Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ДИАЛОГА'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ДИАЛОГА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Китай / диалог / модель диалога / новый формат диалога / диалог культур / российскокитайский диалог / гуманитарное международное сотрудничество / политический диалог / межкультурное сотрудничество / Russia / China / dialogue / model of dialogue / new format of dialogue / dialogue of cultures / Russian-Chinese dialogue / humanitarian international cooperation / political dialogue / intercultural cooperation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ДИАЛОГА»

Фомина М.Н

д.филос.н., профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита

marf_05@mail.ru

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ДИАЛОГА2

Ключевые слова: Россия, Китай, диалог, модель диалога, новый формат диалога, диалог культур, российско-китайский диалог, гуманитарное международное сотрудничество, политический диалог, межкультурное сотрудничество.

Keywords: Russia, China, dialogue, model of dialogue, new format of dialogue, dialogue of cultures, Russian-Chinese dialogue, humanitarian international cooperation, political dialogue, intercultural cooperation.

Как отмечала Сухадольская Л.Л. в одной из своих статей, «область культурных и гуманитарных связей всегда являлась и является особым направлением международного сотрудничества, а значение потенциала гуманитарного вектора подчеркивается во всех масштабных международных инициативах и концепциях»3.

Гуманитарное сотрудничество является стабилизирующим направлением российско-китайских отношений, так как на различных его уровнях формируется положительный имидж стран, что, несомненно, влияет на взаимовыгодные международные отношения. Его основополагающие позиции были закреплены в документах Российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству4 в декабре 2012 г. Поэтому, замечание Сухадольской Л.Л. о том, что российско-китайское «сотрудничество в гуманитарной сфере к настоящему времени приобрело системный характер, обогащается новым содержанием, является многоплановым и комплексным», а межкультурные отношения и связи охватывают «практически все гуманитарные сферы и стали важным элементом публичной дипломатии»5, вполне подтверждается рядом как российских, так и китайских документов.

В последнем, как и в предыдущих, совместном российско-китайском аналитическом докладе «Российско-китайский диалог: модель 2022 ,..»6 были отмечены сформировавшиеся в течение последнего десятилетия направления гуманитарного сотрудничества: сотрудничество в области высшего образования и академической мобильности, в сфере изучения русского и китайского языков, в области дополнительного образования, культурные обмены, сотрудничество в области СМИ, туризма и спорта7.

Ежегодно подводя итоги, российская и китайская стороны определяют как свои достижения в этой области, так и проблемы. Мероприятия в культурной, спортивной и образовательной сферах стали за эти годы традиционными. Поэтому их проведение происходит или в рамках государственных программ сотрудничества, или региональных, приграничных. Программы культурного обмена, конечно, играют достаточно большую роль, так как им отводится просветительская функция - они формируют первоначальное знание о культуре другой страны, а, следовательно, - через ее культурные образцы рефлексируют субъективные образы ее носителей. Совместные спортивные мероприятия, дружеские матчи и встречи, представляют собой интересный вариант сотрудничества, так как на эмоциональном фоне раскрываются ментальные установки каждого, что позволяет составить уже, хоть и субъективный, но приближенный к реальности образ человека другой культуры. Туристические программы, обмены представляют, в основном, плановые мероприятия, с запланированным маршрутом перемещения. Но, тем не менее, они играют существенную роль в знакомстве как с материальной культурой, отражающей историко-культурный потенциал народа другой культуры, так и с природными ресурсами страны.

Особое место в гуманитарном сотрудничестве занимают программы в области образования: программы двойных дипломов, языковые курсы, обучение за границей на основе государственной финансовой поддержки и т.д.

1 Профессиональные интересы: российско-китайское гуманитарное сотрудничество; российско-китайское культурное пространство; российско-китайский диалог; новая модель диалога культур в условиях глобализации; пространство диалога культур.

Первая статья «Новая модель диалога в контексте российско-китайского гуманитарного сотрудничества» была опубликована в материалах IV Международной научно-практической конференции «Большая Евразия: национальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества» 2021 года.

3 Сухадольская Л.Л. Россия и Китай: гуманитарное сотрудничество // Проблемы Дальнего Востока. - М., 2020. - № 3. -С. 181. DOI: 10.31857/S013128120010558-4

4 Российско-Китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству. - https://docs.cntd.ru/document/499014828

5 Сухадольская Л.Л. Россия и Китай: гуманитарное сотрудничество ..., с. 183.

6 Российско-китайский диалог: модель 2022: доклад № 78 / [ А.В. Кортунов, К.В. Бабаев, Чжао Хуашэн, Лю Хуацинь и др.; под ред. И.Н. Тимофеева, П.В. Бакулиной, Е.О. Карпинской и др.]; Российский совет по международным делам. - М.: НП РСМД, 2022. - 82 с. - https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-2022-Report78.pdf

7 Там же, с. 58-66.

Большую роль играют как Институты (Центры) Конфуция, так и Центры Русского мира, способствующие не только изучению языка, но и углубленному изучению культуры другого народа. Каждый год увеличивается количество студентов, обучающихся в другой стране, и годы пандемии не стали здесь препятствием, благодаря онлайн-обучению.

Можно сказать, что уникальным примером является Совместный университет МГУ - ППИ в Шэньчжэне и это на фоне того, что в КНР уже сформировалась сеть университетов, которые рассматриваются как «сильные конкуренты в лице ряда совместных университетов китайских и западных вузов, которых сегодня больше 30 (в том числе это совместные образовательные учреждения с США, Великобританией, Австралией)»1. Совместному университету со стороны государственных лидеров уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют документы заседания Китайско-Российской комиссии по гуманитарному направлению. Хотя и возникают проблемы, так, например, китайская сторона отмечает, что «русский язык слишком сложен для изучения, давайте преподавать только на китайском и англий-

2

ском» , но тем не менее, они разрешаются в конкретном пространстве взаимодействия.

В целом можно сказать, что в конструировании гуманитарного направления сотрудничества Россия и Китай исходят из того, что «в международных отношениях не должно быть никаких иерархий», поэтому оно выстраивается на принципах уважения «к национальным традициям и культурным особенностям»3.

В Докладе 2022 года, так же как и в предыдущих, акцентируется внимание на том, что именно гуманитарное направление сотрудничества, основываясь на развитии и углублении культурных и общественных обменов, способствует тому, что «государства учатся друг у друга, узнают о достоинствах партнера». А результаты социологических исследований подтверждают это тем, что на уровне общественного мнения народов двух стран оформляются образы, характеризующие национальный портрет: «для россиян наиболее важными характеристиками китайцев представляются «трудолюбие», «добросовестность» и «миролюбие». Для респондентов из Поднебесной «крепкость», «храбрость» и «уверенность в себе» относятся к характерным чертам граждан России»4.

Стоит сказать еще об одной стороне гуманитарного сотрудничества между Россией и Китаем - о научном сотрудничестве. В Докладе 2022 отмечено, что необходимо «поддерживать российско-китайские исследования, взаимодействовать в рамках деятельности научно-образовательных центров мирового уровня»5. Но поддержку стоит оказывать не только центрам мирового уровня, но и вузам и научным центрам, которые проводят совместные исследования на региональном (локальном) уровне.

Давайте посмотрим, сколько в России защищается китайских аспирантов в течение года, сколько китайских студентов обучается в нашей стране. Малая часть из них остается в России. Как правило, мы прерываем с ними контакты. В этой связи следует вспомнить лозунг Советского Союза, смысл которого состоял в том, что каждый зарубежный выпускник, с которыми поддерживались связи и отношения вуза, является пропагандистом советской культуры за рубежом.

Что ведет к диалогу? Совместная деятельность, порождающая заинтересованность в другом. Поиск равного партнера в сфере профессиональных интересов. Открытие другого для себя. И здесь возможны другие варианты. Неслучайно, что гуманитарному сотрудничеству отводится ведущее место в системе российско-китайских отношений, так как именно оно определяет не только пространство для диалога, но и корреляцию интересов.

В чем суть диалога в системе российско-китайских отношений? Прежде всего, мы уже говорили, что оформляется его новая модель - политический диалог. А если посмотреть на реализацию его функций с позиций научного сотрудничества? Наука по своей природе - диалогична, так как вне диалога, обеспечивающего верификацию, она теряет смысл. В рамках научного сотрудничества оформляется новый тип дипломатии - научная дипломатия, сутью которой, конечно, является диалог, не теряющий на международном уровне своего политического содержания.

Принципы политического диалога как новой формы диалогических отношений между Россией и Китаем - уважение к национальным традициям и культурам6, взаимопонимание и дружба между народами7, «взаимное позитивное восприятие двух народов, улучшение имиджа России и Китая и углубление взаимопонимания между ними»8, консолидация интересов9, политический плюрализм10. Очевидно, что «монополией на истину не обладает никто»11.

В 2015 году российскими и китайскими аналитиками были определены не только точки роста российско-китайского сотрудничества, но и его риски. Китайские специалисты отмечают, что в трансформирующемся обществе оформляется «новое «англоязычное» поколение молодых людей» имеющих «слабые или искаженные представления

1 Российско-китайский диалог: модель 2022 ..., с. 61.

2

Университет «МГУ-ППИ В Шэньчжэне»: крупнейший российско-китайский гуманитарный проект XXI века. - С. 17. -https://szmsubit.ru/wp-content/uploads/2021/12/Universitet-MGU-PPI-v-Shjenchzhjene-Prezentacija.pdf

3 Российско-китайский диалог: модель 2022 ., с. 9.

4

Там же, с. 58.

5 Там же, с. 59.

6 Там же, с. 9.

7 Там же, с. 58.

8 Там же, с. 75.

9 Там же, с. 4.

10 Там же, с. 9.

11

Там же.

5

6

7

8

9

10

об истории России, ее культуре и политике»1. Российские эксперты периодически отмечают низкий уровень взаимодействия двух стран, существование «разного рода» стереотипов на уровне национальной психологии, а также то, что «средний» россиянин не готов воспринимать/понимать китайские ценности, несмотря на провозглашаемый политической элитой «Поворот на Восток»2. Китайские специалисты обращают внимание на то, что «системы ценностей, образ жизни, общественные формации и культуры» двух стран еще не привлекают внимание, что проецирует низкий уровень взаимопонимания, а в некоторых сферах еще «преобладают консервативные взгляды». Они также отмечают, что «отношения между народами являются социальной базой межгосударственных политических связей»3. Да, действительно, Китай и Россия - две великие цивилизации, которые существенно отличаются друг от друга.

В Докладе 2015 года сказано достаточно конкретно: «в сфере гуманитарного сотрудничества не все проблемы удается решить», так как этому препятствует «уровень бюрократизации, отрыв заявлений от реальной обстановки дел, недостаточное использование ресурсов гражданского общества»4. В 2017 году было озвучено аналогичное заявление: существующее «ограничение гуманитарного сотрудничества рамками двусторонних отношений», ... «не способствует его развитию»5.

Практика международных отношений уже давно показала, что их результативность достигается благодаря непосредственным контактам между народами разных стран, благодаря которым происходит не только «открытие» друг друга, но и открытие себя в мире другой культуры. Это - логика диалога. Но здесь речь идет о диалоге культур. И, пожалуй, стоит отметить, что диалог культур может быть условием для политического диалога, но, насколько реально, что политический диалог между сторонами трансформируется в диалог культур. На что направлен политический диалог? - на совместное разрешение глобальных проблем и конфликтов, отказ от конфронтации и т.п., то есть, на совместную выработку политических решений и т. п. Но с ними (политическими решениями) можно согласиться и не принять, и наоборот - можно принять и не согласиться (вот в чем отличие от совместного поиска истины в сократическом диалоге). Поэтому политический диалог - это взаимный поиск обеих сторон выгодного решения возникшего вопроса. Если онтологичность диалога культур раскрывается через его мировоззренческие аспекты, то в политическом диалоге преобладают социальные: социальный (координация между политическими задачами обеспечения социального благополучия и общественными интересами), этический (в чьих интересах - корпоративной группы, партнеров, общества, государства - решается вопрос), регулирующий (обеспечение баланса между государствами партнерами в решении поставленных задач), ориентирующий (партнеры политического диалога совместно решают конкретную проблему), верификационный (позиции, взгляды, мнения и т.п. партнеров проверяемы открытостью вопроса, перспективностью его решения, реальной практикой) и толерантный. Подтверждение сказанному мы видим в Докладе 2022 года: «ни одно государство, ни одно общество и ни одна политическая партия или движение не имеют окончательных ответов на все трудные вопросы социального развития человечества. Таких ответов по определению нет ни у Москвы, ни у Пекина»6.

То, что политический диалог в российско-китайских отношениях балансирует между политическим диалогом и диалогом культур, подтверждает практика реальных отношений. Об этом говорит, например, и Совместное заявление РФ и КНР 2022 г. - вынося на мировую арену установки «должного» отношения, стороны реализовали их на уровне своих контактов, чтобы избежать фальсификации. Поэтому в российско-китайском обращении к мировому сообществу каждое озвученное слово - это из практики российско-китайского содружества: «Стороны обращаются ко всем государствам с призывом в интересах всеобщего благополучия укреплять диалог и взаимное доверие, углублять взаимопонимание, отстаивать такие общечеловеческие ценности, как мир, развитие, равенство, справедливость, демократия и свобода, уважать права народов на самостоятельный выбор пути развития своих стран»7. Динамика развития ШОС, ее гуманитарное сотрудничество демонстрируют, в данном случае, эффективность культурных, образовательных и т.п. связей и отношений, например, в рамках реализации программ сетевого Университета ШОС (УШОС).

Да, действительно, заключены договора, подписаны соглашения и меморандумы. Но многие проблемы остаются нерешенными. Как замечает Л.Л. Суходольская, «несмотря на то, что отношения между двумя странами находятся на подъеме, потенциал существующей модели гуманитарного взаимодействия почти исчерпан. Представляется целесообразным поиск новых импульсов для совместной деятельности»8. Но не увенчается ли этот очередной «поиск новых импульсов» очередным застоем?

1 Российско-китайский диалог: модель 2015: доклад № 18/2015 / [Лузянин С.Г. (рук.) и др.; Чжао Х. (рук.) и др.]; [гл. ред. Иванов И.С.]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - С. 24. - https://russiancouncil.ru/ ^кас^/ИА^ Russia_China_Report.pdf

2 Там же, с. 24-25.

3 Там же, с.25.

4 Там же, с. 50.

5 Российско-китайский диалог: модель 2017: доклад № 33/2017 / [С.Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; [гл. ред. Иванов И.С.]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2017. - С. 76. - https://russiancouncil.ru/ papers/Russia-China-Report33.pdf

6 Российско-китайский диалог: модель 2022 с. 8

7

Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии 4 февраля 2022 года. - http://www.kremlin.ru/supplement/5770

8 Сухадольская Л.Л. Россия и Китай: гуманитарное сотрудничество с. 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.