Научная статья на тему 'Российский толстый литературно-художественный журнал как социокультурный феномен'

Российский толстый литературно-художественный журнал как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
863
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / ЖУРНАЛ / MAGAZINE / РЕГИОН / REGION / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / PRINT / ТИРАЖ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич

В статье автор выделяет наиболее значимые особенности развития литературно-художественных журналов в постсоветский период. Также автор анализирует наиболее характерные параметры бытование современных российских региональных журналов и определяет структуру, предназначенную удовлетворить всю полноту интересов личности, общества, государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author picks out the most important point of development literary-article magazines in past soviet period of modern Russia. The author analyze the most typical point of function modern literary-article magazines of regions of Russia and gives a view on its structure, that should satisfied all the interests of a person, society, state in the article

Текст научной работы на тему «Российский толстый литературно-художественный журнал как социокультурный феномен»

14. Традиции и русская цивилизация / Д. Володихин, С. Алексеев, К. Бенедиктов. - М: Астрель, 2006.

15. Туровский Р. Ф. Культурные ландшафты России / Р. Ф. Туровский. - М., 1998.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: АСТ, 2003.

17. Singer M. When a Great Tradition modernizes: An anthropological approach to Indian civilization / M. Singer. - L., 1972.

Ю. А. Головин

РОССИЙСКИЙ ТОЛСТЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

В статье автор выделяет наиболее значимые особенности развития литературно-художественных журналов в постсоветский период. Также автор анализирует наиболее характерные параметры бытование современных российских региональных журналов и определяет структуру, предназначенную удовлетворить всю полноту интересов личности, общества, государства. Ключевые слова: теория и история культуры, журнал, регион, аудитория, тираж.

The author picks out the most important point of development literary-article magazines in past soviet period of modern Russia. The author analyze the most typical point of function modern literary-article magazines of regions of Russia and gives a view on its structure, that should satisfied all the interests of a person, society, state in the article. Keywords: theory and history of culture, magazine, region, audience, print.

Осмысление сущности и специфики российского литературно-художественного журнала как уникального, единственного в своем роде культурного явления — в рамках теории культуры - представляется актуальным в связи с тем, что социальная ответственность средств массовой информации и книгоиздания в условиях глобальной трансформации социальной среды является одной из актуальных проблем научной рефлексии. События последнего времени подтвердили, что экономическая и социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание традиционных культурных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом. В частности, практика выявляет наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями литературно-художественных журналов как инструмента осуществления государственной культурной политики, межпоколенной трансляции социально-

го опыта, механизма, способствующего формированию общественного мнения, выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности, и проблемным положением данного сегмента журнальной периодики на современном этапе.

Изменения в социальной структуре общества, трансформация постсоветских национальных систем и процессы глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Более того, возросшая сложность социальной жизни, сопровождающаяся интенсификацией процессов обмена информацией и повышением потребности людей в ней привела к появлению у современного человека различных, иногда конфликтующих идентичностей и новых статусов. Всё это потребовало от него новых коммуникативных навыков, необходимых не только для успеха и функционирования, но и просто для выживания в современном обществе. И здесь трудно переоценить традиционную роль литературно-художественных журналов. Особенно в регионах, где литературно-художественный журнал и

сегодня продолжает быть центром межкультурного общения людей, охранителем культурного пространства и традиций (ростовский «Дон», краснодарская «Кубань», крымский «Брега Тавриды» и т.д.). Использование литературно-художественных журналов в качестве средства формирования общественного мнения и воздействия на массовое сознание, индивидуальную позитивную мотивацию может представлять не только теоретический, но и практический интерес.

Толстые литературно-художественные журналы в настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной культуры. Понимание их роли в формировании единого культурного пространства постсоветской России особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий.

Выявление основных закономерностей функционирования системы литературно-художественных журналов в целом, ее типологических характеристик, изучение структуры конкретных изданий, круга авторов и читательской аудитории представляется важным в современных социально-экономических условиях. С одной стороны, толстые литературно-художественные журналы ныне являются культурными институтами, объединяющими российскую интеллигенцию, тем самым определяя её роль в культурной политике, в создании положительного имиджа государственных культурных и социальных проектов. С другой стороны, это трибуна, с которой гражданское общество высказывает и определяет ценностные приоритеты, результаты своих духовно-нравственных исканий, определяя перспективы развития демократических преобразований в России, вырабатывая систему взаимоотношений между правящей элитой и народом, другими словами — осуществляет процесс социокультурной регуляции. Многооб-

разие и совокупность мнений российской интеллигенции (от крайнего славянофильства до либеральных устремлений), их борьба, компромиссы в конечном счете выражают и все оттенки идеологии российского общества. Это позволяет на уровне литературно-художественных журналов, на уровне литературной и общественно-политической борьбы, определять направление устремлений передовых умов России, а органам власти, соответственно, их корректировать путем создания редакций соответствующих идейных направлений, их государственного финансирования, а также поддержки определенных творческих коллективов.

Необходимо еще отметить, что толстые российские литературно-художественные журналы также выполняют культуросохраняющую функцию: они сохраняют жанровое разнообразие современной литературы, публикуя ныне практически не востребованные издательствами и рынком небольшую повесть, рассказ, очерк, стихи, литературоведческую статью, аналитическую рецензию, тем самым спасая эти традиционные жанры от исчезновения, что стало бы некоей экологической, гуманитарной катастрофой для культуры страны, традиционно считающейся ли-тературоцентричной.

Одна из фундаментальных черт современной науки и культуры в целом — ярко выраженная тенденция к интеграции. В развитии наук она прослеживается в возникновении новых синтетических дисциплин (один из ярких примеров — появление культурологии). Мы полагаем, что только в рамках синтетического подхода можно приблизиться к адекватному пониманию такого сложного и в то же время целостного культурного феномена, как российский литературно-художественный журнал. Исследование данной проблемы решается на стыке культурологии, теории и истории культуры, теории журналистики, литературоведения, литературной критики;

бытие литературно-художественных журналов рассматривается в контексте общего бытия культуры и культурной политики государства.

Существует несколько подходов к исследованию толстого (или энциклопедического) литературно-художественного журнала. Среди них в первую очередь назовем культурологический

Культурологический подход к рассмотрению данной темы предполагает исследование такой важной проблемы, как «журнал и самосознание нации». С этой точки зрения литературно-художественный журнал предстает как специфический социальный институт культуры, обладающий самоценностью (самоцельностью), как путеводитель в мире фундаментальных культурных ценностей: нравственных, духовных, эстетических и др., помогающий человеку определить свое отношение к культурным нормам и идеалам, которые в реальном бытии тесно связаны с ценностями культуры. Так, известный литературовед, критик, один из создателей «Нового мира» В. Я. Лакшин впрямую противопоставляет русские газеты, обычно бывшие «рупором правительства», и журналы, которые говорили неформальным голосом общества, несли в художественной и публицистической форме большой объем неофициальной информации. Более того, В. Я. Лакшин, историк литературы и ближайший сподвижник А. Твардовского по «Новому миру», прекрасно знающий особенности воздействия толстого журнала на читающую Россию, выдвигает научно плодотворную гипотезу о том, что такое уникальное социально-нравственное образование, как российская интеллигенция, со всеми ее достоинствами и недостатками, есть прямой плод деятельности русской литературы и журналистики, и прежде всего — толстых журналов. Без особой натяжки можно провести определенную линию, выявить неразрывную связь между уникальными условиями российской действительнос-

ти, приведшими к появлению русского толстого журнала, и формированием под воздействием этого журнала уникального явления в мировой культуре — русской интеллигенции.

Первыми журналами, отвечающими современным типологическим требованиям российского толстого литературно-художественного журнала, следует признать «Вестник Европы» Н. М. Карамзина и М. Т. Каченовского, а также «Московский телеграф» Н. А. Полевого, который начал издаваться еще во времена А. С. Пушкина. Журнал, по определению В. Г. Белинского, «изумлял своей живостью, свежестью и новизной, разнообразием мысли, вкусом, хорошим языком». Н. А. Полевой сделал «Московский телеграф» привлекательным не только для высших слоев общества, но и для купцов, разночинцев, образованных рабочих, тем самым превратив его в массовый. Опыт этих изданий на долгие годы определил место и значение в обществе русского литературно-художественного и общественно-политического журнала как прообраза будущих знаменитых советских изданий — властителей дум «шестидесятников» — журналов: «Новый мир», «Москва», «Наш современник», «Знамя». Он оказал влияние и на такие популярные издания времен перестройки, как «Огонек», «Столица» и др.

Конечно, необходимо отметить значительное падение читательского спроса к толстым журналам, как и вообще к печатным средствам массовой информации, активное наступление «экранной культуры» и отток читающей аудитории в экранную форму восприятия искусства, как правило, превращающую реципиента в потребителя продукции массовой культуры. Все же мы считаем, что отношение к толстым российским журналам, как и вообще к серьёзной литературе, в последнее время явно меняется со стороны новой политической элиты и руководства страны. Так, в октябре 2009 года Председатель Прави-

тельства Российской Федерации В. В. Путин на встрече с писателями поднял вопрос о роли и месте качественной литературы в жизни современного общества. В ответных выступлениях Валентин Распутин, Юрий Поляков и другие писатели высказали пожелание о возрождении русского классического литературно-художественного журнала, отметив, что именно на страницах такого типа изданий появлялись, распространялись и становились властителями дум целых поколений большинство классических произведений российской и советской литературы, а сами журналы были центрами творческой жизни страны, своеобразными инкубаторами новых идей и мыслей.

Уже в ноябре 2009 года в соответствующем решении Правительства по инициативе В. В. Путина на развитие российских толстых журналов были выделены значительные средства. Не следует сомневаться, что это приведёт к новому подъёму в развитии этого столь важного для культуры России механизма инкультурации, объединяющего в себе литературу и политику, литературоведение и публицистику, историю и культурологию, культуру повседневности и элитарное искусство; издания, являющегося одновременно трибуной революционеров и прибежищем ортодоксальных отшельников; одновременно как бы пребывающего в забвении, как в последние десятилетия, и в то же время наиболее полно выражающего народную душу.

С учетом эстетической природы литературы как систематизирующего начала литературно-художественного журнала и его специфики можно определить ряд ведущих функциональных аспектов в деятельности толстого журнала, необходимых для развития целостного потенциала личности, имеющей определённые ценностные ориентации, культурные нормы и идеалы, как эталонные ценности, способной реализовать себя во всей полноте способностей

и жизненных установок.

Во-первых, литературно-художественный журнал следует рассматривать с аксиологической точки зрения — как духовную, нравственную и художественную ценность. Во-вторых, данный культурный феномен необходимо раскрывать в качестве специфического средства развития межличностного общения, свободной творческой индивидуальности, столь необходимых для социализации и инкультурации личности, способной найти своё место в быстро меняющемся мире, адекватно оценивать вызовы современности, принимать самостоятельные решения.

Тиражи определяются непосредственно читательским спросом, но в конечном счете зависят не только от платежеспособности аудитории, но и от её ценностных ориентаций, художественных предпочтений, степени социализации и инкультурации.

Рассматривая вопрос о ценностных предпочтениях и вкусах аудитории, мы выявляем ценностную и общекультурную значимость литературно-художественного журнала, ориентированную на творческое освоение действительности, адекватное представлениям о совершенстве, идеале, преобразующем структурную палитру ценностей в систему ценностей, основанную на различении оценивающего и познающего сознания.

Мы отмечаем, что на современном рынке периодики толстые литературно-художественные и общественно-политические журналы лидерами, к сожалению, не являются. Прошло то время и, может быть, безвозвратно, когда они диктовали моду целой эпохе, формируя эстетические суждения и вкусы, были, в известной, конечно, степени, свободной трибуной обмена мнениями, ареной жарких споров. Последняя оживленная полемика на страницах толстых журналов произошла в период перестройки в конце 1980-х годов. Это была яростная дискуссия, открытая журналом «Новый

мир» под руководством главного редактора Сергея Залыгина о переброске вод северных рек в республики Средней Азии. И сам Сергей Залыгин, и Валентин Распутин, и Василий Белов, и Пётр Проскурин, и многие другие известные писатели выступили тогда в защиту природных ресурсов России, по сути, впервые обозначив серьёзность экологической проблемы. Сама дискуссия приобрела общероссийский, даже мировой, масштаб, поставив, может быть, впервые в мире самый болезненный вопрос нашего времени. Тогда российским писателям удалось отстоять экологическое равновесие Севера. И сам этот успех расценивался как победа новых демократических сил России.

В последние годы, после постсоветских социальных катаклизмов в первой половине 1990-х годов, наметилось некоторое оживление в этой сфере, можно даже говорить об увеличении интереса к литературно-художественным журналам, хотя о серьезном переломе в сознании читателей пока говорить рано. Важно и то, что, как и тридцать лет назад, эти издания стали определенной духовной нишей, создали неповторимую ауру и даже, может быть, спровоцировали некоторую социальную и культурную активность, возложили на себя собирательную функцию, объединяя вокруг себя писателей, что, хоть и понемногу, культивирует необходимый культурный, литературный слой. Правда, происходит все это своеобразно, с некоей свойственной России спецификой.

Очевидно, существует потребность в системном культурологическом исследовании феномена литературно-художественных журналов, анализе их полифункциональной природы, выявлении их места в системе социальных институтов культуры, оказывающих влияние на культурную политику государства в условиях реформирования российского общества; в определении тенденций и перспектив их дальнейшего

функционирования. Для решения данной исследовательской задачи необходимо:

— дать определение, что такое современный толстый литературно-художественный журнал как социокультурный феномен;

— выявить специфику группы литературно-художественных журналов как коммуникативной целостности;

— выделить коммуникативную качественную определенность региональных российских литературно-художественных журналов, которая заключается в том, что их бытование сегодня — одна из важных составляющих в сохранении и укреплении единого культурного пространства постсоветской России;

— определить роль и место российских литературно-художественных журналов в культурном пространстве, в формировании общественного сознания в новых социальных условиях;

— выявить условия и факторы, способствующие функционированию региональных литературно-художественных журналов в структуре постсоветских средств массовой информации в контексте культурной политики;

— осмыслить диалектику соотношения традиций, новаторства и преемственности литературно-художественных журналов как в ценностном аспекте, так и в области художественной деятельности;

— обосновать коммуникативную модель исследуемой группы изданий, их функциональные, аудиторные, предметно-тематические особенности, посредством которых возможно решать задачи социализации и инкультурации личности, развития её творческого потенциала, расширения и активизации её связей с миром культуры;

— определить сущность региональных литературно-художественных журналов как типа периодического издания с максимальным учетом всех его параметров, характерных для современного периода становления правового

государства, рыночного хозяйства, гражданского общества в России;

— рассмотреть историческую динамику становления и развития литературно-художественных журналов в культурно-историческом пространстве российского общества;

— осуществить анализ социально-исторических, общественно-политических, литературно-творческих, экономических и социокультурных факторов, обусловливающих появление и функционирование изданий данного типа;

— выявить перспективные направления дальнейшего развития литературно-художественных журналов в существующей социокультурной ситуации с учетом национальных и культурных традиций профессиональной литературы и журналистики.

Незамедлительное решение данных исследовательских задач особенно важно, так как связано с такими явлениями, как глобализация политических, экономических, социальных отношений, с одной стороны, и обособление, даже изоляция, целых групп русскоязычного населения, оказавшихся в культурологическом вакууме в приграничных райо-

нах России, а то и вовсе за ее пределами, с другой стороны. При этом региональные литературно-художественные журналы как элемент культурной среды и явление, способное воздействовать на творческий потенциал, ценностное самоопределение личности молодого либо сомневающегося человека, а значит, и на будущее бытие общества, на сегодняшний день являются охранителями национальных традиций и единого социокультурного пространства России. Чёткое знание механизма работы литературно-художественного журнала, условий его финансирования, тематической структуры, целевого назначения и воздействия на аудиторию может оказать реальную помощь в выработке алгоритма действий по изданию литературно-художественного журнала в современной ситуации, оптимизации деятельности существующих литературно-художественных журналов. Исследования в данной области могут стать дополнительным ресурсом привлечения внимания к проблемам литературного цеха, формирования корпоративного мышления, повышения престижа профессии литератора.

Н. А. Галактионова

РОЛЬ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье рассматриваются особенности политики субъектов Российской Федерации в области установки праздничных и памятных дат. Делаются выводы об опасности абсолютизирования конфессионально обусловленных дат в полиэтничном сообществе, что затрудняет оформление российской идентичности в государстве. Ключевые слова: теория и история культуры, праздничная культура, народный календарь, конфессиональные праздники, идентичность, обрядовая культура, государственные праздники.

The article reveals the peculiarities of policy of subjects in Russian Federation in the field of establishing holidays and memorable days. The conclusion concerning the danger of absolutism of confessionally depended dates in the polyethic society causing the difficulty in forming the Russian identity is made. Keywords: theory and history of culture, holiday culture, folk calendar, confessional holidays, identity, ritual culture, state holidays.

Россия — полиэтничное государство, ществования представителей различных с традициями и опытом мирного сосу- этносов, с реальной практикой межэт-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.