Научная статья на тему 'Трансформация внешнеполитического курса Ирана и её влияние на российско-иранские отношения'

Трансформация внешнеполитического курса Ирана и её влияние на российско-иранские отношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / КОНСТИТУЦИЯ ИРИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дружиловский Сергей Борисович

Одной из главных задач российской внешней политики является развитие добрососедских и взаимовыгодных отношений с соседними странами. В настоящее время Исламская Республика Иран является нашим партнёром и союзником при решении важных региональных и мировых проблем. Отношения России и Ирана прошли сложный путь от конфронтации до взаимопонимания и совместных действий по поддержанию мира в сопредельных регионах и развитию взаимовыгодных межгосударственных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Iran''s foreign policy and its influence on Russian-Iranian relations

One of the main tasks of the Russian foreign policy is to develop good neighborly and mutually beneficial relations with the neighboring countries. Currently the Islamic Republic of Iran is our partner and ally in the solution of important regional and global issues. Our relations have made a complicated and long way from confrontation to understanding and joint action for peacekeeping in our neighboring regions and the development of mutually beneficial bilateral relations.

Текст научной работы на тему «Трансформация внешнеполитического курса Ирана и её влияние на российско-иранские отношения»

УДК 327.8 (47+55)

Трансформация внешнеполитического курса

Ирана

Влияние трансформации на российско-иранские отношения

Сергей ДРУЖИЛОВСКИЙ

Конституция Исламской Республики Иран о внешней политике государства - курс на экспансию ислама

Главные принципы внешней политики Исламской Республики Иран (ИРИ) изложены в её конституции, принятой по результатам всенародного референдума (декабрь 1979 г.), которая с поправками, внесёнными в неё в июне 1989 г., действует по настоящее время. Во время подготовки текста конституции имам

Р. Хомейни заявил, что «она должна на сто процентов соответствовать исламу» [1].

Действительно через все разделы * «_»

конституции красной нитью проходит мысль, что все направления как внутренней, так и внешней политики ИРИ должны неукоснительно соответствовать догмам ислама [2].

ДРУЖИЛОВСКИЙ Сергей Борисович - кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД России. SPN-код: 2425-2473. E-mail: englishstudent@ mail.ru

Ключевые слова: Иран, Конституция ИРИ, внешняя политика, российско-иранские отношения.

1 Агаев С. Л. Иран: рождение республики. М.: Политиздат, 1984. С. 225.

2 Конституция Исламской Республики Иран // Весна свободы. К годовщине победы исламской революции в Иране. М., 1984.

* Ссылки на текст Конституции ИРИ даны в авторском переводе с персидского языка официального текста Конституции 1979 г. профессора РУДН (Юртаева В. И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010 гг.). М.: РУДН, 2012).

Статья 4 конституции, которая квалифицируется основным законом как «приоритетная по отношению к другим статьям конституции, а также законам и установлениям», гласит, что «все гражданские, уголовные, финансовые, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах».

В качестве главной внешнеполитической задачи Исламской Республики Иран в конституции зафиксирована «выработка внешней политики страны на основе исламских критериев, установление братского союза со всеми мусульманами и бескорыстная поддержка угнетённых мира» (п. 16 ст. 3).

Внешней политике Ирана посвящена гл. 10 «Внешняя политика», состоящая из четырёх статей (ст. 152-155).

Главные принципы внешней политики ИРИ изложены в ст. 152, которая гласит, что «внешняя политика Исламской Республики Иран основана на отрицании всяческого господства над Ираном либо со стороны Ирана, сохранении независимости во всех сферах и территориальной целостности, защите прав всех мусульман и непринятии на себя обязательств перед гегемонистскими державами и на мирных взаимоотношениях с государствами, не имеющими враждебных намерений в отношении Ирана».

В конституции говорится о некоторых ограничениях на внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность.

Так, в ст. 154 сказано, что Исламская Республика Иран, «полностью воздерживаясь от всякого вмешательства во внутренние дела других народов, поддерживает законную борьбу обездоленных народов против высокомерных во всех уголках мира».

Статья 153 запрещает заключение договоров и соглашений, которые привели бы «к установлению иностранного господства над природными и экономическими ресурсами, культурой, армией и другими сферами жизни государства».

О запрете «иностранного экономического господства над экономикой страны» говорится также в п. 8 ст. 43.

Статья 81 не допускает «предоставления иностранцам концессий при создании фирм и организаций в сфере торговли, промышленности, сельского хозяйства, горной промышленности и сфере услуг».

Одним из главных направлений внешнеполитического курса ИРИ, зафиксированным в иранской конституции, провозглашалась политика «экспорта исламской революции».

В Преамбуле Основного закона ИРИ записано, что «с учётом направленности исламской революции в Иране на победу угнетённых над угнетателями конституция создаёт условия для продолжения революции в стране и за её пределами».

Далее в Преамбуле сказано: «Поэтому Армия Исламской Республики Иран и Корпус стражей исламской революции создаются в соответствии с упомянутыми целями. Не только охрана границ, но и исламская миссия, то есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя божественного закона в мире лежит на их плечах».

Давая разъяснение подходу ИРИ к вопросу экспорта исламской революции, имам Р. Хомейни заявил следующее: «Мы должны поддерживать всех угнетённых мира. Мы должны приложить все свои усилия для экспорта принципов нашей ре-

волюции на весь мир и отбросить мысль о том, что не будем экспортировать нашу революцию, так как ислам не ставит различия между мусульманскими странами и защищает всех угнетённых мира» [3, с. 19].

Исходя из положений конституции о недопустимости иностранного диктата, в ИРИ была сформулирована ещё одна внешнеполитическая концепция, получившая название «Ни Восток, ни Запад, а исламский Иран», которая провозглашала опо-

ру Ирана на собственные силы при поддержке исламского мира и неучастие в существовавших тогда военно-политических блоках. Сразу же после победы революции Иран заявил о выходе из военного блока СЕНТО, тем самым предопределив его распад.

Однако в последующие годы многие из положений иранской конституции были девальвированы, некоторые изменили своё содержание, от некоторых пришлось отказаться и сформулировать новые.

Коррекция внешнеполитических принципов ИРИ и перемены в советско-иранских отношениях

Сокрушительный удар по концепции «экспорта исламской революции» нанесла восьмилетняя (1980-1988 гг.) Ирано-иракская война, которая унесла жизни или сделала калеками около миллиона иранцев [4].

При этом ни одной из целей, которые ставило иранское руководство в этой войне, достигнуто не было. Режим Саддама Хусейна удержался у власти, главные шиитские святыни в Кербелле и Неджефе по-прежнему контролируются иракцами, иракские шииты, на которых исламское руководство Ирана возлагало в этой войне большие надежды, выступили на стороне иракского правительства, никаких территориальных или внешнеполитических

приобретений Иран в этой войне не получил.

Единственным немаловажным результатом этой войны для Ирана, однако не имеющего никакого отношения к его внешней политике, стало сплочение иранского народа вокруг своего религиозного-политического руководства и усиление национально-патриотических настроений в обществе.

В то же время осложнились его отношения с арабскими соседями, экономика ИРИ пришла в упадок, методы иранского руководства по осуществлению «экспорта исламской революции» подверглись единодушному осуждению, в том числе в подавляющем большинстве мусульманских стран [5].

3 ИмамХомейни. Книга света (Сахифа-йе Нур). Т. 5. 2-е изд. Тегеран (без года).

4 Независимое военное обозрение. 2008. 10 октября.

5 Ниязматов Ш. А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М.: Наука, 1989. С. 78-79.

В результате Иран был вынужден отказаться от своей главной внешнеполитической концепции и интерпретировать её как «экспорт исламской культурной революции», хотя при этом все статьи иранской конституции, касающиеся этого вопроса, остались неизменными. Объясняя новую интерпретацию основополагающей концепции ИРИ, имам Хомейни заявил, что «экспорт революции не означает покорение стран, а ставит перед собой цель довести до сведения всех людей на земле правду о революции Ирана и ознакомить с её принципами» [3, с. 283].

Советский Союз, несомненно, имел все основания для опасений в случае распространения экспорта иранской революции на республики Средней Азии и Закавказья с преимущественно мусульманским населением. Эти опасения имели тем больше оснований, поскольку в Ирано-иракской войне СССР поддерживал иракскую сторону. В эти же годы советские войска находились в Афганистане, что расценивалось ИРИ как неприкрытая агрессия против соседней с ним мусульманской страны. Поэтому вплоть до окончания Ирано-иракской войны в ИРИ не прекращалась антисоветская пропаганда, а на улицах иранских городов устраивались массовые демонстрации под лозунгом «Смерть Америке, смерть Израилю, смерть Советскому Союзу!».

Однако бесславное окончание Ирано-иракской войны, военное и экономическое ослабление Ирана не позволили ему осуществить имевшиеся планы по вмешательству во внутренние дела СССР. Незадолго до своей смерти имам Р. Хомейни направил руководителю СССР М. Горбачёву личное послание, в котором он призывал советского лидера обратиться к опыту ислама в условиях назревавшего кризиса советского государства и даже предложил направить несколько компетентных и сведущих лиц из числа советских учёных в иранский религиозный центр в Куме, чтобы они могли постичь всю тонкость и глубину исламских наук для идеологического обеспечения начавшихся в СССР реформ.

В заключение своего послания Хомейни заявил, что «Исламская Республика Иран в качестве наикрупнейшей и наимогущественной базы исламского мира с лёгкостью может восполнить пробел, образовавшийся в убеждениях вашей (советской) системы» [6]. Но в том же послании Хомейни предложил установить между нашими странами добрососедские отношения, начало которым было положено в 1989 г. во время визита в СССР спикера иранского парламента Акбара Хашеми Рафсанджани, когда был подписан Долгосрочный план экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между ИРИ и СССР на период до 2000 г.

6 Историческое послание Великого вождя Исламской Революции Его светлости Имама Хомейни, обращенное Председателю Верховного Совета Союза Советских Социалистических республик Его величеству господину Горбачёву. 11.10.1367 г. (1 января 1989 г.). М.: Посольство ИРИ (без года). С. 10.

Основные положения этого плана включали в себя следующее:

«1) строительство двух ГЭС совместного использования на пограничной реке Аракс;

2) увеличение мощностей построенных с помощью СССР ТЭЦ «Рамин» в Ахвазе и «Шахид Монтазери» в Исфахане до 1030 мегаватт (уже тогда стороны согласились сотрудничать в области атомной энергетики);

3) повышение мощности Исфаханского металлургического комбината до 1,9 млн т в год и в перспективе до 4 млн т; строительство машиностроительного комплекса в Исфахане;

4) модернизация машиностроительного завода в Эраке;

5) строительство завода по производству алюминия;

6) строительство нефтехимических предприятий с поставкой их продукции в СССР;

7) строительство на территории Ирана железной дороги Мешхед - Серакс; электрификация уже построенных железных дорог Кум - Тегеран, Бафк - Бандар-Аббас и Тебриз - Тегеран.

Было также достигнуто соглашение о начале изыскательских работ на иранском шельфе Каспийского моря и добыче обнаруженных там нефти и газа» [7].

По подсчётам иранской стороны, «стоимость всех выше названных проектов оценивалась в 7-8 млрд долл. плюс такая же сумма в риалах. Для начала реализации сов-

местной экономической программы СССР предоставил Ирану кредит в 2 млрд долл» [8].

Начало реализации совместной программы вселяло уверенность, что она будет выполнена.

«К 1991 г. товарооборот между нашими странами удвоился по сравнению с 1989 г. В конце 80-х - начале 90-х годов СССР приступил к ввозу в Иран машин и оборудования, автомобилей, буровых установок, химических удобрений, древесины.

Советский Союз начал получать из Ирана сухофрукты, орехи, икру, рыбу, минералы, ковры, шерстяные изделия, специи.

В июне 1989 г. открылась совместная пароходная линия через Каспий из иранских портов Бендер-Энзели и Ноушехр в Баку. Для этих целей СССР продал Ирану два торговых судна на сумму 10 млн долл» [9].

В октябре 1990 г. Иран возобновил поставки своего газа в СССР.

В свою очередь, как заявил тогдашний советский посол в Исламской Республике Иран В. В. Гудев, «Советский Союз приступил к строительству в Иране 19 крупных промышленных объектов в таких областях, как электроэнергетическая, газовая, машиностроительная промышленность и транспорт» [10].

Новый этап российско-иранских отношений

Распад Совеского Союза и появление на постсоветском пространстве новых независимых государств

снова отбросили российско-иранские отношения практически на нулевую отметку. Правда, российские

7 Правда. 1989. 23 июня.

8 Iran Year Book, 89/90, 1990. P. 9-20.

9 Iran Focus. July 1989. P. 15.

10 Эттелаат. 3.10.1990 (на перс. языке).

специалисты продолжили участие в реконструкции Исфаханского металлургического комбината, а в 1994 г. была достигнута принципиальная договорённость об участии Российской Федерации в завершении начатого ещё при шахе строительства иранской атомной электростанции в Бушере.

Но эти проекты не шли ни в какое сравнение с грандиозными планами двустороннего сотрудничества с Советским Союзом, принятыми в 1989 г.

Тем не менее в эти трудные для России годы Иран сделал всё, чтобы поддержать дружественный характер российско-иранских отношений.

В отличие, например, от Турции, которая сразу же после развала Советского Союза устремилась в тюркские районы постсоветского пространства в надежде оторвать получившие независимость тюркские государства от России и объединить их под своим руководством, Иран отказался от экспорта исламской революции в направлении Центральной Азии и Закавказья. В частности, после вооружённого выступления на Кавказе чеченских сепаратистов руководство ИРИ однозначно заявило, что «рассматривает вопрос Чеченской Республики в качестве вопроса компетенции РФ и ее внутреннего дела» [11] и не будет вмешиваться в чеченские события.

Стало понятно, что свои отношения с Российской Федерацией Исламская Республика Иран ставит

выше любых возможных приобретений на постсоветском пространстве. Ещё раз иранское руководство это отчётливо продемонстрировало во время разрешения внутритад-жикского кризиса во второй половине 90-х годов прошлого века, когда выступило солидарно с позицией России в вопросе умиротворения исламской оппозиции и инкорпорирования её лидеров во властные структуры Таджикистана.

После смерти первого руководителя ИРИ Р. Хомейни (1989 г.) в политическом курсе страны стала преобладать прагматическая линия, которую начал проводить новый президент Исламской Республики Иран А. Х. Рафсанджани, что позволило начать восстановление отношений с западными странами, а затем и с новообразовавшимися государствами на постсоветском пространстве.

Таким образом, с повестки дня иранской внешней политики был снят вопрос о претворении в жизнь другой официальной внешнеполитической концепции первых лет исламского правления в Иране «Ни Восток, ни Запад, а исламский Иран».

В частности, это нашло своё отражение в Договоре об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, подписанном во время официального визита в Россию иранского президента М. Хатами (март 2001 г.).

11 Иран подчёркивает своё невмешательство во внутренние дела России // URL: http://regnum.ru/news?555875.html

Прагматизм утверждается во внешней политике ИРИ

Опосредованный, но очевидный ущерб исламской направленности иранской конституции нанесла внесённая в неё дополнительная статья о создании в стране главного после Рахбара директивного органа, получившего название Ассамблея по определению государственной целесообразности. Главная его компетенция сводится к тому, чтобы рассматривать отклонённые Наблюдательным советом иранского Меджлиса принятые парламентом законы на предмет их соответствия национальным интересам страны. В случае признания их таковыми вето Наблюдательного совета преодолевается и закон вступает в силу. Однако Наблюдательный совет как раз и создан главным образом для того, чтобы определять соответствие принимаемых в стране законов действующей конституции и исламским канонам. Поэтому право Ассамблеи по определению государственной целесообразности игнорировать соответствие принимаемых законов исламу и конституции ставит его выше и ислама и конституции, чего в правовом государстве, в том числе и мусульманском, казалось бы, быть не должно. Однако политическая практика первых лет правления исламского режима в Иране показала, что безоговорочное следование изложенным в конституции догматам ведёт к неминуемому застою как в законотворчестве, так и во многих других сферах жизнедеятельности иранского государства.

Важно то, что это в последние годы своей жизни осознал сам лидер исламской революции и первый ру-

ководитель ИРИ Р. Хомейни, который лично выступил с идеей создания Ассамблеи по определению государственной целесообразности и изложения его полномочий в тексте иранской конституции. До последних дней своей жизни Ассамблею возглавлял выдающийся религиозный и государственный деятель ИРИ А. Х. Рафсанджани.

Имеются примеры того, что примат государственной целесообразности над исламскими догмами и некоторыми статьями конституции в последнее время начинает распространяться и на сферу внешней политики ИРИ, в том числе на характер российско-иранских отношений.

Так, в августе 2016 г. мировые средства массовой информации сообщили о том, что по информации из российских военных кругов российские ВВС получили возможность использовать иранскую военную базу в Хамадане для размещения военных самолётов дальней авиации с целью использования их в военной операции в Сирии.

При этом многие обратили внимание на то, что это можно рассматривать как нарушение ст. 146 иранской конституции, которая запрещает «размещение каких-либо иностранных военных баз на территории страны, даже в мирных целях». И хотя речь шла только об использовании иранской военной базы на непостоянной основе, это вызвало протест со стороны определённой части депутатов иранского парламента, обвинивших правительство в превышении его полномочий, после чего российская сторона заявила

о приостановке своего военного присутствия в Иране.

Тем не менее очевидно, что при принятии иранским руководством принципиального решения о разрешении России базировать свои самолёты на иранской военно-воздушной базе, верх взял принцип государственной целесообразности. При этом следует подчеркнуть, что российско-иранское сотрудничество в Сирии отражает государственные интересы двух стран и ни в коей мере не имеет какой-либо религиозной составля-

ющей. Бесконечные обвинения Ирана со стороны ряда ближневосточных мусульманских государств в том, что ИРИ действует в Сирии исходя из своих религиозных шиитских убеждений, не имеют каких-либо серьёзных оснований. Доказательством этого является то, что ИРИ постоянно призывает все государства, в том числе и суннитские, начать широкий диалог о будущем Сирийской Арабской Республики, в чём находит полную поддержку России.

Российско-иранские отношения берут курс на стратегическое партнёрство

Очевидно, что после прихода к власти в ИРИ нового президента Роухани, выразителя либеральных взглядов в иранском истеблишменте, российско-иранские отношения стали выходить на новый многообещающий уровень. Касаясь перспектив развития российско-иранских отношений, новый президент ИРИ заявил, что «отношения между Ираном и Россией будут развиваться.

Российская Федерация занимает особое место во внешней политике Ирана, и новое правительство уделит первостепенное внимание этому направлению» [12].

Начало новому российско-иранскому сближению положило решение президента России В. В. Путина о выполнении контракта по поставке Ирану ракетно-зенитного комплекса С-300, которое тем самым отменило решение бывшего прези-

12 Хамшахри. 25.06.2013 (на перс. языке).

дента Д. Медведева о расторжении этой сделки (2010 г.).

Происходит дальнейшее укрепление политического сотрудничества между двумя странами:

- Россия и Иран координируют свои действия в Сирии, направленные на политическое решение сирийского кризиса;

- идёт активный диалог в рамках ШОС, где ИРИ имеет статус наблюдателя, но при этом неуклонно стремится к полноправному членству в этой организации;

- стороны активизировали диалог об определении правового статуса Каспийского моря;

- обе страны по ряду направлений начали согласовывать свою региональную политику. Так, в августе 2016 г. в Баку состоялась встреча трёх президентов - Алиева, Путина и Роухани, на которой рассматривались вопросы расширения трёхсто-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

роннего сотрудничества. После этой встречи президент Роухани заявил о готовности России и Ирана привлечь к начавшемуся диалогу Турцию и оказать ей помощь в борьбе с терроризмом.

Несмотря на остающиеся противоречия между участниками диалога и трагическое событие - убийство российского посла в Турции А. Карлова, Турция откликнулась на предложение Москвы и Тегерана, и 20 декабря 2016 г. в Москве состоялась трёхсторонняя встреча министров иностранных дел России, Ирана и Турции, на которой принято Совместное заявление по согласованным мерам, направленным на оживление политического процесса с целью прекращения сирийского конфликта [13]. В случае реализации этого решения региональная безопасность, несомненно, укрепится, а геополитические позиция как России, так и Ирана заметно усилятся.

После снятия с Исламской Республики Иран значительной части международных санкций [14] произошли определённые подвижки в области двусторонних экономических отношений, хотя стартовые ус-

ловия в этой сфере были очень низкими.

По данным МИД России, «товарооборот между двумя странами в 2012 г. сократился по сравнению с 2011 г. почти на 40% и составил всего 2,33 млрд долл. При этом российский экспорт упал на 45% -до 1,9 млрд долл» [15], а «в 2013 г. товарооборот составил всего 1,5 млрд долл.» [16].

Учитывая сложившуюся неблагоприятную ситуацию, стороны предприняли ряд конкретных мер для исправления сложившегося положения.

В августе 2014 г. Россия и Иран подписали Меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран сроком действия на 5 лет [17].

Документ предполагает «расширение торгово-экономического сотрудничества по ряду направлений, в частности, в сферах строительства и реконструкции генерирующих мощностей, развития электросетевой инфраструктуры, в нефтегазовом комплексе, а также в области поставок машин, оборудования, товаров народного потребления и сельхозпродукции» [18]. В даль-

13 Совместное заявление министров иностранных дел Исламской Республики Иран и Российской Федерации // URL: ttp://www.mid.ru/maps/ir-/asset.publisher/HUPBmpXjn4Ob/ content/id/2573489

14 Евсеев В. В. «Исторический» успех переговоров в Вене // Обозреватель-Observer. 2015. № 10.

15 Современные российско-иранские отношения: вызовы и возможности. М.: РСМД, 2014. С. 21.

16 Российско-иранский товарооборот может достичь 10 млрд долларов // URL: http://russian. irib.ir/analitika/reportazh/item/200160

17 http://sivilink.ru/iran-I-rossiya-na-pike-mirovoi-intrigi/

18 Россия и Иран подписали меморандум о взаимопонимании // URL: http://www.dw.com/ ru/a-17833605

нейшем были предприняты конкретные шаги по наполнению этого документа практическим содержанием, что не могло не сказаться на улучшении экономических показателей.

Так, только «за девять месяцев 2016 г. товарооборот между двумя странами вырос на 80%» [19].

В ноябре 2015 г. президент России В. В. Путин подписал документ о предоставлении Тегерану

государственного займа в размере 5 млрд евро, которые пойдут на реализацию 35 приоритетных проектов в области энергетики, электрификации железных дорог и строительство портовых сооружений.

Показателем серьёзности намерений России активизировать торгово-экономические отношения между нашими странами является то, что «в 2016 г. Иран стал единственной зарубежной страной, которая получила от России целевой кредит в 2,5 млрд евро» [20].

Очевидно, что в политических кругах России и Ирана намечается прорыв в двусторонних отношениях.

Конечно, надо учитывать, что все эти ожидания могут обрести под собой реальную почву только после начала реализации намеченных масштабных взаимовыгодных проектов в различных областях российско-иранского сотрудничества.

Библиография • References

Агаев С. Л. Иран: рождение республики. М.: Политиздат, 1984. - 235 с.

[Agaev S. L. Iran: rozhdenie respubliki. M.: Politizdat, 1984. - 235 s.]

Евсеев В. В. «Исторический» успех переговоров в Вене // Обозреватель-Observer.

2015. № 10. С. 33-41. [Euseeu V. V. «Istoricheskij» uspeh peregovorov v Vene // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 10. S. 33-41]

Имам Хомейни. Книга света. (Сахифа-йе Нур) Т. 5. 2-е изд. Тегеран, (без года). -331 с.

[Imam Homejni. Kniga sveta. (Sahifa-je Nur) T. 5. 2-e izd. Tegeran, (bez goda). - 331 s.] Иран подчёркивает своё невмешательство во внутренние дела России // URL:

http://regnum.ru/news?555875.html [Iran podchjorkivaet svojo nevmeshatel'stvo vo vnutrennie dela Rossii // URL: http://

regnum.ru/news?555875.html] Историческое послание Великого вождя Исламской Революции Его светлости Имама Хомейни, обращенное Председателю Верховного Совета Союза Советских Социалистических республик Его величеству господину Горбачеву. 11.10.1367 г. (1 января 1989). М.: посольство ИРИ, (без года). - 12 с. [Istoricheskoe poslanie Velikogo vozhdja Islamskoj Revoljucii Ego svetlosti Imama Homejni, obrashhennoe Predsedatelju Verhovnogo Soveta Sojuza Sovetskih Socialisticheskih respublik Ego velichestvu gospodinu Gorbachevu. 11.10.1367 g. (1 janvarja 1989). M.: posol'stvo IRI, (bez goda). - 12 s.]

19 Отношения между Ираном и Россией вышли на самый высокий уровень // URL: http:// www.iran.ru/news/politics/103613/

20 Москва предоставит Тегерану кредит на 2,5 млрд евро // URL: http://newinform.com/14733

Конституция Исламской Республики Иран // Весна свободы. К годовщине победы исламской революции в Иране / неофициальный пер. посольства ИРИ в РФ. М., 1984. С. 61-100.

[Konstitucija Islamskoj Respubliki Iran // Vesna svobody. K godovshhine pobedy islamskoj revoljucii v Irane / neoficial'nyj per. posol'stva IRI v RF. M., 1984. S. 61-100]

Москва предоставит Тегерану кредит на 2,5 млрд евро // URL: http://newinform. com/14733

[Moskva predostavit Tegeranu kredit na 2,5 mlrd evro // URL: http://newinform. com/14733]

Независимое военное обозрение. 2008. 10 октября. [Nezavisimoe voennoe obozrenie. 2008. 10 oktjabrja]

Ниязматов Ш. А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М.: Наука, 1989. - 175 с.

[Nijazmatov Sh. A. Irano-irakskij konflikt. Istoricheskij ocherk. M.: Nauka, 1989. -175 s.]

Отношения между Ираном и Россией вышли на самый высокий уровень // URL:

http://www.iran.ru/news/politics/103613/ [Otnoshenija mezhdu Iranom i Rossiej vyshli na samyj vysokij uroven' // URL:

http://www.iran.ru/news/politics/103613/] Правда. 1989. 23 июня. [Pravda. 1989. 23 ijunja]

Российско-иранский товарооборот может достичь 10 млрд долларов // URL:

http://russian.irib.ir/analitika/reportazh/item/200160 [Rossijsko-iranskij tovarooborot mozhet dostich' 10 mlrd dollarov // URL: http://

russian.irib.ir/analitika/reportazh/item/200160] Россия и Иран подписали меморандум о взаимопонимании // URL: http://www.

dw.com/ru/a-17833605 [Rossija i Iran podpisali memorandum o vzaimoponimanii // URL: http://www.

dw.com/ru/a-17833605] Совместное заявление министров иностранных дел Исламской Республики Иран и Российской Федерации // URL: ttp://www.mid.ru/maps/ir-/asset. publisher/HUPBmpXjn4Ob/content/id/2573489 [Sovmestnoe zajavlenie ministrov inostrannyh del Islamskoj Respubliki Iran i Rossijskoj Federacii // URL: ttp://www.mid.ru/maps/ir-/asset.publisher/ HUPBmpXjn4Ob/content/id/2573489] Современные российско-иранские отношения: вызовы и возможности. М.: РСМД, 2014.

[Sovremennye rossijsko-iranskie otnoshenija: vyzovy i vozmozhnosti. M.: RSMD, 2014]

Хамшахри. 25.06.2013 (на перс. языке).

[Hamshahri. 25.06.2013 (na pers. jazyke)]

Эттелаат. 3.10.1990 (на перс. языке).

[Jettelaat. 3.10.1990 (na pers. jazyke)]

Юртаева В. И. Особенности и реализация внешней политики Исламской

Республики Иран (1979-2010 гг.). М.: РУДН, 2012. [Jurtaeva V. I. Osobennosti i realizacija vneshnej politiki Islamskoj Respubliki Iran

(1979-2010 gg.). M.: RUDN, 2012] Iran Year Book, 89/90, 1990. P. 9-20. Iran Focus, 1989. July. P. 15.

http://sivilink.ru/iran-I-rossiya-na-pike-mirovoi-intrigi/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.