Научная статья на тему 'Российско-китайская цифровая торговля: состояние, потенциал, тенденции'

Российско-китайская цифровая торговля: состояние, потенциал, тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая торговля / трансграничная электронная торговля / торговля цифровыми услугами / потенциал развития / digital trade / cross-border e-commerce / digital trade in services / development potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лю Сюнь

В статье анализируется состояние, потенциал и тенденции развития российско-китайской цифровой торговли. Отмечается, что в последние годы российско-китайская цифровая торговля стремительно развивается, становясь новой точкой роста в торгово-экономическом сотрудничестве между двумя сторонами. Хотя масштабы цифровой торговли между Россией и Китаем все еще относительно невелики, она обладает большим потенциалом и широкими перспективами. Столкнувшись с новыми изменениями на мировом рынке цифровой торговли, Россия и Китай ускорят темпы сотрудничества в области цифровой торговли. В то же время, по мере глубокой интеграции цифровых технологий и социально-экономического развития, преимущества российско-китайской цифровой торговли будут постепенно проявляться, что в полной мере обеспечит качественное развитие российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia-China Digital Trade: State, Potential, Trends

The article analyzes the state, potential and trends in Russia-China digital trade. It is noted that the trade has been growing rapidly in recent years, becoming a new driver of economic and trade cooperation between the two countries. Although the turnover of Russia-China digital trade is still relatively small, it has great potential and good prospects. With new developments in the global digital trade market, Russia and China could accelerate the pace of digital trade cooperation. At the same time, with deeper integration of digital technology and socio-economic development, the latecomer advantage of Russia-China digital trade would gradually come to the fore, fully empowering the high-quality development of Russia-China economic and trade cooperation.

Текст научной работы на тему «Российско-китайская цифровая торговля: состояние, потенциал, тенденции»

Российско-китайская цифровая торговля: состояние, потенциал, тенденции*

ЛЮ Сюнь (Китай),

доктор россиеведения, доцент,

УДК:339:004; ББК:65.428:65.9; Jel: F10 DOI: 10.24412/2072-8042-2024-9-112-129

Институт русского языка Хэйлунцзянского университета КНР (150080, Китай, пров. Хэйлунцзян, г. Харбин, ул. Сюефу, д. 74), E-mail: 2018046@hlju.edu.cn, ORCID: 0000-0002-3805-1730

Аннотация

В статье анализируется состояние, потенциал и тенденции развития российско-китайской цифровой торговли. Отмечается, что в последние годы российско-китайская цифровая торговля стремительно развивается, становясь новой точкой роста в торгово-экономическом сотрудничестве между двумя сторонами. Хотя масштабы цифровой торговли между Россией и Китаем все еще относительно невелики, она обладает большим потенциалом и широкими перспективами. Столкнувшись с новыми изменениями на мировом рынке цифровой торговли, Россия и Китай ускорят темпы сотрудничества в области цифровой торговли. В то же время, по мере глубокой интеграции цифровых технологий и социально-экономического развития, преимущества российско-китайской цифровой торговли будут постепенно проявляться, что в полной мере обеспечит качественное развитие российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

Ключевые слова: цифровая торговля, трансграничная электронная торговля, торговля цифровыми услугами, потенциал развития.

LIUXun (China),

Doctor of Russia Studies, Associate Professor, Russian language institute of Heilongjiang University (No.74 Xuefu Road, Harbin, Heilongjiang Province, 150080, China), E-mail: 2018046@hlju.edu.cn ORCID: 0000-0002-3805-1730

The article analyzes the state, potential and trends in Russia-China digital trade. It is noted that the trade has been growing rapidly in recent years, becoming a new driver of economic and trade cooperation between the two countries. Although the turnover of Russia-China digital trade is still relatively small, it has great potential and good prospects. With new developments in the global

* Данная статья подготовлена при поддержке Проекта планирования исследований в области философии и социальных наук провинции Хэйлунцзян (№ 21JYE398).

Russia-China Digital Trade: State, Potential, Trends

Abstract

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

digital trade market, Russia and China could accelerate the pace of digital trade cooperation. At the same time, with deeper integration of digital technology and socio-economic development, the latecomer advantage of Russia-China digital trade would gradually come to the fore, fully empowering the high-quality development of Russia-China economic and trade cooperation.

Keywords: digital trade, cross-border e-commerce, digital trade in services, development potential.

Бурное развитие цифровой экономики во всем мире способствовало тому, что цифровая торговля постепенно превратилась в важную основу международной торговли и стала мощной движущей силой, способствующей подъему мировой торговли. В то же время цифровая торговля значительно расширила торговое пространство, ускорила оцифровку способов торговли и торговых объектов, обеспечила обмен и циркуляцию товаров в глобальном масштабе с большей эффективностью, а также изменила глобальную промышленную цепочку и цепочку создания стоимости1. Страны, которые имеют преимущество в глобальной цифровой торговле, могут изменить свои сравнительные и конкурентные преимущества и тем самым занять выгодное положение в международном разделении труда. В результате крупнейшие страны мира, в том числе Россия и Китай, придают большое значение развитию цифровой торговли и активно участвуют в международном сотрудничестве в области цифровой торговли. В Совместном заявлении РФ и КНР, подписанном в мае 2024 года, четко сказано, что надо продолжать расширять масштабы и оптимизировать структуру двусторонней торговли, углублять сотрудничество в области торговли услугами, электронной коммерции, цифровой экономики и устойчивого развития. Это, несомненно, поднимает важность развития российско-китайской цифровой торговли на новую высоту. Каково состояние цифровой торговли между Россией и Китаем? Каковы потенциал и тенденции развития российско-китайской цифровой торговли? В статье эти вопросы рассматриваются.

1. СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ЦИФРОВОЙ ТОРГОВЛИ

В статье мы выберем показатели развития российско-китайской цифровой торговли на основе широкого определения цифровой торговли, чтобы более полно изучить состояние российско-китайской цифровой торговли.

1.1 Показатели по состоянию российско-китайской цифровой торговли

Современное определение цифровой торговли еще не пришло к согласию, но понятие и коннотация цифровой торговли в основном определяются широкими и узкими определениями. Широким является определение цифровой торговли, данное Всемирной Торговой Организацией (WTO), Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) и Организацией Объединенных Наций (UN), как торговли товарами и услугами, которые заказываются, производятся или поставляются через Интернет и связанные с ним технологии. Узким является опре-

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

113 Q

деление цифровой торговли, данное США, ЕС и другими развитыми странами, как товары и услуги, поставляемые с помощью цифровых устройств и технологий. Основное различие между двумя подходами к определению заключается в том, что широкий подход включает трансграничную электронную торговлю в контексте цифровой торговли, где содержание сделок не ограничивается. Узкий подход рассматривает нематериальные услуги или информацию как содержание сделки, а физические товары, заказанные через Интернет, и физические товары с цифровым содержанием не классифицируются как цифровая торговля2.

Согласно широкому определению цифровой торговли, во-первых, с точки зрения способа торговли, цифровая торговля подчеркивает сетевой или цифровой характер процесса заключения сделок через Интернет и связанные с ним технологии. Во-вторых, с точки зрения содержания торговли, цифровая торговля состоит в основном из товаров и услуг. Что касается потоков информации или данных, то их доля относительно невелика. В-третьих, с точки зрения торговых субъектов, цифровая торговля в основном состоит из крупных интернет-платформ, предприятий и потребителей. Исходя из торговых отношений между ними, цифровую торговлю можно разделить на В2В (Вште88-1;о-Вште88), В2С (Вште88-1;о-Соп8итег) и С2С (Соп8итег4о-Соп8итег), которые являются основными видами торговли в электронной коммерции.

Объединив перечисленные способ, содержание и субъекты цифровой торговли, мы можем объяснить состояние цифровой торговли между Россией и Китаем на основе двух показателей - «трансграничной электронной торговли» и «торговли цифровыми услугами». В настоящее время трансграничные электронные торговые операции между Россией и Китаем осуществляются в основном с физическими товарами, хотя в них также участвуют товары сферы услуг, доля невелика. Также необходимо дополнить российско-китайскую торговлю цифровыми услугами. Услуги, которые, по мнению крупнейших международных экономических организаций, могут быть предоставлены в цифровом формате, включают, в частности, страховые и пенсионные услуги, финансовые услуги, роялти на интеллектуальную собственность, компьютерные и информационные услуги, услуги в области исследований и разработок, профессиональные консультационные услуги и услуги по управленческому консультированию, архитектурные и инженерные технологии, прочие деловые услуги, аудиовизуальные и смежные услуги, медицинские услуги, образовательные услуги, услуги в области наследия и развлечений. Мы измерим объем российско-китайской торговли цифровыми услугами, сопоставив российско-китайскую торговлю по каждой из предыдущих областей услуг.

1.2 Состояние российско-китайской трансграничной электронной торговли

Общий объем трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем демонстрирует стремительный рост. В 2015 году объем российско-китайского импорта и экспорта трансграничной электронной торговли составил 2,72 млрд долла-

^ 114

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

ров, в 2016 году несколько снизился до 2,5 млрд долларов, затем вырос до 3,5 млрд долларов в 2017 году, достиг 4 млрд долларов в 2018 году, а в 2019 году превысил 5 млрд долларов. В 2020 году количество российско-китайских заказов электронной торговли составило 70 процентов от общего количества российских заказов трансграничной электронной торговли. Объем российско-китайской трансграничной электронной торговли за первые 11 месяцев 2021 года вырос на 187 процентов по сравнению с тем же периодом3. После начала российско-украинского конфликта в 2022 году большое количество европейских и американских компаний ушло с российского рынка, а китайские компании активно заняли освободившиеся ниши на российском рынке, положив начало новому витку роста российско-китайской трансграничной электронной торговли. Оборот китайско-российского рынка электронной коммерции B2B достиг 1,54 миллиарда долларов к концу 2023 года4.

Структура трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем была дополнительно оптимизирована. В последние годы электронные товары и бытовая техника, производимые в Китае, становятся все более привлекательными для российских потребителей, и смартфоны китайских брендов стали самыми популярными смартфонами на платформах российско-китайской трансграничной электронной коммерции. Согласно статистике AliExpress, в десятку самых популярных смартфонов на российской платформе во втором квартале 2024 года вошли китайские бренды Xiaomi и Oneplus. В то же время российские высококачественные продукты и потребительские товары также становятся все более популярными у китайских потребителей. Впоследствии торговый поток трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем изменился, и количество и виды российских товаров, импортируемых Китаем через трансграничные платформы электронной коммерции, значительно увеличились. В ноябре 2019 года на китайской платформе электронной коммерции Tmall открылся официальный флагманский магазин российских продуктов, в котором представлены продукты известных российских брендов, в том числе повседневные закуски, рис, мука, масло, напитки и свежие продукты, и действуют сотни предприятий.

Платформы российско-китайской трансграничной электронной коммерции находятся на подъеме. С одной стороны, традиционные платформы российско-китайской трансграничной электронной коммерции начали активно продвигать оф-лайн-каналы. Начиная с 2022 года, офлайн-потребление значительно возросло, и международные предприятия электронной коммерции активно корректировали свои стратегии, ускоряли развитие офлайн-каналов и открывали офлайн-магази-ны. Основанная в 2016 году, компания Epinduo является первой в Китае платформой трансграничной электронной коммерции, ориентированной на российский рынок, с собственной онлайн-платформой Epinduo.com и интернет-магазинами на Tmall, Jingdong, Pinduoduo и других крупных платформах, а в последние годы начала открывать офлайн-магазины розничной торговли российскими товарами во многих городах Китая, распространяя российские товары через многоканальные

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

115 Q

системы. С другой стороны, социальная электронная коммерция стала ускорителем трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем. В последние годы пользователи в России и Китае изменили свои потребительские привычки, проводя больше времени в социальных сетях и предпочитая совершать покупки через социальные сети, что дает возможность для развития трансграничной электронной торговли в прямом эфире и приносит новый трафик в российско-китайскую трансграничную электронную торговлю.

Удобство платежей в трансграничной электронной торговле между Россией и Китаем повысилось. В настоящее время ряд российских банков имеет доступ к Трансграничной межбанковской платежной системе (CIPS), и немало китайских банков активно подключается к Системе передачи финансовых сообщений Банка России (SPFS), что будет способствовать расширению возможностей для проведения торговых расчетов между Россией и Китаем, а также поможет смягчить негативный эффект от отключения российских банков от платежной системы SWIFT. Кроме того, ускоренная дедолларизация России с 2022 года, когда подверглась жестким финансовым санкциям со стороны США и Запада, привела к значительному снижению доли доллара США и евро в операциях на российском рынке при заметном росте доли рубля и юаня. Это, несомненно, ускорило процесс развития расчетов в национальных валютах в российско-китайской торговле. По состоянию на ноябрь 2023 года на долю рубля и юаня приходилось 95% российско-китайских торговых операций.

Способы логистики трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем становятся все более разнообразными. В последние годы китайские Rus-ton, Daeton, Rueyton и другие специализированные логистические линии в Россию постоянно открывают грузовые маршруты и совершенствуют логистическую систему. И китайские отечественные экспресс-компании, такие как SF Express и Cainiao, также развили бизнес логистики трансграничной электронной торговли с Россией. Кроме того, российские и китайские компании электронной коммерции и логистики продолжают укреплять строительство зарубежных складов, чтобы сократить время логистики и улучшить качество обслуживания зарубежных потребителей. Компания Ruston открыла склад в Москве в 2015 году, и Greenwood-Ruston стал первым зарубежным складом, созданным китайскими компаниями трансграничной электронной коммерции в России, который занимает площадь 11 000 квадратных метров и стыкуется с российскими экспрессами, что позволяет осуществлять самую быструю доставку в тот же день.

1.3 Состояние российско-китайской торговли цифровыми услугами

Как видно из таблицы 1, объем российско-китайской торговли цифровыми услугами в период с 2014 по 2023 год продолжает расти в целом, демонстрируя стремительный рост, в частности, в последние два года. Это свидетельствует о том, что по мере дальнейшего укрепления экономических связей между Россией и Китаем

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

торговля цифровыми услугами становится все более важной составляющей торгово-экономического сотрудничества между двумя сторонами.

Таблица 1

Объем российско-китайской торговли цифровыми услугами в 2014-2023 гг.

(млн долл. США)

Год Объем торговли цифровыми услугами, импортируемыми Россией из Китая Объем торговли цифровыми услугами, экспортируемыми Россией в Китай Экспортно-импортный баланс российской торговли цифровыми услугами с Китаем Общий объем экспорта и импорта российско-китайской торговли цифровыми услугами

2014 205.43 149.76 -55.67 355.19

2015 176.02 154.54 -21.48 330.56

2016 202.58 194.44 -8.14 397.02

2017 237.56 238.58 1.02 476.14

2018 273.78 314.47 40.69 588.25

2019 396.88 405.36 8.48 802.24

2020 376.83 265.54 -111.29 642.37

2021 352.63 286.51 -66.12 639.14

2022 / / / 809.00

2023 / / / 1100.00

Источник: OECD Data Explorer, URL: https://data-explorer.oecd.org/ (дата обращения: 02.06.2024).

В последние годы торговля услугами играет все более важную роль в российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве и пользуется большим вниманием со стороны российского и китайского правительств. В мае 2023 года Россия и Китай подписали Меморандум об углублении сотрудничества в сфере торговли услугами, поощряющий участие предприятий двух стран в различных выставках, направленных на развитие торговли услугами, а также организацию совместных мероприятий в области образования, здравоохранения, финансов, транспорта, строительства, технологий, туризма, спорта, информационных и других услуг5. В этом контексте российско-китайская торговля цифровыми услугами открывает новые возможности. В мае 2023 года на конференции по торгово-экономическому сотрудничеству регионов России и Китая заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вольвач подчеркнул

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

117 Q

необходимость ускорения цифровой торговли между Россией и Китаем в области страхования, финансов и науки, при этом российское правительство будет оказывать государственную поддержку проектам в соответствующих областях, включая доступное финансирование и инфраструктуру6. В настоящее время ряд российско-китайских проектов по торговле цифровыми услугами уже достигли первых результатов. В сфере страхования Россия и Китай планируют открыть первую российско-китайскую компанию по страхованию жизни в Иркутской области России. В финансовой сфере к концу 2022 года Российский экспортный центр (РЭЦ) совместно с китайскими партнерами оказала агентскую, страховую, кредитную и гарантийную, а также импортную и экспортную поддержку более 1,5 участников ВЭД на общую сумму 1,6 млрд долларов США. В области науки и техники Россия и Китай способствуют развитию экономических и технологических обменов и сотрудничества путем участия в научно-технических выставках с целью коммерциализации, индустриализации и интернационализации достижений высоких технологий. В октябре 2023 года на Китайской международной выставке высоких технологий представили 37 российских компаний с 74 решениями и продуктами.

Таким образом, в последние годы российско-китайская цифровая торговля достигла значительного прогресса, однако в настоящее время масштабы российско-китайской цифровой торговли все еще относительно невелики. В связи с этим мы продолжим изучение факторов, влияющих на российско-китайскую цифровую торговлю, с целью обоснованного прогнозирования потенциала развития российско-китайской цифровой торговли.

2. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ЦИФРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Учитывая доступность и полноту статистических данных, в представленной работе выбраны соответствующие данные по России и Китаю с 2015 по 2022 год для изучения факторов, влияющих на цифровую торговлю России и Китая, чтобы спрогнозировать потенциал развития цифровой торговли между Россией и Китаем в целом.

2.1 Потенциал развития цифровой торговли в России

В сочетании с соответствующей литературой здесь приведены данные о цифровой торговле в России (объем трансграничной электронной торговли и объем торговли цифровыми услугами) и связанных с ней факторах, влияющих на нее: ВВП на душу населения в России, проникновение Интернета в России, развитие он-лайн-торговли в России, объем инвестиций в исследования и разработки в России, индекс инновационной среды в России и объем транзакций электронной коммерции в России. В таблице 2 представлены исходные данные о цифровой торговле в России и связанных с ней факторах.

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

ts

Таблица 2

Цифровая торговля в России и связанные с ней влияющие факторы

а 3

I э

<§ и к • & S

а Р

с

ts

vo w

о ^ & s а

О

я (5

к § U 1 ^ й

О ts SS -г

ö л

£ 8

та S а

П ^ а

1 ^

з I

ig и

а с a ts

& и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2

а ~

а а

I 8

cq сц

а а

«О

а

о

¡5

а а с ^ а

S

а

»a ös

а ^

s а

Ü ¡3

Щ и

» г?

а ^

§ ®

§ 3

§ !

о ^

»а

а а

^ к

s S

S а

о а

^ ои

^ о

a ^

a w

£

VO

О

и

a =

ü

0

so

a ^ к e S 3

s ^ « §

^ s

1

»a г a

Ü §

a о

^ о _

а о

§ ^ 1

a ® ^

§ S ^

TS

О ^

TS

»a

a ?

а

SS

а &

£

VO

О

SO

» S

a

о S a s a

о ~

& I

^ о § ^

2015 3221 68318 9.3 70.4 29.7 13453 56.6 11178

2016 4484 75175 8.7 70.4 25.0 14108 57.9 13751

2017 8569 72097 10.7 72.8 30.0 17466 56.1 8535

2018 5022 76110 11.2 75.4 35.0 16340 57.8 18275

2019 4780 77403 11.4 76.5 42.0 17561 60.9 24761

2020 6117 71637 10.1 79.9 50.0 16496 61.5 37921

2021 6697 31815 12.5 85.0 52.0 17667 76.1 48868

2022 2337 64101 15.5 89.0 58.0 18721 48.7 64928

Источник: Банк России, URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/; Федеральная служба государственной статистики, https://rosstat.gov.ru/; WIPO, URL: https://www.wipo.int/ global_innovation_index/ru/ (дата обращения: 10.07.2024).

Основываясь на анализе соответствующих данных, приведенных в таблице 2, мы можем сделать вывод, что Россия обладает большим потенциалом развития цифровой торговли.

Объем цифровой торговли в России активно растет. С одной стороны, объем трансграничной электронной торговли в России в последние годы в целом демонстрирует тенденцию к быстрому росту, в 2021 году составил 6 697 млн долларов, что в 2,17 раза больше, чем в 2017 году. В 2022 году объем трансграничной электронной торговли в России значительно снизился, в основном из-за влияния санкций, введенных Западом. Однако с реализацией ряда антисанкционных мер России, таких как проект строительства складов, объем трансграничной электронной торговли будет постепенно восстанавливаться. С другой стороны, общий объем российской торговли цифровыми услугами в последние годы растет с колебаниями, в 2020 году составил 71 637 млн долларов, увеличившись на 4,9% по сравнению с 2015 годом. Торговля цифровыми услугами в России значительно снизилась в 2021 году из-за эпидемии и слабого потребления, однако в 2022 году тенденция к снижению быстро переломилась.

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

Рынок цифровой торговли в России обладает огромным потенциалом. Во-первых, стремительный рост проникновения Интернета в России создал хорошую сетевую базу для цифровой торговли. Проникновение Интернета в России в 2022 году увеличилось на 18,6 процента по сравнению с 2015 годом. Во-вторых, рост ВВП на душу населения и онлайн-торговли, несомненно, сыграл положительную роль в развитии цифровой торговли России. ВВП на душу населения напрямую отражает уровень дохода и потребительские способности жителей, а проникновение онлайн-торговли отражает потребительские привычки и способ потребления жителей. В последние годы ВВП на душу населения в России растет год от года, в 2022 году составил 15,5 тысячи долларов США, что на 6,2 тысячи долларов США больше, чем в 2015 году. В то же время объемы онлайн-торговли в России растут высокими темпами - с 29,7 процента в 2015 году до 58 процентов в 2022 году. В-третьих, по мере дальнейшего раскрытия потенциала российского рынка электронной коммерции, она будет играть еще более важную роль в цифровой торговле. В 2022 году объем операций электронной коммерции в России достиг 64 928 млн долларов, что в 4,72 раза больше, чем в 2015 году. В то же время в России есть несколько локальных цифровых платформ, таких как платформы электронной коммерции Wildberries, Ozon и Yandex, а также социальные сети ВКонтакте, Telegram и Одноклассники. Эти платформы занимают значительную долю рынка и пользуются большой популярностью в России, обеспечивая важный канал маркетинга и продвижения для цифровой торговли.

Развитие цифровой торговли в России набирает обороты. С одной стороны, Россия продолжает наращивать инвестиции в научные исследования и разработки и совершает новые технологические прорывы в некоторых областях науки и техники, таких как квантовые коммуникации и искусственный интеллект. Технологические инновации придают более мощный эндогенный импульс развитию российской цифровой торговли. В 2022 году инвестиции в научные исследования и разработки в России достигли 64 928 млн долларов. С другой стороны, Россия продолжает оптимизировать свою инновационную среду. Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) считает, что инновационная среда включает в себя политическую среду, правовую и нормативную среду, а также деловую среду. В период с 2015 по 2021 год наблюдается общая тенденция роста российского индекса инновационной среды. Российский индекс инновационной среды в 2021 году составил 76,1, что на 19,5 больше, чем в 2015 году. Индекс инновационной среды России значительно снизился в 2022 году, в основном за счет существенного падения индекса деловой среды в результате соответствующих антисанкций, но стабильно рос индекс институциональной среды. Россия придает большое значение развитию цифровой торговли и в последние годы внедрила ряд соответствующих политик, направленных на поддержку ее развития: в июле 2017 года была принята Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», затем цифровая экономика была включена в перечень основных

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, в апреле 2023 года был подготовлен законопроект о взаимном признании электронных документов в торговле со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также в июле 2023 года был внесен Закон о цифровом рубле.

2.2 Потенциал развития цифровой торговли в Китае

Здесь аналогично приведены данные о цифровой торговле в Китае (объем трансграничной электронной торговли и объем торговли цифровыми услугами) и связанных с ней факторах, влияющих на нее: ВВП на душу населения в Китае, проникновение Интернета в Китае, проникновение онлайн-торговли в Китае, объем инвестиций в исследования и разработки в Китае, индекс инновационной среды в Китае и объем транзакций электронной коммерции в Китае. В таблице 3 представлены исходные данные о цифровой торговле в Китае и связанных с ней факторах.

Таблица 3

Цифровая торговля в Китае и связанные с ней влияющие факторы

ts

'S

о

ж у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а а

= Я

S. §

^ а

¡1 §■ N

а S

ts

к о ^ 3 & ^ SS« vg g §

о S s§

® s

а а

I

8 I N

й, У 3

^ ^ ts

5 i * 1 Л §

О Js a

n s

и

« S а ts

Ь с;

§ « Й s

cq а

г а k а а

о ^

а

а ^

г а к а а

о ^

»а

а а ^ № 3 3 S а

о а ^ ^

^ о а ts а щ

3 5

в -V s §

S £

® 13

»а

0 а

а щ

S а

1 I И t

3 Л ^

TS

so

vo О

в б К ts

»а о а а

г &

S

2015 5783 200000 8.0 50.3 60.0 224777 54.0 3339541

2016 7521 210000 8.1 53.2 63.8 236364 55.2 3929362

2017 13359 205920 8.8 55.8 69.1 259190 54.8 4318848

2018 20355 253696 9.9 59.6 73.6 297366 59.4 4779823

2019 26993 269679 10.3 63.0 78.6 320992 64.1 5046025

2020 245013 294760 10.5 70.4 79.1 353646 64.6 5394630

2021 297605 287435 12.6 73.0 81.6 432458 64.4 6556614

2022 313703 372700 12.7 75.6 79.2 458958 64.8 6382599

Источник: Центр торговых данных Министерства торговли КНР, URL: http://data.mof-com.gov.cn/index.shtml; Аналитические отчеты Министерства торговли КНР, URL: http://m. mofcom.gov.cn/article/gzyb/; Государственное статистическое управление КНР, URL: https:// www.stats.gov.cn/; WIPO, URL: https://www.wipo.int/web/global-innovation-index/ (дата обращения: 20.07.2024).

На основе анализа соответствующих данных, приведенных в таблице 3, можно сделать вывод, что развитие цифровой торговли в Китае имеет значительные преимущества.

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

121 Q

Размер китайского рынка цифровой торговли очень велик. Во-первых, в Китае самое большое количество интернет-пользователей в мире, и проникновение Интернета продолжает расти, закладывая прочную основу для развития цифровой торговли. В 2022 году проникновение Интернета в Китае составило 79,2 процента, что на 19,2 процента больше, чем в 2015 году. Во-вторых, ВВП на душу населения и проникновение онлайн-торговли оказывают значительное влияние на развитие цифровой торговли в Китае. ВВП на душу населения, как экономическая основа, обеспечивает необходимый рыночный потенциал и емкость потребления для цифровой торговли Китая. И проникновение онлайн-торговли является прямым отражением активности и участия в рынке цифровой торговли Китая. В последние годы ВВП на душу населения в Китае увеличивается с каждым годом, и в 2022 году составил 12,7 тыс. долларов США, что на 4,7 тыс. долларов США больше, чем в 2015 году. Между тем, объемы онлайн-торговли в Китае в последние годы продолжают расти: с 60 процентов в 2015 году до 79,2 процента в 2022 году. В-третьих, значительные размеры рынка электронной коммерции создали прочную основу для опережающего развития Китая в сфере цифровой торговли. В 2022 году объем транзакций электронной коммерции в Китае достиг 6 382 599 млн долларов, что в 1,9 раза больше, чем в 2015 году. Соответственно, объем цифровой торговли Китая в 2022 году составил 686 403 млн долларов, что в 3,34 раза больше, чем в 2015 году. Ожидается, что в 2024 году оборот электронной коммерции в Китае достигнет 50 триллионов юаней, что будет способствовать дальнейшей интеграции внутреннего и внешнего торговых рынков7.

Китай имеет преимущество в области технологических инноваций и промышленного фундамента. Цифровая торговля Китая в значительной степени зависит от развития технологий, и технологические инновации являются важным отражением основной конкурентоспособности цифровой торговли Китая. В последние годы Китай увеличивает инвестиции в исследования и разработки, в 2022 году они достигли 458 958 млн долларов, и Китай поднялся на 11-е место в Глобальном индексе инноваций. Сегодня Китай лидирует в развитии цифровых технологий и находится на передовых позициях в мире по масштабам Интернета, беспроводного широкополосного доступа и мобильных терминалов, а новые технологии, такие как 5G, искусственный интеллект, высокопроизводительные вычисления и квантовые коммуникации, также совершают новые прорывы. В то же время Китай обладает развитой индустриальной системой и полной промышленной цепочкой. Научно-технические инновации не только повысили конкурентоспособность традиционных отраслей промышленности Китая, но и укрепили фундамент и придали импульс развитию новых производительных сил. В Китае в настоящее время насчитывается 914 промышленных категорий, что делает его страной с самой комплексной промышленной системой в мире8. В частности, такие ключевые отрасли, как фотоэлектричество, подключаемый электромобиль, смартфоны и беспилотни-

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

ки, заняли одно из первых мест в мире. Надежная промышленная сеть может создать широкие возможности для развития цифровой торговли Китая.

Китай продолжает оптимизировать свою инновационную среду при растущей поддержке соответствующей политики. В последние годы индекс инновационной среды Китая неуклонно растет, в 2022 году составил 64,8, что на 10,8 больше, чем в 2015 году. По мере развития цифровой торговли Китая важность инновационной среды будет еще больше возрастать. Тем временем Китай принимает многочисленные меры для содействия развитию цифровой торговли. С одной стороны, Китай включил цифровую торговлю в свое национальное стратегическое планирование. Китай выпустил План развития цифровой экономики на 14-ю пятилетку, План по высококачественному развитию внешней торговли на 14-ю пятилетку, и План развития торговли услугами на 14-ю пятилетку, в которых предлагается ускорить развитие цифровой торговли и повысить уровень оцифровки торговли. С другой стороны, Китай создал ряд демонстрационных зон цифровой торговли и баз экспорта цифровых услуг, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития цифровой торговли. Китай создал 28 пилотных зон для инновационного развития торговли услугами, 37 образцовых городов для аутсорсинга услуг и 12 национальных экспортных баз для цифровых услуг. Китай сосредоточился на строительстве широкомасштабной и многоуровневой инновационной платформы для цифровой торговли9.

Результаты проведенного анализа позволяют доказать наличие огромного потенциала развития цифровой торговли между Россией и Китаем и указать направление развития российско-китайской цифровой торговли.

3. ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ЦИФРОВОЙ ТОРГОЛИ

Данная работа основана на состоянии цифровой торговли между Россией и Китаем, ориентирована на потенциал развития цифровой торговли между Россией и Китаем, и с целью обоснованного прогнозирования тенденции российско-китайской цифровой торговли.

3.1 Ускорение темпов российско-китайской цифровой торговли

Современный глобальный рынок цифровой торговли характеризуется неравномерным развитием. Соединенные Штаты стоят особняком, а ведущие европейские и азиатские страны лидируют. В 2023 году Соединенные Штаты заняли первое место в мире по объему цифровой торговли - 1 298 635 млн долларов США; Великобритания и Ирландия заняли второе и третье места - 844 680 млн долларов США и 729 204 млн долларов США; Китай занял четвертое место - 704 354 млн долларов США; Германия, Нидерланды, Индия, Сингапур, Франция и Япония заняли места с пятого по десятое в мировом рейтинге10.

Можно сказать, что преимущества цифровой торговли зависят от уровня развития цифровых технологий и промышленности страны. Благодаря своему техно-

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

123 ^

логическому и промышленному лидерству развитые страны могут легко установить свое цифровое лидерство. А в силу особенностей цифровой экономики после установления такого лидерства отстающим странам трудно догнать их, что создает определенную степень эффекта Матфея11. И большинство развивающихся стран сталкиваются с непреодолимым цифровым разрывом. В настоящее время цифровая торговля процветает во всем мире, но многие правила еще не определены, и международное нормотворчество в области цифровой торговли стало фокусом реконструкции международных торгово-экономических правил и игры всех сто-рон12. Несмотря на то что цифровая экономика в России и Китае в последние годы развивается достаточно быстро, все еще сильно отстает от развитых экономик. Тем временем Россия подверглась жестким цифровым санкциям со стороны США и Запада, включая отключение цифровых услуг, технологические отключения и ограничения платежных систем, что серьезно повлияло на развитие цифровой торговли России. С китайской стороны США позиционируют Китай как своего «самого важного стратегического конкурента», и в сфере цифровой торговли постоянно поднимают институциональные вопросы и вопросы безопасности против Китая, пытаясь ограничить развитие китайской цифровой торговли с помощью экономических санкций и средств подавления.

В этом контексте, если Россия и Китай хотят глубоко участвовать в глобальном управлении цифровой торговлей и занять доминирующее положение в построении международной системы правил цифровой торговли, двум сторонам необходимо не только укреплять собственную мощь цифровой торговли, но и активно развивать сотрудничество в области цифровой торговли и усиливать синергию для противостояния рискам. Китаю и России нужно укрепить двусторонний и многосторонний диалог и сотрудничество в области цифровой торговли, еще больше скоординировать волю двух сторон в области цифровых технологий и цифровой торговли и совместно активно участвовать в разработке правил, связанных с цифровой торговлей, в рамках многосторонних региональных механизмов, таких как Группа двадцати и Азиатско-Тихоокеанский регион, одновременно уделить особое внимание развитию сотрудничества в области цифровой торговли в рамках ШОС и БРИКС, подписать многосторонние соглашения и двусторонние договоры, а также создать соответствующие механизмы для совместного использования возможностей цифрового развития.

3.2 Устойчивое развитие российско-китайской трансграничной электронной торговли

Во-первых, платформы трансграничной электронной коммерции будут уделять больше внимания богатому выбору товаров и пользовательскому опыту. Персонализированное и диверсифицированное потребление стало основным направлением роста потребления. Это требует от платформ трансграничной электронной коммерции в соответствии с потребительскими привычками и особенностями потребления пользователей выбрать товары, улучшить качество товаров, предоста-

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

вить разнообразный выбор товаров, и оптимизировать систему цепочки поставок, обеспечить широту и стабильность источника товаров. Кроме того, нужно уделить больше внимания сервису и всесторонне улучшить качество обслуживания пользователей. В частности, речь идет об использовании цифровых технологий для анализа и прогнозирования покупательского поведения и предоставления персонализированных рекомендаций по товарам, а также обеспечении многоязыковой поддержки для просмотра и приобретения информации товаров.

Во-вторых, традиционная обрабатывающая промышленность будет ускорять темпы цифровой трансформации. Ускорение темпов цифровой трансформации в традиционной обрабатывающей промышленности является важной тенденцией современного глобального экономического развития, а также важным способом повышения конкурентоспособности предприятий и достижения устойчивого развития. По применению цифровых технологий, облачных вычислений, больших данных, искусственного интеллекта, Интернета вещей и других передовых технологий. Традиционный способ производства, режим работы, организационная структура и обслуживание продукции в обрабатывающей промышленности всесторонне модернизируются и трансформируются, что способствует развитию обрабатывающей промышленности в направлении интеллекта, экологизации и обслуживания.

В-третьих, повысится эффективность, удобство и безопасность платежей в электронной торговле. С одной стороны, нужно повысить удобство онлайн-плате-жей для пользователей по развитию диверсифицированных функций финансовых услуг и поддержке различных форм платежей, таких как электронный кошелек, интернет-банкинг и мобильные платежи, а также мультивалютных методов платежей и расчетов. С другой стороны, необходимо усилить эффективное регулирование процесса оплаты трансграничных сделок, чтобы обеспечить потребителям безопасный канал совершения операций и повысить их доверие к онлайн-плате-жам.

В-четвертых, важнее повысить эффективность логистики трансграничной электронной торговли, сократить цикл транспортировки и распределения грузов, снизить логистические издержки и оптимизировать логистические услуги. В частности, строительство зарубежных складов рационально распределено по базам производства продукции, центрам потребления товаров, важным портовым городам и логистическим узлам, с целью ускорить процесс цифровизации трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем.

3.3 Расширение пространства российско-китайской торговли цифровыми услугами

Во-первых, расширение сферы торговли цифровыми услугами. В настоящее время российско-китайская цифровая торговля услугами сосредоточена в сфере телекоммуникаций, компьютерных и информационных услуг. У обеих сторон еще много возможностей для сотрудничества в области услуг финансов, страхования

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

125 ^

и пенсионного обеспечения, интеллектуальной собственности, здравоохранения, образования, культуры и отдыха. России и Китаю можно развивать сотрудничество в сфере торговли наукоемкими услугами, такими как международные права интеллектуальной собственности, передача и преобразование научно-технических достижений, а также развивать сотрудничество в области онлайн-образования и телемедицины.

Во-вторых, использование соответствующих платформ для расширения каналов сотрудничества. Обе стороны могут в полной мере использовать такие важные выставки, как Китайская международная ярмарка торговли услугами (С1РТК), Китайская международная выставка цифровых и программных услуг (СГО8), Китайская международная выставка высоких технологий (СИТБ), и Китайская международная ярмарка аутсорсинговых услуг, чтобы навести мосты и расширить каналы для российско-китайской торговли цифровыми услугами.

В-третьих, углубление обмена и сотрудничества в области инноваций и применения цифровых технологий. Россия и Китай обладают большим опытом в области исследований и разработок и мощным инновационным потенциалом во многих областях цифровых технологий. Научно-исследовательские институты и высокотехнологичные предприятия обеих сторон могут укреплять технический обмен и сотрудничество, совместно разрабатывать и продвигать передовые цифровые технологии и решения, способствовать развитию российско-китайской цифровой торговли услугами с помощью цифровых технологий, содействовать появлению новых продуктов, услуг, форматов и сценариев российско-китайской цифровой торговли услугами.

В-четвертых, стимулирование трансграничного обмена данными. Данные являются основным элементом торговли цифровыми услугами. Содействие свободному трансграничному обмену данными имеет решающее значение для развития российско-китайской торговли цифровыми услугами. Обеим сторонам можно совместно изучить возможность создания открытого рынка элементов данных, усовершенствовать законы и нормативные акты, связанные с трансграничным потоком данных, создать механизм компенсации доходов от открытости данных, укрепить сотрудничество в области защиты данных и обеспечения конфиденциальности, а также создать механизм взаимного доверия для обеспечения законного, безопасного и эффективного потока данных.

3.4 Укрепление бизнес-среды российско-китайской цифровой торговли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усиление строительства цифровой инфраструктуры стало одной из важнейших задач России и Китая, чтобы восполнить недостатки в развитии цифровой торговли. В настоящее время Россия и Китай подняли построение цифровой экономики на стратегическую высоту в своей стране, и оптимизация и модернизация цифровой инфраструктуры стала ключевой задачей при построении цифровой эконо-

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

мики двух стран. В Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» определили укрепление информационной инфраструктуры как одно из ключевых направлений развития цифровой экономики. В Плане развития цифровой экономики на 14-ю пятилетку Китая предложили ускорить строительство инфраструктуры информационных сетей и упорядоченно содействовать интеллектуальной модернизации инфраструктуры. Россия и Китай должны использовать возможности развития цифровой экономики и укреплять сотрудничество в области строительства новой инфраструктуры, такой как 5G, промышленный интернет, центры обработки данных, искусственный интеллект и т. д., чтобы использовать цифровые технологии для качественного развития российско-китайской торговли.

России и Китаю также необходимо создать благоприятные условия для развития сотрудничества в области цифровой торговли. В частности, речь идет о создании российско-китайской цифровой системы кредитования торговли, системы отслеживания и системы статистического мониторинга для содействия стандартизированному развитию онлайн-торговли, а также о содействии стыковке российско-китайской политики и систем, связанных с таможенным налогообложением и расчетами по сделкам, для повышения эффективности таможенного оформления товаров и снижения риска колебаний валютных курсов. Кроме того, двум странам надо повысить открытость в сфере цифровой торговли, особенно торговли цифровыми услугами, снизить порог для иностранных инвестиций в цифровую сферу, создать справедливую, открытую и прозрачную деловую среду для цифровой торговли.

ПРИМЕЧАНИЯ:

"Ш^ШШЖШШ^ШШ^ШШ^Щ" [Лю Хункуй. Экономические эффекты и стратегии продвижения развития цифровой торговли] // Й^. 2020^. ^3$.

^40 - 52^.

2 ШЙ, ЙЯ: "ЙМШ^М: [Шэн Бинь, Гао Цзян. За пределами традиционной торговли: значение, характеристики и последствия цифровой торговли] // 2020^. Ш8-32М.

3 Ш^^М^ФЭЙ^ШЙ^Ш^Ф'^ [Данные из Центра торговых данных Министерства торговли КНР]. ФШЙ^ШЙ^ЙШФ'^. URL: http://data.mofcom.gov.cn/ (дата обращения: 21.06.2024).

4 Россия и Китай увеличат объем продаж в электронной коммерции // COMNEWS. 23.07.2024. URL: https://www.comnews.ru/content/234433/2024-07-23/2024-w30/1008/rossi-ya-i-kitay-uvelichat-obem-prodazh-elektronnoy-kommercii?ysclid=m09kpftxr016825301 (дата обращения: 01.08.2024)

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

127 Q

5 Россия и Китай подписали меморандум о расширении торгового сотрудничества // Социальный фонд России. 24.05.2024. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_ news/~2023/05/24/250190?ysclid=m09l24nvdw860870064 (дата обращения: 21.07.2024).

6 Дмитрий Вольвач: в 2023 году оборот двусторонней торговли услугами между Россией и Китаем увеличился на 36% // Министерство экономического развития Российской Федерации. 18.05.2024. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/dmitriy_vol-vach_v_2023_godu_oborot_dvustoronney_torgovli_uslugami_mezhdu_rossiey_i_kitaem_ uvelichilsya_na_36.html?ysclid=m09l5cctrf138534359 (дата обращения: 23.07.2024).

7 [Отчет об электронной коммерции Китая (2022)] // ФШ 04.2023. URL: http://rn.mofcom.gov.cn/article/gzyb/ (дата обращения: 05.08.2024).

( 8 ^^и: "фштт^шшшш: ттш.штжжмшт

Ж" [Хун Цзюньцзе, Ши Фаньюань. Развитие конкурентных преимуществ Китая в цифровой торговле: благоприятные условия, ограничения и предложения] // ШШШШ- 2023^.

Ш4Ш. Ш11-18Ж.

ФШШ^ШШЖШШ^(2022) [Отчет о развитии цифровой торговли Китая (2022)] // ФШЙ^Ж 10.2022. URL: http://rn.mofcom.gov.cn/article/gzyb/ (дата обращения: 10.08.2024).

10 [Институт промышленных исследований Диндао опубликовал данные о глобальной цифровой торговле на 2023 год] // ЯШИ. 22.07.2024. URL: http://industry.caijing.com.cn/20240722/5025723.shtml (дата обращения: 15.08.2024).

11 Ш: [ЛуЦзин,Фу Но. Рост глобальной цифровой торговли: анализ смеха развития и влияющих факторов] //

2018^. ШШ- ^57 - 66^.

12 [Сюй Цзиньмэй, Чжоу Жунжун. Создание правил цифровой торговли: тенденции развития, международный опыт и политические рекомендации] //Ш^Й^. 2019^. ^61-68^.

БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

Дмитрий Вольвач: в 2023 году оборот двусторонней торговли услугами между Россией и Китаем увеличился на 36% // Министерство экономического развития Российской Федерации. @@ Dmitrij Vol'vach: v 2023 godu oborot dvustoronnej torgovli uslugami mezhdu Rossiej i Kitaem uvelichilsya na 36% // Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Fed-eracii. 18.05.2024. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/dmitriy_volvach_v_2023_ godu_oborot_dvustoronney_torgovli_uslugami_mezhdu_rossiey_i_kitaem_uvelichilsya_na_36. html?ysclid=m09l5cctrf138534359 (дата обращения: 23.07.2024).

Россия и Китай увеличат объем продаж в электронной коммерции // COMNEWS. @@ Rossiya i Kitaj uvelichat ob"em prodazh v elektronnoj kommercii // KOMN'YUS. 23.07.2024. URL: https://www.comnews.ru/content/234433/2024-07-23/2024-w30/1008/rossiya-i-ki-tay-uvelichat-obem-prodazh-elektronnoy-kommercii?ysclid=m09kpftxr016825301 (дата обращения: 01.08.2024).

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

Россия и Китай подписали меморандум о расширении торгового сотрудничества // Социальный фонд России. @@ Rossiya i Kitaj podpisali memorandum o rasshirenii torgovogo sotrudnichestva // Social'nyj fond Rossii. 24.05.2024. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_ news/~2023/05/24/250190?ysclid=m09l24nvdw860870064 (дата обращения: 21.07.2024).

[Институт промышленных исследований Диндао опубликовал данные о глобальной цифровой торговле на 2023 год] @@ Dingdao Industry Research Institute released global digital trade scale data for 2023 // М^Н. 22.07.2024. URL: http://industry.caijing.com.cn/20240722/5025723.shtml (дата обращения: 15.08.2024).

ЭДШЙ: [Лю Хункуй. Экономические эф-

фекты и стратегии продвижения развития цифровой торговли] @@ Liu Hongkui. Economic effects and promotion strategies for the development of digital trade // Й^. 2020^.

^40 - 52^.

Ш: [Лу Цзин, Фу Но.

Рост глобальной цифровой торговли: анализ смеха развития и влияющих факторов] @@ Lu Jing, Fu Nuo. The rise of global digital trade: analysis of development patterns and influencing factors // 2018^. ШШ. ^57 - 66^.

[Отчет об электронной коммерции Китая (2022)] @@ China E-Commerce Report (2022) // ФЭЙ^Ж 04.2023. URL: http://rn.mofcom.gov.cn/article/ gzyb/ (дата обращения: 05.08.2024).

[Отчет о развитии цифровой торговли Китая (2022)] @@ China Digital Trade Development Report (2022) // ФЭЙ^Ш. 10.2022. URL: http://m.mof-com.gov.cn/article/gzyb/ (дата обращения: 10.08.2024).

[Сюй

Цзиньмэй, Чжоу Жунжун. Создание правил цифровой торговли: тенденции развития, международный опыт и политические рекомендации] @@ Xu Jinmei, Zhou Rongrong. Digital trade rulemaking: development trends, international experiences and policy recommendations // Я1Ш&. 2019^. ^61-68Ж.

[Хун Цзюньцзе, Ши Фаньюань. Развитие конкурентных преимуществ Китая в цифровой торговле: благоприятные условия, ограничения и предложения] @@ Hong Junjie, Shi Fangyuan. China's competitive advantage in cultivating digital trade: favorable conditions, constraints and countermeasures // Я1ШМ. 2023^. Ш1Л. Ш1-18М.

ШЙ, йШ: "ЙЖШММ: [Шэн Бинь, Гао Цзян.

За пределами традиционной торговли: значение, характеристики и последствия цифровой торговли] @@ Sheng Bin, Gao Jiang. Beyond traditional trade: the connotation, characteristics and impact of digital trade // 2020^. Ш1Л. Ш8-32М.

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

129 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.