Научная статья на тему 'Рост и развитие симментальских тёлок разных генотипов и их герефордских сверстниц'

Рост и развитие симментальских тёлок разных генотипов и их герефордских сверстниц Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
246
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЁЛКИ / ГЕНОТИП / РОСТ / РАЗВИТИЕ / HEIFERS / GENOTYPE / GROWTH / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Тюлебаев Саясат Джакслыкович, Кадышева Марват Дусангалиевна, Карсакбаев Айдархан Бахитжанович, Литовченко Виктор Григорьевич

Приведены результаты научнохозяйственного опыта по изучению роста и развития тёлок разных генотипов. Наилучшие показатели по росту и развитию за весь период выращивания были у молодняка с долей крови симменталов импортной селекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Тюлебаев Саясат Джакслыкович, Кадышева Марват Дусангалиевна, Карсакбаев Айдархан Бахитжанович, Литовченко Виктор Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROWTH AND DEVELOPMENT OF SIMMENTAL HEIFERS WITH DIFFERENT GENOTYPES AND HEREFORD HEIFERS OF THE SAME AGE

The results of scientific – economic trials connected with the study of growth and development of heifers with different genotypes are reported. The highest indices of growth and development for the whole period of breeding have been observed in young animals with the blood share of Simmentals of import selection.

Текст научной работы на тему «Рост и развитие симментальских тёлок разных генотипов и их герефордских сверстниц»

Рост и развитие симментальских тёлок разных генотипов и их герефордских сверстниц

С.Д. Тюлебаев, к.с.-х.н., М.Д. Кадышева, к.с.-х.н.,

A.Б. Карсакбаев, к.с.-х.н., ВНИИМС РАСХН;

B.Г. Литовченко, к.с.-х.н., Уральская ГАВМ

В современных условиях перехода к рыночной экономике и реформирования сельскохозяйственных предприятий очень важна разработка методов интенсификации производства, которые бы обеспечивали конкурентоспособность продукции и соответствовали зональным природным и экономическим условиям. В связи с этим в производстве мяса возрастает значение скотоводства как наиболее рентабельной отрасли для зоны Южного Урала. В новых экономических условиях представляется целесообразным повышение в отрасли удельного веса мясного скотоводства. Однако поголовье мясного скота в стране крайне ограниченно. Поэтому одним из основных направлений по увеличению мясного поголовья является создание новых пород и типов мясного скота, которые отличались бы от имеющихся специализированных пород долго-рослостью, высокой живой массой взрослых животных, повышенной молочностью коров, хорошей приспособленностью к местным климатическим условиям [1, 2].

Рост животных зависит прежде всего от уровня и полноценности кормления. Кроме того, большое влияние на скорость роста оказывают породные, индивидуальные, наследственные особенности животных, а также условия содержания и многие другие факторы.

Изучение факторов, в наибольшей степени влияющих на приросты и живую массу молодняка, на современном этапе является актуальной задачей. Поэтому большое значение имеет приспособленность и приспособляемость — способность животных давать требуемую продукцию в экстремальных эколого-хозяйственных условиях среды.

В мясном скотоводстве живая масса бычков и тёлок является общепринятым объективным критерием оценки продуктивности животных. В связи с этим в параметрах, определяющих хозяйственную зрелость (возможность использовать для воспроизводства), указывают живую массу и возраст тёлок.

Материалы и методы. В в колхозе «Калиновка» Челябинской области нами были отобраны тёлки, которых по принципу аналогов разделили на четыре группы по 15 животных в каждой. I гр. была представлена тёлками симментальской породы отечественной селекции, II — герефорд-скими тёлками, III и IV гр. — симментальскими тёлками с 1/2 доли крови симменталов соответственно немецкой и канадской репродукции.

Подопытных животных содержали по технологии мясного скотоводства. Отёл коров производился в помещении, оборудованном индивидуальными клетками, где корова с телёнком находились 5—10 суток. Затем коров с телятами переводили в групповые клетки по 6—10 голов, а через 30 суток группы укрупнялись. С месячного возраста молодняк начали приучать к поеданию

концентрированных и грубых кормов, а позже силоса.

В пастбищный период телята с коровами выпасались на пастбище без подкормки концентрированными кормами. Водопой осуществляли в зимний период на выгульно-кормовой площадке из групповых поилок с электроподогревом, а летом — из естественных водоёмов.

Отъём телят производили в 8-месячном возрасте. Содержалось всё поголовье тёлок по технологии мясного скотоводства. Условия кормления и содержания для животных всех подопытных групп были одинаковыми.

В зимний период было скормлено кормов от 1579,9 до 1619,6 корм. ед. на одну тёлку. Основой летнего рациона подопытных тёлок являлась пастбищная трава, которую они максимально использовали. Существенных различий по поедаемости кормов между животными разных групп не установлено.

Результаты исследований. Живая масса является одним из хозяйственно полезных признаков продуктивности животных в мясном скотоводстве, характеризующих рост, развитие и мясные качества (табл. 1).

Анализ полученных данных показывает, что живая масса новорождённых тёлок во всех группах была практически одинаковой. Животные разного генотипа, находясь в одинаковых условиях внешней среды, вследствие разного генетического потенциала росли и развивались по-разному. В подсосный период, уже в шесть месяцев, симментальские тёлки разных генотипов (I, III и IV гр.) по живой массе превосходили сверстниц герефордской породы (II гр.) на 3,1 кг (Р<0,001), 15,2 кг (Р<0,001) и 16,9 кг (Р<0,001) соответственно. В свою очередь тёлки с долей крови симменталов немецкой (III гр.) и канадской (IV гр.) селекции превосходили аналогов отечественных симменталов на 12,1—13,8 кг (Р<0,001), или 6,5-7,4%.

К отъёму телят от матерей в 8-месячном возрасте тёлки всех опытных групп хорошо росли и развивались и по живой массе отвечали требованиям класса элита-рекорд. Однако тёлки герефордской породы уступали по живой массе сверстницам симментальской породы на

13,6—37,1 кг (Р<0,001). Высокая молочность симментальских коров повлияла на развитие молодняка в подсосный период. Наилучшей живой массой в этом возрасте отличались животные с долей крови симменталов немецкой селекции. Они превосходили по живой массе аналогов I, II и IV гр. на 12,3-37,1 кг (Р< 0,001).

В годовалом возрасте герефордские тёлки догоняли по живой массе сверстниц отечественных симменталов, но уступали аналогам с долей крови симменталов немецкой и канадской селекции на 24,6-34,8 кг (Р< 0,001).

Далее по мере роста животных во все возрастные периоды тёлки с долей крови симмен-талов немецкой и канадской селекции росли и развивались лучше сверстниц герефордской породы и отечественных симменталов.

Наши исследования подтвердили высокий генетический потенциал мясной продуктивности симментальского молодняка различных генотипов [3]. Наиболее заметные различия были установлены в конце опыта. Лучше росли тёлки с долей крови симменталов немецкой селекции. Так, в 21 мес. по живой массе они превосходили сверстниц отечественных симменталов на 34,6 кг (Р< 0,001), герефордских — на 36,1 кг (Р< 0,001), с долей крови симменталов канадской селекции — на 10,8 кг (Р<0,05).

Животные отечественных симменталов не уступали по развитию герефордским аналогам, к 21-месячному возрасту имели практически одинаковую живую массу. Тёлки с долей крови симменталов канадской селекции в свою очередь превосходили по живой массе аналогов отечественных симменталов на 23,8 кг (Р< 0,001) и сверстниц герефордской породы на 25,3 кг (Р< 0,001).

В итоге наилучшие показатели по живой массе за весь период выращивания были отмечены у молодняка с долей крови симменталов импортной селекции, которые достоверно превосходили сверстниц герефордской породы и отечественных симменталов, что свидетельствует о высоком генетическом потенциале по этому признаку.

Характерные различия в изменениях живой массы между тёлками разных генотипов обусловлены неодинаковой интенсивностью их роста (табл. 2).

1. Динамика живой массы тёлок, кг (Х ± 8х)

Возраст, мес. Группа

I II III IV

н о и о р о н е 320,0±1,28 115,0±0,37 185,2±0,45 240,0±0,47 300,8±3,49 334,5±2,34 379,5±2,60 405,7±3,82 31,7±1,41 116,4±0,37 182,1±0,44 226,4±0,49 301,5±3,91 341,0±3,87 381,7±4,07 404,2±5,40 33,6±1,58 115,2±0,48 197,3±0,57 263,5±0,40 336,3±4,39 383,1±4,76 411,6±4,70 440,3±4,71 32,6±1,88 114,0±0,42 199,0±0,47 251,2±0,44 326,1±2,91 370,6±3,47 396,5±3,58 429,5±4,33

Среднесуточный прирост живой массы является важнейшим показателем, по уровню которого судят об интенсивности роста животного.

Высокая молочность матерей симментальского корня повлияла на интенсивность роста молодняка в подсосный период. Симментальские тёлки разных генотипов за этот период по среднесуточному приросту превосходили сверстниц герефордской породы на 55,0—145,0 г (Р< 0,001). При этом максимальной величиной изучаемого показателя характеризовались животные с долей крови симменталов немецкой селекции. Они в свою очередь в подсосный период имели преимущество по среднесуточному приросту живой массы перед сверстницами отечественных симменталов на 90 г (Р < 0,001), аналогов с долей крови симменталов канадской селекции — на 46 г (Р< 0,001).

В послеотъёмный период с 8 до 12 мес. в связи со стрессовым состоянием вследствие отъёма от матерей, у тёлок всех групп отмечено снижение интенсивности роста. За этот период наилучшим среднесуточным приростом живой массы отличались животные II и IV гр., которые превосходили сверстниц I гр. на 116,1—116,6 г (Р< 0,001). По изучаемому показателю за этот период тёлки III гр. занимали промежуточное положение.

В дальнейшем за период с 12 мес. и до конца опыта наблюдалось снижение среднесуточного прироста во всех подопытных группах.

Результаты выращивания тёлок разных генотипов свидетельствует о том, что в молодом возрасте (от рождения до 15 мес.) подопытные животные всех групп отличались высокой энергией роста (741,1—766,3 г).

За весь период опыта, до 21 мес., тёлки с долей крови симменталов немецкой селекции превосходили по среднесуточному приросту живой массы сверстниц отечественных симменталов на 51,6 г (Р< 0,001) и аналогов герефордской породы на 53,1 г (Р< 0,001). В свою очередь тёлки с долей

крови симменталов канадской селекции превосходили сверстниц отечественных симменталов на 32,7 г (Р< 0,001) и аналогов герефордской породы на 34,2 г (Р<0,05).

Следовательно, несмотря на отмеченные колебания среднесуточного прироста живой массы, обусловленные влиянием условий внешней среды на организм, животные всех групп нормально росли и развивались. Это обусловлено тем, что генетический потенциал продуктивности у животных с долей крови симменталов импортной селекции был выше, чем у чистопородных животных. Показатели абсолютных величин живой массы тела и прироста не отражают отношения между величиной растущей массы тела животных и скоростью роста. Исходя из этого, мы вычислили ещё один показатель — относительную скорость роста по различным периодам (табл. 3).

Из таблицы видно, что наибольшая скорость роста проявилась к 8-месячному возрасту, то есть к началу полового созревания и отъёму от коров.

Анализируя динамику изучаемого показателя в возрастном аспекте, можно отметить его снижение у тёлок всех генотипов. Характерно то, что вначале это снижение происходило более интенсивно, а в более поздние возрастные периоды замедлялось.

Снижение относительной скорости роста животных с возрастом обусловлено затуханием процессов в цитоплазме клеток растущего организма, повышением удельного веса дифференцированных клеток и тканей, а также увеличением доли резервных веществ.

За весь опыт существенных различий между животными не установлено. Однако по периодам выращивания наблюдались некоторые изменения. Так, в возрасте от 8 до 15 мес. наименьшая относительная скорость была у тёлок отечественных симменталов. Они отставали от сверстниц других групп по этому показателю на 5,5—7,5%. В период от 8 до 21 мес. наивысшую

2. Среднесуточный прирост живой массы тёлок по периодам роста, г (Х±8х)

Возрастной период, мес. Группа

I II III IV

0-3 912,0±10,93 931,0±11,97 897,0±12,61 894,0±17,86

0-6 841,2±8,18 826,0±6,64 895,0±10,19 870,0±10,67

0-8 856,0±6,12 801,0±4,95 946,0±6,08 900,0±8,40

0-12 736,3±12,31 740,3±10,37 834,7±12,98 804,2±12,30

0-15 755,0±13,37 677,3±11,82 766,3±11,95 741,1±10,68

0-18 635,2±7,61 639,0±10,21 691,0±10,13 679,1±18,77

0-21 584,8±6,51 583,3±9,10 636,4±8,02 617,5±9,11

8-15 443,5±12,53 537,2±22,51 561,5±24,13 559,9±17,44

8-18 418,6±10,73 510,3±16,46 487,0±17,34 477,8±14,04

8-21 418,4±8,58 448,1±13,65 445,9±11,12 449,7±10,77

8-12 498,1±32,35 614,7±32,60 596,5±35,83 614,2±26,50

12-15 370,1±49,57 433,9±46,91 516,2±29,29 488,2±41,54

15-18 494,1±13,79 446,6±9,23 312,4±19,13 284,2±26,87

18-21 288,4±17,47 246,0±9,73 328,9±21,3 363,3±28,89

3. Относительная скорость роста тёлок, %

Возрастной период, мес. Группа

I II III IV

0-8 152,9 150,9 154,8 154,0

8-15 32,9 40,4 39,9 38,4

8-18 45,0 51,1 43,9 44,9

8-21 51,3 56,4 50,2 52,4

0-21 170,7 170,9 171,6 171,8

4. Коэффициент увеличения массы тела подопытных тёлок

Группа Возраст, мес.

6 8 12 15 18 21

I 5,79 7,5 9,4 10,45 11,86 12,68

II 5,74 7,14 9,51 10,75 12,04 12,75

III 5,87 7,84 10,0 11,4 12,25 13,18

IV 6,1 7,7 10,0 11,37 12,16 13,17

относительную скорость имели герефордские тёлки, которые превосходили по этому показателю аналогов других генотипов на 4,0—6,2%.

При этом надо отметить, что как в подсосный период, так и за весь период опыта некоторое преимущество по относительной скорости роста было на стороне тёлок с долей крови симменталов импортной селекции.

Принимая во внимание важность показателя скорости роста, можно предположить, что чем она выше, тем выше мясная продуктивность животных и тем лучше оплата корма приростом.

Для полной оценки характера роста вычисляется коэффициент увеличения массы тела путём деления её в конце каждого возрастного периода на массу тела при рождении (табл. 4).

Во всех возрастных группах значение коэффициента с возрастом повышалось. При этом в основном во все возрастные периоды преимущество по этому показателю было на стороне тёлок симменталов с долей крови немецкой и канадской селекции.

Таким образом, наши исследования подтвердили высокий генетический потенциал мясной продуктивности симменталов с долей крови немецкой и канадской селекции [3].

Литература

1. Калашников В., Амерханов X., Левахин В. Мясное скотоводство: состояние, проблемы и перспективы развития // Молочное и мясное скотоводство. 2010. № 1. С. 2—5.

2. Кочетков А., Каюмов Ф., Джуламанов К. и др. Современное состояние и перспективы развития мясного скотоводства на Южном Урале // Зоотехния. 2008. № 12. С. 20-22.

3. Тюлебаев С., Канатпаев С., Кадышева М. Рост и развитие симментальских бычков различных генотипов // Вестник мясного скотоводства: матер, междунар. науч.-практич. конф. Оренбург, 2001. Вып. 60. Том I. 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.