условиях, которые не гарантируют им необходимой социальной защиты. Социальные институты, такие как государство, право, культура, образование, не в полной мере реализуют свою защитную функцию. Страхи чувство социальной незащищенности постепенно обретают четко очерченные формы и границы. Студенты сталкиваются не только с экономическими и политическими проблемами, которые обусловливают данные чувства, но и с процессами, разрушающими целостность групповой принадлежности. Молодым людям приходится искать пути, которые позволят им преодолеть страх перед будущим, найти себя в сложившихся социальных отношениях.
Исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Современная социальная ситуация формирует у студентов чувство обособленности, поэтому в основном они уверены в своей семье, друзьях, себе. Однако среди студентов возросла доля тех, кто с доверием относится к правоохранительным органам, а также может доверять в экстремальных ситуациях посторонним людям.
2. Большой город выступает одним из факторов риска в жизни молодыхлюдей, при этом характер экстремальных ситуаций стал более разнообразным. Преступления общественного характера пополнились преступлениями против жизни и здоровья человека. Сами студенты и их друзья сегодня ведут себя более осмотрительно и прагматично.
3. Положительное отношение к личной безопасности становится у студентов нормой. Однако многим студентам по-прежнему свойственны беспечность, пренебрежение к знаниям в области самозащиты и безопасности. Отношение к личной безопасности зависит от гендерных характеристик и образовательного статуса студентов; последний обусловлен в первую очередь социально-экономическими и социокультурными факторами.
Мнение студентов о различных формах самозащиты формируется на основе собственного социального опыта и под влиянием своей будущей профессиональной принадлежности. Студенты предпочитают формально организованные формы подготовки по самозащите и безопасности.
STEGNIY V., KURBATOVA L. THE YOUTH AND THE BIG CITY: AN EXTREME SITUATION AS A SOCIAL PHENOMENON
By the example of the Perm universities students the opinions of young people about the reasons, character, forms, nature, factors of an extreme situation in the city are analyzed. The students' attitude to personal safety, self defense and forms of its demonstration is presented. Key words: extreme situation as a social phenomenon, social well-being, personal safety.
Н.Ю. РУСОВА, профессор Российское
Нижегородский государственный образование В зеркале
педагогический университет ассоциативных реакций
Кризис нынешнего российского образования очевиден. Педагогическому сообществу полезно посмотреть на себя со стороны, а для этого познакомиться с более или менее объективной оценкой реалий образовательного процесса (в первую очередь школьного ) со стороны заинтересованного социума. Попытка выявить такого рода объективную оценку и предпринята в настоящей работе.
Ключевые слова: ассоциативные реакции, слова-стимулы, эмоциональная реакция.
В 2002 г. был опубликован двухтомный «Русский ассоциативный словарь» [1], материал для которого накапливался с 1988 по 1997 гг., а испытуемыми (авторами ассоциаций на предъявляемые слова-стимулы) явились 11000 студентов с первого по третий курс разнопрофильных вузов из всех регионов России. В сущности, перед благодарным читателем этого словаря предстал речемыслительный портрет нашего современника - документальное свидетельство коренной перестройки российского общества. Каждый участник эксперимента против каждого предъявленного ему слова-стимула записывал одну, первую пришедшую в голову ассоциативную реакцию.
Мне показалось интересным выявить эмоциональную окраску ассоциативных реакций на слова-стимулы, связанные с образованием. Было отобрано 14 слов-стимулов соответствующей семантики: ОБРАЗОВАНИЕ, УЧАЩИЙСЯ, УЧЕБА, УЧЕБНИК, УЧЕНИЕ, УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬНИЦА, УЧИТЕЛЬСКАЯ, УЧИТЬ, УЧИТЬСЯ, ШКОЛА, ШКОЛЬНИК, УЧЕНЫЙ. Значительная часть ассо-циатов имеет нейтральную эмоциональную окраску, например: ОБРАЗОВАНИЕ -высшее, школа, книги, психолог, ум...; УЧАЩИЙСЯ - студент, школьник, техникума... ; УЧИТЕЛЬНИЦА - школа, молодая, пения. и т.п. Однако множество
ассоциатов эмоционально маркировано, одни - со знаком плюс, другие - со знаком минус. Так, то же ОБРАЗОВАНИЕ получило такие, к примеру, отклики со знаком плюс: нужно, одно из главных...; со знаком минус: плохое, очковтирательство...; на стимул УЧАЩИЙСЯ встречались ответы: всегда, молодец - и дурак, великомученик, глупый... Все нейтральные и эмоционально окрашенные (со знаками плюс и минус) ас-социаты были подсчитаны, и статистические параметры сведены в таблицу (для удобства в ней указаны и процентные соотношения).
На мой взгляд, результаты, как минимум, заставляют задуматься, как максимум - ошеломляют (списки положительных и отрицательных ассоциатов на отобранные слова-стимулы приведены в приложении к статье). Отрицательные эмоции бьют ключом в ответ на слова: УЧАЩИЙСЯ, УЧЕБА, УЧЕНИК, ШКОЛЬНИК; УЧИТЕЛЬСКАЯ (на этот стимул нет ни одного положительного отклика!), на УЧИТЕЛЯ тоже отрицательных откликов больше (18,6%), чем положительных (14,7%). Только УЧИТЕЛЬНИЦА удостоилась большего количества положительных ассоциаций (их 20,3%, отрицательных же - 17,5%). Даже УЧЕНЫЙ оценивается со знаком минус (17% отрицательных ассоциатов против 7% положительных). Между тем превалирует
Таблица
^^^^ Параметры Общая сумма Эмоционально Ассоциаты Ассоциаты
Ассоциаты ^^^^ ассоциатов нейтральные со знаком + со знаком -
ОБРАЗОВАНИЕ 102 (100%) 93 (91,2%) 5 (4,9%) 4 (3,9%)
УЧАЩИМСЯ 97 (100%) 69 (71,2%) 4 (4,1%) 24 (24,7%)
УЧЕБА 97 (100%) 45 (46,4%) 12 (12,4%) 40 (41,2%)
УЧЕБНИК 107 (100%) 89 (83,2%) 3 (2,8%) 15 (14%)
УЧЕНИЕ 102 (100%) 35 (34,3%) 52 (51%) 15 (14,7%)
УЧЕНИК 99 (100%) 61 (61,6%) 12 (12,1%) 26 (26,3%)
УЧИТЕЛЬ 102 (100%) 65 (63,7%) 19 (18,6%) 18 (17,7%)
УЧИТЕЛЬНИЦА 538 (100%) 335 (62,2%) 109 (20,3%) 94 (17,5%)
УЧИТЕЛЬСКАЯ 103 (100%) 93 (90,3%) - 10 (9,7%)
УЧИТЬ 556 (100%) 439 (79%) 53 (9,5%) 64 (11,5%)
УЧИТЬСЯ 548 (100%) 331 (60,4%) 145 (26,5%) 72 (13,1%)
ШКОЛА 110 (100%) 71 (64,5%) 23 (20,9%) 16 (14,6%)
ШКОЛЬНИК 96 (100%) 60 (62,5%) 11 (11,5%) 25 (26%)
УЧЕНЫМ 100 (100%) 76 (76%) 7 (7%) 17 (17%)
вполне объективное и спокойно-положительное отношение к понятиям ОБРАЗОВАНИЕ, УЧЕНИЕ, УЧИТЬ, УЧИТЬСЯ: образование как процесс, как общественная ценность котируется достаточно высоко. Однако лексические стимулы, так или иначе связанные с личным опытом, личными воспоминаниями, вызывают, как правило, множество негативных ассоциатов, явно преобладающих над позитивными.
Несколько примеров из этого удручающего негатива: УЧЕНИК - плохой, тупой, мученик, бездарь, горе, идиот, лентяй, лоботряс...; УЧИТЕЛЬ - злой, плохой, дурак, зануда, мученик, шпион(!)...; УЧИТЕЛЬНИЦА - мучительница, дура, глупая, злая, вредная, зануда, бедная, высокомерная, вялая, зараза...; УЧИТЕЛЬСКАЯ - гнездо, заседаловка, мучитель-ская, неприятность, страх..; ШКОЛА -безобразная, двоечников, для дураков, могила, мрак, казарма, серое, сумасшествие, тоска, урод; ШКОЛЬНИК - бедный, мученик, болван, глупый, мучается, наказанный, салага, сачканул, убит.
Нет, конечно, есть и другое. Тотже УЧЕНИК - прилежный,хороший, отличный...; УЧИТЕЛЬ - добрый, любимый, хороший, прекрасный, сердечный..; УЧИТЕЛЬНИЦА - добрая, любимая, красивая, виртуозная, доброжелательная, знающая, любовь, талантливая...; ШКОЛА - дом родной, любовь, родная..; ШКОЛЬНИК - веселый, примерный, клёво, счастливый...
Однако нельзя не заметить, что отрицательные реакции изощреннее, выразительнее и, если так можно выразиться, «лично-стнее», т.е. носят более личный характер.
Во втором томе «Русского ассоциативного словаря» помещен алфавитный список не стимулов (как в первом томе), а реакций, причем каждая реакция (слово или словосочетание) сопровождается списком стимулов, в ответ на которые данная реакция появилась. Так вот, реакция учитель появилась в ответ на 21,7% негативно окрашенных стимулов (таких, как СТРОГИЙ, МУЧИТЕЛЬ, НУДНЫЙ, ПЛОХОЙ, СЕР-
ДИТЫЙ, ВРЕДНЫЙ, ПРОТИВНИК, ТУПОЙ.), и только на 12,1% - положительно окрашенных (ЛУЧШИЙ, ВЕЛИКИЙ, ДОБРЫЙ, БЛАГОРОДНЫЙ, ОТКРЫТЫЙ...); реакция учительница возникла в ответ на 18,2% положительных стимулов и на 63,6% - негативных (эмоционально нейтральных стимулов в этом случае оказалось всего 18,2%).
Существительные ОБРАЗОВАНИЕ и/ или УЧИТЕЛЬ вполне могут быть признаны именем общекультурного концепта, семантическое поле которого в общих чертах описывается отобранными выше словами-стимулами. Эмоциональная аура этого концепта в современном российском социуме не может не вызывать тревоги. Общество, в котором так относятся к образовательным реалиям и, в частности, к учителю, -общество больное. И оно явно не на пути к выздоровлению.
Приложение
После каждого слова-стимула помещен список данных в ответ на него ассоциатов; цифра около ассоциата указывает количество соответствующих ответов. В случае единичного ответа цифра не ставится. Знак «+» маркирует список положительных ассоциатов, знак «-» маркирует ассоциаты отрицательные.
ОБРАЗОВАНИЕ:
+ нужно (2); одно из главных; ум; выше среднего;
- плохое (2); нет; очковтирательство. УЧАЩИЙСЯ:
+ всегда; молодец; отличник; способный;
- дурак (2); мучающийся (2); батон; бедняга; ботаник; великомученик; глупый; греху; да забудет!; двоечник; забытый; иждивенец; мученик; не пришел; не работает; олух; плохо; прогуливает; студень; тесно; тунеядец; фазан.
УЧЕБА:
+ в радость (2); свет (2); вот это да; идет отлично; интерес; интересная; отличная; полезно; успешная; хорошая;
- трудная (4); надоела (3); гадость (2);
каторга (2); мука (2); скука (2); га; дрянь; дурь; душегубка; замучила; затрахала; мерзость; надоевшая; надо крутиться; не волк; не ладится; не нужно; нудная; нуднота; плохая; рано вставать; слов нет; терниста; трудно; тьма; тяжела; тяжелая; тяжеловатая; тяжко; хочу, чтоб ты провалилась. УЧЕБНИК:
+ интересный; толковый; хороший;
- макулатура (4); выбросить; вызубрить; выкинуть; закрой; кидать; плохой; по голове; порванный; рваный; скучный; устарел.
УЧЕНИЕ:
+ свет (45); свет, а неучение - тьма (3); всесильно; свет, неучение - тьма; свет (так сказал Ленин); это свет;
- тьма (5); мучение (4); вредное; надоело; неинтересное; плохое; тяжелое; тяжкое.
УЧЕНИК:
+ прилежный (3); хороший (2); друг; отличный; превзошел; прилежно; пятерка; старательный; усердный;
- плохой (5); двойка (3); мученик (2); тупой (2); бездарь; глупый; горе; зубрит; идиот; лентяй; лоботряс; лодырь; незнающий; несмышленыш; несчастный; оболтус; трудный; это скучно.
УЧИТЕЛЬ:
+ добрый (3); друг (2); любимый (2); мой (2); первый (2); хороший (2); авторитет; наставник; отец; прав; прекрасный; сердечный;
- мучитель (3); злой (2); плохой (2); баба; ботаники; двоечник; достал; дурак; зануда; мученик; не всегда человек; скучно; строгий; шпион.
УЧИТЕЛЬНИЦА:
+ добрая (22); любимая (18); моя (17); первая моя (17); хорошая (7); красивая (4); друг (3); наша (3); умная (3); мама (2); прекрасная (2); свет (2); авторитет; виртуозная; внимательна; внимательная; добра; добрая женщина; доброжелательная; добро; дом; дорогая; знающая; красавица; любовь; милая; миловидная; молодость; мудрая; образец; отличная; привлекательная; родительница; родная; сестра; талантливая; улыбаться; хорошенькая; хорошо; чудная; школьная моя;
- строгая (16); мучительница (13); дура (4); глупая (3); злая (3); вредная (2); зануда (2); мымра (2); бедная; высокомерная; вя-
лая; губительница; двоечник; двойка; дуэль; забыл; занудная; зараза; зачуханность; идиотка; квочка; кто такая?; лужа; мрак; мука; мучитель; мыльница; не знаю; неквалифицированная; некомпетентная; не надо; нерв; нервы; нет; не хочу; овца; одиночество; одиночка; пигалица; плохая; плохое настроение; подвела; придурок; проходной двор; робот; свинья; скаредная; собака; срам; старая дева; строгая женщина с указкой; строго; строгость; сумасшедшая; так себе; ха-ха; хитрая.
УЧИТЕЛЬСКАЯ:
+ -
- гнездо; заседаловка; лесть; мучитель; мучительская; не помню; неприятность; плохая; страх; строгие.
УЧИТЬ:
+ уму-разуму (14); любить (5); добру (4); разуму (4); уму (4); хорошо (3); жизнь (2); благородству; быть умным; в надежде; добро; добросовестно; доброте; добру и справедливости; друга; друзей; интересно; красивый; помогать; правда; прощать; сладость знания; ум-разум; хорошему;
- мучить (11); зубрить (9); лень (3); плохо (3); а зачем; вещать; дураков; ерунда; жить не надо; забывать; забыть; зануда; зачем; зря; кривить; мозги сушить; мучиться; надоело; назидать; напрасный труд; напрягаться; насмерть; наставительно; некому; не надо; не нужно никого; неуч; неуча; не учить; не хочется; нравоучения; нравоучения читать; педант; поверхностно; поучать; пустая трата времени; скука; строго; убивать; ужас; через силу.
УЧИТЬСЯ:
+ хорошо (64); отлично (11); уму-разуму (7); на отлично (6); блестяще (3); весело (3); интересно (3); легко (3); мыслить (3); побеждать (3); уму (3); влюбиться (2); всю жизнь (2); доброта (2); на пять (2); пригодится (2); прилежно (2); стремиться (2); с удовольствием (2); хорошему (2); хочется (2); быть человеком; всегда; всегда пригодится; да; добросовестно; здорово; лучше; любви; любить; надеяться; надо всегда; на хорошо; не поздно; нужно; пригодится; разуму; рост; свет; с интересом; смеяться; старание; старательно; стараться; стремление; хочу; человечности;
- лениться (12); мучиться (10); плохо (10); трудно (5); лень (2); надо (2); надоело (2); безграмотность; глупо; глупости; грубость; груз; зубрить; кичиться; кое-как; мучение; мучиться; надо ли?; на халяву; не любить; нет; не учиться; не хочется; не хочу; нудно; отвратительно; плакать; сложно; спустя рукава; тоска; ужас; упиться; устать; чему-нибудь; чему-нибудь и как-нибудь; чтобы меньше зарабатывать.
ШКОЛА:
+ детство (4); дом (3); мужества (3); дом родной (2); друзья (2); беззаботность; второй дом; любовь; малина; мой дом; родная; сад; так держать; храм знаний;
- дураков (2); безобразная; ботаны; двоечников; для дураков; казарма; могила; мрак; нудная; плохая; серое; сумасшествие; тоска; урод.
ШКОЛЬНИК:
+ веселый (3); прилежный (3); примерный (2); клёво; скромный; счастливый;
- бедный (2); мученик (2); болван; глупый; двоечник; дурак; заботаневший; зубрила; малолетка; мучается; наказанный; нерадивый; несчастный; плохой; под ногами; прогульщик; салага; сачканул; синезубый; страшно; убит; упал; чумазый.
УЧЁНЫЙ:
+ умный (2); великий; друг; интеллигент; мыслитель; почтенный;
- дурак (2); болван; дуб; заяц; копчёный; липа; лысый; мочёный; мужик; неуч; очкарик; пёс; спит; толчёный; фашист; хмырь.
После реакций УЧИТЕЛЬ и УЧИТЕЛЬНИЦА помещены списки стимулов, в ответ на которые даны эти реакции. Знак «+ » маркирует положительно окрашенные стимулы, знак «- » маркирует стимулы отрицательные.
Учитель:
+ опытный (5); лучший (4); великий (3); справедливый (3); добрый (2); прав (2); правдивый (2); хороший (2); авторитет; аккуратный; безвредный; благородный; бодрый; важный; вежливый; гениальный; дорогой; духовный; заботливый; замечательно; инициативный; инопланетянин; интеллигент; интересный; мать; мудрый; народный; нарядный; настоящий; нравственный; отец; открытый; передовой; персона; серьезнейший; стыдливый; талант; талантливый; умный; участие;
- строгий (18); мучитель (13); нудный (3); плохой (3); сердитый (3); вредный (2); заносчивый (2); злостный (2); надменный (2); нервный (2); перебить (2); строгое (2); балбес; бездеятельный; безмозглый; бессовестный; бесформенный; бледный; болван; болтун; больная; в грязь; вранье; высокомерный; глупость; глупый; глухой; гнилой; жестокий; застывший; злой; молчи; мучительница; надоедать; недоволен; недочет; несносный; опутать; отсталый; паршивый; подлый; подозрительный; противник; противный; пустоголовый; пьяный; ремень; скандал; скверный; сложа руки; странный; стресс; суровый; тупой; удрать; хворый.
Учительница:
+ грамотная (3); добрая (2); Фемида.
- мучительница (17); вранье; заела; стерва; швабра.
Литература
1. Русский ассоциативный словарь: В 2 т. /
Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфим-
цева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М.:
Астрель: АСТ, 2002.
RUSOVA N. EDUCATION IN RUSSIA IN THE MIRROR OF ASSOCIATIVE REACTIONS
The key theme of the article is the objective appraisal of the realities of Russian education by the interested party (students and pupils). It is mirrored in the associative reactions on the corresponding words-stimuluses.
Key words: associative reactions, objective appraisal, words-stimuluses, emotional reaction.
g