Научная статья на тему 'Российско-норвежская морская торговля на Кольском Севере в 1914-1920 гг'

Российско-норвежская морская торговля на Кольском Севере в 1914-1920 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МУРМАН / НОРВЕГИЯ / МОРСКАЯ ТОРГОВЛЯ / ПОРТО-ФРАНКО / MURMAN / NORWAY / SEA TRADE / FREE PORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порцель Александр Константинович

В статье рассмотрены особенности морской внешней торговли на Мурмане в годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Главное место в этой торговле на Севере России занимала Норвегия. Режим порто-франко на Мурмане действовал весь рассматриваемый период, независимо от того, какая была власть на Севере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Norwegian sea trade in the Kola North in 1914-1920

Peculiarities of sea foreign trade on Murman in the period of World War I, Revolution and Civil War are described in the paper. Norway dominated in the trade affairs in the Russian North. There was free port regime during all the examining period, and it didnt depend on the political power established in the North.

Текст научной работы на тему «Российско-норвежская морская торговля на Кольском Севере в 1914-1920 гг»

УДК 37.041 ББК Ч400.2

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.01

Дегтерев Виталий Анатольевич,

кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории социальной работы, заместитель директора Института социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 413; e-mail: Degterev@uspu. ru.

Балдина Марина Юрьевна,

ассистент кафедры истории и теории социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; пр-т Космонавтов, 26, к. 415; e-mail: [email protected].

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творчество; саморазвитие; творческое саморазвитие.

АННОТАЦИЯ. Анализируя психолого-педагогическую литературу, авторы рассматривают такие понятия, как творчество, саморазвитие, творческое саморазвитие, выявляют факторы, при которых студент вуза имеет возможность к реализации собственных творческих способностей.

Degterev Vitaly Anatolievich,

Candidate of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of History and Theory of Social Work, Deputy Director of the Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

Baldina Marina Yurievna,

Assistant Lecturer of the Chair of History and Theory of Social Work, Deputy Director of the Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A STUDENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

KEY WORDS: creativity; self-development and creative self-development.

ABSTRACT. Analyzing the psychological and pedagogical literature, the authors consider such concepts as creativity, self-development and creative self-development, reveal the factors, under which the University student has the opportunity of self-realization of own creative abilities.

Р

азвитие современного отечественного образования демонстрирует тенденцию к стабилизации. Это есть следствие в целом устойчивого экономического и социально-политического развития России после преобразований конца ХХ в. Процесс научного осмысления происходящего продолжался весь этот период и позволил выявить объективные тенденции развития отечественного образования.

Сегодня образование определяет, как быстро Россия станет демократическим и правовым государством, перейдет к рыночной экономике, а также степень отставания страны с точки зрения глобальных направлений экономического и общественного развития. Эти тенденции и обусловленные ими процессы и явления современной жизни глубоко и всесторонне исследуются учеными, представляющими самые разные науки.

Наиболее глобальные изменения в развитии человечества в современном мире связаны с переходом от индустриального общества к информационному. Э. Тоффлер еще 30 лет назад так писал об этом: «В прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра — а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило — информация станет главной составляющей» [12. С. 89].

В ситуации, когда знания, информация становятся «фундаментальным социальным фактором», обусловливающим экономическое развитие, неуклонно возрастает роль человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70—80 % национального богатства. Вместе с тем объективно возрастают и требования к качеству интеллектуального потенциала человека, который должен быть готов к непрерывному образованию, к освоению новых информационных технологий.

Радикальные изменения, высокий динамизм развития современного общества предполагают возрастание роли личности профессионала, его активности, индивидуального видения событий, способности самостоятельно находить информацию, анализировать и синтезировать ее, принимать решения в нестандартных профессиональных ситуациях, в условиях неопределенности. От современного работника требуется творческий подход к решению профессиональных задач, способность к работе в нестандартных условиях, постоянное занятие самообразованием, стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию. Способность к профессиональному творческому саморазвитию является требованием образовательных стандартов третьего поколения, становится необходи-

© Дегтерев В. А., Балдина М. Ю., 2013

мым качеством профессионала, развивать которое необходимо в вузе в процессе освоения студентом основной образовательной программы.

Благодаря саморазвитию личность реализует свои способности, самосовершенствуется, в результате чего становится инициатором саморазвития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой вклад в культурно-историческое развитие общества. В решении современных социальнопедагогических задач нашего общества саморазвитие личности молодого специалиста выступает на первый план. Перед выпускниками педагогического вуза стоит задача формирования и постоянного совершенствования своих способностей к учению и самостоятельной работе в условиях динамичного развития культуры. В то же время формирование у студентов творческих умений, коммуникативных способностей, помогающих определяться и действовать в неожиданных, противоречивых условиях, воспитание стремления к саморазвитию — задачи, стоящие перед современным педагогическим образованием.

Правильное понимание категорий «саморазвитие», «творческое саморазвитие» невозможно без уяснения понятия «творчество», его психолого-педагогической, философской и социальной сущности.

В научной литературе творчество истолковывается по-разному. Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом необходимых существенных признаков, которые всякий раз проявляются в единстве. По мнению В. В. Байлука, «творчество относится к числу тех характеристик, измерений человека, которые раскрывают его, главное в нем. Творчество как вид активности человека в его индивидуальном и общественном бытии всегда является формой качественного развития и выступает как способность человека создавать продукты, отличающиеся новизной, оригинальностью, уникальностью» [4].

A. В. Петровский, М. Г. Ярошевский определяют творчество «как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [7], а С. Л. Рубинштейн — как «деятельность, в результате которой создается оригинальный и социально-значимый продукт».

B. И. Андреев определяет творчество как «вид человеческой деятельности, для которой характерно: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т. е. она вносит вклад в развитие общества и личности; в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств, знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков мысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть творческой» [1].

Наиболее развернутое понятие творчества дает А. К. Спиркин: «Творчество — это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры». Мы отмечаем, что наиболее распространенной дефиницией творчества является его определение как деятельности по созданию чего-то нового. В частности, творчество определяется как «процесс создания существенно нового» (П. К. Энгельмейер), как «деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [5].

По нашему мнению, творчество — это способность человека находить информацию, анализировать ее, делать оригинальные выводы, на основе знаний, компетенций, воображения, интуиции создавать качественно новые (не имеющие аналогов) материальные и духовные ценности. Творение нового характерно для людей, которые способны отказаться от стереотипов, норм, устоявшихся ценностей, имеют развитое самостоятельное мышление, легко генерируют идеи.

С точки зрения понимания феномена саморазвития личности заслуживает внимания, по нашему мнению, высказывание Э. Фромма о том, что «человек изначально наделен способностью авантюры человеческого саморазвития, которая зависит не только от психического самоощущения индивида, но и от целого ряда других факторов и ориентиров» [11]. В. А. Жмуров утверждает, что это «характеристика внутренней способности личности к работе над собой, к росту, развитию» [6].

Рассмотрим, в чем состоит сущность творческого саморазвития личности.

В. И. Андреев под ним понимает «особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов „самости“, среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности» [1].

Творческое саморазвитие как процесс характеризуется динамичностью и активностью задействованных психических сторон деятельности. Это сопровождается возникновением нового творческого начала, которое при достаточной творческой активности укрепляется, влечет за собой формирование творческой личности, находящейся, однако, на более высоком уровне творческого саморазвития.

С. Е. Анфисова выделяет следующие характерные черты творческого саморазвития:

1. Последовательность и непрерывность. Процесс творческого саморазвития можно представить в виде спирали, каждый виток которой, устремляясь вверх, сначала вызывает ряд трудностей, преодоление которых позволяет закрепить достигнутое и перейти к новому этапу восхождения по витку спирали — новообразованиям в творческом саморазвитии.

2. Высокого уровня творческого саморазвития можно достичь при наличии сформированного индивидуального стиля деятельности.

3. Творческое саморазвитие всегда сопровождается свободным выбором, который проявляется в выборе форм деятельности, средств деятельности, средств общения и т. п. [2].

Полноценно саморазвиваться личность может, только если она сама стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитии субъекта его мотивационной сферы. Важным моментом является и создание в вузе таких условий, в которых студенты непрерывно стремились бы к самореализации собственных творческих возможностей. Это значит, что процесс вузовской подготовки должен рассматриваться как значимый этап, стимулирующий к саморазвитию. И, конечно, творческое саморазвитие студента невозможно без его активного участия.

По нашему мнению, процесс творческого саморазвития у студентов вуза проходит в несколько этапов:

1. Этап мотивации, которая может быть как внешней, так и внутренней. Очень часто он совпадает с началом обучения, т. е. приходится на первый курс. Элемент новизны процесса обучения может послужить катализатором, который приведет студента к осознанию того, что процесс развития его личности зависит в первую очередь от него самого.

2. Этап целеполагания, на котором студент определяет, чем ему следует заниматься, в какой области совершенствоваться и в каком порядке.

3. Этап планирования, на котором студент выбирает направления деятельности, распределяет по времени освоение тех или иных навыков и компетенций, выбирает, когда их развивать — в процессе освоения основной образовательной программы или во внеучебной деятельности, а также на каком курсе.

4. Этап реализации спланированной деятельности, на котором студент активно участвует в научно-исследовательской деятельности, организации различных мероприятий.

5. Этап рефлексии: студент оценивает проделанную работу, вносит коррективы в планы саморазвития. Затем цикл повторяется.

Саморазвитие личности студента начинается с самопознания, которое включает в себя самонаблюдение, сравнение себя с коллегами и другими людьми, самоанализ, критическую самооценку своей личности и результатов деятельности, следование идеалу или примеру. Условием самопознания прежде всего является общение как активное взаимодействие с окружающими в деятельности. По утверждению В. А. Сласте-нина, искусство общения предполагает психологическую избирательность, практиче-ски-психологический ум, педагогическую бездейственность; умение выявлять и учитывать индивидуально-типологические особенности детей, побуждать воспитанников к действию, заряжать и «заражать» их своей уверенностью и «энергией» [9]. Это становится возможным при наличии творческого потенциала у личности студента.

В качестве итога вышесказанному можно сказать, что творческое саморазвитие личности студента представляет собой познание им собственных потенциальных возможностей и их творческую реализацию в будущей профессиональной деятельности, причем в процессе обучения в вузе должны быть созданы такие стимулирующие условия, в которых студент непрерывно стремился бы к самореализации собственных творческих способностей.

Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований [7; 8] подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что творческое саморазвитие личности студента на вузовском образовательном пространстве наблюдается при следующих условиях: во-первых, в педагогическом процессе осуществляется цель творческого саморазвития студентов; во-вторых, образовательная среда способствует реализации устремлений студентов к саморазвитию; в-третьих, оказывается педагогическая поддержка молодым людям в понимании ими сущности саморазвития и

способов его осуществления (например, в Институте социального образования УрГПУ для этого проводятся студенческие конференции, посвященные вопросам самопознания, саморазвития, самовоспитания, самообразования и т. д.).

Таким образом, творческое саморазвитие студентов понимается нами как непрерывный процесс освоения студентом накопленного опыта поколений как в ходе изучения основной образовательной программы, так и при проведении научных мероприятий и мероприятий воспитательной направленности. Достигается это за счет усилий и педагогического коллектива, и самого студента, стремящегося развить свой интеллектуальный, физический, эмоциональный потенциал, который может быть использован в профессиональной деятельности.

1.

2.

5.

6.

7-

8.

9.

10.

11.

12.

Анализируя возможность творческого саморазвития студентов Института социального образования УрГПУ, мы пришли к выводу, что она зависит от того, насколько цели студента и вуза совпадают, насколько интересы студента учитываются при организации учебно-воспитательного процесса, насколько слаженно в этом направлении работает педагогический коллектив. Опираясь на собственный педагогический опыт, утверждаем, что процесс творческого саморазвития личности студента носит не стихийный характер, не должен зависеть от обстоятельств, поскольку данный процесс всегда осознается самой личностью. Творческое саморазвитие студента происходит, как правило, в творческой среде, которая способна обеспечить динамику развития ценностных установок человека на самосовершенствование, поэтому создание такой среды в вузе — одна из основных задач педагогов высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

АНДРЕЕВ В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань, 1996. АНФИСОВА С. Е. К вопросу об использовании личностно-ориентированной технологии в процессе развития коммуникативных способностей будущих педагогов / / Социально-культурные и психоло-го-педагогические проблемы и перспективы развития современного профессионального образования в России : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. СПб. ; Тула ; Тольятти ; Пенза, 2004. С. 80—82. БАИЛУК В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности. Основы самопознания личности : моногр. В 2 кн. Кн. 1 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010.

БАИЛУК В. В. Человекознание. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов : мо-ногр. В 5 кн. Кн. 5 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

ГОЛЬДЕНТРИХТ С. С. Творчество и социальное познание. М. : МГУ, 1982.

ЖМУРОВ В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. М., 2012.

КРАТКИЙ психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 2001. ЛАРИОНОВА И. А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : дис. ... д-ра. пед. наук. Екатеринбург, 2009.

ПЕДАГОГИКА : учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Школа-Пресс, 1998.

ПЛАТОНОВ К. К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986.

ФРОММ Э. Иметь или быть. М. : Прогресс, 1990.

TOFFLER A. Previews and Premises. N. Y. : Morrow, 1983.

3

4

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.