Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ'

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная политика Китая / идентичность / культурная идентичность / национальная идентичность / national policy of China / identity / cultural identity / national identity
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ»

ЧэньЯнань1

аспирант Кафедры философии Забайкальского государственного университета, г. Чита

2415237992@qq.com

Фомина М.Н.2

д.филос.н., профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита,

marf_05@mail.ru

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ

Ключевые слова: национальная политика Китая, идентичность, культурная идентичность, национальная идентичность.

Keywords: national policy of China, identity, cultural identity, national identity.

Историческое прошлое, философская и культурная традиция сформировали китайское самосознание, в котором доминирующую роль приобретает идея единой китайской нации, характеризующаяся надэтнической идентичностью. Столетиями природные, географические, культурные факторы, иероглифика вели к становлению великодержавной идентичности. Природные и географические условия обеспечивали формирование стабильности; иероглифическое письмо и культурные факторы - независимость китайской цивилизации.

После проведения политики реформ и открытости последовательно сменявшие друг друга руководители Коммунистической партии Китая уделяли существенное внимание культурному строительству. Эта политическая позиция была представлена Дэн Сяопином во всех его выступлениях как идея единства построения социализма с китайской спецификой и осуществления социалистической модернизации, где материальное начало цивилизации и ее духовное воплощение взаимно обусловлены. Цай Яньцзюй по этому поводу писал, что Генеральный секретарь Си Цзиньпин отметил, что «без высокой степени культурной уверенности в себе и культурного процветания не будет великого омоложения китайской нации»3. И как бы продолжая эту идею, Цай Яньцзюй конкретизирует, что культура должна быть признана широкими народными массами, так как она направлена на формирование культурного самосознания народа, являясь основой культурного процветания и развития, что, по его мнению, обеспечивает долгосрочную стабильность

4

развития страны .

Цзоу Гуанвэнь, анализируя выступление Си Цзиньпина, посвященное 100-летию со дня основания Коммунистической партии Китая, отметил, что ее деятельность направлена на служение народу, всестороннему развитию людей и общему прогрессу китайского общества, что способствует развитию культурной идентичности в гармонии социальной атмосферы с делом реформ5.

В условиях модернизации всех сфер жизнедеятельности китайского общества, как замечают Сюй Ли, Ван Фу-синь, даже социальные преобразования, экономическая глобализация не могут полностью обеспечить гармонию и стабильность для современного общества, полагаясь исключительно на политические и экономические средства. Поэтому, заключает он, культурная идентичность, обладая сплоченностью и привлекательностью, может укрепить китайскую нацию, так как она объединяет все этнические группы одной целью6.

1 Профессиональные интересы: традиционные китайские ценности, китайская культура, культурная идентичность, теория идентичности.

2 Профессиональные интересы: российско-китайское гуманитарное сотрудничество; российско-китайское культурное пространство; российско-китайский диалог; новая модель диалога культур в условиях глобализации; пространство диалога культур.

3 ЙЙ®. ^ФВИШ^ЙШ—Йё^Я [J]. 2019, 3 (24): 23-24. = Цай Яньцзюй. Дилемма и анализ пути современной китайской культурной идентичности // Сравнительные исследования культурных инноваций. 2019. -№ 3 (24). - С. 23-24. - https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx? dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2019&filename=WCBJ 201924012&uniplatform=NZKPT&v=11HhG7kIQCXVgwaAiVicxdQTbP-BvYB0mhlJXXqfXeYLGy34ZkogT9Yj9s17tryc (на кит. яз.).

4 ЙЙ®. ^ФН^Ш^ЙВШ—^^Я [J]. 2019. - № 3 (24). - С. 24. = Цай Яньцзюй. Дилемма и анализ пути современной китайской культурной идентичности ... С. 24

5 1РГ& [J]. ЛШШ 2021. - № 27. - С. 29 = Цзоу Гуанвэнь. Культурное наследие и культурная самобытность Великого омоложения // Народный форум. 2021. - № 27. - С. 29. https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail. aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2021 &filename=RMLT202127007&uniplatform=NZKPT&v=lL6ADhrA_1-qjHoVfiWsgiGv5x4 psEMDhzi0w9Inzf5yxoDQ_vdaDH_ usq6mSodD (на кит. яз.).

6 гш. [J]. 2012. - № 6. - С. 58. = Сюй Ли, Ван Фусинь. Размышления об интеграции теории культурной идентичности в работу единого фронта // Журнал Института социализма Гуанси. 2012. - № 6. - С. 58. - https://kns.cnki.net/ kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFD2012&filename=GXSX201206013& uniplatform=NZKPT&v=rbVHJCe97QksDMidqMIZLsDYtf0r_izw70g5zudpoppFx04Z25rNV8MYw07dGmFl (на кит. яз.).

Так как культурная идентичность является основой национальной идентичности, то ее формирование направлено, по мнению Сюй Ли и Ван Фусинь, на воспитание высокой степени культурного самосознания и культурной уверенности в себе, что является условием для «продвижения китайской культуры». Это согласуется с предложением шестого пленума ЦК Коммунистической партии Китая семнадцатого созыва - приблизиться к китайской национальной культуре и восстановить культурную самобытность1.

Таким образом, проблема формирования, становления культурной идентичности для китайских теоретиков неотделима от национальных интересов, обоснование которых построено на задачах Коммунистической партии Китая, направленных на развитие китайского общества. При этом задачи партии согласуются с идеями марксизма, ориентирующими на применение диалектического и исторического материализма как на практике, так и в теории, которая „ „ „2 сочетает их с китайской традиционной культурой .

Но становление сегодня культурной идентичности, как пишут Сюй Ли, Ван Фусинь идет на фоне противостояния как тотальной вестернизации, так и тотальному отрицанию. Поэтому это идет, с одной стороны, через критику вышеназванных процессов, а, с другой, через воспитание уважения к культурным различиям и к культурному разнообразию, через укрепление культурного консенсуса3. Следовательно, разрешение вопросов, проблем, обусловленных формированием культурной идентичности, сегодня является для китайских теоретиков одной из важнейших задач, так как они направлены на поиск не только путей консолидации общества, но и на позиционирование Китая в мировом пространстве. Поэтому неслучайно, что, например, Фань Чжибяо4 анализирует культурную идентичность как органическое единство внутренней и внешней идентичности. При этом он считает, что необходимо сосредоточиться не только на создании культуры внутри страны, но и на ее распространении в международной сфере, что является, по его мнению, важной частью культурной идентичности. И, как бы, подтверждая этот тезис, Фань Чжибяо пишет, что культурная самобытность той или иной страны позволяет в полной мере использовать ее влияние на международном уровне, что позволит, с одной стороны, повысить ее международный статус, а, с другой, защищать ее культурные и национальные интересы. Это обеспечит продвижение культуры и ее признание международным сообществом, будет способствовать реализации и поддержанию культурного разнообразия, что, несомненно, будет содействовать и развитию культурной идентичности.

Цзо Бинь и Вэнь Фанфан анализируют культурную идентичность, непосредственно исходя из той теоретической установки, которую они ей дают. Для них культурная идентичность - это тенденциозное согласие людей о признании культуры, включающей три уровня идентичности: культурная форма, идентичность культурной нормы и идентичность культурной ценности5. Подходя к проблеме с позиций психологического исследования идентичности, они исходят из того, что культурная самобытность китайского народа является как основой для развития китайской нации, так и культурно-психологической базой для достижения великого возрождения. Так как культурную идентичность они рассматривают как ценностную идентичность, то для ее теоретического объяснения необходимо, по их мнению, прежде всего, обратиться к концепции индивидуального развития в психологии развития, к теории социальной идентичности в социальной психологии, к концепции культурной адаптации в межкультурной психологии и к идеологической концепции в области политической психологии.

Авторы исходят из того, что культурная идентичность современного китайского народа имеет отличительные характеристики времени, проявляющиеся в межгрупповой дифференциации, в возрождении традиционной китайской культурной идентичности, в укреплении основных социалистических ценностей. Поэтому с точки зрения социальной психологии улучшение самоидентификации китайского народа, формирование приверженности основным социалистическим ценностям, содействие интеграции бикультурной идентичности и подчеркивание идентичности китайского народа являются возможными путями здорового развития современной китайской культурной идентичности6.

1 Там же, с. 57

{^Й^^^&ЛИ^Й. 2017. - № 10. - С. 3 = В ходе 43-го коллективного заседания Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин подчеркнул глубокое понимание эпохи и практического значения марксизма и продолжал содействовать модернизации и популяризации марксизма в Китае // Партийное строительство. 2017. - № 10. - С. 3. - https://kns.cnki.net/kcms/ detail/detail. aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2017&filename=DJJJ201710002&uniplatfoim=NZKPT&v=WkzkL-W4ovmVqHu KFx3LPQnQjkjRcCdNyEWQzWxMlSxQLuwaQ7lvjQaswb3O2ZKH (на кит. яз.).

3 &Ü, гш. [J]. 2012. - № 6. - С. 58 = Сюй ли, Ван Фусинь. Размышления об интеграции теории культурной идентичности ... С. 58.

4 ШШШ. ^ШЛй-^НШ^—ШШ [J]. 2005. - № 9. - С. 31. D0I:10.14015/j.cnki.1004-8049.2005.09.004. = Фань Чжибяо. Предварительное исследование культурной идентичности и национальной безопасности // Тихоокеанский журнал. 2005. -№ 9. - С. 31. doi:10.14015/j.cnki.1004-8049.2005.09.004. - https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx? dbcode=CJFD&dbname=CJFD 2005&filename=TPYX200509004&uniplatform=NZKPT&v=wIdA479yrwUEaPITk3_uAsSWYo1SEIqTltRQC88fqYYp-HUYe1pkY0m6J g4xo_PR (на кит. яз.).

5 feÄ, Ш^ФИЛЙОД-^Н [J]. ^BfWKKflJ, 2017, 32 (02): 175 = Цзо Бинь, Вэнь Фанфан. Культурная идентичность современного китайского народа // Китайская академия наук. 2017. - № 32 (02). - С. 175. DOI: 10.16418/j.issn.1000-3045.2017.02.008. - https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2017&filename=KYYX201702009 &uniplatform=NZKPT&v=Zuex37QueWcZah1trJiLBvUXtt0X-l0Rpr0XYAqahBzq65siJkDe1X_Jf7o_cK6N (на кит. яз.).

6 Там же, с. 176.

Для Цзо Бинь и Вэнь Фанфана проблема культурной идентичности неотделима от проблем китайской нации, поэтому они утверждают, что она является не только основой благополучия, но и культурно-психологическим фундаментом для реализации китайской мечты о великом омоложении китайской нации1.

Исходя из позиций социальной психологии, Цзо Бинь и Вэнь Фанфан проблему идентичности анализируют через призму реальной культуры, в которой возможна идентификация «я» и «другой», обеспечивающая не только самоутверждение и групповое взаимодействие, но и становление самосознания и культурной идентичности По их мнению, именно, духовная культура реализуется через систему социально-психологического сознания, комплекс знаний, ценностей, идеалов, верований и эстетических норм, которые вырабатываются в процессе социальной практики человека и в итоге признается (принимается) группами людей культурная идентичность2. Подтверждение этой мысли видим у Чжэн Сяоюня, теоретика китайской идентичности, который утверждал, что культурная идентичность - это тенденция людей к согласию и признанию культуры3. Исследование Чжэн Сяоюня по праву считается фундаментальным - он первым в Китае еще в 90-е годы ХХ в. обосновал теорию культурной идентичности, на основе глубокого анализа

„4

культурных реалий .

Чжэн Сяоюнь рассматривает культурную идентичность не только в контексте культуры, но и как проявление культурного бытия. Благодаря этому становится возможной не только идентификация с национальной культурой, но и с другой культурой5, так как благодаря межкультурным связям становится возможным расширение культурного пространства за этнические и географические границы. Поэтому культурная идентичность, по утверждению Чжэн Сяою-ня, является базовой для оформления национальной идентичности6.

Сегодня Китай, реализуя политику реформ и открытости, развития и совершенствования рыночную экономику, по словам Дэн Хайина, демонстрирует ситуацию, в которой одновременно сосуществуют доминирующие и не доминирующие культуры, местные и чужие культуры, передовые и консервативные культуры , что свойственно для глобализирующегося общества. Плюрализм ценностей и идеологий, поляризация в отношении идеалов и убеждений, моральных представлений и т.д., говорят о том, что общественные жизненные ценности склоняются в пользу экономических ценностей, материальных благ и индивидуализма. Поэтому проблема культурной идентичности современного китайского народа заслуживает глубокого анализа и изучения, как пишут Цзо Бинь и Вэнь Фанфан8. Это обусловлено тем, что она не только находится под воздействием западной культуры, но и тем, как замечают Чжао Цзяньин и Гань Сунчунь, что существуют различия в культурной идентичности между поколениями, классами и регионами. А так как она - культурная основа для строительства социализма с китайской спецификой9, то, следовательно, для китайских теоретиков и возникает проблема ее формирования. Хотя здесь же Цзо Бинь и Вэнь Фанфан замечают, что, поскольку китайское общество продолжает подвергаться глубокой трансформации и развитию, культурная идентичность китайского народа неизбежно будет колебаться и развиваться соответствующим образом. Поэтому при ее формировании первостепенное внимание должно уделяться самосовершенствованию китайского народа10.

Подводя итог, следует заключить, что проблема культурной идентичности является для китайских теоретиков одной из основополагающих, так как она является базой для становления национальной идентичности, является фактором позиционирования китайской культуры за рубежом, и, пожалуй, самое главное - формирует самосознание личности.

1 Там же, с. 175.

2 Там же.

3 ЯЙ^. [M]. ^Ж: 1992. 4. = Чжэн Сяоюнь. Культурная идентичность и культурные изменения. - Пекин: China Social Sciences Press, 1992. - С. 4.

4 Чэнь Я., Фомина М.Н. Теория культурной идентичности Чжэн Сяоюня // Концепт: философия, религия, культура. 2022. — Т. 6, № 3 (23). - С. 7-21. - https://doi. org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-7-21

5 ЯЙ^. [M]. ^Ж: ФЯ±±^14^ЩМ±, 1992. 33. = Чжэн Сяоюнь. Культурная идентичность и культурные изменения. ..., с. 33.

6 Там же, с. 90.

7 Ж^. [J]. 2015, (1): 218. = Дэн Хайин. О китаи-зации марксизма и новом конструировании современной китайской культурной идентичности // Серия «Марксистская философия». 2015. - № 1. - С. 218. - https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CCJD&dbname=CCJDLAST2&filename=SWMZ201501019 &uniplatform=NZKPT&v=FF6LfjGYM0m4hntV_xhf8XPDXeTu-nmoP5sR_HifwQ9F97TAaztq7sjEarKqsZlF (на кит. яз.).

8 fea, fi^. Ш^ФИЛЙОД-^Н [J]. ^BfWKKflJ. 2017. - № 2. - С. 180 = Цзо Бинь, Вэнь Фанфан, Культурная идентичность современного китайского народа ... С. 180.

9 [J]. ^ЖУ. 2005. - № 1. - С. 10. = Чжао Цзяньин, Гань Сунчунь Современность и кризис китайской культурной идентичности, ее реконструкция в новое время // Academic Monthly. 2005. -№ 1. - С. 10. - https://www.doc88.com/p-494186868605.html

10 fea, fi^. Ш^ФИЛЙОД-^Н [J]. ^BfWKKflJ. 2017. - № 2. - С. 180 = Цзо Бинь, Вэнь Фанфан, Культурная идентичность современного китайского народа ... С. 184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.