Научная статья на тему 'Вопросы управления образованием в современных условиях'

Вопросы управления образованием в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МО-ДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / EDUCATION / INFORMATIZATION / EDUCATION MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / MANAGEMENT MODEL / INFORMATION MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кохановская И.И., Наумов Е.Е., Фатыхова А.Л.

Статья посвящена актуальным вопросам управления современными образовательными учреж-дениями. Система образования, состояние информационного общества, профессиональное педагогическое сообщество во всем мире находится в поиске новых методов и форм обучения, концепции современного образования, отвечающих вызовам информационного общества. Ин-форматизация образования представляет собой многогранный процесс, связанный с социаль-но-экономическими преобразованиями в государстве. Качество образования, эффективность управления информационными потоками в образовательном процессе являются важными характеристиками, определяющими конкурентоспособность государства. Построение совре-менной экономики государства в настоящее время требует решения задачи повышения конку-рентоспособности отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы. Для этого требуется значительная трансформация существующего подхода к подготов-ке, прежде всего инженерных кадров, для различных секторов экономики.Процесс информатизации является отражением процесса развития информационных техно-логий. С развитием современных информационных технологий все большее распростране-ние получают автоматизированные системы управления процессом обучения и измерения образовательного уровня обучающихся: автоматическое оценивание знаний, отслеживание параметров, характеризующих конечный результат освоения учебного материала.Информационные технологии в настоящее время выступают в качестве технических средств решения основных вопросов развития новых социально-экономических отношений в обще-стве. Несмотря на постоянное развитие форм и методов информатизации образования, этот процесс связан с рядом проблем, которые требуют активного участия государства и всех участников образовательного процесса. По-прежнему процессы информатизации требуют дальнейшего научного изучения в различных отраслях, тщательного исследования социаль-ного и культурологического аспектов, особенностей их введения и применения в разных сфе-рах деятельности людей, и в системе образования в том числе, а также анализа их положи-тельных и отрицательных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of education management in modern conditions

The article is devoted to topical issues of management of modern educational institutions. The system of education, the state of the information society, the professional pedagogical community around the world is in search of new methods and forms of education, the concept of modern education that meet the challenges of the information society. Informatization of education is a multifaceted process associated with socioeconomic transformations in the state. The quality of education, the effectiveness of managing information flows in the educational process are important characteristics that determine the competitiveness of the state. The construction of the modern economy of the state now requires solving the problem of increasing the competitiveness of domestic industry, infrastructure industries, social sphere. This requires a significant transformation of the existing approach to training, especially engineering personnel, for various sectors of the economy.The process of informatization is a reflection of the development of information technology. With the development of modern information technologies, automated systems for managing the learning process and measuring the educational level of students are becoming increasingly popular: automatic assessment of knowledge, monitoring of parameters characterizing the final result of the learning material.Information technology is currently acting as a technical means of addressing key issues in the development of new socio-economic relations in the society. Despite the constant development of forms and methods of informatization of education, this process is associated with a number of problems that require the active participation of the state and all participants in the educational process. As before, the processes of informatization require further scientific study in various fields, a thorough study of the social and cultural aspects, the specifics of their introduction and application in different spheres of people’s activities, including in the educational system, as well as an analysis of their positive and negative consequences.

Текст научной работы на тему «Вопросы управления образованием в современных условиях»

Кохановская И.И.

канд. экон. наук, ЧОУ ВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва

e-mail: vkohanovskaya@muiv.ru

Наумов Е.Е.

заведующий лабораторией ГБП ОУ «Московский технологический колледж», г. Москва

e-mail: norm-07@yandex.ru

Фатыхова А.Л.

д-р пед. наук, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

e-mail: fatykhova_a@mail.ru

УДК 338.2 JEL ^8 DOI 10.26425/2309-3633-2018-3-11-16

Получено 14.08.2018 Одобрено 28.08.2018 Опубликовано 20.09.2018

Вопросы управления образованием в современных условиях

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам управления современными образовательными учреждениями. Система образования, состояние информационного общества, профессиональное педагогическое сообщество во всем мире находится в поиске новых методов и форм обучения, концепции современного образования, отвечающих вызовам информационного общества. Информатизация образования представляет собой многогранный процесс, связанный с социально-экономическими преобразованиями в государстве. Качество образования, эффективность управления информационными потоками в образовательном процессе являются важными характеристиками, определяющими конкурентоспособность государства. Построение современной экономики государства в настоящее время требует решения задачи повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы. Для этого требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке, прежде всего инженерных кадров, для различных секторов экономики.

Процесс информатизации является отражением процесса развития информационных технологий. С развитием современных информационных технологий все большее распространение получают автоматизированные системы управления процессом обучения и измерения образовательного уровня обучающихся: автоматическое оценивание знаний, отслеживание параметров, характеризующих конечный результат освоения учебного материала.

Информационные технологии в настоящее время выступают в качестве технических средств решения основных вопросов развития новых социально-экономических отношений в обществе. Несмотря на постоянное развитие форм и методов информатизации образования, этот процесс связан с рядом проблем, которые требуют активного участия государства и всех участников образовательного процесса. По-прежнему процессы информатизации требуют дальнейшего научного изучения в различных отраслях, тщательного исследования социального и культурологического аспектов, особенностей их введения и применения в разных сферах деятельности людей, и в системе образования в том числе, а также анализа их положительных и отрицательных последствий.

Ключевые слова:

образование, информатизация, управление образованием, информационные технологии, модель управления, информационная модель управления.

Kokhanovskaya I.I.

Candidate of Economic Sciences, Moscow University named after S. Yu. Witte, Moscow

e-mail: vkohanovskaya@muiv.ru

Naumov E.E.

Head of laboratory SBP «Moscow Technological College», Moscow

e-mail: norm-07@yandex.ru

Fatykhova A.L.

Doctor of Pedagogical Sciences, Sterlitamak Branch of the of the Bashkir State University, Sterlitamak, Republic of Bashkortostan

e-mail: fatykhova_a@mail.ru

Issues of education management in modern conditions

Abstract

The article is devoted to topical issues of management of modern educational institutions. The system of education, the state of the information society, the professional pedagogical community around the world is in search of new methods and forms of education, the concept of modern education that meet the challenges of the information society. Informatization of education is a multifaceted process associated with socioeconomic transformations in the state. The quality of education, the effectiveness of managing information flows in the educational process are important characteristics that determine the competitiveness of the state. The construction of the modern economy of the state now requires solving the problem of increasing the competitiveness of domestic industry, infrastructure industries, social sphere. This requires a significant transformation of the existing approach to training, especially engineering personnel, for various sectors of the economy.

The process of informatization is a reflection of the development of information technology. With the development of modern information technologies, automated systems for managing the learning process and measuring the educational level of students are becoming increasingly popular: automatic assessment of knowledge, monitoring of parameters characterizing the final result of the learning material.

Information technology is currently acting as a technical means of addressing key issues in the development of new socio-economic relations in the society. Despite the constant development of forms and methods of informatization of education, this process is associated with a number of problems that require the active participation of the state and all participants in the educational process. As before, the processes of informatization require further scientific study in various fields, a thorough study of the social and cultural aspects, the specifics of their introduction and application in different spheres of people's activities, including in the educational system, as well as an analysis of their positive and negative consequences.

Keywords:

education, informatization, education management, information technologies, management model, information management model.

С 1985 г идет модернизация процессов, обеспечивающих развитие отечественного образования, что, безусловно, связано с внедрением информационных технологий в учебный процесс и управление. Информатизация, как подчеркивается в проекте «Информатизация системы образования» 2005 г., представляет собой изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы с целью подготовки выпускников образовательных учреждений к условиям жизни в информационном обществе за счет повышения качества учебного процесса, изменения парадигмы образования, способов педагогической деятельности учителей [10]. В связи с этим отечественные ученые разрабатывают и инструментарий мониторинга и оценки уровня развития информационного общества в целом, а также в системе образования (например, «Московская таблица», «Кластерная модель информатизации») [6; 9].

Информатизация занимает особое место в преобразованиях отечественного образования. Хотя и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, и Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) всех уровней школы, и Профессиональным стандартом педагога, предусматривается необходимость и обязательность информатизации образования, в действительности происходит подмена понятия «Информатизация образования» понятием «компьютеризация» [1; 3; 4]. Так, обновление материально-технической базы общеобразовательных учреждений (техническое переоснащение, компьютеризация) часто в отчетах считается обеспечением условий перехода на новые ФГОС, в то время как это вовсе не главное и не единственное условие [12].

Современная система образования, состояние информационного общества, профессиональное педагогическое сообщество во всем мире находится в поиске новых методов и форм обучения, концепции современного образования, отвечающих вызовам информационного общества. Информатизация образования представляет собой многогранный процесс, связанный с социально-экономическими преобразованиями в государстве. Существенным образом меняются и представления о сути и результатах процесса информатизации отечественного образования, разворачивающегося в нашем обществе.

Следует отметить, что на процессе информатизации образования отражается развитие и внедрение информационных технологий. Так, 5-7 лет назад Интернет рассматривался лишь как пространство

поиска, то в настоящее время (время облачных технологий) он становится пространством синергии, средой и средством массовой коммуникации. Содержание Интернет-ресурсов — это возможность пользователям самостоятельно генерировать контент, а также умело обращаться со своими и чужими материалами. Несомненно, использование информационных технологий способствует улучшению качества и уровня жизни граждан страны, повышает конкурентоспособность российской экономики, интеграции экономики России в мировую экономическую систему; является мощным инструментом государственного управления и местного самоуправления. Развитие процесса информатизации образования связано с формированием системы непрерывного образования, созданием единого образовательного пространства, активным использованием новейших средств, методов и методик обучения, с ориентацией на широкое использование информационных технологий, созданием системы опережающего образования. Именно такое видение, по нашему мнению, соответствует и Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 1662-р о «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» [2].

Информатизация образования связана и с проблемой управления развитием образовательного учреждения. При решении новых задач и целевых установок, реализации проектов происходит изменение организационной структуры управления образовательного учреждения, появляются новые субъекты, функциональные обязанности и права, связи и отношения. И именно организационная структура формирует саму информационную модель управления развитием образовательного учреждения. Как правило, организационная структура управления включает элементы линейно-функционального типа, ответственные за обслуживание стабильного функционирования, и более гибкие элементы (дизайн, программа и целевой тип), чтобы управлять инновациями, поэтому эта структура более сложная.

Эффективность процесса управления зависит от диапазона управления, который связан с числом должностных лиц, непосредственно подчиненных руководителю, и варьируется в различных условиях. Уровень управления, характер выполняемых задач, характеристики подчиненных и способности руководителя — все эти составляющие играют роль в определении количества людей, непосредственно и эффективно контролируемых руководителем [7]. Следует отметить, что перегруженная подразделениями и уровнями организационная

структура управления вызывает неразбериху и приводит к потерям и снижению эффективности управленческой деятельности, поэтому число подчиненных зависит от степени трудности и потребности управления.

Информационно-организационная структура показателей и индикаторов образовательного учреждения включает такие модули, как ресурсы образовательного учреждения, социальные эффекты, образовательные результаты, инновационную деятельность и эффективность использования информационных ресурсов.

Эффективность использования информационно-образовательной среды в решении профессиональных задач обусловлена компетентностью субъектов образовательного учреждения, созданной службой поддержки.

Итак, информационно-образовательная среда — это, с одной стороны, программно-технический комплекс, а с другой, — педагогическая система. Она организуется при взаимодействии участников учебно-образовательного процесса и информационно-образовательного пространства. В связи с этим при оценке качества информационно-образовательной среды и управления ее качеством исследуются информационно-программно-технические и педагогические, а также организационные особенности функционирования образовательной системы.

В информационно-образовательной среде образовательного учреждения можно выделить взаимосвязанные компоненты: программно-стратегический, организационно-управляющий, учебно-методический, ресурсно-информационный. Изменение содержания в одном компоненте ведет к изменениям в содержании других [11]. Цель управления качеством информационно-образовательной среды состоит в повышении образовательных результатов обучающихся.

Система образования является неотъемлемым звеном в процессе развития страны. Именно здесь рождаются новые кадры и воспитывается молодое поколение. Система обучения в России насчитывает более тысячи дошкольных, средних и высших образовательных учреждений. Построение современной экономики государства в настоящее время требует решения задачи повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы. Для этого требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке, прежде всего, инженерных кадров для различных секторов экономики.

Качество образования и эффективность управления информационными потоками в образовательном процессе являются важными характеристиками, определяющими конкурентоспособность государства.

Сфера образования — это сложная социальная и технологическая система, в которой происходят самые разнообразные и зачастую неформализованные информационные процессы. Эффективно управлять такой системой — непростая задача. Естественно предположить, что с помощью информационных технологий можно решить задачи контроля информационных процессов и тем самым повысить эффективность управления сферой образования. В настоящее время существует определенное количество информационных систем разных разработчиков для информатизации различных аспектов образовательной деятельности.

Особенности современных информационных технологий состоят в том, что в современных условиях все большее распространение получают автоматизированные системы управления обучением и измерения образовательного уровня обучаемых: автоматическое оценивание и отслеживание параметров, характеризующих освоение учебного материала.

В настоящее время государство реализует проект по созданию федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, что по сути можно считать автоматизированной системой управления.

Государственная информационная система «Контингент» представляет собой объединение сведений о ребенке, хранящихся в различных ведомствах. Это предполагает частичное соединение информационных систем различных учреждений, таких, например, как ЗАГС (сведения о рождении ребенка), органы полиции (место регистрации и гражданство), Пенсионный фонд (СНИЛС), школьный электронный дневник учащегося (успеваемость школьника), баз вуза (информация о прослушанных курсах и сданных экзаменах).

При анализе современной практики управления в сфере образования выявляются противоречия между традиционной культурой принятия управленческих решений и происходящими изменениями в сфере образования, что приводит к возникновению следующих проблем на уровне образовательного учреждения:

• проводится сбор различной информации под конкретные запросы, в дальнейшем не используемые;

• способы получения информации не всегда гарантируют ее достоверность и отсутствие дублирования,

так как возможно использование неунифициро-ванных форм, имеющих неоднозначные трактовки, а система управления в образовательном учреждении может получить единообразную информацию от разных структур;

• отсутствие аналитической интерпретации полученной в ходе выполнения запроса информации нередко приводит к принятию решений без учета существующих закономерностей и тенденций;

• руководитель с недостаточным уровнем информационной культуры принимает решения по принципу «из опыта работы» [8].

Функции информационной модели управления образовательным учреждением представлены на рисунке 1.

Более эффективно управление образовательным учреждением, когда руководитель имеет достаточно полную и достоверную информацию об управляемом объекте, при четкой определенности центров формирования и системы передачи информации (каналов связи), а принятие решений основано на преимуществах информационно-коммуникационных технологий.

В информационной модели управления образовательным учреждением участвуют следующие пользователи, участники образовательного процесса:

1) администратор (руководитель или заместитель руководителя);

2) учитель (педагоги образовательного учреждения и другие педагогические работники);

3) ученик (родители или их законные представители, обучающиеся или представители общественности) [8].

Дополнительно выделяются категории пользователей — классный руководитель и секретарь.

Создание в информационной модели управления образовательного учреждения двух пользователей — руководитель и заместитель руководителя — способствуют:

• повышению эффективности их работы посредством автоматизации системы трудоемкой подготовки отчетности, оценки и анализа;

• совершенствованию управляемости педагогических процессов;

• рациональному использованию рабочего времени;

• решению проблем обеспеченности оборудованием и учебно-методической литературой;

• созданию условий для улучшения качества обучения и уменьшения перегрузок обучаемых;

• предоставлению эффективной обратной связи всех субъектов и объектов организационных процессов учреждения образования;

• преобразованию бумажного делопроизводства и документооборота (или его части);

Составлено авторами по материалам исследования Рис. 1. Распределение функций информационной модели управления образовательным учреждением

• проверке учебно-образовательного процесса, интернет-представительству организации во всеобщей сети;

• организации анализа и контроля ситуаций в образовательном процессе и выбору эффективных управленческих решений.

Информатизационные процессы в современных условиях содействуют изменению всех сфер и систем жизнедеятельности обществ, групп и конкретного человека до самого изменения существующей системы ценностей и социальных ориен-таций, что потребует разработок новых информационных технологий, программ, техники и оборудования, обучение персонала, информатизацию всех систем жизнедеятельности человека, и образовательной в том числе [5].

Таким образом, информационные технологии, в том числе и в сфере образования, представляя

собой всю гамму процессов и действий, имеющих целью построение и активное развитие, а также эффективное распределение имеющихся ресурсов, в настоящее время выступают в качестве технических средств решения основных вопросов развития новых социально-экономических отношений в обществе.

Несмотря на постоянное развитие форм и методов информатизации образования, этот процесс связан с рядом проблем, которые требуют активного участия государства и всех участников образовательного процесса. По-прежнему процессы информатизации требуют дальнейшего научного изучения в различных отраслях, тщательного исследования социального и культурологического аспектов, особенностей их введения и применения в разных сферах деятельности людей, и в системе образования в том числе, а также анализа их положительных и отрицательных последствий.

Библиография

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.07.2018).

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 1662-р (ред. от 08.08.2009) о «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/ рай/593274 (дата обращения: 01.07.2018).

3. Федеральные государственные образовательные стан -дарты общего образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7 145410884299/№Й00003 (дата обращения: 01.07.2018).

4. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ds12brn.edu22.info/ images/documents/profstandart_pedagoga.pdf (дата обращения: 01.07.2018).

5. Албегова, И. Ф. Информатизация вузовской среды как одно из условий повышения качества образования / И. Ф. Албегова, Г. Л. Шаматонова, Ф. Г. Албегов // Сборник трудов: Информатизация образования — 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды. — Минск, 22-25 октября 2014 г. - С. 23-26.

6. Водопьян, Г. М. О построении модели системы информатизации школы / Г. М. Водопьян, А. Ю. Уваров — М.: РФРДПО, 2006. — 340 с.

7. Зозуля Т. Норма управляемости — основной показатель успешной организации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://fb.ru/article/144254/norma-upravlyaemosti---osnovnoy-pokazatel-uspeshnoy-organizatsii (дата обращения: 01.07.2018).

References

1. Federal'ny'j zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 27.06.2018) [Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 number 273-FZ (ed. of 27.06.2018)]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 01.07.2018).

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 1662-r (red. ot 08.08.2009) o «Koncepcii dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [Russian Federation Government Decree of17.11.20081662-r (ed. of08.08.2009) on the «Concept of the Russian Federation long-term socio-economic development for the period till 2020»]. Available at: http://www.zakonprost. ru/content/base/part/593274 (accessed 01.07.2018).

3. Federal'ny'e gosudarstvenny'e obrazovatel'ny'e standarty' obshhego obrazovaniya [Federal state educational standards of general education]. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_142304/054d099ba783eaf7 575fa99315e7145410884299/#dst100003 (accessed 01.07.2018).

4. Professional'ny'j standart pedagoga [Professional standard teacher]. Available at: http://ds12brn.edu22.info/images/ documents/profstandart_pedagoga.pdf (accessed 01.07.2018).

5. Albegova I. F, Shamatonova G. L, Albegov F. G Informatization of the university environment as one of the conditions for improving the quality of education [Informatizatsiya vuzovskoy sredy kak odno iz usloviy povysheniya kachestva obrazovaniya] // Collected Works: Informatization of Education — 2014: pedagogical aspects of the creation and functioning of a virtual educational environment. Minsk, 2014, October 22-25, pp. 23-26.

6. Vodopyan G. M. On the construction of a model of the school informatization system [O postroyenii modeli sistemy protsessa informatizatsii shkoly] / G. M. Vodopyan, A. Yu. Uvarov. Moscow: RFBRD, 2006. 340 p.

8. Краснов, П. С. Информационная модель управления развитием образовательного учреждения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: [Место защиты: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого]. — Великий Новгород, 2002. - 25 с.

9. Программа развития информационной среды общеобразовательного учреждения. Проектирование и реализация / Под ред. А. Л. Семенова, Е. И. Булин-Соко-ловой. - М.: ЦИТУО, 2008. - 35 с.

10. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования» / И. Д. Фрумин, Е. Н. Соболева, С. М. Авдеева, В. П. Ка-шицын, А. Ю. Уваров, Т. А. Шумихина, А. А. Муранов, М. Ю. Барышникова, С. К. Коваленко, М. С. Цветкова, Д. Ю. Столяров. - М.: Локус-Пресс, 2005. - 52 с.

11. Савельева, О. А. Компьютерные информационно-образовательные среды как средство совершенствования системы подготовки студентов специальности «Психология» // Материалы Междунар. научн.-метод. конф. «Развитие системы образования в России XXI века». - Красноярск, 2003. - С. 122-126.

12. Итоговый отчет Департамента образования города Москвы о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2013 год [Электронный ресурс] // Департамент образования города Москвы: [Сайт]. — Режим доступа: http://dogm.mos.ru/ the-plans-and-activities/osnovnie_meropriyatiya/otchet. pdf (дата обращения: 01.07.2018).

7. Zozulya T. The norm of controllability is the main indicator of a successful organization [Norma upravlyayemosti -osnovnoy pokazatel' uspeshnoy organizatsii]. Available at: http://fb.ru/article/144254/norma-upravlyaemosti---osnovnoy-pokazatel-uspeshnoy-organizatsii. (accessed 01.07.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Krasnov P. S. Information model of management of the development ofan educational institution: [Informatsionnaya model' upravleniya razvitiyem obrazovatel'nogo uchrezhdeniya] Author's abstract. dis. ... cand. ped. sciences [Place of defense: Novgorod State University named after Yaroslav the Wise]. Veliky Novgorod, 2002. 25 p.

9. Program for the development of the information environment of a general educational institution. Design and implementation. [Programma razvitiya informatsionnoy sredy obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Proyektirovaniye i realizatsiya] / Ed. A. L. Semenova, E. I. Bulin-Sokolova. Moscow: TsITUO, 2008. 35 p.

10. Collection of information and methodological materials about the project «Informatization of the education system» [Sbornik informatsionno-metodicheskikh materialov o proyekte «Informatizatsiya sistemy obrazovaniya»] // I. D. Frumin, E. N. Soboleva, S. M. Avdeeva, V. P. Kashitsyn, A. Yu. Uvarov, T. A. Shumikhina, A. A. Muranov, M. Yu. Baryshnikova, S. K. Kovalenko, M. S. Tsvetkova, D. Yu. Stolyarov. M.: Locus-Press, 2005. 52 p.

11. Savelieva O. A. Computer informational and educational environments as a means of improving the system of training students of the specialty «Psychology» [Komp'yuternyye informatsionno-obrazovatel'nyye sredy kak sredstvo sovershenstvovaniya sistemy podgotovki studentov spetsial'nosti «Psikhologiya»] // Proc. scientific-method. conf. «The development of the educational system in Russia XXI century» [Materialy mezhdunar. nauchn.-metod. konf. «Razvitie sistemy obrazovaniya v Rossii XXI veka»]. Krasnoyarsk, 2013, pp. 122-126.

12. The final report of the Department of Education of the city of Moscow on the results of the analysis of the state and prospects for the development of the education system for 2013 [Itogovyy otchet Departamenta obrazovaniya goroda Moskvy o rezul'tatakh analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya za 2013god] // Department ofEducation of Moscow [Departament obrazovaniya goroda Moskvy]. Available at: http://dogm.mos.ru/the-plans-and-activities/ osnovnie_meropriyatiya/otchet.pdf (accessed 01.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.