Научная статья на тему 'Российское образование: некоторые тенденции в эпоху информационного общества'

Российское образование: некоторые тенденции в эпоху информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ БЛАГО / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / "ШИРОКОПРОФИЛЬНОЕ" ОБРАЗОВАНИЕ / "УЗКОСПЕЦИАЛЬНОЕ" ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION OF "BROAD SPECIALIST" / EDUCATIONAL SYSTEM / INFORMATION SOCIETY / DEHUMANIZATION OF EDUCATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / COMMERCIALIZATION IN THE SPHERE OF EDUCATION / MARKET / TRUSTING THE BENEFIT / EDUCATIONAL PARADIGM / HIGHLY TAILORED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Сергеевн

В статье описывается ряд изменений в сфере российского образования, вызванных сменой мировоззренческих парадигм, характерных для индустриального общества, с одной стороны, и информационного, с другой. Описывается процесс дегуманизации образования в современном мире, связанного с ориентацией образования не на формирование широкого кругозора личности, а на формирование практических навыков и умений у обучающегося. Раскрывается специфика рыночных отношений, складывающихся в сфере образования, в результате которых образование становится товаром, а обучающийся (его родители) потребителями, в связи с чем, возникает дисгармония между ожиданиями общества и желаниями личности. Показана особенность образования как доверительного блага, а также раскрыты связанные с этим противоречия в современной системе образования. В результате анализа существующих тенденций в сфере образования, автор приходит к выводам, что, во-первых, образование станет еще более практико-ориентированным, во-вторых, учебным учреждениям придется привлекать профессиональное сообщество к разработке узкоспециализированных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Ирина Сергеевн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian education: some trends in the information society era

The article describes some changes in the sphere of Russian education, caused by the transformation of the ideological paradigm of industrial society, on the one hand, and of information society on the other. It shows the process of dehumanization of education in the modern world, connection with the re-orientation of education from making weltanschauung of students to developing theirs practical skills. Author analyses the specificity of the market relations in the sphere of education, that is why education becomes a commodity, and the students (or parents) becomes consumers, which is a reason of disharmony between expectations of society and individual wishes. It shows the distinguishing feature of education as the “trusting the benefit”, which is the reason of different antagonisms in the modern educational system. As a result of an analysis of current trends in education the author draws a conclusion that, first of all, education will become even more practice-oriented, secondly, educational institutions will have to invite the professional community to the development of highly tailored educational programs.

Текст научной работы на тему «Российское образование: некоторые тенденции в эпоху информационного общества»

УДК 37.014.3

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Морозова Ирина Сергеевна

Международный юридический институт

Россия, Москва Заместитель декана факультета менеджмента и государственного и муниципального управления E-Mail: [email protected]

Российское образование: некоторые тенденции в эпоху информационного общества

Аннотация: В статье описывается ряд изменений в сфере российского образования, вызванных сменой мировоззренческих парадигм, характерных для индустриального общества, с одной стороны, и информационного, с другой. Описывается процесс дегуманизации образования в современном мире, связанного с ориентацией образования не на формирование широкого кругозора личности, а на формирование практических навыков и умений у обучающегося. Раскрывается специфика рыночных отношений, складывающихся в сфере образования, в результате которых образование становится товаром, а обучающийся (его родители) - потребителями, в связи с чем, возникает дисгармония между ожиданиями общества и желаниями личности. Показана особенность образования как доверительного блага, а также раскрыты связанные с этим противоречия в современной системе образования. В результате анализа существующих тенденций в сфере образования, автор приходит к выводам, что, во-первых, образование станет еще более практико-ориентированным, во-вторых, учебным учреждениям придется привлекать профессиональное сообщество к разработке узкоспециализированных образовательных программ.

Ключевые слова: Система образования; информационное общество; дегуманизация образования; индивидуальная образовательная траектория; коммерциализация в сфере образования; доверительное благо; рыночные отношения; философия образования; «широкопрофильное» образование, «узкоспециальное» образование.

Идентификационный номер статьи в журнале 78РУЫ613

Irina Morozova

International Law Institute Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Russian education: some trends in the information society era

Abstract: The article describes some changes in the sphere of Russian education, caused by the transformation of the ideological paradigm of industrial society, on the one hand, and of information society on the other. It shows the process of dehumanization of education in the modern world, connection with the re-orientation of education from making weltanschauung of students to developing theirs practical skills. Author analyses the specificity of the market relations in the sphere of education, that is why education becomes a commodity, and the students (or parents) becomes consumers, which is a reason of disharmony between expectations of society and individual wishes. It shows the distinguishing feature of education as the “trusting the benefit”, which is the reason of different antagonisms in the modern educational system. As a result of an analysis of current trends in education the author draws a conclusion that, first of all, education will become even more practice-oriented, secondly, educational institutions will have to invite the professional community to the development of highly tailored educational programs.

Keywords: Educational system; the information society; dehumanization of education; individual educational trajectory, commercialization in the sphere of education; market; trusting the benefit; educational paradigm; education of “broad specialist”; highly tailored education.

Identification number of article 78PVN613

Современный мир, являясь порождением информационно-технологической революции, диктует свои требования к преобразованию в сфере социокультурных отношений, в том числе и в сфере образования. Образование становится одним из ключевых факторов успешности и востребованности личности в обществе. В настоящее время именно информация и знания становятся главными производственными ресурсами, а научные разработки являются основной движущей силой экономики. Университеты и институты до сих пор являются главными источниками производства, накопления и трансляции знаний. Но при этом необходимо отметить, что для настоящего момента характерна глубокая перестройка системы образования во всем мире, которая началась с момента вступления мира в новую эпоху информационного общества и продолжается до сих пор.

Реформирование российской системы образования началось с момента распада СССР, сейчас изменения входят в заключительную стадию - по сути, формируется новая образовательная парадигма. Изменения претерпела сама философия образования, трансформировались подходы и методы ведения образовательного процесса, пересмотрено место системы образований в системе финансово-экономических отношений. К 2011 году были разработаны новые образовательные стандарты, требования к реализации и освоению образовательных программ, проведению занятий, появились новые инструменты оценки эффективности образовательных учреждений и т.д., целью которых является создание условий для формирования, прежде всего, конкретных навыков и умений у обучаемого, а не широкого кругозора у личности. Этот процесс напрямую связан с дегуманизацией образования, отходом от принципов «широкопрофильного» образования к принципам «узкоспециального» образования, предполагающего наличие индивидуальной образовательной траектории и подготовку высококвалифицированных кадров для решения частных проблем в конкретной сфере, коммерциализация всех сфер образования; превращение образовательного процесса в аналог конструктора - обучающийся получает возможность самостоятельно формировать образовательную программу с учетом своих запросов и склонностей как в рамках возможностей одного образовательного учреждения, так и в рамках нескольких. Это приводит к появлению нового типа «образованной личности», отличительной чертой которой, является сочетание высокого профессионализма в конкретном вопросе (сфере) и почти полным невежеством в иных. Такой подход, конечно, не способствует формированию интеллектуальной элиты, но направлен на удовлетворение потребностей общества в подготовке профессиональных кадров по конкретным специальностям и направлениям. Хотя при этом необходимо отметить, что переходный этап не завершен, а это в свою очередь порождает смешение двух принципиально различных подходов к образованию - узкоспециального и широкопрофильного.

Другой не менее важной характеристикой современного образования становится окончательное закрепление рыночных отношений в образовательной сфере. Школы, колледжи, вузы вне зависимости от формы собственности предположительно на равных условиях обязаны бороться за контингент обучающихся, а, следовательно, за финансирование. Следовательно, для этой сферы будут характерны все особенности рыночных отношений, такие как: конкуренция, многообразие форм собственности,

административная самостоятельность, свободный выбор, ориентированность на покупателя, что в свою очередь кардинальным образом повлияет на облик «образования будущего».

Одним из главных следствий перехода к рыночным отношениям в сфере образования, становится зависимость рынка образования от потребителя, то есть учащегося, студента и (или) родителя. При этом, когда речь идет о приобретении товара или услуги, обычно рассматривается некая польза от купленного товара/услуги конкретному покупателю. В случае с образованием такой подход некорректен. Поскольку законодательно закрепляется, что «образование - общественно значимое благо, под которым понимается единый

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»1. То из этого следует, что это благо не столько частное и личностное, сколько социально значимое, таким образом, получателем этого блага является не только конкретный человек, но также общество и государство. При этом потребности личности и общества зачастую не совпадают, а иногда и вовсе бывают противоположными. Это приводит к дисбалансу образовательных услуг с точки зрения потребности в них у личности и у общества.

Так, с точки зрения потребностей российского общества существует нехватка профессиональных кадров рабочих специальностей, то есть лиц, имеющих начальное или среднее профессиональное образование, а также специалистов в сфере физикоматематических, естественных наук, металлургии, машиностроения и материалообработки и т.д. Потребитель же диктует свою волю - повышенным спросом пользуются экономические, юридические, управленческие специальности и направления, поскольку средний уровень заработных плат специалистов в данных сферах значительно выше, чем в иных. Также дополнительный фактор оказывает престижность вышеозначенных профессий. При этом потенциальных обучающихся не смущает факт высокой конкуренции на рынке труда и сложность с трудоустройством. Образовательные учреждения в свою очередь формируют предложение именно исходя из спроса на образовательные услуги конкретным потребителем. Попытка государства повлиять на снижение количества обучающихся по избыточным специальностям и направлениям путем уменьшения (вплоть до нуля) контрольных цифр приема, не достигает поставленной цели, поскольку желающие получить экономическое, юридическое или иное «престижное» образование просто мигрируют в иной вуз, либо в тот же вуз, но на платное отделение. Получается замкнутый круг: потребитель формирует спрос на конкретную образовательную услугу, невостребованную обществом, но интересующую данного потребителя, образовательные учреждения в силу возможностей стараются этот спрос удовлетворить. Общество и государство со своими потребностями остаются на периферии рыночных отношений. Такой же принцип закладывается и в школах - родители совместно с учеником выбирают не только школы, но и саму образовательную программу. В связи с этим процесс так называемой оптимизации образования представляется на данный момент сложно реализуемой задачей.

Это приводит к тому, система образования готовит огромное количество кадров, которых рынок труда не готов вместить, но за неимением требуемого он поглощает то, что есть. Таким образом, формируется противоречие между потребностями рынка труда, общества, государства и потребностями системы образования, проистекающих из потребностей конкретных потребителей. В советской системе образования такого противоречия не существовало, поскольку успешно действовала система распределения выпускников.

Еще одной отличительной чертой образования, является то, что оно относится к числу так называемых доверительных благ. «Особенностью таких благ является то, что достоверные сведения о доверительных благах становятся доступными обычно лишь спустя значительное

1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.lexed.m^br/2012/?pшekЮ70812.html# (дата обращения 19.10.2013 г.)

время после их получения (потребления)»2. Это означает, что лишь работодатель сможет оценить реальное качество подготовки специалиста в конкретной сфере, и сделать он это сможет тогда, когда услуга уже будет получена в полном объеме. Налицо следующие противоречия - во-первых, работодателю сложно оценить качество работника, если он трудоустроен не по профилю, а во-вторых, даже если состоится такая оценка, то информация об этом до поставщика образовательных услуг не дойдет, в связи с отсутствием реальной обратной связи от потребителя результатов образования (работодателя). Это приводит к тому, что работодатели на местах вынуждены открывать корпоративные университеты или курсы по повышению квалификации, призванные в кратчайшие сроки сформировать у выпускников необходимые умения и навыки, необходимые для ведения профессиональной деятельности.

Таким образом, состояние современного образования детерминировано столкновением двух мировоззренческих парадигм (индустриальной и информационной), повлекшим за собой сложившиеся противоречия. Видится, что в дальнейшем система образования будет все больше специализироваться, подстраиваясь под требования конкретных профессий, усилится акцент на формирование практических навыков и умений. Это, в свою очередь, сделает необходимым тесное сотрудничество вузов с профильными профессиональными организациями, наличие четко прописанных профессиональных стандартов и разработанных под эти стандарты образовательных программ.

2 Тамбовцев В. Реформы российского образования и экономическая теория//Вопросы экономики № 3, 2005 г. , с. 7

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса// Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 2405 с.

2. Вызовы XXI века и образование// Материалы всероссийской научнопрактической конференции. - Оренбург, ОГУ, 2006. - 2762 с.

3. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования// Альманах восток [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - ИКЬ: http://www.situation.ru/app/j_art_982.htm (дата обращения: 18.10.2013 г.)

4. Дугин А.Г. Евразийский образовательный канон как средство преодоления

кризиса в сфере образования//Гуманитарий юга России. [Электронный ресурс]. Режим доступа. -

http://www.isras.ru/files/File/Gumanitary_Yuga_Rossii/2012_2/Dugin.pdf (дата обращения: 18.10.2013 г.)

5. Короткий Г.А. Образования: история и современность// Вопросы философии. 2011. №10. С. 68-75.

6. Тамбовцев В. Реформы российского образования и экономическая теория//Вопросы экономики № 3, 2005 г. С. 4-19.

7. Ушакова, Е.В., Орлова, Н.П. Современная научная картина мира и современная философия образования Востока и Запада // Философия образования. 2011. №1 (34). - С. 154-162.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.lexed.ru/obr/2012/?proekt070812.html# (дата обращения 19.10.2013 г.)

Перечень Интернет - ресурсов:

1. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. http://www.ege.edu.ru

2. Официальный сайт экономического факультета МГУ

http://www.econ.msu.ru/cd/210/

3. Официальный сайт государственного университета управления http://www.guu.ru/info.php?id=2169

4. Официальный сайт Министерства образования и науки российской Федерации http://минобрнауки.рф/

Рецензент: Мошняга Е. В. - доктор философских наук, доцент, декан факультета магистерской подготовки Российской международной академии туризма.

REFERENCES

1. Aktual'nye problemy realizacii obrazovatel'nyh standartov novogo pokolenija v uslovijah universitetskogo kompleksa// Materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii; Orenburgskij gos. un-t. - Orenburg: OGU, 2011. - 2405 s.

2. Vyzovy XXI veka i obrazovanie// Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Orenburg, OGU, 2006. - 2762 s.

3. Gromyko N.V. Internet i postmodernizm - ih znachenie dlja sovremennogo obrazovanija// Al'manah vostok [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. - URL: http://www.situation.ru/app/j_art_982.htm (data obrashhenija: 18.10.2013 g.)

4. Dugin A.G. Evrazijskij obrazovatel'nyj kanon kak sredstvo preodolenija krizisa v sfere obrazovanija//Gumanitarij juga Rossii. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. -http://www.isras.ru/files/File/Gumanitary_Yuga_Rossii/2012_2/Dugin.pdf (data obrashhenija: 18.10.2013 g.)

5. Korotkij G.A. Obrazovanija: istorija i sovremennost'// Voprosy filosofii. 2011. №10.

S. 68-75.

6. Tambovcev V. Reformy rossijskogo obrazovanija i jekonomicheskaja teorija//Voprosy jekonomiki № 3, 2005 g. S. 4-19.

7. Ushakova, E.V., Orlova, N.P. Sovremennaja nauchnaja kartina mira i sovremennaja filosofija obrazovanija Vostoka i Zapada // Filosofija obrazovanija. 2011. №1 (34). -

S. 154-162.

8. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: http://www.lexed.ru/obr/2012/?proekt070812.html# (data obrashhenija 19.10.2013 g.)

List of web resources:

1. Oficial'nyj informacionnyj portal Edinogo gosudarstvennogo jekzamena. http://www.ege.edu.ru

2. Oficial'nyj sajt jekonomicheskogo fakul'teta MGU http://www.econ.msu.ru/cd/210/

3. Oficial'nyj sajt gosudarstvennogo universiteta upravlenija

http://www.guu.ru/info.php?id=2169

4. Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki rossijskoj Federacii http://минобрнауки.рф/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.