Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Caucasian Science Bridge, 2022, Т. 5, №1 ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПУТЬ В НАУКУ» doi: 10.18522/2658-5820.2022.1.17

Тезисы конференции

Российско-иранское сотрудничество: исторический аспект

В. Э. Палий1

Научный руководитель - к.и.н., доцент Е.Л. Щукина 1Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Для цитирования

Палий В. Э. (2022). Российско-иранское сотрудничество: исторический аспект. Caucasian Science Bridge, 5 (1), С. 98-100. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.1.17

История отношений и сотрудничества между Россией и Ираном уходит в глубь веков. Сегодня, на фоне нестабильной и даже опасной военно-политической ситуации в мире и обострившейся политэкономической обстановки вокруг России, особое значение приобрело развитие геополитического сотрудничества между двумя странами. Не будет ошибкой сказать, что взаимодействие между Россией и Ираном уже за последнее десятилетие с двустороннего уровня перешло на региональный и даже внерегиональ-ный уровень. Такой вывод легко можно сделать, если проследить насколько активно обе страны принимали совместное участие: в многолетнем разрешении сирийского кризиса; в урегулировании Нагорно-Карабахского кризиса, в которых официальные Москва и Тегеран не только призывали, но и подталкивали руководство противоборствующих сторон к прекращению огня и мирному решению конфликта; в купировании трансграничных атак боевиков с территории Афганистана и вынашивании планов по его постконфликтному восстановлению. Кроме того, Россия и Иран, что крайне важно сегодня, на главных международных площадках, вместе с Китаем и рядом других стран, имеют общую позицию в том, что кризис вокруг Украины вызван исключительно провокациями со стороны НАТО. Учесть к этому ещё: иные геополитические особенности между двумя странами; потенциал развития в экономической сфере, например, помощь России в строительстве трансиранского канала и семимильное увеличение товарооборота между странами; развитие связей в культурной и военной сферах; усилия, приложенные Россией к процессу разрешения иранского ядерного вопроса после выхода из сделки США, и попытки последних лет смягчить международное давление, оказываемое на Иран. Всё это представляет собой благоприятную почву для дальнейшего серьезного развития российско-иранского сотрудничества в различных областях, а потому целью исследования является составление прогноза возможного варианта этого развития, через анализ исторического взаимодействия России и Ирана.

В этой связи важно отметить, что российско-иранские отношения с момента их возникновения и вплоть до распада СССР пережили четыре больших этапа становления [1, С. 68].

Первый этап проходит с VIII века до конца XVIII века. Он включается в себя: упоминания о торговых связях между Россией и Персией вплоть до XIII века, когда началось монгольское нашествие, и все контакты прервались; начало официальных дипломатических отношений в 1521 году, ради союза против набирающей мощь Османской Империи; мелкие стычки на Северном Кавказе середины XVII века и уже активное военное противостояние в эпоху Петра Первого, когда Астрахань была превращена в огромную военную базу против Персии, что позволило начать войну 1722-1723 годов, приведшую к завоеванию территорий на Кавказе и в северной Персии [2].

Второй этап российско-иранских отношений ведет отсчет с конца XVIII века и продолжается вплоть до Великой Октябрьской революции 1917 года в России [2]. На этом этапе в борьбу за влияние над Персией активно вступили англичане, вытеснившие ранее из региона португальцев и голландцев и фактически уже подчинившие себе южные прибрежные территории Персии, ради контроля над Персидским заливом. И в то же время господство России на севере Персии, ставшее к концу XIX века абсолютным, не могло не привести к столкновению интересов двух империй. В 1813 году началась «Большая игра» между Россией и Великобританией за власть над Южной и Центральной Азией [2]. С того момента последняя начала подталкивать ослабленное и обанкротившееся персидское руководство к войнам с Россией. Которые, правда, ничем хорошим для шахской власти не закончились: абсолютно невыгодный Гулистанский договор, а за ним Туркменчайский договор окончательно закрепили за Россией территории современных Армении и Азербайджана.

Третий этап включает в себя период с 1917 года по 1985 [1]. Руководство молодого Советского государства в самом начале взяло для себя курс на построение доверительных отношений с Персией, а потому в 1921 году был заключен российско-персидский Договоре о дружбе, по которому большевики вывели войска из севера страны и отказались от собственности, принадлежавшей Царской России. Но такой подход не оправдал себя, и Персия впала в ещё большую зависимость от Великобритании, ища у неё поддержки из-за страха перед распространением коммунистических идей. В период Второй мировой войны, а именно в 1941 году, состоялась британо-советская операция «Согласие», по которой две страны фактически оккупировали территорию Ирана. Эта операция пусть и игнорировала нейтральны статус страны, но в то же время его гарантировала вплоть до конца мировой войны. Операция также позволила советскому руководству поддерживать коммунистические партии на севере страны, в частности «Народную партию Ирана». Однако начало уже холодной войны лишило СССР всякого влияния в Иране, ибо тот попал под полный контроль США и официально вошел в антикоммунистического блок. Однако Исламская революция 1979 года полностью изменила статус Ирана и его внешнеполитическую доктрину, заключавшуюся теперь в лозунге «Ни Восток, ни Запад». Новое руководство страны решило для себя отказаться от блокового мышления, сконцентрироваться на защите собственного суверенитета и заняться распространением своего влияния. Последние закрепилось в официальной доктрине «Экспорта исламской революции», что как раз сначала насторожило СССР, поспешившего первым признать Исламскую республику Иран, а после уже заставило его присоединиться к общей политике сдерживания молодого государства.

Четвертый этап российско-иранских отношений начинается 1985 года и завершается в 1991 году, когда распался СССР. В целом этот этап можно характеризовать как «временное сотрудничество»[1]. Всё объяснялось тяжелой социально-экономической ситуацией в СССР, приведшей к «перестройке», и в Иране, из-за последствия ирано-иракской войны. К 1987 году двум странам практически уже удалось преодолеть разногласия, кои были вызваны вводом войск в Афганистан. В январе 1989 г. Аятолла Хо-мейни даже написал письмо Горбачеву, в котором четко призывал к восстановлению «былого сотрудничества» между странами [2]. Это позволяет утверждать, что последние годы существования СССР можно рассматривать как время налаживания двусторонних отношений, когда оба государства подвергли их концептуальной переоценке, отказавшись от соперничества в пользу сотрудничества, выгодного для того времени.

Именно в таком виде российско-иранские отношения вступают в свой современный этап, который длится с 1991 года, с момента образования Российской Федерации, по настоящее время. Эти отношения, прежде чем достичь уровня 2022 года, прошли крайний сложный путь, включавший в себя как периоды подъема, так и спада. С одной

стороны, Россия, благодаря активной продаже оружия, предоставлению ряда технологий и согласию на строительство АЭС «Бушер» в Иране, стремилась так наладить отношения с последним, но с другой — не уделяла должного внимания пересмотру морских границ на Каспии; поддерживала слишком тесные контакты с США; оставалась, по сути, безразлична к гражданской войне в Таджикистане; вызывая всем этим «раздражение» в Тегеране [3, С. 24]. А уже в 2006 году многие эксперты говорили о «конце» самих двусторонних отношений, поскольку Россия, вопреки своим же обещаниям, присоединилась к западным санкциям против иранской ядерной программы, проголосовав за них в Совете Безопасности ООН.

Но в реальности руководство обеих стран прекрасно понимало, что иного варианта развития событий тогда просто не было. Ни Тегеран, ни Москва не собирались допускать полного охлаждения отношений, а потому, мало это афишируя в СМИ, сконцентрировались на развитии экономического сотрудничества и продолжении перевооружения армии Ирана [3]. 2015 год стал переломным для российско-иранских отношений, поскольку было достигнуто соглашение по ядерной программе Ирана. Россия уже без всяких дипломатических рисков для себя могла открыто заявить о сближении двух стран, кое де-факто произошло в момент начала операции ВКС РФ в Сирии на стороне официального Дамаска [3]. И даже дальнейшие действия США при администрации Трампа по вопросу «Ядерной сделки» существенно не повлияли на близость двух стран.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что Россия и Иран прошли крайне сложный путь построения доверительных отношений, которые при всем желании нельзя сегодня назвать «временным сотрудничеством», кое было с Советским Союзом в его последние годы. Этого не позволит изменяющийся миропорядок, в котором России, Ирану, а также Китаю и, возможно, Индии все-таки предстоит стать стратегическими партнерами. Все страны в этом ряду так или иначе уже ощутили на себе разрушительные последствия западного влияния, а потому консолидация внешнеполитических позиций, ещё большее углубление экономических, культурных, научных и военных связей произойдет неизбежно. Однако какую внешнюю форму примет это объединение - вопрос открытый.

Литература

1. Аштари С. Эволюция отношений Ирана с СССР // Гуманитарный журнал. 1997. № 21.

2. Черноус В.В. Иранский мир и Юг России: прошлое и современные перспективы. Ростов-на-Дону, 2004.

3. Дружиловский С.Б. Российско-американо-иранский треугольник // Иран и Россия. Москва,

2014.

Дата получения рукописи: 08.05.2022 Дата окончания рецензирования: 27.05.2022 Дата принятия к публикации: 30.05.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.