УДК 37.013 DOI:10.22394/2074-7306-1-2-57-62
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Гражданское право», доцент кафедры «Теория и история государства и права», Донской государственный технический университет
(344010, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1). E-mail: [email protected]
ведущий специалист отдела правовой работы, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
(344082, Россия, г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 31). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается развитие системы образования в условиях информатизации общества. Особое внимание к системе образования вызвано активизацией процесса реализации современным российским государством сравнительно новой функции -информационной (информационно-коммуникативной). Авторы раскрывают ряд преимуществ, характерных для процесса информатизации системы образования в отношении как обучающихся, так и общества в целом. Особое внимание уделяется проблемам, которые возникают в системе образования в процессе информатизации общества. Обосновывается необходимость использования образовательными организациями возможностей информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности процесса обучения «нового поколения обучающихся» в современном информационном обществе с целью развития российской государственности.
Ключевые слова: информационная функция государства, информатизация общества, система образования, информатизация образования, образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии, «смешанное образование».
В начале XX века термин «информатизация общества» прочно вошел во все сферы жизнедеятельности человека, стало неотъемлемым направлением деятельности государства. Речь идет о сравнительно новой функции государства, которой, по мнению отечественных правоведов, является информационная или информационно-коммуникативная, с учетом обязательного наличия обратной связи между субъектами в процессе коммуникации.
Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующими видами деятельности в сфере общественного производства являются сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена [1, с. 70].
Становлению и развитию информатизации общества способствует процесс, который именуется информатизацией. Информатизация оказывает влияние на всю единую систему политических, экономических, культурных и социальных взаимосвязей, в том
Рыбак
Светлана
Викторовна
Смольякова
Елизавета
Анатольевна
числе и на систему образования. Вместе с тем, деятельность государства по развитию информационной сферы становится крайне важной для современной системы образования.
Под системой образования принято понимать структуру учебно-воспитательных учреждений, функционирующих в масштабах страны. В нашем государстве эта система является сложной и многообразной. Так, согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году в Российской Федерации общее количество образовательных организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования) составляло около 96 000. При этом обучались в них более 23 000 000 человек1. Чтобы оценить сложность системы образования в России следует также учитывать то обстоятельство, что помимо самих образовательных организаций, к системе образования также имеют отношение и разного уровня органы управления образованием: федерального, субъектов Российской Федерации и муниципального.
В настоящее время, органы государственной власти Российской Федерации, уделяют огромное значение как развитию системы образования в целом, так и процессу информатизации образования в частности. Так, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года акцентируется внимание на то, что, несмотря на расширение применения цифровых технологий в системе образования, объемы профильной подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны2.
Такое внимание со стороны органов государственной власти объясняется тем, что образование является одним из тех факторов, напрямую влияющие на будущее российской государственности, ввиду того, что благодаря системе образования появляются специалисты, которые способны обеспечить стабильность и конкурентоспособность национальной экономики, рост науки, развитие промышленности и т. д.
Следует отметить, что процесс информатизации в системе образования начался около 45 лет назад и был связан с появлением в образовательных организациях компьютерных классов, в которых проходило изучение такого учебного предмета как «Основы информатики и вычислительной техники». На данном этапе обучение осуществляли, как правило, учителя-любители, а фирменные образовательные программы, чаще всего, предназначалась для установки на домашних компьютерах. Такая ситуация была связана, во-первых, с недостаточным финансированием образовательных организаций, а, во-вторых, с огромной трудоемкой работой по разработке специализированного программного обеспечения, которое можно было бы применять в учебном процессе.
После этого процесс информатизации образования претерпевал глобальные перемены около четырех раз. Так, произошедшая в середине 90-х годов мультимедиа-революция способствовала: обновлению компьютеров в компьютерных классах образовательных учреждений; внедрению проекторов для демонстрации наглядных материалов; появлению интерактивных досок и др. Учителя и преподаватели при подготовке к занятиям стали использовать персональные компьютеры и ноутбуки, а внедрение Интернета в систему образования привело к тому, что у каждой образовательной организации, даже в небольших сельских поселениях, есть свой официальный сайт. Кроме того, благодаря использованию Всемирной сети, в зависимости от профессиональной направленности и специфики работы в социальных сетях появились целые интернет-сообщества педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Широкомасштабное использование Интернета в образовании привело к возникновению изначально дистанционного обучения, а затем и «открытого образования». На
1 Россия в цифрах. 2018: Краткий статистический сборник / Росстат. М., 2018. С. 137 - 139.
2 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года // СПС КонсультантПлюс.
смену традиционному методу обучения в классе ученик-учитель пришло «смешанное образование», совместившее обучение с участием учителя и онлайн-обучение. И, наконец, повсеместная эксплуатация мобильных устройств привела к росту популярности «мобильного образования» [2, с. 115].
В качестве кардинальных изменений можно отметить и тот факт, что если ранее ноутбук использовался только как элемент учебного оборудования, то сегодня ноутбуки и планшеты выступают неотъемлемым атрибутом практически всех школьных портфелей. Кроме того, многообразие и доступность электронных гаджетов привело к появлению нового поколения обучающихся, так называемое поколение <^», то есть тех, кто уже родился в современном информационном обществе. Основным источником получения информации таких обучающихся является Всемирная сеть, которая предоставляет им практически неограниченный доступ к различным данным. Такие обучающиеся постоянно общаются между собой в социальных сетях, мессенджерах или в Skypе, играют в онлайн-игры и часто разбираются в интернет-технологиях лучше своих педагогов. Однако при этом не признают авторитетов, живут сегодняшним днем, не воспринимают критику и тяжело преодолевают жизненные трудности.
Исходя из вышеизложенного видно, что информатизация образования, это не только использование компьютера как обычного средства обучения, а масштабный процесс модификации всей системы образования, ее полная реорганизация, как под уже существующие требования информационного общества, так и те, которые будут появляться в будущем.
Таким образом, основными предпосылками для развития процесса информатизации в системе образования послужили:
1. Очень быстро проходящий процесс информатизации общества в целом Следует отметить, что во многих странах количество людей, у которых есть персональные компьютеры и которые регулярно пользуются Интернетом, постоянно растет.
2. Неуклонное увеличение количества и качества компьютерной техники, что снизило их стоимость и сделало более доступными. На сегодняшний день практически нет образовательных учреждений, в которых не было бы компьютерного класса, а большинство современных школ, техникумов и вузов, особенно в крупных городах, не только устанавливают компьютеры, но также широко используют и мультимедийные проекторы и интерактивные доски в каждой аудитории.
3. Формирование таких экономических и общественно-политических условий в стране, которые способствуют освоение информационных технологий всеми членами общества и росту информационной культуры.
4. Внедрение компьютерной техники и информационных баз данных практически во все виды профессий, что требует от людей обладания достаточными знаниями и навыками для работы с ними. Естественно, при таких условиях становится очень важным обучить школьников и студентов быстро и правильно применять современные информационно-коммуникационные технологии [3, с. 72].
Следует отметить, что процесс информатизации системы образования создал ряд преимуществ как для обучающихся, так и для общества в целом.
Во-первых, это быстрое обновление данных, индивидуализация образования, развитие творческих способностей, свободный выбор курсов, сроков, места обучения и т.п. К примеру, сегодня для того, чтобы развивать творческое мышление у детей, проживающих удаленно от места учебы, образовательные организации очень часто проводят в режиме онлайн посредством программы Skype вебинары или электронные семинары, которые позволяют педагогу наладить тесный контакт с обучаемым, выявить у него способности к изучению того или иного предмета и быстро его проконсультировать в случае появления каких-либо вопросов или проблем.
Кроме того, появление электронных учебников, содержащих в себе тот же материал, что и в учебных изданиях в печатном виде, позволяет не только удовлетворить по-
требность людей в самообразовании и изучить ими тот или иной учебный курс без каждодневного посещения образовательной организации, но используя, например, электронную почту, быстро получить необходимый учебный материал преподавателю или передать работу для проверки, что значительно сокращает время необходимое для освоения выбранного курса или специальности.
Во-вторых, это совершенствование способов, средств выбора учебных материалов, а также методов преподавания дисциплин, не связанных с информатикой, что постепенно приводит к повышению качества образования.
Так, технические возможности современных информационно-коммуникационных технологий предоставляют педагогу огромные возможности для реализации своей работы. Они могут создавать и использовать в учебном процессе содержательные интерактивные учебные пособия, а применение мультимедийных технологий (фото, видео, презентаций), позволяют значительно увеличить интерес обучающихся к преподаваемому предмету, более легко усвоить ими материал, а также способствуют их стремлению к самостоятельной работе. Кроме того, для обучения студентов профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования стали использовать в рамках учебного процесса виртуальные лабораторные работы. Однако необходимо отметить, что это могут позволить себе далеко не все образовательные организации, поскольку даже разработка методического материала для проведения таких занятий требует существенных финансовых расходов, особенно для технических специальностей [4, с. 59].
В-третьих, это включение новых учебных дисциплин, изучающих современные информационные технологии, в образовательную деятельность не только вузов, но и профессиональных, и общеобразовательных организаций.
В-четвертых, это совершенствование системы управления образованием. Так, например, частично сократились временные затраты необходимые для управления или проверки деятельности той или иной образовательной организации.
Вместе с тем, важно обратить внимание на то, что процесс информатизации сталкивается с рядом трудностей и не всегда проходит легко, беспрепятственно и одинаково по всей структуре системы образования.
Первая проблема, с которой сталкивается процесс информатизации, заключается в разнице финансовых возможностей всех образовательных организаций.
Вторая проблема, как справедливо заметил М.П. Лапчик, заключается в вопросе понимания того, в чем суть процесса информатизации системы образования. Большинство управленцев в системе образования считают, что это всего лишь оснащение образовательных организаций компьютерами и мультимедией, создание компьютерных классов, приобретение и установка специализированных программ для педагогических работников, приобретение обучающимися основных навыков работы на компьютерах и т. п. [3, с. 72].
Вместе с тем, процесс информатизации системы образования достаточно сложный, масштабный и разнообразный. Этот процесс связан, во-первых, с изменением отношения педагогических работников к информационным технологиям, обоснование им необходимости и удобства использования средств информатики в образовательном процессе, поскольку большинство учителей и преподавателей начинали и привыкли работать еще до появления информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время необходимо понимание того, что в информационном обществе изменилась и сама педагогическая деятельность. Она стала насыщена разнообразными информационными средствами, которые позволяют не только результативно и качественно провести учебное занятие и заинтересовать обучающих, но также и более эффективно организовать свою работу. Однако, чтобы этого добиться сам педагог должен
этого хотеть и быть готов к использованию новейших информационно-коммуникационные технологии.
Поэтому после внедрения информатизации в систему образования большинство педагогических работников столкнулись с различными проблемами, которые возникли по следующим причинам: во-первых, повысились требования к уровню профессиональной подготовки самого педагога, его способностям использовать информационно-коммуникационные технологии в собственной профессиональной деятельности, в том числе и для того, чтобы быстро и качественно донести материал до обучающего; во-вторых, внедрения информационных продуктов в учебный процесс привело к изменению роли и места педагогического работника в нем. Теперь большую часть материала обучающийся должен освоить самостоятельно, а педагог больше выполняет консультационную и корректирующую роль; в-третьих, недостаточное знание большинством педагогических кадров возможностей различных программных средств, привело к тому, что они просто переносят основные тезисы преподаваемого им предмета, например в программу Microsoft PowerPoint и демонстрируют ее обучающимся. А это, в свою очередь, приводит к тому, что те огромные возможности, которые есть у информационных средств, просто не используются в работе, что сказывается, в том числе и на знаниях, мышлении обучающихся; в-четвертых, большая часть педагогов старшего поколения не могут преодолеть определенный психологический барьер перед необходимостью использования в своей педагогической деятельности компьютерной техники. Они, как правило, негативно либо скептически отзываются о возможностях информационных технологий и их роли в обучении. В основном это связано с недостаточными знаниями всех возможностей информационных средств и сущностью самого процесса информатизации системы образования.
Поводя итог вышеизложенному, следует отметить, что, несмотря на быстро протекающий процесс информатизации (современное обустройство компьютерных классов и многое другое, проведение Интернета практически во все образовательные организации, закупку и установку программного обеспечения, повышение квалификации педагогических работников по освоению информационных технологий и др.), все это в настоящее время так и не оказало заметного влияния на систему образования.
Согласно анализу практики работы российских образовательных организаций и ряда международных исследований, даже значительные финансовые вложения в цифровые образовательные ресурсы по различным дисциплинам не оказывают должного влияния на качество образования и на практику применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Это приводит к тому, что имеющиеся в настоящее время колоссальные возможности информационных средств, продолжают оставаться практически невостребованными в системе образования.
Поэтому в условиях реализации информационной функции российским государством, одной из главных задач для органов управления образованием всех уровней является не только оснащение образовательных организаций современной компьютерной техникой, но и их ориентация на те возможности, которые дают информационно-коммуникационные технологии для образовательного процесса, для обучения нового современного поколения, с высоким уровнем информационной культуры, формирования у обучающихся таких знаний, умений и навыков, которые позволят им быстро ориентироваться и развиваться в современном информационном обществе.
Таким образом, информатизация системы образования имеет ряд преимуществ, но проявятся они в полной мере лишь, во-первых, при должном материально-техническом обеспечении всех образовательных организаций страны, а, во-вторых, после того, как применение информационных технологий станет неотъемлемой частью образовательного процесса и будет единым целом совместно с использованием привычных и традиционных методов обучения.
Литература
1. Прудникова О. Информатизация общества в рамках структурной перестройки экономики // Власть. 2013. № 10. С. 70 - 71.
2. Вихрев В. В. О концептуальной модели информатизации системы образования (в порядке постановки задачи) // Современные информационные технологии и ИТ-образование. М., 2011. С. 111 - 119.
3. Алексеенко В. В. Педагогическая деятельность в условиях информатизации образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 4 (13). С. 72 - 75.
4. Артюхов А. В., Молоткова Т. Л. Информационные и коммуникационные технологии в образовании // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 58 - 60.
Rybak Svetlana Viktorovna, candidate of legal Sciences, head of the Department of «Civil law», docent of the Department «Theory and history of state and law» of the faculty «Legal», Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-don, 344010, Russian Federation) E-mail: [email protected]
Smolyakova Elizaveta Anatolyevna, leading specialist of legal work Department, Ministry of General and vocational education of Rostov region (31, Dolomanovsky lane, Rostov-on-don, 344082, Russian Federation) E-mail: [email protected]
INFLUENCE OF INFORMATION OF SOCIETY ON THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE INFORMATION FUNCTION
OF THE RUSSIAN STATE
Abstract
The article discusses the development of the education system in the conditions of informatization of society. Special attention to the education system is caused by the activation of the implementation process by the modern Russian state of a relatively new function - information (information and communication). The authors reveal a number of advantages characteristic of the process of informatization of the education system with respect to both students and society as a whole. Special attention is paid to the problems that arise in the education system in the process of informatization of society. It justifies the need for educational organizations to use the capabilities of information and communication technologies to increase the efficiency of the learning process of the «new generation of students» in the modern information society in order to develop Russian statehood.
Keywords: information function of the state, informatization of society, education system, informatization of education, educational process, information and communication technologies, «mixed education».
References
1. Prudnikova O. Informatizaciya obshchestva v ramkah strukturnoj perestrojki ekonomiki // Vlast'. 2013. № 10. S. 70 - 71.
2. Vihrev V. V. O konceptual'noj modeli informatizacii sistemy obrazovaniya (v poryadke post-anovki zadachi) // Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. M., 2011. S. 111 - 119.
3. Alekseenko V. V. Pedagogicheskaya deyatel'nost' v usloviyah informatizacii obra-zovaniya // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gu-manitarnye issledovaniya. 2016. № 4 (13). S. 72 - 75.
4. Artyuhov A. V., Molotkova T. L. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v obra-zovanii // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. CHelyabinsk, 2015. № 26 (381). Filosofiya. Sociologiya. Kul'turologiya. S. 58 - 60.