Научная статья на тему 'Аргентина и Испания: давние отношения и новые ожидания'

Аргентина и Испания: давние отношения и новые ожидания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2006
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНИЯ / SPAIN / АРГЕНТИНА / ARGENTINA / ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ / HISTORY OF RELATIONS / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / POLITICAL DIALOGUE / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / TRADE AND ECONOMIC COOPERATION / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / LATIN AMERICA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлева Наиля Магитовна

Аргентина и Испания являются давними политическими и экономическими партнерами, объединенными общими историческими, культурными и гуманитарными узами. Двусторонние отношения всегда носили привилегированный стратегический характер. Между тем плодотворное и всестороннее сотрудничество переживало и периоды острых разногласий. Статья посвящена испано-аргентинским отношениям в XXI в., осложнившимся, в том числе, из-за идеологических разногласий правящих элит. Рассматриваются причины нормализации нарушенных взаимосвязей и возращения диалога в традиционное русло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Argentina and Spain: Long relationships and new expectations

Argentina and Spain are long-standing political and economic partners, bonded by historical, cultural, and humanitarian ties. The bilateral relations have always been privileged strategic ones. Meanwhile, the fruitful and comprehensive cooperation experienced the periods of sharp differences. The article analyzes the Spanish-Argentine relations in the 21 st century, complicated by ideological incompatibilities of the ruling elites, and discusses the causes of the normalization of broken relations and the return of the dialogue to the traditional mainstream.

Текст научной работы на тему «Аргентина и Испания: давние отношения и новые ожидания»

Н.М. Яковлева ©

Аргентина и Испания: Давние отношения и новые ожидания

Аннотация. Аргентина и Испания являются давними политическими и экономическими партнерами, объединенными общими историческими, культурными и гуманитарными узами. Двусторонние отношения всегда носили привилегированный стратегический характер. Между тем плодотворное и всестороннее сотрудничество переживало и периоды острых разногласий. Статья посвящена испано-аргентинским отношениям в XXI в., осложнившимся, в том числе, из-за идеологических разногласий правящих элит. Рассматриваются причины нормализации нарушенных взаимосвязей и возращения диалога в традиционное русло.

Abstract. Argentina and Spain are long-standing political and economic partners, bonded by historical, cultural, and humanitarian ties. The bilateral relations have always been privileged strategic ones. Meanwhile, the fruitful and comprehensive cooperation experienced the periods of sharp differences. The article analyzes the Spanish-Argentine relations in the 21 st century, complicated by ideological incompatibilities of the ruling elites, and discusses the causes of the normalization of broken relations and the return of the dialogue to the traditional mainstream. Ключевые слова: Испания, Аргентина, история отношений, политический диалог, торгово-экономическое сотрудничество, Латинская Америка.

Keywords: Spain, Argentina, history of relations, political dialogue, trade and economic cooperation, Latin America.

Исторически так сложилось, что двусторонние отношения между Испанией и Аргентиной носили привилегированный, стратегический характер. Многие факты свидетельствуют о существовании особых связей между этими странами, что было особенно заметно в сложные и драматичные периоды истории, когда более всего становились востребованы обоюдная поддержка и помощь как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества.

В то же время иногда, при формировании определенных условий, уровень двустороннего сотрудничества заметно снижался и наступал период разногласий и даже вражды, как это случилось в последнее десятилетие. По образному выражению испанского аналитика Хорхе Ариаса, «в отношениях между Испанией и Аргентиной были и темные ночи, и светлые дни» [КМ^ 2017]. В конце 2015 г. сложились предпосылки для возобновления плодотворного диалога главным образом благодаря стабилизации политической ситуации в обеих странах, а победа Дональда Трампа на президентских выборах в США, как считает автор, сделала просто неизбежным укрепление ибероамериканского сотрудничества.

Период взаимопомощи и сотрудничества

Наиболее продуктивно двусторонние отношения между Испанией и Аргентиной развивались в 1990-е годы. «По мере осуществления демократических преобразований в Испании... дипломатическая активность в Латинской Америке становилась безусловным приоритетом всех без исключения испанских правительств, долговременной, неконъюнктурной составляющей их внешней политики. Можно сказать иначе: латиноамериканское направление стало главным вектором растущего геополитического влияния Испании», - отмечали российские испанисты [Яковлев, 2011, с. 199]. Неудивительно, что испанский бизнес принял деятельное участие в проводившейся президентом Аргентины Карлосом Менемом широкомасштабной приватизации, и этот период характеризовался беспрецедентным ростом испанских капиталовложений в аргентинскую экономику.

В 1999 г. состоялась одна из крупнейших инвестиционных сделок - продажа контрольного пакета акций аргентинской неф-

тедобывающей компании YPF1 испанской нефтегазодобывающей корпорации «Repsol» (отсюда название нового предприятия -«YPF/Repsol»). Это событие стало знаковым для иностранных инвесторов - с 1994 по 2008 г. чистый приток испанского капитала в Аргентину составил 26,8 млрд евро, при этом пик вложений пришелся на 1999-2000 гг. (16,6 млрд евро) (см.: [DataInvex.., 2018]). «Миграционные потоки и испанские инвестиции лежат в основе интенсивных экономических связей между двумя странами», -объяснялось в докладе Испанской конфедерации предпринимателей [Argentina, relaciones.., 2015].

В тяжелые для Аргентины времена всеобъемлющего кризиса (2001-2003) руководство Испании не осталось в стороне и оказало существенную помощь аргентинскому правительству, защищая не в последнюю очередь и интересы своих предпринимателей в этой стране. Экономические отношения активно развивались с положительным для Буэнос-Айреса сальдо торгового баланса, Испания занимала пятое-шестое место среди стран - импортеров аргентинской продукции [Argentina: Oficina de información.., 2017, p. 2].

С учетом сложившегося паритета и взаимодополняемости (рост аргентинского экспорта и огромный размер испанских инвестиций) торгово-экономическое сотрудничество стран в докризисный период можно считать вполне сбалансированным, несмотря на имевшиеся трудности как объективного, так и субъективного характера. В немалой степени этому способствовали регулярные встречи на высшем уровне. В Испании дважды побывали президенты Нестор Киршнер (в 2005 и 2006 гг.) и Кристина Фернандес де Киршнер (в 2009 и 2010 гг.), а в 2005 и 2007 гг. Аргентину посетил председатель испанского правительства Хосе Луис Родригес Сапа-теро, у которого сложились отношения полного взаимопонимания с президентской четой. Особый характер двусторонних связей был зафиксирован в принятом в 2006 г. Плане стратегической ассоциации. Помимо этого современную юридическую базу отношений составляли Договор о дружбе и сотрудничестве от 1988 г., Согла-

1 YPF (Yacimientos Petrolíferos Fiscales) являлась самой крупной государственной компанией Аргентины, приватизирована в 1992 г.

шения о взаимной защите инвестиций от 1991 г. и об избежании двойного налогообложения от 2003 г., конвенции о взаимодействии в области культуры и образования и т.д.

Однако к середине первого десятилетия ХХ! в. стало очевидно, что логика развития политического режима в Аргентине и тренд на усиление националистической составляющей в практике правительств Нестора Киршнера и Кристины Фернандес де Киршнер неизбежно приведут к сокращению политических контактов с Испанией и росту противоречий в торгово-экономической практике с непредсказуемыми последствиями.

Период разногласий

Первые признаки кризиса сформировавшегося порядка взаимоотношений появились в 2006 г., когда правительство Н. Киршнера национализировало компанию «Aguas Argentinas» с участием французского и испанского капитала. Доля испанцев была не настолько существенной, чтобы этот факт получил большой резонанс. В 2008 г. администрация К. Фернандес де Киршнер решилась на экспроприацию акций испанской «Grupo Marsans», с 2001 г. владевшей авиакомпанией «Aerolíneas Argentinas», однако и это событие ввиду практического отказа испанских предпринимателей продолжать свою деятельность не оказало заметного воздействия на развитие двустороннего сотрудничества. Оба прецедента свидетельствовали об инициализации процесса принудительного изъятия иностранной, в первую очередь испанской, собственности в пользу аргентинского государства. Пик этого процесса пришелся на 2012 г. и ознаменовал наступление нового этапа в отношениях между странами.

В апреле 2012 г. руководство Аргентины решилось на проведение крупнейшей в истории страны экспроприации иностранной собственности. Жертвой нового экономического курса аргентинских властей стала «YPF/Repsol», занимавшая ведущую позицию

на местном энергетическом рынке1. Большая часть аргентинского населения поддержала акцию правительства. Действия аргентинского руководства носили во многом вынужденный характер и были обусловлены целым комплексом причин, в том числе наряду со стремлением к разрешению острых экономических проблем, - необходимостью установить контроль над крупным нефтяным месторождением «Vaca Muerta» на юго-западе страны, открытым «YPF/Repsol» в ноябре 2011 г. (см.: [Яковлева, Яковлев, 2012 а; Яковлева, Яковлев, 2012 б; Sued, 2014]). В то же время нельзя не признать, что проведение подобной «спецоперации» вряд ли было бы возможно в других условиях. Не последнюю роль сыграло наличие идеологических различий между правящими режимами. Экспроприация ключевых объектов испанской собственности в Аргентине, как считали аналитики, вряд ли могла произойти в период правления социалистов, тем более в подобной, «унизительной», с точки зрения жителей королевства, форме. Историк Хуан Карлос Перейра, профессор Университета Комплутенсе, оценил этот шаг в исторической ретроспективе, отметив, что в нем «слились воедино популистские мечты К. Фернандес де Киршнер и проявления национализма, который всегда занимал заметное место в аргентинской истории» [цит. по: Viana, 2012].

В Мадриде решение аргентинского руководства расценили как «враждебный жест», направленный против Испании и ее правительства, от которого значительно пострадали исторически привилегированные узы, связывавшие обе страны. Испанское правительство по свежим следам приняло односторонние меры рестриктивного характера, отказавшись, в частности, от импорта аргентинского биодизеля, что официальный Буэнос-Айрес воспринял весьма болезненно: торговый баланс длительное время складывался в пользу южноамериканского партнера, и данная статья экспорта была в числе ключевых. Тем не менее эта мера не ока-

1 Закон № 26 741 об экспроприации и передаче для общественных нужд 51% акций компаний «YPF S.A.» и «Repsol/YPF Gas S.A.», принадлежавших испанской «Repsol».

зала никакого воздействия на Розовый дом1, а принятию Мадридом более действенных санкций на государственном уровне препятствовали интересы остававшегося в Аргентине испанского бизнеса.

Попытки нормализации ситуации

Несмотря на негативный эффект от экспроприации активов «Repsol», аккумулировавшийся в сфере двустороннего экономического сотрудничества, обе стороны понимали, что этот неприятный эпизод должен быть исчерпан. Испанские власти, заинтересованные в продвижении и защите международных интересов своего бизнес-сообщества, приложили максимум усилий для разблокировки двусторонних отношений и проявили большую толерантность к жесткой позиции своенравного партнера2.

Нелегкая миссия урегулирования конфликта была возложена на посла Испании Романа Ойярсуна, возглавлявшего дипломатическую миссию в Буэнос-Айресе в 2012-2013 гг., однако единственным достижением этого периода стало подписанное им совместно с главой Федеральной администрации государственных доходов Аргентины в марте 2013 г. актуализированное Соглашение об избежании двойного налогообложения. В 2014 г. перед новым испанским послом в Аргентине, карьерным дипломатом Эстанис-лао де Грандес Паскуалем по-прежнему стояла та же задача - скорейшая нормализация отношений. К этому времени стало ясно, что проблемы, с которыми Буэнос-Айрес планировал справиться путем национализации «YPF/Repsol», остались нерешенными, а избранные методы не привели к ожидаемому результату.

В администрации К. Фернандес де Киршнер возлагали большие надежды на вновь открытые нефтяные месторождения,

1 Руководство «Repsol» требовало выплаты компенсации в размере 10,5 млрд долл. Аргентинская сторона поначалу не только отказывалась ее выплачивать, но даже требовала от «Repsol» компенсировать причиненный стране экономический ущерб.

2 Президент К. Фернандес де Киршнер уклонилась от участия в саммите ибероамериканских государств, проводившемся в испанском Кадисе (ноябрь 2012 г.). Никто из официальных лиц не принял председателя правительства Испании М. Рахоя во время его визита в Буэнос-Айрес в сентябре 2013 г.

освоение которых требовало гигантских капиталовложений и современных технологий. Однако отказ Аргентины от возмещения ущерба, нанесенного «Repsol», оказался непреодолимым препятствием в деле привлечения крупных иностранных инвесторов, в связи с чем Буэнос-Айресу в конце концов пришлось изменить позицию и пойти на попятную. Выплата летом 2014 г. денежной компенсации испанской компании, которая к тому же продала остававшийся у нее миноритарный пакет акций и полностью закрыла свой бизнес в Аргентине, стала ключевым фактором в деле нормализации межгосударственных связей. О разблокировании конфликта и переводе отношений в институциональное русло объявил испанский государственный секретарь по торговле Хайме Гарсия-Легас после переговоров со своим аргентинским коллегой на полях совещания министров торговли G-20, состоявшегося в Сиднее в июле 2014 г. в преддверии саммита глав государств - членов группы [Algañaraz, 2014]. Тем не менее, хотя Испания осталась важным партнером для Аргентины, в целом ей так и не удалось вернуть себе прежние приоритетные позиции в связи с произошедшей в период охлаждения отношений переориентацией внешнеполитического курса Буэнос-Айреса с традиционных европейских партнеров на новых акторов - Китай, Россию, Иран. Изменить этот тренд могла лишь сложная комбинация политических совпадений: приход к власти в Аргентине правоцентристских сил и сохранение в Испании правительства Мариано Рахоя.

Подготовка к перезагрузке

Победа представителя оппозиционной коалиции «Камбье-мос» (Cambiemos) Маурисио Макри во втором туре президентских выборов 2015 г. в Аргентине знаменовала новую веху в развитии аргентино-испанских отношений. Сразу же после выборов Маури-сио Макри приступил к реализации своей внешнеполитической программы. Новая деидеологизированная и гиперпрагматичная внешняя политика должна была, по замыслу президента, стать одним из инструментов «программы спасения» страны. Программа Макри включала в себя следующие пункты: реинтегрировать Аргентину в мир, расширить круг внешнеполитических и экономи-

ческих партнеров, развить торговые связи, нарастить участие в интеграционных группировках, решить спорные вопросы, улучшить двусторонние отношения с ключевыми партнерами.

Важнейшим партнером, с которым Аргентина в первую очередь должна была наладить отношения, осложненные экспроприацией активов компании «Repsol» правительством Кристины Фернандес де Киршнер, была Испания. В силу обоюдного стремления это было сделано в кратчайшие сроки. В конце ноября 2015 г. Маурисио Макри, формально еще не вступивший в должность, открыл внешнеполитическую повестку, приняв первого гостя -министра иностранных дел Испании Хосе Мануэля Гарсию-Мар-гальо, выразившего надежду на восстановление нормальных дружеских отношений между двумя странами. Министра сопровождала делегация испанских предпринимателей, что свидетельствовало об их готовности воспользоваться вновь открывающимися возможностями [Macri inauguró.., 2015]. Испании предстояло вернуть себе утраченные в текущем десятилетии позиции главного инвестора1 и изменить в свою пользу сальдо торгового баланса.

C целью более предметно обсудить сложившуюся в сфере экономического сотрудничества ситуацию и перспективы взаимной торговли в апреле 2016 г. глава испанского МИД вернулся в Буэнос-Айрес, где принял участие в форуме предпринимателей Аргентина-Испания, организованном испанской Торговой палатой. На форуме также присутствовал посол Аргентины в Испании Рамон Пуэрта2, который высказал мнение, что в двусторонних отношениях «произошел поворот на 180 градусов». Поставленная президентом Маурисио Макри цель привлечения иностранных (в том числе испанских) инвестиций не достигается за день, но цель обозначена ясно, подвел итоги форума дипломат [Puerta.., 2016].

1 С 2012 г. накопленные прямые инвестиции Испании непрерывно падали, в результате на первое место среди инвесторов в аргентинскую экономику вышли США.

2 Назначение такого многоопытного и известного политика, как Р. Пуэрта, чрезвычайным и полномочным послом было воспринято испанской стороной как хороший сигнал к нормализации отношений с Аргентиной, где находится самая крупная испанская диаспора, насчитывающая 430 тыс. человек

120

По данным частной консалтинговой фирмы «Abeceb», прямые частные инвестиции испанцев в аргентинскую экономику упали с 23,4 млрд долл. в 2010 г. до 13,1 млрд долл. в 2015 г. Сейчас Испания занимает второе место в мире по объему инвестиций в Аргентину и первое - среди стран ЕС [Goldschmidt, 2017]. Чтобы показать, что усилия испанской стороны не оставлены без внимания, в мае 2016 г. в Мадрид с официальным визитом прибыл министр финансов Аргентины Альфонсо Прат-Гай. Обширная повестка визита включала многочисленные встречи с членами испанского правительства, предпринимателями, банкирами. В своем выступлении аргентинский чиновник выразил сожаление о потерянном для совместного сотрудничества времени, извинился за действия предыдущих властей Аргентины, имея в виду экспроприацию «Repsol», и дал гарантию, что подобное не повторится впредь [Velázquez, 2016; Prat Gay.., 2016].

Разумеется, все эти визиты свидетельствовали о желании обеих сторон окончательно завершить период разногласий и перейти к позитивной фазе сотрудничества, однако в условиях институционального кризиса в Испании было трудно добиться конкретных изменений. Несмотря на многолетние дружественные отношения, сложившиеся между президентом Маурисио Макри и председателем испанского правительства Мариано Рахоем, идеологическую близость и совпадающие взгляды на общую повестку сотрудничества, подписанию двусторонних документов препятствовало отсутствие у последнего достаточных полномочий [Яковлев, 2016]. Тем не менее работа по подготовке соглашений активно велась, и в сентябре 2016 г. для уточнения деталей Буэнос-Айрес посетил госсекретарь испанского правительства по торговле Хайме Гарсия-Легас. Уже в октябре был подписан Меморандум о взаимопонимании, имевший целью укреплять и развивать широкое торгово-экономическое сотрудничество, фокусируясь на задачах по увеличению объемов двусторонней торговли и инвестиций и устранению всевозможных препятствий. По сведениям Центрального банка, в 2016 г. в Аргентине насчитывалось около 300 испанских компаний-инвесторов [España y Argentina firman.., 2016]. Меморандум предусматривал создание Комитета по торгово-экономичес-

кому сотрудничеству, который будет ежегодно заседать попеременно в Мадриде и Буэнос-Айресе. В декабре стороны договорились о развитии туризма - «символа братства аргентинского и испанского народов», о чем было заявлено в ходе первого аргентино-испанского симпозиума по туризму, состоявшегося в столице Аргентины.

Начало «новой эры»

Начало «новой эры» ознаменовал первый официальный визит президента Аргентины Маурисио Макри в Испанию в феврале 2017 г. Как верно подметил испанский исследователь аргентинского происхождения Карлос Маламуд, «это был визит, преисполненный различными смыслами» [Malamud, 2017]. Главной целью визита являлась демонстрация стремления к восстановлению двусторонних отношений в прежнем объеме и к созданию в Аргентине необходимых условий для привлечения частных испанских инвестиций. Комментируя визит, газета «La Nación» писала: «Аргентинское правительство недвусмысленно стремится покончить с напряженностью в отношениях, существовавшей при киршнеристах и особенно усилившейся после национализации акций "YPF/Repsol" в 2012 г.» [Yebra, 2017]. Кроме того, Маурисио Макри намеревался продвинуться в подготовке договора между Меркосур и ЕС (Испании, по замыслу аргентинских властей, отводилась роль промоутера ассоциации Меркосур с Европой) и обсудить отношения в рамках ибероамериканского формата, так как именно через международную интеграцию президент рассчитывал решить или хотя бы частично снять многочисленные внутриполитические и экономические проблемы. Важность визита подтверждал уровень аргентинской делегации: президента сопровождали 19 высокопоставленных чиновников администрации, среди них пять министров и около двух сотен крупных предпринимателей.

Мадрид также преследовал свои интересы, приглашая Мау-рисио Макри. Председатель правительства Мариано Рахой смог впервые за 15 месяцев принять главу другого государства и подтвердить легитимность своего мандата. Кроме того, визит аргентинской делегации позволял обозначить начало нового этапа ибе-

роамериканского сотрудничества, проблемы которого временно отступили на второй план из-за сложной внутриполитической ситуации в Испании и необходимости постоянного выяснения отношений с Брюсселем по экономической повестке. Другим подтверждением желания испанского руководителя играть ведущую роль во взаимоотношениях внутри ибероамериканского мира стало его предложение о посредничестве в урегулировании напряженности, возникшей между Мексикой и администрацией Дональда Трампа, а также в отношениях между Николасом Мадуро и венесуэльской оппозицией. «Для председателя правительства Испании Мариано Рахоя визит Макри также важен со стратегической точки зрения. Он заинтересован в сильном региональном лидере, придерживающемся схожих взглядов, для улучшения отношений с Латинской Америкой. Также Рахой ищет новые возможности для испанских компаний, которые нуждаются во внешних рынках», -отмечали аргентинские обозреватели [Yebra, 2017].

Результатом визита в Мадрид стало подписание более десятка документов, среди которых Совместное заявление председателя правительства Королевства Испания Мариано Рахоя и президента Аргентинской Республики Маурисио Макри, План действий по углублению отношений стратегического партнерства, соглашения в области культуры и образования, в частности о взаимном признании дипломов, шесть меморандумов о взаимопонимании. В честь аргентинского президента и первой леди Хулианы Авады в Большом королевском дворце в Мадриде король Филипп VI дал торжественный гала-ужин, на следующий день состоялись переговоры тет-а-тет лидеров двух стран. Маурисио Макри провел встречи со знаменитым перуанским писателем Марио Варгасом Льосой, проживающим в Испании, а также с известными испанцами - бизнесменом и писателем, основателем крупнейшего издания «El País» Хуаном Луисом Себрианом, политиками, бывшими председателями испанского правительства Фелипе Гонсалесом и Хосе-Марией Аснаром. Большой интерес вызвала встреча с предпринимателями, главами крупных испанских ТНК, входящих в список IBEX-35 (Iberia Index), на которой президент Аргентины пообещал потенциальным инвесторам «ясные правила игры» и макроэкономическую

стабильность. Маурисио Макри рассказал бизнесменам о конкретных планах правительства, например о создании «системы одного окна для внешнеэкономической деятельности», признав существующую в его стране практику излишне сложной, а также о разработке модели «открытого правительства», призванной облегчить условия ведения бизнеса, сделать их более прозрачными [Macri se reunió.., 2017].

В редакционной статье газеты «El País», подводившей итоги визита, говорилось: «Можно утверждать, что двусторонние отношения вышли на дорогу нормальности, сотрудничества и защиты общих интересов, и с этой дороги больше нельзя сворачивать... Возвращение Аргентины в мир - это хорошая новость для всех, в том числе для Испании» [Argentina, en el mundo.., 2017]. Символическое начало нормализации отношений между историческими партнерами - Испанией и Аргентиной - действительно хорошая новость и для обеих наций, и для их руководства, и для международного сообщества. Однако надо признать, что до реального улучшения двусторонних отношений пройдет еще немало времени.

Парадоксы реальности

Благие намерения Мадрида и Буэнос-Айреса должны были пройти испытание практикой, поскольку реальное положение дел оказалась не столь радужным, как представлялось поначалу. Руководители двух стран стали заложниками внутриполитических процессов. Маурисио Макри включился в длительный электоральный марафон, от исхода которого во многом зависели и политическое будущее руководства Аргентины, и корректировка внешнеполитического курса, включая отношения с Испанией. Мариано Рахой, в свою очередь, столкнулся с необходимостью решения «каталонского вопроса», вынудившего испанские власти вновь сосредоточиться на накопившихся политических проблемах.

Отдаленным эхом «каталонского процесса» было решение аргентинской государственной авиакомпании «Aerolíneas Argentinas», принятое в ноябре 2017 г., с 1 февраля 2018 г. прекратить прямые перелеты из аргентинской столицы в Барселону. Управляющие органы авиакомпании уверяли, что это решение связано с

«оптимизацией расходов и повышением рентабельности компании», отрицая его политическую подоплеку. Впредь перелеты будут осуществляться через Мадрид, с которым Буэнос-Айрес связывает ежедневное сообщение.

Помимо новых вызовов последовательному развитию двустороннего взаимодействия препятствовали сохраняющиеся проблемы и противоречия, иногда парадоксального характера. Например, хотя аргентинский национал-популистский режим начала этого века привел страну к изоляции на международной арене, его политическая стабильность, благоприятная (до определенного времени) экономическая конъюнктура и выгодные условия ведения бизнеса (низкие тарифы и пр.) устраивали испанских предпринимателей: выгоды перевешивали издержки юридических рисков и страха потери компании в результате экспроприации. Нынешние же аргентинские власти, которые на словах гарантируют бизнесу юридическую и правовую безопасность, не могут сделать испанским предпринимателям специальные выгодные предложения, чтобы стимулировать их в качестве привилегированных бизнес-партнеров, поскольку в настоящее время страна не отличается ни политической стабильностью, ни устойчивыми социально-экономическими показателями, указывающими на устранение сложившихся в предыдущие годы противоречий и дисбалансов.

Поэтому наученные горьким опытом деловые круги Испании настроены пессимистично. Так, претензии к условиям ведения бизнеса в Аргентине высказали аргентинским властям представители испанской компании «Telefónica». Серьезные опасения вызывают у них и недостаточные гарантии защиты вложений. По мнению предпринимателей, для привлечения инвестиций Аргентина должна провести налоговую реформу, внести изменения в трудовое законодательство, обеспечить юридическую защиту средств инвесторов, дебюрократизировать процесс ведения бизнеса и избавиться от коррупции. А поскольку Розовый дом не в состоянии быстро решить все эти проблемы, его политические заявления еще какое-то время не будут подкреплены конкретными делами.

Пессимизм испанцев подтверждает и статистика. Так, 2016 г. закрылся с положительным торговым балансом для Аргентины

(более 700 млн долл., для сравнения - в 2015 г. было 64 млн долл.). Общий объем торговли между Испанией и Аргентиной в 2016 г. сократился на 440 млн долл. [Bilateral trade.., 2016]. Понятно, что это «отголоски прошлого», но вряд ли статистика по взаимной торговле существенно улучшится в будущем. Испания и Аргентина не являются друг для друга важными торгово-экономическими контрагентами: в Испанию направляется лишь 2,8% всего аргентинского экспорта (восьмое место среди других направлений в 2016 г.); для Аргентины ее испанский партнер занимает десятое место в мире и всего лишь четвертое место в Европейском союзе (данные 2016 г.) [Argentina: Comercio.., 2017].

В то же время предпринятые властями обеих стран шаги по перезагрузке отношений вкупе с проводимыми реформами, облегчающими ведение бизнеса (например, снижение налоговых пошлин в Аргентине на ряд ввозимых товаров в августе 2017 г. и др. [Jueguen, 2017]), скорее всего, принесут значительные плоды в ближайшей перспективе. Не последнюю роль может сыграть рост аргентинской и испанской экономик. Годовой рост ВВП Аргентины в 2017 г. составил около 3%: локомотивом его оказался строительный сектор, развитие которого повлекло за собой рост в других отраслях хозяйства. Политика «открытых дверей» [Яковлева, 2017], проводимая правительством Маурисио Макри, должна рано или поздно дать положительные результаты. В Испании правительству Мариано Рахоя также удалось преодолеть последствия мирового финансового и экономического кризиса и существенно улучшить социально-экономические показатели. Значительную роль в этом сыграла агрессивная экспортная политика испанских ТНК [Яковлев, 2017].

Вопрос об испанских инвестициях в аргентинскую экономику, представляющий обоюдный интерес, сдвинулся с мертвой точки в конце 2017 г., когда в Буэнос-Айрес прибыла Ана Ботин, председатель совета директоров финансово-кредитной группы «Santander». На встрече с президентом Маурисио Макри она сообщила о решении вложить в аргентинскую экономику до 550 млн долл. в течение 2018-2020 гг. Серьезность намерения руководства крупнейшего испанского банка «осесть» в Аргентине надолго, подтвер-

ждается 170-миллионным долларовым вложением в офисное здание корпорации, открытие которого в аргентинской столице состоялось в 2018 г.

Таким образом, испано-аргентинским отношениям, вступающим в «новую эру», еще предстоит пройти испытание временем, для чего обеим странам необходимо сохранить стремление к взаимовыгодному политическому, гуманитарному, торгово-экономическому сотрудничеству в потенциально значимых объемах. Тем не менее уже сегодня очевидно, что руководству двух стран удалось разрушить стену отчуждения и недоверия, возведенную в предыдущие годы. Трудно сказать, насколько длительным и плодотворным окажется в будущем двустороннее сотрудничество, -слишком много неизвестных в этом уравнении, но уже ясно, что Испания и Аргентина «похоронили десятилетие разногласий и тревог» [Cruz, 2017], наладили прерванный диалог и независимо от дальнейшего хода событий это само по себе можно оценивать как большое достижение.

Список литературы

Яковлев П. П. Глобальные факторы экономического роста // Испания и Португалия в эпоху глобальных трансформаций / РАН. ИЛА; Отв. ред. Н.М. Яковлева. - М., 2017. - С. 24-30.

Яковлев П.П. Испания в мировой политике / РАН. ИЛА. - М., 2011. - 384 с.

Яковлев П.П. Испания: Новые выборы вместо нового правительства // Перспективы / Фонд изучения исторической перспективы. - М., 2016. - № 2(6). - С. 117-131.

Яковлева Н.М. Политика «открытых дверей» по-аргентински // Латинская Америка / РАН. ИЛА. - М., 2017. - № 3. - С. 15-28.

Яковлева Н.М., Яковлев П.П. Большая нефтяная игра: Причины и последствия национализации компании YPF / / Латинская Америка / РАН. ИЛА. - М., 2012 а. - № 11. - С. 79-93.

Яковлева Н.М., Яковлев П.П. Большая нефтяная игра: Причины и последствия национализации компании YPF / / Латинская Америка / РАН. ИЛА. - М., 2012 б. - № 12. - С. 27-42.

Algañaraz J.C. Argentina y España retoman sus relaciones institucionales en una reunión bilateral / / Clarín. - Buenos Aires, 2014. - 20.07. - Mode of

access: https: / / www.clarin.com/mundo/Argentina-Espana-relaciones-institu cionales-bilateral_0_SyngP7scD7g.html (Дата обращения - 26.01.2018).

Argentina: Comercio bilateral de bienes y puesto en la clasificación // ICEX / Ministerio de economía, industria, y competitividad de España. -Madrid, 2017. - Mode of access: http://www.icex.es/icex/es/navegacion-principal/todos-nuestros-servicios/informacion-de-mercados/paises/navega cion-principal / el-pais / relaciones-bilaterales / index. html?idPais=AR#4 (Дата обращения - 26.01.2018).

Argentina, en el mundo: Macri muestra en España un proyecto serio para la recuperación de su país // El País. - Madrid, 2017. - 25.02. - Mode of access: https: //elpais.com/elpais/2017/02/24/opinion/1487960027_333252. html (Дата обращения - 26.01.2018).

Argentina: Oficina de informacion diplomatica ficha pais / Ministerio de asuntos exteriores y de cooperacion de España. - Madrid, 2017. - 8 p. - Mode of access: http: / /www. exteriores. gob. es/documents/fichaspais/argentina_ficha% 20pais.pdf (Дата обращения - 26.01.2018).

Argentina, relaciones comerciales bilaterales con España y oportunidades de negocio // Confederación Española de organizaciones empresariales (CEOE). - Madrid, 2015. - 26.11. - Mode of access: http://www.ceoe.es/ es/contenido/actualidad/noticias/argentina-relaciones-comerciales-bilaterales-con-espana-y-oportunidades-de-negocio/ (Дата обращения - 26.01.2018).

Bilateral trade between Spain and Argentina / / Trade map. - Geneva, 2016. - Mode of access: http://www.trademap.org/Bilateral_TS. aspx? nvpm=11 724 | | 032 | | TOTAL |||2|1|1|3|2|1|1|1|1 (Дата обращения -26.01.2018).

Cruz M. España y Argentina entierran una década de fricciones y «zozobra» // El Mundo. - Madrid, 2017. - 25.02. - Mode of access: http://www.elmundo.es/espana/2017/02/25/58b0846a268e3e9b078b469a.html (Дата обращения - 26.01.2018).

DataInvex estadísticas de inversión Española en el exterior // DataInvex / Ministerio de economía, industria, y competitividad de España. - Madrid, 2018. -Mode of access: http://datainvex.comercio.es/index.htm (Дата обращения -26.01.2018).

España y Argentina firman un acuerdo para fortalecer las relaciones económicas y comerciales // El Economista. - Madrid, 2016. - 26.10. - Mode of access: http://www.eleconomista.es/economia/noticias/7917479/10/16/Espa na-y-Argentina-firman-un-acuerdo-para-fortalecer-las-relaciones-economicas-y-comerciales/ (Дата обращения - 26.01.2018).

Goldschmidt O. España, el segundo país que más invierte en la Argentina: Radiografía de la relación comercial entre ambos países //La

Nación. - Buenos Aires, 2017. - 21.02. - Mode of access: http://www. lanacion.com.ar/1986601-espana-el-segundo-pais-que-mas-invierte-en-la-argen tina-radiografia-de-la-relacion-comercial-entre-ambos-paises (Дата обращения -26.01.2018).

Jueguen F. Para mejorar la competitividad de la economía, el Gobierno rebajó aranceles de importación a varios productos // La Nación. - Buenos Aires, 2017. - 25.08. - Mode of access: http://www.lanacion.com.ar/2056553-para-mejorar-la-competitividad-de-la-economia-el-gobierno-rebajo-aranceles-de-importacion-a-varios-productos (Дата обращения - 26.01.2018).

Kidd N. Macri viaja a España para afianzar lazos políticos y económicos // W-Radio. - Madrid, 2017. - 19.02. - Mode of access: http://www. wradio.com.co/noticias/economia/macri-viaja-a-espana-para-afianzar-lazos-po liticos-y-economicos/20170219/nota/3387808.aspx (Дата обращения -26.01.2018).

Macri inauguró su agenda internacional con la visita del canciller de España / / Infobae. - Buenos Aires, 2015. - 29.11. - Mode of access: https://www.infobae.com/2015/11/29/1773181-macri-inauguro-su-agenda-in ternacional-la-visita-del-canciller-espana/ (Дата обращения - 26.01.2018).

Macri se reunió con empresarios españoles y prometió «reglas de juego claras y estabilidad macroeconómica» / / Infonews. - Buenos Aires, 2017. -23.03. - Mode of access: http://www.infonews.com/nota/306061/macri-se-reunio-con-empresarios-espanoles/ (Дата обращения - 26.01.2018).

Malamud С. La visita de Mauricio Macri a España / / Prodavinci. -Caracas, 2017. - 20.02. - Mode of access: http://historico.prodavinci. com/blogs/la-visita-de-mauricio-macri-a-espana-por-carlos-malamud/ (Дата обращения - 26.01.2018).

Prat Gay inicia una visita de dos días a España // Télam. - Buenos Aires, 2016. - 29.05. - Mode of access: http://www.telam.com.ar/notas/201605/ 149249-prat-gay-espana-visita.php (Дата обращения - 26.01.2018).

Puerta: «El giro en la relación de Argentina con España fue de 180 grados» // Télam. - Buenos Aires, 2016. - 28.04. - Mode of access: http:// www.telam.com.ar/notas/201604/145242-ramon-puerta-mauricio-macri-argen tina-espana.php (Дата обращения - 26.01.2018).

Sued G. Vaca Muerta: En busca de un atajo hacia el futuro // La Nación. -Buenos Aires, 2014. - 23.11. - Mode of access: http://www.lanacion.com.ar/ 1746272-vaca-muerta-en-busca-de-un-atajo-hacia-el-futuro (Дата обращения -26.01.2018).

Velázquez A. Nueva etapa, amistosa, en las relaciones España-Argentina // Hispanidad. - Madrid, 2016. - 31.05. - Mode of access: http://www.

hispanidad.com/nueva-etapa-amistosa-en-las-relaciones-espana-argentina.html (Дата обращения - 26.01.2018).

Viana I. YPF, la gran quiebra de unas relaciones históricamente privilegiadas // ABC. - Madrid, 2012. - 13.06. - Mode of access: http:// www. abc. es/20120421/espana/abci-relaciones-espana-argentina-historia-20120 4201652.html (Дата обращения - 26.01.2018).

Yebra M.R. Macri relanza esta semana en España la estrategia internacional de su gobierno // La Nación. - Buenos Aires, 2017. - 19.02. - Mode of access: http: / / www.lanacion.com.ar /1985953-macri-relanza-esta-semana-en-espana-la-estrategia-internacional-de-su-gobierno (Дата обращения -26.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.