умер казанский царевич Петр Ибрагимович - Худайкул Б. Ибрахим? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ / ХУДАЙКУЛ Б. ИБРАХИМ / КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / ARCHANGEL CATHEDRAL OF THE MOSCOW KREMLIN / HUDAYQUL IBN IBRAHIM / KAZAN KHANATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцев Илья Владимирович

Статья посвящена реконструкции биографии казанского царевича Петра Ибрагимовича (Худайкул б. Ибрахим) и новой интерпретации его эпитафии, которая сохранилась в Архангельском соборе Московского Кремля. Царевич Худайкул попал на Русь в 1487 г., когда после московского похода на Казань хан Алегам с женой были сосланы в Вологду, а его мать (Фатима), братья (Мелек-Тагир и Худайкул) и сестры в Карголом на Белоозеро. 21 декабря 1505 г. в Москве присутствии великого князя, его младших братьев и бояр Худайкул был крещен под именем Петра. 25 января 1506 г. в Успенском соборе Кремля Петра обвенчали с сестрой великого князя Евдокией. Таким образом, Василий породнился с казанскими чингизидами, а у Москвы появился крещеный претендент на казанский престол. В сентябре 1509 г. Василий берет зятя с собой в Новгород. Зимой 1512/13 гг. Петр стоял во главе большого полка во время похода к Можайску. В феврале 1513 г. умерла его жена Евдокия. Во время литовского похода лета-осени 1513 г. он остался в Москве вместе с племянниками. Летом 1514 г. во время литовского похода он вновь оставлен в Москве. В апреле 1517 г. он присутствовал на приеме цесарского посла Сигизмунда Герберштейна. Весной 1522 г. Петр вновь оставлен в Москве во время похода Василия III против крымского хана. Дата кончины Худайкула, высеченная на его эпитафии в Архангельском соборе Московского Кремля (13 марта 7016/1508 г.), неверна, поскольку царевич однозначно был жив в 1522 г. Плита выполнена значительно позднее смерти чингизида, а дата на ней является следствием неверно понятых данных летописной статьи с описанием Архангельского собора. Общепринятая дата смерти Петра (1523 г.), предложенная А.А.Зиминым, является реконструированной (хотя и весьма правдоподобной).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents an attempt both of reconstruction of the Kazan sultan Hudayqul (Petr) ibn Ibrahim’s biography and of reconsideration of the reading of his epitaph in the Archangel Cathedral of the Moscow Kremlin. Prince Hudayqul arrived to Rus’ in 1487, when, after the Moscow campaign against Kazan, Alegam Khan with his wife were exiled to Vologda and his mother (Fatima), brothers (Melek-Tagir and Hudayqul) and sisters were deported to Kargolom on Beloozero. December 21, 1505, Hudayqul was baptized under the name of Peter in Moscow in the presence of the Grand Duke, his younger brothers and boyars. January 25, 1506, Peter was betrothed to Evdokia, a sister of the Grand Duke, in the Assumption Cathedral of Kremlin. In such a way Vasily became related with the Kazan Chinggisids, and Moscow could exploit a baptized contender for the throne of Kazan. In September 1509, Vasily took with him his son-in-law in Novgorod. In winter 1512/13, Peter led a large regiment during the campaign against Mozhaysk. In February 1513, his wife Evdokia died. During the Lithuanian campaign of the summer and autumn of 1513, he stayed in Moscow, together with his nephews. In the summer of 1514, during the Lithuanian campaign, he again was left in Moscow. In April 1517, he attended a reception of the Imperial ambassador Sigismund Herberstein. In the spring of 1522, Peter was left again in Moscow during a Vasily III’s campaign against the Crimean Khan. Date of Hudayqul’s death carved in his epitaph (March 13, 7016/1508) seems to be incorrect because the prince was definitely alive in 1522. Hence the funeral slab was made much later after his death and the date on it is a consequence of misunderstood chronicle data describing the Archangel Cathedral. The generally accepted date of Hudayqul’s death (1523) proposed by A.A.Zimin was produced as conditional one (although a very plausible).

Текст научной работы на тему «В каком году умер казанский царевич Петр Ибрагимович - Худайкул Б. Ибрахим?»

УДК 929.7.03

В КАКОМ ГОДУ УМЕР КАЗАНСКИЙ ЦАРЕВИЧ ПЕТР ИБРАГИМОВИЧ - ХУДАЙКУЛ Б. ИБРАХИМ?

Илья Зайцев1' 2

Царевич Худайкул попал на Русь в 1487 г., когда после московского похода на Казань хан Алегам с женой были сосланы в Вологду, а его мать (Фатима), братья (Мелек-Тагир и Худайкул) и сестры - в Карголом на Бело-озеро. Никоновская летопись так описывает эти события: «И князь великий Иван Василиевич всеа Русии царя Махмет-Аминя из своей руки посадил на царство в Казани, а коромольных князей и уланов смертию казнил и иных

коромольников; а царя Алегама с царицею послал киязь великий в заточение на Вологду, а матерь его и братию его и сестры послал князь великий в заточение на Белоозеро в Карголом» [9, с. 219; 3, с. 303]1.

Осенью 1505 г. Худайкул бил челом митрополиту московскому Симону, чтобы тот испросил у великого князя Василия III разрешения креститься. Разрешение было получено, и 21 декабря того же года Худайкул был крещен на Москве-реке в присутствии великого князя, его младших братьев и бояр. Новое христианское имя Худайкулу выбрали неслучайно. Как предполагал А.В. Беляков, «здесь явно прослеживается перекличка с историей о Петре, царевиче ордынском, попавшем в Ростовское княжество и крестившемся здесь в XIV в.». Некоторое время Худайкул-Петр жил на дворе у архиепископа в Ростове, а на фресках Архангельского собора Московского Кремля Петр Ордынский был помещен как небесный патрон Петра-Худайкула [3, с. 90, 301]. Впрочем, В.Д. Назаров полагает, что для мотива в выборе имени Петра показательнее сама дата - 21 декабря, «наиболее значимая в почитании святого митрополита "всея Руси" Петра (день его кончины)» [6, с. 19].

Вполне возможно, что в истории крещения Худайкула имели место обе аллюзии - на митрополита Петра, и на царевича Петра Ордынского. Совершенно очевидно, что в XVII в. истории Петра Ордынского и царевича Петра-Худайкула безусловно связывались. Действительно, в стенописи Архангельского собора 1666 г. сцены из «Сказания о царевиче Петре Ордынском» соседствуют с изображением казанского царевича2. Как писал об этом изображении Е.С. Сизов, «к надгробным "портретам", написанным не над гробницей, а на расстоянии, относится еще одно изображение. Это фигура казанского царевича Петра. Царевич Петр, зять Василия III, будучи, как доказывает А. А. Зимин, наследником его престола, скончался в 1523 г. Он был положен в Архангельском соборе у северо-западного столпа. Его "портрет" поместили на северной стене у входа в собор. То что этот образ написан именно здесь, а не на южной стене, логично, так как гробница царевича тяготеет к северной стороне храма. Но выбор именно этого участка стены, достаточно свободного, так как здесь мало "портретов", связан с одной из интересных особенностей замысла росписей - желанием достаточно широко раскрыть в них актуальную для тех времен казанско-ордынскую тему. Именно с этой целью рядом с царевичем Петром помещены две сцены, иллюстрирующие житийную повесть о другом татарском царевиче Петре, который, согласно "житию", еще в самый начальный период ордынского владычества, вскоре после нашествия Батыя на Русь, тайно покинул Орду и, поселившись в Ростове, связал свою судьбу с Россией» [11, с. 80]3. Портрет Петра в три четверти снабжен подписью: «Велики князь Петр» [11, с. 94]4.

1 Карголом находился, видимо, к востоку от современного Белоозера, на южном берегу озера Белое, в десяти верстах от заложенного в 1488 г. Белоозера [1, с. 168-169].

2 Изображение см. [11, с. 78, илл.12].

3 Кстати, в описании стенных «портретов» Архангельского собора середины XIX в. фигура царевича Петра определена как образ царевича Петра Ростовского, а не Казанского [11, с. 84].

4 Это, видимо, второй случай утраты чингизидом своего «царственного» именования. Первый, в отношении племянника Худайкула - царевича Федора Меликдаировича, крещеного в 1512 г., отметил В.Д. Назаров [6, с. 18].

Рис. 1. Архангельский собор. Склеп у юго-западного столба с северной стороны, где похоронен Казанский царевич, во св. крещении Александр Сафакиреевич. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-34

Рис. 2. Склеп царевича Худайкула-Петра (современная фотография автора)

Через неделю после крещения, 28 декабря 1505 г. царевич принес присягу на верность Василию и был выпущен из «нятства» [3, с. 82]. Менее чем через месяц, 25 января 1506 г. в Успенском соборе Кремля Петра обвенчали с сестрой великого князя Евдокией. Венчал их тот же архимандрит московского Спасского монастыря Афанасий, который крестил царевича [3, с. 105106]. Таким образом, Василий породнился с казанскими чингизидами, а у Москвы появился крещеный претендент на казанский престол.

«Крещение царевича Петра и его брак с сестрой монарха имели пропагандистское, и политическое значение. Они символизировали принципиальные перемены в отношениях московских Рюриковичей и Чингисидов. Последние как бы признавали преимущества православия над исламом и собственную позицию "жалуемого" лица - не только городами и территориями, но и разрешением на смену веры, и "дачей" в супруги близкой родственницы московского государя» [6, с. 19-20].

В сентябре 1509 г. Василий берет зятя с собой в Новгород. Зимой 1512/13 гг. Петр стоял во главе большого полка во время похода к Можайску. В феврале 1513 г. умерла его жена Евдокия5. Во время литовского похода лета-осени 1513 г. он остался в Москве вместе с племянниками. Летом 1514 г. во время литовского похода он вновь оставлен в Москве [3, с. 184]. В апреле 1517 г. он присутствовал на приеме цесарского посла Сигизмунда Герберштейна [3, с. 116]. Весной 1522 г. Петр вновь оставлен в Москве во время похода Василия III против крымского хана [3, с. 185].

Согласно утвердившемуся в историографии мнению, скончался царевич 13 марта 1523 г. и был похоронен у северо-западного столпа в Архангельском соборе Московского Кремля [4, с. 298; 11, с. 67; 3, с. 159]. Там же, на северной стене собора, как уже говорилось, сохранилось изображение Петра [11, с. 66].

Казалось бы, что ясность в вопрос о дате смерти Петра может внести эпитафия царевича. Она была однажды опубликована. Согласно чтению Т.Д. Пановой текст ее таков: «В лето 7017 марта в 13 преставис царевич Петр сын Ибреимов сына Маматякова царя Казанскаго» [7, с. 28].

Однако обращение к оригиналу надписи на плите показывает, что дата надгробия читается как 7016, но никак не 7017. В действительности, с нашей точки зрения, эпитафия выглядит следующим образом:

В лето 7016 м(а)ртъ въ Г1 [13 день] // преставис(я) ц(а)ревичь Петръ с(ы)нъ Ибре//имовъ с(ы)на Маматякова ц(а)ря // Казанскаго.

Стоит отметить, что в первом описании Архангельского собора, которое принадлежит перу протоирея Архангельского собора Петра Алексеевича Алексеева (1731-1801)6, текст надгробия был прочитан ближе к истине: «на левой стороне у другого столпа, что от западных дверей: 48: в лето 7017 (от Р.Х. 1509 году) марта в 13 день преставись царевич Петр сын Ибреимов, сына Маматякова царя Казанского» [2, л. 13]7. Более того, у исследователей

5 Похоронена в Вознесенском соборе Московского Кремля [7, с. 28].

6 Он был сначала ключарем кремлевского Успенского собора и написал несколько книг, в т.ч. Роспись московских церквей, соборных, монастырских, ружных, приходских, предельных, и домовых; внутрь и вне царствующаго града состоящих. [М.]: Тип. Имп. Моск. ун-та, 1778. [4], 84, [2] с.; 8°.

7 Далее идет описание изображения на этом «столпе» великого князя Даниила Александровича со свитком в руках с текстом об основании этого храма.

XIX в. - первых историков Казанского ханства, эта дата также не вызывала возражений. Например, Карл Фукс в своей «Краткой истории Казани» (1817) пишет, что Петр скончался 13 марта 1509 г. [13, с. 44]8.

Это уточнение, тем не менее, не снимает основного вопроса. Дело в том, что 7016 соответствует 1508 г., а мы знаем, что Петр был однозначно жив еще в 1522 г. В чем же дело?

Во-первых, стоит отметить, что дата 13 марта 1523 г. как момент смерти Петра, насколько мне известно, не встречается в письменных источниках. Видимо, первым, кто предложил именно эту дату, был А.А. Зимин [4, с. 298]. Зная, что царевич был жив в 1522 г., но при этом однозначно не участвовал в московском походе на Казань лета 1523 г., историк сопоставил эти данные с датой погребальной плиты, ясно понимая, что год на ней указан неверно. Таким образом, дата 13 марта 1523 г. является, скорее всего, результатом комбинации разных данных. Настоящей даты кончины царевича мы пока не знаем.

Во-вторых, попробуем определить, почему год на плите указан неверно (впрочем, нельзя утверждать, что и число и месяц кончины царевича указаны безошибочно). Очевидно, что плита не может являться современной погребению (иначе, трудно допустить колоссальное расхождение в годах). Да и стилистика выполнения эпитафии говорит о том, что выполнена она была не ранее XVII в. Значит, автор эпитафии реконструировал дату по каким-то другим данным. Таким источником для него, вероятнее всего, являлось летописание. Даты смерти Петра там нет. Однако, в Воскресенской летописи под 1508 г. мы встречаем подробное перечисление погребений Архангельского собора, в котором читаем: «а вшед въ церков болшими дверми, налеве у столпа лежит Петръ царевичъ, зять великого князя Ивана Василиевича, Абреи-мовъ сынъ царевъ» [8, с.248]. В Никоновской летописи далее добавлено: «а возле его положишя у того же у леваго столпа царя Александра Сафакирееви-ча Казанского» [9, с.8]. Это свидетельство недвусмысленно говорит о том, что первоначально оба казанца были похоронены рядом - у левого (северозападного) столпа. Поэтому на схеме захоронений собора, составленной Е.С.Сизовым на основании Шумиловского тома Лицевого летописного свода 1574 г., у левого столпа обозначено два захоронения [10, с. 88].

Ныне прах Александра находится под особой плитой на правом столпе. Значит, его туда перенесли позже, и скорее всего, это обстоятельство сопровождалось переделкой погребения Петра и изготовлением новой плиты (видимо, взамен утраченной). Скорее всего, это случилось после событий Смутного времени и разорения Кремля. Уместно, видимо, предположить, что автор новой эпитафии, не имея прямых указаний, принял год летописной статьи за год погребения Петра. Ответить на вопрос, откуда возникли число и месяц кончины царевича, сложнее. Можно было бы пред-

Номер 48, который предваряет описание захоронения царевича Петра, указывает его могилу на плане Архангельского собора, нарисованном на обороте «тит. л.». Я благодарю заведующую Отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета Э.И. Амерханову за любезно предоставленную справку об этой рукописи.

8 Очень вероятно, что К.Фукс в этих сведениях использовал как раз рукопись П.А. Алексеева.

положить, что их источником был синодик собора. Однако в нем данных о Петре нет вовсе9.

Подведем итоги. Дата кончины Худайкула, высеченная на его эпитафии (13 марта 7016/1508 г.), неверна, поскольку царевич однозначно был жив в 1522 г. Плита выполнена значительно позднее смерти чингизида, а дата на ней является следствием неверно понятых данных летописной статьи с описанием Архангельского собора. Общепринятая дата смерти Петра (1523 г.), предложенная А.А.Зиминым, является реконструированной (хотя и весьма правдоподобной).

То обстоятельство, что первоначально оба казанских царевича были похоронены рядом (у - северо-западного столпа храма) еще раз обращает нас к проблеме формирования некрополя Архангельского собора. В литературе уже отмечалось, что истоки неравнозначности групп погребений великих и удельных князей в соборе следует искать в эсхатологических представлениях средневековья, а также представлениях о небесной иерархии, которая отражалась в иерархическом устройстве некрополя. «Великокняжеским гробницам отводилось место у южной стены, причем вдоль нее - с востока на запад. В отличие от них, как свидетельствует Никоновская летопись, во время сооружения нового здания некрополя в 1507 году "удельных князей мощи положиша возле западную стену". Их ряд начат у южной стены и доходит до середины западной. Таким образом, гробницы удельных князей располагаются в южной половине собора. Что касается северной стены, то здесь находится наименьшее число погребений, потому что сюда клали князей, умерших в опале или "нужною", то есть насильственной смертью» [10, с. 92]. Эта картина распределения гробниц некрополя дополняется отдельной компактной группой из двух погребений крещеных Чингизидов, положение которой вполне соответствует тому месту, которое они занимали в структуре московского общества XVI в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянов К. А. Купли Ивана Калиты. М.: Энц. российских деревень, 2001. 239 с.

2. Алексеев П.А. Iconographia ... Ecclesiae St. Michaelis. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета, рук. № 4671.

3. Беляков А.В. Чингисиды в России XV-XVII веков. Просопографи-ческое исследование. Рязань: Рязань. Мiр, 2011. 512 с.

4. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М.: Мысль, 1972. 455с.

5. Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М.: Типография Л.Ф.Снегирева, 1880. 388 с.

6. Назаров В.Д. Рюриковичи и Чингисиды: проблемы взаимоотношений в преломлении источников (Диалог о книге А.В. Белякова Чинги-

9 Впервые этот памятник был описан А.Лебедевым еще в 1880 году [5, с.376-381]. Ныне он хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки [12].

сиды в России Х^Х'УП веков: просопографическое исследование. Рязань, 2011) // Отечественная история. 2013. № 3. С.11-21.

7. Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля. 2-е изд., испр. и доп. М.: ФГУК ГИКМЗ «Московский Кремль», 2010. 71 с.

8. Полное собрание русских летописей. Т. 8. VII. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб.: Археографическая комиссия, 1859. 312 с.

9. Полное собрание русских летописей. Т. 12. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб.: Археографическая комиссия, 1901. 272 с.

10. Сизов Е.С. Еще раз о трех «неизвестных» гробницах Архангельского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. I. М.: «Искусство», 1973. С. 86-94.

11. Сизов Е.С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. II. М.: Советский художник, 1976. С. 62-97.

12. Синодик Архангельского собора Московского Кремля. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 218, ед.хр.1518.

13. Фукс К. Краткая история города Казани. Казань, 1817.

Дата поступления статьи

12.04.2015 г.

Сведения об авторе: Зайцев Илья Владимирович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН (107031, ул. Рождественка, 12, Москва, Российская Федерация); старший научный сотрудник Института российской истории РАН (117036, ул. Дмитрия Ульянова, 19, Москва, Российская Федерация).

Для цитирования: Зайцев И.В. В каком году умер казанский царевич Петр Ибрагимович - Худайкул б. Ибрахим? // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 128-136.

IN WHICH YEAR DID KAZAN PRINCE PETR IBRAGIMOVICH (HUDAYQUL IBN IBRAHIM) DIE?

Il'ya Zaytsev1' 2

1 Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, 12 Rozhdestvenka Str., Moscow 107031, Russian Federation

2 Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences,

19 Dmitriya Ul'yanova Str., Moscow 117036, Russian Federation E-mail: ilyaaugust@yandex.ru

The article represents an attempt both of reconstruction of the Kazan sultan Hudayqul (Petr) ibn Ibrahim's biography and of reconsideration of the reading of his epitaph in the Archangel Cathedral of the Moscow Kremlin. Prince Hudayqul

arrived to Rus' in 1487, when, after the Moscow campaign against Kazan, Alegam Khan with his wife were exiled to Vologda and his mother (Fatima), brothers (Melek-Tagir and Hudayqul) and sisters were deported to Kargolom on Beloozero. December 21, 1505, Hudayqul was baptized under the name of Peter in Moscow in the presence of the Grand Duke, his younger brothers and boyars. January 25, 1506, Peter was betrothed to Evdokia, a sister of the Grand Duke, in the Assumption Cathedral of Kremlin. In such a way Vasily became related with the Kazan Chinggisids, and Moscow could exploit a baptized contender for the throne of Kazan. In September 1509, Vasily took with him his son-in-law in Novgorod. In winter 1512/13, Peter led a large regiment during the campaign against Mozhaysk. In February 1513, his wife Evdokia died. During the Lithuanian campaign of the summer and autumn of 1513, he stayed in Moscow, together with his nephews. In the summer of 1514, during the Lithuanian campaign, he again was left in Moscow. In April 1517, he attended a reception of the Imperial ambassador Sigismund Herberstein. In the spring of 1522, Peter was left again in Moscow during a Vasily III's campaign against the Crimean Khan.

Date of Hudayqul's death carved in his epitaph (March 13, 7016/1508) seems to be incorrect because the prince was definitely alive in 1522. Hence the funeral slab was made much later after his death and the date on it is a consequence of misunderstood chronicle data describing the Archangel Cathedral. The generally accepted date of Hudayqul's death (1523) proposed by A.A.Zimin was produced as conditional one (although a very plausible).

Keywords: Archangel Cathedral of the Moscow Kremlin, Hudayqul ibn Ibrahim, Kazan Khanate.

REFERENCES

1. Aver'yanov K.A. Kupli Ivana Kality [Purchases of Ivan Kalita]. Moscow, Entsiklopediya rossiyskikh dereven', 2001. 239 p.

2. Alekseev P.A. Iconographia ... Ecclesiae St. Michaelis. Otdel rukopisey i redkikh knig Nauchnoy biblioteki im. N.I. Lobachevskogo Kazanskogo Fe-deral'nogo universiteta, ruk. No. 4671.

3. Belyakov A.V. Chingisidy v Rossii XV—XVII vekov. Prosopografi-cheskoe issledovanie [The Chinggisids in Russia of the 15th-17th centuries. Prosopographical Study]. Ryazan, Ryazan. Mir Publ., 2011. 512 p.

4. Zimin A.A. Rossiya na poroge novogo vremeni [Russia on the Threshold of a New Time]. Moscow, Mysl Publ., 1972. 455 p.

5. Lebedev A. Moskovskiy kafedral'nyy Arkhangel'skiy sobor [Archangel Cathedral of the Moscow]. Moscow, Tipografiya L.F.Snegireva, 1880. 388 p.

6. Nazarov V.D. Ryurikovichi i Chingisidy: problemy vzaimootno-sheniy v prelomlenii istochnikov (Dialog o knige A.V. Belyakova Chingisidy v Rossii XV-XVII vekov: prosopograficheskoe issledovanie. Ryazan', 2011) [The Rurikids and the Chinggisids: Relationship Problems as They Are Related by Sources (Conversation about the Book by A.V. Belyakov "The Chinggisids in Russia in the 15th— 17th centuries: Prosopographical Study")]. Otechestvennaya istoriya [National History]. 2013, no. 3, pp. 11-21.

7. Panova T.D. Nekropoli Moskovskogo Kremlya [Necropolis of the Moscow Kremlin]. 2-e izd., ispr. i dop. Moscow, Gosudarstvennyy istoriko-kul'turnyymuzey-zapovednik "Moskovskiy Kreml', 2010. 71 p.

8. Polnoe sobranie russkikh letopisey. Vol. 8. VII. Prodolzhenie letopisi po Voskresenskomu spisku [Complete Collection of Russian Chronicles. Vol. 8. VII. Continuation of the Chronicle according to the Voskresensky Copy]. St. Petersburg, Arkheograficheskaya komissiya, 1859. 312 p.

9. Polnoe sobranie russkikh letopisey. Vol. 12. VIII. Letopisnyy sbornik, imenuemyy Patriarsheyu ili Nikonovskoyu letopis'yu [Complete Collection of Russian Chronicles. Vol. 12. VIII. Chronicle Compilation Called the Patriarchal or Nikon Chronicle]. St. Petersburg, Arkheograficheskaya komissiya, 1901. 272 p.

10. Sizov E.S. Eshche raz o trekh «neizvestnykh» grobnitsakh Arkhan-gel'skogo sobora [Once again on the Three "Unknown" Graves of the Archangel Cathedral]. Gosudarstvennye muzei Moskovskogo Kremlya. Materialy i issledovaniya [State Museums of the Moscow Kremlin. Materials and Research]. Is. I. Moscow, Iskusstvo, 1973, pp. 86-94.

11. Sizov E.S. K atributsii knyazheskogo tsikla v rospisyakh Arkhangel'-skogo sobora [Attribution of the Princely Cycle in the Paintings of the Archangel Cathedral]. Gosudarstvennye muzei Moskovskogo Kremlya. Materialy i issledovaniya [State Museums of the Moscow Kremlin. Materials and Research]. Is. II. Moscow, Sovetskiy khudozhnik, 1976, pp. 62-97.

12. Sinodik Arkhangel'skogo sobora Moskovskogo Kremlya [Synodicon of Archangel Cathedral of the Moscow Kremlin]. Otdel rukopisey Rossiyskoy gosudarstvennoy biblioteki, fond 218, ed.khr.1518.

13. Fuks K. Kratkaya istoriya goroda Kazani [A Brief History of the City of Kazan]. Kazan, 1817.

Received April 12, 2015

About the author: Zaytsev Il'ya Vladimirovich - Dr. Sci. (History), Leading Research Fellow, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (12 Rozhdestvenka Str., Moscow 107031, Russian Federation); Senior Research Fellow, Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences (19 Dmitriya Ul'yanova Str., Moscow 117036, Russian Federation).

For citation: Zaytsev I.V. In Which Year Did Kazan Prince Petr Ibragimovich (Hudayqul ibn Ibrahim) Die? Golden Horde Review, 2016, no. 1, pp. 128-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.