Научная статья на тему 'Российско-турецкие отношения в 2000-2006 гг.'

Российско-турецкие отношения в 2000-2006 гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
796
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аккая Мурат

Турция и Россия крупные страны, занимающие ключевое геополитическое положение в обширном и весьма чувствительном регионе, охватывающем Балканы, постсоветское пространство и Ближний и Средний Восток. Турция и Россия, являясь дальними соседями, в настоящее время и сотрудничают, и соперничают как на двусторонней основе, так и в рамках регионально-экономических интеграционных группировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-турецкие отношения в 2000-2006 гг.»

Геополитика

Мурат АККАЯ

РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2000-2006 гг.

Турция и Россия - крупные страны, занимающие ключевое геополитическое положение в обширном и весьма чувствительном регионе, охватывающем Балканы, постсоветское пространство и Ближний и Средний Восток. Турция и Россия, являясь дальними соседями, в настоящее время и сотрудничают, и соперничают как на двусторонней основе, так и в рамках регионально-экономических интеграционных группировок.

АККАЯ Мурат — аспирант кафедры истории нового и новейшего времени и международных отношений СГУ им. Н.Г. Чернышевского

В последнее время в отношениях между двумя странами был отмечен большой прогресс. В октябре 2000 г. Турцию посетил премьер-министр Михаил Касьянов, который предложил увеличить объем торговли с 3 млрд долл. до 10 млрд долл. В частности, с начала 2000 г. в российско-турецких отношениях наряду с сотрудничеством в экономической сфере были предприняты конкретные шаги по вопросу процесса перехода с позиций напряжения и соперничества к сотрудничеству в областях политики и безопасности. В этой связи 16 ноября 2001 г. в Нью-Йорке министры иностранных дел двух государств подписали «План действий в Евразии», в котором стороны пришли к договоренности по вопросам политической и экономической сфер, сотрудничества в борьбе с терроризмом на территории Евразии1. Кроме того, Анатолий Квашнин, начальник Генерального штаба, — учреждения, придерживавшегося наиболее дистанцированной позиции по вопросу развития отношений с Турцией, в январе 2002 г. также посетил Турцию. Этот визит вместе с предложением об укреплении российско-турецкого сотрудничества в целях обеспечения стабильности в регионе принес новое расширение сфер влияния в области безопасности взаимоотношений2. Наряду с этим, подписание между двумя странами соглашения о военном обучении, а также заинтересованность российских производителей в продаже военных вертолетов в рамках модернизации турецкой армии являются существенным обстоятельством с точки зрения масштаба двусторонних отношений.

Премьер-министр Ердоган в качества руководителя Партии справедливости и развития (АКР) в 2002 г. также посетил Москву. В ходе визита г-н Эрдоган рассмотрел возможности сотрудничества России и Турции и подчеркнул, что между двумя странами возможно «евразийское экономическое воодушевление»3. С 2003 г. объем торговли увеличился с 3 до 10 млрд долл. Результат тесного сотрудничества в сфере экономики в настоящий момент — осуществление проекта «Голубой поток».

В декабре 2004 г. Анкару посетил президент России Владимир Путин. В ходе визита стороны пришли к договоренности увеличить объем торговли до 25 млрд долл. в течение 3 следующих лет. Кроме того, был принят ряд важных решений, касающихся

1 Белокреницкий В. Я., Жигалина О. И., Каменев С. Н., Киреев Н. Г., Коргун В. Г., Мамедова Н. М. Россия, исламский мир и глобальные процессы // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, №3, 2007, стр. 149.

2 Белокреницкий В. Я., Жигалина О. И., Каменев С. Н., Киреев Н. Г., Коргун

В. Г., Мамедова Н. М. Указ. соч., стр. 149-150.

3 Гришина М. Турция на пороге перемен? // На боевом посту, № 65, 25 августа 2007, стр.10.

продолжения и расширения сотрудничества двух стран в области энергетики. В январе 2005 г. Эрдоган с рабочим визитом посетил Россию. До его визита нога ни одного руководителя Турции не ступала в Кремль. Во время этого визита обсуждалась важность отношений между двумя странами. Визит премьер-министра Эрдогана в Москву важен и с точки зрения углубления экономических отношений между двумя государствами. Турецкая делегация вернулась из Москвы с важными политическими приобретениями. Заявления Путина указали на начало коренных изменений в прежней политике страны по отношению к Кипру. В позиции России прослеживались схожие моменты с позицией Турции, тогда как прежде Россия придерживалась точки зрения греков на проблему Кипра.

Заявление Путина о поддержке плана Аннана, его высказывания о том, что экономическая изоляция Турецкой Республики Северного Кипра является несправедливой, стали для Турции большим преимуществом. Русский президент лично по телефону сообщил о своей новой политике Генеральному секретарю ООН Аннану1. Речь президента Промышленной палаты Турецкой Республики Северного Кипра Салиха Тунара в качестве представителя Турецкой Республики Северного Кипра на встрече, на которой присутствовал Путин, была очень символичной и имела пусть и не официальную, но важную практическую значимость.

Впоследствии в июле 2005 г. Путин пригласил Ердогана в свою летнюю резиденцию. Приезд Путина в Самсун в ноябре 2005 г., двусторонние визиты на различных уровнях, а также визит генерального секретаря Совета национальной безопасности Йыгыта Алпогана в Москву важны с точки зрения достигнутого показателя уровня развития отношений.

Углубление экономических и политических отношений и расширение масштаба доверия уже начали приносить результаты. Обе стороны продемонстрировали схожую позицию по вопросу отсутствия необходимости перехода военных сил НАТО на Черное море из-за угрозы возникновения конфликта с режимом турецкого Босфора. Темы, затронутые гене-

1 Дубнов А. Глобальное потепление //Время новостей, № 224, 7 декабря 2004, стр.12.

ральным секретарем Совета национальной безопасности Йыгытом Алпоганом в ходе трехдневного визита в Москву, который состоялся по приглашению секретаря Совета безопасности России Игоря Иванова, являются в высшей степени важными. В истории турецко-русских отношений подобный визит был осуществлен впервые. На встрече в Москве генерального секретаря Совета национальной безопасности Йыгыта Алпогана со своим коллегой Игорем Ивановым рассматривались такие вопросы, как обстановка на Кавказе, процесс урегулирования ситуации на Среднем Востоке, кроме того, обсуждались темы безопасности в регионе Черного моря, борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом и сепаратизмом. Анкара уделяет пристальное внимание ряду проблем (в первую очередь, вопросу Кипра), и одной из наиболее важных тем считается получение поддержки со стороны Кремля. В то время, как происходило усиление соперничества между США и Россией, а позиция Анкары начала определяться, понимание Кремлем значимости Турции открыло новые горизонты в отношениях двух стран2.

Внешняя политика России и Турции также схожа, и по некоторым проблемам внешней политики двух стран демонстрируются встречные линии поведения. И Россия, и Турция придерживаются одинаковых позиций по вопросу мирного урегулирования проблем Ирана и Сирии, а также выступают против попыток США разместить свой флот на Черном море. Как восприятие внешней политики, так и исторические и культурные связи между двумя странами побуждают обе страны принять на себя роль моста между Западом и Востоком.

Свою оценку сближению России и Турции дает журналист Ричард Холбрук: «Россия начала важную атаку, чтобы завоевать симпатию Турции, очень значимого для нас союзника, и создать с Турцией новые и особенные отношения»3. В развитии отношений между двумя странами наряду с дипломатическим сообщением,

2 Корицкий А. Россия — Турция: жаркое лето 2006-го //Азия и Африка сегодня, № 11, ноябрь 2006, стр. 58-59.

3 Цит. по: Uslu Nasuh. The Russian, Caucasian and Central Asian Aspects of Turkish Foreign Policy in the Post Cold War Period //Turkish Journal of International Relations, Vol.2, No.3&4, Fall&Winter 2003, p. 181.

11’2008

ВЛАСТЬ

71

торговлей и международной конъюнктурой важную роль играют и такие факторы, как увеличение потока русских туристов в Турцию, работа турецких строителей в России и браки между представителями народов двух стран. Помощь в развитии отношений в процессе более близкого знакомства двух народов между собой призваны осуществить также год России в Турции (2007) и год Турции в России (2008).

Экономическое партнерство являлось ускоряющим катализатором в отношениях между Россией и Турцией. Отношения между двумя странами в начале 90-х гг. XX в. можно характеризовать как «тревожный мир».

В турецко-российских отношениях появилось фундаментальное противоречие - с одной стороны, обе державы соперничали за влияние в постсоветском пространстве1, с другой — тесные экономические связи вынуждали их к сотрудничеству. Политические отношения между двумя странами не развивались с таким ускорением, как экономические. С 1993 г. начинается заметное соперничество между этими двумя странами. К середине 90-х гг. XX в. в отношениях между двумя странами начиналось потепление.

Во второй половине 1990-х гг. российско-турецкие отношения в Закавказье были осложнены появлением конкурирующих проектов добычи и транс -портировки энергоносителей из района Каспия. По большей части это были чисто политические проекты (иногда инициированные из-за океана), не всегда учитывавшие экономическую целесооб-разность2. В марте 1993 г., еще при президенте Эльчибее, Азербайджан и Турция договорились о строительстве нефтепровода Баку — Джейхан для прокачки через Турцию нефти из Азербайджана, а в перспективе — и из Казахстана. Из-за серьезных проблем с финансированием трубопровод был введен в строй только в 2006 г., причем его заполнение обеспечивается пока лишь азербайджанской нефтью. Казахстанская же нефть поступает в Европу по российским нефтепроводам.

1 Белокреницкий В. Я., Жигалина О. И., Каменев

С. Н., Киреев Н.Г., Коргун В. Г., Мамедова Н. М. Указ. соч., стр. 151.

2 Старченков Г.И. Страсти вокруг Каспия // Азия

и Африка сегодня, 1998, № 1, стр. 46.

Несомненно, Турция и Россия имеют в Закавказье много спорных проблем. Вместе с тем, подход к их решению в духе «холодной войны» привел бы в Закавказье к серьезной конфронтации. Для предотвращения этого необходим широкий турецко-российский диалог с целью помешать игре на противоречиях между двумя странами со стороны третьих сил. Речь идет в первую очередь о чрезвычайно болезненном для России американском присутствии в Закавказье. И Турция, и Россия стремятся к стабильности в Закавказье. Ибо только в этом случае возникают возможности для взаимовыгодного партнерства.

В настоящее время экономический интерес к закавказскому региону со стороны мировых центров силы сдерживается их неспособностью преодолеть противоречия, накопившиеся здесь за многовековую историю. Что же касается Турции и России, то, несмотря на различные, порой даже взаимоисключающие, интересы в регионе, Анкара и Москва сумели избежать здесь конфронтации3. Этот факт свидетельствует о значительном конструктивном потенциале и возможности проведения двумя региональными лидерами скоординированной политики. Обе страны не заинтересованы в сохранении напряженности в Закавказье, ведь опасность заключается и в экспорте нестабильности за пределы региона. Следует особо подчеркнуть, что именно в контексте нормализации ситуации в Закавказье турецко-российские отношения могут выйти на тот конструктивный уровень, который позволит говорить о плодотворности идеи поддержания двумя странами безопасности в зоне обоюдной периферии.

Дело в том, что в конце 90-х гг. в зоне российско-турецкого взаимодействия начала складываться новая геостратегическая ситуация. Значительную роль в данном процессе сыграли США. США норовят довольно бесцеремонно воздействовать на развитие событий в районе Каспийского моря и на Кавказе. Считается, что США объявили регион Кавказа и Закавказья сферой своих интересов. Российская сторона ожидала, что Соединенные Штаты изменят

3 Дюрре М., Икбаль Э. Проблемы турецко-российских отношений в новой системе международной безопасности // Азия и Африка сегодня, № 4, апрель 2007, стр. 51.

свои отношения с Ираном для получения возможности проложить через эту страну нефте- и газопроводы к Индийскому океану. Однако США, напротив, активно разрабатывали идею прокладки альтернативных путей транспортировки нефти и газа, минуя Россию и налаживая прямые контакты с поставщиками углеводородов из числа новых независимых государств. От строительства такого запланированного трубопровода через Турцию (Баку — Тбилиси — Джейхан) Россия ожидала не только финансовых потерь для своего бюджета, но и ускорение отдаления ряда республик бывшего Советского Союза от Москвы в направлении Анкары. Среди российской элиты постепенно росло убеждение, что это создает «дугу нестабильности», простирающуюся от Балкан до Центральной Азии. Российское правительство небезосновательно опасалось постепенного вытеснения из данного региона и потери весьма привлекательных и важных в экономическом и политическом смысле объектов нефтегазового бизнеса. Кроме того, нельзя упускать из виду восприятие Россией данного пространства как «традиционную» сферу влияния.

Российская сторона неоднократно и ясно заявляла о том, что полезные ископаемые на территории СНГ, в принципе, являются объектом российских интересов. Пренебрежение данной доктриной в Азербайджане неоднократно приводило к серьезному осложнению внутриполитической обстановки, значительное влияние позиция России оказывала и на Турцию в период нахождения у власти президента Абульфаса Эльчибея, что стоило последнему потери поддержки избирателей на очередных выборах. Поэтому все более очевидным становится факт, что в российско-турецкие отношения постепенно должны быть избавлены от влияния извне, а все, кто намеревается обратить свой взор на регион Кавказа и Центральной Азии по части нефти и газа, должны учитывать складывающуюся конъюнктуру отношений между Россией и Турцией, в которой сегодня превалируют растущая взаимозависимость и экономический интерес.

В целом, если до 2000 г. США придерживались стратегии косвенного контроля в зоне своих геополитических интере-

сов, доверяя поддержание стабильности региональным лидерам из числа своих традиционных союзников, то теперь они переходят, в том числе и в черноморскокаспийском регионе, к стратегии непосредственного контроля с опорой на местные элиты. Об этом свидетельствуют «цветные революции», происшедшие в 2003—2005 гг. в Грузии, Украине и др.

Говоря о событиях последних лет на территориях, где соприкасаются интересы России и Турции (тюркские районы Молдавии и Украины, Кавказ, Центральная Азия), следует отметить, что ожидавшихся Западом серьезных геостратегических изменений там не произошло. Запад не смог предложить реальной альтернативы исторически сложившемуся региональному политическому и экономическому сотрудничеству. В то же время у турецко-российского регионального сотрудничества по-прежнему остается высокий потенциал. Визит президента В. Путина в Турцию в декабре 2004 г. дает основания полагать, что обе наши страны готовы сегодня к более действенному и скоординированному участию в делах Черноморско-Каспийского региона.

Разумеется, сотрудничество между Турцией и Россией в сфере региональной безопасности не должно быть направлено против суверенитета третьих стран. В рамках двустороннего партнерства целесообразно начать с реализации конкретных программ в политической, экономической, энергетической, коммуникационной, экологической и иных областях с привлечением других заинтересованных сторон и международного капитала.

Таким образом, можно говорить о том, что в новейший период русско-турецкие отношения, отойдя от прежнего восприятия отношений в рамках исторического соперничества, подошли к процессу многостороннего сотрудничества. В XXI в. мы можем ожидать создания стабильной динамики русско-турецких отношений. В новом XXI в. Евразия останется местом столкновения в вопросе борьбы за мировое господство, и в этом процессе странам Евразии нужно заново оценить свое положение. На этой обширной территории взаимоотношения и стратегические предпочтения двух ключевых стран, России и Турции, станут одним из факторов, определяющих будущее Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.