ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 304
DOI 10.18522/2227-8656.2020.3.1
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС1
Воденко Константин Викторович
Доктор философских наук, профессор, Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия, e-mail: [email protected]
Боровая Лариса Владимировна
Кандидат экономических наук, проректор по международной деятельности, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия, e-mail: [email protected]
RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBAL
INFORMATIZATION AND DIGITALIZATION: SOCIO-PHILOSOPHICAL DISCOURSE
Konstantin V. Vodenko
Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Platov South Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia, e-mail: [email protected]
Larisa V. Borovaya
Candidate of Economic Sciences, Vice-rector for International Activities, Platov South Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia, e-mail: [email protected]
1 Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2582.2020.6) на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономические и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального пространства и становления индустрии 4.0».
Ефимов Александр Владимирович
Кандидат экономических наук, проректор по финансово-экономической деятельности, Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия, e-mail: [email protected]
Данная статья актуализирует самые яркие и противоречивые последствия перехода современного российского общества к информационной эпохе. В системе образования эти противоречия являются наиболее выраженными. Мнение исследователей на этот счет представлено различными позициями - в диапазоне от признания явных преимуществ влияния информационных процессов на образовательное пространство до актуализации негативных аспектов данного влияния. При этом сложилось солидарное понимание того, что процессы информатизации и цифровизации являются закономерными и неизбежными в сфере образования. Соответственно, к ним необходимо адаптироваться, вырабатывая оптимальные стратегии перехода российской системы образования в новый формат функционирования с учетом новых информационных технологий, достаточно активно используемых в образовательной среде. Особая роль социально-философской науки в осмыслении тенденций информатизации и цифровизации образования заключается в угрозе разрушения ценностно-смыслового базиса культуры образования в России. Признаки разрушительных процессов уже явно фиксируются в образовательном пространстве российского общества, что ставит на приоритетную позицию потенциал социально-философской рефлексии рисков и угроз современного информационного общества.
Ключевые слова: образование; глобальная информатизация и цифровизация; информатизация образования; цивилизация образования; онлайн-обучение; культура образования.
Alexander V. Efimov
Candidate of Economic Sciences, Vice-rector for Financial and Economic Activity, Platov South Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia, e-mail: [email protected]
This article actualizes the most vivid and contradictory consequences of the transition of modern Russian society to the information age. In the education system, these contradictions are most pronounced. Researchers' opinions on this subject are represented by various positions ranging from recognizing the clear advantages of the influence of information processes on the educational space to actualizing the negative aspects of this influence. At the same time, there was a joint understanding that the processes of informatization and digi-talization are natural and inevitable in the field of education. Accordingly, it is necessary to adapt to them, developing optimal strategies for the transition of the Russian education system to a new functioning format, taking into account new information technologies that are quite actively used in the educational environment. A special role of social and philosophical science in comprehending the trends of informatization and digitalization of education is the threat of destroying the value-semantic basis of the culture of education in Russia. Signs of destructive processes are already clearly fixed in the educational space of Russian society, which puts the potential of socio-philosophical reflection of the risks and threats of the modern information society in a priority position.
Keywords: education; global informatization and digitalization; informatization of education; civilization of education; online learning; education culture.
Введение
Современное человечество вступило в эпоху цифровизации, которая, как отмечают исследователи, сменила эпоху информатизации и компьютеризации (Равочкин, 2019). Мы бы не сказали, что эта смена эпох настолько четко вырисовывается, поскольку дальнейшие процессы информатизации общества идут параллельно с процессом цифровизации и компьютеризации, однако стоит согласиться с тем, что данный этап социокультурной динамики, связанный с трансформацией сущности и роли информации в жизни современного человечества, является качественно новым для мировой истории и выступает мегатрендом, причем еще недостаточно изученным в научной литературе, несмотря на высокую динамику публикаций в этой предметной области.
Глобальная информатизация и цифровизация как предмет теоретической рефлексии привлекают внимание ученых самых различных направлений. Об этих процессах пишут психологи, экономисты, философы и историки (Бакаева, 2018; Перчук, 2002; Кочергин, 2012; Чер-нышов, 2018), политологи и социологи (Каратеев, 2018; Садов, 2018; Ницевич, 2018). Представлен также междисциплинарный дискурс, поскольку цифровые технологии на рубеже веков современного человечества кардинально трансформировали все сферы жизнедеятельности общества, породив феномен цифровой культуры (Елькина, 2018).
Самым существенным образом процессы информатизации и цифровизации затронули и сферу образования. Палитра мнений относительно влияния данных процессов на сферу образования, в том числе российского, достаточно большая, однако не вызывает сомнений то, что изменения, к которым они приводят, сегодня не выглядят столь очевидными, как может показаться, и если, как считают ученые, в экономической сфере ряд аспектов, связанных с их влиянием, все же изучен (Равочкин, 2019), то в отношении сферы образования возникает множество вопросов, которые еще ждут своего социально-философского обоснования. Данное обстоятельство определяет высокую научную актуальность поднятой проблемы и необходимость анализа сложившихся мнений и позиций с тем, чтобы выйти на постановку адекватных сложившимся в российском обществе реалиям в сфере цифровизации и информатизации образования и рисков, которые несут в себе данные процессы.
Российское образование в условиях тенденций глобальной информатизации
Информатизация - явление глобальное и социальное, выходящее далеко за пределы технократических процессов (Лопатина, 2014), а потому оно имеет глубинные и долговременные социальные последствия, которые не могут обойти ни одну сферу социальной жизни, ни один социальный институт (Аникин, 2012. С. 94). При этом ученые обращают внимание на противоречивость влияния информатизации на социокультурную динамику общества, выделяя как положительные, так и отрицательные последствия этого влияния, последние сводятся к тенденции отчуждения человека от реальности, к росту цифрового и информационного неравенства, распространению информационных войн, росту заболеваний психического характера по причине высоких информационных перегрузок (Вальвачев, 2012. С. 4-5).
Определений информатизации сложилось достаточно много в социологической и философской науке. Можно выделить некоторые из них, в рамках которых данное явление предстает: 1) как процесс создания, распространения и использования информационно-коммуникационных технологий, характеризующийся комплексностью, инновационностью и целенаправленностью (Воронцова, 2004); 2) социальный процесс, детерминированный широкомасштабным использованием информационных технологий и ресурсов, и как социальный институт, под влиянием которого происходит трансформация социальной сферы, структуры общества и управленческих механизмов (Павленко, 2015. С. 17-18); 3) деятельност-ный процесс, связанный с овладением информацией как ключевым ресурсом общественного развития с целью повышения интеллектуального и созидательного уровня общества, его изменения в координатах гуманизации и демократизации (Бородина, 2012. С. 9).
Очевидно, что в последнем из представленных определений информатизации заложен позитивный аспект информатизации, однако в реальной социальной практике зачастую этот оптимизм не оправдывается, в том числе и в сфере образования, и сама Н.А. Бородина, автор данной дефиниции, пишет в своем исследовании об асимметричной характеристике информатизации образования, которая проявляется в имитации образовательной деятельности вследствие автоматического переноса системы информатизации европейского образования на неподготовленную в технологическом, социокультурном, интеллектуальном плане российскую почву (Бородина, 2012. С. 10).
И стоит согласиться, что негативная реакция части представителей образовательного сообщества в отношении внедрения информационных технологий в образовательный процесс, систему управления образованием, сферу образовательных отношений и взаимодействий имеет под собой реальные основания, связанные с нивелированием человеческого фактора в результате информатизации образования (Воробьев, 2016. С. 148). Е.В. Воронцова видит причину противоречий и негативных проявлений информатизации в современной России в расхождении между инновационным потенциалом информатизации как социального явления и его реальным использованием в российском обществе (Воронцова, 2004). И с этим тоже нельзя не согласиться.
Таким образом, вопросы развития российского образования в свете глобальной информатизации приобрели особую остроту, а дальнейшее развитие информационных процессов, информационно-коммуникативных технологий влечет за собой, по мнению исследователей, необходимость в профессиональной подготовке и переподготовке ключевых акторов образовательного процесса (Бородина, 2012. С. 5).
Риски и преимущества тенденций цифровизации
в сфере российского образования: особенности социально-философского дискурса
Характер влияния цифровизации на образование российские ученые также оценивают по-разному, соглашаясь с тем, что это влияние находит свое яркое выражение именно в сфере образования, поскольку во многих странах современного мира проходят реформы, направленные на внедрение цифровых и информационных технологий в образовательный процесс. При этом отмечается, что интерактивные занятия вызывают значительный интерес у обучающихся, а поиск учебной литературы стал более простым и доступным, что рассматривается как явное преимущество цифровой эпохи (Цифровизация человека ... , 2019). Исследовательская группа из Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), анализируя опасности и перспективы цифровых тенденций в российской системе образования, пришли к выводу, что существует высокий риск избыточного «цифрового оптимизма», угрожающий дегуманизацией образования в результате его неэффективной «оцифровки» (Неочевидные риски цифровизации ... , 2019).
Уместным будет привести также мнение ученых, проанализировавших ситуацию в период пандемии коронавируса в России, когда всеобщая «онлайнизация» системы образования, в том числе и высшего, поставила
остро вопрос о необходимости выявления преимуществ и недостатков он-лайн-обучения. Проведенный исследователями анализ показал, что вынужденный переход высшей школы к образованию в формате онлайн обозначил целесообразность внедрения гибридных форм организации учебно-образовательного процесса в вузах с учетом потенциала как контактно-аудиторного, так и онлайн-образования, однако переход к такой форме образовательного процесса потребует пересмотра, переосмысления сложившихся в системе контактно-аудиторного обучения методик и практик преподавания учебных дисциплин (Лубский, 2020). И в качестве оптимальной предлагается познавательно-развивающая парадигма образования (Герасимов, 2014), основой которой выступает проблемно-диалоговый формат организации образовательного пространства, а использование в его рамках современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий позволяет достаточно эффективно перейти к гибридной форме организации учебно-образовательного процесса, сочетающей традиционные и инновационные (онлайн) практики преподавания учебных дисциплин в системе высшего образования. Такой подход выглядит очень актуальным в условиях ценностного кризиса российского образования, девальвации самой ценности высшего образования, снижения его качества, что также составляет значимый вектор социально-философского дискурса в области трансформации российского образования в эпоху информационного общества (Верещагина, 2016). С точки зрения других исследователей, также полагающих, что современные мировые тенденции цифровой эпохи определяют в качестве неизбежного движение к цифровому образовательному процессу, необходимо остро поставить вопрос о развитии такого направления педагогической науки, как цифровая дидактика, чтобы снизить риски перехода к цифровой парадигме образования (Неочевидные риски цифровизации ... , 2019).
Однако важно при переходе на новую парадигму образования, объективно намечающуюся в условиях информационного общества, не допустить упрощения общеобразовательных программ, разрыва с культурным наследием прошлого в погоне за новым и его чрезмерной ценностной абсолютизации, поскольку тогда в качестве глобальной проблемы обозначится не столько трансформация культуры образования, сколько ее полное разрушение, обесценивание (Варова, 2012).
Резюме
Итак, в отношении тенденций информатизации и цифровизации образования как процессов, производных от перехода современного мира в новую информационную эпоху, мнение исследователей не является одно-
значным. Выделяются как позитивные, так и негативные стороны влияния информационных процессов при признании того, что данные процессы являются закономерными и к ним необходимо адаптироваться, зная их природу, сущность, риски и последствия. Исследователи предлагают различные варианты адаптации российской системы образования к условиям глобальной информатизации и цифровизации с пониманием того, что и к организации образовательного процесса, и к его основным акторам вызовы информационной эпохи предъявляют новые требования, которые следует учитывать, перестраиваясь в новый формат функционирования образовательного пространства. Осмысление преимуществ и рисков цифрови-зации и информатизации образования с выходом на те или иные предложения уже началось, но данный процесс еще требует самого глубокого и концептуального социально-философского и в целом научного осмысления с привлечением потенциала разнообразных научно-исследовательских школ и практик.
Благодарности
Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2582.2020.6) на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономические и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального пространства и становления индустрии 4.0».
Литература
Аникин Л.С., Тарский Ю.И. Политика модернизации и информационное общество: социокультурный аспект // Власть. 2012. № 6. С.94-98.
Бакаева Ж.Ю., Степанов А.Г., Степанова С.Е. Философско-методологические основания информатизации и моделирования в контексте цифровизации социума // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Т. 7, № 5А. С. 20-27.
Бородина Н.А. Социально-философский анализ информатизации образования : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2012. 26 с.
Вальвачев В.В. Информатизация как фактор развития современного российского общества (социально-философский анализ) :
References
Anikin, L.S., Tarsky, Yu.I. (2012). The policy of modernization and the information society: sociocultural aspect. Vlast', 6, 94-98. (in Russian).
Bakaeva, ZhYu., Stepanov, A.G., Stepano-va, S.E. (2018). Philosophical and methodological foundations of informatization and modeling in the context of digitalization of society. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i che-loveke, 7, 5A, 20-27. (in Russian).
Borodina, N.A. (2012). The socio-philosophical analysis of the informatization of education. (Abstract, Candidate Dissertation, Rostov-on-Don). (in Russian).
Valvachev, V.V. (2012). Informatization as a factor in the development of modern Russian society (socio-philosophical analysis).
автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2012. 23 с.
Варова Н.Л. Культура образования в современной цивилизации // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=6779.
Верещагина А.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Ценностный кризис современного образования в исторической проекции и динамике модернизации его парадигмальных оснований в условиях вызовов информационной эпохи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 74-91.
Воробьев Г.А., Павленко И.И. Тенденции и перспективы информатизации социального управления в современных условиях // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 20, № 4. С. 144-151.
Воронцова Е.В. Информатизация современного российского общества как инновационный процесс: социологический анализ : авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 25 с.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о познавательно-развивающей парадигме высшего образования // Гуманитарий Юга России. 2014. № 2. С. 107-122.
Елькина Е.Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего : тр. XXI Между нар. объед. конф. «Интернет и современное общество, IMS-2018», Санкт-Петербург, 30 мая -2 июня 2018 г. СПб. : Ун-т ИТМО, 2018. Вып. 2. 336 с. Режим доступа: https:// openbooks.itmo.ru/ru/file/8471/8471.pdf.
Каратеев А.Ю. Демократия и цифровое неравенство // Русская политология. Russian Political Science. 2018. № 4 (9). С. 39-46.
Кочергин И.Г., Третьяков О.В. Фило-софско-методологические и исторические аспекты глобальной информатизации современного общества // Вестник ТГУ. 2012. Вып. 12 (116). С. 360-366.
Лопатина Н.В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития // Информационные ресурсы России. 2014. № 2. Режим доступа: http:// www.aselibrary.ru/ digi-tal_resources/journal/irr/irr5924/irr59245926/irr5 92459266114/irr5924592661146119/.
(Abstract, Candidate Dissertation, Moscow). (in Russian).
Varova, N.L. (2012). The culture of education in modern civilization. Sovremennyye prob-lemy nauki i obrazovaniya, 4. Available at: http:// science-education.ru/en/article/view?id=6779. (in Russian).
Vereshchagina, A.V., Nechipurenko, V.N., Samygin, S.I. (2016). The value crisis of modern education in historical projection and the dynamics of modernization of its paradigmatic foundations in the face of the challenges of the information age. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke, 2, 74-91. (in Russian).
Vorobev, G.A., Pavlenko, I.I. (2016). Trends and prospects of informatization of social management in modern conditions. Guman-itariy Yuga Rossii, 20, 4, 144-151. (in Russian).
Vorontsova, E.V. (2004). Informatization of modern Russian society as an innovation process: sociological analysis. (Abstract, Candidate Dissertation, Moscow). (in Russian).
Gerasimov, G.I., Lubsky, A.V. (2014). Dialogue on the cognitive-developing paradigm of higher education. Gumanitariy Yuga Rossii, 2, 107-122. (in Russian).
Elkina, E.E. (2018). Digital Culture: concept, models and practices. Information society: education, science, culture and future technologies. Proceedings of the XXI International Joint Conference "Internet and Modern Society, IMS-2018". St. Petersburg, May 30 - June 2, 2018. St. Petersburg: ITMO University, 2018, 2. Available at: https:// openbooks.itmo.ru/en/file/8471/8471. pdf. (in Russian).
Karateev, A.Yu. (2018). Democracy and digital inequality. Russian Political Science, 4 (9), 39-46. (in Russian).
Kochergin, I.G., Tretyakov, O.V. (2012). Philosophical, methodological and historical aspects of the global informatization of modern society. Vestnik TGU, 12 (116), 360-366. (in Russian).
Lopatina, N.V. (2014). Information infrastructure of society: modern problems of functioning and development. Informatsionnyye resursy Rossii, 2. Available at: http:// www. aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/irr5924/ irr59245926/irr592459266114/irr592459266114 6119/. (in Russian).
Лубский А.В., Ковалев В.В. От «онлай-низации» высшей школы к онлайн-образованию // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 2. С. 33-50.
Неочевидные риски цифровизации: куда движется образование. Режим доступа: https://sn.ria.ru/20191211/1562209433.html.
Ницевич В.Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания // Цифровая социология. 2018. Т. 1, № 1. С. 18-28.
Павленко И.И. Информатизация социального управления и перспективы формирования инновационного университета в России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2015. 41 с.
Перчук Е.Е. Информатизация и информационная безопасность: философско-методологические аспекты : дис. ... канд. фи-лос. наук. М., 2002. 159 с.
Равочкин Н.Н. Социально-философский взгляд на взаимодействие цифровизации и политико-правовых институтов // Искусственные общества. 2019. T. 14, вып. 3. Режим доступа: https:// artsoc.jes.su/S20775 1800007024-5-1.
СадовК.С. Новая цифровая эпоха: основы информационной безопасности в государственной политике России // Русская политология. Russian Political Science. 2018. № 4 (9). С. 79-82.
Цифровизация человека: влияние цифровых технологий на общество. Режим доступа: https://mentamore.com/socium/cifrovi zaciya-cheloveka. html.
Чернышов А.Г. Стратегия и философия цифровизации // Власть. 2018. № 5. С. 13-21.
Поступила в редакцию
Lubsky, A.V., Kovalev, V.V.(2020). From online high school to online education. Gumanitariy Yuga Rossii, 9, 2, 33-50. (in Russian).
Non-obvious risks of digitalization: where education is moving. Available at: https:// sn.ria. ru/20191211/1562209433.html. (in Russian).
Nitsevich, V.F. (2018). Digital sociology: theoretical and methodological sources and foundations. Tsifrovaya sotsiologiya, 1, 1, 18-28. (in Russian).
Pavlenko, I.I. (2015). Informatization of social management and the prospects for the formation of an innovative university in Russia. (Abstract, Candidate Dissertation, Rostov-on-Don). (in Russian).
Perchuk, E.E. (2002). Informatization and information security: philosophical and methodological aspects. (Candidate Dissertation, Moscow). (in Russian).
Ravochkin, N.N. (2019). Socio-philosophical view on the interaction of digitali-zation and political and legal institutions. Is-kusstvennyye obshchestva, 14, 3. Available at: https://artsoc.jes.su/S207751800007024-5-1. (in Russian).
Sadov, K.S. (2018). The new digital era: the basics of information security in the state policy of Russia. Russian Political Science, 4 (9), 79-82. (in Russian).
Digitalization of man: the impact of digital technology on society. Available at: https:// men-tamore.com/socium/cifrovizaciya-cheloveka. html. (in Russian).
Chernyshov, A.G. (2018). Strategy and philosophy of digitalization. Vlast', 5, 13-21. (in Russian).
30 апреля 2020 г.