Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ КИТАЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ КИТАЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция китайского и российского образования / традиционные ценности / современные ценности / перспективы сотрудничества / integration of Chinese and Russian education / traditional values / contemporary values / prospects for cooperation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ КИТАЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цай Юнхун1

аспирант кафедры философии Забайкальского государственного университета, г. Чита

lnlgcyh@163.com

Фомина М.Н.2

д.филос.н., профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита

marf_05@mail.ru

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ КИТАЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: интеграция китайского и российского образования, традиционные ценности, современные ценности, перспективы сотрудничества.

Keywords: integration of Chinese and Russian education, traditional values, contemporary values, prospects for cooperation.

Китайско-российское сотрудничество в области образования имеет давнюю историю. При поддержке правительств двух стран создан механизм двустороннего взаимодействия, который координируется Китайско-российской комиссией по гуманитарному сотрудничеству, Китайско-российскими подкомиссиями по сотрудничеству в области образования. Активному развитию многостороннего сотрудничества в области образования способствует встреча министров образования государств-членов ШОС и БРИКС, продвижение китайской инициативы «Один пояс, один путь» в торгово-экономических и гуманитарных обменах. В июне 2019 г. главы КНР и РФ подписали «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новых эпоху». В июне 2021 г. главы КНР и РФ официально объявили о продлении «Российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Уровень взаимодействия между двумя странами непрерывно повышается. Являясь важной частью двустороннего и многостороннего международного сотрудничества между Китаем и Россией, российско-китайское сотрудничество в области образования открыло новые возможности для развития.

Как в ежегодных аналитических документах, подготовленных специалистами-международниками России и Китая «Россия - Китай: модель диалога...»3, в публикациях российских исследователей, так и в работах китайских авторов все чаще поднимается вопрос о российско-китайском сотрудничестве в сфере образования, так как это не только реальный путь к изучению культуры и языка другой страны, но и путь формирования народной дипломатии, определяющей так же как и государственная политика, стратегию и тактику российско-китайского сотрудничества.

Китайские авторы к ценностям китайско-российского сотрудничества в области образования относят двустороннее развитие обучения за рубежом, расширение сотрудничества в языковой области, многоуровневую и категориальную совместимость систем образования и научных исследований, расширение и смещение центра внимания к межрегиональному сотрудничеству. Как видно, ценности носят практико-ориентированный характер, что соответствует китайскому мировоззрению, его традиционным ценностям гармонии, стабильности и порядка.

Система ценностей у китайских исследователей нацелена на определение и реализацию перспектив китайско-российского сотрудничества в сфере образования и межличностной коммуникации. Так как международное образование - это новая модель сотрудничества, то здесь необходимо решать вопрос о подготовке инновационных кадров в России и в Китае для реализации намеченных перспектив. Но образовательный компонент сегодня не мыслим без научного, поэтому китайские авторы определяют следующий вектор - создание исследовательских университетов высокого уровня.

Сегодня Китай и Россия являются основными мировыми державами, которые реализуют программы для обучения за рубежом. Анализируя динамику двустороннего обучения, Ли Чунъян, отмечает, что в 2019 г. ее масштабы превысили 100 тысяч человек. А в период эпидемии коронавируса в 2020 г. более 42 тысяч китайских студентов продолжали обучение в России и около 14 тысяч российских студентов - в Китае; около 4000 китайских студентов приняли участие в летних и зимних краткосрочных онлайн-проектах, организованных российскими вузами. Согласно плану правительства РФ, в 2021-2022 учебном году Китаю было предоставлено 1011 мест для обучения за государственный

1 Профессиональные интересы: традиционные ценности, китайская культура, современное образование, международное гуманитарное сотрудничество.

2 Профессиональные интересы: российско-китайское гуманитарное сотрудничество; российско-китайское культурное пространство; российско-китайский диалог; новая модель диалога культур в условиях глобализации; пространство диалога культур.

Аналитические Доклады «Россия - Китай: модель диалога» с 2015 г совместно готовятся РСМД, ИДВ РАН и ИМИ Фу-даньского университета (КНР). Полная подборка Докладов представлена на сайте РСМД.

счет, что на 71 место больше, чем в 2020-2021 учебном году1. Языковое сотрудничество является прочной основой в области образования не только в высшей школе, но и в средней образовательной. По данным Анны У, Хуан Мэйя, Чжана Цзыхао на конец 2021 г. в России китайский языки изучали 40 тысяч человек в 368 школах, а русский язык в Китае - 90 тысяч человек в 868 школах2. С 2015 года китайский язык вошел в официальную программу Всероссийской олимпиады школьников, а в 2020-2021 уч. г. в предварительном этапе Всероссийской олимпиады по китайскому языку приняли участие 2511 учащихся средних школ Москвы, что на 42,3% больше, чем в предыдущем учебном году3. В 2019 г. китайский язык был впервые включен в России в единый государственный экзамен, который сдавали 180 школьников, в 2020-2021 уч. г. - 252, а в 2021-2022 уч. г. - 480 человек4.

Образовательный компонент реализуется в России и через институты Конфуция, классы Конфуция, а в Китае -через центры русского языка, российские культурные центры и другие языковые и культурные учреждения, которые активно содействуют языковому обмену. В то же время наши страны внедряют и совершенствуют механизмы оценки и сдачу экзамена на уровень владения китайским языком (ЖК) и теста по русскому языку как иностранному (ТРКИ). В 2020 г. в России был создан один из первых зарубежных пунктов проведения Всекитайского экзамена на квалификацию переводчика (САТТ1). Эти примеры говорят об осуществлении масштабной, стандартизированной и институциональной подготовке высокоуровневых лингвистических кадров. Аналогичная ситуация и в Китае. Как пишут Чжан Ливэй и Сюй Линлин, по данным Министерства просвещения России в 2020-2021 уч. г. в средних школах Китая в международных онлайн-олимпиадах по русскому языку приняли участие 796 учащихся, что на 200 человек больше, чем в 2019-2020 уч. г.5

Формы и содержание китайско-российского сотрудничества в области университетского образования становятся все более разнообразными. В соответствии с «Дорожной картой российско-китайского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций на период 2020-2025 годов», приоритетным становится взаимодействие «в области гуманитарных и общественных наук, которое является не только фундаментом для укрепления понимания и доверия между народами двух стран, но также базой для эффективного поиска ответов на общие глобальные вызовы совре-менности»6 . Это диктует необходимость формирования сети совместных научно-исследовательских учреждений. По данным Министерства образования Китая, в 2020 году китайские и российские университеты подписали в общей сложности около 300 соглашений о сотрудничестве, охватывающем не только образовательные проекты, но и совме-

7

стные научные исследования .

Приоритетными направлениями и темами сотрудничества между китайскими и российскими вузами сегодня стали наука, техника и инновации. А создание таких совместных университетов, как Университет МГУ-ППИ в Шэнь-чжэне, который начал принимать студентов в 2017 г., совместный китайско-российский кампус Санкт-Петербургского государственного университета и Харбинского политехнического университета, основание которого было заложено в 2020 г., знаменуют собой конструктивные результаты китайско-российского сотрудничества и являются типичными проектами углубленного сотрудничества между двумя странами в сфере высшего образования. Их создание, как отмечают Чжан Ливэй и Сюй Линлин способствует объединению высококачественных учебных и научно-исследовательских ресурсов Китая и России, расширяет круг изучаемых дисциплин в таких областях, как химия, физика, математика и прикладная математика, биология, материаловедение, информатика и экономика, общественные и гуманитарные науки8.

Сотрудничество в области образования между Китаем и Россией расширилось от обменов на уровне вузов до сотрудничества на региональном, национальном и международном уровнях, кластерное взаимодействие постепенно

1 ^ЖтЙШФЛЙШ^&Щ^ШЗДЖМ Ж^ШЙШШ-.. 2022 (7): 18 = Ли Чунъян. Состояние китайско-российского сотрудничества в области образования в новую эпоху, вызовы и ответные меры // Информация о мировом образовании. 2022. - № 7. - С. 18. - И11р8://кп8.спк1.пе1/ксш8/ае1а11/ае1а11.а8рх?аЬсоае=С;ГВ&аЬпаше=С1РВЬА8Т2022&Шепаше=1УХ12022 07004&unip1atform=NZKPT&v=RFmZqErAGJxjfLV1zmxH8n5YU1M-83boo65HsRxMn4sg_ZYLcZwFzJ784GfBwdYO (на кит. яз.)

2 И . 2022 (4): 86 = Анна У, Хуан Мэй, Чжан Цзыхао. Поэтапное достижение, проблемы и пути решения китайско-российского сотрудничества в области высшего образования // Вестник Тяньцзиньского педагогического университета (Серия социальных наук). 2022. - № 4. -С. 86. - https://kns.cnki.net/kcшs/detai1/detai1.aspx?dbcode=CJFD&dbnaшe=CJFDLAST2022&fi1enaшe=TJSS202204011&unip1atforш= NZKPT&v=MC3sTv3kot_VWMsJnD0vr3Px6BZk1kNT7F3-ш8u6R4LMKbNB2T9cb0nTFnoiQ3aB (на кит. яз.)

3 Там же.

4 Там же.

5 31 штшштшшшп^й—иттжтштхшш^ и . 2018 (15) :

19 = Чжан Ливэй, Сюй Линлин. Внедрение высококачественных образовательных ресурсов для содействия китайско-российским обменам в сфере образования - интервью ректора Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне Чжао Пина // Информация о мировом образовании. 2018. № 15. - С. 19. - https://kns.cnki.net/kcшs/detai1/detai1.aspx?dbcode=CJFD&dbnaшe=CJFDLAST2018&fi1enaшe= 1УХ120 1815006&unip1atforш=NZKPT&v=h0DAKgXnUELikYN7Vy_hvi93-9_baJI3TJigLS5SLBJ0a_1 st_AIiv4VRc_bev Cw (на кит. яз.)

6 Дорожная карта российско-китайского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций на период 2020-2025 годов / Министерство науки и образования РФ. - С. 4. - https://шinobrnauki.gov.ru/up1oad/ib1ock/d8c/vfjupwjwbdy5e746b1wqwnp 7b2v8caeh.pdf

7 —^жттшцшшш ш . 2018 (15) :

19 = Чжан Ливэй, Сюй Линлин. Внедрение высококачественных образовательных ресурсов .... С. 19. - https://kns.cnki.net/kcrns/ detai1/detai1.aspx?dbcode=CJFD&dbnaшe=CJFDLAST2018&fi1enaшe=JYXI201815006&unip1atform=NZKPT&v=h0DAKgXnUELikYN7 Vy_hvi93-9_baЛ3TJigLS5SLBJ0a _1st_AIiv4VRc_bev Cw (на кит. яз.)

8 Там же.

стало основной тенденцией, поэтому центры такого сотрудничества начинают постепенно перемещается из приграничных районов Хэйлунцзян в крупные города и экономически развитые регионы, такие как Пекин и Шэньчжэнь.

На региональном уровне создание Союза университетов Китая и России обеспечивает вектор практического сотрудничества, реализацию конкретных проектов. К настоящему времени Китай и Россия совместно создали 12 союзов университетов, включая комплексный, художественный и образовательный компонент. По словам Цзинь Хуэйсинь и Цюй Вантао Китайско-российский союз университетов уже стал крупнейшей в мире двусторонней сетью сотрудничества между вузами. На уровне межрегионального сотрудничества сформированы два региональных союза университетов - Ассоциация вузов Дальнего Востока, Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая, Ассоциация вузов «Волга-Янцзы».

На международном уровне Китай и Россия используют международные организации и соответствующие механизмы взаимодействия для развития образовательного сотрудничества, в том числе Университет Шанхайской организации сотрудничества, Сетевой университет БРИКС и др.1 Их создание по инициативе России, по словам Чжао И., способствует ускорению международной образовательной интеграции2.

Развитию сети международного российско-китайского сотрудничества в области образования способствует экономическая глобализация, в то же время совместные образовательные программы в условиях стремительно развивающейся конкуренции готовят именно такие кадры, которые является востребованными на международном рынке труда. Как замечает Чжао И., сегодня подготовка инновационных кадров - это не только в интересах Китая и России, но и цель совместного развития всех стран3. Следовательно, можно сказать, что интернационализация высшего образования, стимулируемая глобализацией мировой экономики, является неизбежным выбором для развития высшего образования не только в Китае и в России, но и во всех странах в XXI веке. При этом пример российско-китайского сотрудничества в области образования является примером реализации национальных интересов как отдельно взятой страны, так и международных интересов стран-содружества.

Ценностные ориентации, на которых акцентируют внимание китайские авторы, выражаясь в новой форме, сохраняют в себе традиционное содержание - гармония представлена через стратегию реализации российско-китайских образовательных целей и задач; стабильность подтверждается международными программами и актами сотрудничества; порядок реализуется в подготовке инновационных кадров для реализации программ российско-китайского международного сотрудничества. Таким образом, ценностным ориентациям придаются новые формы выражения, отражающие современные интересы развития китайского общества в мировом пространстве.

1 . Ш^Ш^ТУ. 2022 (02).: 98 = Цзинь Хуэйсинь, Цюй Вантао. Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования // Академический журнал российских исследований, 2022. - № 2. - С. 98. -И11р8://кп8.спк1.пе1/ксш8/ае1а11/ае1а11.а8рх?аЬсоае=С;ГВ&аЬпаше=С1РВЬЛ8Т2022&Г11епаше=ЕЬ8Х202202005&ип1р1а1£огш=К7КРТ& у=ААс7Ь1Ри_7К7СЦММВВхРак-КСЮ4^14МиЬаШ0РКХ5хрОУ65дУ9а9О%^4Х1гК1 (на кит. яз.)

2 . КЙ1Ш. 2016 (12): 242 = Чжао И. Проблемы и перспективы китайско-российского сотрудничества в области высшего образования // Частные технологии. 2016. - № 12. - С. 242. -И11р8://кп8.спк1.пе1/ксш8/ае1а11/ае1а11.а8рх?аЬсоае=С;ГВ&аЬпаше=С1РВЬЛ8Т2017&Г11епаше=МУК1201612227&ип1р1а1£огш=К7КРТ &v=XrNaO1mX-20-buTI549McV4aGzCGtgiUdGMTtEwBc39tcD8KRm К28_74-шЬ8Мпш£ (на кит. яз.)

3 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.