Научная статья на тему 'Российско-вьетнамское сотрудничество в области образования'

Российско-вьетнамское сотрудничество в области образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1315
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВЬЕТНАМ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / RUSSIA / VIETNAM / EDUCATION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Анатолий Алексеевич

В статье рассматриваются проблемы сотрудничества СССР/России и Вьетнама в сфере образования. С 1951 г. и примерно до распада СССР в Советском Союзе получили высшее, а также среднее и специальное образование (преимущественно техническое) около 30 тыс. граждан Вьетнама. За последующие 15 лет российские вузы окончили ещё свыше 20 тыс. вьетнамцев. В настоящее время в России обучается около 6000 вьетнамских студентов. Малая численность вьетнамских студентов в российских вузах обусловлена несколькими причинами, в частности, недостаточной безопасностью проживания вьетнамских юношей и девушек в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Vietnamese cooperation in education

The paper dwells on the problems of cooperation between the USSR/Russia and Vietnam in education. Since 1951 to the fall of the USSR about 30 000 Vietnamese citizens got higher and secondary specialized education (mainly in technologies). In the last 15 years over 20 000 Vietnamese had graduated from the institutions of higher knowledge. Today more than 6 000 Vietnam students study in Russia. Small number of Vietnamese students in Russian Instituts and Universities has several reasons, one of them being lack of security for the Vietnamese youth in our country.

Текст научной работы на тему «Российско-вьетнамское сотрудничество в области образования»

© Соколов А.А.

ИВ РАН

РОССИЙСКО-ВЬЕТНАМСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО в ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Первые вьетнамцы появились в нашей стране в начале 1920-х гг. Это были студенты коминтерновских вузов, главным образом - Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ). Через эту систему коммунистического образования в Советской России прошло около 70 вьетнамцев, или, как их тогда называли, индокитайцев. Их учеба в СССР стала важным этапом в подготовке новой формации национальных политических деятелей Вьетнама, а также в распространении всего советского опыта общественно-политического строительства после завоевания этой французской колонии независимости. В этих вузах прошли обучение действительно выдающиеся борцы за национальное освобождение - первый генеральный секретарь Компартии Индокитая Чан Фу, видные деятели партии -Ле Хонг Фонг, Нгуен Тхи Минь Кхай и др. Большой вклад в развитие общественных наук во Вьетнаме внесли Нгуен Кхань Тоан, ставший первым президентом национальной Академии наук - Комитета общественных наук, и патриарх вьетнамской исторической науки Чан Ван Зяу. Ну, и самым знаменитым московским выпускником стал Хо Ши Мин - первый президент независимого Вьетнама, с именем которого связаны многие страницы мировой истории ХХ века.

* * *

После установления 30 января 1950 г. дипломатических отношений между СССР и ДРВ в Москву на учебу стали направляться представители вьетнамской молодежи. Первая группа студентов и стажеров-практикантов из этой далекой азиатской страны прибыла в Москву осенью 1951 г., когда во Вьетнаме шла война Сопротивления против французских колонизаторов, и состояла из 21 человека. Высшее образование в Советском Союзе они получили по таким специальностям, как

химия, механика, металлургия, сельское хозяйство, юридические науки, архитектура.

Спустя год, 30 октября 1952 г. президент ДРВ Хо Ши Мин направил председателю Совета министров СССР И.В. Сталину письмо, в котором, в частности, писал: «Мы хотели бы направить в СССР на учебу 50-100 учащихся, получивших во Вьетнаме 9-летнее образование, среди них имеются партийные и беспартийные, их возраст - от 17 до 22 лет»1. И в сентябре 1953 г. новая группа вьетнамских студентов, состоявшая из 49 человек, прибыла в СССР. Здесь они получили образование по таким специальностям, как электротехника, медицина, гидромелиорация, металлургия, сельское хозяйство.

Тогда в Советском Союзе только начали изучать Вьетнам и вьетнамский язык. Поскольку специалистов не хватало, то нередко различные советские организации приглашали вьетнамских студентов помочь им в переводе различных материалов, для работы во вьетнамской редакции Московского радио, дублирования документальные фильмы на вьетнамский язык. С их помощью был подготовлен и первый практический русско-вьетнамский словарь.

После окончания войны в Индокитае и заключения Женевских соглашений в 1954 г. вьетнамские юноши и девушки стали достаточно регулярно приезжать на учебу в Советский Союз. Всего в 1950-е годы в нашей стране прошли обучение около 80 вьетнамских студентов, аспирантов и стажеров.

В начале 1960-х годов в СССР на учебе и стажировке находилось около 300 вьетнамцев, все они должны были досрочно (многие не завершив образование) вернуться на родину из-за политических разногласий между партийным руководством СССР и КНР, в которые косвенно была вовлечена и вьетнамская сторона.

Начиная с 1967 г., когда уже шла Вторая индокитайская война (против американской агрессии), начинает возрастать количество вьетнамцев, приезжающих на учебу в СССР. Это были: (1) студенты, аспиранты, стажеры, (2) курсанты военных училищ и (3) кадровые работники партийных и государственных органов. Масштабы этого «людского потока» существенно расширились после того, как в 1972 г. в Ханойском институте

иностранных языков был открыт факультет русского языка. Отныне все вьетнамцы, направлявшиеся на учебу или стажировку в Советский Союз, должны были в той или иной форме пройти обучение на этом подготовительном факультете. Такая подготовка, несомненно, повышала качественный уровень будущих студентов.

* * *

С 1951 г. и примерно до распада СССР около 30 тыс. граждан Вьетнама получили высшее, а также среднее и специальное образование (преимущественно техническое) в нашей стране. За последующие 15 лет российские вузы окончили ещё свыше 20 тыс. вьетнамцев. Кроме того, 2 тыс. вьетнамских граждан защитили в СССР/ России кандидатские и 200 - докторские диссертации2.

В настоящее время вьетнамские студенты приезжают на учебу в Россию:

- по соглашению между правительствами РФ и СРВ;

- по программе «долг-помощь» (в счет выплаты задолженности Вьетнама России);

- в счет бюджета правительства СРВ (программа подготовки высококвалифицированных кадров за рубежом);

- по форме финансирования вьетнамскими генеральными компаниями;

- по межвузовскому соглашению;

- по квотам, выделяемым ежегодно РФ неправительственным организациям;

- на коммерческой основе.

В России сегодня обучаются более 6 тыс. студентов из Вьетнама на условиях контракта и по государственной линии. Они учатся в более чем 150 вузах Российской Федерации, главным образом в вузах Рособразования (более 70%), а также в вузах субъектов РФ, муниципальных и иной ведомственной подчиненности, в частных вузах. Прежде всего - в Москве (не менее 50%), Санкт-Петербурге (более 10%), Астрахани, Воронеже, Иркутске, Новосибирске, Ростове-на-Дону и других горо-дах3.

По данным Министерства образования и науки России, в 2005 г. граждане СРВ, обучающиеся в российских вузах, отда-

вали предпочтение следующим специальностям: инженерно-технические - 32,2%, экономика, финансы, менеджмент -18,2%, русский язык - 16,1%, естественные и точные науки -10,5%, медицина - 4,5%, социально-гуманитарные - 3,1%, право - 1%, культура и искусство - 1,4%, педагогика - 0,3%, сельское хозяйство - 0,7% и др.4 Среди инженерно-технических специальностей приоритетом пользуются архитектура и строительство, электронная техника, радиотехника, связь и оптика, авиационная и ракетно-техническая техника, робототехника и комплексная автоматика, биомедицина и биотехнологии.

В 2005-2006 академическом году граждане СРВ обучались по следующим учебным программам: дипломированные специалисты (40%), бакалавры (23,3%), учащиеся подготовительного отделения (13,6%), стажеры (11,9%), магистры (2,7%), аспиранты (0,9%), докторанты (0,1%)5. Наибольшей популярностью у вьетнамских юношей и девушек пользуются МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Российский химико-технологический университет им. И.М. Губкина, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, Московский автомобильно-строительный университет, Московский государственный строительный университет, Московский энергетический университет, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Московский авиационный институт, Московский технический университет связи и информации, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Иркутский государственный педагогический университет, Тульский государственный университет, Волгоградский государственный технический университет, Сибирская государственная геодезическая академия (г. Новосибирск) и др.

Малая численность вьетнамских студентов в российских вузах объясняется рядом причин. Так, по мнению вьетнамской стороны, сами российские вузы недостаточно активно рекламируют свои услуги в СРВ. Но, наверное, главной причиной, снижающей привлекательность России в качестве страны обучения, является недостаточная безопасность проживания вьетнамских юношей и девушек в нашей стране.

Кроме того, следует иметь в виду и такое обстоятельство. Отвечая на вопрос, почему сейчас большая часть молодых вьетнамцев предпочитают ехать на учебу в США и Европу, и в меньшей степени в Россию, посол СРВ в РФ Буй Динь Зинь сказал следующее: «Каждый хочет иметь хорошо оплачиваемую работу. Молодые люди получают хорошее высшее образование на Западе, в Японии, Австралии. Прекрасно осваивают английский язык и могут устроиться на хорошо оплачиваемую работу на иностранных или совместных предприятиях во Вьетнаме. А те, кто окончил вуз в СССР или России и знает только русский язык, не могут найти достойную работу. Между нашими странами давно нет необходимого уровня деловых связей. Правда, за последние три года появилась обнадеживающая тенденция - число вьетнамских студентов в России увеличивается»6.

1 http://rusarchives.ru/evants/exhibitions/vietnam1/23.shtml, дата посещения: 30.11.2007.

Экспонаты историко-документальной выставки «Советско-вьетнамское сотрудничество. 1950-1990 гг.». Перевод с французского. Документ рукописный.

л

Арефьев А.Л. Обучение вьетнамских граждан в российских вузах // Миграция между Россией и Вьетнамом. История, современные тенденции и роль в социально-экономическом развитии стран. Материалы Международной научно-практической конференции (29 ноября 2007 г.). М., 2007. С. 45.

"5

3 Арефьев А.Л. Указ. соч. С. 47.

4 Данные схемы 1. См.: Арефьев А.Л. Указ. соч. С. 46.

5 Данные схемы 2. См.: Арефьев А.Л. Указ. соч. С. 47.

6 Интервью Посла Вьетнама Буй Динь Зиня (см.: http:// www.VietNews.ru, дата доступа: 14.12.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.