The Nordic Countries invite you to The 33rd IGC
INTERNATIONAL GEOLOGICAL CONGRESS OSLO 2008
A u g u sS«1 4th
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Если мы обратимся к истории развития российско-норвежских отношений, то их начало найдем где-то в IX в., когда скандинавские дружины и купцы появлялись на Руси с военными и с торговыми целями. Норвежские викинги служили в качестве воинов-наемников в дружинах русских князей в Новгороде, Киеве, Смоленске, Чернигове. Великий князь Владимир I Святославич (Владимир Великий) до занятия киевского престола три года (977—980 гг.) провел в Норвегии. В середине XI в. в дружине Великого князя Киевского Ярослава I Мудрого служил норвежский викинг из королевского рода Инглингов Харальд Сигурдарсон, по возвращении в Норвегию ставший норвежским королем (Харальд III Суровый), а его женой стала дочь Ярослава Мудрого Елизавета. Мальмф-рид, дочь Мстислава I Великого, внучка Владимира II Мономаха, была замужем за норвежским королем Си-гурдом Крестоносцем. Сохранились сведения и о том, что еще до Хараль-да викинги находили пристанище при дворе киевских князей и оттуда возвращались в Норвегию для занятия трона.
Первые упоминания о договорном оформлении двусторонних отношений относятся к XIII веку. В 1251 г. между Русью (Новгородским государством) и Норвегией заключается первый договор об урегулировании отношений в приграничных областях, а в 1326 г. — договор, закрепивший уже реально сложившуюся сухопутную границу. Никогда не нарушавшаяся войнами, она стала первой, закрепленной договором границей в Европе и является старейшей из современных
государственных границ нашей страны. Ее протяженность — 196 км.
До падения «железного занавеса» большинство российско-норвежских контактов осуществлялось через официальные каналы, прежде всего через министерства иностранных дел в Осло и Москве. Пограничное соседство на севере естественным образом играло и играет основную роль в отношениях Норвегии и России. В этом регионе страны имеют общие интересы и проблемы, и именно в этом направлении развитие сотрудничества характеризуется наибольшими результатами. Во времена «холодной войны» российско-норвежские контакты ограничивались в основном отношениями, связанными с охраной государственной границы.
Современная Норвегии — унитарное государство, основанное на принципах конституционной монархии и парламентской демократии. В стране действует конституция 1814 г. с рядом позднейших поправок и дополнений. Король является главой государства и исполнительной власти. Королем Норвегии с 1991 г. является Харальд V. Высшим законодательным органом страны является двухпалатный парламент — Стортинг (состоит из 169 депутатов). Стортинг избирается раз в четыре года путем всеобщего демократического тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Глава Стортинга — премьер-министр, которым становится лидер победившей на выборах в парламент партии. С 2005 г. пост премьер-министра занимает Йенс Столтенберг.
Население страны составляет 4 737 171 человек. В значительной
степени благосостояние зависит от нефте- и газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. В настоящее время добыто менее трети разведанных запасов углеводородов, принадлежащих Норвегии. При этом Норвегия — мировой лидер в области технологий, обеспечивающих безопасность при добыче нефти и газа. Главным достижением страны является принятие мер по созданию системы предотвращения выбросов углекислого газа. Рыбообрабатывающая промышленность для Норвегии почти так же важна, как и добыча нефти и газа. Основные центры переработки рыбы — Ставангер, Берген, Олесунн, Тронхейм. Значительная часть российских рыболовов отдаёт свой улов на переработку в Норвегию. Россия является и одним из крупнейших потребителей готовой рыбной продукции.
Таким образом, можно сказать, что двусторонние отношения определяются в основном интересами и проблемами, выходящими за рамки государственных границ. Наиболее характерными примерами являются сотрудничество в области охраны окружающей среды и ядерной безопасности, и, как упоминалось выше, рыболовства и охраны природных ресурсов.
Норвегия и Россия часто встречаются «с глазу на глаз», но контакты на широком международном уровне и международное региональное сотрудничество также играют важную роль. Актуальными примерами являются НАТО, где Норвегия активно участвует в программе сотрудничества альянса с Россией, а также Организация Объединенных Наций, осо-
The Nordic Countries invite you to The 33rd IGC '
INTERNATIONAL GEOLOGICAL CONGRESS OSLO 2008
August 6-1 W"
бенно во время норвежского членства в Совете Безопасности в 2001— 2002 гг. Россия является важным партнером и в Совете Европы, и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Правовую основу российско-норвежских торгово-экономических отношений составляет Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между нашими странами от 26 марта 1996 г., на базе которого действует Межправительственная российско-норвежская комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. В ходе Х сессии Комиссии, состоявшейся 22 мая 2007 г. в Осло, были рассмотрены актуальные вопросы двусторонних торгово-экономических и научно-технических связей, инвестиционного, отраслевого, таможенного и регионального сотрудничества.
Давние традиции имеет сотрудничество между Россией и Норвегией в области рыболовства. Продуктивно работает профильная двусторонняя комиссия, осуществляется плотное взаимодействие на соответствующих международных форумах. В то же время, несмотря на интенсивный поиск взаимоприемлемых развязок, сохраняются существенные разногласия в отношении регулирования, режима и контроля за рыболовством у Шпицбергена.
Россия как участник Международного договора о Шпицбергене 1920 г. осуществляет на архипелаге экономическую (добыча угля) и научную деятельность. Между Россией и Норвегией поддерживается постоянный диалог по вопросам Шпицбергена.
Приоритетом в российско-норвежских отношениях является сотрудничество в Баренц-регионе.
Важным нерешенным вопросом российско-норвежских отношений остается разграничение континентального шельфа и морских пространств в Баренцевом море. Переговоры ведутся с 1970 г. В последние годы в соответствии с установками политического руководства обеих стран прилагаются усилия по их активизации. 11 июля 2007 г. в Москве подписано соглашение о разграниче-
нии морских пространств в районе Варангер-фьорда — шаг в направлении урегулирования сложного вопроса разграничения в Баренцевом море в целом.
На сегодняшний день поставлена задача установления прямых контактов между российскими и норвежскими партнерами — органами власти и управления, организациями,
предприятиями и учебными заведениями, и с 1990 г. уже существует обширная сеть таких контактов.
Одним из крупных научных событий 2008 г. был 33-й Международный геологический конгресс. Основной целью проведения конгресса было содействие глобальному развитию фундаментальных и прикладных исследований в области наук о Земле, продвижение новых разработок, технологических достижений и усовершенствований геологических наук.
От российской стороны в работе конгресса принимали участие заместитель министра природных ресурсов РФ А. Варламов, руководитель Федерального агентства по недропользованию А. Ледовских, видные российские ученые и другие представители российской геологической отрасли.
В ходе работы конгресса обсуждались такие жизненно важные темы современности, как происхождение жизни и ее разнообразие, вода и здоровье, руды и минералы. Были затронуты вопросы российско-норвежского сотрудничества.
Работу секции по российско-норвежскому сотрудничеству открыли Алексей Варламов, зам. министра природных ресурсов РФ, и Лив Мерит Стабхольт, зам. министра нефтяной промышленности и энергетики Норвегии.
Докладчики отметили, что работа съезда имеет большое значение для дальнейшего развития российско-норвежского межотраслевого сотрудничества в нефтегазовой сфере, которое в свою очередь позволит решить ряд вопросов (технических, экономических, экологических и вопросов безопасности) на основе имеющихся у норвежской нефтегазовой промышленности знаний и опыта в работе в арктических районах.
В ходе работы этой и других секций прозвучал ряд докладов А. В. Ступаковой (МГУ), посвященных научному сотрудничеству между Московским государственным университетом и Университетом Тромсё (и1Тп). Ранее в статье, опубликованной в журнале «Нефть России», Антонина Васильевна писала, что «для обоснования эффективности поисков новых месторождений необходимо создание оптимальной модели, отражающей структуру и условия нефтегазоносно-сти шельфа Баренцева моря. Это требует не только дополнительных дан-
Галя Сачук и ее симпатичный приятель из геологического прошого
The Nordic Countries invite you to The 33rd IGC
\w)f) INTERNATIONAL GEOLOGICAL CONGRESS OSLO 2'00 8
A u g u s4th
ных, но и совместного переосмысления имеющегося материала на основе последних достижений фундаментальной геологии, что позволит предсказать строение и условия образования возможных зон нефтегазонакоп-ления» и что «поиск новых месторождений углеводородов просто невозможен без использования знаний, накопленных предшествующими поколениями.
Так, самого глубокого уважения заслуживает опыт Норвегии по разработке энергетических ресурсов Северного, Норвежского и Баренцева морей, который может быть применен при освоении Арктики. В свою очередь российские геологи обладают опытом в области поисковоразведочных работ, результатом которых стали открытия крупных нефтегазоносных бассейнов Западной Сибири, Тимано-Печорского, Восточно-Сибирского и других регионов страны.
Отечественные компании активно создают собственные корпоративные университеты и магистерские программы на базе МГУ и других ведущих вузов страны.
К этому процессу подключаются и иностранные концерны. Их в первую очередь привлекает фундаментальность российской науки и образования. Так, норвежская компания 81а1о11 одна из первых поддержала научно-исследовательские проекты по изучению Арктики, реализуемые на геологическом факультете МГУ. Вскоре к данной программе присоединились и норвежские образовательные учреждения. К примеру, студенты и аспиранты Технологического университета в Тромсё, одного из самых северных высших учебных заведений мира, активно участвуют в научных исследованиях Арктики совместно с группой ученых и студентов геологического факультета МГУ...
В настоящее время двустороннее сотрудничество реализуется как в научной, так и в образовательной сферах. Происходит обмен студентами, научными идеями, новыми технологиями и опытом работ. Подобное
партнерство помогает расширять наши знания о строении Арктики и находить совместные пути ее освоения».
На конгрессе А. В. Ступакова выступила с докладом о результатах сотрудничества. Она рассказала о том, что в период с 2004 по 2008 г. на базе
У здания Норвежской оперы в Осло
крымского полигона МГУ проводились полевые школы, в которых принимали участие специалисты Норвегии и России и что в дальнейших планах — учредить ежегодную полевую школу для норвежских университетов, МГУ и молодых специалистов.
В том же 2004 г. начал свою работу совместный научный проект по Арктике. Были приведены результаты исследований, проведеннных в Баренцевом и Карском морях, в Ти-мано-Печорской провинции, Ямалс-ком регионе и Енисейско-Хатангин-ском бассейне (исследования ведутся с 2007 г.). Говорилось о важности таких исследований для понимания развития Арктического бассейна.
Интересной была информация о работе учебно-научного центра ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике и их научно-образовательной программе «Плавучий университет (Обучение через исследова-
ния)» (М. Иванов, МГУ). В 1991 г., получив поддержку ЮНЕСКО, Европейского научного фонда и некоторых крупных университетов Голландии, Германии, Франции, Италии, Турции и Израиля, состоялась первая международная студенческая практика, которая стала ежегодной. В период с 1991 по 2007 г. было проведено 16 круизов. Основными принципами обучения являются: обучение посредством участия студентов в научных исследованиях; мультидисциплинар-ный подход (формирование исследовательских групп из студентов и специалистов смежных областей геонаук из Европы и России); цикличное обучение (годичный цикл: постановка научных задач, их теоретическое изучение, подготовка к экспедиции, участие в экспедиции, сбор материала, обработка и интерпретация материала, представление и обсуждение результатов на научных семинарах, затем на ежегодных конференциях «Плавучего университета», публикация в научных журналах и рекомендации к практическому применению); эффективный обмен навыками и опытом (в рабочих группах, рядом с квалифицированными специалистами студентам легче обучаться, нежели в аудиториях). Круизы 1998, 2000, 2003 и 2006 гг. были проведены у берегов Норвегии. В 2008 г. исследования геологических процессов в глубоководных отложениях юго-запада Норвегии будут проводиться совместно с Университетом Тромсо при поддержке 81а1о11Нуёго.
В докладе О. Петрова (ВСЕГЕИ) норвежско-российское сотрудничество было представлено как совместный научный проект ОеоЪазе, в котором участниками являются ВСЕГЕИ, МОИ (Геологическая служба Норвегии), 81а1о11Нуёго. Основная задача проекта — создание тектоностратиг-рафической и палеогеографической моделей Баренцевоморского и Кара-морского углеводородных регионов. Создана серия из 20 новых палеогеографических карт от девона до эоцена, которая дает более точное пред-
The Nordic Countries invite you to The 3 3rd IGC
INTERNATIONAL GEOLOGICAL CONGRESS
OSLO 2008
August 6 - 1 4,tl
ставление о латеральном распределении пород в изучаемом регионе.
Представитель Норвежского нефтяного директората Эльсе Ормасен представила обзор текущих совместных проектов: проект «Geobase» (2006—2009); «Petrobar» (2006— 2009) — научно-исследовательский проект по Баренцевоморскому региону (основная цель — изучение фундаментальных крупномасштабных процессов, происходящих при эволюции бассейна, и их влиянии на нефтяные системы), в котором принимают участие UiO (Университет Осло), UiB (Университет Бреген), IRIS (Международный научно-исследовательский институт Ставангера), NGU, VBPR (Volcanic Basin Petroleum Research) в сотрудничестве с Норвежским нефтяным директоратом, Statoil и российские институты и организации: ВНИИОкеангеология, Севморгео, ВСЕГЕИ, геологические институты РАН, МГУ. Проект «Шпицберген-Земля Франца Иосифа» (2006—2009) («Позднемезозой-кайнозойская тек-
тоно-магматическая история Барен-цевоморского региона как ключ к па-леодинамическим реконструкциям в Арктическом океане»), участниками которого являются NPD, ГИН РАН, ВНИИОкеангеология, Севморгео, PMGRE, MAGE, UiO, UiB, UiTm (Университет Tромсё), Норвежский полярный институт и NGU.
Глава Роснедр провел в рамках конгресса ряд встреч с руководителями геологических служб стран-участ-ниц, также было подписано Соглашение о взаимопонимании между Федеральным агентством по недропользованию и Норвежским нефтяным директоратом. На церемонии подписания документа А. Ледовских, в частности, сказал: «Россия всегда придавала большое значение международному сотрудничеству с геологическими службами прежде всего тех стран, которые являются нашими соседями, в том числе и с норвежскими геологами. Добрососедство наших стран обусловило давние и богатые традиции нашего сотрудничества. С начала про-
шлого столетия российские и норвежские геологи и полярные исследователи сотрудничали в изучении геологии арктических островов и архипелагов Шпицберген и Новая Земля.
В настоящее время сотрудничество российских и норвежских организаций представляется особенно важными, так как оно переходит в практическую плоскость в связи с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения совместными усилиями Газпрома и Норвежской государственной компании «Ста-тойл-Г идро». Этот проект явится важным фактором укрепления международной и, прежде всего, европейской энергетической безопасности.
Первые результаты исследований по Баренцевоморско-Карскому шельфу Норвежской геологической службы, Нефтяного директората и Федерального агентства по недропользованию Российской Федерации свидетельствуют о высокой эффективности совместных работ».
М. н. с. Г. Сачук
ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ И ГАЗА АРКТИКИ
Большое внимание на Международном геологическом конгрессе было уделено вопросам геологии Арктики и Антарктики, которым был посвящен специальный региональный симпозиум «ARCTIC, ANTARCTIC AND BI-POLAR RELATIONSHIPS». В его рамках работало десять секций. Мне хочется более подробно остановиться на программе секции «Нефтегазоносные провинции Арктики» этого симпозиума. Секция работала в течение нескольких дней и была разбита на три подсекции:
• Геология нефти и газа Баренцева моря;
• Геология нефти и газа арктических осадочных бассейнов России;
• Геология нефти и газа арктических осадочных бассейнов Северной Америки и Гренландии.
Рост интереса к углеводородному потенциалу шельфов арктических морей вполне понятен. Это связано с постепенным истощением ресурсов нефти и газа на суше и поиском новых объектов прироста запасов. Так, по данным Геологической службы
США, опубликовавшей в июле этого года результаты первой государственной оценки полезных ископаемых арктического региона, в недрах Арктики сосредоточено около 90 млрд баррелей неразведанных ресурсов нефти, что составляет 13 % всей неразведанной нефти в мире. Объемы ресурсов газа равны примерно 50 трлн кубометров, или 30 % всего неразведанного газа в мире. В отчете также говорится, что бульшая часть неразведанных ресурсов углеводородов приходится на Россию и Аляску.
Освоение шельфа Арктики будет являться принципиально новым этапом развития топливно-энергетического комплекса России в XXI веке. По прогнозным оценкам, начальные суммарные ресурсы углеводородов только на российском континентальном шельфе составляют около 90 млрд т условного топлива. Из них более 60 млрд т условного топлива сосредоточены в Баренцевом и Карском морях.
Программа секции включала в себя 35 устных и постерных докла-
дов. Из этого числа шесть докладов было заявлено сотрудниками нашего института. Непосредственно на конгрессе были представлены стендовые доклады «Изучение локальных структур северо-востока европейской части России с использованием ГИС» (М. Вахнин, Д. Машин, О. Разманова), «Продуктивные отложения нижнего девона северной части Хорейверской впадины» (Г. Сачук), «Сейсмическая стратиграфия палеозойского осадочного чехла севера Тимано-Печорского бассейна» (В. Чупров).
В докладах первой части секции рассматривались вопросы оценки прогнозных ресурсов шельфа Баренцева моря (Т. Клетт), эволюция девонско-каменноугольной карбонатной платформы на примере Южного острова архипелага Новая Земля (Г. Лар-ссен), сиквенсстратиграфия триасовых отложений (Е. Глорстад-Кларк) и геодинамическая эволюция арктических континентальных окраин в эпохи начала раскрытия океанов (Е. Шипи-лов). В докладах Дж. ван Коевердена с
о