гических кадров в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2011. № 4. С. 92-96.
7. Малкина Л.Н. К вопросу о культурном наследии // Вестник ИрГТУ. 2014. № 3 (86). С. 277-285.
8. Струк Н.М., Гаврилова Н.И. Проблемы воспитания в условиях становления нового образовательного пространства // Вестник ИрГТУ. 2013. № 1 (84). С. 282-288.
9. Цораева Ф.Н. Конструирование целостного подхода к содержанию нравственно-эстетического воспитания учащихся // Вестник ИрГТУ. 2012. № 3 (62). С. 357-362.
УДК 314.74
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МИГРАЦИИ ИЗ ВЬЕТНАМА В РОССИЮ © Динь Ха Ми1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются социально-экономические условия Вьетнама и влияние исторических, демографических и экономических факторов на вьетнамский миграционный поток. Политика руководства Вьетнама по поощрению выезда и проживания вьетнамцев за рубежом обусловлена напряженной демографической ситуацией внутри страны. Автор изучил историю миграционного оттока вьетнамского населения после войны 1975 г. и историю эмиграции из Вьетнама в Россию, а также социокультурное, социально-экономическое и правовое положение вьетнамских мигрантов в России.
Ключевые слова: Вьетнам; Россия; миграция; мигрант; ВВП; правовой статус.
SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS FOR VIETNAMESE MIGRATION TO RUSSIA Dinh Ha My
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article addresses to socio-economic conditions in Vietnam and the effect of historical, demographic and economic factors on the Vietnamese migration flow. Vietnam government policy encouraging Vietnamese departure and living abroad was determined by the strained demographic situation in the country. The author of the article has examined the history of Vietnamese migration outflow after the war in 1975 and the history of emigration from Vietnam to Russia. Consideration is also given to socio-cultural, socio-economic, legal status of Vietnamese migrants in Russia. Keywords: Vietnam; Russia; migration; migrant; GDP; legal status.
Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) -одна из динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии с населением 89,7 млн чел. (прирост к 2012 г. составил 1,05%). По оценкам Международного банка и Азиатского банка развития, Вьетнам занимает первое место по темпам экономического роста в Юго-Восточной Азии и второе место в Азии после Китая.
В 2013 г. рост ВВП Вьетнама составил 5,42%, что ниже плана на 5,5% и выше уровня 2012 г. (5,25%) [5]. Доля промышленности и строительства выросла на 38,3%, сельского, лесного и рыбохозяйственного производства - на 18,4%. Сфера услуг составила 43,3%, валовый объем экспорта - 16,7% (по плану 8-8,5%). Были созданы 1,5 млн рабочих мест, профессии получили более 1 млн человек; в 2013 г. общая численность безработных была на уровне 0,9 млн чел. а уровень безработицы составил 2,22% (по данным Trading economics).
Главный недостаток экономики СРВ заключается в низком развитии конкурентоспособности, в результате чего эффективность деятельности предприятий остается слабой, себестоимость отечественных товаров сравнительно высока, а их качество уступает иностранным аналогам. В 2013 г. в докладе Международного экономического форума приведен рейтинг конкурентоспособности экономик 148 стран мира, Вьетнам
в этом списке занимает 70-е место. По оценке комиссии по развитию ООН, в 2013 г. по индексу развития человеческого потенциала Вьетнам занимал 127 место среди 186 стран (по данным World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 20142015), а по ВВП на человека Вьетнам занимает 133-е место (1896 долл./чел.).
В финансово-денежной сфере присутствуют дестабилизирующие факторы, оказывающие отрицательное воздействие на макроэкономический баланс. Источники поступлений в бюджет нестабильны, а доля поступлений от внутреннего производства находится на низком уровне, дефицит торгового баланса растет. В этих условиях поступления от экспорта рабочей силы становятся весомой составляющей в экономике страны. В 2011 г., по оценкам правительства СРВ, доходы трудовых мигрантов за рубежом, переведенные на родину должны были составить 8,6 млрд. долл. (по данным The world bank). Это серьезный источник финансовой подпитки государства и населения.
Темпы роста населения во Вьетнаме остаются высокими. Так, на 31 декабря 2012 г. численность населения составила 88,78 млн чел. Работа в области планирования семьи, охраны и ухода за детьми принесла положительные результаты, рост населения
1Динь Ха Ми, аспирант, тел.: 89025463689, e-mail: [email protected] Dinh Ha My, Postgraduate, tel.: 89025463689, e-mail: [email protected]
сократился с 1,08% в 2011 г.(по данным Iformatsiya.ru) до 1,023% в начале 2014 г. (по данным The World factbook).
Улучшение демографических показателей связано с существенными успехами в преодолении экономического застоя, подъемом жизненного уровня населения. Только за последнее пятилетие ВВП увеличивался в среднем на 5,7% в год. Инфляция, достигавшая до 1986 г. более 453,5%, к 2013 г. снизилась до 6,8% в год (ereport.ru). Страна достигла самообеспеченности продовольствием и, более того, стала одним из крупнейших экспортеров риса в мире (после Таиланда).
Наряду с достигнутыми успехами в социально-экономической области остается ряд вопросов, которые не решены. Процесс переориентации структуры рабочей силы оказался замедленным. Трудоустройство - основное содержание социальной политики Вьетнама. По данным Министерства труда и социальной защиты СРВ, на сегодняшний день около 500 тыс. вьетнамских мигрантов работают в более 40 странах в 30 профессиях и областях. Каждый год около 80 тыс. вьетнамских трудовых мигрантов составляют 5% от общего числа создаваемых рабочих мест в других странах. Так, в 2010 г. предусматривалось трудоустроить 85 тыс. чел. в других странах - это выше на 16,4% по сравнению с 2009 г. [7, с. 17]. В материалах IX съезда КПВ отмечается: «Вьетнамские резиденты являются неотъемлемой частью и одним из источников сил вьетнамского национального содружества. Партия и государство дают им информацию о положении в стране, охраняют их справедливые интересы. ...Создаются благоприятные условия для возвращения на Родину и расширения их деятельности в областях культуры, науки и технологии, производства и бизнеса в интересах строительства страны».
Политика руководства Вьетнама по поощрению выезда и проживания вьетнамцев за рубежом обусловлена напряженной демографической ситуацией внутри страны. На экспорт рабочей силы влияют мощные стимулы и факторы. Развитие Вьетнама сильно сдерживается избытком трудовых ресурсов, очень высокой безработицей, чрезмерной плотностью населения в сельских районах. Более того, власти учитывают современный опыт трудоустройства и благоприятные предпосылки, накопленные в 1980-х гг., и изучают ситуацию в потенциальных странах приема [10, с. 59].
Кроме того, государство с учетом требований международного права официально организовало массовый выезд своих граждан на работу за границу. Так, с 2000 по 2010 гг. за рубежом по контрактам трудилось более 700 тыс. чел. Среди стран, принимающих вьетнамскую рабочую силу и специалистов, лидирует Малайзия, затем идут Южная Корея, Тайвань, Лаос, Япония, Россия, Китай и т.д. [7, с. 18].
Рассматривая историю миграции из Вьетнама, можно отметить преобладание на первых порах вынужденной миграции. Миграционный отток населения увеличился с уходом американских войск из страны в 1975 г. и падением сайгонского правительства. Основным способом выезда стало перемещение до бли-
жайших стран водным путем, в лодках.
К середине 1995 г. в мире было более 840 тыс. беженцев из Вьетнама. Большинство из них расселились в США, Австралии, Канаде, странах Европы. Вьетнамские беженцы в европейских странах составляют более 75 тыс. чел. Большинство из них получило статус беженца в ФРГ (78%) и во Франции (16%). Также вьетнамские беженцы размещены в соседних странах. Более 23 тыс. вьетнамцев размещены в Гонконге, в Индонезии находятся 5,2 тыс., в Таиланде -около 5 тыс., в Малайзии - до 4,4 тыс. и на Филиппинах - около 3 тыс. человек [4, с. 54].
Однако не все вьетнамские мигранты имеют основания для получения статуса беженца. Многие вынуждены возвращаться или подвергаются депортации властями этих стран. Число таких репатриантов к середине 1998 г. составило 110 тыс. человек (по данным УВКБ ООН) [9, с. 27]. Только из Китая и Гонконга репатриировались 4,6 тыс. вьетнамцев. По мнению некоторых экспертов УВКБ ООН, к 1989 г. во Вьетнаме уже определенно отсутствовала чрезвычайная ситуация и условия там больше не оправдывали автоматического признания беженцем и обустройства любого лица, покидающего страну. Многие развитые страны и международные гуманитарные организации считают, что сейчас гораздо эффективнее вкладывать инвестиции в экономику Вьетнама. Это остановило миграцию, которая в последние годы переросла из вынужденной формы в экономическую [1, с. 228].
Если вкратце обратиться к истории вопроса миграции из Вьетнама, то можно уточнить, что вьетнамская иммиграция в Советский Союз в массовом порядке начиналась в 70-х и 80-х годах ХХго в. Начало этим традициям положило межправительственное соглашение, подписанное 2 апреля 1981 года. Миграция в этот период носила элементы обучения рабочих профессиям и перерастала затем в работу на этих же предприятиях в качестве высококвалифицированных рабочих [4, с. 55]. За 10 лет более чем 103 тыс. вьетнамских мигрантов работали в Советском Союзе. На отдельных предприятиях вьетнамцы составляли 1015% численности рабочего коллектива. Об экономической выгоде этой формы сотрудничества для СССР свидетельствует тот факт, что если вначале прием вьетнамских рабочих осуществляли 4 союзных министерства, то через некоторое время - уже более 30 министерств и ведомств [3, а 366].
Всего обучение велось по 70 профессиям. По оценке специалистов было приглашено около 100 тыс. чел., которые по окончании срока учебы или работы возвращались на Родину. Число вьетнамцев, прошедших обучение в СССР, достигает 70 тыс. чел. На предприятиях легкой и текстильной промышленности трудились 50% граждан СРВ (женщины), более 16% -в строительстве, 15% - в машиностроении, остальные - на предприятиях химической, угольной и других отраслей индустрии (как правило, мужчины). Отраслевая структура занятости вьетнамцев была достаточно стабильна на протяжении всего периода их привлечения. Географические центры привлечения вьетнамской рабочей силы сформировались в Западной Си-
бири, в Центральном и Поволжском районах [6, а 4].
К 1991 г. в Советском Союзе было около 150 000 вьетнамцев, которые после распада СССР лишились работы и средств к существованию. Многие из них занялись торговлей и стали как легальными, так и нелегальными мигрантами. Ввиду событий, связанных с распадом СССР, вьетнамская сторона остановила отправку новых групп (трудовой договор заключался на шесть лет для мужчин и на четыре года для женщин и мог быть продлен не более чем на один срок, что обусловило регулярную ротацию рабочей силы). В 1996 г. у последней из них кончился срок пребывания и на предприятиях России официально не осталось вьетнамских граждан. Все формальности по возвращению на родину прошли 80 624 чел., хотя большая часть из них нелегально осталась в России.
Правительства обеих стран объективно оказались не в состоянии помочь нелегалам в возврате домой. Жизнь заставила этих людей адаптироваться к новым условиям существования, выживать на свой риск и за свой счет. Все формальности по возвращению на родину прошли 80 624 чел., хотя большая часть из них нелегально осталась в России.
Второе межправительственное соглашение «О принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу в Россию» было заключено 29 сентября 1992 г.
По причине непрерывных изменений в структуре, организации соответствующих ведомств, а также нехватки средств и снижения потребности в рабочей силе российских государственных предприятий по этому соглашению было принято российской стороной не больше 1300 чел. С 1994 г. правительство Вьетнама прекратило отправку трудовых мигрантов в Россию. Исходя из реально сложившейся ситуации, российская сторона использовала соглашение 1992 г. для продления в 1996-1997 гг. срока пребывания в стране тем вьетнамским рабочим, которые не выехали по соглашению 1981 г. [4, а 56-57].
С учетом приведенных фактов некоторые вьетнамские исследователи оценивают численность своих соотечественников на территории России к 2001 г. в 50-60 тыс. чел. Ведущий специалист Вьетнама по эмиграции Чан Чонг Данг Дан, располагающий комплексными сведениями, признает наличие в России уже к середине 90-х годов 100 000 вьетнамских мигрантов. Следовательно, даже при максимальной оценке численности вьетнамских мигрантов их доля среди всех приезжих в среднем по России не превышает 0,5-1,0%, хотя среди нелегалов она на порядок выше. Относительно населения России они составляют лишь 0,069% [10, а 58-59]. Если сравнивать с численностью вьетнамских эмигрантов по всему миру, то в России их находится не менее 5%.
По официальным данным, в 2012 году в России насчитывается около 56 тыс. вьетнамских иммигрантов, по данным РОССТАТ в 2013 г. число прибывших - 3853 человек (чило выбывших - 2355 человек, вьетнамский миграционный прирост - 1498 человек). Около 75% из них живут в Москве, остальные в других регионах России, а кроме трудовых мигрантов есть
еще немалое количество школьников, студентов и аспирантов [8].
Очевидно, что далеко не всех вьетнамцев, находящихся в России, можно считать иммигрантами или желающими стать таковыми. К ним не относятся прежде всего сотрудники, официальные представители государственных, частных фирм и организаций, школьники, студенты, аспиранты и стажеры российских вузов и исследовательских организаций, лица, которые приезжают на короткий срок с целью туризма или в служебную командировку, служащие и рабочие, законтрактованные для временной работы. Вместе с тем эти группы - полноправная составная часть вьетнамской общины, они во многом определяют ее лицо.
Помимо легальной части, вьетнамская община включает нелегальных иммигрантов, как рабочих, так и из среды интеллигенции. Среди них много студентов, стажеров, аспирантов, которые завершили обучение, но не пожелали вернуться на родину по причине тяжелых условий жизни там, изменившихся привычек или из-за желания вести свой бизнес. К ним добавились те, кто по истечении срока работы по контракту предпочел осесть или «задержаться» в России.
Кроме того, часть вьетнамцев, изначально осевших в республиках бывшего СССР, затем перебралась в Россию, в которой экономические и другие условия оказались несравненно лучше. Среди них есть и лица, вынужденно или намеренно приехавшие после неудачных попыток устроиться в более развитых странах (прежде всего, стремившиеся нелегально проникнуть в Европу через Польшу, Чехию, Венгрию и т.д.). Свидетельством сложности такого пути является незначительная доля едущих в Россию с целью переправиться в Европу и осесть там.
Основная часть мигрантов из Вьетнама - это относительно недавно прибывшие. Новые контингенты мигрантов из Вьетнама въезжают в Россию на короткий срок под предлогом туризма или учебы и по истечении этого срока переходят фактически на нелегальное положение. Такой способ распространился после ужесточения паспортно-визового режима в России с конца 90-х годов. Многие активно перевозят сюда и членов семьи, и родственников, и друзей. Большинство из них борются за выживание в одиночку и не спешат привести к себе близких или не определились в этом плане.
Характерно, что мигранты могут стать постоянными жителями России, навсегда покинувшими СРВ, но могут в любой момент и вернуться во Вьетнам, так как сохраняют вьетнамское гражданство или вправе его восстановить.
Данные различных исследований подтверждают, что незначительная часть вьетнамских мигрантов планирует долгое пребывание в России, вложение средств в расширение своего бизнеса и улучшение быта. Обычно это лица, которые создали семью и имели общих детей с гражданами России, крупные предприниматели. По данным исследования В. Мазы-рина, состояние в межэтническом браке зафиксировано у 6% мигрантов из Вьетнама, еще 20-30% хотели бы это сделать. От половины до трех четвертей не
намерены вступать в брак с гражданами России, не задумывались об этом или против этого. Аналогичные ответы были даны на вопрос об отношении к таким бракам родственников. За то, чтобы их дети поселились в России, высказались до трети респондентов [3, с. 403].
Экономические трудности и правовые проблемы настраивают основную часть мигрантов на сдержанный лад. Так, инвестиции в России готовы осуществить не более 15-19% опрошенных, большинство остальных пока не определилось. Примерно столько же считают, что настало время для крупных приобретений на новом месте жительства или не приняли решения о таких приобретениях. К трудностям и проблемам респонденты относят прежде всего большие экономические риски (26-46%), высокую арендную плату (21-49%), дороговизну жизни (36-59%), чрезмерные налоги (18-21) [3, с. 401].
Здесь кроется принципиальное, причем невыгодное отличие статуса и настроений мигрантов-вьетнамцев в России и странах Восточной Европы. Однако в таких странах, как Польша и Венгрия, в которых намного жестче препятствуют въезду нелегалов, многие мигранты из Вьетнама получили право на приобретение недвижимости, постоянный вид на жительство, ведение предпринимательской деятельности или другие занятия. Со временем они могут претендовать на получение гражданства. Значительная часть вьетнамцев, которая проживает в России, не имеет гражданских прав, испытывает трудности в легализации своего бизнеса и пребывания.
Поэтому руководство вьетнамской общины выступает за упрощение порядка регистрации новых предприятий и приема персонала на них, распространение на мигрантов статуса индивидуальных предпринима-
телей без образования юридического лица, предлагает российским властям создавать другие благоприятные условия для ведения ими предпринимательской деятельности.
Можно сделать вывод о том, что история массового въезда в СССР, трудовой деятельности мигрантов из Вьетнама в нем, а после его распада - в России, содержит как позитивные для обеих сторон моменты, так и определенный негатив, вызывающий взаимное недоверие и напряженность. Статус большинства вьетнамцев на территории современной России противоречив. Законный въезд по служебному или гражданскому паспорту при наличии однократной или многократной визы зачастую сочетается с незаконным или полузаконным проживанием и работой. Последствия такого правового статуса крайне отрицательны. У вьетнамских мигрантов нет ощущения стабильности их пребывания в России, они не видят длительных перспектив для жизни здесь. Отсутствие спокойствия и уверенности, пребывание «в подполье» стремление любыми средствами добиться своей цели породило психологию изоляции в среде временщиков. В своей трудовой деятельности вьетнамцы заняли своеобразную нишу в торговле дешевыми товарами, они обнаружили склонность к анклавизации рынка, чем вызывали определенные эмоции у местного населения.
Особенности социокультурного, социально-экономического и правового положения вьетнамских мигрантов в России остаются недостаточно изученными в аспекте социально-психологического и социологического исследования процессов воспроизводства этнической идентичности в иноэтничной среде, социального взаимодействия с принимающим обществом и адаптации к его условиям.
Статья поступила 27.02.2015 г.
Библиографический список
1. Вьетнамцы в лодках: конец истории // Положение беженцев в мире 1995: Найти решение. М., УВКБ ООН, 1996. 326 с.
2. Инфляция Вьетнама [Электронный ресурс] URL: : http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=vietnam&t able=inecia&time=2 (12.09.2014).
3. Мазырин В. Вьетнамские мигранты в современной России: пути проникновения, образ жизни, отличительные черты и особенности // Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). М., 2004. С. 357-410.
4. Нгуен Т.Х. Трудовые мигранты из Вьетнама в современной России: процессы социальной адаптации: дис. ... канд. соц. наук / Нгуен Тханх Хоай. Краснодар, 2006. 171 с.
5. Обзор экономики Вьетнама (по состоянию на апрель 2014 г) [Электронный ресурс]. URL: http://vietnam.ved.gov.ru/information/economy_fin/ (5.02.2015)
6. Сборник материалов научно-практической конферен-ции.,посвященной 20-летию российско вьетнамского сотруд-
ничества в области подготовки рабочих кадров. М., 2001. -256 с.
7. Cuc Lanh su, Bo Ngoai giao Vietnam, Bao cao tong quan ve tinh hinh di cu> cua cong dan Vietnam ra nuoc ngoai. Hanoi, 2011. 98 tr. (Обзорный доклад о положении вьетнамских эммигрантов. Ханой, 2011.) 98 с.
8. Nga - dau con la mien dat hua cho lao dong Viet? (Россия - это не обетованная земля для трудовых мигрантов из Вьетнама) [Электроный ресурс]. URL: http: //vietbao.vn/The-gioi/Nga-dau-con-la-mien-dat-hua-cho-lao-dong-Viet/20905825/159/ (22.10.2014).
9. Refugees: Magazine Issue 113 (Europe: The debate over asylum). Viet Nam: End of an era [ Электронный ресурс ]: Fernando del Mundo(Мундо Дель Ф. Конец главы // Беженцы. Т. 2, № 113. 1998.). URL: http://www.unhcr.org/3b811f6e4.html (25.01.2015)
10. Tran T.D.D. Nguoi Viet Nam о nuoc ngoai (Вьетнамцы за границей) / T.D.D. Tran - Hanoi, 1997. Tr. 58-59.