Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

421
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SINO-RUSSIAN MILITARY COOPERATION / БЕЗОПАСНОСТЬ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / EAST ASIAN SECURITY / ПАРТНЕРСТВО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / STRATEGIC COOPERATIVE PARTNERSHIP / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / АНТИТЕРРОРИЗМ / ANTI-TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лян Хун-И

Военное сотрудничество между Советским Союзом и Коммунистической партией Китая началось еще перед окончанием Второй мировой войны. В то время СССР передал Китаю оружие японской Квантунской армии и соответствующие технологии, обеспечив тем самым стремительный подъем в коммунистических вооруженных силах Китая и последующую победу над правительством Гоминьдана. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. Мао Цзэдун, претворив в жизнь просоветскую одностороннюю политику, поддерживал непродолжительные дружественные отношения между Китаем и Советским Союзом до тех пор, пока со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева в двусторонних отношениях не произошли кардинальные изменения. Советско-китайские связи, включая сотрудничество в военной сфере, стали постепенно улучшаться только с приходом к власти Михаила Горбачева. В период после Холодной войны главным образом по геополитическим соображениям, а также из-за стратегической блокады со стороны Соединенных Штатов Америки, вместе с экономическим подъемом Китая и восстановлением национальной мощи Российской Федерации стало возможным возобновить двустороннее военное сотрудничество в Восточной Азии. Учитывая тесное развитие российско-китайских отношений в последние несколько лет, а также рост мощи Китая, двустороннее сотрудничество стало основной темой безопасности в Восточной Азии. Основная цель этой статьи - всесторонне рассмотреть российско-китайское военное сотрудничество в Восточной Азии за последние годы, а также влияние на безопасность в данном регионе и будущие тенденции его развития, вызванные двусторонним сотрудничеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лян Хун-И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY AND MILITARY COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN EAST ASIA

Military cooperation between the Soviet Union and Chinese Communist Party (CCP) began in the end of World War II. Building People’s Republic of China (PRC), Chinese Communist Party decided to implement the pro-Soviet policy, which almost lasted to the end of 1950s. Bilateral relations gradually improved between Russia and China when Mikhail Gorbachev came into power, and bilateral military cooperation also re-started at that time. Based on geopolitical considerations and the U.S. strategic blockade in East Asia, military cooperation between the two nations in the post-Cold War era becomes gradually possible by way of Chinese economic rising and Russian national power revival. As for Sino-Russian close relationship and Chinese rising, cooperation between two nations becomes one of the most important security issues in East Asia. The field of military cooperation, which is symbolized by bilateral between Russia and China or multilateral military exercises among nations of Shanghai Cooperation Organization (SCO), includes traditional and non-traditional security. This paper focuses on military cooperation between Russia and China from whole angles in the recent years in East Asia, including military mutual trust mechanism, arms purchase, and traditional and anti-terrorism military exercises, and highlights on effect in East Asian regional security and future trend of this military cooperation.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ REGIONAL SECURITY ISSUES

УДК 327.57(470:510) Хун-И Лян1

Государственный Университет Чжэнчжи, Тайвань E-mail: hylien@nccu.edu.tw

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Аннотация. Военное сотрудничество между Советским Союзом и Коммунистической партией Китая началось еще перед окончанием Второй мировой войны. В то время СССР передал Китаю оружие японской Квантунской армии и соответствующие технологии, обеспечив тем самым стремительный подъем в коммунистических вооруженных силах Китая и последующую победу над правительством Гоминьдана. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. Мао Цзэдун, претворив в жизнь просоветскую одностороннюю политику, поддерживал непродолжительные дружественные отношения между Китаем и Советским Союзом до тех пор, пока со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева в двусторонних отношениях не произошли кардинальные изменения. Советско-китайские связи, включая сотрудничество в военной сфере, стали постепенно улучшаться только с приходом к власти Михаила Горбачева. В период после Холодной войны главным образом по геополитическим соображениям, а также из-за стратегической блокады со стороны Соединенных Штатов Америки, вместе с экономическим подъемом Китая и восстановлением национальной мощи Российской Федерации стало возможным возобновить двустороннее военное сотрудничество в Восточной Азии.

1 Хун-И Лян, доцент кафедры дипломатии Государственного Университета Чжэнчжи, Тайвань.

Для цитирования: Лян, Хун-И. Российско-китайское военное сотрудничество и безопасность в Восточной Азии // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 4. С. 9-21.

© Лян Хун -И, 2015

Учитывая тесное развитие российско-китайских отношений в последние несколько лет, а также рост мощи Китая, двустороннее сотрудничество стало основной темой безопасности в Восточной Азии. Основная цель этой статьи - всесторонне рассмотреть российско-китайское военное сотрудничество в Восточной Азии за последние годы, а также влияние на безопасность в данном регионе и будущие тенденции его развития, вызванные двусторонним сотрудничеством.

Ключевые слова: российско-китайское военное сотрудничество, безопасность в Восточной Азии, партнерство стратегического взаимодействия, Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), антитерроризм.

Hong-yi Lien1

National Chengchi University, Taipei

E-mail: hylien@nccu.edu.tw

SECURITY AND MILITARY COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN EAST ASIA

Abstract. Military cooperation between the Soviet Union and Chinese Communist Party (CCP) began in the end of World War II. Building People's Republic of China (PRC), Chinese Communist Party decided to implement the proSoviet policy, which almost lasted to the end of 1950s. Bilateral relations gradually improved between Russia and China when Mikhail Gorbachev came into power, and bilateral military cooperation also re-started at that time. Based on geopolitical considerations and the U.S. strategic blockade in East Asia, military cooperation between the two nations in the post-Cold War era becomes gradually possible by way of Chinese economic rising and Russian national power revival. As for Sino-Russian close relationship and Chinese rising, cooperation between two nations becomes one of the most important security issues in East Asia. The field of military cooperation, which is symbolized by bilateral between Russia and China or multilateral military exercises among nations of Shanghai Cooperation Organization (SCO), includes traditional and non-traditional security. This paper focuses on military cooperation between Russia and China from whole angles in the recent years in East Asia, including military mutual trust mechanism, arms purchase, and traditional and anti-terrorism military exercises, and high-

1 Hong-yi Lien, Associate Professor, Department of Diplomacy, National Chengchi University, Taipei.

For citation: Lien, Hong-yi. Security and Military Cooperation between Russia and China in East Asia // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2015. № 4. P. 9-21.

lights on effect in East Asian regional security and future trend of this military cooperation.

Keywords: Sino-Russian Military Cooperation, East Asian Security, Strategic Cooperative Partnership, Shanghai Cooperation Organization, Anti-terrorism.

1. Истоки и уровни российско-китайского военного сотрудничества в Восточной Азии

1.1. Истоки российско-китайского военного сотрудничества

Современные связи в военной сфере между Россией и Китаем восходят к сражению за Албазин в период правления императора Канси (Русско-цинский пограничный конфликт). Тогда Петр I стремился овладеть незамерзающими портами в Восточной Азии для создания обширной военной базы, однако царская армия потерпела поражение, после чего в 1689 г. обе стороны подписали Нерчинский договор - первый международный договор Китая [1, p. 108]. Конфликт стал отправной точкой для развития российско-китайского сотрудничества в военной сфере. В то время пока Цинская династия была очень слаба, Российская Империя, наоборот, проявляла агрессорские амбиции, захватывая северо-восточные и северо-западные земли.

В первые годы своего существования Китайская Республика по сути стала крестной матерью для Коммунистической партии Китая. Однако Россия оказывала помощь Китаю в свержении политической власти Гоминьдана, преследуя собственные государственные интересы. Поэтому в то время противостояние занимало больше места в развитии отношений между Россией и Китаем, военное сотрудничество стало развиваться только после возникновения КНР в 1949 г.

С исторической точки зрения, двустороннее военное сотрудничество будет испытываться временем, что же касается его мотивов, то они по-прежнему будут исходить из соображений стратегических интересов. Такого рода военное сотрудничество содержит много переменных - при изменении международной обстановки и ситуации в Восточной Азии военное сотрудничество между РФ и КНР уже не будет отвечать их интересам и может легко прекратиться.

1.2. Уровни российско-китайского военного сотрудничества

после Холодной войны

1.2.1. Военные технологии и покупка вооружений

при партнерских отношениях стратегического сотрудничества

На раннем этапе создания КПК КНР и СССР уже осуществляли непродолжительное сотрудничество в военной области, которое стимулировало

обе стороны двигаться дальше в этом направлении из-за напряженности в российско-американских отношениях во время Холодной войны. В 1950 г. был подписан «Советско-китайский договор о дружбе и союзе», что стало правовой основой для сотрудничества в военной сфере. В то время основной сферой сотрудничества было предоставление оружия, используемого в военных целях, и обмен военными технологиями. Например, КНР были переданы танки советского производства Т-54, артиллерия, а также боевые самолеты МиГ-19. Из-за того, что на тот период политическое и экономическое развитие Китая были достаточно нестабильны, отношения между двумя странами было трудно назвать сотрудничеством - тогда Китай больше всего нуждался в советских поставках вооружения и технологий, а СССР, в свою очередь, в геополитическом стратегическом отношении нуждался в таком союзнике, как Китай. После смерти Сталина и с приходом к власти Хрущева в советско-китайских отношениях произошел резкий перелом. Идеологическая борьба между двумя странами задала им новое направление в военном сотрудничестве.

В 1978 г. политика реформ и открытости Дэн Сяопина помогла странам больше не фокусироваться на идеологии, а заложить фундамент для нормализации отношений. С приходом к власти Горбачева и проведении политики «перестройки» Китай и Советский Союз полностью отказались от споров по поводу идеологии. В 1989 г. Горбачев впервые нанес официальный визит в КНР, что растопило лед в двусторонних отношениях. В следующем году обе стороны подписали договор о покупке военных самолетов. Советский Союз обещал предоставить Китаю 26 самолетов Су-27 [11]. 18 декабря 1992 г. Китай и Россия подписали меморандум о взаимопонимании между правительствами России и КНР по вопросам военно-технического сотрудничества, после чего Россия стала крупнейшим поставщиком оружия Китаю (по данным на 2000 г.) [8; 9]. В 1994 г. РФ и КНР подписали «Совместное заявление о взаимном ненацеливании стратегических ядерных ракет, находящихся под их соответствующим командованием», изначально направленное на одностороннюю прозападную политику. Однако, когда Евгений Примаков был назначен министром иностранных дел РФ, а российская сторона не получила ожидаемой финансовой помощи со стороны Запада, в ее внешней политике стал проявляться так называемый «двуглавый орел», начав уделять внимание как Западу, так и Востоку. Пересмотр внешней политики помог развитию военного сотрудничества между Россией и Китаем, углубив изначально поверхностное сотрудничество до проведения совместных военных учений и подготовки военных кадров.

После Холодной войны механизм сотрудничества в области военных технологий базировался на ежегодных встречах на уровне министров. В ноябре 1992 г. заместитель премьер-министра Александр Шохин провел конференцию с заместителем председателя военного совета ЦК КПК Лю

Хуацин. Обе стороны сосредоточили внимание на обсуждении вопросов военной промышленности и содействия развитию народной экономики. Эта встреча стала первой российско-китайской межправительственной конференцией Комитета по военно-техническому сотрудничеству. В 1996 г. РФ и КНР построили партнерские отношения стратегического сотрудничества, где главной составляющей стало сотрудничество в военных технологиях. В июле 2000 г. Путин прибыл с официальным визитом в Китай, где обе стороны подписали базовое соглашение о военном сотрудничестве, согласно которому военное сотрудничество было разделено на 2 этапа: с 2000 г. по 2005 г., с 2005 г. по 2015 г. Основные пункты военного сотрудничества включали разработку новейших воздушных судов и ракет, а также высокотехнологичного лазерного оружия, отправку китайской стороной 450 офицеров на обучение в Россию и проведение совместных военных учений [10].

Вместе с быстрым экономическим развитием Китая профессионалы из разных областей начали непрерывно возвращаться в Китай после окончания обучения заграницей. Это новое поколение талантливых людей способствует подъему военных технологических стандартов, поэтому китайская сторона больше не опирается на военные технологии России. В этой связи двустороннее сотрудничество в области военных технологий «теряет краски». В последнее время китайские военные технологии достигли больших успехов в разработке морского и воздушного вооружения, один из главных примеров - китайская ракета-носитель для проведения сухопутных операций «Чанчжэн-9», разработанная в 2014 г. «Чанчжэн-5» и «Чанчжэн-7» планируют к запуску в 2015 г. Касательно военно-морской отрасли, в сентябре 2012 г. на воду был спущен авианосец «Ляонин», способный осуществлять удары по крупным патрульным судам. В настоящее время КНР осуществляет строительство авианосцев «001А» и «002А», которые впоследствии станут прототипом «Ляонина». Они будут усовершенствованы наличием паровой катапульты. В военно-воздушной отрасли планируются испытательные полеты истребителя Чэнду J-20. Он является достойным соперником американского истребителя Б-22 с электронной системой управления огнем. Разработка и серийное производство российского истребителя Т-50 показали, что Чэнду J-20 превосходит его, а значит китайские технологии постепенно догоняют русские [4]. Таким образом, можно ожидать, что в будущем Россия уже не будет предоставлять военные технологии Китаю, однако тесное двустороннее сотрудничество в этой области способно стимулировать более высокий уровень научных исследований и развития в данной области.

1.2.2. Содержание и развитие механизма взаимного доверия в военной области между Россией и Китаем

Механизм взаимного доверия в военной области является производной от мер по укреплениям доверия (МУД). Он используется в случае, когда между двумя сторонами наблюдается потенциальный военный конфликт.

Они пытаются снизить вероятность возникновения конфликта посредством военной информационной прозрачности. Реализация данных мер между Китаем и Россией началась с демаркации границы и вывода войск. В 1997 г. в Москве была организована конференция Шанхайской пятерки, где обе стороны подписали «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы», а в следующем году Россия и Китай подписали «Протокол по пограничным обменам информацией», что стало основой механизма взаимного доверия в военной области. После создания данного механизма стороны приступили к решению проблемы по демаркации границы. Прежде всего они урегулировали территориальный вопрос на восточно-западной границе. Так, в декабре 1999 г. стороны подписали «Соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части» и «Соглашения между КНР и РФ о китайско-российской государственной границе на ее Западной части» соответственно. Оба протокола не только устанавливали линию границы, но и обязывали отвести от нее пограничные войска на 300 км [6, с. 89-90]. После официального создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) российско-китайские механизмы по укреплению доверия в военной сфере стали разнообразно развиваться. Переплетение многосторонних (ШОС) и двусторонних механизмов (встречи лидеров стран) позволили усовершенствовать механизм взаимного доверия в военной области.

1.2.3. Широкий круг антитеррористических и антисепаратистских военных учений в рамках ШОС

После создания ШОС в июне 2001 г., Россия и Китай под предлогом борьбы с терроризмом совместно со странами Центральной Азии боролись с тремя силами зла - терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [7]. РФ и КНР, сотрудничая в рамках ШОС, постепенно превратили совместные военные маневры в регулярные военные учения. С 2002 г., за исключением 2008 г., военные учения начали проводиться каждый год, первыми из которых стали совместные китайско-кыргызские учения на границе этих стран. В 2004 г. в столице Узбекистана г. Ташкент был образован антитеррористический орган, который установил постоянный механизм проведения совместных военных учений [2]. Благодаря антитеррористическим военным учениям у стран появилась уверенность в том, что они способны обойтись и без посторонней помощи, например, США. Такие действия могут определить четкую грань между «другом» и «врагом» в регионе, сформировав в регионе идентификацию «свой - чужой», что поможет сблизить российско-китайские отношения.

Опираясь на данные, приведенные в табл. 1, следует отметить, что Россия и Китай начали проводить совместные учения в рамках ШОС только после 2002 г., однако после «Мирной миссии-2012» стороны перестали выступать в качестве стран-организаторов проведения антитеррористических военных учений.

Таблица 1

Совместные военные учения в рамках ШОС

№ Название Период Содержание

1 Учения-2001 10-11/10/2002 Совместные китайско-кыргызские военные учения пограничных войск и отрядов специального назначения, проведенные на гористой местности в области пересечения границ двух государств.

2 Учения-2003 6-12/08/2003 Участие в совместных учениях приняли 800 военнослужащих из России, Китая, Казахстана, Таджикистана и Кыргыста-на, включая особые подразделения последнего. Учения проводились в китайском Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) и в Казахстане.

3 Мирная миссия-2005 8-25/08/2005 Совместные военные учения, которые прошли во Владивостоке, на полуострове Шаньдун и в примыкающей к полуострову морской акватории. Участие приняли до 10 тыс. военнослужащих из РФ и около 8 тыс. китайских военных.

4 Взаимодей-ствие-2006 21-23/09/2006 Учения проходили в г. Куляб Халтон-ской области Таджикистана, где приняли участие более 500 военнослужащих, включая: с китайской стороны - одну усиленную спецроту, а с таджикской стороны - одну спецроту, одну мотопехотную роту, один артиллерийский батальон и отдельную авиационную эскадрилью.

5 Мирная миссия-2007 9-17/08/2007 В учениях приняли участие страны ШОС: Кыргызстан, Китай (около 1600 военных), Россия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. Учения проводились в Челябинской области России и в китайском городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района.

6 Мирная миссия-2009 22-26/07/2009 Китайско-российские совместные антитеррористические военные учения. Они прошли в российском Хабаровске и на полигоне Таонань Шэньянского военного округа на северо-востоке Китая. Стороны направили для участия в них по 1300 человек.

Окончание табл. 1

№ Название Период Содержание

7 Мирная миссия-2010 9-25/09/2010 Совместные антитеррористические учения, которые прошли на полигоне Ма-тыбулак Жамбылской области в Казахстане. В маневрах приняли участие более 5 тыс. военнослужащих из Китая, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.

8 Тяньшань-2 5-8/05/2011 Совместные антитеррористические учения Китая, Кыргызстана и Таджикистана, проведенные в китайском Синьцзяне.

9 Мирная миссия-2012 8-14/06/2012 Совместные антитеррористические учения, которые прошли в таджикском городе Худжанд. В маневрах были задействованы около 2 тыс. военнослужащих из Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

10 Казыгурт- антитеррор- 2013 13/06/2013 В учениях, проводимых в южной части Казахстана, принимали участие Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В качестве наблюдателей выступили Россия, Китай и Узбекистан.

11 Восток- Антитеррор- 2014 27/03/2014 В Узбекистане прошли кыргызско-узбекские антитеррористические учения при участии 4 стран-наблюдателей: России, Китая, Казахстана и Таджикистана.

Тем не менее совместные военные учения между двумя сторонами не были прерваны. РФ и КНР запустили 20-дневные совместные антитеррористические учения «Мирная миссия-2013» с 27 июля по 15 августа 2013 г. Их можно разделить на три этапа: передислокация войск, планирование операций и ведение совместных боевых действий. Боевые операции проходили как на земле, так и в воздухе. Тесное сотрудничество во время проведения учений способствовало принятию совместных решений ведения боевых действий, объединенному командованию и обмену информацией [3]. В мае 2014 г. страны провели совместные военно-морские учения «Морское взаимодействие-2014», которые имели двусторонний характер. Это были самые крупные антитеррористические военные учения, как с точки зрения масштабов, так и по характеру. Во время учений страны также провели противолодочные тренировки и моделирование поведения подводных лодок нового типа при внезапной атаке на российские и китайские вооруженные силы. Российско-китайские стратегическое сотрудничество также

продемонстрировало высокие показатели при проведении противовоздушной обороны и ракетной атаки подводных лодок [12].

Опираясь на вышеизложенное, можно отметить, что проведенные совместные антитеррористические операции между Россией и Китаем стали своего рода пробным камнем в реализации военного сотрудничества. Во-первых, это помогло избежать опасения разных стран по поводу проведения подобных мероприятий, а во-вторых, способствовало сдерживанию постепенного американского стратегического влияния в Центральной Азии после теракта 11 сентября 2001 г. После того, как в сентябре 2011 г. США начали непрерывно выводить войска из Афганистана, Центральной Азии на время удалось избавиться от стратегического контроля американской армии. В этой связи Россия и Китай перестали выступать в качестве стран-организаторов проведения учений в рамках ШОС. Кроме того, тот год совпал по времени образования китайско-японского спора вокруг острова Дяоюйтай. Это способствовало смене ориентиров КНР и РФ на Восточную Азию. Проведенные российско-китайские военные учения в 2013 и 2014 гг. продемонстрировали не только углубление сотрудничества двух стран, но и дали собственный ответ совместным американо-японским учениям. Очевидно, что в настоящее время совместные учения между Россией и Китаем уже стали дополнением к многосторонним тенденциям развития.

2. Влияние российско-китайского военного сотрудничества на региональную безопасность в Восточной Азии (Заключение)

2.1. Традиционная безопасность

Традиционная безопасность является важным аспектом международной безопасности. Европейские исследования в области человеческой безопасности начали формироваться после окончания Холодной войны. До этого исследования в области международной безопасности были ограничены традиционной национальной безопасностью. У России и Китая были одинаковые точки зрения по отношению к международной безопасности. Несмотря на тот факт, что военное сотрудничество между двумя странами также началось в период после окончания Холодной войны, стороны считали традиционную безопасность одной из основных сфер для сотрудничества. В начале 90-х г. по причине экономического упадка Россия стала проводить курс сближения с Западом, из-за чего российско-китайские отношения в области традиционного сотрудничества не смогли развиваться должным образом. После подписания в 1992 г. Меморандума о военном и научно-техническом сотрудничестве стороны стали осуществлять контакты в области военных закупок и технических обменов. Возможность для углубления сотрудничества появилась после назначения на пост министра иностранных дел Евгения Примакова и проведения его внешней политики «двуглавого орла». В конечном итоге российско-китайское сотрудничество можно разделить на не-

сколько последовательных этапов: продажа вооружения и технический обмен, создание механизма взаимного доверия в военной области и проведение совместных военных учений в рамках ШОС. На этих стадиях обычное сотрудничество в области военных технологий переросло в официальный военный союз. Вместе со стремительным экономическим ростом Китая постепенно стали увеличиваться области для развития сотрудничества, которое в настоящее время уже нельзя недооценивать.

В последние годы Китай и Россия прямо или косвенно оказываются в зоне конфликтов. Так, китайская сторона столкнулась с провокациями со стороны Японии по поводу национализации острова Дяоюйтай. Открытое безразличие к националистическим движениям внутри страны, а также отправка патрульных судов в морскую зону острова в конечном итоге привели к вмешательству со стороны США. Япония всегда была важным союзником в системе безопасности Соединённых Штатов в Восточной Азии. При возникновении спора с китайской стороной США, конечно, поддержат в данном вопросе Японию и, кроме того, проведут совместные учения, чтобы помочь ей заполучить необходимое. Вмешательство России в движение за независимость в Крыму вызвало озабоченность со стороны Восточной Европы, а про-российские украинские силы в восточной Украине начали непрерывную борьбу с правительственными войсками страны. Россия нередко оказывает помощь войскам в восточной Украине. Поскольку в каждом из регионов соответственно и Россия, и Китай оказываются в зоне конфликтов, двустороннее военное сотрудничество, несомненно, сталкивается с попытками региональной гегемонии и изменения существующего положения в регионе. Поэтому ситуация в Восточной Азии может перерасти в противостояние Китая и России с Японией и США, что несет серьезную угрозу для поддержания мира и безопасности в регионе.

2.2. Нетрадиционная безопасность

После теракта 11 сентября 2001 г. страны всего мира начали придавать большое значение борьбе с терроризмом. Однако терроризм часто взаимосвязан с сепаратизмом и экстремизмом, и это можно заметить на примерах движения за независимость в китайском СУАР и Восточном Туркменистане. Сотрудничество между Россией и Китаем по большей части ориентировано на борьбу с тремя силами зла. Кроме того, начиная с конца 2002 г. стороны начали ежегодно проводить совместные антитеррористические военные учения, которые изначально являлись скрытыми традиционными сферами безопасности. Созданный в 2004 г. антитеррористический орган позволил этим учениям приобрести самостоятельность в рамках ШОС. После окончания военных действий и начала вывода американских войск из Афганистана в 2011 г. Центральная Азия отныне не являлась стратегической целью США, а антитеррористические учения в рамках ШОС стали для

четырех стран этого региона основной отраслью взаимодействия. Каждый год страны проводят совместные военные маневры, но они не обязательно направлены на сдерживание сепаратизма и терроризма, а скорее для того, чтобы при произведении террористических атак приспособиться к изменившейся обстановке. Говоря об антитеррористических учениях РФ и КНР, стоит отметить, что они являются предлогом для создания прямого военного союза. Проанализировав совместные учения в 2013 и 2014 гг., можно сказать, что объектом являются отнюдь не террористы, ведь для этого нет необходимости проводить военные учения на море и в воздухе, тем более нет нужды осуществлять противолодочные тренировки. По этой причине российско-китайские совместные учения оказывают незначительное влияние на нетрадиционную безопасность в Восточной Азии. Терроризм - это лишь название.

Кроме того, Тайвань со своим стремлением к независимости является для Китая тем самым «сепаратистом». При ежегодных проведениях совместных российско-китайских военных учений США будут стараться усилить военное сотрудничество с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и Тайванем, чтобы противостоять России и Китаю. В мае 2015 г. Сенат США принял закон, с 2016 г. отменяющий оборонные ограничения, который поддерживает участие Тайваня в совместных учениях в воздухе против «Красного флага». Они будут проводиться каждый год в штатах Аляска и Невада и станут самыми крупными воздушными учениями США и их союзников. Очевидно, что тем самым Соединенные Штаты начали постепенно привлекать Тайвань для вступления в военный союз в Восточноазиат-ском регионе. Таким образом, российско-китайские военные учения в Восточной Азии могут произвести обратный эффект для «сепаратистов», а действия США в Восточной Азии лишь усилят сепаратизм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. China : Five Thousand Years of History and Civilization / The Editorial Committee of Chinese Civilization: A Source Book, City University of Hong Kong. - Hong Kong : City University of Hong Kong Press, 2007. - В32 р.

2. Counterterrorist Trainings [Электронный ресурс] // RATS. 2013. -Режим доступа: http://ecrats.org/en/cooperation/anti-terror-training.

3. Huang Rui. Zhong E lianyan «daxi» jingcai zai hechu [«Drama» in the Sini-Russian joint exercises: where's it's wonderful?]. 2013, August, 1В [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/2013-08/18/c_116982493_2.htm. - Кит.

4. Jian 20 he F22 jishu zhibiao duice: meijun kongzhong youshi hua wei wuyou [F-20 and F22 Technical Comparison: American Air Supremacy Goes Up in Smoke]. 2011, January 23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mil.news.sina.com.cn/2011-01-23/10516294B7.html. - Кит.

5. Hu Guang-qu. Zhongguo huo jiang liangxiang 12 zhong jianduan junshi keji: pinzhi zhibi meijun [China is Up To Introduce 12 Kinds of Military Technology: Quality Almost Equal to the US]. 2014, January 22 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://big5.huaxia.com/thjq/jswz/2014/ 01/3716040.html. - Кит.

6. Li Cheng-hong. Zhong E junshi jishu hezuo : Xianzhuang, wenti yu duice [Sino-Russian Military and Technical Cooperation : Current Situation, Problems and Solutions]. [S.l.] : Eluosi yanjiu, 2009. - Кит.

7. SCO's Regional Anti-Terrorism Structure takes on internet threat [Электронный ресурс] // UZNEWS.NET. 2012, March 29. - Режим доступа: http://www.uznews.net/en/world/19439-sco%E2%80%99s-regional-anti-terrorism-structure-takes-on-internet-threat.

8. Yang Li-jie. Zhong E gaoceng hufang yu huiwu [Sino-Russian Highlevel Visits and Meetings] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/ziliao/2002-11/27/content_642586.htm. - Кит.

9. Jyotsna Bakshi. Russia-China Military-Technical Cooperation : Implications For India [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.idsa-india.org/an-jul-100.html.

10. Yu Xing-wei. Xin shiqi zhong e junshi guanxi fazhan shulun [The New Era of Sino-Russian Military Relations] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jds.cass.cn/UploadFiles/ztsjk/2010/11/201011050946591405.pdf. - Кит.

11. Zhongguo gou jin de SU-27 de bushu, shiyong zhuangkuang, zhuanrang shengchan deng [Chinese purchase of SU-27 : Deployment, Usage, Transfer of Production]. 2003, Janyar, 16 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omnitalk.com/miliarch/gb2b5.pl?msgno=messages/2400.html. - Кит.

12. Zhong E junyan duojia «diji» jinru donghai shunjian bei zhijie jiluo [Sino-Russian Military Exercises and «Enemy Plane» in the East China Sea : Instantly Shot Down]. 2014, May 25 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mil.sohu.com/20140525/n400000268.shtml. - Кит.

REFERENCES

1. China: Five Thousand Years of History and Civilization. The Editorial Committee of Chinese Civilization: A Source Book, City University of Hong Kong. Hong Kong: City University of Hong Kong Press, 2007. 832 р.

2. Counterterrorist Trainings. RATS, 2013. Available at: http://ecrats.org/en/cooperation/anti-terror-training (accessed 8 December 2015).

3. Huang Rui. «Drama» in the Sini-Russian joint exercises: where's it's wonderful? 2013, August 18. Available at: http://news.xinhuanet.com/2013-08/18/c_116982493_2.htm (accessed 8 December 2015). (In Chinese).

4. F-20 and F22 Technical Comparison: American Air Supremacy Goes Up in Smoke. 2011, January 23. Available at: http://mil.news.sina.com.cn/2011-01-23/1051629487.html (accessed 8 December 2015). (In Chinese).

5. Hu Guang-qu. China is Up To Introduce 12 Kinds of Military Technology: Quality Almost Equal to the US. 2014, January 22. Available at: http://big5.huaxia.com/thjq/jswz/2014/01/3716040.html (accessed 8 December 2015). (In Chinese).

6. Li Cheng-hong. Sino-Russian Military and Technical Cooperation: Current Situation, Problems and Solutions. [S.l.]: Eluosi yanjiu Publ., 2009. (In Chinese).

7. SCO's Regional Anti-Terrorism Structure takes on internet threat. UZNEWS.NET, 2012, March 29. Available at: http://www.uznews. net/en/world/19439-sco%E2%80%99s-regional-anti-terrorism-structure-takes-on-internet-threat (accessed 8 December 2015).

8. Yang Li-jie. Sino-Russian High-level Visits and Meetings. Available at: http://news.xinhuanet.com/ziliao/2002-11/27/content_642586.htm (accessed 8 December 2015). (In Chinese).

9. Jyotsna Bakshi. Russia-China Military-Technical Cooperation: Implications For India. Available at: http://www.idsa-india.org/an-jul-100.html (accessed 8 December 2015).

10. Yu Xing-wei. The New Era of Sino-Russian Military Relations. Available at: http://jds.cass.cn/UploadFiles/ztsjk/2010/11/201011050946591405.pdf (accessed 8 December 2015). (In Chinese).

11. Chinese purchase of SU-27: Deployment, Usage, Transfer of Production. 2003, Januaryy 16. Available at: http://www.omnitalk.com/miliarch /gb2b5.pl?msgno=messages/2400.html (accessed 8 December 2015). (In Chinese).

12. Sino-Russian Military Exercises and «Enemy Plane» in the East China Sea: Instantly Shot Down. 2014, May 25. Available at: http://mil. sohu.com/20140525/n400000268.shtml (accessed 8 December 2015). (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.