Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПРОБЛЕМЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ'

РОССИЙСКИЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПРОБЛЕМЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОРЫНОК / ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ (ЕВРОБУМАГИ) / ЕВРООБЛИГАЦИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЕВРОБУМАГ / РОССИЙСКИЕ ЭМИТЕНТЫ ЕВРОБУМАГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекренёв Ю.В., Голованов М.К.

В статье рассматривается состояние и степень государственного регулирования рынка европейских ценных бумаг, а также встроенность России в рынок еврооблигаций. Сделан акцент на невысоком уровне регулируемости рынка евробумаг и показана роль Ассоциация участников международных фондовых рынков (ISMA). Представлен анализ российского сегмента рынка еврооблигаций, выявлены трудности и проблемы, с которыми сталкиваются эмитенты российских евробумаг. Подведены итоги 2016 года по российскому рынку евробумаг и показана необходимость его расширения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN SEGMENT OF THE EUROPEAN MARKET OF SECURITIES: ISSUES, MANAGEMENT

The article describes the condition and degree of State regulation of the European securities market, as well as the integration of Russia into the Eurobond market. Focus on low level of adjustability and of European securities market shows the role of Association of international stock markets (ISMA). An analysis of the Russian Eurobond market segment, identify difficulties and problems faced by Russian issuers of European securities. The year 2016 summed up the Russian market of European securities and shows the need for its expansion.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПРОБЛЕМЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ»

районах, где возможны наибольшие средние уровни загрязнения, затем в административном центре населённого пункта и в жилых районах с различными типами застройки, а также в парках и зонах отдыха.

Использованные источники:

1. Новиков Г. Основы экологии и охраны природы. ЛГУ, 1989 г.

2. Одум Ю. Экология. В 2-х томах. М., Мир, 1989 г.

3. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология., М., Просвещение, 1981 г.

4. Эгамбердиев Р. Экология. Тошкент, Узбекистон, 1993 г.

5. Тухтаев А.С. Экология. Ташкент, Укитувчи, 1998 г.

6. Рахимова Т.У. Умумий экология. Тошкент, 2000 г.

7. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М, Мысль, 1990 г.

8. Работнов Т.А. Фитоценология, М., МГУ, 1983 г.

9. Городинский А.Б. Охрана природы, Киев, Наукова думка, 1990 г.

УДК 33

Бекренёв Ю.В., к. э.н.

доцент кафедра Экономики Ярославский филиал

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.

Плеханова» (ЯФ РЭУ им. Г.В. Плеханова)

доцент

кафедра Экономики и управления ФГБОУ ВПО Ярославский государственный технический

университет (ЯГТУ) Голованов М.К. студент 4-го курса бакалавриата Ярославский филиал

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.

Плеханова» (ЯФ РЭУ им. Г.В. Плеханова) направление Экономика (финансы и банковское дело) РОССИЙСКИЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПРОБЛЕМЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ В статье рассматривается состояние и степень государственного регулирования рынка европейских ценных бумаг, а также встроенность России в рынок еврооблигаций. Сделан акцент на невысоком уровне регулируемости рынка евробумаг и показана роль Ассоциация участников международных фондовых рынков (18МА). Представлен анализ российского сегмента рынка еврооблигаций, выявлены трудности и проблемы, с которыми сталкиваются эмитенты российских евробумаг. Подведены итоги 2016 года по российскому рынку евробумаг и показана необходимость его расширения.

Ключевые слова и фразы: еврорынок, европейские ценные бумаги (евробумаги), еврооблигации, регулирование рынка евробумаг, российские

эмитенты евробумаг, экономические санкции, иностранные инвесторы.

UDC (Universal Decimal Classification) 33 Economics

Bekrenev Y. V.

Candidate of economic sciences, associate professor, senior lecturer of the Economics Department, Plekhanov Russian University of Economics (Yaroslavl branch), senior lecturer of the Economics and Management Department

Yaroslavl State Technical University (YSTU)

Golovanov M.K.

4-year student undergraduate Yaroslavl branch of«Russian economic University named after G. V. Plehanov in Economics (banking and finance) THE RUSSIAN SEGMENT OF THE EUROPEAN MARKET OF SECURITIES: ISSUES, MANAGEMENT

The article describes the condition and degree of State regulation of the European securities market, as well as the integration of Russia into the Eurobond market. Focus on low level of adjustability and of European securities market shows the role of Association of international stock markets (ISMA). An analysis of the Russian Eurobond market segment, identify difficulties and problems faced by Russian issuers of European securities. The year 2016 summed up the Russian market of European securities and shows the need for its expansion.

Key words: the Euromarket, European Securities (Europapers), Eurobonds, regulation of the market Europapers, Russian Europapers issuers, economic sanctions, foreign investors.

Многочисленные исследования развития современных мировых финансовых рынков свидетельствуют о том, что интеграционные процессы в сегменте мировых рынков капиталов за последние несколько лет усилились. В качестве причин этих тенденций отмечаются, с одной стороны, гораздо более тесная взаимная зависимость и заинтересованность участников международных рынков капиталов по сравнению с другими контрагентами других сегментов финансового рынка. С другой стороны, инвесторы, эмитенты и финансовые посредники на рынке капиталов сегодня стали более опытными. Кроме того, в качестве одной из причин усиления интеграционных процессов на мировых рынках капиталов следует назвать и развитие информационных технологий, а также средств телекоммуникации (и «завязанных» на них современных платежных систем), которые вывели все совершаемые финансовые операции в новую временную и пространственную плоскость, а координирующие воздействия со стороны международных и национальных регулятивных институтов сделали более существенными.

В результате за последнее десятилетие сложился глобальный рынок капиталов, способный преодолевать противоречия и неудобства национальных режимов регулирования, обеспечивая при этом постоянный мониторинг качества заёмщиков. Таким рынком капиталов сегодня является

рынок евробумаг, представленных, прежде всего, такими его инструментами как еврооблигации, которые, в свою очередь, представляют наиболее обширную его часть. [1]

Рынок евробумаг возник в качестве ответной реакции на меры по контролю над движением капиталов, введённых в очередной раз в США в конце 90-х годов ХХ века. В этой связи становление рынка еврооблигаций является наглядной иллюстрацией того, как введение различного рода ограничений стимулирует финансовые нововведения. Каким образом функционирует сегодня рынок евробумаг, какие проблемы он испытывает и в какой степени регулируется - вот основные проблемы, рассматриваемые в данной статье.

Рынок ценных евробумаг (далее рынок евробумаг) представляет собой часть мирового рынка заемного капитала. Официальное определение понятия и статуса европейской ценной бумаги зафиксировано в Директиве Комиссии европейских сообществ от 17 марта 1989 г., регламентирующей порядок предложения новых эмиссий ценных бумаг инвесторам на европейском рынке. [2, 330]

Сегодня рынок евробумаг оказывает значимое влияние на процессы финансирования внешних дефицитов государств и межстранового перелива капитала. В перераспределительной деятельности евробумаги располагают самым главным преимуществом - они политически нейтральны. Это означает, что страны с положительным сальдо платежного баланса могут производить вложения в них без политического риска.

Операции на рынке евробумаг делятся на несколько разновидностей:

• предоставление евродолларовых кредитов;

• выпуск еврооблигаций;

• краткосрочные сделки.

Главными кредиторами по еврокредитам есть и остаются международные синдикаты банков. Именно поэтому, порядок выдачи еврокредитов рассматривается с точки зрения синдицированного кредитования. Основными источниками евродолларовых кредитов являются:

1) иностранные государства или граждане, желающие разместить доллары вне США;

2) международные корпорации и европейские банки, имеющие запасы наличности и превышающие их текущие потребности;

3) валютные резервы стран с положительным внешнеторговым балансом (например, Япония, Тайвань, Германия).

Появление и развитие рынка еврооблигаций тесно связано со становлением важного сегмента современного мирового финансового рынка - еврорынка, включающего рынок евровалют и еврорынок капитала. Еврорынок - это рынок, на котором проводятся операции по вкладам, кредитам и займам в евровалютах. На рынке евровалют поначалу господствовал только американский доллар. Однако со временем в число обращаемых на рынке валют вошли и все основные европейские валюты.

Еврорынок приобрел интернациональный характер. Этому способствовало то обстоятельство, что возникшие сегменты еврорынка не регламентировались национальными законодательствами, а рынок носил стихийный характер. На средства, получаемые с еврорынков, не распространялись резервные требования национальных центральных банков, а процентные ставки по евровкладам освобождались от подоходных налогов. В результате еврорынки получили серьезные конкурентные преимущества. К этому следует добавить наличие стихийно складывающегося механизма формирования кредитных и депозитных процентных ставок, что позволяло банкам выплачивать по заемным депозитным средствам в евровалютах больший процент и предоставлять кредиты по более низким ставкам. Как результат - рынки евробумаг имеют высокий уровень конкуренции и являются действительно международными, прежде всего по своей организации. На них участвуют и ведут ожесточенную конкурентную борьбу международные банки практически всех крупных стран. Все это способствовало неконтролируемому межстрановому движению больших масс ссудного капитала, которые беспрепятственно минуя государственные границы стран, вызывали порою внезапное финансовое вторжение на национальные рынки.

Кроме того, отсутствие контроля со стороны национальных центральных банков за еврорынками являлось стимулом для транснациональных частных коммерческих банков расширять депозитную эмиссию евровалют. Однако такая частная (автономная) эмиссия евровалют не порождала инфляцию, поскольку евровалюты не были обязательными к приему агентами международного рынка. В результате эмиссия евровалют в основном соответствует спросу на них на международном финансовом рынке. Как отмечают эксперты, сама техника автономной эмиссии евровалют не заинтересовывала евробанки в выпуске евровалюты сверх реальной потребности мирового рынка в ликвидных активах, которыми и выступала евровалюта.

Рынок еврооблигаций как неотъемлемая часть еврорынка, как его сегмент, изначально был нерегулируемым. Сделки, заключавшиеся на нем, являлись результатом договоренности двух сторон без установленных правил арбитража и стандартов исполнения (улаживания) сделок. Однако в связи с необходимостью выработки правил игры в 1969 г. был создан первый регулирующий орган рынка еврооблигаций - ISMA (International Securities Market Association - Ассоциация участников международных фондовых рынков) и связанная с ней Международная ассоциация первичных рынков (International Primary Market Association - IPMA).

ISMA должна была стандартизировать различные методы поставки и платежа, существовавшие к тому времени на международном фондовом рынке. За время своего существования ISMA разработала весьма детальную и масштабную систему регулирования, включая правила совершения и улаживания сделок, этики поведения участников сделок и процедур

разрешения конфликтов. В начале 90-х гг. в ^МЛ числилось 866 членов, в том числе 166 из Великобритании, 138 из Швейцарии, 57 из Германии, 60 из Люксембурга (всего в КМЛ имеют статус участников представители 45 стран). В настоящее время штаб-квартира КМЛ располагается в Швейцарии, однако практическая деятельность КМЛ в основном осуществляется в Лондоне. КМЛ предоставляет всем заинтересованным лицам информацию по рынкам евробумаг и проводит образовательные семинары с выдачей специальных дипломов для работы на международных фондовых рынках. Согласно законодательству Великобритании ^МЛ, с одной стороны, имеет статус признанной (зарегистрированной) фондовой биржи, а с другой стороны, КМЛ признана советом по ценным бумагам и фьючерсам (SFA) международной саморегулируемой организацией, в ведении (регулировании) которой находится рынок евробумаг.

1СМЛ является органом, который устанавливает правила работы на рынке еврооблигаций и который, при отсутствии государственного регулирования, тем не менее, не допускает каких-либо серьезных нарушений и скандалов в этом сегменте мирового финансового рынка. Кроме указанных функций 1СМЛ предоставляет всем заинтересованным лицам информацию по рынкам евробумаг, проводит обучающие образовательные семинары с выдачей специальных дипломов, дающих право работы на международных фондовых рынках.

Наличие 1СМА, тем не менее, не делает рынок евробумаг полностью регулируемым со стороны национальных (или наднациональных) государственных институтов. В этой связи выделяется ряд причины, которые мешают установлению государственного контроля и регулирования еврорынка:

1) разная банковская отчетность и разное банковское законодательство отдельных стран не позволяют возможности представлять банкам, работающим в этом сегменте стандартизированную консолидированную отчетность по международным операциям;

2) возможное введение минимальных резервных требований по еврооперациям не всегда совместимо с национальным кредитным регулированием отдельных стран и чревато ухудшением положения местных банков по сравнению с иностранными;

3) ограниченные возможности влияния на процентные ставки, размер и условия операций на еврорынке со стороны национальных центральных банков и органов надзора.

Тем не менее, попытки регулирования еврорынка имеются, но направлены они не столько на установление сколько-нибудь значимого контроля, сколько на координацию действий национальных банков на еврорынке. И определенная стихийность, присущая еврорынку, выступает значимым фактором, привлекающим бизнес и финансовый сектор разных стран в число его участников. Более того, стремительное развитие рынка еврооблигаций и объясняется целым рядом причин, основная из которых -

отсутствие государственного регулирования. Именно нерегулируемость рынка еврооблигаций, отсутствие налогообложения, разнообразие видов и валют ценных бумаг, способное удовлетворить любые запросы заемщиков и инвесторов, выгодно отличают еврооблигационный рынок от национальных рынков облигаций конкретных стран. Кроме этого, рынок еврооблигаций представляет собой значительный шаг вперед по пути к полностью интегрированному европейскому рынку капитала.

Между тем для развития рынка еврооблигаций имеется определенные угрозы. Если сопоставить национальные рынки капиталов и еврорынок, то выигрыш последнего обусловлен противоположными векторами в области регулирования: национальные финансовые рынки определенным и существенным образом регулируются со стороны государственных институтов, а рынок евробумаг является достаточно стихийным и конкурентным. Поэтому основной угрозой для развития рынка евробумаг в будущем может стать отмена рядом государств институционального регулирования национальных рынков капитала. В этом случае потребность в рынке еврооблигаций и евроакций может резко сократиться.

Российская Федерация вышла на еврорынок в качестве независимого заемщика только с 1996 года. До середины 1998 года Россия успела разместить десять выпусков долларовых еврооблигаций, по десять еврооблигаций в итальянских лирах и немецких марках, облигации с тридцатилетним сроком, погашение которых наступит в 2028 году. С середины 1998 года был запущен процесс по эмиссии еще двух серий облигаций на общую сумму в 6,5 миллиардов долларов США, погашение которых осуществлялось в 2005 г. и планируется в 2018 г.

Свойство высокой надежности - это лучшее качество еврооблигаций, и оно же выступает главной притягательной чертой этого финансового инструмента. Поэтому не только Россия как государство выступало в качестве официального заемщика. Значимыми заемщиками выступили Минфин РФ, а также некоторые субъекты Российской Федерации (такие, как Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область), и даже крупный бизнес. Примером Российских компаний, которые проводили заимствования на еврорынке через выпуск еврооблигаций, могут служить такие эмитенты, как: «Лукойл», «Татнефть», «Мосэнерго», «Газпром», «Мобильные Теле Системы» и др. При этом отмечается, что большинство российских еврооблигаций являются долгосрочными и наиболее торгуемыми среди всего объема бумаг российских эмитентов.

Между тем, следует иметь в виду, что участие России как полноправного члена на рынке евробумаг было не безоблачным. С 1998 г. после начала первых эмиссий еврооблигаций Россия не участвовала как активный эмитент на рынке евробумаг, вплоть до 2010 года.

В этой связи отмечается, что важным событием на российском финансовом рынке 2010 г. стало возвращение России после двенадцатилетнего перерыва на рынок внешних заимствований. Россия

провела эмиссию еврооблигаций общей стоимостью в 5,5 млрд. долл. США. Эмиссия состояла из двух видов облигаций - Russia-15 и Russia-20 со сроком погашения соответственно в 5 и 10 лет. Знаковым событием для российского рынка еврооблигаций в 2010 г. стал выпуск Внешторгбанком (ВТБ) еврооблигаций в сингапурских долларах на срок в 2 года объемом почти в 300 млн. долл. США и в юанях на срок в 3 года на сумму в 150 млн. долл. США. В феврале 2011 г. Россия осуществила первый выпуск суверенных еврооблигаций, деноминированных в рублях, в сумме 40 млрд. р. под ставку 7,85 %. Выпуск рублевого займа обусловлен стремлением России привлечь иностранных инвесторов в рублевые финансовые активы и «проложить дорогу» к постепенному превращению рубля в мировую резервную валюту.

[3]

Кроме того, такой неожиданный со стороны России шаг многими экспертами объяснялся стратегической целью превращения Москвы в один из международных финансовых центров. А это предполагает создание условий для притока инвестиций в Россию с международного рынка капиталов для роста объемов первичного размещения акций, торговых оборотов на рынке долговых ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Однако реализации этих планов помешали введенные против России экономические (и в первую очередь, финансовые) санкции, целью которых является значительное снижение возможностей России в отношении доступа к внешним финансовым источникам (в т.ч. со стороны рынков евробумаг).

Тем не менее, даже в условиях финансовых санкций России удалось разместить свои обязательства на мировых финансовых рынках. В частности, более 70% российских государственных облигаций, размещенных 23 мая 2016 года в ведущих европейских банках, было раскуплено иностранными инвесторами из Европы, Азии, США. Количество 10-летних облигаций, размещенных РФ, составило 8,75 тысяч на общую сумму $1,75 млрд. при доходности 4,75% в год. По мнению министерства финансов РФ, такая активность демонстрирует достаточно высокий уровень доверия к нашей стране со стороны потенциальных инвесторов, вопреки оказываемому давлению на них со стороны ряда членов Евросоюза. [4]

В настоящее время роль Росси на еврорынке искусственно занижена из-за объявленных экономических санкций в отношении нашей страны, в основе которых лежат политические мотивы третьих стран (и в первую очередь, США). Одна из целей таких санкций - ограничить приток иностранного капитала в Российскую Федерацию, что, по мнению инициаторов санкций, должно привести к обрушению финансовой системы России и определенному коллапсу экономики.

Однако российская финансовая система показала достаточную степень устойчивости к внешним воздействиям такого рода. Конечно, санкции не проходят для неё «даром», произошло сужение в возможностях использовать для развития национальной экономики заемные средства европейских

финансовых рынков. Но, тем не менее, Российская Федерация и в настоящее время имеет определенную активность в отношении выпуска и погашения ранее выпущенных евробумаг. И иностранные инвесторы рассматривают российский рынок еврооблигаций как достаточно значимый. Об этом, в частности, говорят цифры статистики в этой области [5]:

> объем рынка корпоративных еврооблигаций составлял: на начало 2012г. - 122 млрд. долл.; на начало 2013 г. - 153 млрд. долл.; в 2014 г. -держался на уровне 182 млрд. долл.; в первом квартале 2015 г. - 158 млрд. долл.;

> объем рынка еврооблигаций финансовых организаций РФ составлял: на начало 2012 г. 44 млрд. долл.; достиг максимума во втором квартале 2014 г. в объеме 78 млрд. долл.; в первом квартале 2015 г. составлял 65 млрд. долл.;

> объем погашений/предъявлений к оферте в 2015 г. составил 23,6 млрд. долл.; в 2015 г. - 12,2 млрд. долл.;

> доля госкорпораций I эшелона в общем объеме рынка еврооблигаций в 2015 г. составляла 58%, в 2016 г. - 50%; доля компаний I эшелона (кроме государственных) в 2015 г. составляла 19%, в 2016 г. - 16%; доля компаний II эшелона (кроме государственных) в 2015 г. составляла 10%, в 2016 г. - 21%.

Кроме того, по итогам 2015 года стоимость российских еврооблигаций с погашением в 2030 году выросла на 14,8% и составила 120,02% от номинала (спред к пятилетним US Treasuries сузился за год на 348 пунктов и составил 127 базисных пунктов). Еврооблигации с погашением в 2043 году выросли в цене за 12 месяцев на 13,4% (их доходность снизилась на 95 пунктов - до 6,05% годовых), с погашением в 2042 году - на 13% (спред к US Treasuries аналогичной дюрации33 сузился на 103 пункта и составил 354 базисных пункта). Котировки евробондов с погашением в 2023 году выросли на 14,5% (спред к US Treasuries сузился на 200 пунктов - до 255 базисных пунктов), с погашением в 2020 году - на 11,3% (их доходность снизилась на 246 пунктов - до 4,15% годовых).

Несмотря на позитивные итоги, динамика доходности российских еврооблигаций в 2015 году была негативной на фоне нестабильной ситуации на мировых рынках капитала и в ожидании решений международных рейтинговых агентств в отношении кредитного рейтинга России. Основными причинами падения котировок отечественных евробондов стали, с одной стороны, негативная динамика мировых цен на нефть, которые, снизились менее чем 60 долл. за баррель марки Brent, а с другой стороны, на рынок оказывали негативное влияние ожидания снижения кредитного рейтинга России со стороны международных рейтинговых агентств. И эти ожидания

33 Дюрация (англ. duration - «длительность») - средневзвешенный срок потока платежей, причём весами являются дисконтированные стоимости платежей. Дюрация является важнейшей характеристикой денежного потока, определяющая чувствительность его текущей стоимости к изменению процентной ставки.

оправдались - сначала агентство Fitch Ratings снизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента Российской Федерации в национальной и иностранной валютах с «BBB» до «BBB-» - последней ступени инвестиционного уровня. Затем аналогичное решение приняло агентство Moody's, снизившее рейтинг российских государственных облигаций до «Baa3» с «Baa2». К концу января 2016 г. рейтинговое агентство Standard & Poor's объявило о снижении долгосрочного и краткосрочного рейтингов Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте до не инвестиционного (спекулятивного) уровня - «BB+/B» с «BBB-/A-3». При этом прогноз рейтингов был сохранен «негативным». [4]

Тем не менее, не смотря на негативную динамику кредитного рейтинга и соответствующие прогнозы в отношении кредитоспособности страны, отдельные эмитенты достаточно устойчиво чувствовали себя в отношении положения на рынке евробумаг (о чем свидетельствует таблица, составленная по материалам агентства Bloomberg за 2016 год) [6].

Самые доходные еврооблигации российских эмитентов

Эмитент Доходность, % Цена, % от номинала Купон, % Срок погашения, год

Со сроком погашения более чем 10 лет

Газпромбанк 16,8 77,5 7,9 Бессрочные

ВТБ 16,7 68,7 9,5 Бессрочные

Альфа-банк 12,2 89,7 9,5 2025

ВЭБ 8,5 88 6,8 2025

РЖД 8,4 92 7,5 2031

Со сроком погашения 5-10 лет

«Русский стандарт» 44,4 40 11,5 2024

Дальневосточное морское пароходство 32,4 41,4 8,7 2020

Россельхозбанк 23,3 79,1 6 2021

Alliance Oil Company 19 60,5 7 2020

ХКФ Банк 17,3 80,4 9,4 2020

Промсвязьбанк 14,4 83,5 10,5 2021

Газпромбанк 14,1 80 7,5 2023

ОАО ТМК 13,9 73,7 6,7 2020

«Евраз» 13,1 75,2 6,5 2020

Сбербанк 12,5 77,6 5,5 2024

ВТБ 11 79 6,9 2022

«Металлоинвест» 10,7 79,9 5,6 2020

«ВымпелКом» 10,5 87,9 7,7 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Polyus Gold 10,2 81.3 5.6 2020

Альфа-банк 10,2 88,7 7,7 2021

Источник: Bloomberg

Подводя итоги, нужно отметить, что еврорынок - это рынок саморегулируемый, неподотчетен отдельным государствам, очень выгоден для участников, так как отсутствует технический контроль сделок со стороны государственных структур конкретных стран, на рынке практически отсутствует налогообложение доходов участников. Участие на рынке евробумаг представляет собою, своего рода, оффшорный бизнес. Созданное в рамках еврорынка Агентство ISMA, является органом коллегиальным, горизонтально интегрированным. Оно разрабатывает стандарты совершения сделок на рынке, проводит обучение участников международных фондовых рынков, но никак не регламентирует объемы сделок, участников, не выдает никаких сертификатов и лицензий. То есть ISMA выполняет некоторые (и далеко не все) координирующие функции.

Однако, несмотря на то, что рынок, по сути, является саморегулируемым образованием, объединенное согласованное давление со стороны ряда государств-участников на отдельных участников рынка вполне может быть и имеется, что отчетливо видно сегодня по отношению к нашей стране. Тем не менее, рынок евробумаг (и, в частности, еврооблигаций), является выгодным и малорисковым способом привлечения внешних заимствований, что для развивающихся экономик (как российская) является весьма привлекательным способом финансирования такого развития. Поэтому, не смотря на существующие политические решения правительств ряда стран об ограничении участия России на рынке европейских ценных бумаг, необходимо целенаправленно проводить работу российскими государственными финансовыми институтами и частными корпорациями, направленную на сохранение и количественное увеличение масштабов участия Российских эмитентов на еврорынке, объёмов заимствований. Это позволит привлекать в российскую экономику необходимые финансовые ресурсы для дальнейшей модернизации, индустриализации и перевооружения производственной сферы, обеспечения улучшения качества жизни россиян. Европейский рынок имеет большую перспективу и большие возможности для российских эмитентов.

Использованные источники:

1. Берзон Н.И. Рынок еврооблигаций - ключевые моменты // Рынок ценных бумаг. - 2012, № 4.

2. Международные валютно-кредитные отношения: учебник для вузов / Под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Издательство Юрайт, 2014.

3. www.finmarket.ru - информационный портал «Финмаркет».

4. www.rusbonds.ru - новостной портал «Интерфакс».

5. www.banki.ru - информационный портал «Банки-ру».

6. www.finanz.ru - новостной портал агентства Bloomberg.

List of reference links:

1. Berzon N.i. Eurobond market-key points / /the securities market. - 2012, no. 4.

2. International Monetary and credit relations: textbook for high schools. L. N. Krasavinoj. - М.: Harvard Business Press, publishing house 2014.

3. www.finmarket.ru - information portal of finmarket.

4. www.rusbonds.ru - news portal.

5. www.banki.ru - information portal "banks-ru".

6. www.finanz.ru - Bloomberg News Portal.

УДК336.717

Белов Д.О. студент 2 курса факультет «Инженерно-экономический» научный руководитель: Бенько Е. В.

старший преподаватель кафедра «Финансы и кредит» ФГОУ ВО УлГТУ Россия, г. Ульяновск ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ Аннотация: в данной статье рассматривается государственный бюджет, его функции и задачи, а так же доходы расходы бюджета страны.

Ключевые слова: бюджет, доход, расход, государство, план.

Belov D. O. student 2 courses faculty «Engineering and economic» FGOU IN ULGTA Russia, Ulyanovsk Scientific supervisor: Benko E. V. senior lecturer of Department "Finance and credit"

FGOU IN ULGTA Russia, Ulyanovsk STATE OF THE FEDERAL BUDGET Abstract: This article discusses the state budget, its functions and tasks, as well as revenue expenditure budget.

Key words: budget, income, consumption, state, plan. Говоря о понятии экономики государства, нельзя не упомянуть о значи мости в ней государственного федерального бюджета. Эти два термины тесн о связаны между собой. В чем суть тезиса, и каковы основные функции госб юджета?

Суть тезиса

Под государственным бюджетом понимают структурный план финанс ов, где отражены предстоящие в следующем календарном году расходы и до ходы страны. План принимается и утверждается вышестоящими чиновникам и. При изменении ситуации в государстве существует возможность внесения корректировок.

Основные функции госбюджета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.