PODOPLEKIN, ANDREY - Ph.D. in History, Senior research fellow, Federal Research Center for the Integrated Arctic Research of the Russian Academy of Sciences (Arkhangelsk), expert of the EAWARN - Network for Ethno-Political Monitoring and Early Warning of Conflicts; member of Social & Humanities WG of International Arctic Science Committee (podoplekin@mail.ru).
УДК 94(510) :94(470)« 1992/1996»
ЛУ СЯОИН
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ВОЕННОЙ СФЕРЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ 1992-1996 гг.
Ключевые слова: Китай, Россия, сокращение вооруженных сил, торговля оружием, военная техника, добрососедские отношения.
В статье исследуется проблема развития российско-китайских связей в военной сфере в 1992-1996 гг. Автор выделяет основные направления военного сотрудничества, показывает значение контактов военных ведомств для обеспечения национальных интересов обеих стран. Основной метод исследования - анализ результатов визитов официальных делегаций и принятых в ходе проведенных переговоров межгосударственных документов. В статье показано, что Россия и Китай проводили политику последовательного развития и углубления отношений. Стратегическими целями внешней политики России и Китая являлось укрепление военного взаимного доверия в приграничных районах и сокращение вооруженных сил. При этом важной областью дружественного китайско-российского сотрудничества являлась также торговля оружием и соответствующими технологиями, масштабы которых неуклонно возрастали.
LU XIAOIN
RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN THE MILITARY SPHERE: HISTORICAL EXPERIENCE 1992-1996.
Keywords: China, Russia, reduction of armed forces, arms trade, military equipment, good-neighborly relations.
The article explores the problem of the development of Russian-Chinese relations in the military sphere in 1992-1996. The author outlines the main directions of military cooperation, shows the importance of contacts between military departments to ensure the national interests of both countries. The main method of research is the analysis of the results of official delegations' visits and the interstate documents adopted during the negotiations. The article shows that Russia and China pursued a policy of consistent development and deepening of relations. The strategic objectives of the foreign policy of Russia and China were to strengthen military mutual trust in the border areas and reduce the armed forces. At the same time, an important area of friendly Chinese-Russian cooperation was also the trade in arms and related technologies, the scale of which was steadily increasing.
Как известно, Россия и Китай являются самыми большими странами Азии. В совокупности территории этих стран занимают почти половину площади суши в Азии. Данные государства, которые являются постоянными членами Совета безопасности ООН и членами клуба ядерных государств, обладают общей границей протяженностью более 4300 километров. В данном контексте, характер и статус отношений между Россией и Китаем оказывают важнейшее влияние на обстановку как в Азии, так и во всем мире. Любое ухудшение двусторонних отношений России и Китая крайне негативно сказывается на развитии этих стран. Так, в 1960-1970-х годах, когда китайско-советские отношения резко осложнились, Советский Союз оказался в довольно неприятном для себя положении, когда ему пришлось готовиться к борьбе и на восточном, и на западном направлении. В итоге, чтобы создать конфронтационную военную инфраструктуру вдоль китайско-советской границы, СССР потратил 200 миллиардов рублей [1]. В свою очередь, во время советско-китайской конфронтации 1960-1970 гг. Китай, чувствуя военную угрозу, выделил немалые ресурсы для строительства национальной обороны. В этой связи экономика Китая понесла огромные потери. Между тем, Япония и другие страны Азии быстро развивались.
В конце 1970-х годов Китай встал на путь реформ, в связи с чем основной целью его внешней политики явилось создание благоприятной внешней среды для «реформ и открытости» экономического строительства. С эпохи «перестройки» стала
меняться и обстановка в СССР. В итоге, после длительного перерыва, в мае 1989 года в ходе советско-китайской встречи на высшем уровне, руководители двух стран договорились, что обе стороны должны принять меры к сокращению военной мощи в пограничных районах до
самого низкого уровня, отвечающего добрососедским отношениям между двумя странами. И уже в апреле 1990 года во время визита в СССР Премьер-министра правительства КНР Ли Пэна страны подписали межправительственное соглашение о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы. При этом стороны совместно решили, что дипломатические и военные специалисты по очереди будут вести переговоры в столицах двух стран [2].
После распада Советского Союза, на фоне утраты традиционных союзников, непростого развития отношений с бывшими советскими республиками, неуклонного расширения НАТО на Восток, геополитическое положение России серьезно ухудшилось. Страна испытывала все возраставшее давление с Запада. В этих условиях установление добрососедских отношений с Китаем, в том числе укрепление взаимного доверия в приграничных районах, сокращение вооруженных сил на восточной границе России, расширение сотрудничества в военной сфере соответствовали стратегической цели внешней политики России. Миролюбивое и стабильное окружение объективно обеспечивало благоприятную международную среду для внутренних реформ.
В свою очередь, развитие отношений с Россией в военной сфере и укрепление мер взаимного доверия в российско-китайских приграничных районах рассматривались руководством КНР как важное условие обеспечения государственных интересов и национальной безопасности. Оно учитывало, что после распада СССР Россия выступает на международной арене как независимое государство, унаследовавшее международный статус бывшего Советского Союза. В этой связи, дипломатические отношения КНР и Российской Федерации получили новый импульс развития. В течение короткого времени стороны добились значительных успехов во многих областях сотрудничества. В связи с установлением и развитием добрососедских отношений между двумя странами, Россия и Китай больше не видели друг друга в качестве потенциальных военных соперников. Более того, страны имели обширные контакты, в том числе в военной области, а также совместно изучали новые пути обеспечения национальной безопасности.
На основе указанных перемен, во время визита Президента РФ Б.Н. Ельцина, проходившего в декабре 1992 года, министры иностранных дел двух стран подписали «меморандум о взаимопонимании между правительствами обеих стран по вопросам взаимного сокращении вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы»[3].
Безусловно, Россия стремилась к последовательному формированию пояса добрососедства по всему периметру своих границ. Концепция внешней политики Российской Федерации, опубликованная в 1993 г., установила, что ее важнейшей задачей является налаживание устойчивых позитивных взаимоотношений со странами «ближнего зарубежья» в целях преодоления дестабилизирующих дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР при обеспечении здесь приоритетных военно-политических и экономических интересов России [4]. Таким образом, была закреплена стратегическая цель формирования зоны пояса добрососедства по периметру российских границ. В указанном контексте особенно важным вектором внешней политики России стало взаимодействие с Китаем. По словам бывшего министра иностранных дел России А. Козырева, российскими соседями являлись не только республики бывшего Советского Союза, но и ее ближайший сосед на Дальнем Востоке - Китай [5].
На новом этапе развития двусторонних отношений важный вклад в их укрепление внесли военные ведомства России и Китая. В исследуемый период их взаимодействие приобрело системный характер. Стороны поддерживали тесные контакты на разных уровнях. В частности, постоянный характер получил обмен делегациями. Визиты высших военных руководителей России и Китая стали нормой отношений двух стран. К примеру, с 24 по 31 августа 1992 г. в РФ с официальным визитом находился министр обороны КНР генерал-полковник Цинь Цзивэй. В ходе переговоров Цинь Цзивэя с министром обороны России П. Грачевым стороны обсудили проблемы сотрудничества в военной и военно-технической
областях, в том вопросы дальнейшего сокращения вооружений на Дальнем Востоке [6]. Вслед за этим, в октябре 1992 г. в КНР побывала военная делегация во главе с первым заместителем министра обороны А.А. Кокошиным, которая провела плодотворные переговоры с Цинь Цзивэем и заместителем председателя Военного совета ЦК КПК генерал-полковником Лю Хуацином. Важное значение для развития двусторонних отношений в военной сфере имел визит в Россию 9 - 17 августа 1993 г. начальника Генштаба НОАК генерал-полковника Чжан Ваньняня. На переговорах с коллегой из РФ генерал-полковником М.П. Колесниковым, китайский начальник Генштаба заявил, что готов развивать различные формы дружеских обменов между вооруженными силами Китая и России в соответствии с имеющимися потребностями и возможностями [7].
Возросший уровень двусторонних отношений отразил визит в ноябре 1993 г. в КНР российской военной делегации во главе с министром обороны П.С. Грачевым. Итогом его переговоров с Чи Хаотянем тогда стало подписание соглашения о сотрудничестве вооруженных сил двух стран сроком на 5 лет. А спустя всего полгода, в результате нового раунда их переговоров, в июле 1994 года стороны подписали межправительственное соглашение о предотвращении опасной военной деятельности. При этом стороны подтвердили единство подходов к проблемам обеспечения безопасности в АТР [8]. Большую роль в подготовке данных соглашений при этом сыграл визит начальника Генштаба ВС РФ М.П. Колесникова в Китай 12 апреля 1994 года. В ходе встречи М.П. Колесникова с министром обороны Китая Чи Хаотянем стороны провели конструктивные переговоры о сокращении вооруженных сил обеих сторон в районе границы, а также обсудили вопросы организации взаимных визитов военных делегаций [9].
Безусловно, основу плодотворного двустороннего сотрудничества в это время заложили активные политические контакты на высшем уровне. В частности, в сентябре 1994 года во время визита в Москву Председателя КНР Цзян Цзэминя, руководители РФ и КНР заявили о готовности «прилагать усилия для ускорения выработки соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе границы и на его основе сократить вооруженные силы в районе границы до минимального уровня, соответствующего долговременным добрососедским дружественным отношениям между двумя странами, и придать остающимся в районе границы войскам однозначно оборонительную структуру» [10]. В ходе переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и укреплении мер доверия в военной области в районе границы, проведенных 1 сентября 1995 года, стороны договорились о содержании соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы. В ноябре этого же года пять стран подписали проект этого соглашения.
Наконец, 26 апреля 1996 года Председатель КНР Цзян Цзэминь, Президент РФ Б.Н. Ельцин, Президент Республики Казахстана Н.А. Назарбаев, Президент Киргизской Республики А.А. Акаев и Президент Республики Таджикистана Э.Ш. Рахмонов собирались в Шанхае, чтобы подписать важное соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, растянувшейся на 7,5 тыс. км. [11]. Это соглашение сыграло исключительно важную роль в укреплении добрососедских и дружественных отношений между Китаем с четырьмя сопредельными странами.
Согласно соглашению, вооруженные силы сторон, дислоцированные вблизи границы, не могли проводить военных маневров, направленных против другой стороны. Стороны договорились вообще не проводить военные учения, направленные против другой стороны и решили ограничивать масштабы, географические пределы и количество войсковых учений. Они договорились уведомлять друг друга о временном вводе войск и вооружений в 100 км. приграничную зону и взаимно приглашать наблюдателей на войсковые учения. Стороны взяли на себя обязательство принимать меры по предотвращению опасной военной деятельности и укреплять дружеские контакты между военнослужащими вооруженных сил и пограничных войск в районе границы [12]. Эти меры расширили и укрепили взаимное
доверие между сторонами, способствовали стабильности, принесли пользу экономическому развитию в пограничных районах и облегчили контакты населения пограничных городов.
Соглашение об укреплении доверия в военной области, подписанное пятью странами в Шанхае, является политическим и военным документом, имеющим большое историческое значение. Оно стало ярким проявлением общего стремления Китая и четырех стран (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) быть хорошими соседями, друзьями и партнерами [13]. Также оно оказало глубокое воздействие на мир и стабильность во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Соглашение утвердило новую концепцию безопасности, которая полностью отличается от менталитета «холодной войны». Оно открыло новый путь для укрепления дружественного доверия между странами и обеспечения регионального и всеобщего мира. Опираясь на опыт пограничного соглашения между Москвой и Пекином, 29 ноября 1996 г. такое же соглашение о мерах доверия в военной области вдоль линии фактического контроля на границе с Китаем подписала Индия [14].
Общее улучшение двусторонних отношений находило продолжение в контактах высшего военного руководства. В частности, большую активность в развитии связей в военной сфере проявлял П.С. Грачев. Так, 15-19 мая 1995 г. министр обороны России П. Грачев находился в Китае с официальным визитом. В ходе переговоров с китайскими руководителями он обсудил проблемы углубления военного сотрудничества между двумя странами, вопросы взаимного сокращения войск и дальнейшей стабилизации обстановки в АТР. В результате, в Пекине был подписан протокол о расширении российско-китайского сотрудничества в военной сфере. На переговорах министра обороны РФ П. Грачева с китайским коллегой Чи Хаотянем, стороны подчеркнули фундаментальные основы военного сотрудничества РФ и КНР - неприменение силы друг против друга; неприменение первым ядерного оружия; ненацеливание друг на друга стратегических ядерных ракет сторон [15].
2-20 мая 1996 г. начальник Генштаба НОАК Фу Цюанью находился с официальным визитом в РФ, Казахстане, Монголии. А 6 мая этого же года Фу Цюанью и начальник Генштаба российской армии подписали Протокол о реализации соглашения о военно-техническом сотрудничестве, заключенного военными ведомствами двух стран в 1993 г. [16].
По мере развития отношений между вооруженными силами РФ и КНР, обе стороны добились значительного прогресса в переговорах о взаимном сокращении вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе границы. В частности, уже к концу 1992 года Россия полностью отозвала войска, дислоцированные в Монголии. До апреля 1996 года Россия отозвала 116 дальнемагистральных и средних ядерных вооружений на Дальнем Востоке, 424 ядерных ракет ближнего действия, 70 боевых кораблей и 800 артиллерийских орудий. Она сократила свои военные контингенты на азиатской части территории России на 200 тыс. человек [17].
Особо отметим, что в рамках всего рассматриваемого периода между Россией и Китаем происходили систематические контакты и взаимодействие специалистов в сфере военного научно-технологического обмена. В 1990-х годах Китай стал крупнейшим покупателем российского оружия, и российские военно-технические специалисты неоднократно посещали Китай. Многие из них были задействованы в научно-технических обменах с китайскими военными академиями и исследовательскими институтами в течение длительного времени. Из Китая сотни военно-технических специалистов направлялись в российские военные академии, исследовательские институты и на предприятия. Российскую Федерацию посетили десятки китайских военных делегаций.
В целом, быстрое развитие российско-китайских отношений в военной сфере имеет свою объективную историческую логику. В силу целого ряда политических и военных факторов, военное и военно-техническое сотрудничество между у Россией и Китаем неуклонно крепло. Основой для укрепления взаимного военного доверия между РФ и КНР явилось стремление к обеспечению национальной безопасности государств и развитию добрососедских взаимоотношений.
Исторический опыт царской Россия, а позднее и Советского Союза показывает, что российское руководство всегда рассматривало отношения с Китаем как основу поддержания стабильности своей восточной границы. В 1990-х годах Китай последовательно развивал отношения добрососедства и дружбы с соседними странами и стремился к миру и стабильности окружающей среды. Установление Китаем добрососедских и дружественных отношений с новой Россией, развитие сотрудничества, в том числе в военной сфере, укрепление взаимного доверия в приграничных районах и сокращение вооруженных сил на российско-китайской границе, а также улучшение отношений между Китаем и другими соседними странами региона создали мирную среду безопасности вокруг Китая. В то же время, эти меры обеспечили национальную безопасность Китая и потребности его внутреннего строительства и развития.
Литература и источники
1. Доклад министра иностранных дел Э.Шеварднадзе 28-му съезду КПСС // Правда. - 1990. - 5 июля.
2. Жэньминь Жибао. - 1990. - 27 апреля.
3. Российско-китайская гарница стала безопасной всего 10 лет назад //https://ria.ru/politics/20021218/284282.html
4. Из «Основных положений концепции внешней политики Российской Федерации» от 23 апреля 1993// годаhttp://docs.cntd.ru/document/901605830
5. Известия. - 1992. - 3 декабря.
6. Жэньминь Жибао. - 1992. - 26 августа.
7. Жэньминь Жибао. - 1993. - 10 августа.
8. См.: Сяоюнь Ц. Опасный миф о «китайской военной угрозе»// Азия и Африка сегодня. 2003. №3.
9. Жэньминь Жибао. - 1994. - 13 апреля.
10. Совместная российско-китайская декларация 1994 г. http://www.analysisclub.ru/index.php?page=chna&art = 1869
11. Известия. - 1996. - 27 апреля.
12. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы // http://docs.pravo.ru/document/view/17355393/15005667/
13. Жэньминь Жибао. - 1996. - 27 апреля.
14. Соглашение о мерах доверия в военной области вдоль линии фактического контроля на границе между Китаем и Индией // https://baike.so.com/doc/4241461-4443581.html
15. Красная звезда. - 1995. - 17, 18 мая.
16. Рахмании О.Б. К истории отношений России-СССР с Китаем. В ХХ веке. Обзор и анализ основных событий». - М: Памятники исторической мысли, 2002. - С. 443.
17. Лю Дэси, Сун Янь, Лю Сонбинь. Китайско-российские отношения после разпада СССР // Сулянь Цзети Хоудэ Чжонэ Гуаньси. - Хэйлонциян: Хэйлонциян Циаоюй Чубаньшэ. - 1996. - С. 165.
References and Sources
1. Doklad ministra inostrannyh del EH.SHevardnadze 28-mu s"ezdu KPSS // Pravda. - 1990. - 5 iyulya.
2. ZHehn'min' ZHibao. - 1990. - 27 aprelya.
3. Rossijsko-kitajskaya garnica stala bezopasnoj vsego 10 let nazad //https://ria.ru/politics/20021218/284282.html
4. Iz «Osnovnyh polozhenij koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii» ot 23 aprelya 1993// godahttp://docs.cntd.ru/document/901605830
5. Izvestiya. - 1992. - 3 dekabrya.
6. ZHehn'min' ZHibao. - 1992. - 26 avgusta.
7. ZHehn'min' ZHibao. - 1993. - 10 avgusta.
8. Sm.: Syaoyun' C. Opasnyj mif o «kitajskoj voennoj ugroze»// Aziya i Afrika segodnya. 2003. №3.
9. ZHehn'min' ZHibao. - 1994. - 13 aprelya.
10. Sovmestnaya rossijsko-kitajskaya deklaraciya 1994 g. http://www.analysisclub.ru/index.php?page=chna&art =1869
11. Izvestiya. - 1996. - 27 aprelya.
12. Soglashenie mezhdu Rossijskoj Federaciej, Respublikoj Kazahstan, Kirgizskoj Respublikoj, Respublikoj Tadzhikistan i Kitajskoj Narodnoj Respublikoj ob ukreplenii doveriya v voennoj oblasti v rajone granicy // http://docs.pravo.ru/document/view/17355393/15005667/
13. ZHehn'min' ZHibao. - 1996. - 27 aprelya.
14. Soglashenie o merah doveriya v voennoj oblasti vdol' linii fakticheskogo kontrolya na granice mezhdu Kitaem i Indiej // https://baike.so.com/doc/4241461-4443581.html
15. Krasnaya zvezda. - 1995. - 17, 18 maya.
16. Rahmanii O.B. K istorii otnoshenij Rossii-SSSR s Kitaem. V HKH veke. Obzor i analiz osnovnyh sobytij». - M: Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2002. - S. 443.
17. Lyu Dehsi, Sun YAn', Lyu Sonbin'. Kitajsko-rossijskie otnosheniya posle razpada SSSR // Sulyan' Czeti Houdeh CHzhoneh Guan'si. - Hehjlonciyan: Hehjlonciyan Ciaoyuj CHuban'sheh. - 1996. - S.165.
ЛУ СЯОИН - аспирант кафедры отечественной и зарубежной истории Южно-Уральского государственного университета (Челябинск).
LU XIAOYING - Ph.D. student, Department of Russian and foreign history of the South Ural State University (Chelyabinsk) (yingemma@126.com).
УДК 94(47).084.3
ДУРОВ О.Г.
КЛАССИФИКАЦИЯ, НАИМЕНОВАНИЕ И ХРОНОЛОГИЯ БОЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ КРАСНОЙ АРМИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОГО
ЗАУРАЛЬЯ В АВГУСТЕ - НОЯБРЕ 1919 Г.
Ключевые слова: Курганско-Петропавловская наступательная операция, Восточный фронт, Гражданская война, классификация военных операций, военные действия, боевые действия.
Военные операции по освобождению Сибири периода Гражданской войны, проведенные в 1919 г., в советское время по политическим причинам не получили полной классификации. В частности, операция по освобождению Южного Зауралья не могла иметь среди своих составляющих оборонительную операцию, что указывало бы на поражения Красной армии в этот период. В настоящее время представляется возможным сделать полную классификацию, более точно установить наименование и хронологию боевых операций Красной армии по освобождению территории Южного Зауралья в августе - ноябре 1919 г.
DUROV, O.G.
CLASSIFICATION, THE NAME AND CHRONOLOGY OF MILITARY OPERATIONS OF THE RED ARMY
TO LIBERATE THE TERRITORY OF THE SOUTHERN URALS IN AUGUST - NOVEMBER 1919
Keywords: Kurgan and Petropavlovsk offensive operation, East front, Civil war, classification of military operations, military operations.
The liberation of Siberia military operations which took place in 1919 Gvil war haven't received full classification in Soviet period due to political reasons. In particular, the operation of the Southern Trans-Ural region liberation couldn't contain defensive operation as its component, because it would indicate the defeats of the Red Army during this period. However, now it is possible to create the full classification and to establish the names and chronology of the Red Army combat operations on the Southern Trans-Ural region territory, USSR, in August - November, 1919.
Исследование военных действий необходимо начать с того, как их определяет военная наука. Согласно «Военной энциклопедии», в ХХ столетии военные действия - это «ряд заранее спланированных, последовательно проводимых сторонами операций различного масштаба и продолжительности, а также боев местного значения между операциями». Боевые действия «Военным энциклопедическим словарем» определяются как «организованные действия частей, соединений, объединений всех видов Вооруженных сил при выполнении поставленных боевых задач; форма оперативного применения объединений и соединений видов Вооруженных сил в рамках операций (или между операциями) в составе объединения более крупного масштаба». Разновидностями боевых действий являются наступление и оборона. Отметим также, что правильным является разделение понятий «военные действия» и «боевые действия». Допуская, что в военно-исторических трудах, в другой литературе и даже в официальных документах термин «боевые действия» зачастую применяется как синоним термина «военные действия», военная наука, по утверждению авторов «Военного энциклопедического словаря», причисляет боевые действия к действиям оперативно-тактического масштаба, а военные действия — к действиям стратегического масштаба [3, с. 525].
К боевым действиям военная наука относит бои, удары, маневры, а к военным действиям -бои, сражения, операции, удары, систематические боевые действия. В контексте нашего исследования мы будем употреблять термин «боевые действия», как характеристику вида операции, сочетающей в себе действия как наступательного, так и оборонительного свойства.
Характер наступательных операций Восточного фронта Красной армии в 1919 г. складывался из отсутствия значительных оперативных пауз, из борьбы красных партизан в тылу колчаковских войск, использования фланговых и фронтальных ударов, преодоления больших горных массивов и водных преград. Полоса наступления составляла 500-1000 км. со средним темпом наступления 10-12 км. в сутки [4, с. 385].