И.И. Арсентьева
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ*
RUSSIAN-CHINESE BORDERLANDS: DEVELOPMENT TRENDS AND PROSPECTS
В статье рассматриваются приграничные территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики, анализируются причины разного уровня их социально-экономического развития. Выявляются тенденции и перспективы развития российского приграничья.
Ключевые слова: государственная граница, приграничные территории, российско-китайское приграничье, Забайкальский край.
In this article the borderlands of Russian Federation and People's Republic of China are described, the causes of different socio-economic level are analyzed. The development trends and prospects for Russian borderland are determined.
Key words: frontier, borderlands, Russian-Chinese borderlands, Zabaikalsky krai.
Сегодня государственные границы становятся не только более прозрачными, но и более дифференцированными. Подобная дифференциация, с одной стороны, относится к самой границе, ее проницаемости для различного рода трансграничных потоков. С другой - по разные стороны границы наблюдается несоответствие (порой весьма ощутимое) подходов к развитию приграничных территорий. Если мы говорим о дифференциации во втором значении, то один из наиболее интересных для исследования феноменов представляет российско-китайское приграничье.
В административно-географическом отношении российско-китайскую границу можно условно разделить на два участка:
- западный участок протяженностью около 55 км между Республикой Алтай и Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР). В настоящее время данный участок границы по вполне понятным причинам практически не рассматривается в научных работах;
- восточный участок протяженностью около 4200 км, на котором Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область и Забайкальский край граничат с провинциями Хэйлунцзян и Цзи-линь, автономным районом Внутренняя Монголия (АРВМ). Именно восточная
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Концептуальные основы развития приграничья в контексте национальной безопасности России» (№ 12-03-00002а).
часть российско-китайской границы, где наиболее отчетливо проявляется широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности России, представляет наибольший интерес для исследователей.
В социально-демографическом отношении менее освоенные территории располагаются с российской стороны. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., в Приморском крае проживает 1,9 млн человек, в Хабаровском крае - 1,3 млн, в Забайкальском крае - 1,1 млн, в Амурской области -829,2 тыс., в Республике Алтай - 206,2 тыс., в Еврейской автономной области - 176,6 тыс. человек [3]. Таким образом, в общей сложности на этих российских территориях проживает 5,5 млн человек, или менее 4 % населения страны. Согласно Всекитайской переписи населения 2010 г., в провинции Цзилинь проживает 27,5 млн человек, в провинции Хэйлунцзян - 38,3 млн, в АРВМ -24,7 млн, в СУАР - 21,8 млн жителей [14].
Тревогу вызывает не только огромный дисбаланс демографических показателей, но и противоположные тенденции развития демографической ситуации: на китайских приграничных территориях население увеличивается, на российских, напротив, уменьшается. В качестве примера можно рассмотреть Забайкальский край, по территории которого проходит один из самых протяженных участков российско-китайской границы. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, миграционный отток трудоспособных и экономически активных людей в другие российские регионы стабильно растет: в 2008 г. миграционная убыль составила 3621 человек, в 2010 г. -4882 человека, в 2011 г. - 9280 человек [6].
Сокращение численности населения порождает многочисленные проблемы: недостаток квалифицированных кадров, увеличение численности нетрудоспособного населения, трудности с обеспечением социальных гарантий (выплата пенсий, пособий, нагрузка на систему здравоохранения), а значит, увеличение нагрузки на трудоспособное население. Общее сокращение численности населения ведет к уменьшению плотности заселения Забайкалья, которая и так невысока (2,5 чел./ кв. км). Снижаются объемы и качество подготовки квалифицированных кадров в учебных заведениях, что ослабляет научно-инновационный потенциал; не случайно ведущий вуз региона - Забайкальский государственный университет - в 2012 г. вошел в перечень неэффективных. Сокращение численности населения сопровождается его концентрацией в городах и старением. Другими словами, формируется целый комплекс взаимосвязанных проблем, решать которые становится всё труднее.
Уменьшение численности населения восточных субъектов Российской Федерации представляет угрозу не только региональной безопасности. Гео-
графический сдвиг населения в западном и южном направлениях обусловливает уменьшение плотности заселения приграничных территорий, что весьма нежелательно с точки зрения национальной безопасности России. В недалеком будущем эти территории рискуют опустеть, поскольку люди, не имея нормальных жизненных условий и возможности реализовать свои знания и трудовые навыки, будут стремиться мигрировать в более благополучные российские регионы.
В 2011 г. Матиас Шепп, глава московского бюро журнала Der Spiegel, проехал вдоль российско-китайской границы от Забайкалья до Амурской области. По мнению немецкого журналиста, во многих российских населенных пунктах воплотились в реальность литературные апокалипсические сценарии; особенно его потрясла ситуация в поселке Мирная Забайкальского края. Делясь своими впечатлениями об увиденном, М. Шепп приходит к выводу, что в будущем Китай поглотит все нужные ему российские территории, причем произойдет это мирным путем (при этом журналист ссылается на мнение русского философа К.Л. Леонтьева, который еще в конце XIX столетия обозначил две возможные причины гибели России - агрессия Китая или слияние с панъевропейской федерацией) [10].
Для более точного понимания ситуации необходимо принимать во внимание и «мировоззренческий фактор», т.е. мироощущение жителей, проживающих на территориях, граничащих с КНР. Большинство людей испытывают ощущение заброшенности и ненужности для страны. По словам директора ИДВ РАН М.Л. Титаренко, после распада СССР Россия и ее народы как в геополитическом, так и в духовно-цивилизационном плане оказались между Западом и Востоком. Особенно отрицательно это сказалось на политике российских властей в отношении Сибири и Дальнего Востока, что привело к возникновению заметного культурного отчуждения между западными и восточными регионами России, ослаблению экономических и культурных связей между ними [13, с. 21 - 22].
В социально-экономическом отношении российско-китайская граница проходит по периферийным территориям обеих стран, однако более сложная ситуация с российской стороны. Рассмотрим это на примере уже упоминаемого Забайкальского края и граничащей с ним провинции Хэйлунцзян.
Забайкальский край занимает 75-е место среди субъектов Российской Федерации по качеству жизни населения [9, с. 12]. Региональная экономика практически не развита. Доля края в совокупном российском валовом региональном продукте (ВРП) всего 0,5 %. И это притом, что Забайкалье занимает 12-е место в стране по территории и одно из первых мест по разведанным запасам полезных ископаемых [1].
Хэйлунцзян не относится к числу лидеров своей страны, тем не менее ее показатели значительно лучше, чем у Забайкальского края: провинция занимает 12-е место среди 33 административно-территориальных единиц КНР по комплексному уровню науки и техники, а также одно из лидирующих мест по производству угля, нефти, древесины, сахара и молочных продуктов. Сформирована многоотраслевая промышленная система, насчитывающая более 160 тыс. предприятий, 600 из которых относятся к категории крупных.
Данные показатели демонстрируют колоссальный разрыв в развитии приграничных территорий РФ и КНР. В связи с этим стоит проанализировать, какие причины обусловливают столь значительную разницу.
Сложившаяся ситуация во многом объясняется воздействием исторического фактора. В советское время из-за возможных военных угроз основные экономические отрасли и предприятия локализовались в отдалении от государственной границы. Многие соседние страны априори считались потенциальными противниками, что, естественно, не способствовало расширению международных контактов и развитию приграничных территорий. Поэтому с распадом СССР в большинстве приграничных субъектов Российской Федерации разразился экономический кризис, последствия которого ощущаются до сих пор. Не случайно в настоящее время в значительной части приграничных административно-территориальных образований России объем ВРП на душу населения ниже среднего по стране уровня.
В Китае, как и в Советском Союзе, приграничная зона долгое время была особо охраняемой, в ней не размещались стратегические производства, и эти территории занимали особое место в мобилизационных планах на случай военных действий. Однако в 60 - 70-е гг. ХХ столетия Китай из-за резкого обострения отношений со многими странами начинает обращать все более пристальное внимание на развитие своих приграничных территорий, справедливо полагая, что их нужно укреплять. Данный подход нашел логическое продолжение при осуществлении политики реформ и открытости, когда КНР активизировала внешнеэкономические и внешнеполитические связи. В первую очередь, политика открытости коснулась приморских территорий: в начале 1980-х гг. форпостом структурной перестройки и модернизации экономики выступили восточные и юго-восточные приморские провинции. В конце 1980-х гг. руководство КНР, осознавая угрозу региональных дисбалансов для национальной безопасности, приступило к формированию «поясов открытости» на других приграничных территориях. Данная политика включает следующие институциональные механизмы: создание хорошо оснащенных пунктов таможенного пропуска на государственной границе, присвоение привиле-
гированного «открытого» статуса ряду приграничных городов (городов-портов), учреждение свободных экономических зон и т.д.
Реализуемые правительством КНР реформы положительно сказались на уровне жизни населения приграничных территорий. В качестве примера можно рассмотреть город Суйфэньхэ, расположенный на юго-востоке провинции Хэйлунцзян и граничащий с Приморским краем РФ. С 1992 г. Суй-фэньхэ имеет статус города-порта. В нем функционируют государственные контрольно-пропускные пункты первой категории - железнодорожный и автодорожный. Суйфэньхэ часто называют «золотым проходом» в транспортном коридоре, который объединяет Китай и Россию со странами АТР. За прошедшие 20 лет Суйфэньхэ, продвигаясь по пути приграничной открытости, из захолустного городка превратился в современный торговый город. Согласно статистике, в 2007 г. ВРП Суйфэньхэ достиг 5 млрд 60 млн юаней, среднегодовой прирост - 24,3 %; ВРП на душу населения составил 80962 юаня, что в 27 раз больше, чем в 1987 г., среднегодовой прирост - 18 %. По этим показателям Суйфэньхэ занял первое место в провинции Хэйлунцзян [12].
В качестве еще одного примера можно привести Хэйхэ - город в провинции Хэйлунцзян, расположенный на берегу Амура, напротив Благовещенска. В начале 1990-х гг. Хэйхэ был небольшим городком с одно- и двухэтажными зданиями; в нем почти не было машин, жители передвигались на велосипедах. Ситуация начала меняться с открытием на острове Большой Хэйхэ торговой зоны Хуши. В конце 1990-х гг. МИД РФ и КНР обменялись нотами о применении упрощенной системы въезда российских граждан на территорию Хуши. Эта система функционирует и в настоящее время, а с 2004 г. действие упрощенного режима пропуска распространено на всю территорию Хэйхэ [5]. На льготных условиях приграничной торговли здесь создано большое количество предприятий. Как для крупных компаний, так и для отдельных бизнесменов политика открытости и преференций выглядит довольно привлекательно. Так, например, организация или частный предприниматель, зарегистрированные в Хэйхэ, не платят налоги в течение 2-х лет, а начиная с 3-го года, выплачивают только 50 % от налоговой ставки (срок действия льгот определяется в индивидуальном порядке). Как результат, сегодняшний Хэйхэ -город с развитыми коммуникациями, многоэтажными зданиями, сетью гостиниц, ресторанов и торговых центров.
Безусловно, одна из главных причин неудовлетворительного социально-экономического развития российского приграничья - сырьевая модель, доставшаяся в наследство еще с советских времен и продолжающая оставаться на практике доминирующей государственной политикой. Но это беда
всей российской экономики. Отличительной особенностью является то, что многие российские политики и ученые считают целесообразным сжатие «экономической и инновационной ойкумены» России.
Так, по мнению ученых Института экономики РАН, обеспечение инновационного рывка требует сосредоточения ресурсов в уже сложившихся территориальных центрах научно-исследовательских разработок, которые наиболее готовы к их продуктивному использованию. Сохранение и развитие таких научно-исследовательских зон может дать наиболее быстрый и весомый экономический результат. Роль «доноров» инноваций сегодня могут выполнять восемь субъектов РФ: Москва, Санкт-Петербург, Калужская, Московская, Новосибирская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области. Реализуемые в период существования СССР схемы размещения производительных сил предусматривали целенаправленное формирование крупнейших научных центров на этих территориях. Несмотря на глубокий кризис российской науки в 1990-е гг. (продолжающийся и в настоящее время), эти регионы не полностью утратили свои позиции в инновационном потенциале России, на их территории осуществляется 72 % суммарных затрат на российские исследования и разработки, создается 60 % передовых производственных технологий, эти регионы располагают наиболее благоприятными условиями для развития наукоградов и технопарков [4, с. 181 - 182].
Подобный подход актуален при решении текущих проблем, однако ошибочен с точки зрения стратегических задач развития восточных субъектов РФ, поскольку в таком случае их конкурентные позиции оказываются крайне слабыми по сравнению с другими российскими регионами, и без того незначительная роль в национальной экономике снижается еще больше. Это обусловлено тем, что в мировой практике происходит переход от конкурентных преимуществ, заключенных в обладании природными ресурсами, развитой промышленностью, низкими издержками на рабочую силу и т.п., к преимуществам, базирующимся на развитой институциональной среде, уникальных технологиях и т.д. В этой связи выделяются три группы регионов: центр, полупериферия и периферия. К центру относятся регионы, где преобладают прогрессивные отрасли (большой процент интеллектуальной специализации), регионы с высокой долей услуг, хорошо развитой инфраструктурой. К полупериферии принадлежат регионы с преобладанием традиционных отраслей промышленности, к периферии - с преобладанием добывающих отраслей.
Дальний Восток является не только географической, но также экономической и инновационной периферией страны, что ставит под вопрос возможность его эффективного развития. Поэтому достаточно распространена и в научной литературе (работы Г.Н. Новикова, Б.Б. Родомана и др.), и в созна-
нии обычных людей мысль о том, что реализуемая сегодня концепция взаимодействия Центра и восточных субъектов Федерации во многом напоминает внутренний колониализм. Это утверждение не безосновательно, поскольку отражает действительно огромный дисбаланс в экономическом развитии центральных и восточных регионов России.
Еще одной причиной выступает отсутствие необходимой институциональной базы для развития российского приграничья. В России до сих пор четко не определены полномочия органов власти всех уровней, в том числе органов местного самоуправления, при осуществлении ими широкого спектра приграничных связей. Базовые цели, принципы и приоритеты приграничной политики обозначены Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации, принятой в 2001 г. Однако за прошедшие годы заложенные в документе положения устарели и требуют серьезной концептуальной переработки. Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» находится в стадии разработки уже много лет. Такое положение способствует дальнейшему обострению накопившихся проблем и противоречий.
Другая ситуация наблюдается в КНР. В китайском законодательстве существуют большие преференции относительно приграничных торговых связей: упрощенный порядок лицензирования и квотирования операций приграничной торговли, пониженная ставка подоходного налога для предприятий приграничных регионов, расширенные права местных органов власти в области регистрации компаний, имеющих право ведения торговли в приграничной полосе, и т.д. Кроме того, принимается множество программ в отношении развития Северо-Восточного региона КНР, граничащего с Россией, в том числе Программа возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая, План развития туризма Северо-Восточного региона КНР на 2010 - 2015 гг. и др. С 2006 г. ведется работа по координации законодательной базы провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин.
На сегодняшний день основными документами, определяющими развитие восточных регионов России, в том числе приграничных территорий, являются принятая 28 декабря 2009 г. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. и одобренная 23 сентября 2009 г. главами России и Китая Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009 -2018 гг.
В Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона обозначена необходимость комплексного социально-
экономического развития на инновационной основе. Однако анализ проектов позволяет говорить, что основной упор сделан на разработку месторождений и строительство промышленных объектов по переработке сырья. Реализация инновационных проектов запланирована только в Иркутской и Амурской областях, Хабаровском и Приморском краях [11]. Очевидно, что запланированных к реализации инновационных проектов (особенно если учесть их во многом декларативный характер) недостаточно для формирования на Востоке России инновационной системы, без которой в XXI столетии невозможно обеспечить безопасное региональное развитие.
Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009 - 2018 гг. [8] более выгодна для китайской стороны. На российской территории запланированы проекты по освоению месторождений, развитию электроэнергетической инфраструктуры, строительству предприятий, занимающихся переработкой сырья (например, деревообрабатывающих производств) и т.п., но не представлен ни один объект из области высоких технологий. На территории КНР, помимо предприятий по выпуску готовой продукции, планируется строительство в провинции Хэйлунцзян ветроэлектрической станции мощностью 850 тыс. кВт; производство в г. Чанчунь (провинция Цзилинь) легковых автомобилей с гибридной электробензиновой двигательной установкой (запланирован выпуск 100 тыс. машин в год); создание в г. Далянь (провинция Ляонин) китайско-российского центра по биологическим исследованиям и генной инженерии и др. Не случайно подписание Программы вызвало целую волну критики со стороны российской общественности: ученых, политиков, обычных граждан.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что в настоящее время Дальний Восток является крайне уязвимым в геополитическом отношении или, используя терминологию К.В. Плешакова [7], выступает пограничным полем - пространством, не освоенным в должной мере демографически, экономически, политически. Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, стоит вспомнить слова П.А. Столыпина, который в далеком 1908 г. на заседании Государственной думы в своей речи в защиту сооружения Амурской железной дороги заявил: «Отдаленная наша суровая окраина... богата золотом, богата лесом, богата пушниной, богата громадными пространствами земли, годной для культуры. И. при наличии государства, густо населенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше не придет туда русский, и это просачивание. уже началось. Если мы будем продолжать спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан
чужими соками, и когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию...» [2]
Литература
1. Арсентьева И.И. Забайкальский край в системе национальной безопасности России. - М.: Восточная книга, 2009. - 208 с.
2. Афоризмы Столыпина Петра Аркадьевича // Aphorisme.ru. - Режим доступа: http://www.aphorisme.ru/by-authors/stolipin/?q=4245&p=3
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
4. Маркова Н.И. Место регионов России в инновационном «рывке» // Российский федерализм. Экономико-правовые проблемы / Отв. ред. С.Д. Ва-лентей. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 178 - 202.
5. Мирошниченко О.В., Понкратова Л.А. Международные туристские миграции как фактор интеграционных процессов между регионами России и Китая // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 29.08.2011. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/teoriya-sistem/item/580-2011 -08-29-06-10-15?pop=1 &tmpl=component&print=1
6. Официальная статистика: население // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю. - Режим доступа: http://chita.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chita/ru/statistics/population/
7. Плешаков К.В. Геополитика в свете глобальных перемен // Международная жизнь. - 1994. - № 10. - С. 30 - 39.
8. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 гг.) // SakhaNews: федеральный информационный портал. - 17.10.2009. - Режим доступа: http://www.1sn.ru/35602.html
9. Рейтинг качества жизни в регионах РФ. Результаты и методика расчета / Группа РИА Новости. - М., 2012. - Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2012.pdf
10. Российско-китайское приграничье глазами немца // Толкователь. - 29.05.2011. - Режим доступа: http://ttolk.ru/?p=4430
11. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094-р) // Официальный Интернет-портал Правительства России. - 20.01.2010. - Режим доступа: http://www.government.ru/gov/results/9049/
12. Суйфэньхэ - самый «русский» город в Китае // Жэньминь жибао он-лайн. - 11.12.2008. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31518/6551818.html
13. Титаренко М.Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. - М.: Памятники исторической мысли, 2003. - 406 с.
14. Communiqué of the National Bureau of Statistics of People's Republic of China on Major Figures of the 2010 Population Census // National Bureau of Statistics of China. - 2011.04.28. - URL: http://www.stats.gov.cn/english/newsandcomingevents/t20110428_402722244.htm
Коротко об авторе
Арсентьева Ирина Ильинична - доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Arsentyeva Irina Ilinichna - Doctor of Political Sciences, Professor of Department of International Relations and Russian Foreign Policy, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: [email protected]