ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р О С С И Й С К О - А Р Г Е Н Т И Н С К О Е Т О Р Г О В О - Э К О Н О М И Ч Е С К О Е С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В О*
Яковлев Петр Павлович
доктор экономических наук, руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН, профессор кафедры внешнеэкономической деятельности международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова».
Адрес: Институт Латинской Америки РАН, 115035, Москва, ул. Б. Ордынка, д. 21; ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Автор анализирует траекторию, нынешнее состояние, проблемы и перспективы развития торгово-экономических отношений Российской Федерации с Аргентинской Республикой. В статье показано, что Россия и Аргентина - традиционные деловые партнеры, чье взаимодействие насчитывает свыше ста лет. За эти годы российско-аргентинские двусторонние связи прошли через ряд различных этапов и в середине 2010-х гг. вышли на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства. Однако в настоящее время в силу целого ряда внешних и внутренних причин сотрудничество двух стран переживает сложный период.
Ключевые слова: Россия, Аргентина, конкуренция, двусторонняя торговля, стратегическое партнерство, глобальная нестабильность.
R U S S I A N - A R G E N T I N E T R A D E A N D E C O N O M I C C O O P E R A T I O N
Yakovlev, Petr P.
Doctor of Economics, Head of the Center for Iberian Studies at the Institute of Latin America of Russian Academy of Sciences, Professor of the Department for Foreign Economic Activity the International Business and Customs Affairs Department of the PRUE.
Address: Institute of Latin America, 21 B. Ordynka, Moscow, 115035, Russian Federation; Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
* Статья подготовлена в рамках поддержаного РГНФ научного проекта № 15-07-00019.
The author analyzes the trajectory, the current state, problems and prospects of development of the trade and economic relations between the Russian Federation and the Argentine Republic. The article shows that Russia and Argentina are traditional business partners whose interaction has over a century. During these years the Russian-Argentine bilateral ties have gone through a number of different stages and in the mid of 2010-s achieved a status of the comprehensive strategic partnership. At present, however, for a variety of internal and external reasons, cooperation between the two countries is going through a difficult period.
Keywords: Russia, Argentina, competition, bilateral trade, strategic partnership, global instability.
Аргентинская Республика - традиционный торговый партнер и многолетний важный хозяйственный контрагент нашей страны. На протяжении XX-XXI вв. кардинально изменился характер двусторонних связей: от торгового соперничества на зерновых рынках европейских государств Аргентина и Россия перешли сначала к модели экономического взаимодополнения, а затем - к всеобъемлющему стратегическому партнерству. Анализ сотрудничества с Аргентиной не только дает представление об особенностях экономического взаимодействия России с наиболее крупными странами Латинской Америки, но и позволяет проследить эволюцию участия российского (советского) государства в мирохозяйственных связях, выявить наиболее существенные характеристики (реперные точки) его внешнеторговой и внешнеэкономической политики в прошлом и настоящем.
Экскурс в историю
Российско-аргентинские отношения имеют глубокие исторические корни и в течение многих лет отмечены взаимным притяжением -отчетливо выраженным стремлением обеих сторон к взаимодействию в экономической, политической и культурной сферах. Старт сотрудничеству этих государств был дан в 1885 г., когда Российская Империя и Аргентинская Республика установили дипломатические отношения. С этого момента и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. экономические контакты осуществлялись в двух плоскостях: на мировом уровне страны входили в число ведущих экспортеров зерна (табл. 1) и вели острую конкурентную борьбу за рынки сбыта своих товаров, а в двустороннем формате Россия сумела организовать поставки в Аргентину собственной продукции, в частности, в 1911 г. - на сумму 2 млн долларов золотом, что по тем временам было немало. В 1913 г. был подписан российско-аргентинский договор о торговле и навигации, предостав-
лявший каждой из сторон статус «наиболее благоприятствуемой нации» [7. - C. 24-27].
Т а б л и ц а 1
Ведущие страны - экспортеры зерна* (в тыс. т)
1881 1910
Страна Экспорт Страна Экспорт
Россия 8600 США 7600
США 3900 Россия 7200
Румыния 1700 Аргентина 4200
Австралия 600 Румыния 3200
Канада 500 Канада 1400
Аргентина 300 Австралия 900
* Источник: Rapoport M. y colaboradores. Historia económica, política y social de la Argentina (18102000). - Buenos Aires, 2004. - P. 75, 76.
Следует подчеркнуть, что в первые десятилетия XX в. Россия и Аргентина демонстрировали одни из самых высоких в мире темпов экономического роста и последовательно наращивали взаимные торговые связи. К сожалению, этот позитивный тренд не получил полноценного развития: в 1917 г. аргентинские власти не признали правительство большевиков, и дипломатические отношения были прерваны. Данное обстоятельство снизило динамизм российско-аргентинских торгово-экономических связей, но на отдельных направлениях сотрудничество продолжалось, что указывало на глубокую заинтересованность сторон в деловых контактах. В 1927-1931 гг. в Буэнос-Айресе работало акционерное общество «Южамторг», сыгравшее заметную роль в расширении торговли СССР с Аргентиной и другими странами Латинской Америки.
Новый этап в развитии советско-аргентинского экономического взаимодействия начался после установления в июне 1946 г. дипломатических отношений между двумя странами. В 1953 г. Москва и Буэнос-Айрес подписали первое торговое соглашение между СССР и страной Латинской Америки, а в 1955 г. в аргентинской столице (также впервые в латиноамериканском регионе) прошла советская промышленная выставка, которую посетил президент Аргентины Хуан Доминго Перон.
Предпринятые сторонами усилия (в том числе, на политическом уровне) принесли свои ощутимые плоды в 1970-1980-х гг., когда советский рынок продовольственных товаров приобрел для аргентинских производителей первостепенное значение. Свою роль в этом сыграл отказ Буэнос-Айреса присоединиться к объявленному Вашингтоном в 1980 г. (в связи с вводом советских войск в Афганистан) международному зерновому бойкоту Москвы - отказу поставлять зерно в нашу страну. Аргентинские аграрии сумели этим воспользоваться и уверен-
но «оседлали» советский продовольственный рынок. В результате в 1981 г. на долю СССР пришлось 42% всего аргентинского экспорта, включая 80% поставок зерна и 20% мяса. В то же время отечественные промышленные предприятия стали сравнительно крупными поставщиками в Аргентину машинотехнической продукции и энергоносителей. Благодаря этому в том же 1981 г. взаимный товарооборот достиг исторически рекордного показателя в 2,4 млрд долларов [11].
Во второй половине 1980-х и, особенно, в 1990-х гг. в России и Аргентине практически синхронно имели место болезненные рыночные реформы неолиберального толка, результаты которых отрицательно сказались на двусторонней торговле. Так, в 1998 г. ее объем по сравнению с 1981 г. сократился в 44 раза - до 54,5 млн долларов, что, разумеется, не отражало реальных хозяйственных возможностей и потребностей двух стран и явилось предметом обеспокоенности в Кремле и Розовом доме (президентском дворце в Буэнос-Айресе). Стремясь переломить негативный тренд, российские и аргентинские власти подготовили и подписали целый ряд межгосударственных документов, включая Соглашение об основах отношений между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой (июнь 1998 г.), определивших правовой формат двустороннего сотрудничества в новых условиях [3. - С. 13].
Модель экономического взаимодополнения
Благодаря актуализированной договорно-правовой базе, участившимся контактам представителей деловых кругов и главное -имевшему место в обеих странах хозяйственному оживлению на базе финансово-экономической стабилизации, российско-аргентинские торговые связи с начала XXI в. стали динамично расти и в 2008 г. достигли нового рекордного уровня - около 2 млрд долларов (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Российско-аргентинская торговля в 1998-2008 гг.* (в млн долл.)
Год Объем Экспорт Импорт Сальдо
1998 54,5 36,6 14,9 24,7
1999 171,9 47,6 124,3 -76,7
2000 165,2 75,2 90,0 -14,8
2001 191,0 90,0 101,0 -11,0
2002 218,6 26,2 192,4 -166,2
2003 256,3 74,3 192,4 -107,3
2004 392,5 37,2 355,3 -318,1
2005 692,5 71,7 620,8 -549,1
2006 1110,6 152,9 957,7 -804,8
2007 1384,2 259,2 1125,0 -865,8
2008 1975,9 740,2 1235,7 -494,5
* Источник: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации за 1998-2008 гг.
Наряду с количественными изменениями в двусторонних торгово-экономических отношениях произошли и значимые качественные перемены. В частности, в отличие от советских времен и аргентинского дореформенного периода, когда главными участниками хозяйственного взаимодействия выступали государственные предприятия, в новых условиях отмечалось все более активное сотрудничество частных предпринимательских структур, что кратно увеличило число коммерческих контрагентов и обеспечило диверсификацию номенклатуры товарных потоков.
Первое десятилетие XXI в. показало, что промышленные и технологические потенциалы двух стран позволяют предлагать друг другу весьма широкую гамму товаров и услуг, эффективно использовать накопленный опыт хозяйственного сотрудничества и разработанную договорно-правовую базу.
Россия вошла в число главных импортеров целого ряда аргентинских товаров, в частности, фруктов (яблоки, груши, лимоны и т. д.), мяса и мясопродуктов, рыбной муки, сои, растительного масла, табака, фруктовых соков, сыра, сухофруктов, вина и виноматериалов.
Девальвация песо в начале 2002 г. сделала многие аргентинские товары конкурентоспособными и привлекательными для импорта в Россию. Причем речь шла не только о продуктах питания, но и о разнообразных промышленных изделиях, имевших коммерческую перспективу: сельскохозяйственные машины, бесшовные стальные трубы, медикаменты и медицинские приборы, товары для дома и занятия спортом. В свою очередь в аргентинских деловых кругах были хорошо знакомы с промышленным и научным потенциалом России. Достаточно сказать, что значительная часть электроэнергии Аргентины (по некоторым данным, до 25%) вырабатывалась на российском (советском) оборудовании. В Аргентину из СССР, а затем - России, поставлялись установки антиградовой защиты, промышленное оборудование, разнообразная дорожная и строительная техника, троллейбусы, другая машинотехническая продукция (легковые и грузовые автомобили, тракторы, мотоциклы), оптика. В список наиболее коммерчески перспективных товаров вошли энергетическое оборудование, дизельное топливо, минеральные удобрения, металлопродукция, строительные материалы, резинотехнические изделия [7. - С. 337].
Таким образом, в торгово-экономических отношениях между Россией и Аргентиной сложилась модель взаимного дополнения: страны не конкурировали на мировых рынках, как это было в начале XX в., а поставляли друг другу ту продукцию, в которой нуждалась экономика партнера.
Мировой финансово-воспроизводственный кризис 2008-2009 гг. больно задел хозяйственные интересы обеих стран, лишил их значи-
тельной доли доходов от внешней торговли, но его макроэкономические последствия были разными. Благодаря проведенной (хотя и частичной) диверсификации экономики Аргентина легче «прошла» период кризиса. Россия, сохранившая в отсутствии структурных реформ сильнейшую зависимость от экспорта энергоносителей, понесла более ощутимые потери. Но и в том, и в другом случае правящим кругам пришлось проводить в жизнь масштабные и дорогостоящие антикризисные программы, по сути, «заливать кризис деньгами».
Один из негативных эффектов кризиса - падение мировой торговли. Российско-аргентинский товарооборот не стал исключением, и в 2009 г. (по сравнению с 2008 г.) его объем сократился на 31%, а в 2010 г. -еще на 17%. В 2011 г. имел место восстановительный скачок товарооборота на 64%, но под влиянием различных внешних и внутренних факторов торговля между двумя странами стала характеризоваться устойчивым понижательным трендом (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Российско-аргентинская торговля в 2009-2015 гг.* (в млн долл.)
Год Объем Экспорт Импорт Сальдо
2009 1 359,9 203,2 1 156,7 -953,5
2010 1 123,1 209,6 913,5 -703,9
2011 1 845,7 779,1 1 066,6 -287,5
2012 1 571,1 307,0 1 264,1 -957,1
2013 1 500,2 400,1 1 100,1 -700,0
2014 1 338,1 221,5 1 116,6 -895,1
2015 949,1 122,0 827,1 -705,1
* Источник: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации за 2009-2015 гг.
В посткризисный период и перед Россией, и перед Аргентиной встали новые задачи. Главная из них - радикальная диверсификация и модернизация национальных экономик, повышение роли инновационных отраслей. Реализация этой стратегии должна была стать лейтмотивом международной деятельности России и Аргентины, главным содержанием их экономических отношений между собой и с другими странами. Иными словами, оба государства обязаны были в полной мере учесть горькие уроки глобального кризиса, усилить импульсы национального развития, обеспечить кардинальное повышение конкурентоспособности своих экономик, а в сфере двусторонних отношений - выйти на более высокий уровень сотрудничества.
В декабре 2008 г. между двумя странами была достигнута принципиальная договоренность о построении отношений стратегического партнерства, а в сентябре 2009 г. был подписан План действий, направленных на развитие этого нового типа межгосударственного сотрудничества во всех ключевых сферах двустороннего взаимодействия: поли-
тического, торгово-экономического, инвестиционного, научного, военно-технического и т. д. [1]. В разделе этого документа, посвященном деловым связям, ставился целый ряд приоритетных задач по продвижению механизмов сотрудничества и промышленной интеграции в таких отраслях, как металлургия, горная добыча, энергетическое и тяжелое машиностроение, добыча, транспортировка, хранение нефти и газа, транспортное и специальное машиностроение, фармацевтика, авиационная промышленность. На указанных направлениях российско-аргентинское взаимодействие должно было принести обеим странам и их народам значимые положительные результаты.
Магистральный путь - стратегическое партнерство
12 июля 2014 г. В. В. Путин прибыл с официальным визитом в Аргентину. В ходе переговоров с президентом Кристиной Фернандес де Киршнер российский лидер напомнил, что с 2009 г. стороны работают над реализацией плана по выведению отношений двух стран на уровень стратегического партнерства.
По мнению Кремля и Розового дома, достижение столь высокой планки во взаимодействии России и Аргентины стало возможным благодаря близости или совпадению их взглядов на ключевые вопросы международной жизни, что позволило сообща отстаивать «принципы многополярного мира - равноправие, взаимное уважение, неделимость безопасности» [3. - С. 31]. Формулируя суть стратегического партнерства предельно лаконично, можно констатировать, что такое межгосударственное сотрудничество без жестких обязывающих союзнических связок и некомфортных взаимных обязательств обеспечивает партнерам возможность объединить усилия ради успешного решения значимых внутренних и международных задач.
Важным практическим результатом визита В. В. Путина в Аргентину явилось подписание соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Эта договоренность закрепила (и расширила) уже сложившееся взаимодействие российских и аргентинских предприятий в энергетической сфере. Например, «ИНТЕР РАО - Экспорт», одержав победу в международном тендере, выразила готовность подключиться к строительству под ключ ГЭС Chihuido I в провинции Неукен. Речь идет о крупной станции мощностью 637 МВт и стоимостью 2,2 млрд долларов, которую российская компания должна возводить вместе с консорциумом аргентинских строительных фирм во главе с Не1рой S. А. В рамках проекта предполагается поставка четырех турбин, регуляторов частоты вращения, синхронных трехфазных генераторов, систем возбуждения, двух трансформаторов, гидромеханического оборудования и подъемных механизмов. Кроме того, будет построена распределительная подстанция и
протянута сверхвысоковольтная ЛЭП напряжением 500 кВ и протяженностью 160 км. Срок реализации проекта ориентировочно - пять лет [8. - С. 6].
Ответный визит К. Фернандес де Киршнер в Россию в апреле 2015 г. позволил продолжить совместную работу. В Москве стороны выступили с Совместным заявлением об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства [5] и подписали два десятка документов по всему спектру двусторонних отношений: планы проведения политических консультаций и развития торгово-экономических связей; соглашения об участии российских компаний в строительстве в Аргентине ГЭС и АЭС; меморандумы о сотрудничестве в энергетике, сельском хозяйстве, промышленности и банковской сфере; программы развития взаимного туризма и расширения культурных контактов. Знаковыми моментами стали договоренности между министерствами обороны и ориентация деловых кругов двух стран на инвестиционные проекты, включающие создание совместных предприятий, в частности, по производству высокотехнологичного энергетического оборудования, критически необходимого аргентинской экономике. Общая стоимость договоров только в области развития гидроэлектроэнергии, атомного и органического топлива составляет примерно 5 млрд долларов [2].
Выстраивая с Аргентиной отношения стратегического партнерства, российское руководство учитывало те геополитические сдвиги, которые в XXI в. произошли в Латинской Америке, и в которых Буэнос-Айрес сыграл видную роль. Речь идет прежде всего о процессе наращивания и диверсификации внешних связей латиноамериканских стран, их все более самостоятельной линии в мировых вопросах, участии в формировании механизмов глобального регулирования, например, в рамках G20. Разумеется, Россия, которая поддерживает дипломатические отношения со всеми 33 государствами региона, не могла оставаться в стороне от этого тренда и, развивая контакты с Латинской Америкой, рассчитывала расширить возможности международно-политического и торгово-экономического маневра и укрепить свои переговорные позиции на глобальном уровне.
Можно утверждать, что сотрудничество России с Аргентиной в формате всеобъемлющего стратегического партнерства имело и более широкое диагностическое значение, поскольку демонстрировало, что российско-латиноамериканские отношения могут носить многогранный взаимовыгодный характер и способствовать решению ряда ключевых проблем развития стран Латинской Америки.
Негативные эффекты глобальной нестабильности
В последнее время в развитии российско-аргентинского торгово-экономического сотрудничества образовались своего рода контртенденции. Нельзя не видеть тех сложностей, вызовов и рисков, сопровождающих процесс сближения России и Аргентины, которые способны, как минимум, затормозить реализацию намеченных планов. Говоря о природе таких явлений, можно констатировать, что они возникли под воздействием как внешних (международных), так и внутренних (национальных) факторов.
К первым следует отнести прежде всего «вползание» глобальной экономики в полосу нестабильности и неопределенности, резкое ухудшение международной экономической конъюнктуры для экспортеров сырьевых товаров и продовольствия, к числу которых принадлежат Россия и Аргентина. По оценке экспертов МВФ, в начале 2016 г. уровень мировых цен на большинство commodities был самым низким с 1999 г., что объясняется (среди прочего) замедлением экономического роста в Китае и других азиатских странах, а также последствиями кризисных явлений в Европе. Особенно ощутимо экспортеры сырья и сельхозпродуктов пострадали в 2015 г., когда цены на нефть упали на 47%, металлы - на 23%, продовольствие - на 17%, сельскохозяйственное сырье - на 14% [9. - P. 181]. В 2016 г. ситуация коренным образом не изменилась.
В России и Аргентине внешние шоки вошли в резонанс с внутренними проблемами, главной из которых стал износ тех моделей социально-экономического развития, которые с большим или меньшим успехом функционировали в 2003-2013 гг. и обеспечивали нашим государствам сравнительно динамичный рост основных хозяйственных индексов. Положение резко изменилось в 2014-2016 гг., когда произошло снижение практически всех макроэкономических показателей, а имеющийся прогноз на 2017-2018 гг. обещает весьма сдержанный рост российской и аргентинской экономик.
Вызовы и риски для российско-аргентинского стратегического взаимодействия просматриваются и в политической сфере: у нашего ключевого партнера - К. Фернандес де Киршнер - закончился президентский срок, и к власти в декабре 2015 г. пришли оппозиционные силы во главе с Маурисио Макри.
Сменой «политического караула» в Буэнос-Айресе не преминул воспользоваться Вашингтон, поставивший целью потеснить Россию на латиноамериканском пространстве и радикально усилить свои позиции в аргентинской экономике. В марте 2016 г. президент Б. Обама в сопровождении 400 американских предпринимателей посетил Аргентину и провел с М. Макри переговоры по широкому кругу торгово-экономических вопросов. Для аргентинского правительства особый
интерес представляет выравнивание двусторонней торговли с Соединенными Штатами. В этой сфере наблюдается неблагоприятная для Буэнос-Айреса картина. Если в 2005 г. отрицательное сальдо Аргентины в торговле с США составляло 495 млн долларов, то в 2015 г. этот показатель вырос почти в десять раз - до 4 727 млн долларов [10].
Совершенно иная ситуация сложилась для Аргентины в торговле с Россией: в период 2009-2015 гг. положительное для аргентинцев сальдо превысило 5,2 млрд долларов (см. табл. 3). Таким образом, экономические обмены с российскими партнерами крайне выгодны аргентинской стороне, особенно в резко осложнившихся геоэкономических условиях.
В свою очередь Москва заинтересована в сохранении и развитии российско-аргентинских деловых связей, в частности, в продолжении закупок необходимых отечественному рынку продовольственных товаров, импорт которых из западных стран значительно сократился.
Имеются свидетельства того, что и в России, и в Аргентине, несмотря на возникшие внутренние и внешние трудности, существует решимость двигаться вперед в развитии отношений стратегического партнерства. Пример тому - результаты визита министра иностранных дел и культа Аргентинской Республики Сусаны Малькорры в Москву в апреле 2016 г. и ее переговоров с главой российской дипломатической службы С. В. Лавровым. Стороны подчеркнули, что визит состоялся «в рамках установленных отношений всеобъемлющего стратегического партнерства» и отметили взаимное стремление «расширять и дифференцировать двустороннюю торговлю, осуществлять взаимодействие в сфере энергетики, противодействия незаконному обороту наркотиков и терроризму, а также в научно-технической области, особенно с акцентом на исследование космоса» [5].
В начале июня 2016 г. по инициативе аргентинской стороны состоялся телефонный разговор В. В. Путина с М. Макри, в ходе которого обсуждались вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, в частности, приоритетные проекты в сфере энергетики. Президенты условились о поддержании дальнейших личных контактов [6].
Вместе с тем анализ современного состояния и потенциала российско-аргентинского сотрудничества указывает на то, что в нынешних непростых внешних условиях обеим сторонам необходимо предпринять ряд шагов, направленных на закрепление складывающейся модели всеобъемлющего стратегического партнерства.
Прежде всего, целесообразно провести своего рода «инвентаризацию» всего комплекса двусторонних отношений, периодически уточнять внешнеэкономические приоритеты сторон, информировать друг друга о планируемых действиях на международной арене, прилагать
усилия к тому, чтобы такие действия встречали понимание и поддержку стратегического партнера. Задача - перевести значительный потенциал стратегического партнерства в кинетическую энергию расширяющегося торгово-экономического и политического взаимодействия.
В данной связи исторически неизбежна (и прагматически обоснована) определенная перекалибровка российско-аргентинских отношений в пользу конкретных экономических интересов, прежде всего, создании значимых инфраструктурных объектов и совместных предприятий в сфере энергетики и высоких технологий, включая военно-техническое сотрудничество.
Подходя к вопросу диалектически, нужно стремиться к тому, чтобы участие российских предприятий в реализации крупных инфраструктурных и энергетических проектов в Аргентине явилось локомотивом экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, инжиниринговых и других наукоемких услуг.
Стратегическое партнерство России с Аргентиной, ставшее результатом длительного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, - комплексное явление, поскольку оно охватывает практически все ключевые сферы двусторонних отношений и призвано носить не конъюнктурный, а устойчивый и долговременный характер. Прочность данного типа межгосударственных отношений определяется целым рядом факторов, но в первую очередь - политической волей руководства обеих стран, готовностью сторон учитывать взаимные интересы и содействовать их продвижению, наличием действующих и эффективных механизмов взаимодействия.
Для Москвы формирование отношений всеобъемлющего стратегического партнерства с Буэнос-Айресом - это составная часть современной государственной мегастратегии, нацеленной на качественное усиление торгово-экономических и политико-дипломатических позиций России в мире в условиях возросшей глобальной напряженности и нестабильности, построение разноуровневой системы геополитического и геоэкономического влияния.
Список литературы
1. План действий по развитию всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой. 5.08.15. - URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ar/(дата обращения: 21.07.2016).
2. Россия и Аргентина подписали 20 соглашений - и это только начало. - URL: http://russian.rt.com/inotv/2015-04-24/Rossiya-i-Argentina-podpisali-20 (дата обращения: 21.07.2016).
3. Россия и Аргентина на траектории взаимного сближения. К 130-летию российско-аргентинских дипломатических отношений / отв. ред. П. П. Яковлев. - М. : ИЛА РАН, 2015.
4. Совместное заявление Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова и Министра иностранных дел и культа Аргентинской Республики С. Малькорры. Москва, 13 апреля 2016 года. -URL: http://www.mid.ru/ (дата обращения: 16.04.2016).
5. Совместное заявление Президента Российской Федерации В. В. Путина и Президента Аргентинской Республики К. Фернандес де Киршнер об установлении российско-аргентинского всеобъемлющего стратегического партнерства. 23 апреля 2015 года. - URL: http:// www.kremlin.ru/supplement/4961 (дата обращения: 14.06.2016).
6. Телефонный разговор с Президентом Аргентины Маурисио Макри. 9 июня 2016. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/52136 (дата обращения: 12.07.2016).
7. Яковлев П. П. Перед вызовами времени. Циклы модернизации и кризисы в Аргентине. - М. : Прогресс-Традиция, 2010.
8. Яковлев П. П. Россия и Латинская Америка в новой геополитической реальности / / Латинская Америка. - 2014. - № 10. - С. 4-17.
9. IMF. World Economic Outlook: Too Slow for Too Long. -Washington, 2016. - April.
10. ITC. Trade Map. Trade Statistics for International Business Development. - URL: http://www.trademap.org/ (дата обращения: 14.04.2016).
11. Las relaciones Ruso - Argentinas. - URL: http://www. monografias.com /trabajos28/ (дата обращения: 14.04.2016).
References
1. Plan deystviy po razvitiyu vseob#emlyushchego strategicheskogo partnerstva mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Argentinskoy Respublikoy [Action Plan for the Development of the Comprehensive Strategic Partnership between the Russian Federation and the Argentine Republic]. 5.08.2015. (In Russ.). Available at: http://www.mid.ru/ru/maps/ar/ (accessed 21.07.2016).
2. Rossiya i Argentina podpisali 20 soglasheniy - i eto tol'ko nachalo. (In Russ.). Available at: http://russian.rt.com/inotv/2015-04-24/Rossiya-i-Argentina-podpisali-20 (accessed 21.07.2016).
3. Rossiya i Argentina na traektorii vzaimnogo sblizheniya. K 130-letiyu rossiysko-argentinskikh diplomaticheskikh otnosheniy [Russia and Argentina on Toolpath of Mutual Rapprochement. The 130 Anniversary
of Argentine-Russian Diplomatic Relations], ed by P. P. Yakovlev. Moscow, ILA RAN, 2015. (In Russ.).
4. Sovmestnoe zayavlenie Ministra inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii S. V. Lavrova i Ministra inostrannykh del i kul'ta Argentinskoy Respubliki S. Mal'korry [Joint Statement by Minister of Foreign Affairs of Russian Federation S.V. Lavrov and Minister for Foreign Affairs and worship of the Argentine Republic S. Malcorra]. Moskva, 13 aprelya 2016 goda. (In Russ.). Available at: http://www.mid.ru/ (accessed 16.04.2016).
5. Sovmestnoe zayavlenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V. V. Putina i Prezidenta Argentinskoy Respubliki K. Fernandes de Kirshner ob ustanovlenii rossiysko-argentinskogo vseob#emlyushchego strategicheskogo partnerstva [A Joint Statement by Russian Federation President V. V. Putin, President of the Argentine Republic and K. Fernandez de Kirchner on Establishing Russian-Argentine Comprehensive Strategic Partnership]. 23 aprelya 2015 goda. (In Russ.). Available at: http:// www.kremlin.ru/ supplement/4961 (accessed 14.06.2016).
6. Telefonnyy razgovor s Prezidentom Argentiny Maurisio Makri. 9 iyunya 2016. [Telephone Conversation with Argentine President Mauricio Macri]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 52136 (accessed 12.07.2016).
7. Yakovlev P. P. Pered vyzovami vremeni. Tsikly modernizatsii i krizisy v Argentine [Facing the Challenges of Time. Cycles of Modernization and the Crises in Argentina]. Moscow, Progress-Traditsiya, 2010. (In Russ.).
8. Yakovlev P. P. Rossiya i Latinskaya Amerika v novoy geopoliti-cheskoy real'nosti [Russia and Latin America in the New Geopolitical Reality] Latinskaya Amerika, 2014, No. 10, pp. 4-17. (In Russ.).
9. IMF. World Economic Outlook: Too Slow for Too Long, Washington, 2016, April.
10. ITC. Trade Map. Trade Statistics for International Business Development. Available at: http://www.trademap.org/ (accessed 14.04. 2016).
11. Las Relaciones Ruso - Argentinas. Available at: http://www. monografias.com / trabajos28/ (accessed 14.04.2016).