Научная статья на тему 'Российско-белорусские отношения в современной повестке дня'

Российско-белорусские отношения в современной повестке дня Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Беларусь / Союзное государство / российско-белорусские отношения / коммуникационный режим / Russia / Belarus / Union State / RussianBelarusian relations / communication regime

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А Л. Музалевский

Исследуются вопросы состояния и вероятных направлений развития российско-белорусских отношений в рамках Союзного государства. Анализируется специфика вызовов, актуальных для союзного строительства, изучаются содержание и доминанты официального дискурса России и Беларуси по проблематике двустороннего интеграционного взаимодействия с учетом рисков политического характера. Союзное государство рассматривается как модель наиболее возможной глубокой интеграции на пространстве СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — А Л. Музалевский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Belarusian Relations in the Modern Agenda

Issues of the state and possible directions of development of Russian-Belarusian relations within the framework of the Union State are studied. The specificity of the challenges that are relevant for union building is analyzed. The content and dominants of the official discourse of Russia and Belarus on the issues of bilateral integration interaction are studied, taking into account the risks of political nature. The Union State is considered as a model of the most possible deep integration in the CIS space.

Текст научной работы на тему «Российско-белорусские отношения в современной повестке дня»

УДК 327(470:100) ББК 66.4(2Рос)

DOI 10.22394/1682-2358-2023-5-23-35

A.L Muzalevsky, postgraduate student of the History, Political Science and Public Policy Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

RUSSIAN-BELARUSIAN RELATIONS IN THE MODERN AGENDA

Issues of the state and possible directions of development of Russian-Bela-rusian relations within the framework of the Union State are studied. The specificity of the challenges that are relevant for union building is analyzed. The content and dominants of the official discourse of Russia and Belarus on the issues of bilateral integration interaction are studied, taking into account the risks of political nature. The Union State is considered as a model of the most possible deep integration in the CIS space.

Key words and word-combinations: Russia, Belarus, Union State, Russian-Belarusian relations, communication regime.

А.Л. Музалевский, аспирант кафедры истории, политологии и государственной политики Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: ]ustmesunny1211@gmail.com)

РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ

Аннотация. Исследуются вопросы состояния и вероятных направлений развития российско-белорусских отношений в рамках Союзного государства. Анализируется специфика вызовов, актуальных для союзного строительства, изучаются содержание и доминанты официального дискурса России и Беларуси по проблематике двустороннего интеграционного взаимодействия с учетом рисков политического характера. Союзное государство рассматривается как модель наиболее возможной глубокой интеграции на пространстве СНГ.

Ключевые слова и словосочетания: Россия, Беларусь, Союзное государство, российско-белорусские отношения, коммуникационный режим.

1 азвитие геополитических процессов в XX—XXI вв. подтверждает важный стратегический характер таких видов международного взаимодействия, как межрегиональное и трансграничное сотрудничество, которые меняют расстановку сил на «шахматной доске» в

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5

23

контексте «столкновения цивилизаций». У каждого подобного «проекта» свои стратегические цели и задачи — как декларируемые, так и «не официальные». С одной стороны, это международные объединения — НАТО, ЕС, ГУАМ (сюда входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова), Балто-Черноморская дуга (основанная в 1920-е годы и реализуемая в настоящее время как проект «Меж-думорье»), «Люблинский треугольник»; с другой стороны — СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС, ЕАЭС, а также другие интеграционные объединения, в которые входят Россия и / или ее партнер Беларусь.

Попытаемся провести анализ российско-белорусских отношений в контексте развития Союзного государства России и Беларуси на современном этапе. Отметим, что различная расстановка международных политических сил на пространстве Содружества независимых государств, обусловленная, с одной стороны, высоким уровнем производственно-технологической кооперации, исторически сложившимися между союзными республиками культурными и духовными связями, а с другой — различиями в характере и темпах экономических преобразований в государствах — участниках Содружества, а также в видении целей взаимной интеграции в формате Содружества независимых государств и своего места в системе международных отношений, актуализировала тенденцию к разноскоростной интеграции. В результате формирования интеграционного взаимодействия возник ряд региональных объединений государств. Эксперты отмечают, что наиболее ярким примером международного институционального развития и интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве в таком формате стало именно Союзное государство [1].

В настоящее время сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь отличается широким спектром взаимодействий. Это целый ряд важнейших параметров: безопасность, экономика, промышленность, энергетика, образование и наука, масс-медиа, сельское хозяйство, молодежная политика и другие направления, реализуемые в рамках союзных программ. Новые вызовы и результаты взаимных российско-белорусских отношений в 2022 г., итоги работы Высшего Государственного Совета, объединенный бюджет Союзного государства отражены в соответствующем аналитическом докладе [2], социально-экономическое положение двух государств изложено в ежегоднике Союзного государства [3], а основные итоги социально-экономического развития стран — членов Евразийского экономического союза представлены в статистическом сборнике [4].

Драйвером роста и укрепления межгосударственных связей становятся, как правило, приграничные области, не исключается активное

24 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

участие и других регионов. Это подтверждается результатами форумов регионов России и Беларуси (июнь 2023 г. — в Уфе, 2022 г. — в Гродно). Вместе с тем исследователи, политические деятели, общественность дифференцированно относятся к перспективам развития Союзного государства — и положительно, и умеренно, и скептически.

По мнению экспертов, рост геополитического противостояния между Россией и Западом вполне определенно привязывает интеграционный вектор Беларуси именно и только к России, в первую очередь в рамках Союзного государства [5]. Методика исследования коммуникационных режимов Национального исследовательского института развития коммуникаций также свидетельствует, что Беларусь находится среди других государств на первом месте дружественности по отношению к России [6; 7].

Следует отметить, что углубленная интеграция в большей степени волнует белорусскую общественность. Так, в 2019 г. в информационном пространстве Республики Беларусь неоднократно появлялись материалы о несанкционированных акциях против строительства одного «большого» государства, о довольно низкой (13% опрошенных белорусов) поддержке идеи объединения в форме Союзного государства [8]. В российском медиапространстве также скептически относились к возможности формирования единого политического пространства между Россией и Беларусью [9].

Однако, по данным Фонда «Общественное мнение», в апреле 2023 г. 78% респондентов характеризовали российско-белорусские отношения как дружественные (в июне 2014 г. — 66%); 70% участвующих в опросе указали на важность сотрудничества с Беларусью для российской экономики (в июне 2014 г. — 56%); 75% россиян находят много общего с белорусами. Соседняя страна рассматривается как самый ценный партнер (27% по сравнению с 11% в 2017 г.) [10].

Приведенные данные корреспондируют с опросами ВЦИОМ (31 августа 2022 г.). Так, более половины российских граждан считают, что наиболее прочные отношения у России сложились с Китаем — 55% (+10 п.п. с 2019 г.); второе место принадлежит Беларуси. В 2014 г. страну бывшего социалистического лагеря называли наиболее дружественной 32% респондентов, в 2023 г. — каждый второй (49%) [11].

Высказывая свое мнение о российско-белорусских отношениях, 76% россиян называют их хорошими, 7% — скорее плохими, 17% — затруднились ответить (в 2010—2013 гг. об удовлетворительном характере отношений между государствами заявляли 27—39% респондентов). Улучшение данных отношений респонденты связывают с тесным сотрудничеством лидеров двух стран, повышением эффективности торго-

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 25

во-экономических связей, совместными военными учениями и другими взаимодействиями, поддержкой СВО. Ухудшение взаимосвязей между партнерами по Союзному государству связываются с недоговоренностями и разногласиями между лидерами, неоднозначным отношением к СВО [12].

В 2019 г. о Союзном государстве России и Беларуси впервые услышали 59% опрошенных, 26% — что-то слышали, 12% — знали об этом, 4% — затруднились ответить. Как правило, не осведомлена о союзном сотрудничестве молодежь в возрасте 18—30 лет (68%) и граждане 31—45 лет (62%); старшее поколение (16%) в этом вопросе более осведомлено [13].

В 2023 г. россияне чаще указывали, что в ближайшие годы объединения двух государств не произойдет (45%), уверены в обратном — 28%, а затруднились с ответом 27% респондентов. При этом, если бы референдум по вопросу объединения проводился сегодня, «за» проголосовали бы 66%, против — 16%, не принимали участия — 6%, 11% опрошенных затруднились с ответом [10].

Исследователи отмечают, что народы России и Беларуси по-прежнему близки, однако восприятие актуального политического образа Беларуси у российских граждан более позитивно, чем образа России среди белорусов. Негативизация его некоторых структурных элементов (образ российской власти, внешнеполитический образ) затрудняет развитие двухсторонних отношений [14].

Дифференцируется образ России и Беларуси и в молодежной среде. Большинство российских молодых граждан ничего не знают о Союзном государстве, о его результатах, проектах, структуре. Несмотря на создание союзных печатных, интернет- и телевизионных информационных ресурсов (журнал «Союзное государство», официальный сайт Постоянного Комитета, информационно-аналитический портал СГРБ, телеканал ТРО «БелРос» и др.), молодое поколение мало интересуется данной проблематикой. Белорусская молодежь в основном также индифферентна к интеграции с Россией, ориентирована на западный ценностный контент [15].

Согласно экспертным оценкам, основными каналами информации сегодня являются межличностные контакты и неформальные коммуникации. О проектах, результатах, деятельности Союзного государства осведомлены в основном заинтересованные лица: студенты, исследователи российско-белорусских отношений, истории и культуры, сотрудники межгосударственных предприятий, представители малого и среднего предпринимательства, осуществляющие трансграничную деятельность на территории стран Союзного государства, и те, кто об-

26 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

ладает личными контактами в соседней стране, то есть круг интересантов органичен. Участниками мероприятий Союзного государства в большинстве случаев являются жители приграничных территорий или центральных регионов Беларуси и России [16].

В целом, несмотря на дифференциацию дискура о Союзном государстве России и Беларуси, интеграция двух стран по отдельным направлениям имеет поступательное развитие. Союзные программы, как правило, касаются множества сфер: экономики, оборонной, транспортной и социальной сфер, сельского хозяйства, ядерной энергетики, программ в области унификации законодательства в социально-трудовой сфере. Проведена значительная работа по формированию общего образовательного, научного и культурного пространства, общего рынка труда, общих согласованных взглядов на внешнеполитические отношения и геополитические стратегии. В повестке дня также находится расширение номенклатуры товаров, включая поставки калийных удобрений.

Рассмотрим часть этих направлений. Так, развитие российско-белорусских экономических связей является локомотивом развития Союзного государства. Товарооборот между странами в 2022 г. вырос до 43 млрд долларов. При этом российский экспорт в Белоруссию за год сократился на 7,7%, до 21,3 млрд долларов, в то время как встречные поставки выросли на 41,2%, до 22 млрд долларов [17]. С марта 2022 г. 64 российских региона заключили с белорусскими компаниями более 2300 контрактов на общую сумму 63 млрд руб. [18]. Более чем на 70 млрд рублей вырос экспорт в Россию из Беларуси за счет продовольствия, машин и оборудования, текстильной, химической и другой продукции, ранее поставлявшейся на Запад [19]. Расширяют экономическое партнерство такие платформы, как выставки «Иннопром-2023» ПМЭФ. На площадке российско-белорусского интеграционного форума в июне 2023 г. состоялась сессия высокого уровня «Союзное государство: стратегия взаимодействия России и Беларуси».

Достаточно существенна и гуманитарная составляющая. Наибольший прогресс отмечается в социальной сфере. Согласованная социальная политика предполагает унификацию нормативных правовых актов России и Беларуси в сфере регулирования условий и охраны труда, социального обеспечения и страхования, вопросов занятости, социальной защищенности определенных слоев населения и т. д.

Ежегодно увеличивается число студентов из Республики Беларусь, обучающихся в пределах квоты Правительства Российской Федерации. В 2019 г. она составляла 73 места; в 2020 г. — 230, в 2021 — 700, в 2022 — 1100 мест [20]. В контексте развития высшего образования решаются вопросы грантового стипендиального обеспечения студентов, а также поступления абитуриентов по результатам ЕГЭ или ЦТ.

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 27

Учрежден Белорусско-российский университет в г. Могилеве, открыты филиалы Плехановского и Социального университета в г. Минске. Обсуждается вопрос организации в г. Минске российского университета — многофункционального кластера, удовлетворяющего интересам и вузов, и предприятий двух стран.

Реальным положительным результатом образования Союзного государства являются совместные научно-технические программы: инфраструктурные проекты (укрепление общей границы, строительство вооруженных сил и региональной группировки войск, проведение совместных мероприятий), и проекты по созданию нового научного продукта. Российские и белорусские научные организации взаимодействуют по широкому спектру научных проблем: медицине (стволовые клетки и лечение детей с врожденными и приобретенными дефектами позвоночника) и фармацевтике, информационно-телекоммуникационным системам, ядерной энергетике и энергосбережению, транспортным и космическим системам, индустрии наносистем и новых материалов, рациональному природопользованию. Перспективным направлением реализации совместных научно-технических программ является космическая сфера (программа «Стандартизация СГ»): создание спутников по дистанционному зондированию Земли, а также приборов и оборудования, устойчивых к радиоактивному излучению в космосе [5].

Важным направлением интеграционной политики Союзного государства является развитие молодежной политики, характеризующейся увеличением числа мероприятий, направленных на сближение молодых граждан России и Беларуси, а также укрепление исторической памяти. Россию и Беларусь объединяют многие общие исторические события, и включенность молодежи в процессы взаимодействия в данном контексте приобретает важное значение для перспектив союзного образования, будущего стран-участниц. В современных условиях сохранение базовых фундаментальных ценностей, которые передаются через трансмиссию общественных отношений и становятся ориентиром для ближайшего будущего, во многом определяет цивилизационное развитие общества. Безусловно, способствует сохранению исторической памяти реализация таких культурно-образовательных проектов, как «Поезд памяти», Ржевский мемориал Советскому солдату, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», а также издание материалов, посвященных взаимодействию русских и белорусских деятелей в сфере культуры и искусства.

Однако некоторые цели, заявленные в учредительных документах в процессе развития союзного интеграционного проекта, не были достигнуты, что обусловлено главным образом недоработками союзного стро-

28 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

ительства — отсутствием в управленческом механизме определенных институтов, а также единой позиции по основным вопросам унификации систем налогообложения и ценообразования, введения единой валюты, отсутствием совместного правового механизма, регулирующего вопросы интеллектуальной собственности Союзного государства, особенностями практической реализации организационно-распорядительных документов.

Социологи выделяют следующие проблемные составляющие во взаимном восприятии России и Беларуси:

— низкую информированность стран друг о друге;

— высокую персонификацию власти и управления интеграционными процессами в странах;

— неопределенность позиций России, ее элит в отношении Беларуси;

— размытую идентичность постсоветской Беларуси;

— многовекторную политику Беларуси;

— вынужденность сближения с Россией в восприятии белорусского общества;

— наличие антироссийских стереотипов в истории Беларуси, которые проявляются в кризисные этапы развития отношений [14].

В сознании граждан образ государства, как правило, складывается из комплексного представления о народе, территории, власти, лидере, внешнеполитической миссии, что позволяет сделать акцент на его политической составляющей [14]. Политические аналитики отмечают, что в «союзной» политике делается упор главным образом на двух аспектах: защите от внешней агрессии и увековечивании памяти прошлого (в частности, борьбе с ревизионистскими подходами к истории Второй мировой войны), а «постматериальная» повестка практически отсутствует [21].

Одной из принципиальных проблем построения Союзного государства, помимо очевидных технических сложностей и несовпадения партикулярных интересов правящей бюрократии и общенациональных выгод, является отсутствие внятной картины привлекательного общего будущего Беларуси и России, а также в степени готовности участников Союзного государства в делегировании части национальных прав на наднациональный уровень. Кроме того, идея Союзного государства в системе государственного управления и в России, и в Беларуси находится на периферии сознания [21]. Основу союзной интеграции России и Беларуси, как представляется, должна составлять идея реализации реального социального запроса граждан, связанного с максимальной свободой самовыражения, включая свободу слова, творчества, предпринимательства, общественно-политической активности [21].

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 29

В союзном государственном строительстве исследователи обычно рассматривают два кейса. Первый — субъективное начало, в основе которого лежит человеческий фактор — общее историческое прошлое, понятие братского народа и т.п. Несмотря на многие провокационные действия, эти факторы остаются значимыми для общественности. Этот кейс содержит еще один важнейший фактор — общее целеполагание: формирование потребностей Союзного государства и то, как российский и белорусский народы разделяют это взаимное стремление [22]. Во втором кейсе, политико-экономическом, в контексте целеполагания государственного строительства необходимы конкретные проекты и конкретные результаты, понятные и белорусскому, и российскому обществу. Для современного поколения, живущего в эпоху нового прагматизма, даже меркантилизма, важен ответ на вопрос: что братство дает мне? Этот исключительно личностный аспект следует учитывать в управленческом сегменте и выделять в общем контексте российско-белорусской интеграции [22].

Одна из актуальных задач Союзного государства России и Беларуси — формирование общей политики импортозамещения. Сегодня в некоторых областях Беларуси при поддержке Российской Федерации уже началась реализация новых инвестиционных проектов в сфере им-портозамещения в таких отраслях, как микроэлектроника, станкостроение, машиностроение. Создается также полный цикл конкурентных высокотехнологичных производств [19]. Активизирует данные процессы использование потенциала научного сообщества двух стран. Теоретическое и практическое осмысление накопленного опыта интеграционного строительства в контексте геополитических изменений позволит выработать эффективные технологии стратегического управления процессом интеграции России и Беларуси [1].

Необходимо дальнейшее углубление взаимодействия в сфере инноваций и цифрового развития, расширение фундаментальных и прикладных разработок, развитие институтов прикладной науки, инжиниринговых центров, проектных офисов и опытных производств и, соответственно, развитие системы подготовки / переподготовки научных и инженерных кадров. В свою очередь, это предполагает возрождение практики совместного долгосрочного стратегического планирования, развития проектного подхода. Учитывая заинтересованность обеих сторон в развитии сотрудничества в указанных сферах, следует продолжить наращивать объемы финансирования совместных проектов, программ и мероприятий, привлекать к их осуществлению более широкий круг экспертов, обеспечивать своевременную актуализацию приоритетных направлений двухсторонней кооперации.

30 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

Повышение значимости информационного сопровождения интеграционных процессов актуализирует необходимость формирования единого информационного пространства с целью регулярного информирования населения о конкретных программах, проектах и социально-экономических результатах сотрудничества России и Беларуси [22]. Несмотря на определенные достижения в этом направлении (выпуск союзных газет, журнала, наличие телерадиовещания Союзного государства), отсутствие целенаправленной работы в социальных сетях и блогосфере является серьезным недостатком информационной политики. Реформирование информационной политики Союзного государства позволит укрепить интеграционное взаимодействие между Россией и Беларусью и повысить привлекательность Союзного государства для российско-белорусской общественности и мирового сообщества, эффективно противодействовать «мягкой силе» со стороны отдельных зарубежных государств и их коалиций [1].

Ряд ключевых вопросов экономической интеграции в российско-белорусских отношениях определяет развитие дискурса о ее политической составляющей. Отсутствие объективной информации о подобных взаимоотношениях не легитимизирует их в общественном сознании, нередко вызывая протестное настроение. Очевидно, что при выстраивании политической линии следует учитывать данные факторы, а также использовать «большие» совместные пресс-конференции для развития диалоговых площадок с заинтересованными общественно-политическими акторами.

Новое поколение управленцев и лидеров уже выросло в цифровой реальности, поэтому умение существовать в условиях такого мира в будущие десятилетия станет определяющим фактором развития стран и союзов государств. В связи с этим в настоящее время целесообразно популяризировать информацию на доступных для молодежи площадках (в социальных сетях), привлекать к сотрудничеству популярных в данной возрастной категории лидеров общественного мнения, представлять данные в интерактивном и мультимедийном форматах. Важно информировать молодежь о возможностях, предоставляемых Союзным государством (научное взаимодействие, карьерные перспективы, культурное обогащение и др.). Перспективными проектами представляются следующие практики: создание аналога популярного конкурса «Лидеры России» для инициативных граждан Союзного государства; сотрудничество Российского союза молодежи (РСМ) и Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ); возможное создание Союзного молодежного объединения [16]. Для согласования российской, белорусской и союзной практики принятия политических решений,

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 3 1

повышения ответственности за реализацию союзных программ на всех уровнях требуется прежде всего консолидация усилий для обеспечения национальной безопасности государств [1].

Следовательно, будущие отношения в Союзном государстве необходимо оценивать с позиции четырех базовых треков — политики, геополитики, безопасности и экономики [23]. При оценке перспектив важно учитывать имеющиеся возможности, слабые и сильные стороны взаимодействия, а также анализировать угрозы. SWOT-анализ наглядно подтверждает наличие стратегических перспектив во взаимоотношениях России и Беларуси (таблица).

Матрица SWOT-анализа взаимодействия России и Беларуси

Сильные стороны - Strengths Слабые стороны - Weaknesses

Географическое расположение Естественные ресурсы Экономический потенциал Транспортные связи Образование и научные связи Ограниченность инфраструктуры в отдельных приграничных регионах Отсутствие координации и сотрудничества на региональном уровне Недостаток финансовых ресурсов Политические и геополитические факторы

Возможности - Opportunities Угрозы - Threats

Торговля и экономические связи Энергетика и природные ресурсы Транспортная инфраструктура Туризм и культурный обмен Образование и научные исследования Политические и геополитические проблемы Торговые и экономические противоречия Трансграничные проблемы и конфликты

В условиях международных экономических санкций целесообразно, укрепляя взаимовыгодные экономические связи, признать принцип целеполагания важнейшим в союзных отношениях, сформировать у экспертного сообщества и широкой общественности четкое представление о целях, будущих проектах и планах Союзного государства. Данная проблематика, находясь на стыке внутренней и внешней политики сотрудничающих государств, актуализируется в формирующейся современной архитектуре глобального мироустройства, превращаясь в один из фокусов повестки политического сообщества на разных уровнях. И гражданам, и общественным объединениям важно осознать цель и выгоды стратегического союзничества, для этого управленческие структуры должны учитывать запросы граждан, например, организуя ежегодный мониторинг союзных отношений

32 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

(опросы общественного мнения) при помощи качественных и количественных методов.

Следует усовершенствовать информационную политику Союзного государства, усилить информационное взаимодействие и координацию информационной работы заинтересованных структур, СМИ, институтов власти всех уровней и обеспечить на этой основе реальное общее информационное пространство; оказать необходимую организационно-методическую поддержку физическим лицам и общественным организациям, стремящимся создать интернет-сайты, поддерживающие дружественные союзные отношения; активнее внедрять новые информационные технологии, социальную рекламу, ориентированную на развитие Союзного государства; активнее использовать современные цифровые инструменты информационной политики и содействовать развитию молодежной гражданской журналистики Союзного государства, тем самым обеспечивая непрерывное доминирование официального нарратива в СМИ. Реализации данной задачи будет способствовать Концепция информационной безопасности Союзного государства, утвержденная 22 февраля 2023 г. постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства.

В рамках формирования единого образовательного пространства следует особое внимание обратить на качество подготовки выпускников школ и создать рабочие группы ученых-экспертов из обеих стран по выработке согласованного подхода к преподаванию таких дисциплин, как история и литература в вузах России и Беларуси. Целесообразно создать фонд (программы) союзной академической мобильности и выделить гранты, прежде всего для ученых, работающих в смежном проблемном поле социальных и гуманитарных наук.

Основополагающим фактором успешного развития Союзного государства является вовлеченность и заинтересованность консолидированного гражданского общества, в том числе молодежи, в общественные процессы, а также расширение сектора некоммерческих организаций в обеих странах. Как показывает практика, риторика о российско-белорусских отношениях зависит от складывающейся внутриполитической и международной повестки дня. На динамику таких отношений оказывают воздействие как правящие элиты двух государств, так и западные политические силы, применяющие двойные стандарты и проводящие политику избирательного участия в соответствии со своими целями.

Дальнейшая реализация программ Союзного государства зависит от формирования экономического, образовательного, научного и культурного пространства общего рынка труда, согласованных взглядов на вне-

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 33

шнеполитические отношения и геополитические стратегии. В условиях нетранспарентности мировой политики российско-белорусские отношения приобретают сложный стратегический характер. Многогранность точек пересечения национальных интересов в процессе развития Союзного государства предопределяет в них влияние политических, социальных, экономических и технологических дифференцированных внутренних и внешних факторов, которые оказывают существенное влияние на «союзничество».

На наш взгляд, для завершения процесса построения Союзного государства потребуется еще длительное время. Безусловно, и существующие сегодня проблемы, и перспективы соотносятся с будущим, которое зависит от акторов политического процесса глобального и регионального уровней. Приведет ли данное взаимодействие к созданию эффективной межгосударственной структуры или это будет иной интеграционный проект, основанный на политических, экономических, духовных началах, отличающийся субъектным составом, покажет дальнейшая трансформация геополитического процесса.

Библиографический список

1. Красимова Е.В., Русакович А.В. Развитие Союзного государства Беларуси и России в условиях геополитических трансформаций // Беларуская думка. 2021. № 5. С. 57-62.

2. Российско-белорусские отношения в 2022 г.: союзные программы, новые вызовы и направления интеграции: Аналитический доклад. М., 2022.

3. Беларусь и Россия. 2022: статистический сборник / Росстат, Белстат. М., 2022.

4. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник / Евразийская экономическая комиссия. М., 2022.

5. Неменский О.Б. «Последний союзник»: российско-белорусские отношения на современном этапе // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Т. 9, № 5. С. 24-40.

6. Грибин Н.П. Коммуникационный режим в Белоруссии: состояние, вызовы и угрозы // Россия и мир: научный диалог. 2023. № 1 (7). С. 129-149.

7. Комлева В.В., Барахвостов П.А. [и др.]. Коммуникационный режим Беларуси: устойчивость и факторы формирования // Россия и мир: научный диалог. 2022. № 2 (4). С. 132-163.

8. Владислав Иноземцев о подводных камнях интеграции России с Белоруссией. URL: https://www.gazeta.ru/column/vladislav_inozemcev/12866642.shtml

9. Белоруссия и Россия: катастрофа под видом «интеграции». URL: https://eadaily. com/ru/news/2019/09/23/belorussiya-i-rossiya-katastrofa-pod-vidom-integracii

10. Отношения России с другими странами. URL: https://fom.ru/Mir/14872

11. Поворот на Восток. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/druzja-i-nedobrozhelateli-rossii-na-fone-specoperacii

12. Россия и Белоруссия. Мнение россиян о российско-белорусских отношениях. URL: https://fom.ru/Mir/14855

34 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

13. Об отношениях России и Белоруссии, оценка их динамики и отзывы об А. Лукашенко. URL: .https://fom.ru/Mir/14231

14. Савельева М.А. Взаимное восприятие России и Беларуси: политико-психологический анализ // Россия - Беларусь: от сообщества к Союзному государству: материалы международной научно-практической конференции (Москва - Минск, 20 апр. 2021 г.) / отв. ред. В.В. Комлева. М., 2021. С. 84-91.

15. Образы России и Беларуси в представлениях молодежи двух стран в ХХ1 веке / кол. авт.; отв. ред. И.А. Снежкова, Н.В. Шалыгина. М., 2020.

16. Полякова СА. Молодежное сотрудничество в Союзном государстве // Россия - Беларусь: от сообщества к Союзному государству: материалы международной научно-практической конференции (Москва - Минск, 20 апр. 2021 г.) / отв. ред. В.В. Комлева. М., 2021. С. 102-106.

17. Россия и Белоруссия пришли к балансу. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5900590

18. Регионы - основа союзного строительства. URL: https://stage.eurasia.expert/ pmef-2023-itogi-dlya-soyuznogo-gosudarstva-belarusi-i-rossii/

19. Путин: РФ и Белоруссия делают все для обеспечения устойчивости экономик на фоне санкций. URL: https://tass.ru/ekonomika/181356632

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Правительство России на 43% увеличило квоту на обучение для белорусских студентов. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezMunarodnoe-sotrud-nichestvo/50741/

21. Бышок С. О. Новая политическая динамика в Беларуси и перспективы Союзного государства: десять тезисов // Россия - Беларусь: от сообщества к Союзному государству: материалы международной научно-практической конференции (Москва - Минск, 20 апр. 2021 г.) / отв. ред. В.В. Комлева. М., 2021. С. 26-35.

22. Стоппе А.Г. Преимущества союзных отношений // Россия - Беларусь: от сообщества к Союзному государству: материалы международной научно-практической конференции (Москва - Минск, 20 апр. 2021 г.) / отв. ред. В.В. Комлева. М., 2021. С. 42-51.

23. Перспективы Союзного государства России и Белоруссии. URL: https://cpkr. ru/issledovaniya/rossiya-zapad/perspektivy-soyuznogo-gosudarstva-rossii-i-belorussii/

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.