Научная статья на тему 'Российско-украинское сотрудничество в обеспечении безопасности в Черноморском регионе'

Российско-украинское сотрудничество в обеспечении безопасности в Черноморском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
437
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / УКРАИНА / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIA / UKRAINE / RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS / BLACK SEA REGION / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SECURITY / REGIONAL SECURITY / FOREIGN POLICY / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курылев Константин Петрович

В статье автор рассматривает современное состояние и перспективы сотрудничества России и Украины в деле обеспечения безопасности в Черноморском регионе. Данная проблематика рассматривается сквозь призму национальных интересов двух стран, акцентируется внимание на имеющихся проблемах в развитии их отношений на данном направлении, а также оценивается значение такого взаимодействия не только для России и Украины, но и всего Черноморского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Ukrainian Security Cooperation in the Black Sea Region

In his article the author analyzes the modern condition and prospects of cooperation of Russia and Ukraine in protection of the Black Sea region. This agenda is considered in the light of national interests of both countries, the attention accentuates on current problems in the development of the two countries' relations in this area of cooperation, and importance of this cooperation not only for Russia and Ukraine, but all the Black Sea region is also estimated.

Текст научной работы на тему «Российско-украинское сотрудничество в обеспечении безопасности в Черноморском регионе»

ИСТОРИЯ СТРАН СНГ

РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ

К.П. Курылев

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье автор рассматривает современное состояние и перспективы сотрудничества России и Украины в деле обеспечения безопасности в Черноморском регионе. Данная проблематика рассматривается сквозь призму национальных интересов двух стран, акцентируется внимание на имеющихся проблемах в развитии их отношений на данном направлении, а также оценивается значение такого взаимодействия не только для России и Украины, но и всего Черноморского региона.

Ключевые слова: Россия, Украина, российско-украинские отношения, Черноморский регион, национальные интересы, национальная безопасность, региональная безопасность, внешняя политика, международные отношения.

Черноморский регион все больше превращается в зону геополитических противостояний, военных игр и экономических интересов разных государств и организаций. Объясняется это тем, что данный регион - своего рода мост или перекресток - это связующее звено между Европой и Азией. Находясь между Россией, Южной Европой и Ближним Востоком, имея выход к Средиземноморскому региону и Центральной Европе, он представляет собой гораздо больше, нежели регион местного значения.

По сути Черноморский регион - это геополитическая ось, стратегическое значение которой постоянно растет. Через него проходит множество разнонаправленных транспортных потоков, ведется прокладка глубоководных трубопроводов, в нем осуществляется геолого-разведывательная деятельность по поиску нефти и газа, формируются новые международные организации, проводятся военные учения, перекраиваются границы, образовываются новые государства.

Именно в силу своего столь уникального географического положения Черноморский регион всегда привлекал внимание и вызывал огромный интерес как у региональных, так и у внерегиональных сил, играл существенную, а в отдельные исторические периоды и определяющую роль в международных отношениях.

Если вспомнить историю региона, то будет понятно, что интерес к нему государств, в первую очередь великих мировых держав, проявлялся постоянно.

В течение многих веков Черноморский регион представлял собой место столкновения и противоборства их интересов. «Спираль исторического развития периодически обостряет борьбу ведущих мировых держав за Черное море и прилегающие к нему территории. Подобные кризисы, как правило, возникают во времена ослабления или упадка одного из ведущих государств региона (Османской империи, Австро-Венгерской империи, Российской Империи, Советского Союза)» (1).

С тем чтобы понять, каким образом и в каких сферах возможно российско-украинское сотрудничество в деле обеспечения безопасности Черноморского региона, выявим комплекс угроз безопасности России и Украины в данном регионе. Обратимся вначале к анализу угроз безопасности России.

Одной из главных угроз безопасности России в регионе, следствием которой становятся все прочие угрозы, является резкое сокращение геополитического пространства ее влияния в нем.

С распадом СССР Россией были утрачены важнейшие с точки зрения военно-политического развития позиции в регионе. После распада протяженность береговой черноморской линии России сократилась более чем в пять раз. В настоящее время она составляет всего 475 км побережья (2).

Следующая угроза безопасности России в Черноморском регионе состоит в слабой боеспособности и боеготовности ее Черноморского флота. В результате раздела Военно-морского флота СССР Россия впервые после падения Османской империи утратила военный паритет в Черноморском регионе. Сегодня 70% всей инфраструктуры Черноморского флота ВМФ России находится на территории Крыма. 25-тысячный личный состав флота размещен в трех пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии и временно в Николаеве, где идет постройка и ремонт российских судов. Самое старое судно введено в строй в 1966 г. С момента распада СССР в строй было введено 2 судна, в 2001 и 2009 г. Последний массовый ввод в строй судов состоялся в 1990 г.

Естественным следствием ослабления политического и военного влияния России в Черноморском регионе стало усиление позиций здесь других стран. Очевидно, что на месте сил влияния, сложившихся в результате доминирования СССР в Черноморском регионе, оформилось многополярное политическое пространство, состоящее из субъектов международных отношений, ранее игравших подчиненную роль.

Реально усилила свои военно-морские позиции в регионе Турция. Являясь членом НАТО, она имеет многочисленную армию и самый мощный в регионе

флот, который регулярно модернизируется за счет как новых судов собственного производства, так и новейшими кораблями и подлодками, закупленными у других стран. Идет совершенствование инфраструктуры ВМС Турции, в том числе за счет создания новых пунктов базирования на Черном море.

Наряду с техническим оснащением повышается и подготовка личного состава. С 1992 г. количество военных учений, проводимых Турцией на Черном море и в прилегающих районах, увеличилось в 4 раза. Растет их масштабность.

С 1995 г. Турция продвинула район проведения учений в Черном море до 44-й параллели северной широты, в то время как раньше ее боевые корабли не пересекали 42-й (3).

Соотношение ВМС России и Турции в Черноморском регионе, по мнению ряда экспертов, свидетельствует о том, что Россия удерживает лидерство лишь по кораблям океанской зоны. «Белая книга» Турции ограничивает зону ответственности турецких ВМС Черным, Эгейским морями и восточным Средиземноморьем до Кипра.

С другой стороны, Турция имеет бесспорное превосходство в ударных силах ближней зоны, в подводных лодках и в десантных средствах. При таком соотношении Россия может противопоставить Турции в Черноморской зоне только ресурс поддерживающей стратегической авиации (4).

Обратим внимание и на другие страны Черноморского региона. Вначале остановимся на Болгарии и Румынии. Оба эти государства до распада СССР входили в социалистическое содружество. С его роспуском и распадом СССР они интегрировались в евроатлантические структуры - ЕС и НАТО.

Став проводниками интересов Запада в Черноморском регионе, эти страны дали согласие на размещение на своих территориях военных баз Североатлантического Альянса. Следует отметить, что Румыния вынашивает идею своего собственного возрождения как региональной державы Юго-Восточной Европы. Уже сейчас ее ВМС состоят из флота, авиации, морской пехоты и войск береговой обороны общей численностью 18 тыс. чел.

Что касается черноморских государств постсоветского пространства -Украины и Грузии, то здесь ситуация следующая.

Ударные силы ВМС Украины в настоящее время имеют в своем составе 7 ракетных катеров и 1 подводную лодку в небоеготовом состоянии. Большинство корабельного состава - суда, способные решать задачи по контролю за экономической зоной, проводить оборонительные минные постановки, в том числе у побережья Крыма, и морские десантные операции тактического масштаба (5).

Еще более удручающей представляется ситуация, сложившаяся к настоящему времени в ВМС Грузии. Они никогда не представляли собой существенный элемент в архитектуре военной безопасности Черноморского региона. В ходе событий августа 2008 г. грузинский флот был практически уничтожен. Три корабля были потоплены в ходе морского боя с Черноморским флотом РФ, несколько других были уничтожены российским десантом

в порту Поти. Решением руководства страны ВМС были расформированы, а оставшиеся корабли переведены в состав береговой охраны (6).

В ВМС Республики Абхазия в трех дивизионах морских катеров (Сухуми, Очамчира, Пицунда) насчитывается 21 морской катер (7).

Таким образом, с одной стороны, очевидно усиление регионального соперничества за счет ослабления российских позиций. При этом все же Россия, несмотря на имеющиеся потери, остается второй ядерной державой мира и единственной страной, обладающей ядерным оружием и имеющей выход в Черное море.

Наша страна является мощной энергетической державой. На протяжении веков Россия затратила огромные ресурсы и создала мощную инфраструктуру для коммуникационного «южного окна» в Европу и другие части света (8). С другой стороны, из региональных претендентов на замещение российского влияния наиболее громко заявляет о себе и предпринимает активные действия Турция, стремящаяся воспользоваться сложившейся ситуацией и закрепить свои интересы и позиции в Черноморском регионе. Она хочет увеличить свое влияние в странах Черноморского бассейна, в связи с чем развернула энергичную деятельность по заполнению вакуума как там, откуда ушла Россия, так и по вытеснению ее оттуда, где она еще сохраняет свои позиции.

В этих регионах Турция подкрепляет и продвигает свои интересы различными экономическими проектами, предложениями крупных инвестиций и другими решениями. Наконец, очевидно, что другие страны, непосредственно окружающие Черное море, весьма слабы и не в полной мере самостоятельны в определении своей политики.

Говоря об угрозах безопасности России в Черноморском регионе, следует выделить и угрозы следующего рода. После распада СССР в результате потери важных морских портов на Черном море и на Балтике Россия оказалась в крайне уязвимом положении с точки зрения своих внешних коммуникаций. Сейчас на долю собственно российских морских портов приходится не более 30% оборота морской торговли европейской части бывшего СССР (доля украинских портов - 45%).

Потеря прямых выходов к прежним железнодорожным и автотранспортным пропускным пунктам перевозки экспортно-импортных грузов в западном и южном направлениях стала одним из проблемных мест во внешнеэкономической деятельности России. В этой связи очевидна необходимость для России осуществлять контроль над морскими коммуникациями и центральной роли в этом деле Черноморского флота.

В этом контексте следует рассматривать и другую угрозу безопасности России в Черноморском регионе. Речь идет об ужесточении правил прохода коммерческих судов через Черноморские проливы, что создало для России проблемы с перевозкой нефти, заставило изыскивать дополнительные средства для создания обходных маршрутов.

Очевидно, что намерение Турции обеспечить транспортировку нефти по трубопроводам через свою территорию к Средиземному морю объясняется

отнюдь не необходимостью избежать перегрузки проливов, ведущей, как неоднократно заявляла турецкая сторона, к осложнениям и авариям, а ее политическими и финансово-экономическими интересами. Ограничивая судоходство в Черноморских проливах, Турция стремится затруднить тем самым доставку нефти и газа из Каспийского региона через черноморские порты, добившись осуществления проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который принес ей значительные дивиденды. Активным лоббистом данного проекта выступили США, преследовавшие собственные геополитические интересы в Черноморско-Каспийском регионе. В этой связи в последние годы одной из серьезнейших угроз безопасности России там стало обострение проблемы с диверсификацией поставок энергоресурсов в обход ее территории.

Кроме того, в данном аспекте речь идет не только о том, что Черноморский регион призван стать транзитным для углеводородов, добывающихся в соседнем Каспийском регионе.

Действительно, сегодня Черное море рассматривается как естественное продолжение энергетического коридора из Каспийского региона в Европу. Транспортировка нефти и газа через Черноморье осуществляется сейчас и будет расширяться в будущем. Но увеличение поставок энергоресурсов будет происходить и собственно за счет Черного моря. Как известно, в последние годы на его шельфе были обнаружены запасы нефти и газа.

Турция еще в 1995 г. привлекла концерны Агатсо и British Petroleum к разведке глубин в западной и центральной части Черного моря, подтвердившие наличие углеводородного сырья. Ведут геологоразведку своих черноморских углеводородных ресурсов Болгария, Румыния и Грузия. Украина и Грузия, стремясь обрести энергетическую независимость, возлагают немалые надежды на нефть с шельфа Черного моря. Уже сейчас Украина осуществляет добычу газа из месторождений в своей части азово-черноморского шельфа (9).

Таким образом, мощные системы газо- и нефтепроводов, проходящие в обход территории России, способны кардинальным образом изменить положение в Черноморско-Каспийском регионе.

Как считают эксперты, «по последствиям это можно сравнить с открытием морского пути в Индию вокруг Африки и открытием Американского континента, в результате чего итальянские города-государства были оттеснены на периферию европейской политики. Реализация подобного проекта способствует дальнейшему уменьшению влияния России как в Каспийском, так и в Черноморском регионе» (10).

Следующая угроза безопасности России в Черноморском регионе - это его конфликтогенный потенциал, представляющийся очень высоким. Региональные конфликты, имеющие статус замороженных, при определенных условиях способны вернуться в горячую фазу. Это грузино-абхазский, гру-зино-югоосетинский, приднестровский конфликты. Потенциальную угрозу региону несут и другие конфликты: нагорно-карабахский, проблема Крыма. Причем последняя носит многоплановый характер и вовсе не ограничивает-

ся ростом напряженности среди русскоязычного населения, но и включает в себя агрессивную деятельность некоторых экстремистски настроенных организаций и групп из числа крымских татар.

Наконец, к числу конфликтных точек следует отнести еще и проблемные отношения между Арменией и Турцией, Россией и Грузией, Украиной и Румынией.

Не следует забывать и о том, что, с одной стороны, Черноморский регион граничит с Балканами, с их далеко не решенными межэтническими и социально-экономическими проблемами, а с другой стороны - с Ближним Востоком с его взрывоопасным потенциалом. Нельзя не принимать во внимание и то, что в регионе сходятся интересы старых и новых ядерных государств или таких стран, которые стремятся получить ядерное оружие и средства его доставки.

Обратим внимание и на такую угрозу безопасности России в Черноморском регионе, как проблема терроризма.

Борьба с новыми угрозами в региональном контексте связана и с проблемами формирования такой среды, которая подкармливает и поддерживает террористическую активность в любых ее проявлениях и имеет как криминогенное измерение, так и измерения более глубокого типа: социально-политические проблемы в ряде стран региона, экономическая несостоятельность, проблема бедности, межэтническое противостояние - все то, что питает рост радикальных настроений (11).

Наконец, нельзя не назвать и такую угрозу безопасности РФ, как нелегальная миграция и появление беженцев, вызванные внутренними и внешними конфликтами, ухудшением условий жизни и окружающей среды, что, в свою очередь, может стать причиной новых угроз и способствовать обострению этноконфессиональной напряженности. Это с неизбежностью повлияет на региональную стабильность и безопасность.

Обратимся теперь к анализу угроз безопасности Украины в регионе.

Следует заметить, что многое из того, о чем шла речь выше, те факторы, которые формируют угрозы безопасности России в регионе, во многом применимо и к Украине. Вместе с тем есть и специфические моменты.

Итак, основными угрозами внешнего характера для безопасности Украины в Черноморском регионе, по мнению большинства украинских политиков, ученых и экспертов, являются:

- прямые и скрытые территориальные претензии к Украине;

- разнообразные обходные транзитные энергетические проекты;

- неразрешенные конфликты в соседних странах (нагорно-карабахский, грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, приднестровский);

- интеграционные шаги, в которых Украине отводится пассивная роль;

- конфликты и трения с соседями на почве освоения ресурсов Черноморского шельфа, биоресурсов Черного моря, освоения транспортных коридоров в дельте Дуная;

- опосредованное влияние конфликтов на Ближнем Востоке на экономическую и политическую стабильность причерноморских соседей Украины

(Турции и стран Южного Кавказа); на торгово-экономические и инвестиционные связи Украины с Ближним Востоком и арабскими странами;

- выход ЕС на побережье Черного моря (в условиях неопределенных евроинтеграционных перспектив Украины);

- террористическая угроза этноконфессиональной направленности, связанная с диверсиями на действующих трубопроводах;

- нелегальная миграция;

- контрабанда и трансграничная организованная преступность;

- экологическая угроза (загрязнение Черного моря и прилегающих рек, техногенные катастрофы, розлив нефти из танкеров и трубопроводов).

Подобного рода представления об угрозах безопасности украинскому государству присутствуют у большинства специалистов, представляющих самые разные спектры украинской политической жизни.

Вместе с тем есть вопрос, который в значительной степени способствует дальнейшей поляризации политических сил на Украине. Речь идет о проблеме персонификации внешней угрозы ее безопасности. Причем не о том, есть такая угроза или нет, а о том, от кого именно она исходит.

В ответе на данный вопрос полярность мнений на Украине очень высокая. Националистически настроенные радикалы главную внешнюю угрозу видят в лице северного соседа - России, которую обвиняют во всех проблемах, бедах и неудачах современной Украины. Оппонирующие им силы, например, левые, основную угрозу безопасности страны видят в ее интеграции в евроатлантические структуры, особенно в НАТО, которую они активно демонизируют.

Абстрагируемся от крайних суждений. В представлении автора задачей номер один для любого руководства Украины является строительство сбалансированных, партнерских и доверительных отношений с Россией. Только посредством этого Украина сможет гарантировать свою внутреннюю стабильность, столь необходимую для развития, а также наиболее эффективно обеспечить свои интересы и безопасность в современном мире.

С другой стороны, сама история, наделившая Украину уникальным геополитическим положением, нацеливает ее на то, что страна может реально рассчитывать на обеспечение собственной безопасности только в контексте партнерства и сотрудничества, как с Россией, так и с Западом. Перекос же в ту или другую сторону чреват для Украины риском проблем и потрясений. Украина, по сути, обречена на поиски договоренности и согласия между Россией и Западом, исключающие даже намек на конфронтацию. Именно обретение подобного согласия является жизненно важным интересом Украины.

Отталкиваясь от сказанного, рассмотрим возможности сотрудничества России и Украины в деле обеспечения безопасности Черноморского региона.

Первое, что следует отметить, что такое сотрудничество необходимо каждой из сторон. Оно возможно как на двусторонней основе, так и с привлечением других заинтересованных сторон.

Вполне очевидно, что Украина не является в регионе ключевым игроком, хотя и имеет выгодное в геополитическом смысле положение. Кроме того, Украина самостоятельно неспособна сейчас и ограниченно будет способна в будущем успешно реагировать на угрозы ее безопасности в Черноморском регионе.

Отсюда кооперация с Россией в этом плане неизбежна. Но при этом она ни в коем случае не должна носить конфронтационный характер. Попытки втянуть Украину в свои геополитические проекты, нацеленные на ее полное отторжение от Запада, объективно обречены на провал и, напротив, способны спровоцировать обратное уже в отношении самой России.

Некоторые механизмы, в рамках которых осуществляется российско-украинское взаимодействие в обеспечении безопасности в Черноморском регионе, уже действуют.

Понимая значимость сохранения с точки зрения национальных интересов своих позиций в данном регионе и необходимость формирования эффективных механизмов для выполнения этой задачи, Россия приняла деятельное участие в выработке Соглашения о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Blackseafor». Инициатива создания такой группы была выдвинута Россией и Турцией еще в 1998 г. Участниками переговоров также стали Украина, Болгария, Румыния и Грузия. В результате десяти раундов переговорного процесса, завершившегося в декабре 2000 г., Соглашение о создании группы «Blackseafor» было выработано. Подписание этого обязывающего документа состоялось 2 апреля 2001 г. в Стамбуле.

Согласно документу многонациональная военно-морская группа оперативного взаимодействия предназначена для использования в чрезвычайных ситуациях на Черном море исключительно в мирных целях. Первоначально в числе ее основных задач были обозначены поисково-спасательные и гуманитарные операции, морское разминирование, экологический мониторинг, совместные учения, визиты доброй воли. В соответствии с соглашением «Blackseafor» может быть использован также для выполнения упомянутых задач и в рамках миротворческих операций, проводимых по мандату ООН или ОБСЕ, в случае соответствующего обращения этих организаций к черноморским государствам. Район действия группы - Черное море, однако предусмотрена возможность выхода за его пределы при условии согласия на это всех государств-участников (12).

Перечень черноморских стран, входящих в эту военно-морскую группу (Румыния, Болгария, Грузия и Украина), анализ нынешних отношений этих государств с НАТО и перспектив их развития свидетельствует о том, что именно турецкое направление «Blackseafor» является в настоящее время наиболее перспективным и продуктивным. В современных условиях схема «Blackseafor» пока представляется единственно правильной в условиях всех существующих противоречий между странами - участниками соглашений и благодаря именно соединению всех векторов в одном направлении одновременно устраивает Рос-

сию, Украину, Грузию, Болгарию, Румынию и Турцию. Здесь заложен прочный фундамент дальнейшего сотрудничества в регионе (13).

Еще одним из механизмов, посредством которых Россия и Украина могли бы взаимодействовать в деле обеспечения безопасности региона, является операция «Черноморская гармония». Мероприятия в рамках данной операции проводятся в регионе с 2004 г. в качестве нового вклада в обеспечение региональной безопасности. Осуществляют ее ВМС Турции по согласованию с НАТО. В рамках этой операции ведется постоянное присутствие, патрулирование сил турецкого флота и наблюдение за подозрительными судами преимущественно в юго-западной части Черного моря.

Основная цель «Черноморской гармонии» - получение полных и достоверных данных о передвижении судов в регионе и вскрытие признаков возможной противозаконной деятельности. При этом особо подчеркивается, что в ходе операции не предусматривается каких-либо силовых мер в отношении подозреваемых судов и носит она преимущественно профилактический характер - «сдерживания и устрашения» потенциальных нарушителей.

Для ее проведения в ВМС Турции создана специальная оперативная группа, в состав которой входят фрегаты, ракетные катера и подводные лодки, действующие как самостоятельно, так и небольшими группами. В случае необходимости привлекаются патрульные катера и вертолеты, а также базовая патрульная авиация и силы береговой охраны (14).

В определенной мере командование ВМС Турции рассматривает «Черноморскую гармонию» как своего рода «полигон» для «обкатки» порядка возможного использования Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействии «Blackseafor» для противодействия терроризму и распространению оружия массового поражения в регионе.

Важным моментом для ускорения процесса продвижения новой турецкой инициативы считается участие в этой операции российского ВМФ (15).

Турецкая сторона в ходе переговоров с представителями РФ на всех уровнях особо подчеркивает, что это укрепит уже существующее сотрудничество между двумя странами и станет примером для других прибрежных государств, побудив их присоединиться к совместным действиям, имеющим целью укрепление стабильности в Черноморском регионе.

По мнению турецкой стороны, согласованные действия в рамках операции ВМС Турции «Черноморская гармония», к которой в 2007 г. присоединится Россия, а в ближайшей перспективе и Украина, являются вполне достаточными для борьбы с терроризмом в акватории Черного моря (16).

По мнению российских военных экспертов, стремление Турции обеспечить участие ВМФ России в совместном противодействии террористическим угрозам в регионе связано, прежде всего, с постоянным давлением на Анкару со стороны США и НАТО, считающих необходимым включить Черноморский бассейн в зону проведения операции «Активные усилия» (Active Endevour), осуществляемой Альянсом в Средиземноморье.

Активную роль в продвижении этой идеи играет Румыния, которая намеренно с подачи США «оценивает ситуацию в области безопасности в регионе как чрезвычайно сложную, а потому требующую вмешательства НАТО». Румыния уже объявила о размещении 4 американских военных баз на своем побережье Черного моря и стала объектом особой заинтересованности со стороны США (17).

Создание с участием России и Украины многонационального военно-морского объединения шести причерноморских стран «Blackseafor» способствует отработке с помощью международной группы кораблей задач взаимодействия во время проведения поисковых и спасательных операций, предоставления помощи судам, терпящим бедствие на море, и выполнению других задач.

Приобщение к этим инициативам других - таких как «Черноморская инициатива» и операция «Черноморская гармония», призванных противодействовать угрозе распространения ОМП и вести мониторинг надводной обстановки, собирать информацию о подозрительных судах, их грузах и маршрутах движения, говорит о том, что в Черноморском регионе функционирует разветвленная система соглашений и договоренностей в сфере военно-политической безопасности, в которой Россия и Украина принимают участие и сотрудничают на взаимовыгодной основе (18).

Поскольку угрозы безопасности РФ и Украины в Черноморском регионе, как мы выяснили выше, многопрофильны и разносторонни, то сотрудничество двух стран в многоформатном режиме могут осуществляться и в рамках Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС), основателями которой наряду с другими государствами они являются.

Особенностью ОЧЭС в сравнении с другими субрегиональными организациями можно назвать то, что в отличие от них уже в Декларации о создании организации во главу угла предстоящей деятельности было поставлено не торговое, а производственное сотрудничество. Это нашло выражение в отраслевом подходе к решению общих экономических проблем региона. В соответствии с Уставом страны - участницы ОЧЭС осуществляют сотрудничество между собой в следующих областях: торговля и экономическое развитие; банковское дело и финансы; связь; энергетика; транспорт и т.д. (19).

Примером перспективного сотрудничества стран - участниц ОЧЭС является проект кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Согласно проекту, маршрут будет проходить через города Стамбул-Самсун-Трабзон (Турция)-Батуми-Поти (Грузия)-Новороссийск-Ростов-на-Дону-Таганрог (Россия)-Мариуполь-Мелитополь-Одесса (Украина)-Чисинау (Молдавия)- Бухарест (Румыния)-Хасково (Болгария)-Эдирне-Стамбул (Турция) и Комо-тини-Александрополис (Греция)-Стамбул (Турция). Протяженность дороги, по предварительным оценкам, составит более 7100 км.

Что касается двустороннего сотрудничества России и Украины в обеспечении безопасности в регионе, то оно видится следующим образом.

Один из наиболее ярких примеров такого сотрудничества - это цивилизованное разрешение проблемы базирования Черноморского флота России на Украине в Севастополе.

21 апреля 2010 г. в Харькове Президенты РФ и Украины Д.А. Медведев и В.А. Янукович в результате переговоров договорились продлить срок пребывания российской базы в Крыму на 25 лет начиная с 2017 г., с правом его продления еще на пять лет. 27 апреля Верховная Рада ратифицировала соглашение о продлении срока пребывания Черноморского флота России на украинской территории. Одновременно с украинской Радой закон был одобрен Госдумой РФ, а накануне его ратифицировал сенат. 29 апреля В.А. Яну-кович подписал закон о ратификации соглашения о продлении пребывания Черноморского флота РФ на Украине.

Преимущества пребывания Черноморского флота в Севастополе для России очевидны, указал Президент РФ Д.А. Медведев. «Но они, на мой взгляд, столь же очевидны и для Украины, и для Европы, потому что мы тем самым сохраняем ту систему распределения рисков, которая уже сложилась, -добавил он. - Чем стабильнее будет ситуация в Черноморском бассейне, тем лучше для всех, включая Северо-Атлантический блок». «Я вижу смысл сохранения базы и пролонгации договора на длительный период (до 2042 г.) именно в этом» (20), - резюмировал глава российского государства.

Как известно, вопрос пребывания Черноморского флота России на Украине в Крыму является не только элементом, обеспечивающим стабильность и безопасность в Черноморском регионе, но и нашей стратегической европейской стабильности, а также наших стратегических отношений с Украиной. Нахождение взаимопонимания по столь сложному и острому вопросу, во многом отравлявшему отношения двух стран последние годы, стало хорошей возможностью для разрешения противоречий и в других сферах, а в совокупности создало условия для стабилизации обстановки во всем регионе, ведь от качества и уровня отношения России и Украины зависят и ситуация в Черно-морье, и в европейском регионе, и на евразийском пространстве.

Ведь конфликт между двумя странами, связанный с проблемой Черноморского флота, сводился к одному принципиальному вопросу: останется ли самостоятельная Украина в орбите военно-политического влияния России или обретет независимость от него, а следовательно, войдет в какую-либо другую глобальную военно-политическую систему. Спор вокруг Черноморского флота был лишь одним из аспектов этой проблемы. Результаты этого спора можно определить следующим образом: России, безусловно, удалось сохранить свое присутствие в Крыму и мощный рычаг воздействия на ситуацию в Черноморском регионе.

Сохранение Черноморского флота с главной базой в Севастополе свидетельствует о том, что Украина по-прежнему остается в орбите российской военно-политической стратегии, однако при этом она оставила за собой весьма серьезные позиции и превратилась в фактор, влияющий на политику России, без учета которого довольно трудно представить сохранение в будущем «статус-кво» в регионе (21).

Важным свидетельством, подтверждающим намерения сторон, явилось Совместное заявление Президентов России и Украины по вопросам безопасности в Черноморском регионе, сделанное ими 17 мая 2010 г.

В нем главы двух черноморских государств сформулировали ряд принципов, на базе которых они намереваются формировать процесс обеспечения безопасности в Черноморском регионе. Среди них:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- активное развитие двустороннего диалога и консультаций по вопросам безопасности в Черноморском регионе и привлечение к этому процессу всех заинтересованных государств региона;

- продолжение углубленных консультаций по основным международным проблемам, затрагивающим ситуацию в области безопасности в Черноморском регионе, а также проведение по мере необходимости консультаций в рамках ООН, в других международных и региональных организациях и форумах;

- расширение взаимовыгодного сотрудничества между Черноморским флотом РФ и ВМС Вооруженных Сил Украины;

- взаимодействие ВМС двух стран, наряду с взаимодействием ВМС других черноморских государств, в рамках Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Blackseafor», операции «Черноморская гармония», а также многосторонних инициатив по борьбе с терроризмом и пиратством в Средиземном море и других акваториях мирового океана;

- приверженность полному выполнению согласованных мер укрепления доверия на Черном море, рассматривая их в качестве важного элемента безопасности в регионе;

- продолжение активного сотрудничества в целях противодействия угрозам со стороны международного терроризма и транснациональной организованной преступности, в частности таким, как незаконный оборот наркотиков и оружия;

- повышение эффективности многосторонней деятельности ОЧЭС и на этой основе укрепление благоприятного политического и делового климата, доверия и стабильности в Черноморском регионе (22).

Предпринятые шаги, на которые мы указали, свидетельствуют о том, что Россия и Украина готовы воспользоваться шансом, предоставленным им самим ходом исторического развития. Ведь слишком много было упущено и не реализовано за предыдущие годы, слишком много безвозвратно потеряно. В результате, несмотря на целый ряд многосторонних соглашений, нацеленных на обеспечение безопасности Черноморского региона, тем не менее, здесь сохраняется вакуум безопасности.

Более того, главной особенностью региона с точки зрения безопасности является то, что это зона столкновения интересов различных систем интересов и систем безопасности. Как минимум это НАТО, Россия и, потенциально, ЕС. Причем ни одна из них не имеет доминирующего влияния и развитой стратегии своего присутствия в регионе. Каждая из них, особенно Россия и НАТО, с учетом стратегической важности Черноморского региона, претендуют на обеспечение его безопасности (23).

Последние годы архитектура безопасности в регионе формировалась внешними игроками, прежде всего США и Турцией.

США объявили Черноморский регион зоной своих стратегических интересов. Следствием этого, однако, стало не укрепление безопасности как таковой, а создание системы сдержек и противовесов. Интеграция же региона в ЕС и НАТО вряд ли способно обеспечить идеальный вариант развития данного процесса. Объективно, что регион требует более гибкого подхода к совместным действиям.

В этой связи крайне важно создать ситуацию, при которой сами государства Черноморского региона будут самостоятельно определять политику безопасности, формировать ее, создавать для этого все необходимые институты. Вот почему Черноморский регион требует скорейшего формирования динамичного и весомого политического ядра, которое могло бы сплотить страны региона, предложив им стратегию развития и интеграции.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Самохин А.А. Особенности геополитической ситуации в Черноморском регионе в начале XXI века // Глобализация и регионализм: Черноморский регион. Балканы. -М., 2001. - С. 183-193.

(2) Юрченко В., Юрченко И. Информационная безопасность России в Черноморском регионе // Власть. - 2009. - № 4. - С. 74 // http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2009/ 04/Informacionnaya%20bezopasnost%20Rossii.pdf

(3) Усвяцов Б. Черное море уже не мое? Непраздничные размышления в канун празднования Дня Военно-Морского Флота // Military Diplomat. - С. 41-47 // www.russia-today.ru

(4) Лакийчук П. Борьба за лидерство в Черноморском регионе и военно-морской флот // Программа безопасности Черноморского региона // http://www.harvard-bssp.org/ bssp_rus/publications/220

(5) Украшський Мштарний Портал // http://www.mil.in.ua/suchoputni-viyska/suchopu-tni-viyska-zbroynych-syl-ukrayiny

(6) Секреты грузинской армии // http://www.iraq-war.ru/article/118424

(7) Там же.

(8) Дергачев В. Новая геополитическая архитектура черноморского региона и безопасность восточной Европы // Институт геополитики профессора Дергачева. Сетевой проект. Аналитический и образовательный портал // http://www.dergachev.ru/ana-lit/chernomor.html

(9) Цит. по: Манойло А. В прицеле Черное море // Разведка. Электронный журнал // http://www.razvedinfo.ru/node/636

(10) Оттеснение России от Черного и Балтийского морей // Россия: мониторинг, анализ, прогноз. - 1994. - № 1 // http://www.niiss.ru/rus1994_1_04.shtml

(11) Парахонский Б. ЕС - Черноморский регион: проблемы безопасности и сотрудничества // Диалог. UA. Информационно-аналитический ресурс http://dialogs.org.ua/pro-ject_ua_full.php?m_id=8283

(12) Матвеев А. Россия и Турция продолжают играть лидирующую роль в Черноморском регионе // http://www.otechestvo.org.ua/main/20095/1132.htm

(13) Гурьев А.А. «Блэксифор» и проблема безопасности в Черноморском регионе // Портал Одесской региональной общественной организации «Единое Отечество» // http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/14-04-05a.htm

(14) Минасян С. Вооруженные силы Турецкой республики // Институт Ближнего Востока: Архив статей. - 2005. - 14 апреля // http://www.ipr.am/rus/publr/turk/3.pdf

(15) Крымов О. Операция ВМС Турции «Черноморская гармония» // Зарубежное военное обозрение. - 2007. - № 1. - С. 49-53.

(16) Бабакин А. «Черноморская гармония» // Независимое военное обозрение. - 2006. -

13 октября.

(17) Гурьев А.А. «Блэксифор» и проблема безопасности в Черноморском регионе // Институт Ближнего Востока: Архив статей. - 2005. - 14 апреля // http://www.iimes. ru/rus/stat/2005/14-04-05a.htm

(18) Зленко А. «Чем активнее Украина будет оказывать влияние на происходящие в Причерноморье процессы, тем выше станет ее геополитический статус» // Громадян-ський блок «Нова Украша» // http://new-ukraine.org.ua/ru/direct-speach/123

(19) Устав Организации Черноморского Экономического Сотрудничества. Ялта, 5 июня 1998 г. // Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса // http://www. innovbusiness.ru/pravo/Docum Show_DocumID_75330.html

(20) Медведев рассказал о пользе Черноморского флота РФ для НАТО и процитировал Остапа Бендера // NEWSru.com: Информационный портал // http://www.newsru. com/world/18may2010/medv_fleet.html

(21) Федоровых А. Раздел Черноморского флота в цифрах и фактах // Украинские страницы // http://www.ukrstor.com/ukrstor/vestnik20073-fedorovyh.html

(22) Совместное заявление Президентов России и Украины по вопросам безопасности в Черноморском регионе // Официальный сайт Посольства РФ в государстве Израиль // http://www.russianembassy.org.il/article.php?id=707

(23) Гриняев С. О некоторых оценках экспертами НАТО ситуации в Черноморском регионе // Око планеты: Информационный портал // http://www.oko-planet.su/politik/ politikmir/18112-sergej-grinyaev-o-nekotoryx-ocenkax-yekspertami.html

RUSSIAN-UKRAINIAN SECURITY COOPERATION IN THE BLACK SEA REGION

K.P. Kurylev

Theory and History of International Relations Department

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10-2, Moscow, Russia, 117198

In his article the author analyzes the modern condition and prospects of cooperation of Russia and Ukraine in protection of the Black Sea region. This agenda is considered in the light of national interests of both countries, the attention accentuates on current problems in the development of the two countries' relations in this area of cooperation, and importance of this cooperation not only for Russia and Ukraine, but all the Black Sea region is also estimated.

Key words: Russia, Ukraine, Russian-Ukrainian relations, Black Sea region, national interests, national security, regional security, foreign policy, international relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.