ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_
© Соколов А.А.
ИВ РАН
ВНЕШНИЕ МИГРАЦИИ из ВЬЕТНАМА: НЕВЕСТЫ на ЭКСПОРТ
По данным ООН, каждый год почти 100 тысяч вьетнамцев мигрируют за границу1. За последние два десятилетия особое распространение в СРВ получила брачная миграция. Как правило, это безвозвратная миграция, осуществляемая в связи с заключением брака и соответствующим переездом одного из супругов на постоянное место жительства к другому супругу. Вьетнамцы заключают браки с иностранными гражданами, в том числе и с живущими в эмиграции своими соотечественниками вьет киеу. Согласно вьетнамским официальным данным, по состоянию на 20 июня 2004 г. в стране насчитывалось более 81 тыс. человек (92% из них - женщины), которые состояли в браке с гражданами примерно 60 стран . В 2014-2015 гг. браки с иностранными гражданами были зарегистрированы во всех провинциях и главных городах СРВ. При этом большинство вьетнамских граждан, вступающих в брак с иностранцами, принадлежат к доминирующей этнической группе кинь (т.е. вьетнамцев), а доля представителей этнических меньшинств весьма
3
незначительна .
Во Вьетнаме брачная миграция имеет женское лицо, что наглядно показывают данные в представленной Таблице 1: доля женщин составляет от 85% до 92,7%.
Таблица 1
Женщины,
Год Всего Мужчины Женщины в %
2008 21 805 1624 20 181 92,6
2009 19 795 1527 18 268 92,3
2010 20 802 1520 19 282 92,7
2011 18 420 1730 16 690 90,6
2012 17 891 1550 16 341 91,3
2013 18 636 2318 16 318 87,6
2014 17 746 2572 15 174 85,5
2015 18 726 2733 15 993 85,4
2016 16 223 2441 13 782 85,0
Источник: Vietnam Migration Profile 2016. Hanoi, 2017. P. 39.
По данным вьетнамской статистики, доминирующим географическим вектором брачной миграции из Вьетнама является дальневосточный регион, а именно: Южная Корея, Тайвань, Китай, Гонконг, Сингапур и Япония4. Меньше всего граждан Вьетнама состоят в браке с жителями соседних стран - Камбоджи и Лаоса.
Таблица 2
Год Всего Китай Камбоджа Тайвань Южная Корея Малайзия Европа США Австралия Канада Другие страны
2008 21805 222 10 4055 7655 30 1887 4472 874 2600
2009 19795 206 26 3252 6623 36 1763 4569 901 2419
2010 20802 257 17 3139 8425 43 1793 4198 905 2025
2011 18420 210 22 3019 6957 61 1345 3925 698 2183
2012 17891 270 15 2579 6343 53 1246 4136 771 2478
2013 18636 255 2950 6066 5105 737 3523
2014 17746 339 3208 4374 4786 533 4506
2015 18726 555 3840 4158 5119 599 4455
2016 16223 294 4344 1492 4516 557 5020
Источник: Vietnam Migration Profile 2016. P. 40.
Именно на центральную часть Вьетнама и расположенные южнее провинции приходится 84,2% всех браков, заключенных гражданами Вьетнама с иностранцами в 2013-2016 гг. Были заключены браки с гражданами Южной Кореи: в провинциях Кантхо -2429, Хаузянг - 1367, Куангнинь - 1342, Киензянг - 1068 и в городе Хайфоне - 2098; с гражданами Тайваня: в городе Хошимине - 1113, в провинциях Кантхо - 952, Донгнай - 886, Хаузянг - 877 и Тэй-нинь - 624; с гражданами КНР: в городах Хошимине - 142, Ханое -107 и Хайфоне - 84, в провинциях Донгнай - 175 и Хайзыонг - 855.
Главная причина, побуждающая вьетнамских девушек и женщин к браку с иностранцем, экономическая6. И это действительно так. Более широкий взгляд на эту проблему представил американский журналист Винь Лонг, который сформулировал следующие основные мотивы, побуждающие вьетнамских девушек искать мужа за границей7. Прежде всего - это стремление к материальному комфорту и благополучию, ведь тогда они смогут помочь своим родителям, живущим в нищете и преимущественно в сельских районах. Вьетнамские девушки хотят преодолеть оковы традиционного образа жизни, который по-прежнему доминирует в сельских райо-
нах, откуда родом большинство невест. Во Вьетнаме им приходится много работать и довольствоваться малым, поэтому замужество за иностранцем - это своеобразный побег от опостылевшей жизни и бедности. Большинство иностранных мужчин не предъявляют завышенных требований к своим избранницам (карьера, образование, семейное происхождение), и невесты не обязаны получать одобрение от всех членов семьи будущего мужа. Кроме того, даже для ограниченной части вьетнамских невест, имеющих привлекательную внешность и происходящих из состоятельных семей, брак с иностранцем дает возможность изменить жизнь. Их цель в иностранном замужестве состоит не в том, чтобы жить более богато и благополучно, или полностью удовлетворить свои материальные потребности. Скорее всего, их привлекает возможность стать известной и успешной в современной и развитой стране, какой является, например, Южная Корея или Австралия. Есть и такой мотив: вьетнамским девушкам просто интересно побывать в зарубежных странах, увидеть другой мир, узнать, как там живут люди. Поэтому брак для них - это своего рода путешествие. Иногда они возвращаются домой, поняв, что увидели там совсем не то, что хотели. И, наконец, они хотят любить и быть любимыми, что является идеальным смыслом брачного союза в том числе и с иностранцем. Однако в реальной жизни часто бывает намного сложнее и даже трагичнее, и об этом наглядно свидетельствует пример Южной Кореи - страны, занимающей лидирующее место в брачной миграции из СРВ.
По информации, опубликованной 28 апреля 2017 г. в газете Кorea Тimes, в настоящее время 73% иностранных женщин, вступивших в брак с корейскими мужчинами, составляют вьетнамки, причем намного моложе своих мужей8. В результате стремительной индустриализации и урбанизации в этой стране произошел тендерный дисбаланс, который в определенной степени был связан с традиционными взглядами корейцев - предпочтением рождения сыновей, что породило нехватку невест для мужчин, проживающих в сельской местности, а также для мужчин, принадлежащих к низшим социальным слоям в городах. В настоящее время Южная Корея из моноэтнического государства постепенно превращается в многонациональное благодаря международным бракам, причем с действующей структурой «корейский муж и иностранная жена» (с конца 1990-х гг.). И сегодня она стала одним из мировых лидеров по бракам с иностранцами9.
С помощью брачных агентств южнокорейские мужчины пытаются найти себе пару за рубежом. Раньше большинство невест приезжало из Китая, преимущественно из Маньчжурии, где много этнических корейцев. Вскоре «китайский бум» закончился, так как прагматичные невесты, пробыв в браке положенное по закону время, получали паспорт Республики Корея и разводились со своими мужьям. Теперь особой популярностью пользуются невесты из Вьетнама, главным образом из его южных районов. В брачных конторах, а также в СМИ (прежде всего в Интернете) дается реклама о вьетнамских девушках и их достоинствах: они - образцовые невестки и хорошие жены, трудолюбивы и отличаются традиционным воспитанием.
Помимо экономических и прочих упомянутых мотивов у вьетнамских невест выйти замуж за корейца, есть ещё мечта жить так, как показывают корейские телесериалы и художественные фильмы10. Такое романтическое восприятие Южной Кореи во многом связано с популярностью её культуры во Вьетнаме, особенно массовой культуры, которую представляет так называемая корейская волна халлю11. Поэтому вьетнамские девушки часто готовы не обращать внимания на особенности характера своего будущего супруга и на его возраст, который может значительно превышать возраст невесты - на 10-15 лет и более.
Очень часто вьетнамские невесты совсем не знают будущего корейского мужа, его характер, материальное положение, социальный статус. Так, на вопрос: «Сколько раз вы встречались со своим будущим мужем до поездки в Корею?», 70,8% женщин ответили: только 1-2 раза, 21,1% - 3-4 раза, а 8,1% - 5 раз12. Такое стремительное замужество нередко приводит к большим проблемам, связанным с интеграцией в новую жизнь и новое общество. Прежде всего - это различия в культуре, менталитете, образе жизни, незнание корейского языка, местных обычаев и законов. Часто происходят случаи семейного насилия и жестокого обращения со стороны родственников мужа. Закрытый патриархальный уклад жизни в корейской деревне нередко провоцирует враждебное отношение к иностранным невестам.
Судьба детей в таких смешанных семьях часто складывается очень трудно, в повседневной жизни им приходится сталкиваться с определенной дискриминацией13. Как правило, у них не ладится с учебой в школе. По корейской традиции в семье все заботы за образованием детей возлагаются на мать, а вьетнамская мать не может
должным образом даже проверить их домашние задания и контролировать учебу, так как плохо владеет корейским языком и, как нередко случается, окончила во Вьетнаме только начальную школу.
В Южной Корее такие мультикультурные семьи относятся к низшим социально-культурным слоям. Семьи с ежемесячным доходом 1- 2 млн корейских вон14 в 2009 г. составили 38,6%, с доходом менее 1 млн вон - 21,5%, тогда как средний ежемесячный доход в корейских домохозяйствах составил 3,43 млн вон15. Вопреки своим первоначальным ожиданиям вьетнамские жены не могут найти работу, а если повезёт, то их возьмут только в качестве неквалифицированной рабочей силы. Они вынуждены постоянно находиться дома и заниматься только хозяйством и детьми. Отсутствие соответствующей информации и языковой барьер препятствуют доступу к социальным службам, поэтому они лишены возможности получать пособия по социальному обеспечению. Такая ситуация затрудняет их адаптацию и интеграцию в корейское общество.
Вьетнамские жены нередко подвергаются расовым предрассудкам из-за того, что они приехали из развивающихся стран и «вышли замуж только ради денег», «заинтересованы только в передаче денег домой» и «могут отказаться от семьи и в любое время сбежать»16. Кроме того, действующий в Южной Корее закон ставит иностранную жену в зависимое положение от мужа и его семьи, а её статус как потенциального гражданина «зависит от способностей женщин мигрантов исполнять роль жены, матери, снохи, укрепляя связь между семьей и государством»17.
Такая ситуация провоцирует рост разводов среди вьетнамско-
корейских пар: в одной южнокорейской провинции эта цифра со-
18
ставила около 30,6%, уступая китайско-корейским парам (45%)18. По вьетнамским данным, за период 2005-2015 гг. 72 830 вьетнамских гражданок вступили в брак с корейскими мужьями, а развелось 14 87119. Основными причинами расторжения брака являются:
семейные конфликты - 20,2%, языковой барьер - 19,2%, жестокое
20
обращение со стороны мужа и/или его родственников - 7,35% .
В настоящее время число корейцев, вступающих в брак с иностранками, сокращается: с 31 тыс. в 2005 г. до 18 тыс. в 2013-м, и эта тенденция становится всё более явственной. Причем, сейчас 9/10 всех межнациональных браков заключается в городе. По свидетельству сотрудников Корейского культурного центра в Ханое, вьетнамские девушки больше не хотят жить в сельской местности
Южной Кореи. Они любят смотреть корейские фильмы и современную корейскую поп-музыку, поэтому хотят жить в городе21.
В случае развода некоторые вьетнамки остаются в Корее и стремятся повторно выйти замуж, или же вместе с детьми возвращаются на родину, где их тоже ждут трудности и проблемы, связанные с поиском работы, обеспечения образования детям и т.д.
Схожая с южнокорейской ситуация наблюдается и в других странах дальневосточного региона, где тоже возникли гендерный дисбаланс и нехватка невест для местных мужчин. На Тайване
брачная миграция из Вьетнама стала хорошо организованным тури-
22
стическим проектом22. Тайваньские мужчины обращаются в брачные или другие посреднические фирмы, вносят плату в несколько тысяч долларов и отправляются во Вьетнам для знакомства с потенциальными невестами. Там они встречаются с претендентками, и если достигается согласие обеих сторон, то регистрируется брак и невеста переезжает на Тайвань. Как правило, невесты намного моложе женихов: 70% невест моложе 23 лет, 80% женихов старше 30 лет. Как правило, такой брак для тайваньского мужчины - наиболее легкое и эффективное решение его проблем, так как жена может выступать как репродуктивная единица, домохозяйка, домработница и медсестра для его престарелых родителей. В одном тайваньском исследовании отмечалось, что если раньше у вьетнамской невесты работа по дому занимала 16,7% её общего времени, то при переезде на Тайвань стала занимать 52,4%. Особенно тайваньские мужья ценят в своих избранницах воспитанную в них приверженность патриархальным традициям. В целом же здесь вьетнамские жены сталкиваются с такими же проблемами, что и их соотечественницы в Южной Корее и других странах.
Популярны вьетнамские невесты и в соседнем Китае. В представлениях местных мужчин вьетнамская жена - молодая, добрая, экономная, работящая, усердная, порядочная, покорная. Китайские холостяки, разочаровавшиеся в своих капризных соотечественницах, предпочитают брать в жены послушных вьетнамок. Китайский жених, имеющий по местным представлениям скромный доход, во Вьетнаме будет считаться богачом, а значит легко сможет найти хорошую жену.
Алгоритм действий прагматичных китайцев уже отработан. Жених может обратиться в брачную фирму или же самостоятельно отправиться во Вьетнам. Поместив в местных газетах объявления с предложениями «о дружбе с иностранцем», он будет получать
письма от девушек и приглашать их на свидания. Если же результат не будет достигнут, то тогда он обращается за помощью к местным посредникам - конкретным людям или в брачную фирму, и тогда ему наверняка найдут подходящую пару. Низкий уровень жизни в стране и бедность подталкивают вьетнамских девушек к замужеству за иностранца. О браке с богатым мечтают многие вьетнамские девушки, как городские, та и сельские, которые воспринимают его как щедрый подарок судьбы. Сегодня во Вьетнаме уже действует целая сеть брачных фирм и профессиональных свах, которые помогают найти мужа-иностранца. Получив согласие семьи невесты, жених покупает подарки для её родственников, устраивает банкет и затем оформляет необходимые документы, что занимает около месяца. Сегодня брачные фирмы во Вьетнаме оказывают своим клиентам такую услугу, как экспресс-замужество за три месяца, а также гарантированный подбор новой невесты, если первая невеста
23
сбежала от мужа в течение одного года со дня замужества .
Однако брачная миграция, помимо коммерческой, имеет и сугубо криминальную сторону. Это трансграничная преступность, связанная с похищением женщин с целью продажи. Нехватку невест в Китае пытаются восполнить похищением вьетнамских девушек, которых нелегально переправляют через границу, где они попадают на черный рынок невест. Часто торговцы людьми заманивают девушек из бедных деревень, селений, обещая им хорошую
24
работу в Китае и высокий заработок . Особенно такую плохую славу приобрела вьетнамская приграничная провинция Лаокай.
Лишь немногим из похищенных (и зачастую проданных их собственными родственниками) женщин удается связаться с китайской полицией и вернуться во Вьетнам. Другие - менее удачливые - вынуждены становиться женами мужчин, купивших их для того, чтобы иметь наследников. В результате они остаются в чужой стране нелегально, не имея никаких прав, и становятся матерями незаконнорожденных детей.
Согласно официальному заявлению организации Human Rights Watch, эта проблема приобрела «систематический» характер, так как вьетнамских девушек продают по максимальной цене в 5000 долларов как жен и как сексуальных рабынь для приграничных борделей25.
Пытаясь найти выход из ситуации, вьетнамское правительство ввело некоторые образовательные программы, чтобы предупредить об опасности девушек, которые живут в горных районах рядом с
границей. Организации, выступающие за права человека и отслеживающие ситуацию, утверждают, что эти немногочисленные правительственные меры в Китае и Вьетнаме совершенно не подходят для решения проблемы подобного масштаба. Ситуация сложилась настолько серьезная, что в городах и селах Вьетнама стали раздавать листовки, предупреждающие об угрозе похищения и объясняющие, как себя вести с незнакомцами. Полиция обеих стран пытается бороться с преступным бизнесом, В результате совместных действий в 2010-2017 гг. не менее тысячи похищенных были освобождены26.
Второй по значимости вектор брачной миграции из Вьетнама
27
- США , в эту категорию женихов входят и вьет киеу. Исследования, проведенные в 2013-2016 гг. в 20 провинциях СРВ, дали следующие результаты: всего американцами было заключено 19 526 браков: в 2013 г. - 5105, 2014-м - 4786, 2015-м - 5119, 2016-м -451628. Наибольшее количество браков в 2013-2016 гг. было заключено в городе Хошимине (5004) и в провинциях, расположенных к югу от Центральной части страны: Донгнай (1907), Тхыатхиен-Хюэ (1197), Тиензянг (758) и Бария-Вунгтау (718)29.
Сегодня вьетнамские невесты живут во многих странах мира, помимо дальневосточного региона, они особенно востребованы там, где сложились большие вьетнамские диаспоры - в США, Канаде, Австралии, ФРГ, Японии. Это связано с тем обстоятельством, что проживающим там вьетнамским мужчинам нелегко создать семью с местными представительницами прекрасного пола, часть из которых не соответствуют традиционным нравственным представлениям азиатов.
Недавно брачная миграция из Вьетнама проявила себя весьма необычным способом. В ФРГ одинокие мужчины за несколько тысяч евро называли себя отцами детей приехавших в страну ино-
30
странок . По закону в Германии мужчина может считаться отцом ребенка, если заявил об этом. При этом подтверждения факта биологического родства не требуется. Поэтому предприимчивые вьетнамки по туристической визе въезжали в Германию, уже будучи беременными, рожали детей в немецкой клинике и получали вид на жительство. Сейчас местные власти решают, как бороться с таким «брачными союзами».
* * *
Брачная миграция из Вьетнама стала серьезной социальной проблемой. С одной стороны, она в определенной степени способ-
ствует снижению уровню безработицы в стране, особенно в сельской местности, где традиционно существует избыток трудовых ресурсов. Однако, с другой - она очень быстро коммерциализировалась и фактически поставила экспорт невест на поток, создавая дефицит женщин в стране. В Ханое коэффициент рождаемости за первые девять месяцев 2016 г. составил 113 мальчиков на 100 девочек, причем, в некоторых районах города на 131,9 мальчиков рож-
31
дается всего 100 девочек .
В 2005 г. гендерный баланс в стране был 104-105 новорожденных мальчиков на 100 новорожденных девочек. Однако, начиная с 2006 г., дисбаланс увеличивался примерно на 1% каждый год. Такое явление встречается как в сельских районах, так и в городах СРВ, но особенно плохая ситуация сложилась в дельте Красной реки. В прошлом году в пятерку самых несбалансированных провинций с самым низким показателем количества мальчиков на 100 девочек вошли: Куангнинь, Хынгйен, Лаокай, Бакнинь и Ханой, где это соотношение составило 121,4, 119,5, 128,4 и 117,8 соответственно. Эти цифры означают, что сегодня около четырех миллионов рожденных мальчиков не смогут найти себе жену уже к 2050 г. Проблема гендерного дисбаланса уже стала в 2016 г. предметом рассмотрения в Национальном собрании СРВ. Эксперты указывают на множество причин такой ситуации, и одной из них является растущее число вьетнамских женщин, выходящих замуж за мужчин-иностранцев.
1 Moi nam, gan 100 nghin nguoi Viet di cu ra nuac ngoai. 24.07.2016. Режим доступа: http://vietnamfinance.vn/moi-nam-gan-100-nghin-nguoi-viet-di-cu-ra-nuoc-
ngoai-20160722095009241.htm. Дата посещения: 22.07.2017.
2 л
Loi tu su cua nhung co dau Viet chong Han. 06.10.2017. Режим доступа:
http://www.bbc.com/vietnamese/vietnam-41508195. Дата посещения: 12.04.2017.
Vietnam Migration Profile 2016. Hanoi, 2017. P. 39. Режим доступа: https://publications.iom.int/system/files/pdf/mp_vietnam.pdf. Дата посещения: 12.04.2017.
4 По данным посольства Вьетнама в Японии, в 2015 г. около 3400 граждан Вьетнама вступили в брак с японцами и поселились в этой стране.
5 Vietnam Migration Profile 2016. P. 40, 42-44.
6 Phu nu Viet lay chong ngoai 'de doi doi'? 12.06.2015. Режим доступа: http://www.bbc. com/vietnamese/vietnam/2015/06/150612_phu_nu_ket_hon_voi_n guoi_nuoc_ngoai. Дата посещения: 24.12.2016.
Vinh Long. Why Vietnamese Women Marry Foreigners. 17.07.2012. Режим доступа: http://newamericamedia.org/2012/07/why-vietnamese-women-marry-foreigners.php. Дата посещения: 23.06.2014.
8 Han 70% co dau ngoai a Han Quoc la nguoi Viet. 28.02.2018. Режим доступа: https://www.voatiengviet.com/a/hon-70-phan-tram-co-dau-ngoai-o-han-quoc-la-nguoi-viet/4274293.html. Дата посещения: 03.03.2018. На втором месте невесты из Камбоджи - 8,8%, затем из Китая - 7,6% и Филиппин - 3,7%.
9 Как считает наш соотечественник А.Н. Ланьков, профессор Университета Кукмин (Сеул), в последнее десятилетие примерно каждый десятый брак в Южной Корее был союзом международным. В 2005 г. доля браков с иностранными гражданами достигла 13,5%, показатель 2013 г. - 8,1% (См.: Андрей Ланьков. Жена по вызову. Почему корейские мужчины предпочитают невест из Вьетнама, а не Китая. 24 июня 2015. Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2015/06/23/koreanwifes/7f . Дата посещения: 30.10.2016).
10 Viet Nam vuot Trung Quoc dan dau nhom co dau ngoai a Han Quoc. 08.12.2017 Режим доступа: https://www.voatiengviet.com/amp/viet-nam-vuot-trung-quoc-dan-dau-nhom-co-dau-ngoai-o-han-quoc/4153904.html08/12/2017. Дата посещения: 12.03.2017.
11 Подробнее см. об этом: Соколов А.А. Корейская «мягкая сила» во Вьетнаме» // Власть и общество в странах Юго-Восточной Азии. История и современность. Серия "Губеровские чтения". МГУ им. М.В. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки. Москва, 2015. С. 345-360.
12 Ly do "soc" khien nhieu co dau Viet ly hon chong Han Quoc. 29.10.2016. Режим доступа: https://nld.com.vn/thoi-su-trong-nuoc/ly-do-soc-khien-nhieu-co-dau-viet-ly-hon-chong-han-quoc-20161029091739493.ht. Дата посещения: 14.12.2017.
13
Ланьков Андрей. Указ. соч.
14 В настоящее время 1 долл. США равен примерно 1080 южнокорейских вон.
15 Ем Н.Б. Мультикультурализм в Южной Корее: новый миф и реальность (случай брачных мигрантов) // Вестник КазНУ. Серия востоковедения. № 2 (б3). 2013. С. 17.
16 Там же.
17 Там же.
18
Review of Vietnamese Migration Abroad. Ha Noi, 2012. Режим доступа: http://www.un. org.vn/vi/publications/cat_view/126-n-phm-cac-cqlhq/ 102-iom-publications.html. Дата посещения: 12.04.2016. Р. 39.
19 Ly do "soc" khien nhieu co dau Viet ly hon chong Han Quoc. 29.10.2016. Режим доступа: https://nld.com.vn/thoi-su-trong-nuoc/ly-do-soc-khien-nhieu-co-dau-viet-
ly-hon-chong-han-quoc-20161029091739493.ht. Дата посещения: 07.07.2017.
20
Review of Vietnamese Migration Abroad. Ha Noi, 2012. Дата посещения:
12.04.2016. Р. 39. 21
Why Korean men want to marry foreign women? August 1, 2014. Режим доступа: http://www. englishspectrum.com/why-korean-men-want-to-marry-foreign-
women/. Дата посещения: 24.07.2016.
22
Hong Xoan Nguyen Thi. Marriage migration between Vietnam and Taiwan: a view from Vietnam (2005). Режим доступа:
http://www.cicred.org/Eng/Seminars/Details/Seminars/FDA/PAPERS/04_HongXoa nNguyenThi.pdf. Дата посещения: 12.03.2018.
23 В последние годы вьетнамские девушки выходят замуж за китайских рабочих, которые строят различные промышленные объекты в СРВ. И такая ситуация вызывает недовольство местных жителей. См.: Cü tri lo läng ve tinh trang lao dong Trung Quoc lay vg Viet. 05.08.2016. Режим доступа: https://www.voatiengviet.com/a/cu-tri-lo-lang-ve-tinh-trang-lao-dong-trung-quoc-lay-vo-viet/3451349.html. Дата посещения: 14.10.2017.
24
См., например, об этом: Liangling Su. Cross-border marriage migration of Vietnamese women to China. A Thesis. B.S., Harbin Normal University, 2009 / Master of Arts. Kansas State University, Kansas 2013. Режим доступа: http://krex.k-state.edu/dspace/bitstream/handle/2097/15663/LianlingSu2013.pdf?sequence= 1. Дата посещения: 14.03.2018.
25
Илария Мария Сала. Китай: торговля вьетнамками. 27.06.2014. Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20140627/221289097.html. Дата посещения: 16.12.2017. См. также: В Китае задержали подозреваемого в похищении 34 вьетнамских женщин. 07.05.2015.Режим доступа: https://ru.sputnik-tj.com/investigation/20150507/1015392351.html.. Дата посещения: 12.11.2017; Китайский бизнес на вьетнамских невестах. 26.08.2017. Режим доступа: http://www.dal.by/news/2Z26-08-16-7/. Дата посещения: 24.12.2017.
26 Китай и Вьетнам активизируют борьбу с трансграничной преступностью. 15.11.2017.Режим доступа: http://www.trud.ru/article/15-11-2017/1356460_kitaj_i_vjetnam_aktivizirujut_borbu_s_transgranichnoj_prestupnostj u.html. Дата посещения: 21.02.2018.
27
Вьетнамо-американские браки имеют давнюю историю и берут начало во времена Второй Индокитайской войны, в 1960-1970-е гг., когда многочисленный американский военный контингент находился в Южном Вьетнаме. В статье Глории Эмерсон «Всё больше американцев женятся на вьетнамках, несмотря на препятствия», опубликованной 10 сентября 1970 г. в газете New York Times, отмечалось, что около трети американских военнослужащих забирали своих местных супруг в США (См.: More Americans Are Marrying Vietnamese Despite the Obstacles . Режим доступа:
https://www.nytimes.com/1970/09/12/archives/more-americans-are-marrying-vietnamese-despite-the-obstacles.html. Дата посещения: 12.03.2018).
28 Vietnam Migration Profile 2016. P. 40-41.
29
Ibid. И только в двух провинциях Баккан и Диенбиенфу за этот период не было заключено ни одного брака с американцами.
30
Сергей Курохтин. Немцы продают «отцовство» мигрантам. 07.06.2017. Режим доступа: //radiovesti.ru/brand/61178/episode/1505947/. Дата посещения: 14.08.2017.
31
Уже к 2050 году Вьетнам может столкнуться с дефицитом женщин. 22.11.2016. Режим доступа: http://asia-vietnam.ru/news-category/uzhe-k-2050-godu-vietnam-mozhet-stolknutsya-s-defitsitom-zhenshhin/. Дата посещения: 18.03.2017.