Научная статья на тему 'Информационные и коммуникационные технологии в образовании'

Информационные и коммуникационные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2823
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION SYSTEM / EDUCATION / MODERNIZATION / TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхов Андрей Викторович, Молоткова Таисия Леонидовна

Современная система образования призвана готовить новое поколение к профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе. В статье показана необходимость новой парадигмы образования в условиях информатизации общества, предлагается новая модель образования, наглядно представлены основные вопросы организации образовательного процесса. Гибкость дистанционной формы обучения предоставляет возможность построения индивидуальной образовательной траектории студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication technologies in education

The modern system of education is designed to prepare a new generation for professional careers in the global information society. The article shows the need for a new paradigm of education in the information society, offers a new model of education that clearly presents the main issues of organization of educational process. The flexibility of distance learning provides an opportunity to build the student’s individual educational trajectory.

Текст научной работы на тему «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 58-61.

УДК 377.3.02 ББК 74.04

А. В. Артюхов, T. JI. Молоткова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ

Современная система образования призвана готовить новое поколение к профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе. В статье показана необходимость новой парадигмы образования в условиях информатизации общества, предлагается новая модель образования, наглядно представлены основные вопросы организации образовательного процесса. Гибкость дистанционной формы обучения предоставляет возможность построения индивидуальной образовательной траектории студента.

Ключевые слова: система образования, образование, модернизация, обучение, информационные технологии, дистанционное обучение.

Современная российская система образования призвана не только вооружать запасом знаний обучающегося, но и в условиях быстро меняющейся ситуации в стране, формировать потребность в постоянном овладении прочными знаниями, умениями и навыками самообразования, а также обеспечить творческий подход к их получению на протяжении всей активной жизни человека. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...» [6].

Сущностное толкование понятия «образование» невозможно рассматривать в отрыве от термина «обучение». Согласно высказыванию H.A. Давыдова, оно представляет собой «целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательной деятельностью студентов по овладению профессиональными зна-

ниями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностных качеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией» [2. С. 37]. Одновременно Семушина Л.Г. представляет технологию обучения как «двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающий и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека» [3. С.23]. С развитием дистанционного обучения связана надежда на повышение образовательного уровня населения; расширение доступа к его получению; удовлетворение образовательных потребностей в высшем образовании; регулярное повышение квалификации специалистов.

В научной литературе представлен широкий спектр терминов в области использования методов дистанционного обучения: электронное обучение, виртуальное обучение, смешанное обучение, сетевое обучение, TEL (technology

Дистанционное обучение

т

т

TEL (Technology Enhanced Learning) обучение с использованием технических средств Дистанционное обучение последнего поколения на базе информационных технологий

- свт (Computer-Based Training) Обучение при помощи компьютера Сетевое обучение с использованием образовательной среды -

WBT (Web-Based Training) Обучение при помощи сети Интернет ♦ ♦

Синхронное Асинхронное

WSCL (Web-Supported Collaborative Learning) Сетевая поддержка обучения Смешанное обучение (hybrid learning) -

Рис. Применение терминологии дистанционного обучения в образовательном процессе.

enhanced learning - обучение с использованием технических средств), СВТ (computer-based training — обучение при помощи компьютера), WBT (web-based training - обучение на основе сети Интернет). Все указанные термины могут быть представлены во взаимосвязи (см. рис.) [4. С. 49].

По мнению В.Г. Домрачеева, дистанционное обучение рассматривается как «новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеотехники, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники» [1. С 7]. В свою очередь, А.Н. Тихонов говорит о дистанционном обучении как «важном направлении поддержки потенциала высшей школы. Значение дистанционного обучения заключается в том, что оно предоставляет возможность получения широкими слоями населения России качественного и мобильного образования» [5. С. 21].

Активное внедрение информационных технологий в образовательном процессе способствовало появлению инновационных образовательных форм обучения, базирующихся на электронных средствах передачи информации. Одной из таких форм обучения является компьютерное обучение. При создании компьютерных средств обучения следует учитывать методические и дидактические принципы разработки контрольных средств обучения. При организации занятий в данном формате необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающегося, его уровень предварительной самоподготовки, скорость мыслительной деятельности, особенности памяти, потребности самостоятельного выбора и построения образовательного маршрута обучения. При использовании компьютерных средств обучения возможна публичная защита научных работ в виде докладов. При использовании технологий ДО увеличивается объем самостоятельной работы студентов, что способствует расширению его сферы познания.

Применение информационных технологий ДО может включать подготовку мультимедийных материалов учебного назначения, использование электронных учебников, в качестве контроля знаний - тестирование, проведение видеоконференций, работу с электронной почтой студентов. В конечном итоге это повышает интерес студента к получению знаний, а значит и - качества образования.

Программно-методические комплексы разработаны по определенным темам, включающие методику изучения теории в сочетании с выполнением в интерактивном режиме контрольно-обучающих заданий, материалов лабораторно-практических работ, контрольно-оценочных средств по освоению учебного материала.

Инструментальные системы предоставляют для педагога широкие возможности работы. В частности, инструментальная среда позволяет создавать содержательные интерактивные учебные пособия. В настоящее время электронный учебник является распространенным компьютерным средством обучения, содержащий практически все необходимые модули обучения, а значит, может удовлетворять в полной степени потребности студента при самообразовании. Возможности технологии мультимедиа позволяют создавать обучающие материалы, которые значительно повышают заинтересованность обучающегося в самостоятельной работе,

Компьютерные видеоконференции часто используются для индивидуального варианта проведения занятий. Режим доступа в ONLINE позволяет в течение секунд осуществить передачу необходимого учебного материала. Это облегчает процесс усвоения материала, поскольку позволяют транслировать студенту интересную мультимедийную информацию (видео, фото, презентации).

Для развития творческого мышления достаточно эффективно проведение в режиме реального времени «электронных семинаров» или «вебинаров». Проведение подобных занятий позволяет обеспечить тесный контакт преподавателя и студента. Консультативная форма занятий активно применяется в процессе дистанционного обучения при помощи электронной почты, как наиболее эффективная технология и часто используемая для передачи материалов учебных курсов.

В последнее время в образовательном процессе используются виртуальные лабораторные работы. Следует отметить, что разработка методического материала для проведения указанных учебных занятий требует значительных финансовых затрат, особенно для технических специальностей. Самостоятельная работа студентов занимает большую часть в системе дистанционного обучения. Консультирование студентов осуществляется с применением системы видеосвязи Skype. При этом следует

60

А. В. Артюхов, Т. Л. Молоткова

отметить, что при активном использовании в учебном процессе информационных технологий как средств обучения акцент делается на образовательный потенциал студентов. В силу специфичности образовательной среды, дистанционное обучение позволяет им получать знания в удобное время и на большой отдаленности от учебного заведения.

Список литературы

1. Домрачев, В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. - 1994, № 3. - С. 10-12.

2. Давыдов, H.A. Педагогика -М.: ИЭП, 1997. - 134 с.

3. Гарунов, М.Г., Семушина, Л.Г., Фокин, Ю.Г., Чернышев, А.П. Этюды дидактики высшей школы. - М.: НИИ ВО, 1994. - 135 с.

4. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии /О.М. Горева // Современные проблемы науки и образования. - 2014, № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14612 (дата обращения: 24.09.2014).

5. Тихонов, А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1995 г. Вып. 4.

6. Федеральный закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Гос. думой 21 дек. 2012 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc;base=LAW;n=158429 (дата обращения: 17.02.2013).

Сведения об авторах

Артюхов Андрей Викторович, доктор социологических наук, доцент, Тюменская областная Дума.

Молоткова Таисия Леонидовна, ведущий специалист кафедры Маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета.

zhernakova@mail.ru.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 58-61.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

IN EDUCATION

A. Artyuhov

Doctor of Sociology, Tyumen Regional Duma

T. Molotkova

a leading specialist of the Department of Marketing and municipal government of the Tyumen State

Oil and Gas University, zhernakova@mail.ru

The modern system of education is designed to prepare a new generation for professional careers in the global information society. The article shows the need for a new paradigm of education in the information society, offers a new model of education that clearly presents the main issues of organization of educational process. The flexibility of distance learning provides an opportunity to build the student's individual educational trajectory.

Таким образом, образование становится способом обмена информацией между людьми, способствуя усвоению новых знаний. Активный информационный обмен приобретает глобальный характер и становится определяющим признаком уровня развития государства в мировом сообществе.

Keywords: the education system, education, modernization, training, information technology, distance learning.

References

1. VG Domrachev Distance Learning: Opportunities and Prospects // Higher education in Russia. 1994. - № 3. - S. 10-12.

2. NA Davydov Pedagogy - M .: IET, 1997. - 134 p.

3. Garunov MG, Semushina LG, Fokin YG, Chernyshev AP Studies didactics of higher education. - M .: IN SRI, 1994. - 135 p.

4. OM Gorev, Osipova LB Distance learning at the university: models and technologies /О.М. Gor-ev // Modern problems of science and education. - 2014. - № 5; URL: http://www.science-education. ru/119-14612 (the date of circulation: 09.24.2014).

5. Tikhonov The strategy and the transition from education to the informatization informatization of Russian regions and society // Bulletin "Problems of Informatization of Higher Education", 1995, vol. 4.

6. Federal Law № 273 - FZ, "On Education in the Russian Federation" adopted by the State. Duma on December 21. 2012 [electronic resource] // Consultant Plus. Access: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? Req = doc; base = LAW; n = 158429 (the date of circulation: 02.17.2013).

Статья публикуется впервые, согласны на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.