5. Lysenkov A. V. Vzaimootnosheniya Ukrainy so stranami SNG posle «oranzhevoj» revolyucii: interesy i rezul'taty (2005-2009) // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. - 2011. - №6. - S.320-325.
6. Kuchma L.D. Ukraina - ne Rossiya. - M.: Vremya, 2003. - 489 s.
7. Meshcheryakov K.E. Politika Rossii v otnoshenii evropejskih respublik SNG: problemy i tendencii razvitiya, puti modernizacii s cel'yu povysheniya ehffektivnosti. - SPb., 2012. -201 s.
8. Rossiya, Krym i Gorod Russkoj Slavy Sevastopol'. Sb. dokumentov. - M., 1998. - 268 s.
9. Savchenko N.A. Anatomiya neob"yavlennoj vojny (Krym. Sevastopol'. Flot). - Kiev, 1997. - 344 s.
10. Sidorova N.P. Rossijsko-ukrainskie otnosheniya: problemy i perspektivy sotrudnichestva: politologicheskij analiz. Avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. - M., 2000. - 25 s.
11. Soglashenie mezhdu Rossij skoj Federaciej i Ukrainoj o parametrah razdela CHernomorskogo flota ot 28 maya 1997 g. // Rossiya
- Ukraina. 1990-2000: Dokumenty i materialy: v 2 kn. - M.: Mezhdunar. otnosheniya, 2001. - Kn.2: 1996-2000. - 439 s.
12. Soglashenie mezhdu Rossijskoj Federaciej i Ukrainoj o statuse i usloviyah prebyvaniya CHernomorskogo flota Rossijskoj Federacii na territorii Ukrainy ot 24 marta 1999 g. // http://docs.cntd.ru/document/901737969
13. Soglasheniya YAnukovicha-Medvedeva: pobeda ili porazhenie Ukrainy? 22.04. 2010 // http://www.mobus.com/mnenie/300015.html
14. Tekushchij arhiv Instituta stran SNG
15. Fedorovyh A. P. Problema CHernomorskogo flota v rossijsko-ukrainskih otnosheniyah (1991-2000 g.). Avtoreferat diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2008. - 27 s.
16. Usov S.A. Kuda vedut strategicheskie interesy Ukrainy. Konfrontacii vokrug Sevastopolya mozhno izbezhat' // CHernomorskij flot, gorod Sevastopol' i nekotorye problemy rossijsko-ukrainskih otnoshenij. Hronika, dokumenty, analiz, mneniya (1991-1997 gg.).
- M., 1997. - 25 s.
17. «Utverdzhennya nezalezhzhni derzhavi». Kiev, 2001. - 704 s.
МАИБОРОДА ДМИТРИЙ МИХАИЛОВИЧ - соискатель Московского государственного областного университета MAIBORODA, DMITRY M. - applicant of the Moscow State Regional University([email protected]).
УДК 94(510).093
ВИНОГРАДОВ И.С. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЭВОЛЮЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КНР И СССР (РОССИИ)
Ключевые слова: советско-китайские отношения, советско-китайский раскол, российско-китайские отношения, многополярный мир, стратегическое сотрудничество.
В статье дан обзор истории взаимоотношений КНР (с момента ее образования) с СССР и РФ, как правопреемницей СССР. Выделены основные вехи в истории отношений, акцентировано внимание на главных чертах и основные событиях. Рассматривается плодотворный опыт сотрудничества СССР и КНР на начальном этапе отношений - до советско-китайского раскола. Показан процесс нарастания военно-политической конфронтации между СССР и КНР, освещается концепция «трех препятствий» для нормализации советско-китайских отношений. При рассмотрении периода отношений КНР с Россией, уделяется особое внимание урегулированию территориальных вопросов, поиску точек соприкосновения в глобальных интересах, общему видению развития международных отношений в XXI веке и установлению отношений стратегического партнерства. Автор предлагает свой взгляд на историю отношений КНР с СССР и Россией и пытается выявить исторические корни взаимного доверия и успешного партнерства между Москвой и Пекином на современном этапе, а также показать причины успешного преодоления сложностей, возникших во взаимоотношениях двух стран в 1960-1980-е гг.
VINOGRADOV, I.S.
THE MAIN MILESTONES OF THE EVOLUTION OF RELATIONS BETWEEN
CHINA AND USSR (RUSSIA)
Keywords: Chinese-Soviet relations, Chinese-Soviet split, Russian-Chinese relations, multipolar world, strategic cooperation.
In the article given the overview of the history of relations between China (since its formation) and USSR and Russian Federation as the legal successor to the USSR. In this article, the author identifies major milestones in the history of China's relations with the USSR and Russia and notes the main features and the main events. The article considers fruitful experience of cooperation between the USSR and the PRC at the initial stage before the Soviet-Chinese split, also shows the process of growing military and political confrontation between the USSR and the PRC. Then author highlights the concept of the "three obstacles" for normalizing Soviet-Chinese relations. Further author considers the period of China's relations with Russian Federation. In this period author pays attention to the settlement of territorial issues, the search for common ground in the global interests of the two countries, their common vision for the development of international relations in the XXI century and the establishment of strategic partnership relations. In the article the author shows his own view on the history of China's relations with the USSR and Russia and tries to reveal
the historical roots of mutual trust and successful partnership between Russia and Beijing at the present stage, and also to show the reasons for successfully overcoming the difficulties that were in the relations between the two countries in the 1960-1980-ies years.
Отношения СССР (затем России) и КНР имеют глубокие корни, уходящие еще в 1920-е годы, когда СССР стал поддерживать Гоминьдан и молодую КПК, активно вовлекая их во взаимодействие с Коминтерном и, через своих советников, оказывая активное содействие народно-демократическому блоку. С наступлением периода гоминьдановской реакции, ярким примером посильной помощи китайским коммунистам со стороны СССР стала организация в Подмосковье летом 1928 года VI съезда КПК [1]. Пройдя через ряд непростых этапов, сотрудничество КПК и ВКП(б) принесло выдающиесч плоды. СССР сыграл важнейшую роль в победе китайских коммунистов над Гоминьданом. Присутствие армии СССР на Северо-Востоке Китая во время разгрома Квантунской армии способствовало укреплению регулярных частей НОАК, улучшению снабжения их снаряжением и оружием.
Китайские коммунисты во главе с Мао Цзэдуном, вытеснив войска Гоминдана с материкового Китая, взяли власть в стране. 1 октября 1949 года была образована Китайская Народная Республика. СССР стал первым государством, признавшем КНР 2 октября 1949 года. 14 февраля 1950 года Китай и СССР заключили Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР [21]. Заключение этого договора стало важной вехой в установлении дружеских отношений между двумя странами. На основе этого договора были достигнуты и многие другие важные соглашения, открывшие новую эпоху в отношениях двух стран. При этом СССР стремился максимально помочь народному Китаю, в частности предоставил ему заем, передал управление над КЧЖД, вывел войска из порта Люйшунькоу. Учитывая необходимость становления молодой республики, как важнейшего геополитического и идеологического партнера, это было целесообразным [28].
Советский Союз сыграл огромную роль в создании индустриального фундамента Китая. При содействии СССР в Китае было построено 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов, оснащенных новейшим оборудованием. С помощью Советского Союза в КНР были созданы целые отрасли промышленности - авиационная, автомобильная тракторостроительная, радиотехническая; различные отрасли химического производства; введены в действие крупные мощности в металлургической, энергетической и других отраслях промышленности [26]. Такие успехи стали возможными, в том числе, благодаря работе тысяч советских высококвалифицированных специалистов на стройках КНР. В СССР проходили учебу китайские студенты, аспиранты, стажеры. В течение 50-х гг КНР занимала ведущее место среди других иностранных государств по количеству граждан, обучавшихся в СССР. Кроме того, около 11 тысяч китайских специалистов и 1000 ученых прошли подготовку и обучение в СССР. Советский Союз передавал Китаю научную и проектную документацию для создания научно-технической базы молодой республики. Кроме этого, развернулось широкомасштабное гуманитарное и культурное сотрудничество, страны проявляли взаимный культурный интерес. В 1957 году было создано общество советско-китайской дружбы, способствовавшее культурному и социальному сотрудничеству.
Отдельно стоит отметить роль СССР в развитии китайской ядерной программы, которая стала залогом укрепления оборонной мощи Китая в будущем. В апреле 1955 года было подписано первое соглашение между СССР и КНР о поддержке развития исследований в области атомной энергии и ядерной физики в КНР [3]. До 1959 года был заключен еще ряд соглашений между Советским Союзом и Китаем о сотрудничестве в развитии китайской ядерной промышленности. Одно из этих соглашений (от 15 октября 1957 года) предусматривало передачу Китаю технологии изготовления ядерного оружия. Кроме того, по этому соглашению уже с начала 1958 года в Китай стали прибывать советские специалисты-атомщики, которые помогли выбрать место для ядерных испытаний и построить полигон, а в конце сентября 1958 года - запустить первый китайский экспериментальный ядерный реактор на тяжелой воде (в НИИ атомной энергии Академии наук КНР) и циклотрон [13]. И
даже советско-китайский раскол 60-х годов не помешал Китаю завершить подготовку к первому ядерному испытанию в 1964 году.
Таким образом, СССР, как главный международный партнер, на этапе становления КНР сыграл ключевую роль в становлении и модернизации молодой республики, укреплению ее международного статуса и военно-промышленной мощи. На этом фоне тем более прискорбным стал советско-китайский раскол начала 1960-х гг.
Однозначную причину ухудшения отношений назвать сложно, но корни взаимного непонимания можно найти в резком идеологическом повороте СССР после смерти И. Сталина. Разоблачение культа личности Сталина, попытки демократизации в социалистическом лагере имели одним из следствий антисоветские выступления в Восточной Европе. Данный курс не нашел понимания в КНР. Как признак отказа от революционности и стремления к гегемонизму, особенно в связи с тем, что СССР настаивал на братской солидарности под своей эгидой со всеми странами социалистического лагеря, была воспринята в Китае и советская концепция мирного сосуществования социалистической и капиталистической систем.
В данной ситуации Китай стал активно взаимодействовать с развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, оформлять блок стран, которые не захотели примыкать ни к капиталистическому лагерю во главе с США, ни к социалистическому - во главе с СССР [16]. В средине 50-х годов Мао Цзэдун стал развивать теорию «промежуточных зон» (позже переросшую в теорию «трех миров»), в которые входят государства Азии, Африки, Европы, с которыми Китаю нужно развивать отношения и поддерживать их в революционной борьбе. Таким образом, Китай стал обосновывать концептуально особый курс внешней политики и постепенно отходить от позиции «склонения в одну сторону» - в сторону СССР [19].
В отношениях с СССР во второй половине 50-х годов Китай настойчиво продвигал идеи революционной борьбы, не гнушаясь даже мировой ядерной войной. Так, в 1957 году на Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве, Мао Цзэдун обосновывал возможность ядерной войны, как средства борьбы с империализмом. Такие настроения не нашли понимания у Москвы и идеологическое напряжение продолжало только нарастать.
К концу 50-х годов стороны все чаще обменивались взаимными выпадами в адрес друг друга на съездах социалистических партий, в официальной печати, через послов и делегации. Китай критиковал КПСС за ревизионизм и смягчение политики с Западом. СССР критиковал КПК за социальные эксперименты вроде «большого скачка», за грубую внешнюю политику, которая спровоцировала новый Тайваньский кризис, китайско-индийский пограничный конфликт ( в котором СССР впервые не поддержал Китай).
В августе 1960 года СССР отозвал из КНР всех своих специалистов и аннулировал ранее заключенные торговые договоры, таким образом это событие стало переломным моментом в начале советско-китайского раскола. Далее, вплоть до 1969 года, отношения двух стран неуклонно усугублялись взаимной критикой и нежеланием идти на уступки. Они дошли до критической точки - военных столкновений, однако после наметились тенденции к решению спорных вопросов и вплоть до распада СССР в условиях холодного периода отношений и Китай, и СССР показывали свое стремление к налаживанию диалога, при этом однако же упрекая друг друга в нагнетании напряженности и даже готовясь к полномасштабной войне.
Весной 1962 года произошел массовый исход на территорию СССР народов проживавших на территории Синцзяна, в чем КПК увидела руку Советского Союза и предъявила открытые обвинения. Также негативно в Китае было воспринято поведение СССР на фоне Карибского кризиса. Сначала китайская партийная печать обвинила Хрущева в авантюризме, затем - в капитулянтстве [24]. Москва также обвиняла КНР на съездах братских партий и в официальной печати в авантюризме, раскольничестве и стремлении втянуть мир в ядерную войну.
В целом, во времена культурной революции в КНР реализуется попытка преодоления комплекса «младшего брата» по отношению к СССР, утверждения своей самостоятельности. Культурные связи постепенно были свернуты. Очевидно, что дружественные отношения КНР и СССР оказалась под угрозой именно из-за политических разногласий [14]. В эпоху культурной революции антисоветские настроения стали принимать массовый характер, при этом стоит отметить, что у Китая к концу 60-х годов, в связи с радикализацией его идеологической политики, испортились отношения со многими странами мира, хотя главный удар наносился по СССР.
На фоне этого с начала 60х годов в Китае на официальном уровне все чаще стали заявлять об «историческом реестре» притязаний на территории, которые, по мнению Китая, были утрачены вследствие неравноправных договоров с царской Россией (Айгунский договор 1958 г., Пекинский договор 1860г.), и которые СССР должен вернуть [27]. В это же время стали наблюдаться частые незаконные пересечения китайскими гражданами советско-китайской границы. СССР в данной ситуации пошел уступки. В феврале 1964 года в ходе консультаций в Пекине по поводу уточнения советско-китайской границы, согласился, чтобы границы проходили не по китайскому берегу рек (как это было предусмотрено договорами с Цинским Китаем), а по середине главного фарватера на судоходных реках и по середине реки на несудоходных реках.
События 1968 года в Чехословакии были использованы руководством КНР для обоснования возможности вмешательства СССР во внутренние дела КНР [2]. В октябре 1968 г. Чжоу Эньлай на официальном приеме заявил, что от Советского Союза «можно ожидать чего угодно, в том числе и нападения на Китай» [7]. Однако при всей трудности советско-китайских отношений, в те годы обе страны активно участвовали в военной помощи Северному Вьетнаму, СССР через территорию КНР делал поставки вооружения вьетнамским коммунистам (до запрета со стороны КНР в 1967 году), но при этом слаженной координации в помощи братской республике не было.
В марте 1969 года произошли военные столкновения на приграничном острове Даманский, а в августе этого же года в районе озера Жаланашколь. Таким образом, советско-китайский раскол стал переходить в горячую фазу. Но полномасшатабная война была не нужна обеим сторонам и они вновь сели за стол переговоров, чтобы прийти к минимальному компромиссу. Уже в сентябре 1969 года состоялась встреча А.Н. Косыгина с Чжоу Эньлаем. Стороны договорились подписать договор о совместном контроле на приграничных территориях и возобновить поставки Вьетнаму через Китай.
Советско-китайская конфронтация 60-х-70-х годов привела к глубокому кризису в отношениях двух стран. Торговля КНР с Советским Союзом сократилась за 1960-1967 годы почти в 16 раз. Но на фоне кризиса отношений с СССР и странами СЭВ, Китай сумел к началу 70-х годов выйти из политической изоляции, установив дипломатические отношения с рядом развитых стран, при этом стараясь также участвовать в делах развивающихся стран Азии и Африки, а в течение 70-х годов наладить отношения с США [18]. В 1971 году КНР стала постоянным членом Совета безопасности ООН (в том числе, при настойчивой поддержке СССР).
После пограничных столкновений 1969 года и последующих переговоров с советской стороной, Китай прекратил открыто провоцировать СССР, однако страны перешли фактически к состоянию, близкому к холодной войне. Это особенно проявилось в конце 70-х годов. К этому времени между Вьетнамом и СССР установились полноценные союзнические отношения с правом СССР размещать на территории СРВ военные базы. Кроме того, Вьетнам к концу 70-х годов сверг режим красных кхмеров в Камбодже и оккупировал территорию страны, что вызывало в КНР негодования. Китай в 1979 году решил «преподать Вьетнаму урок» и провел наступательную операцию на его территории, видимо, заодно проверяя реакцию СССР на вторжение на территорию союзника. После сомнительной военной операции Китай ушел с территории СВР, но напряженности в отношениях СССР и КНР это не убавило. К тому же КНР тревожило военная помощь и размещение советских
войск СССР на территории Монголии, как плацдарме для оккупации Китая. Китайское руководство с военной точки зрения опасалось кольца окружения со стороны СССР. Китайское руководство считало, что нормализация советско-китайских отношений возможно только после преодоления препятствий, которые мешают странам вести полноправный диалог. В конце 70-х годов на высшем уровне в КНР было озвучено «три препятствия», которые, по мнению китайского руководства, мешают достичь прогресса в советско-китайских отношениях [8]. Препятствия, озвученные китайской стороной, сводились к следующему:
1. пребывание советских войск в МНР (Советское правительство должно «вывести свои войска из МНР и из районов, прилегающих к советско-китайской границе...»);
2. поддержка Советским Союзом политики Вьетнама в отношении Кампучии, которую в КНР характеризовали как «агрессивную»;
3. направление в Афганистан советских войск [23].
Очевидно, что эти препятствия и общий негативный фон советско-китайских отношений во второй половине 60-х - 70-е годы стали причиной, по которой КНР отказалась в 1979 году продлевать подходивший к концу договор о дружбе и сотрудничестве с СССР.
Однако ряд событий 80-х годов открыли новый этап в истории советско-китайских отношений, наследником которых стала современная Россия. Именно с этого времени начался процесс нормализации отношений двух стран. После 3-го пленума КПК 11 созыва началась новая страница в истории Китая - политика реформ и открытости. Китай стал менять и свою внешнюю политику. После эпохи культурной революции идеологическая составляющая в международных делах КНР была заметно снижена, уступив место экономическим интересам. К началу 80 годов наметилась тенденция к нормализации отношений. Еще с 1979 года стороны пытались выработать механизмы к улучшению советско-китайских отношений, но ввод советских войск в Афганистан и китайско-вьетнамская война несколько осложнили процесс нормализации. Тем не менее, общее желание выйти из тупика заставило стороны вновь сесть за стол переговоров.
24 марта 1982 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев во время визита в Ташкент заявил о том, что СССР не ставит под сомнение социалистический характер Китая и хотел бы развивать отношения с ним без предварительных условий и не в ущерб третьим странам. Дэн Сяопин в ответ заявил, что Советский Союз должен, прежде всего, делом продемонстрировать стремление к улучшению отношений, китайская сторона предполагала под этим преодоление «трех препятствий». На этой основе, с 1982 года начались переговоры по пограничным вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел, которые проходили в 12 раундов до 1988 года [4].
В 1985 году генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Перестройка, ревизия коммунистической идеологии, отход СССР со стратегических рубежей создали возможность решить «три препятствия», хотя и путем ухода страны с исторической сцены.
28 июля 1988 года М. С. Горбачев в речи во Владивостоке заявил, что в настоящее время СССР с руководством Монгольской Народной Республики рассматривает вопрос о выводе значительной части советских войск из Монголии. Касаясь отношений с КНР, он заметил, что советское правительство хотело бы совместно разработать межправительственное соглашение о границах по р. Амур, которая могла бы проходить по его главному фарватеру. В декабре 1988 года состоялся визит в СССР министра иностранных дел КНР Цянь Цичэня (впервые с 1957 года), во время которого советская сторона заявила о необходимости решения проблемы Камбоджи, а в 1989 году вьетнамские войска полностью ушли с ее территории. В этом же году СССР закончил вывод войск из Афганистана. В 1989 году с визитом Горбачева в Пекин, произошло восстановление межпартийных связей и окончательная нормализация отношений [25].
После окончания эпохи СССР на мировой арене, Китай одним из первых признал Россию полноценным, полноправным и всесторонним правоприемником Советского Союза на международной арене, в ООН, в Совете Безопасности. Никакие события не поколебали
отношение китайского руководства к России как к «великой державе». Китай не принял участия в организованном Западом «крестовом походе» против России в целях ее дальнейшего ослабления и в нарушение ранее принятых на себя западными странами обязательств [17]. В свою очередь, первый президент России Б.Н. Ельцин стал активно взаимодействовать с руководством КНР. В 1992 году была подписана Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР. Его положениями были заложены важные принципы, которые затем способствовали развитию стратегических отношений. Таким образом, оформление отношений КНР с РФ стало новой вехой в истории отношений двух стран, причем с позитивным заделом на будущее. Среди них был принцип о том, что «ни одна из сторон не будет участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных против другой стороны, заключать с третьими странами каких-лио договоров или соглашений, наносящих ущерб государственному суверенитету и интересам безопасности другой стороны» [22].
В 23 апреля 1997 году произошла важная веха в китайско-российских отношениях, президент России Б.Н. Ельцин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали совместную декларацию о многополярном мире. Этот небольшой текст из семи пунктов стал крайне важным в концептуальном оформлении отношений двух стран. И Россия, и Китай нашли ключевую точку соприкосновения своих внешних интересов. Стороны договорились разрешить былые противоречия и не возвращаться к ненужной конфронтации. После этого Китай и Россия вышли на новый политически уровень двухсторонних отношений. Декларация провозгласила в качестве конечной цели российско-китайских усилий создание многополярного мира, системы международных отношений, где ни одна страна не будет навязывать другой свою волю. Роль медиатора и миротворца должен играть исключительно Совет Безопасности ООН. Только у этой структуры есть монополия на вмешательство во внутренние дела суверенных государств [10].
В 90-е годы Россия и Китай серьезно углубили сотрудничество по вопросам безопасности в регионе их общих стратегических интересов - в Средней Азии. Страны вышли на путь партнерства в области обороны и противодействия различным угрозам. В результате подписания Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области (Шанхай, 1996 г.) и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Москва, 1997 г.) была создана так называемая «шанхайская пятёрка». Таким образом, закладывался механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, создавались условия для установления поистине партнерских отношений между странами [15]. К XXI веку Россия и Китай подошли к важному рубикону - готовности создавать международные организации с целью взаимодействия в различных областях. 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан (РК), КНР, Кыргызской Республикой (КР), Российской Федерацией (РФ), Республикой Таджикистан (РТ) и Республикой Узбекистан (РУ) была создана Шанхайская организация сотрудничества. Хотя первоначальные задачи ШОС были связаны с развитием совместных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Центральной Азии (ЦА), деятельность Организации быстро приобрела и широкую экономическую направленность [15]. К началу нового тысячелетия Москва и Пекин пришли к твердому убеждению, что недоверие и враждебность наносят огромный ущерб интересам обеих стран, тогда как добрососедство, дружба и сотрудничество в полной мере соответствуют жизненным потребностям и способствуют решению стоящих перед Россией и Китаем масштабных созидательных задач. [17]
Следующей важной вехой в укреплении российско-китайских отношений стало заключение 16 июля 2001 года в Москве Президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве [11]. Стороны договорились развивать и укреплять отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с нормами международного права, не применять в своих
взаимоотношениях силу или угрозу силой, уважать выбор пути развития друг друга, поддерживать друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности. Также стороны договорились укреплять контакты в военной сфере и укрепления безопасности. Они договорились не участвовать в союзах и блоках и не предпринимать действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности партнера. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии, Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. Принципиально важным моментом было то, что в статье 6 Договора зафиксировано отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий. Это положение стало отражением общего подхода сторон: граница протяженностью 4300 с лишним километров должна не разъединять, а сближать народы наших стран, стать гарантией мирного будущего наших государств. Включение в Договор этой статьи дало мощный импульс пограничным переговорам между двумя странами. 15 октября 2004 года в Пекине было подписано Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части. В ходе своего визита в Китай президент России Владимир Путин подписал документ о добровольной передаче КНР острова Тарабарова и части Большого Уссурийского острова [12].
В 2005 г. вступило в силу Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части. Окончательная точка в пограничном вопросе была поставлена в 2008 году. В ходе визита в КНР Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова 21-22 июля 2008 г., главы внешнеполитических ведомств двух стран подписали Дополнительный протокол - описание линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики [5].
Важным событием в международной жизни России и Китая в начале XXI века стало оформление группы БРИКС (до 2010 года БРИК, без ЮАР) в международную организацию. В группу входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. Практическое взаимодействие в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда по инициативе президента России Владимира Путина «на полях» сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Ее итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества (до 2010 года без Южной Африки) [9].
Создание группы БРИКС обусловлено желанием входящих в нее стран, которые обладают крупными экономиками, политической значимостью на международной арене, искать и находить новые подходы в не совсем устраивающей их системе глобального управления, которая с ее нынешними международными институтами зачастую является инструментом однополярного мира. Сегодня БРИКС - только диалоговый формат. Такая форма сотрудничества, а не институционное объединение с программой и уставом, имеет определенные преимущества [6]. У организации есть большой потенциал, который постепенно начинает раскрываться. Ярким подтверждением тому является создание в 2014 году Нового Банка развития БРИКС, цель которого - финансирование различных проектов как в странах БРИКС, так и в развивающихся странах.
Отдельно стоит отметить невероятный рост экономического взаимодействия России и Китая на современном этапе. Китайские компании являются важными инвесторами в российскую экономику и, несмотря на санкции, они продолжают активно инвестировать в различные проекты. Китай в начале XXI века стал главным внешнеторговым партнером России, причем темпы торговли между двумя странами росли большими темпами (во многом это связано с китайским экономическим бумом на стыке тысячелетий). Так, если в 1995 году объем внешней торговли РФ и КНР составлял 5,5 млрд. дол. [29], то в 2014 году уже 95,3 млрд. дол. [30].
Кроме того, Китай и Россия успешно взаимодействуют по широкому спектру проблем мировой безопасности, исходя из понимания национальных интересов друг друга. Обе
страны являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и по многим вопросам вместе координируют действия и находят точки общих интересов. На современном этапе обе страны активно работали над проблемой иранской ядерной программе, по вопросу эскалации вокруг Корейского полуострова, по проблеме гражданской войны в Сирии и Украине.
Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие. Ежегодно проходят визиты глав внешнеполитических ведомств двух стран, они также на регулярной основе встречаются «на полях» международных мероприятий, в частности по линии ООН, «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС, РИК [20].
История отношений СССР и России с КНР имеет непростой характер, включают и времена тесного союза, и времена взаимного отчуждения. В настоящее время страны смогли преодолеть все противоречия, которые имели место в 60-е-80-е годы, зачастую обусловленные идеологией, амбициями лидеров стран, глобальными интересами великих держав. При этом стоит отметить, что и СССР, и КНР, несмотря на всю жесткость идеологической конфронтации, которая прежде имела место, старались сгладить опасные тенденции перехода к полномасшатабным военным столкновениям и садились за стол переговоров, проявляя стремление к улучшению отношений.
Во многом это обусловлено тем, что Россия и Китай имели довольно долгую историю отношений, которая знала периоды интенсивного взаимодействия, братской взаимопомощи и поддержки друг друга. В частности, период отношений с момента образования КНР в 1949 году до начала 60-х годов имел судьбоносный характер в истории отношений двух стран-соседей. Поддержка, которую оказал Советский Союз в становлении молодой КНР и культурное взаимообогащение двух стран в те годы по-прежнему остаются в памяти народов и служат маяком для выстраивания партнерских отношений в XXI веке.
Китай сегодня является главным экономическим партнером России, во многом способствует ее экономическому развитию через двухстороннюю торговлю, инвестиции, привлечение в новые глобальные инициативы Китая. России после распада СССР удалось установить с КНР межгосударственные отношения на новом стратегическом уровне, главным образом, за счет общего взгляда на развитие международных отношений в XXI веке на основе принципа многополярности, уважения территориальной целостности, соблюдения национальных интересов, всеобщего развития, помощи развивающимся странам и мирного сосуществования. Стороны оказывают поддержку друг другу в международных организациях, зачастую солидаризируясь по многом горячим вопросам в мировой политике.
Помимо этого, развиваются межрегиональные связи, устанавливаются партнерские отношения между странами. Россия поддержала глобальную инициативу Китая «экономического пояса Шёлкового пути», в котором Россия сможет играть важную роль страны-транзитера между Китаем и Европой. Страны уже подписали соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути. Страны с пониманием относятся к взаимным политическим и экономическим интересам друг друга и проявляют стремление к согласованию своих инициатив, чтобы добиться максимального положительного эффекта и гармоничного развития своих стран и сопредельных территорий.
Литература и источники
1. VI Всекитайский съезд КПК //сайт Китайского информационного интернет-центра. [Электронный ресурс]. -иКЬ: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-06/17/content_8950969.htm (дата обращения 10.05.2018)
2. IX Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая (Документы). -Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1969. - 161 с.
3. Аппарат ЦК КПСС и культура. 1958-1964: документы / [сост.: Т.В. Домрачева (отв. сост.) и др.]. - М.: РОССПЭН, 2005. - 870 с.
4. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир // Международные отношения. - 1990. - С.352.
5. Бородавкин А.Н. Россия и Китай: по пути добрососедства и сотрудничества// Проблемы Дальнего Востока. -2009. - №5. - С.12-20.
6. БРИК как новая форма многовекторной дипломатии // Вестник МГИМО-Университета. - 2010. - №1. - С.38-64.
7. Виноградов А.О. Внешняя политика Китайской Народной Республики в 1949-1976 гг. // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.08.2016. -URL:
http://www.perspektivy.info/history/vneshnaja_politika_kitajskoj_narodnoj_respubliki_v_1949_1976_gg_2016-08-
15.htm (дата обращения: 03.05.2018)
8. Выступления и высказывания Дэн Сяопина. Сборник. - М.: Прогресс, 1979. -285 с.
9. Группа БРИКС: история и цели создания//сайт РИА Новости . [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/spravka/20110414/364351996.html (дата обращения 13.05.2018)
10. Декларация справедливости: 20 лет назад Россия и Китай начали создавать многополярный мир// Russia Today на русском. [Электронный ресурс]. Дата публикации 23.04.2017. -URL: https://russian.rt.com/world/article/382049-rossiya-kitai-mnogopolyamyi-mir (дата обращения 13.05.2018)
11. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР//сайт МИД РФ. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870 (дата обращения 12.05.2018)
12. История пограничного вопроса между Россией и Китаем. Справка// сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. -URL: https://ria.ru/spravka/20080721/114550501.html (дата обращения 13.05.2018)
13. История ядерной программы Китая// сайт РИА Новости [Электронный ресурс]. -URL: https://ria.ru/spravka/20150115/1042543537.html (дата обращения 15.05.2018)
14. Калашников П.А. Советско-китайские культурные отношения. Дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2010. - 211с.
15. Каримова М. Перспективы экономического сотрудничества Таджикистана со странами ШОС// Центральная Азия и Кавказ. - 2012. - Т15. - №1. - С.159-168.
16. Китайская Народная республика. Конституция и законодательные акты/ Перевод с китайского. Сост.: Егоров К.А., Под ред.: Гудошников Л. М.; Пер.: Ахметшин Н.Х. - М.: Прогресс, 1984. - 470 с.
17. Титаренко М.Л. Курсом дружбы, сотрудничества и соразвития (к десятилетию Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР от 16 июля 2001 г. // КНР политика, экономика, культура. - М.: ИДВ РАН, 2011. - С. 6-20.
18. Ляньхэ гунбао. Совместное коммюнике КНР и США // Хунци. - 1972. - №3.- С. 5-7.
19. Ню Цзюнь. Мао Цзэдун «сань гэ шицзе» ли лунь ды яньцзю ганъяо. Наброски к изучению теории «трех миров» Мао Цзэдуна // Вань нянь Мао Цзэдун. Поздние годы Мао Цзэдуна. - Пекин, 1989. - С. 80-87.
20. О российско-китайских отношениях стратегического партнерства// сайт МИД РФ. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.mid.ru/strategiceskoe-partnerstvo-s-kitaem (дата обращения 24.06.2018)
21. От дружественного союза Китая и СССР до китайско-российского партнерства стратегического взаимодействия // сайт онлайн-газеты Женьминь жибао. [Электронный ресурс]. Дата публикации 17.08.2009. -URL: http://russian.people.com.cn/31857/97676/97787/6730454.html (дата обращения 10.06.2018)
22. Сборник российско-китайских договоров. 1949-1999гг. - М. 2000. - С.150.
23. СССР - КНР. Преодолеть препятствия можно лишь сообща// Аргументы и Факты. № 50 12/12/1987// сайт газеты Аргументы и Факты [Электронный ресурс]. -URL: http://www.aif.ru/archive/1649208 (дата обращения 15.05.2018)
24. Су сю ды хуанъянь хэ лиши ды чжэнеян. Ложь советских ревизионистов и историческая правда. - Пекин: Жэньминь чубаныпэ, 1977. - 289 с.
25. Су Ци. Лунь чжун су гун гуанси чжэнчанхуа. О нормализации отношений между китайскими и советскими коммунистами. - Тайбэй: Сань минь шуцзюй, 1991. - 306 с.
26. Чжао Инцун. Экономическая помощь Советского Союза Китайской Народной Республике в 1949-1959 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2003. - 189 с.
27. Чжун Э. «Айхунь тяоюэ» юй су сю бацюань лоцзи. Китайско-русский «Айгуньский договор» и гегемонистская логика советских ревизионистов // Лиши яньцзю. - 1976. - № 4. - С. 105-120.
28. Чжунхуа жэньминь гунхэго тяоюэ цзи (Сборник договоров Китайской Народной Республики). - Вып. I-XVIII. - Пекин, 1958-1974.
29. China statistical yearbook 1996// сайт национального статистического бюро КНР [Электронный ресурс]. -URL: http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/yearlydata/YB1996e/P16-7e_2.htm (дата обращения 14.05.2018)
30. China statistical yearbook 2015// сайт национального статистического бюро КНР [Электронный ресурс]. -URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2015/indexeh.htm (дата обращения 14.05.2018)
References and Sources
1. VI Vsekitaj skij s"ezd KPK //sajt Kitajskogo informacionnogo internet-centra. [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-06/17/content_8950969.htm (data obrashcheniya 10.05.2018)
2. IX Vsekitajskij s"ezd Kommunisticheskoj partii Kitaya (Dokumenty). -Pekin: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh yazykah, 1969. - 161 s.
3. Apparat CK KPSS i kul'tura. 1958-1964: dokumenty / [sost.: T.V. Domracheva (otv. sost.) i dr.]. - M.: ROSSPEHN, 2005. - 870 s.
4. Bazhanov E.P. Kitaj i vneshnij mir // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 1990. - S.352.
5. Borodavkin A.N. Rossiya i Kitaj: po puti dobrososedstva i sotrudnichestva// Problemy Dal'nego Vostoka. - 2009. - №5. - S.12-20.
6. BRIK kak novaya forma mnogovektornoj diplomatii // Vestnik MGIMO-Universiteta. - 2010. - №1. - S.38-64.
7. Vinogradov A.O. Vneshnyaya politika Kitajskoj Narodnoj Respubliki v 1949-1976 gg. // Setevoe izdanie Centra issledovanij i analitiki Fonda istoricheskoj perspektivy. [EHlektronnyj resurs]. Data publikacii 15.08.2016. -URL:
http://www.perspektivy.info/history/vneshnaja_politika_kitajskoj_narodnoj_respubliki_v_1949_1976_gg_2016-08-15.htm (data
obrashcheniya: 03.05.2018)
8. Vystupleniya i vyskazyvaniya Dehn Syaopina. Sbornik. - M.: Progress, 1979. -285 s.
9. Gruppa BRIKS: istoriya i celi sozdaniya//sajt RIA Novosti . [EHlektronnyj resurs]. - URL: https://ria.ru/spravka/20110414/364351996.html (data obrashcheniya 13.05.2018)
10. Deklaraciya spravedlivosti: 20 let nazad Rossiya i Kitaj nachali sozdavat' mnogopolyarnyj mir// Russia Today na russkom. [EHlektronnyj resurs]. Data publikacii 23.04.2017. -URL: https://russian.rt.com/world/article/382049-rossiya-kitai-mnogopolyarnyi-mir (data obrashcheniya 13.05.2018)
11. Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu RF i KNR//sajt MID RF. [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870 (data obrashcheniya 12.05.2018)
12. Istoriya pogranichnogo voprosa mezhdu Rossiej i Kitaem. Spravka// sajt RIA Novosti. [EHlektronnyj resurs]. -URL: https://ria.ru/spravka/20080721/114550501.html (data obrashcheniya 13.05.2018)
13. Istoriya yadernoj programmy Kitaya// sajt RIA Novosti [EHlektronnyj resurs]. -URL: https://ria.ru/spravka/20150115/1042543537.html (data obrashcheniya 15.05.2018)
14. Kalashnikov P.A. Sovetsko-kitajskie kul'turnye otnosheniya. Diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2010. - 211s.
15. Karimova M. Perspektivy ehkonomicheskogo sotrudnichestva Tadzhikistana so stranami SHOS// Central'naya Aziya i Kavkaz. -2012. - T15. - №1. - S.159-168.
16. Kitajskaya Narodnaya respublika. Konstituciya i zakonodatel'nye akty/ Perevod s kitajskogo. Sost.: Egorov K.A., Pod red.: Gudoshnikov L. M.; Per.: Ahmetshin N.H. - M.: Progress, 1984. - 470 s.
17. Titarenko M.L. Kursom druzhby, sotrudnichestva i sorazvitiya (k desyatiletiyu Dogovora o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu RF i KNR ot 16 iyulya 2001 g. // KNR politika, ehkonomika, kul'tura. - M.: IDV RAN, 2011. - S. 6-20.
18. Lyan'heh gunbao. Sovmestnoe kommyunike KNR i SSHA // Hunci. - 1972. - №3.- S. 5-7.
19. Nyu Czyun'. Mao Czehdun «san' geh shicze» li lun' dy yan'czyu gan"yao. Nabroski k izucheniyu teorii «trekh mirov» Mao Czehduna // Van' nyan' Mao Czehdun. Pozdnie gody Mao Czehduna. - Pekin, 1989. - S. 80-87.
20. O rossijsko-kitajskih otnosheniyah strategicheskogo partnerstva// sajt MID RF. [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.mid.ru/strategiceskoe-partnerstvo-s-kitaem (data obrashcheniya 24.06.2018)
21. Ot druzhestvennogo soyuza Kitaya i SSSR do kitajsko-rossijskogo partnerstva strategicheskogo vzaimodejstviya // sajt onlajn-gazety ZHen'min' zhibao. [EHlektronnyj resurs]. Data publikacii 17.08.2009. -URL: http://russian.people.com.cn/31857/97676/97787/6730454.html (data obrashcheniya 10.06.2018)
22. Sbornik rossijsko-kitajskih dogovorov. 1949-1999gg. - M. 2000. - S.150.
23. SSSR - KNR. Preodolet' prepyatstviya mozhno lish' soobshcha// Argumenty i Fakty. № 50 12/12/1987// sajt gazety Argumenty i Fakty [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.aif.ru/archive/1649208 (data obrashcheniya 15.05.2018)
24. Su syu dy huan"yan' heh lishi dy chzhehneyan. Lozh' sovetskih revizionistov i istoricheskaya pravda. - Pekin: ZHehn'min' chubanypeh, 1977. - 289 s.
25. Su Ci. Lun' chzhun su gun guansi chzhehnchanhua. O normalizacii otnoshenij mezhdu kitajskimi i sovetskimi kommunistami. -Tajbehj: San' min' shuczyuj, 1991. - 306 s.
26. CHzhao Incun. EHkonomicheskaya pomoshch' Sovetskogo Soyuza Kitajskoj Narodnoj Respublike v 1949-1959 gg. Diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2003. - 189 s.
27. CHzhun EH. «Ajhun' tyaoyueh» yuj su syu bacyuan' loczi. Kitaj sko-russkij «Ajgun'skij dogovor» i gegemonistskaya logika sovetskih revizionistov // Lishi yan'czyu. - 1976. - № 4. - S. 105-120.
28. CHzhunhua zhehn'min' gunhehgo tyaoyueh czi (Sbornik dogovorov Kitajskoj Narodnoj Respubliki). - Vyp. I-XVIII. - Pekin, 1958-1974.
29. China statistical yearbook 1996// sajt nacional'nogo statisticheskogo byuro KNR [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/yearlydata/YB1996e/P16-7e_2.htm (data obrashcheniya 14.05.2018)
30. China statistical yearbook 2015// sajt nacional'nogo statisticheskogo byuro KNR [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2015/indexeh.htm (data obrashcheniya 14.05.2018)
ВИНОГРАДОВ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ - аспирант Института истории и политики Московского педагогического государственного университета.
VINOGRADOV, ILIA S. - Ph.D. student, Department of the modern and contemporary history, Institute of history and politics, Moscow State University of Education ([email protected])
УДК 94(669)« 1960/2018»: 327
ГБАДЕБО АФОЛАБИ К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ЭВОЛЮЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИГЕРИИ
Ключевые слова: Нигерия, внешняя политика, афроцентризм, военный пакт, внутренние реалии, ЭКОВАС, внешние детерминанты, внутренние реалии, гражданская и экономическая дипломатия.
Озабоченность нигерийцев в стране и за рубежом в течение многих лет была связана с выработкой внешнеполитического курса Нигерии и необходимостью ее формирования и корректировки в соответствии с существующей реальностью, а именно - с доминирующими процессами внутри страны, а также с динамичным характером отношений с другими странами мира. Автор стремится выяснить содержание концепции внешней политики государства, особенности ее реализации. Он освещает цели, принципы, а также конституционные нормы, которые определяют основы внешнполитического курса страны. Показано, что когда Нигерия обрела независимость в 1960 году, ее цели состояли в том, чтобы обеспечить осуществление эффективной внешней