Научная статья на тему 'Российское законодательство – основа политического менеджмента в формировании межрелигиозного согласия'

Российское законодательство – основа политического менеджмента в формировании межрелигиозного согласия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / политический менеджмент / свобода личности / фундамента< лизм / исламский фундаментализм / толерантность / management / political management / personal freedom / fundamentalism / Islamic fundamentalism and tolerance

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гильмуллина Динара Абдурауфовна

В условиях глобализации этнополитическая ситуация в мире характеризуется обострением межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Религиозные конфликты можно подраз< делить на три группы: конфликты между представителями различных религиозных объедине< ний; конфликты внутри различных религиозных групп; конфликты с государством и гражданс< ким обществом. Политическая, правящая элита должна руководствоваться принципиальным положением: учитывать интересы конфессий и верующих. Система управления политической сферой общества на основе использования форм, методов и технологий правового менеджмен< та и политического маркетинга составляет содержание политического менеджмента. Российс< кое законодательство является основой политического менеджмента в формировании межре< лигиозного согласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LAW – THE BASIS OF THE FORMATION OF POLITICAL MANAGEMENT INTER<RELIGIOUS HARMONY

With the globalization of modern ethnopolitical situation in the world is worsening ethnic and religious conflicts. Religious conflicts can be divided into three groups: the conflicts between different religious communities, conflicts within various religious groups, conflicts with the state and civil society. The political, the ruling elite should be guided by the fundamental proposition: take into account the interests of faiths and believers. The control system the political sphere of society through the use of forms, methods and techniques of legal and political marketing management is the subject of political management. Russian law is the basis of political management in the formation of interreligious harmony.

Текст научной работы на тему «Российское законодательство – основа политического менеджмента в формировании межрелигиозного согласия»

УДК 322:214

Гильмуллина Д.А.

Оренбургский государственный педагогический университет [email protected]

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО СОГЛАСИЯ

В условиях глобализации этнополитическая ситуация в мире характеризуется обострением межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Религиозные конфликты можно подразделить на три группы: конфликты между представителями различных религиозных объединений; конфликты внутри различных религиозных групп; конфликты с государством и гражданским обществом. Политическая, правящая элита должна руководствоваться принципиальным положением: учитывать интересы конфессий и верующих. Система управления политической сферой общества на основе использования форм, методов и технологий правового менеджмента и политического маркетинга составляет содержание политического менеджмента. Российское законодательство является основой политического менеджмента в формировании межрелигиозного согласия.

Ключевые слова: менеджмент, политический менеджмент, свобода личности, фундаментализм, исламский фундаментализм, толерантность.

Свобода есть право делать все, что дозволено законами.

МОНТЕСКЬЕ

Понятие «менеджмент» (англ.шапа§ешей - управление) означает совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления материальными и человеческими ресурсами. Этот процесс осуществляют определенные группы людей, которые в соответствии с законодательством и устоявшимися в обществе нормами поведения реализуют властные функции относительно государственной, коммунальной, корпоративной собственности.

Политический менеджмент охватывает систему управления политической сферой общества на основе использования форм, методов и технологий правового менеджмента и политического маркетинга. Он предусматривает непосредственное рассмотрение, принятие и претворение в жизнь политических решений. Эта функция возложена на специализированную группу людей (политическая, правящая элита), которая добивается необходимого поведения людей - членов общества - с помощью правовых норм, уговариваний и манипулирования. Эти виды социотехники управления называют еще инструментами регуляции влияния людей.

Современная этнополитическая ситуация в мире характеризуется обострением межэтнических и межконфессиональных конфликтов. В трансформирующемся постсоветском российском обществе на фоне обострения межэтнических противоречий имеют место факты ксенофобии, проявления этнического экстремизма, сни-

жение уровня толерантности. Исторический опыт показывает, что экстремистские действия в основном присущи мелким маргинальным группам, порвавшим идею с «базовой» религией, или пытающимся создать новое вероучение. Благодатной почвой для экстремистских настроений служит наплыв неофитов в различные религиозные организации. Известны и социальные причины экстремизма: отсутствие в обществе моральной регуляции поведения, потеря нравственных ориентиров, неблагополучие российских семей, многие из которых неполные, где ребенок не получает полноценного воспитания; проникновение в Россию западных идеологий, чужих систем ценностей. Все это усиливает негативные тенденции в сфере межконфессиональных отношений. Религиозные конфликты можно условно разделить на три группы:

1. Конфликты между представителями различных религиозных объединений. К этой наиболее многочисленной группе относятся конфликты между православными и мусульманами, лютеранами и новыми религиозными движениями.

2. Конфликты внутри различных религиозных групп (внутрирелигиозным конфликтам среди конфессий подвержены лютеране и различные протестантские деноминации, например Саратовской области).

3. Конфликты с государством и гражданским обществом [1, с. 92].

Так, в Мордовии в 1990-е г - начале 2000-х произошло проникновение радикального течения в суннитском исламе, более известного в России под названием ваххабизм. В Оренбург-

ской области была раскрыта деятельность запрещенной международной террористической организации «Хизб ут - Тахрир аль - Исла-ми» («Партия исламского освобождения»). В Западном Оренбуржье действовала мусульманская община, лидеры которой стремились обособиться от Оренбургского муфтията с явным стремлением осложнить межконфессиональную обстановку.

В условиях становления демократии в России актуальным является вопрос о свободе личности, изучаемой с экономической, политической, философской, юридической, нравственной, психологической и других точек зрения. Свобода личности - это внутреннее состояние человека, его независимость, суверенность, способность располагать собой, распоряжаться своей судьбой, самостоятельно определять свои поступки, действовать на основании собственного выбора своей линии поведения среди реальных возможностей. Имеется в виду разумный выбор или, по словам Ф.Энгельса, - способность «принимать решения со знанием дела» [2, с. 116]. «Знание дела» - это делать все то, что не наносит вреда обществу, гражданам, разумеется, в рамках дозволенного, не запрещенного законом и не противоречащего нормам морали.

Свобода вероисповедания получила воплощение в нормативно-правовых актах Российской Федерации. В Конституции РФ 1993 года уделено внимание проблеме обеспечения свободы вероисповедания. В главе I Конституции закрепляется светский характер Российского государства. В статье 14 Конституции РФ подчеркивается, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [3, с. 6]. Ст.28 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [3, с. 9]. Конституция запрещает использование религиозного фактора для осложнения отношений между людьми. Часть 5 ст.13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв

безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни [3, с. 6]. В ст.19 провозглашается равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе, от отношения к религии [3, с. 7]. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, характер деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечены правосудием. Политическая правящая элита должна руководствоваться данным принципиальным положением: учитывать в числе других и интересы конфессий и верующих. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ) означает и невозможность задержания по принципу исповедания какой-то религии, если при этом не нарушаются законы государства. Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст.26 Конституции РФ) очень важно для религиозной сферы.

Анализ вышеназванных статей Конституции РФ позволяет сделать вывод: вся Конституция в целом является гарантом прав и интересов конфессий и верующих [3, с. 6-9]. 26 сентября 1997 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

В ч.3 ст.2 Закона содержится существенное положение: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковывать в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров РФ. Закон устанавливает (ч.2 ст.3), что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории РФ, Федеральным законом установлено их право на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ, а также их ответственности за нарушение

законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон не допускает установления преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч.3 ст.3), а с другой - провозглашает, что граждане РФ равны перед законом во всех областях: гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ч.4 ст.3). Гражданин РФ, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В обеспечении равной защиты и гарантий при осуществлении религиозных прав Федеральный закон предусматривает следующие положения:

1) никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии;

2) запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих;

3) наказывается воспрепятствование осуществлению религиозных прав (ч.6 ст.3). Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются;

4) тайна исповеди охраняется законом.

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему на исповеди [4]. Конституция РФ и Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» предоставляют каждому человеку свободу вероисповедания, но эта

свобода не может быть абсолютной, она не должна причинять вреда другим и не должна быть сопряжена с нарушениями общественного порядка, разжиганием религиозной розни. В Конституции РФ (ст.29) закреплен запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства [3, с.9]. В нынешней реальности чрезвычайно большое значение имеет в рамках общей системы укрепления межэтнического взаимопонимания и добрососедства религиозное просвещение людей, выявление и подчеркивание того общего, которое является основой диалога и взаимодействия между исламом и православием в решении общественных проблем.

При этом необходимо глубокое понимание всеми государственными и общественными структурами, но в первую очередь самими верующими и их духовными представителями, того, что взаимопонимание между ведущими мировыми религиями - исламом и христианством - не только возможно, но и насущно необходимо.

Верующие в исламе и в православии призывают к одинаковым земным нравственным добродетелям. Православие считает, что таким чувством должна быть любовь, ислам - справедливость. Из всех мировых религий православие и ислам являются наиболее близкими друг другу. Они идут параллельными путями, веруя в незыблемость Божественных установлений. Их сближают и высокие нравственные требования, которые эти учения предъявляют к своим верующим. На территории России исторически развивается уникальная евразийская цивилизация, в которой христиане и мусульмане играют основную роль. В выступлении президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева на пленарном заседании Мирового политического форума, проходившего в г.Ярославле 8 сентября 2011 года, было сказано: «Причем наша многоконфессиональность - не привнесенная за счет приезда каких-либо новых жителей, новых граждан. Она традиционно сложившаяся за счет истории развития самого государства. При том, что у нас большинство граждан православные, у нас есть очень обширные территории, где традиционно исповедуют ислам (исповедуют на протяжении веков), буддизм» [5]. Общий враг, который грозит России, - это этнофобия, ксенофобия и терроризм, ко-

торые одинаково неприемлемы и настоящим исламом, и православием. Терроризм нельзя связывать с мусульманской религией. Террористы в «мусульманской одежде» приносят в жертву самих мусульман.

Инструменты регуляции влияния на людей как виды социотехники управления должны включать разъяснение разницы между настоящим исламом и его радикальными проявлениями. Инструменты регуляции влияния на людей связаны с информированностью о сущности и особенностях исламского фундаментализма. Фундаментализм - это общественное течение, которое призывает вернуться к тому, что расценивается в качестве первооснов («фундамента») коллективного бытия. Фундаментализм в истории всегда выступает как реакция на острейший экономический и общественно-политический кризис. Суть исламского фундаментализма - в призыве возвратиться к чистоте первоначального ислама времен пророка Мухаммеда и его сподвижников. Идеологи и практики фундаментализма объединены общей целью: разработать совершенную модель общественного устройства. В научной литературе фундаментализм рассматривается в разных аспектах: как международный социально-религиозный феномен, имеющий деструктивный характер; как негативная реакция на принимающее различные формы стремление Запада к мировому господству; как движение, направленное против «современности» в целом. Стратегия политического менеджмента должна строиться на понимании фундаментализма как важного явления в духовной жизни нашего времени. Составляющие фундаментализма дают о себе знать в странах СНГ. Напрашиваются выводы, которые касаются политики наших государственных органов:

1) все межгосударственные конфликты, возникающие на национально-религиозной почве, должны решаться мирным, демократическим путем;

2) найти общий язык с исламским фундаментализмом, в каких бы традиционных кора-нических формах он ни заявлял о себе [6].

Принятие и претворение в жизнь политических решений в формировании межрелигиозного согласия характерно и для субъектов Приволжского федерального округа. В июле 2006 года был подписан Протокол о намерениях между Правительством Оренбургской области и Духовным управлением мусульман обла-

сти. Данный документ предлагает развитие взаимосвязи государственных органов с представителями исламской религии в организации духовно-нравственного воспитания граждан, в первую очередь молодежи. В нем оговорены вопросы координации деятельности в разработке и реализации совместных проектов с привлечением средств массовой информации в целях подготовки совместных образовательных и просветительских передач, проведения благотворительных акций и другие направления взаимодействия по усилению религиозного фактора в укреплении межэтнической и конфессиональной стабильности в регионе. Несколько раньше подобный Протокол о намерениях был подписан между Правительством области и Оренбургской епархией. В различных областях социальной деятельности проявляется партнерство с государством и межконфессиональное сотрудничество в Татарстане. Представители основных религиозных конфессий Татарстана объединяют усилия в решении проблемы реабилитации больных наркоманией. Представитель Духовного управления мусульман Татарстана обратился к властям республики с просьбой помочь с созданием исламского реабилитационного центра для потребителей наркотиков. Предложение прозвучало на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности РТ по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и было поддержано настоятелем Свияжского мужского монастыря, который отметил важность инициативы создания реабилитационных центров при духовных учреждениях. Представители Казанского епархиального управления РПЦ и Духовного управления мусульман вошли в состав Совета по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы республики, чтобы совместными усилиями решать вопросы соблюдения законных интересов заключенных и реабилитации граждан, отбывших наказание [7].

Национально-культурные и религиозные организации в плане своего воздействия на массы должны опираться на современные и качественные знания, основанные на опыте предшествующих поколений, исходить из положений Конституции для сохранения единства и стабильности российской нации. Для этого необходимо:

1. религиозным обществам и организациям расширить свою деятельность по предотв-

ращению насилия и конфликтов в обществе, среди пострадавших от насилия или подвергающихся дискриминации, а также среди тех, кто подвержен ксенофобии и ультрарадикальным идеологиям;

2. создавать общинные, районные, городские комиссии или комитеты, которые следили бы за чистотой среды межэтнических отношений и своевременно реагировали на неблагополучные ситуации;

3. привлекать общинных лидеров, старейшин, религиозных лидеров, авторитетных граждан к процессам выхода из конфликтов, в том числе и к переговорам в качестве представителей народной дипломатии, а также в качестве наблюдателей и гарантов соблюдения и выполнения достигнутых соглашений [8].

Д.А. Медведев, выступая в Уфе на заседании президиума Государственного Совета, на котором обсуждались вопросы межнационального и межконфессионального согласия, развития национальных культур (11 февраля 2011 года) отметил, что религиозные организации в сегодняшней России прилагают много усилий для поддержания межнационального мира. Для поднятия этой деятельности на новый уровень Дмитрий Анатольевич предложил создать в регионах рабочие группы из представителей разных конфессий: «Подчеркиваю, это должны быть рабочие группы из разных конфессий, даже если те или иные представители конфессий не чувствуют проблем со стороны собственной паствы. Я прошу руководителей субъектов федерации этому начинанию оказать максимальную поддержку. Можно сформировать, кстати, такую группу и в президентском Совете по взаимодействию с религиозными объединениями, потому что это вполне практическая работа - и исключительно важная и сложная» [9].

Для дальнейшего укрепления мира на Земле, стабильности российского общества необходима дальнейшая политика диалога и взаимодействия всех мусульманских организаций с членами своих общин, со всеми властными структурами, общественными организациями, религиозными деятелями других конфессий, учеными и специалистами в области исламских и межконфессиональных отношений.

На сегодняшний день, каждый человек независимо от национальности, расы, вероисповедания, должен понимать, что толерантность - необходимый каркас российского общества. Межконфессиональное согласие - это фунда-

мент существования и процветания нашей демократической страны. «Мусульманско-хрис-тианский диалог на современном этапе является наиболее актуальным, так как в последние десятилетия в связи с развитием коммуникаций и средств информации представители этих двух цивилизаций стали больше контактировать друг с другом. Кроме того, появилось проблема международного терроризма, который, к сожалению, пытаются окрасить в религиозные краски» [10]. Всесторонняя политическая выгода от стабильно развивающегося диалога между конфессиями может быть весьма значительна. Во-первых, такой диалог может способствовать ликвидации (или ослаблению) непримиримых межконфессиональных противоречий, поможет ввести идеологическую конкуренцию между религиями в цивилизованные рамки, что позитивно скажется на этнонациональных отношениях и общей социально-политической стабильности. Во-вторых, межконфессиональный диалог поможет объединению усилий людей разных вероисповеданий и национальностей на борьбу против глобальных угроз человечеству. В-третьих, межконфессиональный диалог поможет обществу осознать тот факт, что реальные причины, лежащие в основе религиозно-политического экстремизма и международного терроризма бесперспективно искать в основах религиозных учений. Тем самым будет облегчен поиск реальных причин таких явлений, а следовательно, средств и методов эффективной борьбы с ними. В-четвертых, межконфессиональный диалог дает серьезные стимулы для налаживания постоянной работы с молодежью, направленной на предупреждение подобных асоциальных деяний в будущем [11]. Важным элементом межконфессионального диалога выступают его принципы, принимаемые всеми субъектами диалога. Главным из данных принципов выступает принцип толерантности. Каждый имеет право придерживаться своих религиозных убеждений и признает такое же право за другими. Важное значение для организации межрелигиозного диалога имеет принцип равноправия его участников. Еще одним существенным принципом межрелигиозного диалога является открытость, то есть нескрываемое от других участников искреннее выражение своих позиций, сочетающееся со стремлением внимательно слушать и слышать других, непредвзято воспринимая и оценивая их точку зрения. Ценность открытости в том, что она помогает

субъектам диалога лучше уяснить взгляды друг друга, благоприятствует сопоставлению различных мнений, выявлению общих интересов и выработке согласованных мер по их реализации. Любой диалог, а тем более межконфессиональный, должен быть хорошо организован. Создание специальных координирующих органов и разработанных процедур усиливают ве-

роятность стабильности диалога и его результативности. Залогом успеха диалога является также постоянное изучение мирового опыта развития и взаимодействия культур, религий, особенностей политического менеджмента различных полиэтнических и поликонфессиональных государств по укреплению межконфессионального согласия и межэтнического единства.

16.09.2011

Список литературы:

1. Кульбачевская О.В. XIV ежегодный семинар этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Этнопанорама, №3-4, 2007.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

3. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 2004.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, №39. Ст.4465

5. Дмитрий Медведев выступил на пленарном заседании Мирового политического форума. URL: http: //kremlin.ru/transcripts/ 12612

6. Малашенко А. Мусульманский мир СНГ. М, 1996, - С.78-79

7. Духовное управление мусульман Республики Татарстан. URL: http: //www.e-islam.ru/

8. Тишков В.А. О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе. Этнопанорама, № 1-2, 2006, - С.12

9. Заседание президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия. URL: http: //kremlin.ru/transcripts/ 10312

10. Али-заде А. Исламо-христианский диалог: на пути преодоления национальной и религиозной ксенофобии. [Электронный ресурс] / А. Али-заде. URL:http://www.islam.ru/pressclub/vslux/dialogishr/

11. Абуов А.П. Межконфессиональный диалог как основа социального согласия. [Электронный ресурс] / А.П. Абуов. URL:http://www.embkaztm.info/article/142/

Сведения об авторе: Гильмуллина Динара Абдурауфовна, инженер 2 категории отдела автоматизации учебного процесса Вычислительного центра Оренбургского государственного педагогического университета, соискатель, [email protected]

UDC 322:214 Gilmullina D.A.

The Orenburg state pedagogical university; [email protected]

RUSSIAN LAW - THE BASIS OF THE FORMATION OF POLITICAL MANAGEMENT INTER-RELIGIOUS HARMONY

With the globalization of modern ethno-political situation in the world is worsening ethnic and religious conflicts. Religious conflicts can be divided into three groups: the conflicts between different religious communities, conflicts within various religious groups, conflicts with the state and civil society. The political, the ruling elite should be guided by the fundamental proposition: take into account the interests of faiths and believers. The control system the political sphere of society through the use of forms, methods and techniques of legal and political marketing management is the subject of political management. Russian law is the basis of political management in the formation of inter-religious harmony.

Keywords: management, political management, personal freedom, fundamentalism, Islamic fundamentalism and tolerance.

Bibliography:

1. Kulbachevskaya O.V. XIV Annual Seminar for Ethnic Monitoring and Early Warning. Etnopanorama, № 3-4, 2007.

2. K. Marx and F. Engels, Collected Works, Vol. V.20.

3. The Constitution of the Russian Federation Adopted by popular vote on 12 December 1993. M.: Legal literature, 2004.

4. Laws of the Russian Federation. 1997, № 39. St.4465

5. Dmitry Medvedev spoke at the plenary meeting of the World political forum. URL: http: //kremlin.ru/transcripts/12612

6. Malashenko A. The Muslim world of the CIS. M, 1996 - p.78-79

7. The spiritual management of muslims of the Republic of Tatarstan. URL: http: //www.e-islam.ru/

8. Tishkov V.A. On tolerance and against extremism in Russian society. Etnopanorama, № 1-2, 2006 - p.12

9. Session of presidium of the state Council on measures on strengthening of interethnic consent. URL: http: //kremlin.ru/ transcripts/10312

10. Ali-zadeh A. Исламо-christian dialogue: on the way of overcoming ethnic and religious xenophobia. [Electronic resource] / A. Ali-zadeh. URL:http://www.islam.ru/pressclub/vslux/dialogishr/

11. Abuov, AP. Interfaith dialogue as the basis of social consensus. [Electronic resource] / AP. Abuov. URL:http:// www.embkaztm.info/article/142/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.